изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе

Значение риторики в педагогической деятельности.

Значение риторики в педагогической деятельности.

Кто такой учитель? На этот вопрос можно достаточно долго искать ответ приводить аргументы и в большинстве из вариантов будет, встречается довод «учитель – это мастер слова» оратор.

На данный момент главная цель современной системы образования- целостное и многогранное развитие личности ученика.
При изучении курса практической педагогической риторики будущим и действующим педагогам следует руководствоваться не только толкованием и восприятием риторики как узкоспециализированной научной дисциплины, но и понимать всю ее метапредметность способную развивать учащихся речемысленную деятельность, позволяющая более интенсивно проводить процесс социализации в обществе.[4]

Следует упомянуть, что ораторское мастерство учителя также заключается в выборе формы и тактики изложении материала, исходя из уровня знаний или индивидуальных особенностей обучающихся. Шаталов В.Ф. утверждал: «Высочайшее мастерство учителя с помощью простых слов объяснить сложные процессы и явления своей дисциплины». При этом владея мастерством красноречия можно добиться дисциплины внутри коллектива без принуждения. [3].

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что риторические и ораторские компетенции педагога имеют основополагающее значение в образовательном и воспитательном процессе, так-как позволяют установить коммуникативные связи с обучающимся и его родителями и с помощью этого более эффективно производить процесс обучения и всестороннего развития личности в образовательной организации.

Источник

Законы и правила риторики

изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Смотреть фото изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Смотреть картинку изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Картинка про изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Фото изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе

Законы риторики, по определению энциклопедического словаря, «совокупность приемов, которыми пользуются ораторы в речи с целью достижения общериторического идеала». Иначе говоря, опираясь на эти законы, человек стремится выстроить свою речь в соответствии со строгими канонами гармонии, этики, красоты, логики, создавая безупречный, по форме и содержанию, монолог.

Какие именно они бывают, в каких случаях применяются, поможет понять данная статья.

Основные законы риторики

Для чего в современном мире нужна такая, казалось бы, устаревшая дисциплина, как риторика? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять саму суть науки, предмет которой – человеческая речь, во всех ее проявлениях.

Из этого ясно, что владеть риторикой – значит, уметь говорить красиво, ясно, убедительно. В ряде профессий такое качество является необходимым, одним из основополагающих, но и вне рабочей деятельности человек, владеющий искусством отстаивать свою позицию в разговоре, оставаясь в рамках безупречной вежливости и последовательности, вызывает уважение, заставляет прислушаться к себе внимательней.

С самого начала необходимо разобраться с тем, какие основные законы риторики выделяют на сегодняшний день. В практике современной науки диалога, так называемой «неориторики», насчитывается ровно семь основных постулатов, широко употребляемых ораторами в процессе продумывания и написания публичного выступления.

Все вместе эти принципы служат базой для построения речи по четырем законам риторики:

Внимание! К основным законам риторики не относится закон краткости.

изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Смотреть фото изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Смотреть картинку изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Картинка про изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Фото изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе

Закон гармонизирующего диалога

Гармонизирующий диалог создается путем успешного сочетания принципов тактики, аналитики и эффективности. Прежде всего, оратор должен четко понимать, перед какой аудиторией он будет говорить, что может захватить и увлечь ее, какие приемы красноречия, какие доводы следует употребить для наибольшего воздействия на сознание публики.

Первый из законов общей риторики учит заранее изучать свою публику, чтобы уметь соответствовать ее ожиданиям, говорить на ее языке. Ведь главной целью публичного выступления является двусторонний контакт, приводящий к заранее намеченному результату. Изложение мыслей выступающего должно быть максимально ясным, четким, конкретным и – что самое важное – волнующим конкретно собравшихся людей.

Итого, можно выделить несколько базовых императивов первого закона:

Уже из самого названия проистекает то, что является главнейшей целью – стремление к диалогу. Слушатель должен реагировать на слова оратора, цель говорящего – вызвать эту реакцию путем апеллирования к злободневным вопросам, к тому, что интересует его аудиторию. Посредством этого привести к решению заданных в речи проблем через обсуждение.

Очень важно, чтобы говорящий умел внимательно слушать и анализировать ответы своей публики, ибо именно для этого затевается выступление – собрать как можно больше мнений по конкретному вопросу для его оптимизации. Законы современной риторики восходят ко временам Аристотелевской диалектики, хотя и претерпели изменения с течением веков, подстраиваясь под нужды общества. Однако до сих пор неоспорима важность и влияние авторитетов, ссылка на которые может существенно повлиять на мнение публики, направить ее мысли в соответствующее русло.

Важно! Подача материала не должна быть «сухой». Оратору не следует бояться юмора, напротив, рекомендуется активно использовать его в речи. Расположенная к выступающему публика, с которой налажен эмоциональный контакт, проще воспримет и более серьезный материал.

изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Смотреть фото изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Смотреть картинку изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Картинка про изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Фото изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе

Закон продвижения и ориентации адресата

Особенность науки риторики заключается в том, что ее законы подчиняются строгой логике. Так, в строго логичной последовательности выстраивается речь, задача которой – сориентировать слушателя в затронутой теме, указать конечную цель и плавно подвести к ней, минуя «подводные камни» с помощью искусного оратора.

Для этого при составлении текста выступления употребляют инструмент периодизации.

Выстраивание четкой структуры первостепенно. «Костяк речи» должен содержать основную мысль, и на него, последовательно и внятно, нанизывается все «тело» из аргументов, доводов, подкрепленных случаями из реальной жизни и прочими инструментами. Монолог должен быть последовательным, каждое звено цепи завершено, следует избегать возвратов к ранее сказанному, повторов, излишней детализации.

Внимание! Отдельные фразы также должны быть четкими, завершенными, конкретными. Следует, по возможности, избегать размытых, пространных, неконкретных высказываний, которые можно истолковать двояко. У слушателя не должно оставаться впечатления недосказанности.

Законы современной риторики продиктованы динамическим движением нашего времени, и таким должен быть спич, чтобы достигнуть максимального воздействия. Последовательно продвигать слушателей от одного пункта к другому оратору помогут заранее грамотно подобранные тезисы, корректная расстановка акцентов, которая осуществляется посредством пауз, изменением темпа речи.

Закон эмоциональности

Все 4 закона риторики требуют определенной вовлеченности, личной заинтересованности в предмете речи от оратора для установления необходимого контакта с аудиторией. Третий закон, сложившийся еще во времена античности, особенно выделяет необходимости эмоционального подъема самого трибуна.

Внимание! Речь ни в коем случае не должна быть сухой, формальной, если ожидается вызвать ответную реакцию. Слушатели должны ощутить, насколько предмет волнует говорящего, задевает его лично.

Достигается это как путем применения выразительных средств языка (метафор, гипербол), так и невербальными средствами, на которые аудитория обращает внимание в первую очередь, как-то:

изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Смотреть фото изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Смотреть картинку изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Картинка про изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Фото изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе

Закон удовольствия

Слушатель должен внимать спикеру с наслаждением – вот к чему подводят все законы и правила риторики. Приятный для публики трибун скорее добьется желаемого, чем тот, кто говорит неинтересно, не обращает внимания на потребности аудитории.

Сделать свою речь занимательной можно при помощи таких инструментов:

При этом не стоит «пересаливать», чрезмерно усложнять речь, делать ее громоздкой и тяжелой для восприятия.

В заключение

Навык красноречия высоко ценился с древних времен, овладеть красноречием не так сложно. Среди множества тем достаточно выбрать одну, применив законы риторики, превратить свою речь в торжество словесного искусства.

Источник

Четыре закона общей риторики

изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Смотреть фото изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Смотреть картинку изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Картинка про изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Фото изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Смотреть фото изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Смотреть картинку изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Картинка про изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Фото изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Смотреть фото изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Смотреть картинку изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Картинка про изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Фото изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Смотреть фото изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Смотреть картинку изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Картинка про изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Фото изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе

изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Смотреть фото изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Смотреть картинку изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Картинка про изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Фото изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе

изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Смотреть фото изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Смотреть картинку изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Картинка про изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе. Фото изложите четыре закона риторики какое значение они имеют в педагогическом процессе

Все риторические параметры речи должны соответствовать ее цели, обеспечивая необходимую оратору реакцию адресата. Решению этой задачи служат четыре закона общей риторики.

Первый закон – закон гармонического диалога оратора и слушателей. Для совпадения речевых целей оратора и слушателей необходимы достаточная исходная осведомленность слушателей в данной теме и их заинтересованность в ней; общая ценностная ориентация оратора и слушателей; доходчивость, конкретность и наглядность изложения. Сверх того, необходимо, чтобы любая речь, даже если это пространный монолог, была диалогизирована. Диалог (здесь не как обмен высказываниями, а как обмен чувствами, духовный резонанс) – это исходные условия достижения должной степени гармонии (согласия) между оратором и аудиторией.

Есть несколько испытанных приемов диалогизации речевых действий оратора. Перечислим их:

1. Внимание к адресату. Слушателя надо изучать, знать его интересы, проблемы, пристрастия, «больные места», психологический склад, – все, что может повлиять на результат вашей речи.

2. Близость темы слушателю. Близкими адресату должна быть не только тема в целом, но и подход к ней, угол зрения, а также ее частные аспекты. Важнее всего – общность оценочной позиции (если только вы не ставите своей целью переубеждение слушателей), бесспорность примеров и авторитетов. В противном случае вы рискуете быть не принятым аудиторией. Надо также знать параметры, по которым тема может оказаться близкой данному адресату. Еще Аристотель замечал, что слушатели внимательно относятся ко всему великому и к тому, что лично их касается, ко всему удивительному и приятному, поэтому следует внушать слушателям, что речь идет о подобных предметах. К этому следует добавить, что если умело подать интересный материал, то вместе с ним слушатель охотно воспримет и некоторую порцию неинтересного материала. Здесь сказывается эмоциональная инерция. Как шутят повара, с хорошим соусом можно съесть и ботинок. Аналогичной «приправой» для скучного, трудно усваиваемого материала служат всевозможные шутки, анекдоты, пословицы и поговорки, вроде вышеприведенной о ботинке.

3. Конкретность и наглядность. Образ, пример, иллюстрация, колоритные сравнения, модели и аналогии – без них не обойдется даже самая строгая научная лекция. Более того, чем абстрактнее материал по своей природе, тем в большей конкретизации он нуждается, чтобы быть усвоенным.

Образность речи превращает ее во внутренний фильм и слуховое восприятие по своей эффективности приближается к зрительному восприятию. При помощи обобщений ораторов слушатели достаточно легко переходят с конкретного уровня восприятия на уровень абстрактный.

Второй закон общей риторики – закон ориентации адресата в структуре речи. Важно не только дать слушателям тему речи и ее план (последний соблюдается далеко не во всех речевых жанрах), но и периодически давать им понять, в каком месте речевого маршрута находятся в данный момент оратор и слушатели. Важно также выделить структурные части выступления особыми фразами, интонацией и жестами, дабы адресат мог точно рассчитать расход своих сил на оставшуюся часть речи. Лучше закончить чуть раньше, чем этого ожидает слушатель. Краткость – одно из несомненных достоинств оратора.

Третий закон – закон эмоциональности речи. Эмоциональная окраска во многих (хотя и не во всех) видах устных выступлений весьма желательна, а в некоторых – просто необходима. Эмоции часто являются кратчайшим путем к вниманию слушателей.

Четвертый закон – закон положительной психологической настройки слушателей. Приятному оратору верят больше, чем неприятному. То же относится и к его речи. Это кажется аксиомой, но здесь есть одна существенная оговорка: нельзя понравиться абсолют-

но всем, особенно в аудитории, поляризованной с точки зрения ценностей (группа спорщиков, парламент, митинг, судебная коллегия и т.п.). Угодить одним – значит настроить против себя других. Из четырех основных законов общей риторики первый – закон гармонического диалога оратора и слушателей – является главным, а три остальных раскрывают его и служат средствами его реализации.

Источник

«Педагогическая риторика, ее сущность и функциональное назначение»

Педагогическая риторика, ее сущность и функциональное назначение

Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. Формирование коммуникативной компетентности специалиста – важнейшая задача профессионального образования в настоящее время. Коммуникативная компетентность предполагает владение навыками общения в педагогическом процессе, умение создавать риторические ситуации общения, умение изобретать и интерпретировать профессионально значимые высказывания (тексты). Для этого педагогу необходимо знать специфику профессионального общения, нормы речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность решения профессиональных задач. Основные аспекты профессиональной подготовки – достижение всех целей обучения, успешное решение разнообразных учебно-методических и воспитательных задач, совершенствование речевого мастерства. Сфера обучения является сферой повышенной речевой ответственности, так как, по выражению В.А.Сухомлинского: «Слово – важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея – столбовой корень воспитания». Концептуальной основой данного раздела курса является риторический подход, ориентированный на творческие поиски, теоретическое осмысление и практическое воплощение оптимальных путей овладения эффективной, успешной и результативной профессиональной речью. П едагогическая риторика предназначена:

 моделировать и конструировать ситуации педагогического общения с целью решения различных психолого-педагогических и риторических задач;

 совершенствовать речевой аспект педагогического общения;

 предупреждать и исключать ситуации развития негативного коммуникативного сценария.

В риторике разработаны общие принципы и законы речевого поведения, описаны практические возможности их использования в различных ситуациях общения. На базе категорий, законов и принципов общей риторики создается модель профессиональной речевой подготовки будущих специалистов в рамках частной – педагогической – риторики. Риторика помогает не только преподнести предмет, но и сформировать познавательный интерес, а значит развить творческую мотивацию к учению.

Риторика включает в себя два основных раздела, которые называются общей риторикой и частной риторикой. К общей риторике относят принципы построения речи вообще, независимо от типа речи, цели выступления и сферы, в которой она произносится. Частные риторики рассматривают употребление этих принципов в тех или иных конкретных условиях общения.

Педагогическая риторика как разновидность частной риторики обеспечивает решение проблемы формирования коммуникативной компетентности будущего учителя, так как позволяет конкретизировать основные положения общей риторики, продемонстрировать специфику применения правил риторики в реальной речевой практике, определить теоретический и практический аспекты овладения профессиональной речью.

Изучая соотношение мышления и речи, процесс формирования способов влиятельной аргументации в процессе обучения и воспитания – педагогическая риторика ставит своей целью создание факторов полного и качественного усвоения и сохранения сведений. Главное условие достижения цели – риторически оптимальное изложение, стремление к ситуации коммуникативного вдохновения.

Педагогическая риторика – это система принципов оптимальной организации речи, она образует речевой аспект педагогического творчества и мастерства. Профессионально-ориентированная риторическая подготовка предполагает знание специфики педагогического общения, владение разнообразными способами риторических действий, обусловленных характером профессии, освоение опыта в коммуникативно-творческой деятельности по созданию профессионально-значимых педагогических речевых жанров. Базовые понятия и категории психологии общения, риторики, теории речевой деятельности рассматриваются в процессе их реализации в конкретных ситуациях педагогического общения, что позволяет понять их специфику, определить, какие риторические нормы и методы действуют в соответствующих коммуникативных условиях, как они «работают» в ходе решения определенных задач.

Аргументация, которая изучается педагогической риторикой:

эпидейктическая – комплекс оценок и характеристик.

Аргументация влиятельна, если педагог решает и задачи, и сверхзадачу. Основу коммуникативной деятельности педагога составляют практические знания о способах целенаправленного использования в различных ситуациях общения. На базе категорий, законов и принципов общей риторики создается модель профессиональной речевой подготовки специалистов в рамках частной – педагогической – риторики.

Педагогическая риторика различает следующие функции общения :

информационно-коммуникативная (гностическая, обеспечивающая познание) – функция обучения, приобретения предметных знаний и социального опыта;

— воспитательно-коммуникативная функция – ориентированная на развитие личностных качеств, эмоциональной культуры, эстетической восприимчивости и художественного вкуса.

В процессе учебно-речевой деятельности комплексно реализуются все функции общения.

1.1.1. Речевая ситуация в педагогическом общении.

Описание речевой ситуации дал еще Аристотель: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается». К выделенным Аристотелем элементам структуры речевой ситуации необходимо добавить ещё обстановку (место) общения: ведь в различной обстановке одни и те же коммуниканты об одном и том же предмете будут общаться по-разному. Таким образом, общую схему речевой ситуации можно представить следующим образом:

Слагаемые речевой ситуации в рамках педагогического общения определяются так: говорящий

предмет и обстановка речи

• тема: раздел учебно-научного знания

• урок (индивидуальная консультация, неформальное общение и т.п.)

Дидактическая направленность общения предопределяет специфику типа общения: учебное взаимодействие, коммуникативное лидерство педагога. Особенность учебно-речевой ситуации (УРС) общения – устойчивость, постоянство содержательных характеристик ряда категорий: роли адресанта и адресата, внешние обстоятельства общения, код общения (язык обучения, стиль)

Структурообразущим элементом в УРС является риторическая категория цели :

КТО (говорящий) – КОМУ (слушающий) – ГДЕ (место) – КОГДА (ситуация) – ПОЧЕМУ (мотив) – ЗАЧЕМ (цель).

Отношение педагог – учащийся это постоянные социальные роли, обусловленные правилами учебно-научного общения. Внутренние обстоятельства такого общения – это мотивация деятельности и понимание цели как коммуникативного намерения (интенции) участников общения. Коммуникативная стратегия педагогического общения – магистральная линия речевого поведения, избранная для реализации цели творческого взаимодействия. Коммуникативная тактика определяется личностным осмыслением темы (предмета речи), и стремлением говорящего найти риторические «способы убеждения» (по Аристотелю), чтобы влиять на собеседника и оптимально решить коммуникативную задачу.

Существует риторическая типология стратегических целей:

— убедить – склонить к своему мнению, использовав нужные аргументы и доказательства, апеллируя в первую очередь к разуму собеседника, к его жизненному опыту;

внушить – обратиться к чувствам слушателя, использовав и логические, и эмоциональные средства воздействия на личность (риторические фигуры, тропы и т. п.) ;

побудить к действию – призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие .

В конкретной ситуации общения возможны различные сочетания стратегических подходов: информировать и убедить; убедить и внушить и т.п. Стратегия педагогического общения предопределяется логикой научного и риторического знания, а также, коммуникативными целями взаимодействия.

1.1.2. Стилистика педагогической речи. Культура речевой деятельности педагога. Речевая культура педагога

Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществить оптимальное общение, т.е. такое взаимодействие, которое создает наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих друг другу коммуникативных целей всех партнеров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, для максимального

раскрытия личности каждого. Эти нормы очень тесно взаимосвязаны, дифференцирование только условно, это механизмы, помогающие согласовать все стороны общения.

Этические нормы определяют систему защиты нравственных ценностей в каждой культуре, и регулирует формы проявления их в речи. Коммуникативные нормы обеспечивают выбор средств общения, контакта и достижения всех целей коммуникации и действуют на всех этапах речевой деятельности, определяя целенаправленность и целесообразность. Коммуникативными нормами общего характера, определяющими весь процесс коммуникации, являются принципы:

— структурирования – вычленение и расположение всех смысловых частей, логических связей.

Культура создания и восприятия текстов предполагает, что информация не подается и не воспринимается изолированно от другой информации и от окружающего мира, а существует в определенном контексте – заранее заданном «смысловом поле» (Ю.М.Лотман).

1.1.3. Коммуникативные качества речи. Речевые и языковые нормы

Коммуникативное поведение – это поведение (вербальное и сопровождающее его невербальное) личности или группы лиц в процессе общения, регулируемое нормами и традициями общения данного социума. Для обозначения коммуникативного поведения народа, группы лиц используется термин «речевое поведение» как синоним термина «коммуникативное поведение» – общение народа, группы людей как некоторая упорядоченная система правил. Но при этом термин «речевое общение» акцентирует речевой аспект общения, а термин «коммуникативное поведение» – аспект, связанный с более широким набором факторов, в том числе нормами и правилами общения.

Коммуникативные качества речи – признаки хорошей, культурной речи, которые обеспечивают эффективность общения и гармоничное взаимодействие его участников.

Основы учения о качествах хорошей речи были заложены в античную эпоху. В появившихся в ХVIII–ХIХ вв. руководствах по риторике для оценки эффективной речи используются такие понятия, как ясность, точность, логичность и др.

В наше время теоретическое обоснование выдвижения коммуникативных качеств речи как критериев для оценки культурной речи наиболее

последовательно представлено в книге Б.Н. Головина. В рамках системного подхода ученый выделяет 10 качеств : правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность, богатство, уместность, а также образность (близкую к выразительности), доступность и действенность ; подробно рассматриваются семь первых из названных качеств, определены экстралингвистические и лингвистические условия их формирования.

Коммуникативные качества определяются в соотношении с неречевыми структурами (языком, мышлением, сознанием, действительностью, адресантом-адресатом, условиями общения).

Коммуникативные качества правильности (нормативности), чистоты (отсутствия диалектизмов, жаргонизмов и т.п., что также относится к ведению нормативного аспекта) и богатства (использования в речи разнообразия языковых средств) получают определения на базе соотношения знаковой структуры речи с тем, что дает говорящему или пишущему литературный язык.

Соотношение «речь–сознание» помогает понять, что стоит за словами выразительность (способность речи осуществлять воздействие не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, а также поддерживать внимание и интерес адресата), образность (способность речи формировать конкретно-чувственные представления о действительности), действенность и уместность (способность высказывания отвечать целям и задачам общения).

Качество уместности речи определяется соотношением «речь–условия общения» (место, время, жанр и задачи коммуникативного процесса).

Перечисленные отношения структуры речи к неречевым структурам участвуют в осуществлении коммуникативного процесса. Ослабление и нарушение коммуникативных отношений речи к неречевым структурам ухудшает ее качество.

Все перечисленные коммуникативные качества А.Н. Васильева рассматривает как общие культурно-речевые критерии, которые в значительной степени специфичны по стилям, жанрам, ситуациям, а также разнообразятся во взаимодействии между собой. При этом рассматривается, как все они приобретают новые и новые значимости и воплощения не только в основных стилях, но и в более узких речевых подсистемах.

Число выделяемых исследователями коммуникативных качеств может варьировать. Так, Б.С.Мучник применительно к письменной коммуникации

рассматривает пять речевых качеств: ясность (недвусмысленность), точность (соответствие актуализированного автором значения высказывания передаваемому смыслу), краткость (умение передать мысль наименьшим количеством слов), полнота (противоположное избыточности речи развернутое выражение мысли), логичность (соответствие законам и правилам логики).

Дальнейшую разработку коммуникативные качества речи получили в последние десятилетия в связи с актуализацией лингвометодических, лингвокультурологических, лингвориторических исследований (Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Н.Н. Ивакина и др.). Коммуникативные качества рассматриваются не только как критерии анализа речевых произведений, но и как направления совершенствования речевого мастерства (Л.Р. Дускаева, О.В. Протопопова).

Обусловленные целью общения стереотипы построения процесса коммуникативного воздействия в зависимости от условий взаимодействия и личности коммуникантов называются коммуникативной ( речевой) стратегией. В современном обществе личность как речевой стратег выбирает и для себя путь развития и продвижения по социальным уровням, целесообразно реализуя различные речевые стратегии. Коммуникативная целесообразность – использование языковых средств в соответствии с замыслом и целью речевого поведения говорящего (пишущего) в конкретной ситуации общения и с учетом особенностей собеседников .

К качествам коммуникативной целесообразности относят правильность, точность, логичность, чистота, богатство и разнообразие, ясность и доступность, выразительность, эстетичность, уместность речи – каждое из них имеет свою специфику.

Точность а) в отражении действительности: связана с истинностью высказывания и знанием предмета речи; б) выражения мысли в слове – связана с богатством лексикона, умением выбирать наиболее точное по смыслу слово. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы, – которые отмечал А.Пушкин. Нарушение точности речи связано с незнанием лексических норм.

Логичность верность отражения фактов действительности в их связях и отношениях. Например, в известной словесной шутке А. Чехова « Шел дождь и два студента, один – в университет, другойв галошах » в однородный ряд намеренно включены разнородные понятия, что создает комический эффект . Но нарушение логических связей приводит логическим ошибкам, среди которых:

алогизм – ошибка на основе нарушения логических связей, сопоставление несопоставимых понятий («Наши знания о богатствах недр земли являются лишь незначительной частью еще больших богатств»),

подмена понятия (защита закона – защита справедливости),

расширение понятия (правильность речи – культура речи; редакция орфографии – реформа языка);

ошибки в тезисе: подмена, сужение, расширение, потеря тезиса;

ошибки в демонстрации.

Ясность и доступность изложения понятность и доходчивость: умеренность терминологии и иноязычной лексики, короткое предложение, прямой порядок слов, учет особенностей восприятия устной и письменной речи. Синонимом ясности в данном контексте можно использовать понятие «простота», но не в значении «примитивность». Понимание простоты как эстетической ценности неизменно связано с отказом от украшенности. Для того чтобы простое воспринималось именно как простое, а не как примитивное, нужно, чтобы оно было не упрощенным, а аскетичным, то есть чтобы говорящий сознательно не употреблял определенные элементы построения, а слушатель проецировал его текст на фон, в котором эти «приемы» были бы реализованы. В различных коммуникативных ситуациях простота может граничить с пошлостью и примитивностью или, наоборот, с изысканностью и сдержанностью.

Чистота речи отказ от элементов, чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности. К элементам, чуждым русскому литературному языку относятся:

слова-паразиты: вот, значит, как бы, где-то в районе, типа, короче;

диалектизмы и просторечные слова: извиняюсь, играться;

варваризмы (иностранные слова, имеющие русские эквиваленты): пипл, шузы, хаер.

К элементам, отвергаемым нормами нравственности, относятся языковые инвективы : жаргонизмы и вульгаризмы, бранные слова, зоонимы в инвективной функции (иногда их называют «скотизмами»), обсценная лексика (мат) – т.е. слова и выражения, оскорбляющие слух, честь и достоинство человека .

Выразительность особенности речи, которые поддерживают внимание слушателей, в частности а) внеязыковая выразительность: информационная (подбор неожиданных, оригинальных фактов) ; эмоциональная (способ изложения, манера изложения, пафос) ; интонационная (темп, тембр речи, высота голоса и проч.) ; б) языковая выразительность – использование тропов и фигур речи (риторических фигур) .

Богатство и разнообразие средств выражения – использование всех возможностей языка для достижения коммуникативной цели: использование синонимов, перифраз (описательных оборотов), фразеологического богатства, крылатых слов и выражений, прецедентных текстов.

Уместность подбор и организация языковых средств в зависимости от контекста (ситуации или стиля речи):

а) этическая уместность (соответствие ситуации общения);

б) стилистическая уместность (соответствие языковых средств функциональному стилю речи и нормам современного литературного языка).

Речевые ошибки, нарушающие уместность речи:

– анахронизм (нарушение хронологической точности слов определенной исторической эпохи) ;

– стилистическая ошибка (использование лексики другой стилевой принадлежности).

Речевая норма – совокупность наиболее устойчивых традиционных способов языкового выражения, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации на основе выбора одного из вариантов употребления как обязательного для образованной части общества. Правильность речи – соблюдение языковых норм как первая ступень речевой культуры.

Общие условия образования нормы: 1) соответствие структуре языка; 2) массовая и регулярная воспроизводимость; 3) общественное одобрение и признание; 4) закрепление в нормативных изданиях (словарях и справочниках).

К основным источникам языковой нормы относятся:

 произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;

 публикации средств массовой информации;

 общепринятое современное употребление;

 данные лингвистических исследований.

Характерными чертами языковых норм являются:

 соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой систем

Изменение норм часто вызвано действием собственно языковых законов – закона экономии языковых средств (предпочтение наиболее краткой формы выражения для экономии времени и усилий) и закона аналогии (уподобление одной формы языкового выражения другой, соотносящейся с первой в форме и

содержании: выравнивание ударения в группах слов, уподобление морфологических форм и форм управления).

Типы норм выделяются в соответствии с основными уровнями и сферами использования языка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *