индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок
Индивидуальный образовательный маршрут педагога
Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)
Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это технология профессионального развития для разработки эффективной и структурированной образовательной программы, направленной на достижение личного профессионального роста и мастерства.
ИОМ – это хороший инструмент для оценки своих профессиональных достижений, который помогает педагогу совершенствовать навыки и проходить аттестацию. Индивидуальный образовательный маршрут педагога не является обязательным документом.
Данный вид работы по развитию актуальных профессиональных качеств выбирают по причине:
Исходя из официальных документов, педагог имеет право самостоятельно выбирать методы воспитания и обучения, а также составлять и внедрять собственные образовательные методики.
В соответствии с действующими педагогическими профессиональными стандартами учителям необходимо проходить квалификационную аттестацию каждые 5 лет. Период между аттестациями – это наиболее рациональное и удачное время для составления ИОМ.
Для чего учителю необходим ИОМ
В настоящее время учебный процесс постоянно корректируется и видоизменяется. Это связано как с особенностями развития современных школьников, так и с ускорением научно-технического прогресса и внедрением новых образовательных стандартов. В таких условиях главными профессиональными качествами педагога становятся постоянное самообразование, изучение современных цифровых технологий, целеустремленность.
Достичь высокого уровня профессиональной компетенции учителю помогает индивидуальный образовательный маршрут педагога, с его помощью удобно отслеживать результаты проделанной работы, фиксировать новые достижения и составлять отчеты.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога
Индивидуальный профессиональный маршрут педагога чаще всего оформляют в виде структурированной таблицы, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Данный способ наиболее наглядный и удобный в использовании.
Процесс составления ИОМ необходимо разделить на несколько этапов:
Саморефлексия. Педагог должен проанализировать свою профессиональную деятельность и сделать выводы о ее сильных и слабых аспектах. Это необходимо для эффективной разработки дальнейших этапов ИОМ;
Составление дорожной карты. По итогам первого пункта педагог составляет план работы на определенный период времени.
Дорожная карта ИОМ
Дорожная карта содержит:
Тематические направления, определяющие всю работу.
Перечень мероприятий для каждого направления.
Четкие сроки реализации планируемых мероприятий (дедлайн).
Прогноз и описание ожидаемых достижений.
Формы и способы предоставления отчетности с отметкой о выполнении.
Практическое применение ИОМ.
Оценка своего профессионального пути и эффективности ИОМ.
Данные пункты должны включать следующую информацию:
Демонстрация достижения по каждому направлению через конкретный проект (сценарий, методический план, статьи, курсовая)
Личное отношение к разработанным проектам (самодиагностика проделанной работы в виде презентации или творческого отчета)
Четкое указание места и времени предоставления отчета о работе
Работая с дорожной картой, следует придерживаться следующих правил:
— Заполнять документ необходимо по мере выполнения каждого этапа, не стоит откладывать это на конец учебного года, так как многие важные детали могут быть забыты;
— Не стоит стремиться к равномерному заполнению таблицы. Лучше всего в самом начале сделать упор на направления, в которых педагог проявляет себя больше всего;
— Важно стремиться к объективной оценке своей профессиональной деятельности. Это помогает правильно поставить цели и выбрать наиболее выгодные направления своей педагогической работы;
Что должен содержать ИОМ? Структура составления
В ИОМ должны входить следующие пункты:
Название учебного заведения
Город, год создания
Информационная справка о педагоге
дата прохождения программ повышения квалификации;
Сопроводительный лист со структурированным планом действий реализации ИОМ
индивидуальная тема самообразования;
сроки работы над проблемой;
форма отчета о ходе работы.
Диагностика проделанной работы с выводами
В ИОМ отражаются такие направления деятельности как:
профессиональные (изучение особенностей и требований профстандартов и ФГОС, разработка рабочих программ, плановая аттестация, участие в конкурсах профмастерства);
психологические и педагогические ( анализ своей профдеятельности с учетом развития информационных технологий, изучение педагогической и психологической литературы);
методические (разработка личного учебно-методического комплекса и приемов при проведении НОД, продумывание досуговых мероприятий, участие в олимпиадах, семинарах, конкурсах);
IT-технологии (изучение и внедрение ИКТ в образовательный процесс, освоение новых программ, совершенствование навыков пользования ПК).
