изображение созданное для дополнения какого либо устного рассказа или текста

Презентация по русскому языку на тему «Текст»

изображение созданное для дополнения какого либо устного рассказа или текста. Смотреть фото изображение созданное для дополнения какого либо устного рассказа или текста. Смотреть картинку изображение созданное для дополнения какого либо устного рассказа или текста. Картинка про изображение созданное для дополнения какого либо устного рассказа или текста. Фото изображение созданное для дополнения какого либо устного рассказа или текста

Описание презентации по отдельным слайдам:

Текст, его признаки и типы Способы и средства связи предложений в тексте

Содержание, тема и идея текста Смысл текста – единство его содержания и словесной формы выражения этого содержания Содержание текста может быть выражено только в словесной форме Единство тексту придают тема и идея В тексте может быть проблема, над которой размышляет автор

Основная мысль (идея) текста Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Проблема Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения В тексте может быть несколько проблем Проблема может быть сформулирована двумя способами: Одним словом или словосочетанием (проблема чего?): Проблема экологии В форме вопроса: Что важнее – закон или совесть?

Темы широкие и узкие Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть широкими, общими и узкими, конкретными. Например: Охрана природы—широкая тема; Ребята спасли тонувшего в реке зайчонка — узкая. Широкая тема как бы вбирает в себя ряд узких. Узкая относится к широкой, как часть к целому.

Микротема Микротема– часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её. Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему. Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем. В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).

Таблица «Строение абзаца» Абзац – часть текста между двумя отступами, которая служит для выделения основных мыслей, для перехода от одной мысли к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой одной мыслью. Каждый новый абзац – новая мысль, новый этап в развитии действия. Грамматическая часть абзаца Роль грамматической части в тексте Форма грамматической части в тексте Особенности использования в тексте 1. Абзацный зачин 1. Краткое содержание новой информации 1. Первое предложение абзаца 1. Все абзацные зачины в тексте должны быть логически связаны 2. Комментирующая часть 2. Развернутое содержание новой информации 2. Одно или несколько предложений после абзацного зачина 2. В некоторых случаях может отсутствовать без ущерба для информации

Тип речи- это способ изложения, избираемый автором и ориентированный на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее (описание); динамически отразить действительность, рассказать о ней (повествование); отразить причинно-следственные связи явлений действительности (рассуждение).

Способы связи предложений в тексте Цепная связь Параллельная связь

Источник

Типы текста

Тексты бывают трёх типов:

К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?

На камне греется ящерица.

Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.

К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

Не спешите брать птенцов домой!

Почему нельзя брать птенчика домой?

Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.

Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.

Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.

К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?

Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Учебно-методическй материал «Текст. Типы речи. Стили речи»

Иванова Людмила Игоревна, учитель-методист русского языка МОШ №22 им.Маршала Сергеева, г.Макеевка, ДНР

Из всех знаний и умений самым важным, самым

необходимым для жизни является, конечно, умение

ясно, понятно говорить на своём языке.

Обратимся к интернет-источнику за пояснениями некоторых терминов:

Речевая коммуникация – это общение между людьми, обмен информацией,

процесс, который поддерживает функционирование общества и

Речевая коммуникация происходит тогда, когда человек, владеющий языком и

имеющий коммуникативные намерения, вступает в речевое

взаимодействие с собеседником. Условия речевого общения (тема,

собеседник, место, атмосфера общения и т.п.) определяют характер

речевой ситуации. Таким образом, для моделирования и оценки

коммуникативного акта (речевой коммуникации) необходимы:

средство общения, — предмет общения, — коммуникативное

намерение, — участники речевого общения.

Коммуниканты (адресант и адресат) – это участники речевого общения.

Адресант, или коммуникаторэто тот, кто говорит.

Адресат, или перцепиент, или реципиентэто тот, кому предназначено

В процессе коммуникативного акта роли Адресанта и Адресата постоянно

Монологэто речь одного человека, которая не предполагает обмена репликами с

Диалогэто общение, обмен информацией между двумя людьми.

Полилогэто обмен высказываниями между тремя и более людьми.

Итак, в процессе речевой коммуникации (деятельности) рождаются высказывания-тексты.

Если сравнить кусочек хлопчатобумажной ткани и лист бумаги с напечатанным на нем текстом, то можно увидеть сходство в следующем: кусочек ткани состоит из множества нитей, сплетенных между собой ; = а текст состоит из сплетенных по смыслу и грамматически предложений. Если из куска ткани вынуть одну нитку, то ткань испортится – но если из текста изъять предложение, он тоже «испортится»: может потерять смысл. Иными словами, создавая текст, мы выполняем трудную и сложную работу, подобную работе ткачихи, которая из разрозненных тонких нитей создает прочную и красивую ткань. Текст – это словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

Поспешишь – людей насмешишь.

Ищите женщину ( Cherchez la femme ) (А.Дюма-отец, «Могикане

Парижа»: излюбленная поговорка героя – парижского полицейского

чиновника. Дюма использовал выражение, которое действительно

употреблял реальный чиновник французской полиции, но крылатым оно

стало благодаря роману Дюма)

К добру и злу постыдно равнодушны (М.Ю.Лермонтов,«Дума»,1839)

Да здравствует мир на земле!

В школьной практике используется второе представление о тексте.

Смысловая организация текста

Всякое развернутое высказывание ( текст ) создается для того, чтобы представить перед адресатом речи некую информацию. Эта информация определяет тему текста.

Тема может делиться на подтемы – микротемы.

Составить план текста – это значит перечислить микротемы в том порядке, в котором они расположены в тексте.

Но в тексте, кроме основной идеи, могут быть затронуты отдельные проблемы.

Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может быть неоднозначный вопрос ( «Бывает ли абсолютное счастье?» ), разрыв между желаемым и действительным (например, хотелось бы, чтобы рождаемость преобладала над смертностью, но это не так – « проблема смертности-рождаемости ») и проч. Проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и реальностью.

Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.

Ключевые слова текста – наиболее важные в содержательном плане лексические единицы. По их перечню можно догадаться, о чем текст, какую тему затрагивает автор. Ключевые слова часто повторяются в тексте. Вокруг них группируются синонимы, слова, ассоциативно с ними связанные, и однокоренные слова. Они способны свертывать информацию, выраженную целым текстом, объединять его основное содержание.

Композиция текста – это его строение, соотношение и взаимное расположение его частей. Как правило, композиция текста включает три части:

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения от других людей пользуется этой системой правил. В основу это системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и т.д.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

нравственности: это некая система правил нашего поведения, в основе которой —

важные для человека ценности. Во 2 абзаце мысль развивается: нравственность —

самостоятельный выбор определённых ценностей. А в 3 абзаце содержится

утверждение: сделать нравственный выбор человека заставляет совесть.

Опираясь на микротемы текста, можем составить его
План:

Нравственность – система правил поведения человека, в её основе – значимые для человека ценности.

Нравственность – самостоятельный выбор этих ценностей.

Сделать правильный выбор человека заставляет совесть.

Основная мысль (идея) текста Без совести трудно человеку сделать правильный

нравственное – безнравственное поведение, самостоятельный выбор, совесть

определяет, что есть нравственность, что она значит для человека; совесть – важная

сила, которая обеспечивает нравственное поведение». Концовка создает впечатление

к уже сказанному ( спираль );

отдельных моментов изложения событий;

Виды смысловой связи предложений в тексте

Особенностью текста является его связность. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущих. Причем, связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. При этом смысловые отношения между предложениями различны: одно предложение может быть противопоставлено содержанию другого, или второе раскрывает смысл первого предложения, или следующее предложение поясняет один из членов предыдущего – и т.д. Т.о., любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.

Различают такие виды связи между предложениями в тексте:

последовательная или цепная;

Например: 1. Ежей на территории Украины известно четыре вида . 2.Из этих четырех видов самый известный европейский ёж . 3. Его часто можно встретить в лесу, роще, в парке. 4. Зверек мил и доверчив, чем вызывает симпатию у человека.

В этом тексте каждое следующее предложение последовательно дополняет информацию предыдущих, при этом используются повторы и замены местоимением и синонимом:

ёж ( повтор ключ.слова ). – 3. Его ( замена ключ.сл. местоимением )

Параллельная связь. При этой связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются (или противопоставляются). Ключевая информация содержится в первом предложении, а несколько последующих уточняют и дополняют её (т.о., последующие предложения зависят по смыслу от первого).

Особенности этого вида связи: одинаковый порядок слов в предложениях, соотнесенность форм сказуемых.

Например: 1. Белка – очень красивое животное. 2. Летом она рыжая. 3. Зимой белка серая. 4. Но зверек всегда хорош: ловкий, грациозный, изящный.

Параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. И наоборот, при цепной связи иногда используются элементы связи параллельной, которые в этом случае тоже носят частный характер.

Способы грамматической связи в тексте

своя хата и собака.

Богиня метала стрелы, и туника небесной охотницы развевалась на ветру.

-Употребление глаголов одного вида и одного времени: Самолеты появились

так внезапно, что никто не успел броситься в щели. И все попадали тут

-Местоименная замена : Быстро протекала молодость Елены … Подруг у неё

не было, она не сошлась ни с одной девицей.

-Союзы, частицы, вводные слова: Он сказал, что аосле признаний на суде он

так поступить не может. Ведь обращение о помиловании требует

-Синтаксический параллелизм (несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения): Надо быть

современным. Надо быть безжалостным к прошлому.

-Парцелляция (выделение члена, чаще второстепенного, после точки в виде самостоятельного предложения) : В конце 80-х годов в нем запретили ловить

Коммуникативные намерения автора определяют то, каким будет его высказывание, какими инструментами речи он воспользуется. При этом важны при построении текста два направления:

Как именно будет структурирован текст, из каких частей будет состоять?

Какие языковые средства предпочтительнее избрать в данном случае?

Выделяют три типа речи: описание, повествование, рассуждение.

действительности, предмета, перечисление его признаков. Ядром

текста, главным объектом внимания является признак, переданный

Текст констатирующего характера

о ком-либо или о чем-либо – вывод (возможен).

Ведущие части речи – имена существительные и прилагательные.

Синтаксис – чаще всего – простые предложения, назывные и неполные.

Создается статичная картинка = один кадр фотопленки.

— пейзаж — описание природы, города, состояния среды;

— интерьер — описание внутреннего пространства помещения,

— портрет – описание человека или его состояния;

— описание процесса труда;

— описание памяток культуры, памятников и т.д.

Необходимо помнить, что, во-первых, композиция описания должна быть линейной; во-вторых, что признаки надо выбирать наиболее яркие, значительные, характерные, «узнаваемые», которые помогуть создать общую выразительную картину.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии,

происшествиях, действиях во временной последовательности ( сначала

потом – наконец). В центре внимания – событие и его развитие.

Текст констатирующего характера.

Главный вопрос: ЧТО ПРОИСХОДИТ?/ПРОИЗОШЛО?

Возможны перед началом Пролог и в конце – Эпилог.

Данная композиция – это традиционная линейная схема развития

сюжета. Другие текстовые и внетекстовые элементы могут быть

добавлены, может быть выбран другой тип композиции, если это

сделать позволит жанр создаваемого текста.

Ведущие части речи – глагол, обозначающий динамику; наречия места и

Синтаксис – используются все типы предложений.

Повествование может использовать элементы описания для оживления

Создается динамичная картинка = много кадров фотопленки: столько,

Рассуждение – обоснование, доказательство, объяснение какой-либо

мысли. Размышления о том, почему произошло что-либо, почему

человек поступает именно та, почему автор (или все мы) так

считает/- ем, что из этого следует (как поступить, что сделать?);

подтверждение какой-либо мысли; причины и следствия событий,

явлений, поступков людей.

Текст аргументирующего (поясняющего) характера.

Ведущие слова – абстрактная лексика; вводные слова, производные

предлоги и составные союзы..

вставных конструкций, вставок.

Рассуждение может использовать в качестве аргументов фрагменты

описания и повествования.

Создается сложная ткань текста = ни одного кадра фотопленки:

Однако в чистом виде названные типы речи используются редко. Обычно один из типов в тексте является преобладающим, и по мере необходимости используются другие типы речи. Главным, определяющим является целевая установка, замысел автора и особенности адресата – того, для кого текст предназначается, к кому обращена речь.

Составить 3 небольших (5-7 предложений) текста разных типов на тему

Повествование — «история» телефона; но не история создания или история

фирмы, а «событие», в котором «участвовал» ваш телефон.

Рассуждение – размышления о телефоне)

Источник

Речь. Текст

Речь. Текст

Речь – это процесс говорения, осуществленный в устной или письменной форме. Результатом этого говорения является речевое произведение, или текст.

Речь является реализацией языка, который только через речь может выполнять свою основную функцию – служить средством общения.

– по характеру речевой деятельности: монологическая (высказывание одного лица) / диалогическая (разговор двух или нескольких лиц),

– по форме использования языка: устная / письменная,

– по условиям и задачам общения: разговорная (разговорный стиль) / книжная (научный, официально-деловой, публицистический, художественный стиль).

Главная единица речи – текст. Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью. Основные признаки текста:

– тематическое и композиционное единство его частей,

– наличие грамматической связи его частей (последовательной или параллельной),

В редких случаях текст может состоять из одного предложения; пример этому – стихотворение А. С. Пушкина «К портрету Жуковского»:

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

Тема – то, о чем говорится в тексте. Помимо темы (или нескольких тем) в тексте могут быть авторские отступления.

Основная мысль текста обычно передает отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого (через раскрытие темы, лирические отступления, использование различных языковых средств).

Часть темы называется подтемой или микротемой, которая формирует абзац – отрывок текста между отступами в начале строки. В пределах абзаца предложения связываются логически и грамматически. В абзаце можно выделить абзацный зачин (начало абзаца) и комментирующую часть (разъяснение того, что заключено в первых предложениях абзаца, развитие мысли), иногда микротема, заключенная в абзаце, получает разрешение – конец.

В текстах большого объема всех стилей речи, кроме разговорного, возможно деление на более крупные части – параграфы, разделы, главы.

Между предложениями в тексте устанавливаются разные смысловые отношения: противопоставление, пояснение, цель, условие.

В предложении имеется «данное» и «новое»; новое содержит основное сообщение, выделяется логическим ударением и в спокойной монологической речи обычно находится в конце предложения.

Существует два способа связи предложений в тексте: последовательная связь (новое одного предложения становится данным следующего) и параллельная связь (данное общее для нескольких предложений).

Средства связи предложений в тексте:

Лексические: слова одной тематической группы, прямой повтор, синонимы, антонимы.

Морфологические: союзы, союзные слова, частицы, видовременные формы глагола, степени сравнения прилагательных и наречий.

Синтаксические: параллелизм (несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения), парцелляция (выделение члена, чаще второстепенного, после точки в виде самостоятельного предложения), соположенность предложений (объединение нескольких предложений с одним типовым значением в синтаксическое целое параллельной связью – обычно в описаниях окружающей среды).

Рассмотрим, например, средства связи предложений в стихотворении А. Блока:

Исчезающий день, погасающий свет.

Открывая окно, увидал я сирень.

Это было весной – в улетающий день.

Раздышались цветы – и на темный карниз

Передвинулись тени ликующих риз.

Задыхалась тоска, занималась душа,

Распахнул я окно, трепеща и дрожа.

И не помню – откуда дохнула в лицо,

Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.

В этом тексте использованы следующие средства: прямой лексический повтор (день), контекстуальные синонимы (исчезающий, погасающий, улетающий), контекстуальные антонимы (исчезать – заниматься), одинаковые временные формы глагола, синтаксический параллелизм.

Стили речи – системы языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.

Выделяют пять стилей; четыре книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный – и разговорный стиль. Для каждого стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, словосочетания, типы предложений, причем их принадлежность к разговорному или книжному стилю осознается при сопоставлении с нейтральными средствами.

Стили речи реализуются в определенных формах, или типах текстов, называемых жанрами речи. Жанры речи – типизированная форма организации речи, определяющая типы текстов, отличающихся заданным характером речевой деятельности (ср. монологический жанр публицистической статьи и диалогический жанр интервью) и формой использования языка (ср. устный жанр доклада и письменный жанр статьи). В основном каждый жанр речи принадлежит к определенному стилю речи, но есть и межстилевые жанры, например: статья, очерк, эссе (научные и публицистические), интервью (публицистическое и официально-деловое).

Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.

Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.

В научном стиле можно выделить следующие разновидности:

1) собственно научный стиль (присущ научным трудам – монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях, научным докладам),

2) научно-популярный стиль (присущ текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, т. е. научно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичных лекциях перед массовой аудиторией),

3) научно-учебный стиль (используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся).

Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств:

насыщенность терминами данной науки;

использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительных со значением действия: переработка, приземление, использование;

употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц);

частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому;

на уровне морфологии:

редкое использование личных местоимений я и ты и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа;

специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что. ) и безличные конструкции (Известно, что. ; Представляется необходимым. ),

использование причастий и деепричастий и оборотов с ними;

на синтаксическом уровне:

употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений;

неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений;

частые цитаты, ссылки;

использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.

Основные типы речи – рассуждение, описание.

Основные жанры – учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия.

Приведем в качестве примера отрывок из речевого произведения научного стиля собственно научной его разновидности – монографии по лингвистике:

Правило 3 (факультативная окраска презумпций). Если составляющая с потенциальной презумпцией Р является синтаксическим актантом миропорождающего предиката, то имеется две возможности: а) Р является презумпцией в соответствующем мире и может быть переведена в презумпцию реального мира (или, по крайней мере, в суждение, истинное в реальном мире) при соответствующем изменении содержания – модальной «окраске» (термин «окраска» – из Schiebe 1979); б) Р остается презумцией в реальном мире. Различие пониманий а) и б) не имеет регулярного семантического выражения [Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 2001. с. 77].

В этом отрывке нашли отражение следующие черты научного стиля:

– лингвистические термины презумпция, синтаксический, актант, предикат, модальный, семантический;

– символ Р (презумпция) в качестве компонента текста;

– слова с абстрактным значением составляющая, возможность, суждение, изменение, понимание, выражение;

– отсутствие слов в переносном значении: слово окраска употреблено как термин, заключено в кавычки и снабжено соответствующей ссылкой;

– слова, указывающие на объективные критерии оценки ситуации: потенциальный, соответствующий, истинный, регулярный;

– отсутствие обращений, междометий, модальных частиц, вопросительных и восклицательных предложений и других средств образности;

– придание тексту большей четкости с помощью расчленения на пункты: а) и б);

– ссылка на другое произведение научной литературы, полное описание которой представлено в библиографии: Schiebe 1979.

Официально-деловой стиль – один из книжных, используется в сфере деловых отношений, деловых бумагах, т. е. законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и др.

Задача этого стиля – сообщить информацию, дать инструкцию. Официально-деловой стиль характеризуется точностью, однозначностью, неличным характером, стандартизированностью построения текста, долженствующе-предписывающим характером текста.

Для официально-делового стиля характерно использование следующих языковых средств:

употребление полных наименований, точных дат;

книжная лексика (вследствие, в течение, в силу того что, характеризоваться);

использование слов в прямых значениях;

отсутствие экспрессивной и оценочной лексики;

частое употребление отглагольных существительных (апробация, использование, выполнение);

наличие стандартизированных оборотов (по истечении срока, в установленном порядке, вступать в законную силу);

ограниченные возможности синонимической замены, частые лексические повторы;

на уровне морфологии

отсутствие личных местоимений, особенно 1 и 2 лица, вместо которых используются собственные имена, собственные наименования или специальные обозначения (Заказчик, Исполнитель), а также глаголов в форме 1 и 2 лица;

на синтаксическом уровне:

осложнение простого предложения обособленными оборотами, однородными членами;

четкое членение текста на смысловые блоки, обычно с использованием подзаголовков и цифрового оформления пунктов.

Для официально-делового стиля характерны как монологические способы организации речи, так и диалог (разговор двух лиц) или полилог (разговор нескольких лиц).

Основные жанры: монологические – приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация, отчет, обзор; жанры-полилоги – собрание, совещание, переговоры, интервью.

В качестве примера приведем отрывок из типового договора:

О передаче неисключительных имущественных прав

г. Москва23 марта 2002 г.

Гражданка Российской Федерации Ружева Анна Ильинична, именуемая в дальнейшем Автор, – с одной стороны и ООО «Аранта», именуемое в дальнейшем Фирма, в лице генерального директора Бозина Сергея Ивановича, действующего на основании Устава, – с другой стороны заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Определения, используемые в Договоре

1.1. Произведение – «Русский язык для школьников и поступающих в вузы», подготовленный Автором. Описание Произведения – пособие содержит основные теоретические понятия школьного курса русского языка и разъясняет порядок разбора языкового материала, адресован учащимся и особенно выпускникам средней школы в связи с отсутствием единого комплекта учебников по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений.

В этом отрывке нашли отражение следующие черты официально-делового стиля:

– отсутствие личных местоимений;

– полное именование действующих лиц с указанием их социального статуса;

– замена их в дальнейшем на специальные обозначения Автор, Фирма;

– стандартизированные обороты: настоящий Договор о нижеследующем, именуемый в дальнейшем, действующий на основании;

– точное указание на место и время заключения договора;

– осложнение простого предложения различными обособленными членами – см. первое предложение договора;

– членение текста на блоки с использованием подзаголовков и цифрового обозначения.

Публицистический стиль – один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.

Задача этого стиля – воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Характерные черты публицистического стиля – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:

широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;

использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной;

использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;

акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации;

частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);

на уровне морфологии и синтаксиса:

активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;

неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;

употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов;

частые лексические и синтаксические повторы

Основные жанры: публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.

В качестве примера речевого произведения публицистического стиля приведем отрывок из статьи А. Архангельского, опубликованной в газете «Известия» 6 апреля 2002 г.:

Всю минувшую неделю кипели думские страсти, газеты и телевидение бурно обсуждали, кому какой комитет достанется и что в конце концов будет с коммунистами. Между тем в этом обсуждении начисто отсутствовал один мотив, который в известной мере можно считать ключевым. А именно: какие два комитета были предложены товарищам большевикам в качестве утешительного приза по причине из политической незначимости? На какие кабинеты никто из нового большинства так и не позарился – не безликие ЕДИОТы, ни блескучие правые?

Боюсь, народные избранники в очередной раз совершают очень серьезную ошибку. Не культурную. И не религиозную. А вполне себе политическую. Потому что политик не политолог. Он не обязан быть слишком умным. Зато он должен иметь хороший нюх. И всегда держать нос по ветру: куда дует ветер эпохи? Что же до ветра эпохи, то он дует в сторону от непосредственной (точнее, вполне посредственной) политики.

В этом отрывке нашли отражение следующие черты публицистического стиля:

– политическая лексика: комитеты, кабинеты (министров), думский, большевики, коммунисты, правые, политик, политолог;

– разговорная и просторечная лексика, в том числе фразеологизмы: начисто, позариться, нюх, блескучий, держать нос по ветру;

– языковая игра: вторичная игра в заголовке (Культур и Мультур – перифраз известного повтора-отзвучия культур-мультур), непосредственный как антоним к слову посредственный, ЕДИОТы – блок «Единство и Отечество», псевдосложносокращенное слово, графически и фонетически созвучное слову идиоты;

– выражение авторского «я» – глагол в форме 1 лица единственного числа с оценочным значением боюсь;

– отсутствие деепричастий, незначительное число причастий;

– парцелляция: совершают очень серьезную ошибку. Не культурную. И не религиозную. А вполне себе политическую.

Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.

Задача – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность – единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность.

Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами:

тропы – обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;

фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;

ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении.

Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный.

В качестве примера приведем отрывок из поэтического текста – стихотворения А. Блока:

И леса сквозят тишиной.

Прилегла на берег размытый

Здесь использованы следующие характерные для художественного стиля языковые средства:

– инверсия – прилагательное после существительного: осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная;

– тропы: открытое небо, леса сквозят тишиной, голова русалки прилегла на берег;

– синтаксический параллелизм в первой строке;

– назывные предложения, создающие ощущение статичности, неподвижности.

Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринужденных беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования – устная, но может быть осуществлен и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях).

Задача речи – общение, обмена впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста.

Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:

на фонетическом уровне:

бо́льшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас [щ’ас], здравствуйте [(з)дра́с’т’и]);

разнообразное интонирование при относительно свободном порядке слов;

на уровне лексики и словообразования:

использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить);

преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;

экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный);

частое использование фразеологизмов;

на уровне морфологии:

наиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений;

преобладание употребления глаголов над употреблением существительных;

редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;

несклоняемость сложных числительных, склоняемость аббревиатур;

употребление частиц, междометий;

частое переносное использование морфологических средств (например, использование времен и наклонений в несвойственных им в книжных стилях значении);

на синтаксическом уровне:

употребление односоставных и неполных предложений;

отсутствие сложных синтаксических конструкций;

бессоюзие сложного предложения;

частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;

В качестве примера приведем высказывание одного из персонажей рассказа А. П. Чехова «Месть»:

Отворите же, черт возьми! Долго ли еще мне придется коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?

В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля:

– вопросительные и восклицательные предложения,

– междометие разговорного стиля черт возьми,

– личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме.

Еще один пример – отрывок из письма А. С. Пушкина к жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года:

Стыдно, женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.

В этом отрывке проявились следующие языковые признаки разговорного стиля:

– использование разговорной и просторечной лексики: женка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота, союз да в значении ‘но’, частицы уж и вовсе не, вводное слово видно,

– слово с оценочным словообразовательным суффиксом городишко,

– инверсионный порядок слов в некоторых предложениях,

– лексический повтор слова скверный,

– наличие вопросительного предложения,

– употребление личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа,

– употребление глаголов в настоящем времени,

– употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.

Типы речи – разграничение речи по обобщенному (типовому) значению на повествование, описание и рассуждение.

Повествование описывает последовательные действия, рассказывает о событиях в их временно́й последовательности.

Повествовательные тексты включают такие компоненты, как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия). При этом в повествовании может нарушаться последовательность этих компонентов, что часто бывает представлено в художественных произведениях (например, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова).

«Новым» в предложениях повествовательного текста является сообщение о сменяющих друг друга событиях.

Повествование может быть изобразительное и информативное. В повествовательном тексте часто употребляются лексические средства, обозначающие временную последовательность действий (потом, тогда, через некоторое время), глаголы обычно употребляются в прошедшем времени.

В качестве примера приведем отрывок из рассказа А. П. Чехова «Живой товар»:

Наполнив карманы и бумажник, Бугров спрятал бланки в стол и, выпив полграфина воды, выскочил на улицу.

— Извозчик! – крикнул он диким голосом.

Ночью, в половине двенадцатого, он подкатил к подъезду гостиницы «Париж». С шумом вошел он вверх по лестнице и постучался в номер, в котором жил Грохольский. Его впустили. Грохольский укладывал свои вещи в чемоданы. Лиза сидела за столом и примеряла браслеты. Оба они испугались, когда вошел к ним Бугров.

Описание изображает какое-либо явление через перечисление и раскрытие его признаков. Текст такого рода может описывать внешность человека, предмет, место, состояние человека или окружающей среды. В «данном» называется предмет или его части, в «новом» сообщаются признаки предмета.

Для описательного текста характерно использование прилагательных, глаголов в настоящем времени.

Описание используется в разных стилях речи, но чаще в научном и в художественном.

В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными, например: Жираф (жирафа), жвачное млекопитающее. Длина тела 3–4 метра (1/3 составляет шея), высота до темени 4,5–5,8 м, длина хвоста около 1 м, масса 550–750 кг. Обитает в саваннах Африки. Из-за охоты (ради мяса и шкуры) численность невелика. Хорошо размножаются в неволе. Живут до 20–30 лет.

В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами. В качестве примера приведем начало рассказа А. П. Чехова «Барон»:

Барон – маленький, худенький старикашка лет шестидесяти. Его шея дает с позвоночником тупой угол, который скоро станет прямым. У него большая угловатая голова, кислые глаза, нос шишкой и лиловатый подбородок.

Рассуждение описывает причины свойств и явлений. Может быть доказательством, объяснением, размышлением (разница – в степени категоричности суждений). В рассуждении обычно присутствуют тезис (то, что нужно доказать), аргументы и вывод. Приведем два примера рассуждений, используемых в разных стилях речи:

На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалекий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмем в городке лошадей.

Исходя из необходимости мобилизации и размещения людских ресурсов, перед разворачиванием строительства инженерных сооружений следует предусмотреть возведение благоустроенного временного жилого городка, в том числе систем энергоснабжения, связи, водоподготовки, канализации, рекреационных и спортивных сооружений.

Текст, особенно художественный, часто объединяет разные типы речи. В качестве примера приведем отрывок из повести К. Паустовского «Золотая роза»:

Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенье и вышел в Онежское озеро.

Белая ночь простиралась вокруг. Я впервые видел эту ночь не над Невой и дворцами Ленинграда, а среди лесистых пространств и озер.

На востоке низко висела бледная луна. Она не давала света.

Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая куски сосновой коры. На берегу, должно быть в каком-нибудь древнем погосте, сторож пробил на колокольне часы – двенадцать ударов. И хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушел по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.

Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим?

Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы – столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.

Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью легкую печаль, как все прекрасное, когда оно обречено жить недолго.

В представленном отрывке последовательно сменяют друг друга все типы речи – повествование, описание и рассуждение.

Проблемами речи и текста занимается стилистика – раздел языкознания, изучающий использование языка в разных условиях речевого общения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *