к какому направлению педагогической мысли 20 в примыкал известный французский педагог э дюркгейм

К какому направлению педагогической мысли 20 в примыкал известный французский педагог э дюркгейм

В первой половине XX в. в зарубежной педагогике прослеживаются две основные парадигмы. Одна из них — педагогический традиционализм — продолжение прежней педагогической мысли. Другая — новое воспитание, или реформаторская педагогика, — определенная альтернатива такой традиции.

К традиционализму относились прежде всего социальная педагогика, религиозная педагогика и педагогика, ориентированная в первую очередь на философское осмысление процесса воспитания и образования. Подчеркнем, что педагоги-традиционалисты так или иначе размышляли в русле этих педагогических течений.

Представители социальной педагогики (Э. Дюркгейм — Франция, В. Дильтей, П. Наторп, Э. Шпрангер — Германия, Б. Рассел, М. Макмиллан, С. Айзеке — Англия, Р. Зейдель — Швейцария и др.) главным источником педагогической науки и практики считали социально-историческое знание.

Эмиль Дюркгейм (1858—1917) — один из наиболее заметных представителей социальной педагогики. Фундаментом его педагогических взглядов служит выдвинутая им концепция «стадий цивилизации» и «коллективных представлений». По этой концепции, человечество прошло ряд исторических стадий, каждой из которых присущи свои собственные системы идеалов воспитания — «коллективные представления». Современная цивилизация, по мысли Дюркгейма, вобрала в себя компоненты «коллективных представлений» предшествовавших эпох и одновременно выработала особые педагогические идеалы и ценности. Процесс воспитания — это прежде всего приобщение каждого члена общества к «коллективным представлениям» своего времени.

Э. Дюркгейм, убежденный в общественном характере педагогического процесса («Воспитание — методическая социализация»), писал, что деятельность школы состоит «прежде всего в развитии известного набора интеллектуальных, нравственных, физических качеств, которых требует общество и среда». Подчеркивалось, что индивид отнюдь не полностью зависит от императивов «коллективных представлений», обладая собственными, природными инстинктами и желаниями. Итог воспитательного процесса — слияние социального и биологического компонентов, т.е. достижение «индивидуальной социализации».

Источник

Эмиль Дюркгейм: биография, теории, вклад, работы

Содержание:

Эмиль Дюркгейм Он был французским социологом и философом 1858 года рождения, который считается одним из отцов социологии. Среди прочего, его работы позволили социальной науке начать отличаться от психологии и политической философии, а также продвинули эпистемологический реализм и гипотетико-дедуктивный метод.

Его самые известные работы включают его монографию Самоубийство, опубликованный в 1897 году, который положил начало социальным исследованиям, а также Правила социологического метода (1895), в которой он объяснил, как подходить к социальным фактам научной и систематической фирмы.

Этот автор посвятил значительную часть своей карьеры открытию, описанию и объяснению структурных социальных событий, происходящих в учреждениях. Согласно своим постулатам, социология должна изучать эти социальные явления целостным образом, то есть с интегральной точки зрения и с учетом того, что влияет на все общество.

Помимо своей работы в качестве социологического исследователя, Дюркгейм отличился тем, что сделал социологию академической дисциплиной. Он был создателем первого факультета социологии в Университете Бордо, а в 1896 году он основал первый журнал, посвященный этой теме, L’Année Sociologique.

биография

Ранние года

Эмиль Дюркгейм родился 15 апреля 1858 года в Эпинале, Франция. Несмотря на то, что его отец был раввином, в детстве он прошел через процесс секуляризации, который заставил его отказаться от иудаизма.

Юный Эмиль провел свою юность в очень бурном и меняющемся историческом контексте. В этот период его страна пережила большой промышленный и экономический рост, но потерпела поражение во франко-прусской войне. Во время этого конфликта в 1870 году родной город Дюркгейма был оккупирован пруссаками.

Его хорошие академические результаты позволили ему поступить в Ecole Normale Supérieure в Париже в 1879 году, где он получил диплом по философии три года спустя. Получив ученую степень, Дюркгейм начал преподавать в различных городах Франции.

В 1885 году социолог переехал в Германию, где познакомился с методами экспериментальной психологии, разработанными Вильгельмом Вундтом.

Карьерная лестница

Во время своего пребывания в Германии Дюркгейм отправил во французские журналы несколько статей по философии и позитивным наукам. Эти публикации сыграли важную роль в том, что в 1887 году он получил предложение работать профессором социальных наук и педагогики в Университете Бордо.