Примерный шаблон для оформления индивидуального образовательного маршрута:
Общие сведения о педагоге
ФИО педагога |
Образование |
Стаж педагогической работы |
Квалификация |
Курс повышения квалификации |
Цель и задачи профессионального развития:
Самодиагностика:
Дорожная карта:
Тематические направления | Перечень мероприятий | Сроки реализации | Ожидаемый результат | Формы и способы предоставления результатов |
Профессиональное самообразование | ||||
Психолого-педагогическое | ||||
Методическая работа в образовательной организации | ||||
Информационные технологии |
Оценка достигнутых результатов:
Для достижения конкретных задач сроки реализации ИОМ могут составлять от одного до пяти лет. Длительность зависит от степени сложности выявленных проблем и затруднений, образовательного учреждения и характера локальных задач.
Для дальнейшей корректировки ИОМ по истечению каждого учебного года анализируется деятельность преподавателя, то есть достигнутые результаты соотносятся с поставленными целями и задачами. Далее на основе собранных материалов вносятся коррективы в индивидуальный маршрут педагога на будущий год.
Советы по составлению ИОМ
Для успешной реализации образовательного маршрута необходимо избегать эмоциональных выгораний и перенапряжения. Это может значительно затормозить или даже надолго остановить работу. Чтобы этого избежать необходимо в самом начале пути оценить свои возможности и при необходимости разделить каждый этап на отдельные шаги или прописать для каждого большого этапа много подпунктов.
Выполнять запланированное рекомендуется в среднем темпе, особенно если обучение происходит параллельно с рабочим процессом. Главное – успешное завершение ИОМ, а не скорость. Данные коррективы можно не включать в официальную отчетность, а составить только для личного удобства.
Для реализации ИОМ обязательно понадобится взаимодействие с организациями дополнительного образования, к которым относится АБиУС, осуществляющая свою деятельность на основании государственной образовательной лицензии. Необходимо узнать с какими центрами сотрудничает школа или же самостоятельно подобрать организацию. Такие центры помогут педагогу в непосредственной реализации этапов ИОМ. Таких как прохождение программ переподготовки, повышения квалификации, индивидуальные и групповые стажировки.
В этом разделе сайта АБиУС можно ознакомиться с предлагаемыми образовательными программами для учителей школ по отдельным направлениям и для педагогов ДОУ.
Для эффективного мониторинга результатов и наглядности действий рекомендуется пользоваться табличным оформлением.
При составлении ИОМ необходимо учитывать индивидуальные особенности, условия и область работы каждого педагога.
Выбирая индивидуальную тему для самообразования, стоит обращать внимание на ее актуальность и ценность в практическом и научно-техническом применении.
Инструменты реализации ИОМ
Самообразование может реализовываться путем работы с научной и методической литературой, посещения открытых уроков, самодиагностики, освоения инновационных технологий и разработки проектов. Педагог в данном случае должен работать в команде методиста и педагога-психолога, а также научного руководителя от вуза или учреждений системы повышения квалификации.
Среди педагогов может происходить взаимообучение через презентации личного педагогического опыта, например, открытые уроки, презентации на семинарах, проектную деятельность, мастер-классы и банки научно-методических разработок.
Инструменты индивидуального образовательного маршрута педагога в соответствии с «дорожной картой»:
повышение квалификации через центры непрерывного профессионального образования;
работа в профессиональном сообществе;
Наиболее распространенные формы представления результатов ИОМ педагога: портфолио, мастер-класс, педагогический проект, отчет о ходе и результатах самообразования, программы игровых занятий, предоставление инновационной методической продукции.
У алгоритма ИОМ есть важное преимущество – гибкость составления. Педагог может начать работу над ним с удобного ему этапа. Результаты индивидуального образовательного маршрута педагога могут послужить хорошей базой для портфолио учителя или образовательной организации, в которой он работает.
Необходимость в постоянном повышении квалификации педагога напрямую связано с повышением уровня образования. Всесторонне развитый и компетентный педагог – залог качества образовательного процесса в школе или дошкольном учреждении.
Переподготовка и повышение квалификации педагогов в Академии
Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации АБиУС разработаны в соответствии с требованиям педагогических профстандартов. Обучение возможно полностью в дистанционном формате без отрыва от работы. Методические материалы программ постоянно актуализируются и позволяют получать знания о современных нормативах, правовом регулировании и технологиях педагогической работы с детьми.
Обучение проходит на сайте Академии в личном кабинете СДО. У каждого слушателя есть персональный куратор, который поможет со всеми возникающими вопросами. Итоговая аттестация проводится в виде теста.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Что такое ИОМ, кому из детей он нужен и как его составить?
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Практикующий психолог и методист Мария Токмянина провела информативный вебинар о том, как составлять индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для детей-дошкольников и учащихся начальных классов. А также зачем вообще составлять образовательные маршруты для ребёнка.
Современное воспитание детей
В последние годы в нашей стране оформились новые ценности воспитания детей. Образование, в том числе дошкольное, стало больше ориентироваться на конкретного ребёнка, его особенности, его интересы и способности.
Современная образовательная система строится таким образом, что любой дошкольник и школьник по максимуму участвуют в образовательном процессе, педагоги ведут диалоги и занимаются с каждым ребёнком вне зависимости от черт характера или его психофизиологических особенностей.
Наконец, в наше время больше не принято оценивать детей по отношению друг к другу. Значительно продуктивнее не сравнивать ребёнка с другими детьми, а сравнивать его с самим же собой в прошлом: какой прогресс конкретный ребёнок смог достичь за определённое время и как он изменился по отношению к самому себе.
Почему дети разные?
Однако почему некоторым детям вообще необходимы индивидуальные образовательные маршруты? В чём проявляется индивидуальность детей?
Прежде всего, отмечает Мария Токмянина, самое очевидное различие между детьми – в уровне и особенностях их физического развития, физической подготовленности, а также в элементарной скорости роста и взросления.
Последнее особенно остро ощущается у дошкольников. Дети могут быть одного возраста, но из-за разной скорости развития один ребёнок может соответствовать уровню «подготовишки», а другой, например, будет сохранять черты 3-4-летнего малыша.
При этом оба ребёнка могут быть абсолютно здоровы, а скорость их развития – это обычная генетическая особенность, которая с годами сгладится. В этом случае и к ребёнку с задержкой в росте и развитии, и к ребёнку, опережающему своих сверстников, нужен особенный, индивидуальный подход.
Источник фото: Lukas / Pexels
В старших группах детского сада и в начальной школе могут быть другие проблемы: разный объём знаний и умений. Например, в подготовительный класс пришли дети из ранних групп развития с большим объёмом выученных навыков, а также дети, с которыми никто профессионально не занимался.
Помимо прочего, у детей разная скорость обработки и восприятия информации, а также разный уровень усталости. Некоторые дети быстро запоминают информацию и качественно её воспроизводят, но при этом и быстро выдыхаются. У других ребят процесс усваивания информации не такой простой, однако они готовы заниматься усердно в течение длительного времени.
И, конечно, самое главное – в группах присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Они, как правило, больше всего нуждаются в индивидуальных образовательных маршрутах.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Почему детям с ограниченными возможностями здоровья нужен индивидуальный образовательный маршрут?
Когда ребёнок чем-то болен, его организм прикладывает максимум усилий на борьбу с дефектом. Соответственно, силы на обучение распределяются по остаточному принципу.
А раз дети тратят меньше сил на обучение, то они и медленнее перерабатывают информацию, что, в свою очередь, ведёт к замедлению темпа психологического развития. Это сказывается на проблемах с коммуникацией, а следовательно, негативно влияет и на характер ребёнка.
Поэтому индивидуальный образовательный маршрут должен учитывать вышеупомянутые особенности и подстраиваться под них так, чтобы не допустить проблем с коммуникацией и негативного влияния на характер.
Во-первых, индивидуальный маршрут для детей с ОВЗ должен исходить из реальных возможностей ребёнка и его работоспособности. Во-вторых, педагог должен особенно прорабатывать волевую сферу, сделать так, чтобы усваиваемый материал был максимально интересен ребёнку, чтобы у него проснулось желание, а позже – и мотивация работать над собой и заниматься обучением.
Индивидуальный образовательный маршрут
Итак, мы поняли, для чего нужен ИОМ. Теперь нужно понять самое главное: что же это такое?
Начнём с того, что в любой образовательной программе (ООП, АОП, АООП) прописано, чему дети должны научиться. Однако каким образом осуществить этот образовательный процесс, решают сами педагоги, в том числе по индивидуальному маршруту.
Другими словами, индивидуальный образовательный маршрут определяет не то, чему ребёнок должен учиться, а как он должен получать эти знания. ИОМ определяет тактику педагогов при обучении ребёнка.
Главная особенность ИОМ заключается в том, что он может составляться только с письменного согласия родителей. Сначала родители письменно соглашаются на разработку ИОМ, потом подписывают готовый документ и затем получают от педагогов информацию о том, как именно проходит образование по ИОМ.
ИОМ может составляться педагогами по собственному усмотрению или на основе других маршрутов – например, по индивидуальной программе реабилитации инвалида, если такая есть.
Кому нужен ИОМ?
В основном это дети следующих групп:
Особенности разработки ИОМ
Теперь перейдём к тому, как нужно разрабатывать маршрут для каждого ребёнка. Естественно, нужно опираться на те преимущества, которые имеются у данного ребёнка, и по максимуму подтягивать недостатки.
При составлении ИОМ нужно всегда исходить из исключительных интересов ребёнка. Например, бывают ситуации, когда родители, ещё не осознавая ограниченных возможностей ребёнка, просят, чтобы педагоги начали заниматься с детьми тем, чем дети заниматься на данном этапе не могут. Воспитателям следует проводить разъяснительную беседу с родителями и стараться объяснить, почему дети не могут обучаться так, как этого хотели бы взрослые.
Наконец, в ИОМ нужно прописывать те задания, которые имеют невысокий уровень сложности, то есть те, которые он с лёгкостью выполняет вместе с преподавателем. Также в ИОМ указывается, как с ребёнком должны работать конкретные специалисты.
На какой промежуток времени нужно составлять ИОМ? Обычно маршруты составляются на 1 год, однако если педагог не уверен в способностях и возможностях ребёнка, то можно сначала составить ИОМ на 3 месяца.
Преимущество ИОМ заключается в том, что его можно постоянно корректировать. Вообще, лучше организовать учебно-воспитательную работу в такой последовательности:
диагностика ребёнка и составление ИОМ;
обучение ребёнка по ИОМ;
новая диагностика и коррекция ИОМ и т. д.
Этапы разработки и выполнения ИОМ
Итак, работа с ИОМ состоит из 5 этапов:
Определение необходимости назначения ИОМ.
Наблюдение за детьми.
Мы уже разобрались, кому из детей может понадобиться ИОМ. Теперь перейдём к тому, как нужно наблюдать за такими детьми. Итак, наблюдение делится на 4 составляющих:
наблюдение за ребёнком в организованной среде – например, тестирование на память и утомляемость;
наблюдение, как ребёнок ведёт себя в естественной среде, как он общается и со сверстниками, и со взрослыми;
беседа и анкетирование родителей.
Следующий этап – диагностика – заключается в том, что педагог записывает всю необходимую информацию о ребёнке в ИОМ, где среди прочего стоит упомянуть:
биографию ребёнка, характеристику семьи, домашнее воспитание и благополучие, внешний вид ребёнка;
откуда ребёнок пришёл (из другой группы, с домашнего обучения и т. д.);
поведение ребёнка, особенности сна, аппетита;
уровень развития ручной моторики, двигательной сферы, памяти, мышления и мотивации;
особенности речи, грамматический строй речи, словарный запас, особенности произношения слов и предложений.
Кто должен заполнять ИОМ? В большинстве случаев этим занимается основной педагог, но некоторые разделы лучше заполнять узким специалистам (логопеду, психологу и т. д.).
Дальше идёт сама работа по ИОМ и контроль, то есть итоговая диагностика и анализ продуктов детского творчества. По итогам контроля педагог корректирует ИОМ и ставит новые цели.
Источник фото: Gustavo Fring / Pexels
Некоторые частные случаи ИОМ
Наконец, рассмотрим четыре популярные особенности детского развития и составление ИОМ для таких детей.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
При составлении ИОМ для детей с ЗПР нужно учитывать следующие моменты:
Часто ЗПР связана с соматическим состоянием ребёнка, поэтому в ИОМ нужно включать здоровьесберегающие мероприятия, а также посещение комнат дополнительной физподготовки и разгрузки, если таковые имеются.
Дети с ЗПР обычно не проявляют активность в деле получения знаний, поэтому нужно подталкивать их, делать материал более интересным, а акцент – на мотивацию и самоконтроль.
Детям с ЗПР будут полезны логические упражнения, а также игры на сравнение и синтез.
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС)
Дети с РАС – самая неоднородная группа. Вариаций и уровней тяжести расстройства много, и каждый ребёнок с РАС уникален. Поэтому даже если в группе есть несколько детей с РАС, то ИОМ у каждого из них будет свой. Особенности детей с РАС:
Тяжело привыкают ко всему новому, в том числе к новой группе. Поэтому можно начать ИОМ с того, что первое время воспитатель сам будет приходить к ребёнку домой, а затем ребёнок постепенно начнёт посещать занятия.
У детей с РАС слабо развито социальное взаимодействие, поэтому у них нарушено речевое развитие. Таким детям порой сложно находиться в компании с детьми без РАС, у них повышенная сенсорная чувствительность, утомляемость и особая потребность в уединении. Все эти особенности также нужно учитывать.
Часто ребёнку/детям с РАС назначают тьютора.
Дети с РАС значительно лучше воспринимают визуальную информацию, чем звуковую. Воспитателям понадобится целый набор специальных картинок.
Дети с нарушением речи
Как и в предыдущем случае, дети с нарушением речи – крайне неоднородная группа. Проблемы с речью могут быть вызваны особенностями развития мозга, нервной или психологической патологией, проблемой с артикуляционным аппаратом, проблемой со слухом или зрением или даже плохим воспитанием детей в неблагополучных семьях. Таких детей можно разделить на две группы:
Дети не говорят, но хорошо воспринимают информацию. Как правило, с ними работать проще. Бывает, что у них письменная речь формируется быстрее устной.
Другое дело, если сам речевой аппарат у ребёнка развит хорошо, однако ребёнок плохо воспринимает информацию. В этом случае отклонение, как правило, тяжелее.
ИОМ для детей с нарушением речи чаще всего пишет не педагог, а логопед. В основном таким детям назначают дополнительные физические занятия, а также занятия на развитие сенсорных способностей.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Данная группа детей нуждается в особом режиме. У ребят с СДВГ слабо развита воля, они часто отвлекаются во время занятий и плохо контролируют свои эмоции. Поэтому таким детям нужен будет дополнительный отдых, а также тихое и спокойное помещение для занятий. Особенное место в образовательном процессе должно занимать обучение навыкам саморегуляции, отдыха и контроля чувств.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации
Положение о разработке и реализации ИОМ
заведующей МБДОУ № 5 «Дельфин»
от «____» «_________» 20__г. №________
о разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 «Дельфин» комбинированного вида»
о разработке и реализации
индивидуального образовательного маршрута
1.1. Настоящее положение об индивидуальном образовательном маршруте воспитанника (далее – положение) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 «Дельфин» комбинированного вида» Управления образованием администрации города Шарыпово Красноярского края (далее Учреждение) разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации») (п. 23 ст. 2, ст. 15, ст. 16, п. 1 ч. 3 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47);
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (п. 19.3);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», (далее – СанПиН), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26(зарегистрировано Министерством юстиции РФ 29. 05.2013г., регистрационный № 28564);
Уставом Учреждения от 30 декабря 2015 г.;
Основной образовательной программой Учреждения.
1.2. Настоящее положение определяет содержание, порядок разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника (далее – ИОМ) в Учреждении.
1.3. Под ИОМ Учреждения понимается перечень и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающий освоение основной образовательной программы дошкольного образования на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника, прежде всего, детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
1.5. ИОМ определяет специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (ребенка с ОВЗ), рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума Учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей (законных представителей) с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания.
Индивидуальный образовательный маршрут направлен:
на преодоление несоответствия между процессом обучения, воспитания и социализации ребенка (в том числе и ребенка с ОВЗ) по образовательным программам определенного уровня образования и реальным возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
1.6. Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
для детей, не усваивающих основную образовательную программу дошкольного образования;
для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
для детей с высоким интеллектуальным уровнем развитием.
1.7. ИОМ воспитанника с ОВЗ является составной частью ОАОП для детей с ОВЗ и призван:
обеспечить учет индивидуальных особенностей образования детей с ОВЗ;
обеспечить освоение детьми с ОВЗ ОАОП при наличии у них трудностей обучения или находящихся в особой жизненной ситуации;
создать благоприятные условия развития детей с ОВЗ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
( При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими ОАОП, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида ).
ИОМ воспитанника групп общеразвивающей направленности Учреждения разрабатывается по результатам педагогической диагностики личностного развития с целью индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития, т.е. для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности ).
1.8. Положение рассматривается и принимается на Педагогическом Совете Учреждения.
1.9. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения.
1.10.Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового.
II . Цели и задачи Положения
2.1. Целью настоящего Положения является обеспечение реализации права воспитанников в Учреждении на обучение по индивидуальному образовательному маршруту, в соответствии с его индивидуальными образовательными потребностями и возможностями здоровья.
2.2. Задачи настоящего Положения:
определение основных организационных механизмов, реализуемых в Учреждении для обучения воспитанников по индивидуальному образовательному маршруту;
обеспечение возможности обучения по индивидуальному образовательному маршруту на уровне дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
определение ответственности педагогических работников Учреждения при обучении воспитанников по индивидуальному образовательному маршруту.
III . Разработчики и участники реализации
индивидуального образовательного маршрута
3.1. ИОМ разрабатывается:
по результатам педагогической диагностики воспитателями групп общеразвивающей направленности ;
по результатам комплексного обследования специалистами Учреждения (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом) и воспитателями групп компенсирующей направленности (Приложение 1).
При необходимости к разработке ИОМ воспитанника Учреждения привлекаются музыкальные руководители, инструктора по физической культуре и др.
3.2. Координацию работы педагогов по разработке и реализации ИОМ осуществляет председатель психолого-медико-педагогического консилиума (далее по тексту – ПМПк) МБДОУ (заместитель заведующий по воспитательной и методической работе Учреждения).
3.3. Заведующая МБДОУ несёт ответственность за содержание и выполнение ИОМ.
IV . Организационные механизмы, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении в целях обучения по индивидуальному образовательному маршруту
4.1.К основным организационным механизмам, реализуемым в Учреждении с целью соблюдения права воспитанников на обучение по индивидуальным образовательным маршрутам относятся:
информирование родителей (законных представителей) воспитанников о праве воспитанников на обучение по индивидуальному образовательному маршруту;
выявление особенностей и образовательных потребностей воспитанника, необходимых для разработки индивидуального образовательного маршрута;
разработка основной образовательной программы Учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
разработка основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, включающая в качестве механизма её реализации индивидуальные образовательные маршруты;
организация обучения по индивидуальному образовательному маршруту в Учреждении в строгом соответствии с требованиями ФГОС ДО;
работа внутри педагогического коллектива Учреждения по технологии разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
V . Последовательность действий
участников образовательных отношений при составлении индивидуального образовательного маршрута
5.1.В дошкольном образовательном учреждении родители (законные представители) воспитанников информируются педагогическим работником о возможности обучения воспитанника по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с установленными требованиями, в том числе с требованиями, установленными настоящим Положением.
5.2. При составлении ИОМ педагогический работник предлагает родителям (законным представителям) воспитанника ознакомиться с:
с основной образовательной программой дошкольного образования;
с предлагаемым дошкольным образовательным учреждением проектом ИОМ и условиями его реализации.
5.3. После согласования ИОМ передаётся, ответственному лицу в дошкольном образовательном учреждении за координацию работы по составлению и реализации ИОМ.
5.5. Выбор занятий, форм работы с ребёнком для включения в индивидуальный образовательный маршрут осуществляется с учётом возрастных и личностных особенностей воспитанника.
5.6. Все изменения и дополнения, вносимые в ИОМ в течение учебного года или в период, определенные настоящим Положением (3-4 месяца), должны быть согласованы с заместителем заведующего по воспитательной и методической работе.
VI . Структура индивидуального образовательного маршрута
6.1. ИОМ включает следующие компоненты:
общие сведения о ребенке,
информация о специалистах,
карта показателей индивидуального развития ребенка,
6.2. Титульный лист включает полное наименование образовательного учреждения, гриф утверждения руководителем Учреждения, согласование с родителями, адресность (фамилия, имя воспитанника) и срок реализации маршрута.
6.3. Общие сведения о ребенке содержат информацию о родителях ребенка, состоянии его здоровья.
6.4. Информация о специалистах содержат сведения о педагогах Учреждения, задействованных в разработке и реализации ИОМ воспитанника.
6.5. Карта показателей индивидуального развития ребенка содержит информацию о показателях личностного развития ребенка по результатам педагогической диагностики или комплексного обследования специалистами Учреждения.
6.6. В разделе «Содержание ИОМ» определяются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток в соответствии с его образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка; организационно-педагогические условия реализации ИОМ.
6.7. Заключительный раздел ИОМ содержит ожидаемые результаты реализации ИОМ воспитанника.
6.8. Оптимальный временной отрезок, на который рассчитывается ИОМ – 3 месяца (с октября по декабрь) в начале учебного года (за минусом времени, отведенного на адаптацию, педагогическую диагностику или комплексное обследование); 4 месяца – во втором полугодии учебного года.
VII. Порядок реализации ИОМ и его документационное оформление
7.1. Реализация ИОМ в Учреждении является обязательным условием, обеспечения реализации права воспитанников Учреждения на обучение по индивидуальному образовательному маршруту, в соответствии с его индивидуальными образовательными потребностями и возможностями здоровья; и регулируется настоящим положением.
7.2. ИОМ с приложениями систематизируется, оформляется ответственным лицом (педагогом – психологом) и предоставляется заместителю заведующего по воспитательной и методической работе по окончании реализации индивидуального образовательного маршрута.
8.1. Ответственность за составление и реализацию индивидуального образовательного маршрута несут участники образовательных отношений в порядке установленном действующим законодательством.
8.2. В дошкольном образовательном учреждении приказом заведующей назначается ответственное лицо за координацию работы по составлению и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
8.3. Ответственное лицо за координацию работы по составлению и реализации индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольном образовательном учреждении:
организацию работы в Учреждении по информированию родителей (законных представителей) воспитанников о возможности обучения для развития потенциала воспитанников по индивидуальным образовательным маршрутам, прежде всего, одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с низким уровнем освоения ООП;
организацию работы с педагогическими работниками Учреждения по составлению и реализации индивидуальных образовательных маршрутов в строгом соответствии с ФГОС ДО;
контроль за соответствием индивидуальных образовательных маршрутов федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования;
контроль за реализацией индивидуальных образовательных маршрутов;
взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления и реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
организацию использования необходимых форм поддержки реализации индивидуальных образовательных маршрутов в Учреждении;
организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
анализ работы по вопросам составления и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и представление его результатов на Педагогическом совете Учреждения;
руководствуется в своей деятельности:
требованиями действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов в сфере образования;
приказами и распоряжениями заведующей дошкольного образовательного учреждения;
уставом дошкольного образовательного учреждения и принятыми в нём локальными нормативными актами;
об индивидуальном образовательном
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Дельфин» комбинированного вида»