Не может найти работу после окончания театрального ВУЗа
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какие подобрать слова, советы для дочери, лучшей выпускнице театрального ВУЗа, которой пророчили, обещали хорошее распределение и которая на данный момент имеет только одно приглашение в заурядный театр. За 4 года собрала все премии, признание педагогов. И вот, сейчас — неудел. Человек она сама по себе очень сильный, трудяга, оптимист, но очень сильно переживает. Спасибо!
Лучший ответ по мнению автора
Горшков Николай Александрович
А я так понял, что человек нуждается в эмоциональной поддержке, но вот можете ли Вы ее оказать по складу своего характера? Все же такие свойства более присущи женщинам — эмпатия, чувствительность, эмоциональность. Если Вам сложно проявлять эти качества, то Вы, конечно обязательно должны делать попытки поддержать свою дочь таким образом, но не стоит просто расчитывать на прямой и быстрый эффект такой поддержки. Лучше посмотрите — что Вы исходя из своих возможностей (во всех смыслах) можете для нее сделать? Грубо говоря — любите рыбалку — возьмите ее с собой, давно мечтали сходить на фотовыставку или куда-то еще — идите вместе с дочерью, то есть поделитесь с ней своими позитивными эмоциями от тех дел, которые Вас самого увлекают и приносят радость.
А вот в вопросы ее профессиональной карьеры лучше не вмешиваться! Как я понимаю, «заурядный театр» — это не Ваше, а ее определение? То, что сейчас происходит — это неприятный, болезненный, но неизбежный этап развития и социализации молодого человека. Никто кроме нее и вместо нее не пройдет этого этапа, если она самостоятельно его минует — она много всего приобретет, если она при помощи родных постарается его избежать и игнорировать — она остановится в развитии и застрянет на долгие годы. Тогда ее ожидает уже более длительная и глубокая депрессия, чем сегодняшние переживания. Педагоги уже сделали свое «черное дело» — вознесли студентку до небес, но как я понимаю, этот театральный ВУЗ не намерен предложить остаться лучшей ученице там же в роли одного из педагогов, как это часто бывает с хорошими студентами технических ВУЗов, а дружно выпихивают, как и остальных актеров выпуска — на улицу по сути. Жаль, что Ваша дочь потратила 4 года на то, чтобы заработать авторитет в этом ВУЗе, которому она сейчас стала не нужна, а не на то, чтобы знакомиться с администрацией театров, где бы ей хотелось работать и начинать позиционировать себя там как начинающая актриса и зарабатывать авторитет ТАМ, а не ЗДЕСЬ. Авторитет (не говоря о популярности) требует не одного года упорной работы — это то, что она сумела сделать в ВУЗе за 4 года — и то, что ей еще предстоит сделать в глазах театральной общественности и конретной театральной администрации — в последующие годы. Но уж это — ее личная задача.
20.08.13
Лучший ответ по мнению автора
Другие ответы
Наталья
Добрый день, Андрей! Понимаете, Ваша дочь параллельно работе в театре может реализовать себя, начав преподавать актерское мастерство детям или взрослым, например, в детском развивающим центре или театре-студии.Это будет и пользой для других, и хорошей практикой для нее. Она сможет ставить спектакли, выступать со своими подопечными в разных творческих местах, на разных праздниках, передавать свой опыт и умение. Попробуйте предложить ей этот вариант. Можно не стать востребованным актером, но можно стать прекрасным педагогом и помогать людям проявлять свой талант. С уважением, Наталья.
Доможирова Юлия
поддержать дочь нужно также, как и обычно. Вы поддерживали ее как-то раньше, когда она была маленькой, когда она училась в школе, в институте? Скажите ей, что она самая лучшая и талантливая, что у нее обязательно все получится, что Вы в нее верите. Что многие талантливые актеры и актрисы и в ВУЗ поступали не с первого раза, и долго не получали признания, что нужно верить и идти вперед к своей цели, и все обязательно получится!
ЛИДИЯ
Мудрости вам. Лидия.
Р.S. Уважаемый клиент, наши эксперты потратили свое время и свои профессиональные знания, чтобы ответить на ваш вопрос. Пожалуйста, проявите свою воспитанность: выберите лучший ответ и отметьте ответы остальных экспертов. Помните, профессиональный взгляд эксперта на вашу проблему может не совпасть с вашим мнением о ней, но это не повод ставить эксперту минус
«Профиль» собрал истории молодых актеров и режиссеров, которые, получив диплом ГИТИСа, ВГИКа и «Щуки», не стали работать по профессии.
Актер без театра
Александр Герасимов окончил ГИТИС пять лет назад. Играть за копейки в небольшом начинающем театре 21-летнего амбициозного выпускника не тянуло. В итоге сейчас он подрабатывает переводчиком, а по вечерам — тапером в столичных ресторанах. «Мне приходилось думать на репетициях о подработке, а не о концепции постановки», — говорит Александр. В театральный вуз он попал случайно: сначала хотел поступать на филфак МГУ, но в последний момент решил прийти на прослушивание в ГИТИС. Своего места в театральной жизни ему найти так и не удалось, потому выручает прекрасное знание английского. «Я думал, что смогу с головой окунуться в театр, но пока что я не нашел такого, который меня смог бы заинтересовать», — говорит он.
Метания и поиски Александра — не исключение, а тенденция. Мало кто из сотен выпускников-«театралов» после нескольких холостых прослушиваний не задумывается о смене профессии. Всего в год из базовых театральных вузов — ВГИКа, МХАТа, ГИТИСа, Театрального института имени Бориса Щукина («Щука») и Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина («Щепка») — выпускается около 350 новоиспеченных актеров и режиссеров. По мнению режиссера Александра Тарасова, на счету которого не один музыкальный спектакль, в театры попадает не более 30% этих выпускников — и это вместе с проектной, нерегулярной работой. «На работу устраивается не более трети бывших студентов. В мой театр за год взяли всего четырех человек, но никакой закономерности тут нет — в следующем году могут не нанять никого», — подтверждает Артем Блинов, новенький артист театра Et Cetera.
Более-менее хорошо устроиться в театре могут помочь только связи мастера курса — руководителя и наставника театральной школы в вузе, а по совместительству — театрального деятеля. «Сейчас почти все художественные руководители театров имеют где-нибудь свой курс», — говорит Артем Блинов. Но связи тоже не беспредельны, да и выпускников слишком много. Спасает только то, что театральные вузы дают знания не только системы Станиславского, но и множество других навыков. Применив их, можно стать эстрадным исполнителем, танцором, художником.
Мария Демьяненко училась на актерском факультете ГИТИСа, в мастерской Б.А. Морозова. Ее дед, Сергей Демьяненко, — оперный режиссер, а дядя, Александр Демьяненко, — тот самый Шурик из фильмов Леонида Гайдая. Но актерской династии пока что не получилось: вместо театра Мария выбрала карьеру сольной певицы. 27 октября 2014 года у девушки состоялся первый сольный концерт в Театральном зале Московского дома музыки. «Я чувствую себя много увереннее на сцене благодаря ГИТИСу. Я вживаюсь в роль, чувствую ее, продумываю определенный сценарий перед каждым выходом на сцену», — объясняет новоявленная 23-летняя певица.
Часто «театральных» выпускников жизнь уводит от сцены еще дальше. Вот пример. Сергей Лысунец с детства был уверен, что он актер, у его родителей тоже не было в этом сомнений. При первой возможности его устроили в Первую школу мюзикла под руководством Дмитрия Томилина, а оттуда Сережа попал в ГИТИС на факультет музыкального театра (курс мюзикла). Отучившись, успел попробовать себя актером в разных жанрах, пробовал даже «сниматься в мультиках» — работал моделью для компьютерной отрисовки анимации. Но после окончания мультипликационного проекта на «Мосфильме» денег стало не хватать, а достойных предложений не было. В итоге Сергей Лысунец променял театральные подмостки на офисный корпоративный мир и стал работать бизнес-тренером. Сейчас он обучает людей правовым основам, банковским операциям и навыкам переговоров с клиентами. «Это не театр, но когда перед тобой сидит группа людей, которые видят тебя в первый раз и слушают каждое твое слово, то ты поневоле ощущаешь себя на сцене. Они — мои зрители, я — их актер. Со временем, когда ситуация в жизни станет более стабильной, я надеюсь постепенно вернуться в профессию», — говорит он. Возможно, ему повезет найти предложение по душе.
В деревню, в глушь
Еще один вариант спастись от хронической театральной безработицы — сбежать из столицы. Многие начинающие актеры и режиссеры вынуждены ехать за опытом в провинциальные театры.
Сойжин Жамбалова — дирижер, режиссер, актриса и певица, — отучившись в Улан-Удэ в колледже имени Чайковского, поехала на стажировку в Москву и поступила в ГИТИС. Еще будучи студенткой, она показала свою работу самому худруку Театра на Таганке Валерию Золотухину, который включил ее спектакль «Двое на качелях» в репертуар. Но и это не помогло зацепиться в столичном театре. «В Москве попасть куда-то — совсем непросто, а хуже времени бездействия для режиссера просто не бывает. Ты не можешь выплеснуть свои мысли. Нужно совершенствоваться, а значит — ставить спектакли», — говорит Сойжин Жамбалова. Уже свой дипломный проект она ставила на родине — в Улан-Удэ, вскоре перебравшись туда основательно. «Здесь меня ждала работа. Это большая удача. Мне обидно за своих коллег, имеющих отличные перспективы, но перебивающихся совсем другой работой», — говорит она. «Начинающим всегда сложно. Но вообще в Бурятии хорошие актеры и режиссеры на вес золота», — утверждает заместитель художественного руководителя ГБАТД имени Хоца Насмсараева Туяна Николаева.
Ольга Панкратова — заслуженная артистка России, режиссер — окончила в этом году ГИТИС и тоже вернулась на родину, в Севастополь. Еще во время обучения она поставила два антрепризных спектакля в севастопольском Матросском клубе при Театре им. Луначарского, которые имели успех не только в Крыму, но и в Одессе. «Нам повезло, у нас очень хорошие театры, они не уступают столичным. Но в целом в регионах гораздо больше ценятся хорошие актеры: выбор невелик», — рассказывает артистка.
Насколько хороша может быть карьера после столичного театрального вуза, показывает пример Александра Мацко, выпускника курса Романа Виктюка в ГИТИСе. Он уехал из столицы еще в 2003 году в Краснодар. «Я увидел, какой там театр, какой балет, — мне все сразу понравилось», — рассказывает Александр. Сейчас он главный режиссер Краснодарского академического театра.
Профессиональный уровень режиссеров в провинции сейчас мало уступает столичному в отличие от актерского цеха: на зарплаты рядовых работников сцены людей из Москвы не заманить даже в условиях сумасшедшей конкуренции за вакансии.
Голодные таланты
Ведь даже тем счастливцам, которым после театрального вуза удалось устроиться по специальности, приходится сталкиваться с хроническим безденежьем — зарплаты начинающих актеров даже в Москве, мягко говоря, не конкурентны. Спросите, например, у Дарьи Коршуновой. Ее пригласили в мюзикл «Летучий корабль» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой еще на третьем курсе ГИТИСа. После сезона игры — взяли в штат. 25 тысяч рублей в месяц — примерно таков сейчас оклад у Дарьи. Премии — как повезет. Потому сейчас 26-летней артистке приходится учить детей вокальному мастерству — она ведущий педагог в Детской музыкальной школе Дмитрия Харатьяна. «На одну актерскую зарплату не проживешь», — сетует она.
Работы нет. Денег мало. Конкуренция жесточайшая. Почему каждый год тысячи юношей и девушек выстраиваются в очереди у приемных комиссий «Щепки», «Щуки», ГИТИСа, ВГИКа и МХАТа? «Я не представляю себя ни в какой другой профессии, ни за какие деньги! Пускай зарплата и невысокая, но это то, чем я хочу заниматься», — говорит Дарья Коршунова. А пока в театральных вузах учат, как вести себя на сцене, танцевать и петь, с голоду их выпускники точно не умрут.
«После курса жизнь изменилась полностью, кардинально и безвозвратно»
Продолжаем серию интервью с выпускниками курса переподготовки «Актер театра и кино». В этой статье рассказы о том, как изменилась их жизнь после курса.
Актер театра и кино — это продвинутый курс, на котором есть возможность получить полноценное актёрское образование за полтора года. По окончании выдаётся диплом, дающий право работать в государственных театрах и претендовать на ведущие роли в кино. Открыт набор на курс, который начнётся в октябре 2018 г.
Филолог-финист, кандидат филологических наук, переводчик, преподаватель финского и русского языка как иностранного, заместитель директора школы. Сейчас участвует в спектаклях и творческих проектах. Один из последних проектов, крупнейший и самого авторитетный в России фестиваль современной драматургии «Любимовка».
Я стала писать о том, что чувствую, наблюдаю. Я пишу рецензии на увиденные спектакли и просмотренные фильмы.
Читаю Станиславского, Роберта Уилсона, театральные рецензии, участвую в спектаклях и творческих проектах. Думаю, что самым важным в жизни наверное все-таки должны быть люди. А если они становятся Лёгкими, то значит Мир без границ и Любовь спасёт его!»
После курса жизнь изменилась полностью, кардинально и безвозвратно. Сейчас я актриса театра и кино, я преподаю английский язык актерам и режиссерам, я помогаю «офисному планктону» найти в себе творческий потенциал и как-то пробудиться от спячки, в которой когда-то и я пребывала. Кроме того, я снимаю кино как продюсер, начала ставить спектакли. Поэтому курс дал мне очень многое.»
«Я поступила на курс, потому что знала, что мне необходимо высшее образование для того, чтобы получать на съемочной площадке большую зарплату. А еще была и есть мечта начать работать в государственном театре в качестве актрисы. Еще хотелось получить комплексные знания о профессии с упором на практику, потому что лекций и теорий я уже наслушалась в Политехе (по первому образованию я пиарщик и, кстати, оно сейчас мне очень помогает в создании своего бренда).
После окончания курса мне кажется, что мне уже не страшно ничего. Я готова к любой критике — к адекватной и к неадекватной, у меня нет барьера. Например, некоторые говорят «Вот здесь надо петь, я не могу пойти». А я могу, хотя я и не умею петь. Я пойду к репетитору, выучу какую-нибудь песню, приду и спою. И не важно, возьмут или нет. Главное, что я пришла и сделала это. Мне кажется, в этой профессии самое главное пробовать и стучаться в закрытые двери, потому что какая-то из этих дверей обязательно откроется.»
«Поступать на курс решил случайно. Искал в интернете курсы по речи, наткнулся на сайт «Лёгких Людей», записался на месячный интенсив к Егору Архипову. Там была девушка, которая поступила в первом потоке. Меня заразил ее энтузиазм и решил тоже попробовать.
Изменилось ли что-то после курса? Конечно! Во первых, я раскачал «чувствилище» и стал более тонко и остро чувствовать людей и события. Во-вторых, набрался профессиональных навыков и решил связать себя с актерской профессией, прожить много жизней.»
Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – ректор ГИТИСа
Фото pixabay.com
Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский призвал Министра культуры России Владимира Мединского сократить прием в творческие вузы, обосновав это тем, что после окончания выпускники не могут найти себе работу, а на одно вакантное место в театре претендуют 500 артистов.
Вослед героям Островского так и захотелось воскликнуть: «Позвольте, позвольте-с!»
Владимир Вольфович известен не только своими экстравагантными выступлениями с трибуны Госдумы, но и давним, искренним интересом к театру. В свое время он выражал готовность выйти на сцену в роли Чацкого или Фамусова в спектакле «Горе от ума» Юрия Петровича Любимова в Театре на Таганке, обещая мгновенное изменение в лучшую сторону ситуации с продажами билетов. А Иосиф Райхельгауз, отзываясь на этот давний интерес, не так давно приглашал лидера ЛДПР принять участие в одном из спектаклей театра «Школа современной пьесы». Вполне возможно, если бы объявили конкурс на участие в одном спектакле с Владимиром Жириновским в том же «Горе от ума», то на роль Софьи и вправду собралось не менее 500 претенденток со всех концов России, а возможно и из ближнего зарубежья.
Но в реальной, не столь форс-мажорной ситуации, подобные конкурсы в театры, по крайне мере московские, насколько мне известно, не объявляются. Но если они вдруг будут объявлены, конечно, желающих выступить на столичной сцене будет немало. Точно так же и при советской власти, когда нужен был исполнитель на какую-то конкретную роль, обычно – в кино, реже – в театр, режиссеры отсматривали сотни, а то и тысячи претендентов.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
4) Как поступить на заочное отделение актёрского факультета? Для этого нужно иметь практику в театре (кино, сцене), то есть работать там.
5) Предоставляется ли общежитие на время поступления? К сожалению нет ( ищите родственников, жильё, хостелы).
6) Что спрашивают на коллоквиуме? Всегда по разному. Могут спросить какие спектакли смотрели, какие из них понравились, почему? Какую бы хотели роль сыграть и почему? Могут пообщаться на тему театра или искусства в целом, узнать Ваш кругозор, Ваши взгляды на искусство. Иногда чтобы познакомиться с человеком просят рассказать о семье и чем занимался и интересовался до поступления.
7) Какие нужно сдавать экзамены ЕГЭ при поступлении? Какие проходные баллы? — По состоянию на июль 2021 года: Граждане РФ, не имеющие профессионального образования, могут поступить только при предъявлении действительных баллов ЕГЭ по Русскому языку и Литературе; — В отношении граждан РФ имеющих профессиональное образование (высшее, или среднее-профессиональное) действуют правила установленные ВУЗом самостоятельно (необходимо смотреть на сайте ВУЗа на конкретный год поступления); — Иностранные граждане имеют право сдавать соответствующие экзамены в ВУЗах (при поступлении);
8) Можно ли поступить после 9 класса? Нет, только после окончания полного среднего образования, то есть после 11 класса.