В то время Дюркгейм начал интересоваться социологией, дисциплиной, которая тогда зародилась после первой позитивистской формулировки, сделанной Огюстом Контом.

Первым крупным вкладом Дюркгейма была его докторская диссертация: О разделении общественного труда (1893). Два года спустя он опубликовал одну из своих самых важных работ, Правила социологического метода. В 1896 году по курсам социологии он стал первым во Франции кафедрой этой дисциплины.

Следующим его профессиональным назначением был Парижский университет, где он работал профессором педагогических наук с 1902 года до своей смерти.

Смерть

Смерть сына во время Первой мировой войны привела Дюркгейма в состояние депрессии. Разочарованный и безутешный, он умер в Фонтенбло 15 ноября 1917 года.

Основные теории дюркгейма

До того, как Дюркгейм начал работать над этим предметом, теоретики, занимающиеся социологией, не считали его автономной дисциплиной, а подходили к нему через органические или психологические подходы.

Дюркгейм изменил эту точку зрения и подтвердил, что существуют специфические социальные явления и что социологию следует рассматривать как науку, изучающую их.

Для Дюркгейма социальные факты были определены как «способы действия, мышления и чувства, внешние по отношению к человеку и обладающие силой принуждения, в силу которой они ему навязываются».

Эти социальные факты, согласно его теории, присутствуют до рождения человека в любом обществе и, следовательно, являются внешними по отношению к его личности. Они также являются коллективными фактами, поскольку являются частью социальной культуры и носят принудительный характер, поскольку люди получают образование в соответствии с нормами и правилами этого общества.

Французский социолог также подтвердил, что общество существует как вне, так и внутри индивида, поскольку оно усваивает и принимает его ценности и мораль. По этой причине первичной единицей исследования социологии должно быть общество в целом, а не его отдельные компоненты.

Разделение труда

В некоторых его работах, таких как Образование и социология Y Разделение труда в обществеДюркгейм утверждал, что солидарность является основным элементом поддержания сплоченности в современных обществах.

По мнению автора, существует два типа солидарности: органическая, проявляющаяся в семье, между друзьями или в сельских общинах, и механическая, которая развивается в индустриальных обществах из-за разделения труда в компаниях. В последнем случае чувство принадлежности меньше, чем в небольших группах.

По этой причине автор указал, что индустриальному обществу необходимо внедрить новую систему образования. С одной стороны, дети должны были получить начальное образование в семье, а глобальные нормы и ценности должны были преподавать в школах.

Социолог считал солидарность моральным фактом, что она не может иметь внешнего существования. Поэтому для его реализации необходимы закон и право.

Метод социальных наук

Дюркгейм предложил использовать в своей работе метод позитивизма. Правила социологического метода (1895). Автор намеревался изучить общество как «вещь» и проверить свои гипотезы через реальность.

Двумя инструментами, предложенными Дюркгеймом, были статистика и логические рассуждения. С их помощью он намеревался создать метод, основанный на непосредственном наблюдении фактов и диапазоне их проверки.

Предлагая изучать социальные факты как «вещь», социолог приравнял их к тем явлениям, которые можно наблюдать и противопоставлять с помощью научного метода. Дюркгейм установил для этого четыре шага:

Функционализм

Функционалистская теория, предложенная Дюркгеймом, сосредоточила свое внимание на закономерностях, функционировании и нормах общества. В нем социолог сослался на использование функции, определяемой как внешнее проявление объекта в рамках определенной системы отношений.

Функция, как ее представил Дюркгейм, представляет собой концепцию, которая выражает отношения между элементами множества и демонстрирует их взаимозависимость.

С помощью этой социологической теории Дюркгейм стремился объяснить социальные явления через функцию социальных институтов. Таким образом, он считал социальные изменения, которые стремились к гармонии, функциональными, тогда как, если баланс был нарушен, эти изменения следовало считать дисфункциональными.

Самоубийство

Одной из самых известных работ Дюркгейма была Самоубийство: социологическое исследование, опубликовано в 1897 г.

Автор изучил годовой уровень самоубийств в разных странах за определенный период времени и обнаружил, что он имеет тенденцию оставаться неизменным в течение длительного периода времени. Точно так же он обнаружил, что этот показатель действительно варьируется в зависимости от страны или сообщества. В качестве примера он обнаружил, что в католических обществах было меньше самоубийств, чем в протестантских.

На основании этих данных автор пришел к выводу, что самоубийство имеет социальные причины, а не только индивидуальные и психологические. Дюркгейм зафиксировал четыре различных типа самоубийств:

Штат

Дюркгейм определял государство по выполняемым им функциям. У этих функций должны быть ограничения, поскольку они не должны зависеть от контроля социальных связей и коллективного сознания.

Само государство для автора является разновидностью коллективного сознания, но не единственным. Это орган социальной мысли, который должен быть посвящен разработке определенных социальных представлений, предназначенных для управления коллективным поведением.

С другой стороны, этот автор утверждал, что конфликты были аномалиями в продвижении к прогрессу и порядку, двум центральным идеям в обществах его времени.

Другие материалы Дюркгейма

Несмотря на то, что Эмиль Дюркгейм не оставил никаких чисто антропологических работ, он внес очень ценный вклад в эту дисциплину. Кроме того, он ввел научный метод в социальный анализ и создал концепцию социологического факта.

Религиозное явление

Французский социолог также упомянул религиозный феномен, в частности, в своей работе. Элементарные формы религиозной жизни (1912). Эта работа была основана на нескольких антропологических наблюдениях за аборигенами Австралии и Америки.

На основании собранных данных Дюркгейм разработал теорию. В соответствии с этим религию следует рассматривать как социальное явление, хотя в то же время она является продуктом коллективного мышления.

Автор трактовал религию как символ самого общества. Таким образом, в страхе человека перед священным символически выражается его зависимость от общества. Сама концепция бога, согласно Дюркгейму, была бы формой поклонения обществу.

Как и в случае с культурой и самим обществом, религия является элементом контроля над сознанием человека и, следовательно, очень ценным инструментом социальной сплоченности.

Пионер социологии

В дополнение ко всей его теоретической работе, Дюркгейм считается одним из отцов социологии также благодаря его академической работе. Французы были основателями первого социологического факультета в Университете Бордо в 1895 году.

С другой стороны, он также был создателем первого журнала, посвященного этой теме, L’Année Sociologique, который появился в 1896 году.

Опубликованные работы

Разделение труда в обществе (1893). Его докторская диссертация.

Правила социологического метода (1895).

Нравственное воспитание (1902).

Элементарные формы религиозной жизни (1912).

Уроки социологии (1912).

Посмертные произведения

Образование и социология (1922).

Образование: его сущность, функция (1928)

Педагогика L’évolution во Франции (1938).

Дюркгеймовские фразы

— Уровень самоубийств обратно пропорционален степени интеграции социальных групп, к которым принадлежит человек.

— Общество для своих членов то же самое, что Бог для своих верных.

— Мы подчиняемся закону не потому, что мы его создали, потому что он был любим таким количеством голосов, но потому, что он хорош, он соответствует природе фактов, потому что это все, чем он должен быть, потому что мы доверяем ему.

— Не следует говорить, что действие оскорбляет общую совесть, потому что оно преступно, а скорее, что оно является преступным, потому что оно оскорбляет общую совесть.

— Приходится выбирать между обществом и Богом.

— Преследование цели, которая по определению недостижима, обрекает себя на вечное несчастье.

— Человек может действовать только в той мере, в какой он научится знать контекст, частью которого он является, знать свое происхождение и условия, от которых он зависит.

Ссылки

Интеллектуальные ценности: характеристики, типы, примеры

Совместная работа: характеристики, инструменты, примеры

Источник

Дюркгейм Э.

Дюркгейм Э.

один из создателей социологии как самостоятельной науки

Эмиль Дюркгейм (фр. Emile Durkheim ) (15 апреля 1858, Эпиналь — 15 ноября 1917, Париж) — французский социолог, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.

В 1898—1913 гг. Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальной солидарности.

Содержание

Основные направления научных исследований

Основные сочинения

Биография

Родился в Эпинале в семье небогатого раввина. В детстве тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. В 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение 3-х лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1893 защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая кафедра по социологии во всем мире. Работая в университете Бордо, Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы — «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897).

В 1898—1913 руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире научного журнала по социологии. В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешел в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа — «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Философские и социологические взгляды

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии — считается классиком теории социологического метода (подход — «социальный реализм»). Метод имеет 3 принципа:

1) Общество — часть объективной реальности, включенная в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы. 2) Общество первично по отношению к составляющим его людям. 3) Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.

По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, т.е иметь свои специфические методы.

Социология

Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Задачи социологии — понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни.

Методология социологического познания (исследования) — основывается на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике.

Социология — строгая объективная наука свободная от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций.

Общество

Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей — индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании.

Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью людей — предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде.

Чем примитивнее общество, чем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии.

Человек — это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.

Общество — это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты — образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное существование.

Гражданское общество

На раннем этапе из коллективного единомыслия выделяется воля одной личности — вождя. Только он мог бросить вызов общественному мнению, заявив о начале новой исторической эпохи.

Далее происходит формирование целого слоя людей — бигменов (племенная аристократия), располагавших значительными богатствами, политическим весом и собственными интересами.

Наметившиеся в обществе глубокие перемены 5-7 тыс. лет назад достигли пика в 5 в. до н. э., а потом затихли на 2-е тыс. лет, возобновившись лишь после 3-х великих революций: английской, французской и американской.

Гражданское общество закрепило историческое право народа иметь собственность и право личности выражать собственное мнение.

От механической к органической солидарности

Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.

Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор — есть символ обмена, его юридической формой. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

Теория строения и эволюции общества:

Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму.

Демократия — вершина общественного развития и самая сложная форма социальной организации общества. Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен гораздо более широкий выбор моделей поведения, чем в авторитарном обществе; его поведение становится многовариантным. Набор санкций при этом чрезвычайно широк, а подавляющая их часть склоняется к мягким и косвенным санкциям.

Тоталитарное общество — не является многовариантным, так как не только сужает диапазон свободы действий, но применяет к нарушителям чрезмерно узкий набор санкций, многие из них смещаются в сторону репрессивных мер. Такое общество держится только на том, что все люди, не зависимо от их желаний, жёстко выполняют одни и те же нормы. Человек должен знать нормы и автоматически им следовать.

Коллективное сознание

Коллективное сознание — совокупность общих у членов одного и того же общества интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений. К.с. — «психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития, свои свойства, свои условия существования». Оно имеет особую, «отдельную реальность» — существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.

Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой.

Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.

От степени солидарности зависит состояние общества — нормальное или патологичное. Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии — аномия (патология общества) — ощущение отсутствия норм, возникающее в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились.

Патологичные формы состояния общества: аномия, социальное неравенство, рутинизация труда, деградация рабочей силы, классовые конфликты. Основной путь решения проблемы — реформы.

Социальные факты

Социальные факты — образцы действий, способы мышления и чувствования существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.

Факты коллективного сознания включают следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и интересы людей.

По степени консолидации людей различаются структурные (анамические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения.

Различные типы фактов лежат в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей.

Проблема самоубийства

С целью опровержения теорий, согласно которым самоубийство объяснялось климатическими, географическими, биологическими, сезонными, психологическими или психопатологическими факторами, Дюркгейм проводит сбор и анализ статистических данных, характеризующих динамику самоубийств в различных европейских странах. Он считал, что только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах в разные периоды. В качестве альтернативного объяснения Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство — социальный факт — продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом.

Дюркгейм выделил следующие типы самоубийств, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида:

На основе полученных результатов Дюркгейм пришёл к выводу, что типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем выше уровень интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств.

«Самоубийство», в отличие от всех других работа автора, зиждилась на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В работе был предложен термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия — это состояние, вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей.

Впоследствии теорию социальной аномии развивали американский социолог Роберт Мертон, а также фрейдомарксист Эрих Фромм.

Анализ религии

В своей заключительной работе по социологии религии Дюркгейм истолковал ее как крайнюю форму нематериального социального факта. Религия необходима обществу, так как она укрепляет социальную солидарность, формирует социальные идеалы. Поклоняясь каким-либо священным предметам или идеям, люди, по мысли Дюркгейма, в действительности поклоняются обществу.

Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту или Спенсеру, современные социологи дают его научным заслугам не менее (а многие — гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить ее становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Эмиль Дюркгейм
Emile Durkheim
к какому направлению педагогической мысли 20 в примыкал известный французский педагог э дюркгейм. Смотреть фото к какому направлению педагогической мысли 20 в примыкал известный французский педагог э дюркгейм. Смотреть картинку к какому направлению педагогической мысли 20 в примыкал известный французский педагог э дюркгейм. Картинка про к какому направлению педагогической мысли 20 в примыкал известный французский педагог э дюркгейм. Фото к какому направлению педагогической мысли 20 в примыкал известный французский педагог э дюркгейм
Дата рождения: