к каким последствиям привело крещение руси
Последствия принятия Русью христианства
988 год вошел в историю как время крещения Руси, обращения славян, собранных под рукой киевского князя, в православную веру. Крещение — единственный в мировой истории пример быстрого и относительно безболезненного внедрения нового вероисповедания на территории огромного государства.
Крещение Руси
Христианизация далеко не всегда протекала гладко. С X века сохранилось множество свидетельств насильственного внедрения новой веры в народные массы.
Склонить славянские племена к православию князь Владимир поручил своим воеводам, среди которых особым доверием пользовался дядя князя, Добрыня. Да-да, тот самый Добрыня Никитич, хорошо известный нам по былинам и сказаниям. «Крестил Добрыня мечом, а Путятя огнем» — эти слова весьма точно описывают процесс насильственной христианизации населения. Показательные казни язычников, отрицавших новую веру, и породили эту поговорку.
Но у сопротивления крещению есть своя подоплека: с приходом на славянские земли Церкви на крестьянские подворья и хозяйства налагался новый налог – церковная десятина. Одна десятая часть от полученной прибыли, от собранного урожая или приплода скота должна была отдаваться в пользу церковников. Многие историки полагают, что десятина стала одним из основных «камней преткновения» в процессе христианизации.
Однако сопротивление процесс внедрения христианства встречал далеко не везде. Благодаря исконной веротерпимости и миролюбию славян, а также из-за долгого соседства с христианскими проповедниками, которых Византия охотно отправляла на славянские земли, во множестве мест массовое крещение проходило достаточно мирно. Конечно, если бы на активное содействие центральной власти, не силовой нажим князя Владимира, то христианизация Руси растянулась бы, вероятно, на столетия. Русская Церковь с момента своего появления всегда опиралась на центральную власть, полагаясь на мощь государства, взамен оказывая содействие его интересам.
Последствия христианизации Руси
Многие исследователи полагают, что принятие православия было не только хорошо продуманной акцией со стороны князя Владимира, но и неким душевным порывом, признаком раскаянья за братоубийство и разгул. Как бы то ни было, но не сказать о тех политических и социальных последствиях, которые принесла христианизация Киевской Руси как государству, нельзя.
Благодаря мощной поддержке Византии, которую Русь получила после крещения, славянское государство обрело немалый вес на политической арене как Европы, так и Азии. Помимо этого, принятие христианства позволило активно начать налаживать отношения с теми государствами, которые исповедовали ту же веру. Получив новый статус «цивилизованного», а не языческого, государства, славяне начали развивать торговые отношения с европейскими странами. Впоследствии эти контакты принесут не только экономическую, но и политическую выгоду, сделав Киевскую Русь весомым игроком на мировой арене.
Начав крещение «сверху», то есть сначала окрестив себя, свою семью и ближайшее свое окружение, Владимир создал центральную вертикаль власти. Церковь стала той силой, которая объединила разрозненные славянские племена и укрепила княжескую власть. Существуя независимо друг от друга, эти два института – церковь и государство – всегда действовали сообща. Церковь направляла свои силы на устроение государства и поддержку центральной власти, государство же, в свою очередь, способствовало процветанию церкви.
Именно христианство стало центральной духовной силой, сплотившей народ. И даже в период государственной раздробленности XII века Церковь оставалась неизменной, помогая славянам чувствовать себя единой нацией.
Еще одним немаловажным последствием можно назвать общее смягчение нравов. Церковь предпринимала массу усилий для искоренения языческих обычаев. Прекращение жертвоприношений и кровавых обрядов – прямая заслуга новой веры. Просвещение и нравственное воспитание народа стали настоящей обязанностью христианского духовенства.
Духовные и культурные
После принятия христианства, Древняя Русь получила мощный толчок для развития грамотности и культуры, которая за образец была взята из Византии:
Новые культурные традиции предполагали образованность определённого слоя населения — священники, мастера и политики. В связи с этим появлялись школы грамоты, из которых выходили первые поколения русской интеллигенции.
Широко развивалось искусство (иконопись), зодчество, литература и другие. Всё было направлено на духовное преобразование человека, привитие христианских ценностей. Первые книги не были развлекательного характера, к ним относились со всей серьёзностью и бережностью.
Киевская Русь стремилась образовать своё культурное единство на основании духовных качеств: “милосердие” и “совесть” стояли выше, чем “справедливость” и “закон”.
Международные
В 9 веке христианство приняли многие страны Запада (Польша, Дания, Чехия, Венгрия и другие), поэтому христианизация Руси способствовала расширению международных связей на Западе, но в то же время, ограничение их со странами Востока. Единая религия помогла Древней Руси войти в христианскую “семью” европейских стран и стать на одном уровне с ними, впитать их культуру и науки, войти в круг доверия. Значительно укрепились отношения с Византией, которая на тот момент была центром цивилизации. Наладилась международная торговля, заключались браки с европейцами, что также служило укреплению международных связей.
Нравственные
Коренной перелом в мировоззрении христианской Руси повлиял на нравственную составляющую её народа. Так, для язычника главным является достойно проводить умершего человека для приобретения им лучшей посмертной жизни, а для христианина: посмертная участь зависит от того, кем был человек всю свою жизнь. Такой принцип стал определяющим в поступках людей, что послужило становлению русского менталитета, сохраняющегося по сей день. На смену жестокого язычника пришёл христианин, призванный жить по совести и закону Божьему. Отменены многожёнство и жертвоприношения. Народ, входивший в состав Руси, был разнообразен (угро-фины, тюрки-кочевники и другие) и имел свои традиции. Установление государственной религии положило началу единства и образования древнерусской нации, чего не удалось язычеству.
Политические
Церковь значительно помогла в установлении патриархальной государственности: в её руках был суд по семейным делам и правительство осуществляло материальную поддержку.
Структура государства была унаследована от Византии, где существовал принцип: государство подобно организму человека (тело и душа), а значит для организма государства необходимо две ветви (светская и духовная). В связи с этим русская православная церковь стала тесно связана с политикой, а митрополит (затем, патриарх) был советником князя. Благодаря принципу божественного происхождения главы государства, князь смог объединить разрозненные земли Руси и укрепить свой статус.
Экономические
После крещения Руси начала развиваться экономика. На внутренний рынок поступили заграничные товары союзных государств, стало развивать ремесло, чеканились свои монеты. Развитию торговли послужило доверие к русским христианам, в то время как раньше их называли “варварами” и стремились не выстраивать экономические отношения.
Таким образом, христианские постулаты внедрялись во все сферы жизни народа, что и определило дальнейшее успешное развитие Руси.
Влияние христианства на культуру Древней Руси
Появление христианства с его богатыми традициями не могло не оказать влияния на культуру славян. Новая вера требовала новых обрядов – и по всей стране активно строились храмы и монастыри. Храмовая архитектура, изначально копировавшая византийский стиль, очень быстро попала под влияние исконных славянских традиций. И памятники древнего зодчества наглядно это демонстрируют. Хорошим примером такого влияния может стать Софийский собор в Новгороде.
Христианизация распахнула двери и литературному творчеству. Благодаря трудам Кирилла и Мефодия богослужение велось на понятном всем языке, соответственно, и вся церковная литература тоже переводилась на старославянский. Очень быстро монастыри и храмы обзавелись собственными библиотеками, причем далеко не все труды в них были переводными – на Руси появились свои авторы духовной литературы.
С распространением письменности толчок к развитию получила и история. Фиксирование происходящих событий или летописание стало добровольной обязанностью православных монахов. Именно потому до нас дошли письменные свидетельства о становлении христианства и о развитии русской государственности с X-XII веков.
Но главную свою роль христианство сыграло в процессе единения Руси. Православие стало тем стержнем, вокруг которого из разрозненных славянских племен начала формироваться единая нация. Духовное, культурное, социальное единение, которые обеспечивало христианство, стало катализатором объединения Руси, создания единого государства с единым народом на его территории.
Последствия крещения Руси
Всего получено оценок: 643.
Всего получено оценок: 643.
Крещение Руси повлекло за собой далеко идущие последствия. Это событие оказало огромное влияние на исторический путь России. Православие стало неотъемлемой частью русского самосознания.
Политические последствия крещения Руси
Крещение превратило Древнюю Русь в христианское государство. Это неизбежно столкнуло ее со всем мусульманским и языческим миром. Юго-восточная граница Руси, а затем и России, постоянно подвергалась нападению кочевников и мусульман:
С другой стороны, принятие византийского православия отделило Русь от католического мира. На западных славянских территориях развернулась многовековая борьба между православием и католичеством.
Культурные последствия
Крещение Руси дало очень мощный толчок в развитии культуры. Причем, православие не вытесняло, а сливалось с древнерусскими культурными традициями.
Поначалу Древняя Русь просто копировала лучшие образцы византийской культуры, но постепенно в стране возник собственный неповторимый стиль. Особого восхищения заслуживает храмовая архитектура и иконопись.
которые читают вместе с этой
Непосредственным последствием крещения Руси Владимиром стало быстрое распространение грамотности. Древнерусские летописи – ценный вклад в мировую культуру.
Мироощущение и национальное самосознание
Язычество древних славян было достаточно жестокой религией. Христианство провозглашало новые ценности:
В XI веке появляются первые русские святые: князья Борис и Глеб, погибшие в результате братоубийственной междоусобицы.
Кратко о последствиях принятия крещения Русью говорит тот факт, что в самые тяжелые времена церковь всегда выступала с горячим призывом к национальному объединению и борьбе с иноземными захватчиками. Такими патриотами были:
Даже убежденный атеист Сталин в годы Великой Отечественной войны посчитал необходимым встретиться с русскими митрополитами, после чего РПЦ была частично легализована.
После падения Константинополя в 1453 г. Россия становится крупнейшим православным государством в мире. В результате возникает великодержавная идея – “Москва – третий Рим”.
Изменения в структуре общества
Принятие христианства привело к возникновению на Руси совершенно нового сословия – духовенства. Его численность быстро увеличивалась.
Церкви и монастыри становятся главными духовными центрами в России. Вплоть до учреждения Петром I Синода (1721 г.) духовенство считало себя независимым от светской власти.
Рис. 3. Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге.
Что мы узнали?
Крещение Руси является одним из ключевых событий русской истории. Оно помогло формированию единой русской нации из многочисленных славянских племен. Православие стало органичной частью русской национальной культуры.
Крещение Руси: Причины и последствия крещения Руси?
Здравствуйте мои дорогие подписчики, любители истории и гости сайта 9111.ru!
Крещение Руси киевским князем Владимиром Великим является одним из самых важных и поворотных моментов нашей истории, определившим вектор развития культуры всех восточных славян, которая отныне стала тесно связана с православным христианством. Благодаря принятию христианства Киевская Русь стала духовным наследником культурных ценностей Византийской империи. О том, какие были причины и предпосылки принятия христианства на Руси, а также историческое значение этого события, читайте в данной публикации.
Первое крещение Руси
На самом деле князь Владимир Великий был далеко не первым человеком, который взял и принес светоч христианства в до того языческую Русь. Нет, разумеется, христиане были на Руси и задолго до него. Согласно христианским преданиям, один из 12 апостолов Иисуса Христа – Андрей Первозванный отправился проповедовать новую веру сначала в Северное Причерноморье, в Скифию, а оттуда поднялся вверх по Днепру и даже водрузил крест на холмах, где впоследствии возник Киев.
Андрей Первозванный водружает крест на киевских холмах, картина Николая Ломтева.
Правда достоверность пребывания апостола Андрея на наших землях ставится под сомнения даже церковными историками, скорее всего, это просто красивое предание. А вот то, что в ранее средневековье на наших землях были многочисленные христианские миссионеры, стремившиеся обратить местных язычников в веру христианскую – это уже исторический факт. Чаще всего миссионеры были именно из Византии, которая будучи просвещенным и христианским государством никак не хотела иметь у себя на границе язычников-варваров.
Христианизация Руси шла с переменным успехом, кое-где миссионеров высмеивали или даже убивали, а местные язычники и далее оставались верными своим языческим богам: Перуну, Дажьбогу, Велесу и многим другим. Но порой миссионерам удавалось обратить в христианство, в том числе и важных государственных сановников, и даже князей. Так с обращением в христианство киевских князей Аскольда и Дира в 860 году состоялось первое крещение Руси. Его еще называют Аскольдово или Фотиево крещение Руси (по имени византийского императора Фотия I, правившего в то время). В это же время в Киеве был создан первый христианский епископат.
К сожалению, князья Аскольд и Дир, в ходе государственного переворота были свергнуты и убиты князем Олегом (Вещим), а с их падением вновь наступила реставрация язычества.
Олег, как и его приемник, князь Игорь были язычниками, а вот жена его, княгиня Ольга была следующей венценосной особой, которая приняла христианство, однако ее крещение было чисто политическим актом, она стремилась заполучить себе в союзники византийского императора. Но зато ее сын, воинственный князь Святослав был язычником «до мозга костей».
И только при княжении следующего киевского князя, который вошел в историю под именем Владимира Великого, произошло окончательное принятие христианства на Руси.
Предпосылки и причины принятия христианства
Князь Владимир был мудрым государственным деятелем и отчетливо понимал, что языческая вера Киевской Руси является тормозом и преградой, как для культурного, так и для политического развития государства. Также язычество не способствовало укреплению сильной княжеской власти (а именно к этому он стремился). Почему так происходило? На это есть ряд причин:
История крещения Руси
Видя все это, князь Владимир со своей дружиной в конце 980-х годов принял решение о смене веры. Летопись рассказывает нам об «испытании вер» которое якобы предпринял князь Владимир. В ходе этого «испытания» в Киев прибывали различные посольства: от мусульман из Волжской Булгарии, иудеев из Хазарского каганата, с латинского Запада, и разумеется из Византии. Сам князь Владимир также в свою очередь отправлял посольства «в булгары», «в греки», «в немцы», чтобы «испытать их службу».
Согласно все той же летописи больше всего князю Владимиру понравилась пышная красота византийского богослужения, и поэтому было принято решение принять христианство восточного, византийского, православного обряда, а не западного, католического.
Хотя вряд ли практичный князь сделал такой выбор из одних лишь эстетических побуждений, все-таки Византия соседствовала с Киевской Русью и могла быть более важным политическим союзником, чем отдаленные католические западноевропейские государства.
Интересный факт: согласно преданию (то есть это не точно) одно время князь Владимир сильно заинтересовался Исламом, особенно его прельстило то, что мусульманская вера разрешала многоженство. А князь Владимир «ненасытен был в блуде», – так писал о нем даже христианский летописец, благосклонно относившийся к князю. Или, говоря простым языком, Владимир был еще тем Дон-Жуаном и имел большой гарем из жен и наложниц, как какой-нибудь турецкий султан. Но вот полный запрет на алкоголь в Исламе наоборот отвернул князя Владимира от принятия Ислама (как не крути, а у славян издревле были сильные алкогольные традиции). Так что возможно благодаря ему (алкоголю), Вас дорогой читатель зовут Иван или Михаил, а не Мустафа или Исмаил.
Как крестился князь Владимир
В действительности, предшествием к крещению самого Владимира были весьма бурные события. Стремясь ослабить византийцев, князь со своим войском осадил греческий город Херсонес в Крыму. После долгой осады город пал, после чего Владимир потребовал руки красавицы-сестры византийского императора Анны, а в случае отказа пригрозил также осадить и захватить столицу Византийской империи, город Константинополь. Не желая воевать с дерзким князем, византийцы согласились отдать Анну в жены Владимиру, но при одном условии – князь Владимир должен принять христианство, так как не может сестра византийского императора быть отданной замуж за язычника. После этого князь принял окончательное решение о принятии христианства.
Что же касается летописной версии об «испытаниях разных вер», то есть вероятность, что это просто придумка летописца, и Владимир ничего не думал и не выбирал, а сразу принял христианство византийского, православного обряда, исключительно из ряда политических побуждений, одним из которых был его брак с Анной, предполагавший дальнейшее укрепление союза с Византией. А такой союз в целом был выгоден Киевской Руси, терзаемой с востока набегами печенегов/половцев. Да и как мы говорили выше, во внешнеполитических отношениях оставаться язычниками уже было совсем не комильфо.
Итак, в 988 году Анна прибыла в Херсонес со свитой священников, которые крестили князя Владимира, после чего состоялось бракосочетание, и Владимир с новой законной супругой отправился в Киев.
Крещение Киева
Вернувшись в столицу, князь начал энергичное крещение, первыми приняли христианство его сыновья и другие приближенные. Одновременно с этим были уничтожены языческие капища (святилища), статуи языческих богов были изрублены топорами и сожжены. Идола верховного бога Перуна сбросили с постамента, привязали к хвосту лошади и отволокли к печенежским порогам, по дороги его били палками 12 воинов, чтобы избавиться от бесов.
После этого князь приказал всем киевлянам собраться у берега Днепра, где и состоялось массовое крещение, сотни людей одновременно зашли в воду, где их крестили приехавшие с Анной из Херсонеса священники.
После Киева подобным образом были крещены жители других городов Руси. Правда, не везде крещение проходило мирно, так, например, в Новгороде местные язычники оказали яростное сопротивление, не желая принимать христианство и давать в обиду языческих идолов. Интересно, что подавлением восстания новгородских язычников руководил некто Добрыня Никитич, бывший одним из воевод на службе у князя Владимира, впоследствии он станет одним из былинных богатырей. Что же касается реального исторического Добрыни, то про него летописец написал следующее: «Путята крести мечом, а Добрыня огнём». То есть не везде крещение было делом добровольным, вполне возможно, что кое где оно проходило с приставленным мечем к горлу. Но уж такие были нравы в те средневековые времена.
Постепенно христианство стало государственной религией Киевской Руси, но язычество также не сразу ушло, языческие волхвы первое время действовали подпольно, и много людей продолжали тайно соблюдать языческие обряды. Чтобы нивелировать их действия многие языческие праздники были соединены с христианскими. К примеру, чисто языческий праздник Купала был приурочен к святому Иоанну Крестителю и стал зваться Ивана-Купала, но сам этот праздник является отголоском тех далеких, еще дохристианских, языческих времен.
Значение крещения Руси
Какими же были последствия крещение Руси? Давайте перечислим основные.
Рекомендованная литература и полезные ссылки
Всем спасибо! Если понравилась публикация подписывайтесь и ставьте палец вверх!
Последствия крещения Руси — кратко об итогах, причинах и предпосылках
Принятие христианства — одно из самых великих событий в истории Руси. Если говорить кратко о последствиях крещения Руси, следует выделить наиболее важные изменения в различных сферах жизни древнего государства, благодаря которым сформировалась великая и могущественная держава.
Причины необходимости христианизации
Перед тем как перейти к анализу последствий христианизации, необходимо выяснить, каковы были предпосылки для принятия столь важного решения.
До X века на территории Киевской Руси повсеместно было распространено идолопоклонство. Множество племен, входивших в состав государства поклонялись разным божествам и придерживалось собственных религиозных законов. В источниках, дошедших до современности, перечислены Перун, Даждьбог, Хорс, Симаргл, Ярило, Мокошь и др. Поклонение некоторым из них предполагало кровавые жертвоприношения.
В 980 году Владимир попытался создать религиозный языческий центр в Киеве. Для этого было сооружено огромное капище, где разместились идолы шести наиболее почитаемых богов. Но проведенная реформа не принесла желаемого результата: племена продолжали поклоняться своим божествам. Принятие веры в единого бога стало необходимостью.
Немаловажную роль в решении о христианизации Киевской Руси сыграло международное положение. Для того чтобы создавать и укреплять экономические связи с государствами-соседями, необходимо иметь с этими странами общие мировоззренческие и религиозные взгляды. А большинство Европейских стран исповедовало монотеизм (вера в одного бога). В Европе существовало несколько направлений монотеизма:
Вадимир понимал, что если в скором времени он не установит на территории государства единую религию, то Киевская Русь раздробится по вероисповеданию на несколько частей, и это может спровоцировать распад державы.
Немаловажное значение для расширения территориальных границ, укрепления политических и экономических отношений имели династические браки с представителями других стран. Это была еще одна весомая причина необходимости христианизации Киевской Руси.
Выбор вероисповедания
Древние русы познакомились с христианством задолго до правления Владимира. Еще в IX в. глава Константинопольской церкви патриарх Фотий с целью расширения границ влияния Византии направлял в воинственные государства миссионеров. Таким образом, были христианизированы Моравия и Болгария. В 860 г. Киевская Русь совершила нападение на Константинополь. Поэтому патриарх посчитал нужным заслать на земли росов христианских проповедников.
«Повесть временных лет» свидетельствует о том, что благодаря миссионерству, князья Аскольд и Дир, а также некоторые бояре крестились. Это малочисленное крещение в истории называется Аскольдовым или Фотиевым. Следующей, но уже официально, в 957 г. приняла крещение княгиня Ольга и добивалась, чтобы Византия воспринимала Киевскую Русь не как варварское государство, а как равнозначную державу.
Приняв решение о крещении, Владимир колебался в выборе вероисповедания. Поскольку граничащие государства исповедовали и ислам, и иудаизм, князь решил выслушать всех религиозных представителей и на основании анализа их убеждений определиться с выбором. Это событие историки называют «Испытанием вер».
В 986 г. к князю Владимиру прибывают миссионеры от волжских булгар. Они проповедуют князю ислам, выслушав послов, Владимир отказывается от такой веры. Причиной отказа явился запрет на принятие алкоголя и употребление в пищу свиного мяса. В то время ни одни переговоры не обходились без выпивки и ломящихся от снеди столов. Но ислам разрешал многоженство, что привлекало любвеобильного князя (он имел около 800 наложниц в разных пунктах страны). Взвесив за и против, Владимир отказался от ислама.
Следующими посетителями были немцы, направленные Папой Римским. Но в тот период отношения с Германией были натянутыми, поэтому Владимир, долго не думая, отправил послов восвояси. После германцев на аудиенцию пришли хазары. Но эта народность переживала не лучшие свои времена: недавно отцом Владимира Святославом был разгромлен Хазарский каганат. А поскольку князь преследовал в первую очередь политические и экономические цели, то расселенные по другим государствам хазары не представляли для него интереса. Князь отказался и от иудаизма.
Последним к правителю Руси прибыл посол из Византии. Он поведал о Боге, его сыне Иисусе Христе и Святом духе, рассказал о Евангелии. И Владимир вынес предварительное решение в пользу христианства.
Позже в религиозные центры были отправлены русские послы, которые присутствовали на службах в качестве наблюдателей. По результатам их поездки было принятое твердое решение о принятии христианской веры.
Ход крещения Руси
В 987 г. Константинополь попросил военной помощи у Руси для ликвидации вспыхнувшего мятежа под предводительством Варды Фоки. Владимир согласился при условии, что Византия разрешит ему жениться на сестре императоров Василия и Константина, царевне Анне. Императоры, в свою очередь, выдвинули требование о принятии христианской веры князем. И в 987 г. Владимир Красное Солнышко был крещен в Константинопольской церкви.
По приезде великого князя первыми приняли крещение его родственники и приближенные ко двору: слуги, воеводы, советники. Капище, которые было сооружено в честь богов-идолов, разрушено и сожжено вместе со статуями. А главное божество Перуна демонстративно привязали к хвосту лошади и пустили по городам и селам.
Затем великий князь отдал приказ о всеобщем собрании жителей Киева на берегу Днепра. Люди входили в воду и принимали крещение по подобию Христа от византийских священников, посланных с этой миссией патриархом Константинопольской церкви.
Но далеко не все племена Киевской Руси согласились отказаться от язычества. Новгород отчаянно сопротивлялся. В подавлении народного мятежа главную роль исполнял дядька Владимира по матери Добрыня Никитич. Именно его мы знаем по многочисленным сказаниям и былинам Древней Руси.
Хотя официально Русь была крещена в 988 г., но еще очень долго пережитки язычества сохранялись среди населения. Заядлые приверженцы язычества подпольно агитировали народ за отречение от единого Бога. Чтобы ослабить их влияние, ко многим языческим праздникам были прикреплены библейские. Например, день поклонения богу летнего солнца Купале был назначен днем поминания Иоанна Крестителя. Постепенно люди привыкли и стали относится к Ивану-Купала как к христианскому празднику.
Последствия христианства
Последствия принятия христианства на Руси можно разделить на две категории: положительные и отрицательные. Необходимо привести вначале положительные изменения в жизни государства, поскольку их было гораздо больше:
Каково же отрицательное воздействие христианства? В XV веке произошло падение Византии, и Киевское государство оказалось в «религиозной изоляции», которая продолжалась до XVIII века.
Изучив кратко причины и последствия крещения Руси, можно сделать вывод: X век стал самым насыщенным прогрессивными изменениями периодом в истории великого государства.