к какому направлению относится творчество равеля
Жозеф Морис Равель
Фото Все
Видео Все
Топ 14 интересных фактов: М. Равель | Best of Ravel | История музыки
Морис Равель — биография
Морис Равель композитор-импрессионист, творческая деятельность которого пришлась на начало ХХ века. Он стал реформатором в мире классической музыки и принес в нее много нового. Его творчество оказало влияние и на последующие поколения композиторов. Композиция, которую он сочинил для балета «Балеро», до сих пор можно услышать на сцене театров.
Первые годы жизни
Будущий композитор-новатор родился 07 марта 1875 года в городе Сибур, расположенном на юге Франции, который практически граничил с Испанией. Его отец родом из Швейцарии, работал на железной дороге инженером путей сообщения. Мать Равеля была по национальности басконка.
Морис Равель в молодости
Отец Равеля, несмотря на свою профессию, которая была далека от творческой деятельности, любил музыку. Он умел играть на флейте и трубе. Именно отец смог пробудить у сына интерес к музыке. Кроме того, в доме, где рос маленький Равель, часто звучали мелодии баскского фольклора. В будущем музыкант перенесет некоторые элементы баскского фольклора в свое творчество.
Спустя несколько месяц после рождения сына, родители Равеля переехали в Париж, где он и вырос. В 7 лет отец отправил его на уроки фортепиано, благодаря которым он в 14 лет становится студентом Парижской консерватории.
Парижская консерватория
Преподаватели, которые обучали и давали уроки музыки Равель, отмечали его необычный талант к новаторству. Но руководство консерватории оказалось не готово к таким переменам в музыке, и поэтому в 1885 году он был исключен.
2 года он находился в свободном плаванье и познакомился с Эриком Сати, который также как Морис Равель, обладал духом бунтарства и не боялся экспериментировать с музыкой. Талант и оригинальность Сати вдохновила Равеля на создание и сочинение музыки.
Морис Равель во время учебы в Парижской консерватории
В 1897 году композитор снова поступает в Парижскую консерваторию, где его учителями стали Форе и Андре Жедальж. В отличие от директора учебного заведения Теодора Дюбуа, который был ярым консерватором и сожалел о бунтарском мировоззрении композитора, оба учителя ценили талант своего ученика и в последующем оказали сильное влияние на его развитие. Через три года, в 1900 году, Мориса вновь отчислили, но ему было позволено посещать классы Форе в качестве вольнослушателя, что он и делал до 1903 года.
Участие в конкурсе для молодых композиторов Prix de Rome
Благодаря своей настойчивости Морис Равель получил признание публики. Он 4 раза (с 1901 по 1905 год) пытался получить Римскую премию, но все было тщетно. Судьи не воспринимали композитора-новатора и не давали ему дойти до финала. Однако в 1905 году, когда его исключили из первого раунда, даже критики, которые не были поклонниками его творчества, не смогли остаться равнодушными от такого явного занижения его способностей. Формально причиной его исключения стал его возраст. Участвовать в конкурсе могли только молодые люди до 30 лет, а Морису до 30-тилетия оставалось еще несколько месяцев.
Морис Равель играет в молодости
Об этой несправедливости было написано в парижских газетах. Общественность встала на сторону Равель. Скандал разгорелся еще больше после того, как стало известно, что один из членов жюри был профессор консерватории Шарль Ленепве, который помог своим ученикам пройти в финал. Однако сам профессор все обвинения отрицал и говорил, что это получилось случайно.
Впоследствии из-за разгоревшегося скандала, директор консерватории Дюбуа был уволен, а его место занял Форе. Благодаря этому скандалу публика узнала о творчестве Мориса Равель, а его музыка получила признание и стала популярной в официальных музыкальных кругах.
