к какому классу опасности относятся ветки деревьев
К какому классу опасности относятся ветки деревьев
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Информация Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 ноября 2020 г. «Относятся ли отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки растительности) на территориях домовладений и придомовых территориях, к твердым коммунальным отходам, и кто должен оказывать услуги по обращению с такими отходами (на примере Воронежской области)»
При этом согласно ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст) под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.
В Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации (утверждена приказом Минприроды России от 14 августа 2013 г. N 298) под твердыми коммунальными (бытовыми) отходами понимаются отходы, входящие в состав отходов потребления и образующиеся в многоквартирных жилых домах в результате потребления товаров (продукции) гражданами, а также товары (продукция), использованные ими в указанных домах в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.
По сути, в указанных документах рассматриваемые понятия отходов тождественны, но в вышеуказанном определении понятия ТКО прямо указано, что ТКО образуются, в том числе, в результате удовлетворения бытовых нужд в жилых помещениях, что вносит недостаточную определенность в регулировании проблемы вывоза отходов с придомовой территории в сельских населенных пунктах, сельских и малых городских поселениях, преимущественно на территориях приусадебных участков (придомовых территорий) объектов индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156.
В соответствии с жилищным законодательством к жилым помещениям относятся жилой дом, (часть жилого дома), квартира (часть квартиры) и комната (часть 1 статья 16 Жилищного кодекса). Дополнительно отмечаем, что жилой дом, часть жилого дома рассматриваются Жилищным кодексом в качестве жилого помещения исключительно для целей жилищного законодательства Российской Федерации.
Под жилым домом (объектом индивидуального жилищного строительства, индивидуальным жилым домом) понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса; пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса и статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Вопросы о порядке использования, благоустройства придомовой территории решаются путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме посредством очного и заочного, а также очно-заочного голосования (статьи 44, 44.1 Жилищного кодекса).
Таким образом, представляется, что придомовая территория объекта ИЖС может рассматриваться как целостный объект при формировании бытовых отходов.
Правительство Российской Федерации, осуществляя нормативно-правовое регулирование по нормированию, в состав отходов, подлежащих учету, включило такие отходы, которые образуются при уборке придомовой территории, в том числе ИЖС, что не предполагает произвольного утверждения нормативов накопления ТКО, являющихся одним из видов отходов.
Вид отходов представляет собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. Региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают обращение с ТКО, которые соответствуют терминологии Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО, образующихся при уборке придомовой территории.
Кроме того, в разъяснениях Минстроя России (письмо от 18 мая 2018 г. N 22270-МП/06 «По вопросу разъяснения положений действующего законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами») указывается, что организации, отвечающие за уборку территории городских и сельских поселений, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. Отмечается, что отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами.
Исходя из комплексного толкования норм федерального законодательства, а также учитывая позицию судов, отметим, что довод о том, что ТКО не могут образоваться за границами жилых помещений, основаны на неправильном толковании норм права (решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2019 г. N АКПИ19-543, Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2020 г. N АПЛ19-508). Представляется, что отходы, образующиеся при уборке приусадебной (придомовой) территории ИЖС (смёт, мусор от опила деревьев, а также иные отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений и т.п.), также относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами.
С учетом системной взаимосвязи вышеуказанных правовых норм и формирующейся судебной практики в данной сфере правоотношений представляется, что вывоз ТКО с придомовых территорий должен осуществлять региональный оператор.
Обзор документа
Указано, что отходы, образующиеся при уборке приусадебной (придомовой) территории объекта ИЖС (смет, мусор от опила деревьев, а также иные отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений и т. п.), также относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта РФ обеспечиваются региональными операторами.
Вывоз ТКО с придомовых территорий должен осуществлять региональный оператор.
Что такое древесные отходы?
Древесные отходы – это последний нежелательный продукт, возникающий в результате лесозаготовки и обрезки веток. Сюда входят выброшенные деревья и вырванные с корнем или не выкорчеванные пни. Большая часть наших древесных отходов поступает из городских районов, где ведется массовое строительство, снос, обработка древесины и упаковка древесины. Отрасли, способствующие образованию древесных отходов, включают мебельные, лесопильные, целлюлозно-бумажные, фанерные и древесно-стружечные заводы.
Как образуются и степень опасности древесных отходов
Древесные отходы образуются в результате обработки древесины, например, на промышленных предприятиях. Мебель из дерева или напольные панели распиливают и шлифуют. Таким способом образуются куски дерева, стружка или опилки.
В соответствии с каталогом отходов, древесный мусор относится к отходам из 3 группы, составляют 5 класс опасности. Такие отходы безопасны, но могут представлять угрозу окружающей среде, жизни и здоровью людей. Пример – выброшенные в неустановленных местах (стихийные свалки), могут стать причиной пожаров.
Существует четыре различных типа древесных отходов:
Примерами проблемных древесных отходов являются нежелательная многослойная древесина, древесные отходы с добавками консервантов и смесь проблемных древесных отходов с обычной древесиной. Использованные древесные отходы состоят из заброшенных деревянных построек, деревянной мебели и древесных отходов из таких материалов, как цветные поддоны.
Третий вид – это древесные отходы, которые производятся в мастерских плотников, на мебельных фабриках, на строительных площадках и лесопилках. Природные древесные отходы представляют собой остатки опилок и остатков древесины от лесозаготовок.
Вредность древесных отходов
Чрезвычайно важно разделение на натуральную древесину, которую можно использовать вторично, и загрязненную с примесями некоторых веществ. Химическое загрязнение древесины создает проблему – такая древесина становится опасной для окружающей среды, относится к 3-4 классу опасности.
Некоторые люди не осознают, что переработка древесных отходов с некоторыми химическими добавками может быть опасной для природы. Между тем древесина часто подвергается обработке, вызывающей ее окисление. Речь идет о пропитке древесины, которая защищает ее от воздействия, в том числе погодных условий, но тем самым влияет на ее структуру.
Люди также могут подвергаться риску, потому что сжигание некоторых веществ, содержащихся в аналогично защищенной древесине, может привести к образованию паров, которые опасны для людей и могут привести к их отравлению. Рынок пропитки и утилизация древесных отходов строго регулируются законодательством.
Использование древесных отходов
Древесные отходы можно использовать следующими способами:
Утилизация древесных отходов
Процесс происходит по-разному. Может происходить как на месте одного производственного цикла, так и разделяться. В целом предусмотрены следующие этапы:
Правительства приняли законы и постановления, регулирующие процесс удаления древесных отходов. Закон об отходах и охране окружающей среды требует, чтобы все компании документировали вывозимые ими отходы. Так обеспечивается их правильная утилизация. Должны составляться юридически значимые документы с подписями обеих сторон, отправляющих и получающих рассматриваемые отходы.
Используется следующее оборудование для утилизации древесных отходов:
Некоторые ландшафтные архитекторы и арбористы покупают древесину класса А для мульчирования (органический материал, используемый для защиты обрабатываемой земли). Производители цемента покупают опилки, которые нагревают для питания своих печей.
Классификация твердых коммунальных отходов
Региональным операторам по обращению с коммунальными отходами приходиться иметь дело с твердыми коммунальными отходами. Это в свою очередь ставит задачу по их идентификации. В самом деле, за что именно придется отвечать? За весь мусор в городе или только за тот, что собирается из жилищ?
Федеральный классификационный каталог отходов
Законодательно закреплена только классификация отходов по степени опасности.
Классы опасности твердых коммунальных отходов
По классу опасности для окружающей среды большая часть видов ТКО относятся к IV и V классу опасности для окружающей среды. Также в составе твердых коммунальных отходов встречаются опасные отходы I-III классов опасности, например, люминесцентые лампы, ультрафиолетовые лампы, бытовая химия и пр.
При обращении с видами ТКО V класса опасности не требуется лицензирование деятельности и составление паспорта на такие отходы. Тем не менее, к V классу опасности относится не так много видов ТКО, это крупногабаритный мусор и отходы от текущего ремонта помещений. Вывозить и утилизировать такие отходы можно без лицензии.
Класс опасности конкретных видов твердых коммунальных отходов, приведенных в списках ниже, определяется по последней цифре в коде ФККО.
Кроме этого, коммунальные отходы можно классифицировать по источникам образования (жилье, предприятия и т.д.), а также методам сбора (из контейнеров, в мешках). А для чего нужна классификация в принципе?
Классификация отходов, как метод управления потоками
Смысл классификации в формировании рациональной схемы управления коммунальными отходами. Ведь их состав, опасность и «утилизируемость» зависят от многих факторов. И для того, чтобы упорядочить эти разрозненные данные применяется классификация.
Фактически, классификация должна сформировать некую «дорожную карту» для каждого вида отходов. Имея данные о том, где образуются, как собираются и куда в основном направляются те или иные виды отходов возможно разработать рациональную и эффективную схему движения коммунальных отходов в перспективе, т.е. с учетом развития. Однако, такой подход не находит пока распространения, а в настоящее время смысл классификации сводится размерам экологических платежей, зависящих от класса опасности ТКО.
В отношении твердых коммунальных отходов, как впрочем и остальных, в настоящее время построить подобную классификацию невозможно. Федеральный классификационный каталог отходов фактически лишь закрепил класс опасности того или иного вида отходов. Он не классифицирует коммунальные отходы по способу обращения (сжигание, захоронение, утилизация).
Что относится к твердым коммунальным отходам
Обратите внимание, что имеются в виду отходы, образующиеся в помещениях. Иными словами, уличный смет, остатки от обрезки деревьев и кустов, ветки, листья, отходы парков и кладбищ по формулировке 89-ФЗ к ТКО не относятся, ибо они не могу образоваться в помещении.
Ниже приведен список основных видов отходов, относящихся к твердым коммунальным, внесенных в ФККО:.
отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)
отходы из жилищ крупногабаритные
мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)
мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный
мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров
Список этот конечно не полный. Под большим вопросом правомочность отнесения к ТКО уличного смета, отходов от уборки территорий кладбищ, травы и прочих подобных отходов по версии Росприроднадзора. Это противоречит определению в 89-ФЗ, в котором четко сказано об образовании отходов в помещениях. Иными словами, по закону, к твердым коммунальным отходам не могут относиться субстанции, образованные вне помещений.
Смысл классификации отдельных компонентов ТКО возникает при их раздельном сборе. Класс опасности, который дает нам ФККО для того или иного компонента твердых коммунальных отходов, фактически определяет необходимость наличия лицензии при их сборе. Так, например, для раздельного сбора и утилизации чистых ПЭТ бутылок. (4 34 181 01 51 5 лом и отходы изделий из полиэтилентерефталата незагрязненные) лицензия не требуется.
Получается, что для раздельного сбора и утилизации пластиковой упаковки, лицензия все-таки необходима.
В виду, того, что класс опасности определяет тот, у кого отходы образуются, то следует руководствоваться общим принципом минимизации класса опасности, т.е. надо выбирать код ФККО с низшим классом опасности, при сходном описании.
Подтверждать класс опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется (п.2 ст. 14 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Входят ли уличный смёт и листья в состав ТКО : мнение эксперта
Мы рассказывали о письме, в котором Минприроды РФ разъяснило, что смёт, ветки, листва и обрезки деревьев не входят в состав ТКО. В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» наш постоянный эксперт Елена Шерешовец дала оценку такой позиции, подкрепив своё мнение законодательством и судебной практикой.
Минприроды РФ исключает уличный смёт и листья из состава твёрдых коммунальных отходов
В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» наш эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец проанализировала позицию Минприроды РФ, законодательство и судебную практику по вопросу о том, входят ли в состав твёрдых коммунальных отходов и относятся ли к зоне ответственности регоператора такие отходы как смёт, ветки, листва и обрезки деревьев:
Министерство природных ресурсов и экологии РФ в письме от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 со ссылкой на ст. 1 № 89-ФЗ указало на то, что к ТКО относятся только отходы, образованные физическими лицами в пределах жилых помещений.
Поскольку листва, уличный смёт, ветки и обрезки деревьев образовались на придомовой территории, эти отходы не относятся к коммунальной услуге по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором. Минприроды РФ в письме предлагает организовать вывоз такого мусора с помощью регионального оператора по отдельной нерегулируемой цене, а не в счёт тарифа на его услуги, утверждённого в регионе.
Такое же мнение Минприроды РФ высказало в рамках горячей линии по вопросам проведения «мусорной реформы» в регионах. При этом всего год назад Минстрой РФ в письме от 25.09.2018 № 43298-ОГ/06 высказал противоположную позицию и обозначил, что уличный смёт, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками входят в состав ТКО.
Нормативно-правовые акты учитывают отходы от уборки придомовой территории в составе ТКО
Суды относят уличный смёт, листья и ветки деревьев к твёрдым коммунальным отходам
В новом выпуске онлайн-журнала Елена Шерешовец также остановилась на судебной практике, которая уже сложилась по вопросу отнесения отходов от уборки придомовых территорий в состав ТКО.
В 2019 году в Верховном суде РФ рассмотрели обращение гражданина, который попытался оспорить нормативы накопления ТКО в Омской области и исключить оттуда отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в решении от 23.09.2019 № АКПИ19-543 отметила: довод о том, что твёрдые коммунальные отходы не могут образоваться за границами жилых помещений, основаны на неправильном толковании норм права.
По мнению суда, ТКО могут образовываться на придомовой территории. Таким образом, при оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами потребитель одновременно оплачивает услугу в части отходов, образующихся при содержании общего имущества собственников помещений в МКД.
Как отметила эксперт, похожие судебные решения были вынесены и в других регионах России, например, в апелляционном определении Севастопольского городского суда от 31.01.2019 по делу № 33-321/2019. Такую же позицию занимает и УФАС в некоторых регионах: антимонопольная службы в Челябинской области обязала регоператора вывозить отходы, образовавшиеся после уборки УО придомовой территории многоквартирных домов.
Будьте в курсе
Основываясь на нормах законодательства и примерах из судебной практики, Елена Шерешовец делает однозначное заключение, что в состав твёрдых коммунальных отходов входит уличный смёт, листва и обрезки деревьев. Перечисленные отходы являются зоной ответственности регионального оператора и должны вывозиться в счёт единого тарифа.
К какому классу опасности относятся ветки деревьев
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Woodwaste. Technical conditions
Дата введения 2015-01-01
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией Центр сертификации лесопродукции «Лессертика»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 121 «Плиты древесные»
4 В настоящем стандарте реализованы положения статей 2, 19, 23, 25, 28 Федерального закона «О техническом регулировании»
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на древесные отходы, представляющие собой отходы лесозаготовок, лесопиления, деревообработки.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 5244-79 Стружка древесная. Технические условия
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 16369-96 Пакеты транспортные лесоматериалов. Размеры
ГОСТ 18320-78 Опилки древесные технологические для гидролиза. Технические условия
ГОСТ 23827-79 Сырье древесное тонкомерное. Технические условия
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 горбыль: Боковая часть бревна, имеющая одну пропиленную, а другую не пропиленную или частично пропиленную поверхность, с нормируемой толщиной и шириной тонкого конца.
3.2 древесные опилки: Мелкие частицы древесины, образующиеся в процессе пиления.
3.3 древесная пыль: Несортированные древесные частицы размером менее 1 мм.
3.4 древесная стружка: Тонкие древесные частицы, образующиеся при резании древесины.
3.5 карандаш: Оставшаяся после лущения часть фанерного чурака, имеющая форму цилиндра при цилиндрическом лущении или неправильного эллипса при эксцентрическом лущении.
3.6 козырек: Выступающий над поверхностью торца участок древесины, возникший в результате неполного поперечного пропиливания лесоматериала.
3.7 коэффициент полнодревесности: Отношение объема древесины к объему полученной из нее измельченной древесины.
3.8 отходы древесные: Остатки лесоматериалов, древесного сырья и материалов, образующиеся в процессе производства основной продукции лесозаготовок, лесопиления, деревообработки, рубок ухода за лесом, не соответствующие стандартам на продукцию по качеству и (или) имеющие длину и (или) ширину менее минимального стандартного.
3.9 отходы лесозаготовок: Древесные остатки, образующиеся при валке деревьев, очистке их от сучьев, раскряжевке хлыстов, разделке долготья и окорке сортиментов.
3.10 обрезки: Части лесоматериалов и древесных материалов, образующиеся при их раскрое в размер, не соответствующие стандартам на продукцию по качественным характеристикам и (или) имеющие размеры менее минимальных стандартных.
3.11 отструг: Оставшаяся после строгания часть бруса или ванчеса.
3.12 отходы окорки: Частицы коры, луба, древесины, периферийной части ствола различной формы и размеров, образующиеся в результате окорки лесоматериалов.
3.13 пневая древесина: Прикорневая часть и корни дерева, предназначенные для промышленной переработки или в качестве топлива.
3.14 рейки: Части пиломатериалов и заготовок, образующиеся при их обрезке и раскрое по ширине, не соответствующие стандартам на продукцию по обзолу и (или) имеющие сечение менее минимального стандартного.
3.15 шпон-рванина: Шпон незаданных размеров и формы, полученный в начале лущения при оцилиндровке фанерного чурака или в начале строгания бруса или ванчеса.
4 Размеры и технические требования
4.1 Древесные отходы классифицируют по трем основным признакам: виду древесных отходов, отраслевой принадлежности и области применения. Классификация древесных отходов приведена в приложении А.
4.2 Отходы древесные по видам, размерам и техническим требованиям должны соответствовать указанным в таблице 1.