к какому компоненту икт компетентности учителя относится навыки поиска в интернете и база данных
Развитие ИКТ компетентности педагога: от общепользовательского компонента к общепедагогическому
Анастасия Брезгина
Развитие ИКТ компетентности педагога: от общепользовательского компонента к общепедагогическому
Использование средств ИКТ направлено на реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения учащимися фактологических знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые знания.
Эффективное использование широчайшего спектра возможностей, отдаваемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции как важнейшей составляющей общеинтеллектуальной информационно-коммуникационной компетенции всех участников образовательного процесса.
В этой связи ИКТ-компетенцию определим как способность педагога решать профессиональные задачи с использованием средств и методов ИКТ.
Целесообразно выделить следующие составляющие педагогической ИКТ-компетенции:
1) общепользовательскую компетенцию;
2) общепедагогическую ИКТ-компетенцию;
Общепользовательская ИКТ компетентность включает в себя:
пользовательские навыки, в том числе умение использовать видео- и фотосъемку;
умение пользоваться системами мгновенных сообщений;
навыки поиска в Интернете и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ.
Общепедагогический компонент включает в себя:
деятельность педагога в имеющейся информационной среде учебного заведения, в том числе планирование и анализ учебного процесса;
организацию образовательного процесса, при которой учащиеся вместе с учителем ведут деятельность и достигают результатов в информационном пространстве образовательного учреждения;
подготовку и проведение консультаций, обсуждений и т. д. с компьютерной поддержкой.
Кроме того, педагог должен оценивать качество цифровых образовательных ресурсов и адекватно их использовать в соответствии с образовательными задачами.
Под ИКТ обычно понимают электронные носители информации и технические средства по их обработке. Что это такое? Компьютер и компьютерные программы, принтер для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор и т. д.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
МБДОУ – детский сад компенсирующего вида №369 специализируется на работе с детьми с ОВЗ. Как же ИКТ могут помочь педагогу в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с нарушениями зрения?
Во-первых, использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный и коррекционный процессы для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным;
Во-вторых, как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную и коммуникативную активность детей и участвовать в освоении новых знаний на позиции субъекта деятельности;
В-третьих, в подборе дополнительного материала к занятиям, в создании презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности занятий. Мультимедийные технологии являются эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения.
В-четвертых, в оформлении диагностических карт, построении индивидуальных образовательных маршрутов; обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов;
В-пятых, в обмене профессиональным опытом, идеями проведения НОД, праздников, конкурсов и развлечений, в знакомстве с периодикой, с научными наработками тифлопедагогов. Интерес для воспитателей представляют различные версии электронных журналов.
В-шестых, в подборе материала для оформления информационно-стендового материала по коррекции зрения для родителей (сканирование, Интернет; принтер, презентация). Подборе дополнительного познавательного материала к занятиям (Интернет, в консультировании родителей воспитанников по разным вопросам.
Консультация для педагогов «ИКТ — компетентность педагога в современном образовании»
Наталья Берестова
Консультация для педагогов «ИКТ — компетентность педагога в современном образовании»
Информационно-коммуникационная компетенция дошкольного учреждения предполагает способность применять информационно-коммуникативные технологии при решении практических профессиональных задач с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Информационно-коммуникативная технология — это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата.
Информатизация системы образования проявляется через комплекс мер по внедрению в воспитательный процесс информационной продукции и информационно-коммуникационных технологий.
Актуальным и востребованным в образовательной деятельности воспитателя является рализация информационно-коммуникативных технологий.
В настоящее время проходит активный процесс информатизации ДО. Эффективным механизмом повышения качества образования, воспитания, управления ДО, является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов. Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДО — наличие специалистов, знающих технические возможности компьютера, имеющих навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные информационные технологии в своей работе. На повышение компьютерной грамотности должны влиять не только внешние мотивы (заработная плата, карьерный рост и т. д.,но и внутренние: потребность в саморазвитии, самообразовании и стремление не просто научить ребенка работе с компьютером, а воспитать у него информационную культуру, технологическую грамотность, отношение к компьютеру как к инструментарию для поиска познавательной информации. Лишь в этом случае мы можем говорить о том, что результатом работы такого педагога станет гармонично развитая личность, способная к собственным открытиям, в основу которых входит решение комплексных задач, основанных на жизненном опыте и решаемых при помощи ИКТ технологий.
В «Профессиональном стандарте педагога» ИКТ-компетентностьрассматривается по трем составляющим:
• общепользовательская ИКТ-компетентность;
• общепедагогическая ИКТ-компетентность;
• предметно-педагогическая компетентность.
К общепользовательской компетентностиможно отнести простейшие умения: фото- и видео съемка, работа с текстовыми редакторами, а так же навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными носителями и почтой.
Общепедагогический компонент включает в себя навыки необходимые в работе педагога. В том числе планирование и анализ своей деятельности, организация образовательного процесса, написание программ развития детей, создание электронных дидактических материалов, подготовка и проведение консультаций, как для коллег, так и для родителей. Требования к предметно-педагогическому компоненту выдвигаются в зависимости от задач, которые ставит перед собой воспитатель в процессе образовательной деятельности, умение найти информацию по той или иной проблеме и качественно ее использовать. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями.
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития.
— в организации образовательного процесса с детьми;
— организации методической работы с педагогами;
— в процессе взаимодействия с родителями.
— дает возможность моделировать различные ситуации и среды, в том числе, те, с которыми ребенок в реальной жизни не может встретиться;
— способствует лучшему усвоению материала, поскольку задействованы все каналы восприятия материала;
— полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легко восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
— активизируется познавательная активность.
Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.
Педагоги должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагога, т. к. информационная культура является частью общепедагогической культуры. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.
Использование информационно – коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
Преимущества внедрения ИКТ:
• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• обладает стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
• позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
НОД в детском саду имеет свою специфику, должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Использование компьютеров в образовательной деятельности в детском саду выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
• подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
• подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям;
• обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
• создание презентаций в программе PowerPoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
• создание презентаций в программе PowerPoint для проведения мастер-классов для педагогов и родителей;
• использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
• использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей;
• подготовка консультаций, памяток для родителей и педагогов, оформление буклетов, материалов по различным направлениям деятельности;
• использование компьютера в ведении документов, создании различных баз данных;
• подготовки материалов для сайта учреждения.
3.Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями позволяет:
Обеспечить диалог партнеров по общению независимо от места нахождения через электронную почту, форум; расширить информационные потоки; продемонстрировать фото и видеоматериалы; провести онлайн консультации специалистов для родителей часто болеющих детей. Эффективной формой организации взаимодействия с родителями является групповой сайт Wathsap,Viber, Mail и другие социальные сети который позволяет получать оперативную информацию о жизни группы, узнавать подробности прошедшего дня, получать рекомендации педагогов. Такие формы, как общение с родителями в режиме онлайн через сайт, презентация организации работы в группе, презентация достижений детей, создание электронных страничек для родителей в сети Интернет не только обогащают, но и преобразуют взаимодействие с родителями.
Современное дошкольное образование больше не может обойтись без ИКТ – технологий. Информационно-коммуникационные технологии повышают уровень профессионализма педагога, создают дополнительные возможности для его самореализации, способствуют повышению качества образовательного процесса, делают его освоение намного интересней и разнообразней. Компьютер – это инструмент, который дает возможность делать обучение детей более интересным и простым, а получаемые знания более глубокими. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное детское любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства. Применение компьютера создает эмоциональный настрой, что в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.
Информационная компетентность воспитателя формируется на этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средства воспитания и развития в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости!
Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.
Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.
Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.
Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь.
Консультация для воспитателей «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников» Одно из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении – целесообразная организация предметно-развивающей.
Публичное выступление «Педагогическая ИКТ — компетентность»
Мы с вами изучаем важный документ в нашей педагогической деятельности:«Профессиональный стандарт педагога», в котором прописаны «Профессиональные ИКТ – компетенции педагога дошкольного образования»(Слайд 1 тема:«Профессиональная ИКТ – компетентностьпедагога дошкольного образование»)
(Слайд 2) Что же такое компетентность? Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий).
Компетентность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
А профессиональная компетентность – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Из этих двух понятий соответственно вытекает понятие «Профессиональная ИКТ – компетентность», это значит квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.
(Слайд 3 Компетенции педагога, В первой части в пункте 7 четвёртого раздела «Содержание профессионального стандарта педагога» профессионального стандарта педагога прописано, что педагог должен владеть ИКТ – компетенциями.
(Слайд 4)В пятой части четвёртого раздела прописаны 11 пунктов, в которых указано, что педагог дошкольного образования должен знать, уметь и чем владеть, и один из этих пунктов это владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
(Слайд 5) В чём же важность ИКТ – компетентности:
1) Практически весь наш мир в целом быстро развивается в направлении информатизации всех процессов, становится цифровой. Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов. В своих выступлениях педагоги используют проектор (мультимедийные презентации, занимаются поиском информации в Интернете, рассылают информацию по электронной почте родителям, обеспечивают частичное погружение воспитательно-образовательного процесса в информационную среду (т. е. пополнение сайта.) и т. д.
2) Важные, но фрагментальные элементы ИКТ – компетентности педагога входят в принятые в конце 2000-х гг. квалификационные категории.
Профессиональная ИКТ – компетентность
— Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО принятых 2011г. (расскажет о них Т. М.)
— Предполагается как присутствующая часть профессионального стандарта
— Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности педагога и анализа её фиксации в информационной среде.
В профессиональную педагогическую ИКТ – компетентность входят:
— Общепользовательская ИКТ – компетентность.
— Общепедагогическая ИКТ – компетентность.
— Предметно-педагогическая ИКТ – компетентность.
(Слайд 7Общепользовательский компонент) включает в себя
— Использование приёмов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжение и завершение работы со средствами ИКТ (включить компьютер, заходим в систему майкрософт, работаем например с текстом в ворде или создаём презентацию или что другое, сохраняем созданное, завершаем работу в программе на кнопке «пуск» «завершение работы» либо «сон», устранение неполадок (заходим в диспечер задаччерез кнопки Alt, Ctrl, Delодновременно, высвечивается таблица «снять задачи» нажимаем работа приходит в норму, обеспечение расходуемого материала (это умение заправить картриджем принтер, вложить бумагу в контейнер принтера, техники безопасности.
— Соблюдение этических и правовых норм использования (в том числе недопустимость неавторизированного использования и навязывания информации, т. е. это говорится о том, что мы не можем помещать информации не этического характера или не зарегистрироваться или неавторизироваться на каком либо портале или сайте.
— Видиоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе. (запись видео роликов, аудиозаписи, фотографирование на цифровые фотоаппараты, видеокамеры – просмотр запечетлённого.)
— Клавиатурный ввод. (умение педагога пользоваться клавиатурой ноутбука или компьютера).
— Аудиовидеотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения.)— т. е. если вы просматриваете и слушаете, например семинар, вебинар, конференцию во время этого педагог должен уметь общаться то есть задавать вопросы, вносить свои предложения.
— Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте. (написание плана, использование интерактивной доски, составление мониторинга таблицы)
(Слайд 8 Общепедагогический компонент)
— Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное еёотображение в ИС в соответствии с задачами: планирования и объективного анализа образовательного процесса. (т. е. это означает что педагог результаты своей педагогической деятельности должен выставлять на различных сайтах, на сайте своего учреждения, на личном сайте)
— Прозрачность и понятность образовательного процесса окружающему миру. (видна и доступная информацию согласно возрасту)
— Организация воспитательно-образовательного процесса, при котором дети ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве. (т. е. это говорится например об участии детей в онлайн конкурсах, олимпиадах, участие в интернет играх, но при этом нужно контролировать, чтобы ребёнку был закрыт доступ к сайтам взрослого характера, отключение реклам.)
— Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде. (здесь говорится о том. что педагог должен уметь своё выступление сопровождать например мультимедийной презентацией или фрагментами видеозаписи, так же уметь представлять результаты своей педагогической деятельности в телепередачах, например как «Мамина школа».)
— Организация и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде. (Показ занятия, праздника с детьми с приглашением телевидения.)
— Использование инструментов проектирование деятельности (здесь имеется в виду визуальная коммуникация – использование доски, средств наглядных объектов в процессе коммуникации.)
— Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса ребёнка, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных детях.
— Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов по отношению к заданным образовательным задачам их использование. (Если объяснить кратко по двум этим компонентам, то это умение педагога собирать информацию по детям обрабатывать её и анализ выставлять в диаграммах, гистограммах и делать соответствующие выводы).
(Слайд 9 Предметно-педагогический компонент)
В основном этот компонент прописан для учителей предметников. Но понятно, что некоторые элементы мы педагоги дошкольного образования можем использовать в своей деятельности.
— Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств. (т. е. это использование программы эксель)
— Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнение (т. е. это умение педагога использовать в работе музыкальные файлы используемые на сохранённых носителях флешках, дисках.)
— Использования цифровых технологий мультипликации, анимации (т. е. умение педагога использовать мультипликационные файлы, умение педагога использовать диски с записями, умения применять анимации, даже самим создать мультипликационные фильмы.)
(Слайд 10 Способы и пути достижения педагогом профессиональной ИКТ – компетентности)
Из всего выше сказанного каждый педагог может сделать вывод: Достаточно ли я владею профессиональной ИКТ – компетентностью?
А для достижения педагогом профессиональной ИКТ – компетентности существует оптимальная модель,котораяобеспечивается сочетанием следующих факторов:
— Наличие достаточной технологической базы: интернет, доступ к компьютеру, инструментарий информационной среды, установленный в учреждении.
— Наличие потребности педагога в участии информационной среды.
— Самообразование педагога направленное на освоение ИКТ.
— Начальное освоение педагогом базовой ИКТ- компетентности в системе повышения квалификации с аттестацией путём экспертной оценки его деятельности в ИС учреждения.
(Слайд 11) Спасибо за внимание!
Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.
Эссе «Моя педагогическая философия» Мой путь к работе воспитателя начался, как мне кажется, уже с первого посещения мною детского сада в качестве маленькой девочки. Там,.
Эссе «Моя педагогическая философия» Душа каждого ребенка – это уникальный и неизведанный мир, целая планета, на которой зарождаются и крепнут его первые мечты, стремления.
«Моя педагогическая философия». Эссе Я выбрала профессию такую, Что лучше мне на свете не найти. И с каждым новым годом убеждаюсь, Что я иду по верному пути! Каждый день.
Эссе «Моя педагогическая инициатива» Ребенок-это маленький росток, который холим, любим и лелеем, Ребенок-это маленький цветок, я всей душой его согрею, и позабочусь я о том,.
Эссе «Моя педагогическая инициатива» Воспитатель – свеча, которая светит детям, сгорая сама. Джованни Руффини. Меня зовут Долгих Саглара Павловна. Я молодой воспитатель. Мой.