Творчество
Композитор Морис Равель
После того как стало известно о том, что конкурс проводится нечестно, популярность Мориса выросла, о нем заговорили, много обсуждали, а музыка стала звучать на концертах. Через скандал, который не был намеренно спровоцирован, он получил, наконец, признание и смог изменить взгляды консерваторов на новое направление в классической музыке.
На время Первой мировой войны Морис приостановил свою музыкальную карьеру и отправился на фронт. После окончания войны он продолжил свою деятельность, но изменил жанр и вместо оперы занялся инструментальными пьесами. Тогда он сочинил «Гробницу Куперона» и написал музыку для балета «Дафнис и Хлоя» и «Вальс».
Композитор много путешествовал и давал концерты по Европе. Он переносил в свое творчество чувства, которые испытал во время того или иного путешествия.
Одно из последних его произведений «Балеро», стало популярно во всем мире. Произведение можно услышать со сцены театров даже сегодня. Вдохновила его на написание композиции балерина Ида Рубинштейн.
Морис Равель в творческом процессе
В последние годы жизни Морис Равель писал мало. В 1932 году во время гастролей он попал в автомобильную катастрофу, в которой получил черепно-мозговую травму. Точкой в его творческой деятельности стал произведение «Три песни», написанное для Федора Шаляпина.
Личная жизнь
На протяжении всей своей деятельности композитор не распространялся о личной жизни и какая-либо информации о романах не сохранилась. Известно, что официальной жены и детей у него не было. О любовницах или любовниках также ничего неизвестно.
Смерть
Из-за аварии у композитора ослабло здоровье. В 1933 году врачи нашли у него серьезное неврологическое заболевание, которое развилось из-за автомобильной катастрофы.
В 1937 году врачами было принято решение о проведении операции на головном мозге. Однако хирургическое вмешательство не пошло на пользу Морису, а наоборот усугубило его здоровье. Он умер 28 декабря 1937 года и был похоронен в пригороде Парижа.
Музыкальные произведения
Ссылки
Морис Равель — биография и произведения композитора
Морис Равель — биография
Морис Равель композитор-импрессионист, творческая деятельность которого пришлась на начало ХХ века. Он стал реформатором в мире классической музыки и принес в нее много нового. Его творчество оказало влияние и на последующие поколения композиторов. Композиция, которую он сочинил для балета «Балеро», до сих пор можно услышать на сцене театров.
Первые годы жизни
Будущий композитор-новатор родился 07 марта 1875 года в городе Сибур, расположенном на юге Франции, который практически граничил с Испанией. Его отец родом из Швейцарии, работал на железной дороге инженером путей сообщения. Мать Равеля была по национальности басконка.
Морис Равель в молодости
Отец Равеля, несмотря на свою профессию, которая была далека от творческой деятельности, любил музыку. Он умел играть на флейте и трубе. Именно отец смог пробудить у сына интерес к музыке. Кроме того, в доме, где рос маленький Равель, часто звучали мелодии баскского фольклора. В будущем музыкант перенесет некоторые элементы баскского фольклора в свое творчество.
Спустя несколько месяц после рождения сына, родители Равеля переехали в Париж, где он и вырос. В 7 лет отец отправил его на уроки фортепиано, благодаря которым он в 14 лет становится студентом Парижской консерватории.
Парижская консерватория
Преподаватели, которые обучали и давали уроки музыки Равель, отмечали его необычный талант к новаторству. Но руководство консерватории оказалось не готово к таким переменам в музыке, и поэтому в 1885 году он был исключен.
2 года он находился в свободном плаванье и познакомился с Эриком Сати, который также как Морис Равель, обладал духом бунтарства и не боялся экспериментировать с музыкой. Талант и оригинальность Сати вдохновила Равеля на создание и сочинение музыки.
Морис Равель во время учебы в Парижской консерватории
В 1897 году композитор снова поступает в Парижскую консерваторию, где его учителями стали Форе и Андре Жедальж. В отличие от директора учебного заведения Теодора Дюбуа, который был ярым консерватором и сожалел о бунтарском мировоззрении композитора, оба учителя ценили талант своего ученика и в последующем оказали сильное влияние на его развитие. Через три года, в 1900 году, Мориса вновь отчислили, но ему было позволено посещать классы Форе в качестве вольнослушателя, что он и делал до 1903 года.
Участие в конкурсе для молодых композиторов Prix de Rome
Благодаря своей настойчивости Морис Равель получил признание публики. Он 4 раза (с 1901 по 1905 год) пытался получить Римскую премию, но все было тщетно. Судьи не воспринимали композитора-новатора и не давали ему дойти до финала. Однако в 1905 году, когда его исключили из первого раунда, даже критики, которые не были поклонниками его творчества, не смогли остаться равнодушными от такого явного занижения его способностей. Формально причиной его исключения стал его возраст. Участвовать в конкурсе могли только молодые люди до 30 лет, а Морису до 30-тилетия оставалось еще несколько месяцев.
Морис Равель играет в молодости
Об этой несправедливости было написано в парижских газетах. Общественность встала на сторону Равель. Скандал разгорелся еще больше после того, как стало известно, что один из членов жюри был профессор консерватории Шарль Ленепве, который помог своим ученикам пройти в финал. Однако сам профессор все обвинения отрицал и говорил, что это получилось случайно.
Впоследствии из-за разгоревшегося скандала, директор консерватории Дюбуа был уволен, а его место занял Форе. Благодаря этому скандалу публика узнала о творчестве Мориса Равель, а его музыка получила признание и стала популярной в официальных музыкальных кругах.
Творчество
Композитор Морис Равель
После того как стало известно о том, что конкурс проводится нечестно, популярность Мориса выросла, о нем заговорили, много обсуждали, а музыка стала звучать на концертах. Через скандал, который не был намеренно спровоцирован, он получил, наконец, признание и смог изменить взгляды консерваторов на новое направление в классической музыке.
На время Первой мировой войны Морис приостановил свою музыкальную карьеру и отправился на фронт. После окончания войны он продолжил свою деятельность, но изменил жанр и вместо оперы занялся инструментальными пьесами. Тогда он сочинил «Гробницу Куперона» и написал музыку для балета «Дафнис и Хлоя» и «Вальс».
Композитор много путешествовал и давал концерты по Европе. Он переносил в свое творчество чувства, которые испытал во время того или иного путешествия.
Одно из последних его произведений «Балеро», стало популярно во всем мире. Произведение можно услышать со сцены театров даже сегодня. Вдохновила его на написание композиции балерина Ида Рубинштейн.
Морис Равель в творческом процессе
В последние годы жизни Морис Равель писал мало. В 1932 году во время гастролей он попал в автомобильную катастрофу, в которой получил черепно-мозговую травму. Точкой в его творческой деятельности стал произведение «Три песни», написанное для Федора Шаляпина.
Личная жизнь
На протяжении всей своей деятельности композитор не распространялся о личной жизни и какая-либо информации о романах не сохранилась. Известно, что официальной жены и детей у него не было. О любовницах или любовниках также ничего неизвестно.
Смерть
Из-за аварии у композитора ослабло здоровье. В 1933 году врачи нашли у него серьезное неврологическое заболевание, которое развилось из-за автомобильной катастрофы.
Морис Равель
В 1937 году врачами было принято решение о проведении операции на головном мозге. Однако хирургическое вмешательство не пошло на пользу Морису, а наоборот усугубило его здоровье. Он умер 28 декабря 1937 года и был похоронен в пригороде Парижа.
Общая характеристика творчества Мориса Равеля
Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Равель
Морис Равель (1875-1937) был младшим современником Дебюсси и долгое время воспринимался просто как его подражатель. «Тень» основоположника музыкального импрессионизма мешала увидеть истинное лицо Равеля, а между тем, его творческий почерк во многом отличен от стиля Дебюсси, которого Равель пережил на два десятилетия.
Его творческая биография началась в пору расцвета импрессионизма, а продолжалась после I мировой войны, когда импрессионизм исчерпал себя, уступив место новым художественным течениям. Война стала тем рубежом, который разграничил творческий путь Равеля на два периода:
В парижской консерватории, куда Равель поступил в 14-летнем возрасте, он прошел строгую школу музыкального профессионализма. Его учителем композиции был Габриэль Форе. Уже тогда проявилась независимость художественных вкусов Равеля. Его интересовали «нетрадиционные» произведения Эрика Сати, «Послеполуденный отдых фавна» и «Ноктюрны» Дебюсси (Равель сделал их фортепианные переложения), произведения Римского-Корсакова (с русской музыкой Равель впервые познакомился во время Всемирной выставки, которая открылась в год его поступления в консерваторию). Он всегда много читал (его любимцами были Шарль Бодлер, Эдгар По), увлекался современной живописью Моне, Ван Гога.
Интерес к новому искусству причудливо смешивался с тяготением к рационализму XVIII века. Равель изучал классическую французскую философию, произведения Дени Дидро («Парадокс об актере»), поэзию Ронсара и Маро (поэты франц. Ренессанса), восхищался творчеством франц. клависинистов. Следовательно, художественные вкусы Равеля формировались под воздействием различных, порой противоположных факторов.
Своих единомышленников Равель обрел в кружке молодых поэтов, художников, музыкантов, именовавших себя в шутку «апашами» («бродягами», «босяками»). Встречи апашей посвящались в основном музицированию. Кроме того, Равель посещал артистический салон польской семьи Годебских (с которыми был дружен Тулуз-Лотрек). В салоне Годебских собирался художественный и артистический цвет Парижа.
1 период творчества (1895-1914)
В I период творчества были созданы:
В этих произведениях преобладают поэтич. картины природы, народного быта, образы Востока, родной ему Испании. Композитор обращается к поэтизированному танцу, сказке, мотивам античности (т.о. отсутствует социальная тематика). Мелодика Равеля избегает вводнотоновости (тема «Паваны»), в ней часто встречаются секундово-квартовые, пентатонные обороты, Ритмы очень активны, характерны полиритмические комбинации, смещения акцентов, сложные размеры. В гармонии встречаются необычные аккорды (например, «колючий» аккорд с неприготовленным задержанием), многозвучные аккордовые комплексы (до 12-звучия). В терцовую структуру включаются побочные тоны, альтерации (характерны созвучия с ум.8). Используются архаические лады, лады испанской музыки.
Оркестровка изысканна и блестяща, с частыми solo, необычными эффектами звукоизвлечения, флажолетами и glissando, сложнейшими пассажами струнных и деревянных. В целом – доминирует интерес к красочности, любование «прекрасным мгновением».
2 период творчества (1917-1932)
События I мировой войны глубоко потрясли Равеля. Несмотря на освобождение от воинской службы он добровольно вступил в действующую армию и только после перенесенных тяжелых болезней весной 1917 года демобилизовался. В этом году он сочинил свой последний фортепианный цикл – сюиту «Гробница Куперена» – «дань уважения не только Куперену, но и всей французской музыке XVIII века». Посвятил погибшим друзьям.
«Гробница Куперена» открыла новый – послевоенный период в творчестве Равеля. Если раньше оно развивалось в русле импрессионизма, то сейчас импрессионистские черты теряют главенство, хотя и не исчезают бесследно. Равель понял и отразил горечь войны с ее неслыханными жертвами. Его творчество эволюционирует от радостного восприятия жизни к большему драматизму отельных произведений («Вальс», 2-й фортепианный концерт).
Меняется его стиль, сам композитор определил эту тенденцию как «лаконизм, доведенный до предела». Появились новые черты:
Произведения 2-го периода
Говоря о стилистических отличиях, произведений I-го и II-го периодов, следует выделить и некоторые общие приметы равелевского стиля: