к какому литературному направлению относится повесть станционный смотритель
К какому литературному направлению относится повесть станционный смотритель
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
В «Станционном смотрителе» впервые поднята тема «______ ________», получившая своё распространение в творчестве Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. Важное место в понимании авторского замысла — показать проблемы взаимоотношений родителей и детей — занимает библейская ______ о блудном сыне.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей. боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздражённого постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдаёт ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут — колокольчик. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную. Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. Ещё несколько слов: в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела; любопытный запас путевых моих наблюдений надеюсь издать в непродолжительном времени; покамест скажу только, что сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров (коими некстати пренебрегают господа проезжающие) можно почерпнуть много любопытного и поучительного. Что касается до меня, то, признаюсь, я предпочитаю их беседу речам какого-нибудь чиновника 6-го класса, следующего по казённой надобности.
К какому литературному направлению относится повесть станционный смотритель
Как вступительная часть произведения подготавливает читательское восприятие главного персонажа – станционного смотрителя Самсона Вырина?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей. боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздражённого постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдаёт ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут — колокольчик. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную. Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. Ещё несколько слов: в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела; любопытный запас путевых моих наблюдений надеюсь издать в непродолжительном времени; покамест скажу только, что сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров (коими некстати пренебрегают господа проезжающие) можно почерпнуть много любопытного и поучительного. Что касается до меня, то, признаюсь, я предпочитаю их беседу речам какого-нибудь чиновника 6-го класса, следующего по казённой надобности.
Анализ произведения А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
Тема повести
Делая анализ «Станционного смотрителя», стоит указать, что в повести тесно переплетаются 2 основных темы или посыла: любовь и положение в обществе. Автор показывает читателю 2 вида любви: родительскую и романтическую. Отдельного слова достойно то, каков смысл понятия «станционный смотритель». В период жизни Пушкина оно имело примерно тот же оттенок, что имеют сегодня слова «вахтер» или «кондуктор».
В тексте наглядно демонстрируются взаимоотношения между отцом и дочерью. Узы родительской любви и заботы ничто не в силах сломить и поколебать. Ради детей родители готовы на все. Несмотря на трудности и недопонимания, отец всегда приходит на помощь своей дочери, спасает и защищает дитя от любых невзгод. В родителях просыпается смелость, целеустремленность и бесстрашие, когда речь идет о благополучии их детей. Именно такая бескорыстная отеческая любовь показана в повести.
В произведении уделяется внимание и романтическим связям. Случайная встреча и страсть между молодыми людьми заканчивается брачным союзом. Настоящая любовь — основной посыл этой истории, причина всех бед и несчастий и спасение в трудный час. Немало внимания уделяется вопросу положения в обществе. Поднимается тема «маленького человека» и на что он способен или что в силах сделать для спасения своего «мира». В произведении подробно описывается, как он ведет себя с врагами и недругами. Автор показывает читателю сильного духом мужчину. Несмотря на свое положение в обществе, он:
Грубое и жестокое отношение окружающих не обозлили этого человека. Его сердце по-прежнему мягкое. Создатель повести стремился донести одну ценную мысль — человек в любой ситуации должен оставаться человеком.
Если говорить про историю создания, повесть была написана в 1830 году. Это случилось в Болдинскую осень — наиболее плодотворный период в творчестве Пушкина.
Главные герои произведения
Пристального внимания заслуживают и главные персонажи повести. Из анализа становится ясно, что их двое: отец и дочь. В роли отца выступает Самсон Вырин. Перед читателем предстает добрый 50-летний мужчина. Главная радость Вырина — его дочь Дуня. Он в ней, как говорят, души не чает. Его ключевые характеристики:
Самсон является станционным смотрителем. Читателю показан образ «маленького» человека со своим непростым внутренним миром и переживаниями. Он не умный, не сильный и не крепкий физически, но душевный человек с большим и открытым сердцем. Однако такой человек мало интересен окружающим, ведь таких, как он, сотни.
Добродушного старика подкашивает и травмирует выходка дочери. Любимая девочка убегает из дома. Не в силах что-то изменить, Вырин находит утешение в бутылке. Самсон умеет быть сильным духом, однако только тогда, когда дочь на его стороне, когда он ей нужен.
Главная героиня повести — молодая девушка Дуня. Юная особа живет в мечтах. Она любит отца по-своему, однако слепо верит окружающим. Дуня полностью доверяется одному мужчине. Девушку влечет сильное чувство. Дуня сбегает из дома ради «большой» любви, которая становится для нее целым миром. Она забывает обо всем на свете, даже о своем отце. Дуня пробуждается лишь в конце повести, когда ее отец умирает. Девушке становится стыдно за свои поступки и поведение. Однако назад дороги нет и исправить ничего уже не получится.
Спустя годы она по-прежнему сожалеет о содеянном. Повзрослев, Дуня остается такой же милой, доброй и прелестной девушкой.
Отец отдал себя всего девушке, посвятил ей свою жизнь, но так и не успел увидеть внуков. Он не увидел, как исполнилась его мечта о счастье дочери. В памяти отца Дуня навсегда осталось юной девчонкой, которую нужно беречь, лелеять и защищать.
Жанр и композиция
Автор называет свое трагическое произведение «повестью».Это — одна из частей цикла «Повести Белкина». Пушкин не видел особой разницы между этими двумя жанрами, но все же свое творение он решил назвать именно так. Выбор Пушкина объясняли объемы произведения. Так он подчеркнул, что его история небольшая по размеру и ее легко читать. Повесть «Станционный смотритель» построена на реализме.
Перед читателями предстает вполне реальный, обыденный герой. Такой человек мог жить в те времена. Проблемы, затронутые в произведении, вполне реальны. Во все века между родителями и детьми возникали недопонимания, старшие переживали и боролись за жизнь своих потомков. Всегда человек шел на большие жертвы ради и во имя любви.
История стала первой в литературе повестью, где так широко обсуждается тема «маленького человека». В произведении не просто говорится о жизни такого человека, в нем показана эта жизнь. Читатель лично может проникнуться и оценить обстановку того времени, понять, почему герои являются именно такими людьми, какими их создал автор, посмотреть на выдуманную историю глазами рассказчика.
Композиция состоит из нескольких основных частей. В начале истории автор делает некое лирическое отступление. Пушкин рассуждает с читателями о нелегком труде станционного смотрителя. Говорит о том, насколько это трудная и неблагодарная профессия.
Смотрители не были почитаемы среди общества. Именно на таких малопочетных должностях формируются, появляются на свет эти «маленькие» люди.
Основная часть и заключение
В основной части произведения рассказчик, то есть автор повести беседует с главным героем. Между ними случается несколько интересных разговоров. Два человека сталкиваются случайно на станции. При первой встрече рассказчик знакомится с Самсоном Выриным. Он лучше и ближе узнает этого человека, его прошлое и текущее положение дел. Во время второго визита происходят главные события, поворот сюжета.
Случайный гость узнает, что Дуня — любимая дочь Вырина была обманом похищена молодым гусаром и увезена в Санкт-Петербург. Выясняется, что юная особа познакомилась с этим человеком здесь же, на станции, и согласилась за ним ухаживать, когда тот занемог. Как оказалось, позже, гусар выдумал болезнь, чтобы соблазнить девушку и увезти с собой. Отец долго искал Дуню и все-таки нашел. Родитель умолял гусара вернуть ему дочь, но тот отказал ему в просьбе и попросту выгнал прочь. Отец увидел и дочь. Она была роскошно одета. Это была их последняя встреча. Гость замечает, в каком тяжелом положении оказывается смотритель станции.
В заключительной части происходит кульминация. Во время третьего визита рассказчик узнает о смерти Самсона Вырина. В доме смотрителя теперь живут другие люди, семья пивоваров. Они показывают гостю могилу старика. В ходе разговора новые жильцы упоминают о недавнем визите женщины с детьми. Это Дуня навещала отца. Барыня долго плакала на могиле и сожалела о ранее содеянных поступках.
Вывод и основные мысли
После прочтения повести читатель может сделать для себя несколько поучительных и важных выводов. Это мысли, что, к примеру, ко всем людям следует относиться уважительно и почтительно, вне зависимости от социального статуса и положения. Пушкин оголил и высмеял:
Еще одно важное заключение — беречь и любить своих близких и родных, не бросать их и ни в коем случае не отказываться от них. Он обратил внимание, что следует быть внимательным к чувствам и потребностям окружающих и никогда не относиться к людям предвзято, мерить их по чину и званию. Таков смысл повести и его основная идея, показанная через соответствующие эпизоды.
Если говорить, какими чувствами окрашен «Станционный смотритель», то он наполнен разочарованием от поступка дочери, которое испытывает отец. Также во второй половине произведения чувствуется раскаяние со стороны Дуни, понявшей, наконец, что она натворила.
Этой повестью автор хотел показать людям, что самое главное в жизни — это семья. Важно беречь и жалеть друг друга. Нельзя обижать и бросать престарелых родителей. Как показывает повесть, важно быть благодарными и подражать им в любви и милосердии. Произведение демонстрирует, что на все есть свое время и совершенные ошибки трудно и практически невозможно исправить. В любви и понимании нуждаются и родители, и дети. Все люди заслуживают счастья, однако счастье отдельного человека не должно стать горем или бременем для других.
Так кратко можно охарактеризовать основную проблематику и идею произведения. Школьники проходят его в 7 классе, когда в их умах уже закладывается понимание, что такое ответственность перед близкими и родными людьми, и почему нельзя действовать по отношению к ним эгоистично.
Тест по литературе по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» (7 класс).
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Головина Ольга Григорьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Молоковская СОШ»
Тест по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» 7 класс.
1.В каком году написана повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель»?
2.Повесть «Станционный смотритель» вошла в цикл автора…
б) «Проза А. С. Пушкина»;
в) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»;
г) «Избранный произведения А. С. Пушкина ранних лет».
3. Какой является ведущая тема произведения «Станционный смотритель»?
б) Тема «маленького человека»;
в) Тема поиска смысла жизни;
г) Тема чести, совести.
4. От чьего имени ведется повествование в повети А. С. Пушкина?
а) От имени станционного смотрителя;
в) От имени ротмистра Минского;
г) От имени рассказчика.
5. Как звали станционного смотрителя в одноименной повести Пушкина?
6. «…Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Кто это?
а) Станционный смотритель;
г) Держатель гостиницы.
7.Что изображали картинки на стене дома, где жил станционный смотритель?
а) Портреты семьи станционного смотрителя;
б) Картины неизвестного художника;
г) Историю блудного сына;
б) Ротмистр Минский;
9. Что поведал Самсон Вырин о том, куда исчезла Дуня?
а) Самсон Вырин прогнал дочь;
б) Молодой стройный гусар с черными усиками увез Дуню;
в) Дочь Вырина вышла замуж и уехала от отца;
г) Дуня решила переехать в другой город.
10. Как звали молодого гусара, задержавшегося у станционного смотрителя под предлогом болезни?
а) Унтер-офицер Измайловский;
б) Гусар Воронежский;
в) Ротмистр Минский;
г) Офицер Дубровский.
11. О ком идет речь: «…Седину, глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину- и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика…»?
б) Знакомый унтер-офицер станционного смотрителя;
г) Ротмистр Минский.
12. Куда отправился смотритель за дочерью?
13. Кому принадлежат слова: «Она будет счастлива, даю тебе честное слово»?
14.Как встретила Дуня своего отца в Петербурге?
а) Обрадовалась, увидя отца;
б) Обняла при встрече, предложила пройти в комнату;
в) С криком упала на ковер;
15. Каким образом решил поступить Самсон после встречи с дочерью в Петербурге?
а) По совету своего приятеля смотритель пожаловался на гусара, увезшего Дуню;
б) Подумал, махнул рукой и решил отступиться;
в) Уговорил Дуню вернуться с ним на станцию;
г) Остался в Петербурге с дочерью и гусаром.
16. Как закончилась жизнь Самсона Вырина?
17. Кто приезжал на могилу покойного станционного смотрителя?
а) Ротмистр Минский;
б) Красивая грустная женщина;
в) Приятель из Петербурга;
г) Барыня с тремя барчатами.
18. Кто поселился в доме Самсона Вырина?
а) Станционный смотритель;
в) Пивовар с женой и ребенком;
г) Никто не поселился.
Ответы: 1а), 2в), 3б), 4г), 5б), 6а),7г), 8в), 9б), 10в), 11а), 12г), 13б), 14в), 15б), 16а), 17г), 18в).
Тест по повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель», разработанный для проверки знаний учащихся 7 класса, позволит оценить насколько внимательно ученики прочитали произведение. Данный тест состоит из восемнадцати вопросов с вариантами ответов, все вопросы взяты из материалов школьной программы, изучаемой в 7 классе.
Номер материала: ДБ-1240968
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида
Время чтения: 1 минута
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проверочная работа // 7 класс А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проверочная работа // 7 класс А.С. Пушкин «Станционный смотритель» // 1 вариант
1. К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?
1) рассказ 2) повесть 3) роман 4) поэма
2. В какой цикл вошло произведение «Станционный смотритель»?
1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» 2) «Повести Пушкина»
3) «Проза Пушкина» 4) ни в какой цикл не вошло
3. Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель».
1) Самсон Вырин 2) Владимир Дубровский 3) Пётр Гринев 4) Кирилла Петрович Троекуров
4. Укажите имя дочери главного героя.
1) Наташа 2) Глаша 3) Дуня 4) Маша
5. Укажите фамилию гусара, который увёз дочь смотрителя.
1) Нижельский 2) Минский 3) Лаевский 4) Погорельский
6. Куда отправился отец на поиски дочери?
1) в Москву 2) в Саратов 3) в Петербург 4) в Новгород
7. Какая библейская история была изображена на картинках в доме смотрителя?
1) всемирный потоп 2) история блудного сына 3) воскрешение Иисуса Христа 4) история Давида
8. С какой целью А. С. Пушкин так подробно описывает картинки с изображением этой библейской истории?
1) Хотел показать интерьер дома смотрителя.
2) Это были необычные картинки известного художника.
3) Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери».
4) Хотел показать, что всё в доме было оформлено со вкусом.
9. К какому типу литературных героев можно отнести станционного смотрителя?
1) резонёр 2) «маленький человек» 3) «лишний человек» 4) «благородный разбойник»
10. Причина смерти смотрителя:
1) неизвестна 2) спился от горя 3) сердечный приступ 4) старость
1) сестра 2) соседка 3) дочь 4) жена
12.Почему, по мнению автора, нет людей несчастнее станционных смотрителей?
1). Потому что это унылая и однообразная работа
2). Потому что им не хватает человеческого общения
3). Потому что во всех своих неприятностях путешествующие всегда винят смотрителей
13. Как Дуня с приезжим офицером обманули ее отца, чтобы сбежать?
1. Офицер изобразил притворную горячку и, выздоровев, предложил подвести Дуню до церкви
2. Дуня притворилась больной, а он предложил отвезти ее в больницу
3. Он предложил свозить ее в город на ярмарку.
14. Как Самсону удалось увидеть дочь?
1. Он дождался ее в квартире Минского
2. Ему удалось прокрасться в квартиру Минского, после того, как тот выпроводил его
3. Он смог увидеть ее только издалека, потому что Минский был против его свидания с дочерью
Проверочная работа // 7 класс А.С. Пушкин «Станционный смотритель» // 2 вариант
1. В какой цикл вошло произведение «Станционный смотритель»?
1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» 2) «Повести Пушкина»
3) «Проза Пушкина» 4) ни в какой цикл не вошло
2. К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?
1) рассказ 2) повесть 3) роман 4) поэма
3. Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель».
1) Пётр Гринев 2) Владимир Дубровский 3) Самсон Вырин 4) Кирилла Петрович Троекуров
4. Укажите имя дочери главного героя.
1) Маша 2)Дуня 3) Глаша 4)Наташа
5. Как расплатился гусар с лекарем?
1) Вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать.
2) Вручил ему пятьдесят рублей. 3) Пригласил отобедать. 4) Ничем не расплатился.
6. Куда отправился отец на поиски дочери?
1) в Москву 2) в Саратов 3) в Петербург 4) в Новгород
7. Укажите правильное толкование слова «тракт» в предложении: «…случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному».
1) большая проезжая дорога 2) направление
3) совокупность средств для перемещения чего-либо 4) трактир
8. Какая проблема не поднята в произведении «Станционный смотритель»?
1) проблема одинокой старости 2) проблема позднего раскаяния
3) проблема дочерней неблагодарности 4) проблема экологии языка
1) сестра 2) соседка 3) дочь 4) жена
10. Причина смерти смотрителя:
1) неизвестна 2) спился от горя 3) сердечный приступ 4) старость
11.Почему, по мнению автора, нет людей несчастнее станционных смотрителей?
1). Потому что это унылая и однообразная работа
2). Потому что им не хватает человеческого общения
3). Потому что во всех своих неприятностях путешествующие всегда винят смотрителей
12. Что сказал Минский Самсону, когда тот приехал в Петербург, чтобы найти дочь?
1. Чтобы он больше тут не показывался
2. Что он любит Дуню и никогда ее не бросит
3. Предложил ему подождать, когда Дуня вернется с прогулки
13. На кого было похожа Дуня, когда Самсон все-таки смог ее увидеть?
1. На счастливую жену и мать 2. На содержанку 3. На женщину, терпящую жестокое обращение от мужа
14.Что рассказчику рассказали о судьбе Самсона, когда он в третий раз был проездом в тех местах?
1. Что они с дочерью помирились, и она забрала его в Петербург
2. Она не успела попросить у него прощения до его смерти и очень убивалась не его могиле
3. Он иногда навещает свою дочь в Петербурге
Проверочная работа // 7 класс А.С. Пушкин «Станционный смотритель» // 3 вариант
1. К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?
1) рассказ 2) повесть 3) поэма
2. Какова основная тема повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?
1) осуждение детей, забывающих своих родителей
2) изображение жизни «маленького человека»
3) реалистическое описание почтовой станции
3.Рассказывая о станционных смотрителях, автор
1)осуждает их 2)презирает их 3)сочувствует им
4. Кого из героев русской литературы называют «маленьким человеком»?
1) ребенка 2) человека, не имеющего высокого чина
3) типичный образ бедного человека, страдающего от социальной несправедливости
5. Станционный смотритель чиновник
1) 9 класса 2) 14 класса 3) 11 класса
6. В каком году произошла первая встреча рассказчика с героем
1) 1816 2) 1820 3) 1815
7. Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель»
1) Петр Гринёв 2) Владимир Дубровский 3) Самсон Вырин
8. Самсон Вырин был человеком
1) лет пятидесяти 2) лет пятидесяти пяти 3) лет шестидесяти
9. Укажите имя дочери главного героя
1) Наташа 2) Дуня 3) Даша
10. Дочь главного героя была девочкой
1) лет шестнадцати 2) лет пятнадцати 3) лет четырнадцати
11. Вторая встреча рассказчика с Самсоном Выриным произошла
1) через три года 2) через четыре года 3) через два года
12. Самсон Вырин превратился
1) в хилого старика 2) в немощного старика 3) в пожилого мужчину
13. «Проезжий в черкесской шапке, в военной шинели» это
1) И.П.Белкин 2) А.С.Пушкин 3) Минский
14. Как расплатился гусар с лекарем
1) вручил ему двадцать пять рублей за визит и пригласил его отобедать
2) вручил ему двадцать пять рублей за визит 3) пригласил его отобедать
Проверочная работа // 7 класс А.С. Пушкин «Станционный смотритель» // 4 вариант
1. Почему Вырин отпустил Дуню покататься с Минским?
1) проявил неосмотрительность 2) не мог предположить, что офицер за добро платит злом
3) хотел, чтобы Дуня уехала с офицером
2. Дуня села в кибитку рядом с гусаром, чтобы
1) доехать до церкви 2) убежать из дома 3) доехать до магазина
3. Самсон Вырин занемог
1) сильной простудой 2) сильной горячкой 3) сильной ангиной
4. Ротмистр Минский ехал
1) из Смоленска в Петербург 2) из Петербурга в Смоленск 3) из Москвы в Петербург
5. Дуня всю дорогу
1) смеялась 2) молчала 3) плакала
6. Куда отправился Вырин на поиски дочери?
1) в Москву 2) в Саратоа 3) в Петербург
7. Самсон Вырин остановился в Петербурге
1) в Преображенском полку 2) в Измайловском полку 3) в Семёновском полку
8. Минский дал Вырину
1) несколько пяти и десятирублёвых ассигнаций 2) несколько пятирублёвых ассигнаций
3) несколько десятирублёвых ассигнаций
9. Минский прогнал Самсона Вырина, потому что
1) боялся, что смотритель зарежет его 2) дал ему много денег 3) был грубым человеком
10.Перед отъездом на станцию Вырин хотел ещё раз увидеть
1) своего старого сослуживца 2) ротмистра Минского 3) бедную свою Дуню
11. Причина смерти смотрителя
1) неизвестна 2) спился от горя 3) сердечный приступ
12. Сопоставьте портреты Самсона Вырина из первой и второй частей повести. С какой целью А. С. Пушкин дважды описывает внешность героя?
I часть: «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека
лет пятидесяти, свежего и бодрого, его длинный зеле
ный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах. »
II часть: «Я смотрел на его седину, на глубокие мор
щины давно небритого лица, на сгорбленную спину. »
1) для более яркого описания характера героя
2) для того чтобы показать, насколько сильно горе Вырина
3) создать ощущение достоверности
13. Какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми привилегированного сословия?
1) отказ Вырина жаловаться
2) ассигнации, брошенные Выриным, подобрал «хорошо одетый молодой человек», который, увидев возвратившегося смотрителя, убежал
3) описание второй попытки смотрителя вернуть дочь
14. Счастлива ли Дуня?
1) да, потому что она любит Минского
2) автор не дает прямого ответа
3) нет, так как благополучие не может быть свидетельством счастливой жизни