использование замещающих предметов это какой вид деятельности

Основные виды деятельности человека

Ведущий вид деятельности

Сопутствующий/дополнительный вид деятельности

Ребенок до поступления в школу

Постепенное обучение и посильный труд

Труд, игра в свободное время

Общение (так считают многие исследователи)

Учение и новые игры

Учеба, игра, общение в свободное время

1.Обучение в средних общеобразовательных учреждениях (школах). 2.Обучение в профессиональных учебных заведениях (лицеях). 3.Обучение в высших учебных заведениях (университетах, институтах и пр.).1.Тренинги – «Развитие управленческих навыков», «Искусство публичных выступлений» и т.д. 2.Семинары – «Активные продажи» и т.д. 3.Консультации на различные темы. 4.Курсы Курсы-интенсив «Английский язык. Разговорная практика», курс «WEB-дизайн», курс «Агент по продаже недвижимости (риэлтор)» и т.д.

Михаил Васильевич Ломоносов занимался самообразованием: рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: Арифметику Магницкого, Славянскую грамматику Смотрицкого и Псалтирь римфотворный Симеона Полоцкого. В 1730 году ушел в Москву и, скрыв свое происхождение, поступил в славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

Выполним онлайн-задания (тесты).
Вариант 6

Используемая литература:
1. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008. 2. Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. 3. Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 4.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007. 5.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Используемые Интернет-ресурсы
Википедия – свободная энциклопедия

Источник

Предметы-заместители, их роль в игровой деятельности детей раннего возраста

использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Смотреть фото использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Смотреть картинку использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Картинка про использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Фото использование замещающих предметов это какой вид деятельности Ирина Семенова
Предметы-заместители, их роль в игровой деятельности детей раннего возраста

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело ученых к выводу, что на каждом возрастном этапе складывается как бы определенный «этаж», занимающий свое место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему этапу, но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение.

Крупнейший ученый А. В. Запорожец говорил, что целью дошкольного обучения должна быть амплификация детского развития, т. е. его обогащение, максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив. Для умственного развития ребенка 2-3 лет это, прежде всего формирование его восприятия, образного мышления, воображения.

Развитие детского восприятия включает ознакомление детей с цветом, величиной, формой и пространственным расположением предметов. С точки зрения современной детской психологии главное, чтобы ребенок овладел способностью распознавать свойства окружающих предметов и учитывать их при выполнении разнообразных действий.

Главное направление развития образного мышления и воображения состоит в овладении способностями к замещению и пространственному моделированию. Это умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между вещами.

Употребление заместителей возникает в сюжетно-ролевой игре, когда ребенок палочкой замещает термометр, видит в кукле больного ребенка, а сам изображает доктора.

Таким образом, введение предметов-заместителей в игры детей третьего года является очень важным моментом, как для развития самой игры, так и для развития восприятия, образного мышления, воображения.

Эта работа начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений. Поднося ко рту кирпичик,говорим: «Ням-ням, пирожок»; постучав шариком по столу, начинаем «чистить и есть яичко»; надев большое кольцо на локоть, покачиваем им – «сумочка». Каждое игровое значение должно быть выражено действием и словом. Показав действие, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете: «Попробуй мой пирожок!»или: «Это у тебя пирожок? Дай я попробую.»

Затем организуются игры с использование предметов-заместителей, обозначающих хорошо известные детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка, а затем как основные. Например, свернутый пушистый платок – это котенок, которого укладывают спать.

По мере развития активной речи использование предметов-заместителей становится более осознанным. Например, ребенок надевает кольцо на голову – это «шляпа», придерживает его на боку – «карманчик», повесит на руку – «сумочка», тянет колечко по столу – «машина» и др.

Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно-игровой среде:

из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др. ;

создаются комплексы: «игрушка + предмет-заместитель» (ванночка – кубик);

Побуждать детей к поиску предметов-заместителей можно при помощи проблемно-игровых ситуаций («В кукольном уголке нет кроваток. Как уложить кукол спать? Надо построить кроватки из кирпичиков»). Важно показать детям возможность использования одно и т ого же предмета для выполнения разных игровых действий (палочка – ложка, градусник, расческа) и использования разных предметов для выполнения одного и того же действия.

Введение предметов-заместителей готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами: расчесывание расческой, которой нет, облизывание воображаемого мороженого, угощение воображаемой конфетой и пр.

Инновационные формы взаимодействия педагога и ребенка Современный педагог становится активным инициатором детского творчества, детской мысли. Поиск новых форм взаимодействия с учетом возраста,.

Образовательные технологии в современном ДОУ По исследованиям современных ученых проблема детства стоит в настоящее время как никогда остро: Идет отстранение мира взрослых от мира детей.

Источник

Предметы-заместители в детской игре с 2–3 лет

использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Смотреть фото использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Смотреть картинку использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Картинка про использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Фото использование замещающих предметов это какой вид деятельности Татьяна Басова
Предметы-заместители в детской игре с 2–3 лет

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов – заместителей. Это делает игру более интересной, содержательной, стимулирует развитие у ребенка творческого воображения. Дети, умеющие играть с предметами – заместителями, к концу раннего возраста способны самостоятельно придумывать и разыгрывать сюжеты даже без опоры на реалистические игрушки.

Вводить в игру предметы – заместители можно по мере того, как ребенок начинает совершать первые игровые действия с реалистическими игрушками и усваивает смысл действий «понарошку». Приведем пример того, как можно помочь ребенку принять игровое замещение.

Воспитатель наблюдает, как ребенок «кормит» куклу ложкой из тарелочки, затем подсаживается к малышу и интересуется, что кушает кукла. В зависимости от ответа малыша, взрослый предлагает покормить куклу чем – то другим. Например,говорит от имени куклы: «А теперь я хочу печенье, где у нас печенье?» Ребенок не понимает, что делать, растерянно разглядывает игрушки. Воспитатель берет предмет, по форме напоминающий печенье (делать конструктора, домино, большую пуговицу,протягивает малышу и говорит: «Да вот же оно! Давай играть, как будто это печенье? Дай куколке печенье». Ребенок берет «печенье» и «кормит» им куклу. Воспитатель комментирует действия ребенка, спрашивает у куклы, вкусное ли печенье, отвечает за нее, благодарит и пр.

Может случиться, что ребенок не сразу поймет смысл замещения и будет просто копировать действие взрослого. Однако после нескольких подобных игр он начнет и сам использовать предметы – заместители – сначала те, которыми играл вместе со взрослым, а затем придумывать собственные замещения.

После того как малыш начнет самостоятельно пользоваться предметами – заместителями, взрослому бывает достаточно лишь косвенного обращения к ребенку для стимуляции подобных игровых действий.Например: «Кажется. Твой зайчик хочет морковку. Где у нас морковка?»или: «Ляля заболела, ей нужно дать лекарство. Что у нас будет таблетками?».

Важную роль в становлении замещений играет речь. На начальных этапах самостоятельной игры дети, уже используя некоторые предметы в качестве заместителей, не всегда ясно представляют себе, что именно они замещают. Содержание их игровых действий, как правило, диктуется теми предметами, которые попадают в поле внимания. Каким образом можно помочь ребенку более содержательно использовать предметы заместители? Приведем пример.

Воспитатель замечает, что во время кормления куклы ребенок берет со стола шарик и несколько раз подносит его ко рту куклы.Взрослый спрашивает его: «Чем ты кормишь куколку?». Малыш растерянно молчит, не знает, что ответить.Взрослый задает наводящий вопрос: «Может быть, это яичко?».Ребенок согласно кивает головой: «Яичко». После этого он сразу берет ложку, энергично стучит ею по яичку, пальчиками «очищает» от скорлупки, зачерпывает из него ложкой и кормит куклу.

В следующий раз шарик можно назвать конфеткой, пирожком и т. д.

Помощь взрослого в подборе предметов – заместителей не должна быть навязчивой. Нужно давать ребенку возможность самому найти подходящий предмет, назвать его, стимулировать его собственное воображение.

Постепенно ребенок начнет все отчетливее представлять, что и каким образом он замещает, активно использовать в игре слово, обозначающее предмет – заместитель. Это закладывает основу настоящей сюжетно – ролевой игры.

Мини –исследование на тему: «Предметы –заместители в детской игре».

Маша и Аня (двойняшки) 3года 1 мес.

В период наблюдения дети играли в игру «Накорми сестру».

В этой игре объединились несколько игровых действий в один сюжет. Маша начала готовить обед. В качестве продуктов фигулировали предметызаместители такие как: хлеб – деревянный кубик, картошка – желток из киндер сюрприза, капуста – большой зеленый мяч и т. д.

Маша готовила обед, Аня ей помогала,Я спросила у Маши: «Что ты приготовила?».Она ответила : «Готовлю обед».

Маша показывала разные предметы, которыми она пользовалась. Маша правильно назвала предметы – заместители. Показывает зеленый мяч и объясняет, что это капуста и т. д.

Маша сварила щи, накрыла стол и позвала сестру Аню на обед.

В последующие дни девочки поменялись ролями.

Аня готовила обед, а Маша кушала.

Аня варила макароны с сосисками. Вместо макарон она взяла кусочки из бумаги, фломастеры- сосиски, кубики – хлеб. Приготовив обед она с помощью воспитателя накрыла стол и пригласила Машу на обед.

Во время приготовления обеда Маша играла с кубиками.

Два дня девочки готовили обед по очереди, а на пятый день готовили обед вместе. Воспитатель предложила девочкам пригласить в гости других ребят. Девочки согласились.

Аня и Маша приготовили салат, щи, макароны с сосисками (из тех же предметов) и компот.

С моей помощью девочки накрыли на стол. Вместо салата в тарелку положили детали от конструктора, вместо компота поставили чашки, вместо ложек – карандаши.

И пригласили ребят. Ребята не отказывались и с интересом садились за стол и обедали.Когда дети пообедали воспитатель спросила: «Что нужно сказать девочкам?»Ребята ответили: «спасибо».

Марк играл в железную дорогу. В отличии от Маши и Ани он не всегда пользовался предметами – заместителями. Марку было нужна моя помощь.

Когда Марк играл с вагонами я его спрашивала: «Что ты везешь по железной дороге?» Показывая на разные предметы, которыми он пользовался. Он не ответил. Мне пришлось помогать ему. Мы взяли пазлы и решили, что это песок. Затем с помощью трактора – погрузчика погрузили песок в вагон. Потом я объяснила и показала Марку, что нужно везти по железной дороге вагон с песком. Мы привезли песок на другую станцию и выгрузили с помощью трактора в кучу песок.

Все действия мы приговаривали, говорили что мы делаем сначала, а что потом, что везем. По ходу игры я давала возможность ребенку действовать самому.

Марк копировал мои действия, а потом начал сам использовать предметы – заместители. Потом он сам использовал другие предметы – заместители кубики – кирпич, песок – пазлы, деревянные палочки от конструктора – бревна.

Марку очень понравилась игра – замена, он с удовольствием играет в эту игру и приглашает друзей из группы.

Дети раннего возраста используют предметы – заместители стимулируют умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. Поэтому необходимо создавать игровую среду, обогащая опыт детей через наблюдения.

Приведенные мною примеры показывают дети активно играют в предметы – заместители, развивают воображение, речь, мышление и фантазию.

использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Смотреть фото использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Смотреть картинку использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Картинка про использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Фото использование замещающих предметов это какой вид деятельностиАнкета для родителей «Что Вы знаете о детской игре?» Анкета для родителей на тему:«Что Вы знаете о детской игре?» Наши дети очень быстро растут и развиваются. Но развивается ли детская игра,.

Доклад «Организация совместной взросло-детской и детской деятельности» Как уже было сказано выше, ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования провозглашает принцип содействия и сотрудничества.

использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Смотреть фото использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Смотреть картинку использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Картинка про использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Фото использование замещающих предметов это какой вид деятельностиКонсультация «Игрушки-заместители в детской игре» Игрушки-заместители в детской игре. Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов-заместителей.

Из опыта работы «Предметы-заместители в детской игре» Введение в игру предметов-заместителей – важнейшее условие формирования творческой игры. Кроме того, это делает игру более интересной, содержательной.

использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Смотреть фото использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Смотреть картинку использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Картинка про использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Фото использование замещающих предметов это какой вид деятельности«Опасные предметы» (фотоотчет) Как же нам избежать опасности, которые нас окружают? Мы с ребятами подробно изучили этот вопрос. Я приготовила ватман, на котором указала.

использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Смотреть фото использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Смотреть картинку использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Картинка про использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Фото использование замещающих предметов это какой вид деятельностиПлакат «Колющие и режущие предметы» Данное пособие изготавливалось к занятию по ОБЖ для знакомства детей с колющими и режущими предметами, т. е. предметами представляющими.

использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Смотреть фото использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Смотреть картинку использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Картинка про использование замещающих предметов это какой вид деятельности. Фото использование замещающих предметов это какой вид деятельностиПредметы-заместители в сюжетно-ролевых играх Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей,.

Конспект занятия «Сосчитай предметы» Цель: Закреплять знания о том, что считать предметы можно в любом направлении, считать надо, не пропуская ни один предмет и не один не считать.

Источник

Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение)

Конспект по обществознанию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда — товары, результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования.

Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Источник

РОЛЬ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Содержимое публикации

РОЛ Ь ПРЕДМЕТОВ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙВ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игра является неотъемлемой составляющей повседневной жизни ребёнка. С раннего возраста она сопровождает его во многих сферах жизнедеятельности, является определяющей частью досуга. В каждом возрасте игра выполняет особые функции, необходимые для полноценного развития ребенка. Соответственно, очень важно проводить исследования, выявлять актуальные проблемы и перспективы развития современной игровой деятельности детей в разном возрасте.

В связи с этим наиболее актуальным и значимым представляется изучение игровой деятельности детей дошкольного возраста, в особенности младшего дошкольного возраста, в котором формируются основы предметной, игровой деятельности, накапливается субъективный игровой опыт. К тому же, как отмечает Е.А. Репринцева, игра выступает «средством стимуляции и развития психических процессов, средством диагностики, коррекции и адаптации к жизни» [7, с. 5].

В психолого-педагогических исследованиях понятия игры и игровой деятельности рассматриваются в работах Е.О. Смирнова, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Обухова, Е.Е. Кравцовой и т. д. Однако не все исследователи сходятся в тождественности данных понятий.

Е.А. Репринцева отмечает, что игра в первую очередь направлена на «самореализацию личности, на удовлетворение потребности в сильных эмоциях, состязании, соперничестве, удовольствии» [7, с. 201].

Игровая деятельность тесно связана с предметной деятельностью. В монографии «Психология игры» Д.Б. Эльконин приводит данные экспериментального психолого-педагогического исследования Ф.И. Фрадкиной, подтверждающие тот факт, что «все основные предпосылки игры возникают в ходе развития предметной деятельности ребенка под руководством взрослых и в совместной деятельности с ними» [10, с. 197].

Игровая деятельность невозможна без игрового замысла, ролевых действий, а также игрового реквизита. Важнейшим условием состоятельности игровой деятельности является эмоциональная вовлеченность ребёнка в игру, осознание её субъективно эмоциональной и развлекательной значимости. В статье «Роль игры в дошкольном возрасте» С.О. Кожакина характеризует разновидности сюжетной игры:

— игру, связанную с условным (игровым) действием в воображаемой ситуации;

— собственно ролевую игру (когда ребенок непосредственно принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация);

Обязательным атрибутом любого игрового действия является игрушка. Игровое оборудование позволяет ребёнку моделировать воображаемую реальность, опираясь на опыт предметной деятельности и опыт социального взаимодействия с окружающими. Количество и качество игрового оборудования определяют характер игры (индивидуальный или коллективный), форму игры, количество задействованных участников. Игрушка со строго фиксированным функциональным назначением устанавливает определённый набор ролевых действий с предметом. Использование такой игрушки, как правило, ограничено индивидуальным пользованием и лишает потенциальных участников игры возможности «приписать» игровому предмету различные свойства, обусловленные сюжетным наполнением игры. По мнению педагогов и психологов, в частности О.А. Степановой, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко, в детских играх должен присутствовать «полифункциональный игровой материал, т. е. предметы, не имеющие строгого функционального назначения (палочки, кубики и т. п.), так как готовая игрушка во многом тормозит проявление детской фантазии» [9, с. 22].

В младшем дошкольном возрасте большую значимость приобретает игра не с готовыми игрушками, а с предметами-заместителями. Игра с подобными предметами может возникать спонтанно: на улице, дома, в образовательном учреждении. Под предметами-заместителями мы понимаем любую вещь (предмет), не имеющую игрового назначения, которая используется в игровой деятельности и выступает в роли различных игровых предметов в зависимости от игровой ситуации. По мнению Д.Б. Эльконина, «замещение одного предмета другим впервые возникает при необходимости дополнить привычную ситуацию действия недостающим предметом, отсутствующим в данный момент» [10, с. 190, 191]. При этом, по мнению исследователя, к предмету-заместителю предъявляются минимальные требования к сходству с изображаемым предметом.

— развивает умственную активность и познавательные интересы;

— развивает самостоятельность и самодеятельность;

— способствует развитию мышления, воображения, памяти, внимания;

— обеспечивает общение со сверстниками и умение ориентироваться в социальных ситуациях [3]. Таким образом, умение игрового употребления предметов-заместителей включает большую часть функций, формируемых в процессе игровой деятельности.

Результат освоения замещающей игровой деятельности можно наблюдать посредством применения психологических комплексов в детском коллективе. Например, можно выделить применяемую в детском коллективе методику «Дощечка», направленную на оценку способности детей к экспериментированию с преобразующимися объектами. Дети продемонстрировали умелые действия с предметом-заместителем.

Ребятам предлагалась деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев. Задача детей состояла в том, чтобы при каждом складывании доски называть форму получившегося предмета. За каждое название ребенок получал по баллу, максимальное количество баллов не ограничивалось. Большинство ребят, работавших с данной методикой, успешно справились с заданием, набрав 10 баллов и более [1, с. 38; 2]. Интересно отметить, что среди ответов были не только хорошо знакомые им простые предметы, такие как стол, дом, окно, крыша, ворота, книга и другие, но и предметы более сложного характера и конструкции: призма, ромб, восьмиугольник, птица, змея, лестница. При этом хотелось бы подчеркнуть, что ребята с нетерпением ждали своей очереди, желая поиграть с необычным предметом-трансформером, они с нежеланием передавали предмет сверстникам, так как не могли наиграться необычным предметом. Как только предмет оказывался в руках ребенка, вместе с его трансформацией возникала и игровая ситуация, которая была очень интересна ребенку, и он стремился ее проиграть, привлекая другие подручные предметы.

Повсеместному включению в игру предметов-заместителей и логичному, игровому их употреблению должна предшествовать достаточно емкая подготовительная работа родителя или педагога детского сада.

Особенно это касается детей, у которых нет старших братьев и сестер, либо детей, у которых родители слишком заняты и не могут уделять должного внимания ребенку в игровой деятельности, что, к сожалению, далеко не редкость в современном мире.

Е.О. Смирнова рассматривает этапы, демонстрирующие постепенное освоение ребёнком игры с предметами-заместителями. Например, ребенок, не умеющий обращаться с предметами-заместителями, будет играть только реалистичными игрушками. В таком случае взрослому необходимо показать, как использовать в игре предметы с неопределенным назначением (шарики, палочки, брусочки и т. д.), комментируя свои действия. Как правило, на данном этапе ребенок не будет проявлять интереса к замещающим действиям взрослого. Так, в ответ на просьбу взрослого «Давай дадим кукле конфетку. Где у нас конфетка?» ребенок либо вообще не ответит, либо скажет: «Нет здесь конфеты». Важно отметить, что перенос значения одного предмета на другой будет возможен только при эмоциональной вовлеченности ребенка в игру.

Второй этап характеризуется тем, что ребенок обнаруживает интерес к замещающим действиям взрослого и старается после наблюдения копировать их с теми же предметами-заместителями. На данном этапе подражание носит автоматический, формальный характер, происходит как бы присоединение к игре старшего.

На следующем этапе ребенок начинает самостоятельно воспроизводить имитацию замещающих действий без предварительного показа взрослым. В этот момент дети начинают более критично относиться к предметам-заместителям и осознают разрыв между знакомыми предметами и новыми. «По мере ознакомления ребенка с новыми функциями предмета усложняется и его игровое употребление» [10, с. 196].

Четвертый этап включает наряду с подражательными самостоятельные замещения – вариации действий взрослого с элементами новизны. Следовательно, на данном этапе уже есть действия с предметами-заместителями, но отсутствует игровое имя предмета, так как на вопрос взрослого «Что у тебя варится?» ребенок отвечает: «Палочки и колечки». Особенностью последнего этапа освоения игры с предметами-заместителями является то, что ребенок называет предмет игровым именем. Действия ребенка становятся более эмоционально насыщенными, целенаправленными, соответствующими воображаемой ситуации [8, с. 204-205].

Благодаря поэтапной работе родителя либо педагога с ребенком игровая деятельность с предметами-заместителями постепенно входит в распорядок свободного времени малыша. Тем более что детский сад и школа направлены на обучение, воспитание и развитие личности ребенка в достаточно быстром темпе. В результате дети становятся более самостоятельными, изобретательными, находчивыми. Они с удовольствием абстрагируются от обыденной ситуации, наполняя ее новым, игровым значением.

Все это говорит о том, что игрушки, безусловно, играют огромную роль в жизни современных детей, тем не менее, особая роль отводится игрушкам-заместителям. Следует отметить, что уже в младшем дошкольном возрасте родителям и педагогам необходимо обучать детей игре с предметами-заместителями. Игрушки-заместители могут выполнять сразу несколько функций: эстетическую, развивающую, дидактическую, познавательную, знаковую, нравственно-этическую и т. д. Игра с такими предметами развивает коммуникативные навыки младших дошкольников, так как осуществляется, как правило, в совместной деятельности.

Таким образом, игровая замещающая деятельность не только создает основу для нормального роста и развития, стимулирует психическое развитие ребенка, но и способствует обогащению жизненного опыта малыша, его воображения, памяти, установлению логических связей. Поэтому родителям дошкольников вместе с детскими дошкольными организациями необходимо найти правильное соотношение в распорядке дня дошкольников, в котором должно быть место разнообразной игре, ведь от этого зависят моральное, физическое здоровье ребенка, формирование его как самодостаточной личности.

Литература и интернет-ресурсы

2. Белухина О.С., Шрамкова О.В. Влияние гендерного обучения на становление личности // http://new-time-ippo.blogspot.ru/p/4.html (дата обращения: 05.10.2016).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *