индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Смотреть фото индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Смотреть картинку индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Картинка про индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Фото индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок

Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)

Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это технология профессионального развития для разработки эффективной и структурированной образовательной программы, направленной на достижение личного профессионального роста и мастерства.

ИОМ – это хороший инструмент для оценки своих профессиональных достижений, который помогает педагогу совершенствовать навыки и проходить аттестацию. Индивидуальный образовательный маршрут педагога не является обязательным документом.

Данный вид работы по развитию актуальных профессиональных качеств выбирают по причине:

Исходя из официальных документов, педагог имеет право самостоятельно выбирать методы воспитания и обучения, а также составлять и внедрять собственные образовательные методики.

В соответствии с действующими педагогическими профессиональными стандартами учителям необходимо проходить квалификационную аттестацию каждые 5 лет. Период между аттестациями – это наиболее рациональное и удачное время для составления ИОМ.

Для чего учителю необходим ИОМ

В настоящее время учебный процесс постоянно корректируется и видоизменяется. Это связано как с особенностями развития современных школьников, так и с ускорением научно-технического прогресса и внедрением новых образовательных стандартов. В таких условиях главными профессиональными качествами педагога становятся постоянное самообразование, изучение современных цифровых технологий, целеустремленность.

Достичь высокого уровня профессиональной компетенции учителю помогает индивидуальный образовательный маршрут педагога, с его помощью удобно отслеживать результаты проделанной работы, фиксировать новые достижения и составлять отчеты.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога

Индивидуальный профессиональный маршрут педагога чаще всего оформляют в виде структурированной таблицы, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Данный способ наиболее наглядный и удобный в использовании.

Процесс составления ИОМ необходимо разделить на несколько этапов:

Саморефлексия. Педагог должен проанализировать свою профессиональную деятельность и сделать выводы о ее сильных и слабых аспектах. Это необходимо для эффективной разработки дальнейших этапов ИОМ;

Составление дорожной карты. По итогам первого пункта педагог составляет план работы на определенный период времени.

Дорожная карта ИОМ

Дорожная карта содержит:

Тематические направления, определяющие всю работу.

Перечень мероприятий для каждого направления.

Четкие сроки реализации планируемых мероприятий (дедлайн).

Прогноз и описание ожидаемых достижений.

Формы и способы предоставления отчетности с отметкой о выполнении.

Практическое применение ИОМ.

Оценка своего профессионального пути и эффективности ИОМ.

Данные пункты должны включать следующую информацию:

Демонстрация достижения по каждому направлению через конкретный проект (сценарий, методический план, статьи, курсовая)

Личное отношение к разработанным проектам (самодиагностика проделанной работы в виде презентации или творческого отчета)

Четкое указание места и времени предоставления отчета о работе

Работая с дорожной картой, следует придерживаться следующих правил:

— Заполнять документ необходимо по мере выполнения каждого этапа, не стоит откладывать это на конец учебного года, так как многие важные детали могут быть забыты;

— Не стоит стремиться к равномерному заполнению таблицы. Лучше всего в самом начале сделать упор на направления, в которых педагог проявляет себя больше всего;

— Важно стремиться к объективной оценке своей профессиональной деятельности. Это помогает правильно поставить цели и выбрать наиболее выгодные направления своей педагогической работы;

Что должен содержать ИОМ? Структура составления

В ИОМ должны входить следующие пункты:

Название учебного заведения

Город, год создания

Информационная справка о педагоге

дата прохождения программ повышения квалификации;

Сопроводительный лист со структурированным планом действий реализации ИОМ

индивидуальная тема самообразования;

сроки работы над проблемой;

форма отчета о ходе работы.

Диагностика проделанной работы с выводами

В ИОМ отражаются такие направления деятельности как:

профессиональные (изучение особенностей и требований профстандартов и ФГОС, разработка рабочих программ, плановая аттестация, участие в конкурсах профмастерства);

психологические и педагогические ( анализ своей профдеятельности с учетом развития информационных технологий, изучение педагогической и психологической литературы);

методические (разработка личного учебно-методического комплекса и приемов при проведении НОД, продумывание досуговых мероприятий, участие в олимпиадах, семинарах, конкурсах);

IT-технологии (изучение и внедрение ИКТ в образовательный процесс, освоение новых программ, совершенствование навыков пользования ПК).

Примерный шаблон для оформления индивидуального образовательного маршрута:

Общие сведения о педагоге

ФИО педагога
Образование
Стаж педагогической работы
Квалификация
Курс повышения квалификации

Цель и задачи профессионального развития:

Самодиагностика:

Дорожная карта:

Тематические направленияПеречень мероприятийСроки реализацииОжидаемый результатФормы и способы предоставления результатов
Профессиональное самообразование
Психолого-педагогическое
Методическая работа в образовательной организации
Информационные технологии

Оценка достигнутых результатов:

Для достижения конкретных задач сроки реализации ИОМ могут составлять от одного до пяти лет. Длительность зависит от степени сложности выявленных проблем и затруднений, образовательного учреждения и характера локальных задач.

Для дальнейшей корректировки ИОМ по истечению каждого учебного года анализируется деятельность преподавателя, то есть достигнутые результаты соотносятся с поставленными целями и задачами. Далее на основе собранных материалов вносятся коррективы в индивидуальный маршрут педагога на будущий год.

Советы по составлению ИОМ

Для успешной реализации образовательного маршрута необходимо избегать эмоциональных выгораний и перенапряжения. Это может значительно затормозить или даже надолго остановить работу. Чтобы этого избежать необходимо в самом начале пути оценить свои возможности и при необходимости разделить каждый этап на отдельные шаги или прописать для каждого большого этапа много подпунктов.

Выполнять запланированное рекомендуется в среднем темпе, особенно если обучение происходит параллельно с рабочим процессом. Главное – успешное завершение ИОМ, а не скорость. Данные коррективы можно не включать в официальную отчетность, а составить только для личного удобства.

Для реализации ИОМ обязательно понадобится взаимодействие с организациями дополнительного образования, к которым относится АБиУС, осуществляющая свою деятельность на основании государственной образовательной лицензии. Необходимо узнать с какими центрами сотрудничает школа или же самостоятельно подобрать организацию. Такие центры помогут педагогу в непосредственной реализации этапов ИОМ. Таких как прохождение программ переподготовки, повышения квалификации, индивидуальные и групповые стажировки.

В этом разделе сайта АБиУС можно ознакомиться с предлагаемыми образовательными программами для учителей школ по отдельным направлениям и для педагогов ДОУ.

Для эффективного мониторинга результатов и наглядности действий рекомендуется пользоваться табличным оформлением.

При составлении ИОМ необходимо учитывать индивидуальные особенности, условия и область работы каждого педагога.

Выбирая индивидуальную тему для самообразования, стоит обращать внимание на ее актуальность и ценность в практическом и научно-техническом применении.

Инструменты реализации ИОМ

Самообразование может реализовываться путем работы с научной и методической литературой, посещения открытых уроков, самодиагностики, освоения инновационных технологий и разработки проектов. Педагог в данном случае должен работать в команде методиста и педагога-психолога, а также научного руководителя от вуза или учреждений системы повышения квалификации.

Среди педагогов может происходить взаимообучение через презентации личного педагогического опыта, например, открытые уроки, презентации на семинарах, проектную деятельность, мастер-классы и банки научно-методических разработок.

Инструменты индивидуального образовательного маршрута педагога в соответствии с «дорожной картой»:

повышение квалификации через центры непрерывного профессионального образования;

работа в профессиональном сообществе;

Наиболее распространенные формы представления результатов ИОМ педагога: портфолио, мастер-класс, педагогический проект, отчет о ходе и результатах самообразования, программы игровых занятий, предоставление инновационной методической продукции.

У алгоритма ИОМ есть важное преимущество – гибкость составления. Педагог может начать работу над ним с удобного ему этапа. Результаты индивидуального образовательного маршрута педагога могут послужить хорошей базой для портфолио учителя или образовательной организации, в которой он работает.

Необходимость в постоянном повышении квалификации педагога напрямую связано с повышением уровня образования. Всесторонне развитый и компетентный педагог – залог качества образовательного процесса в школе или дошкольном учреждении.

Переподготовка и повышение квалификации педагогов в Академии

Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации АБиУС разработаны в соответствии с требованиям педагогических профстандартов. Обучение возможно полностью в дистанционном формате без отрыва от работы. Методические материалы программ постоянно актуализируются и позволяют получать знания о современных нормативах, правовом регулировании и технологиях педагогической работы с детьми.

Обучение проходит на сайте Академии в личном кабинете СДО. У каждого слушателя есть персональный куратор, который поможет со всеми возникающими вопросами. Итоговая аттестация проводится в виде теста.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Источник

Что такое ИОМ, кому из детей он нужен и как его составить?

индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Смотреть фото индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Смотреть картинку индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Картинка про индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Фото индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Смотреть фото индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Смотреть картинку индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Картинка про индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Фото индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок

Практикующий психолог и методист Мария Токмянина провела информативный вебинар о том, как составлять индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для детей-дошкольников и учащихся начальных классов. А также зачем вообще составлять образовательные маршруты для ребёнка.

Современное воспитание детей

В последние годы в нашей стране оформились новые ценности воспитания детей. Образование, в том числе дошкольное, стало больше ориентироваться на конкретного ребёнка, его особенности, его интересы и способности.

Современная образовательная система строится таким образом, что любой дошкольник и школьник по максимуму участвуют в образовательном процессе, педагоги ведут диалоги и занимаются с каждым ребёнком вне зависимости от черт характера или его психофизиологических особенностей.

Наконец, в наше время больше не принято оценивать детей по отношению друг к другу. Значительно продуктивнее не сравнивать ребёнка с другими детьми, а сравнивать его с самим же собой в прошлом: какой прогресс конкретный ребёнок смог достичь за определённое время и как он изменился по отношению к самому себе.

Почему дети разные?

Однако почему некоторым детям вообще необходимы индивидуальные образовательные маршруты? В чём проявляется индивидуальность детей?

Прежде всего, отмечает Мария Токмянина, самое очевидное различие между детьми – в уровне и особенностях их физического развития, физической подготовленности, а также в элементарной скорости роста и взросления.

Последнее особенно остро ощущается у дошкольников. Дети могут быть одного возраста, но из-за разной скорости развития один ребёнок может соответствовать уровню «подготовишки», а другой, например, будет сохранять черты 3-4-летнего малыша.

При этом оба ребёнка могут быть абсолютно здоровы, а скорость их развития – это обычная генетическая особенность, которая с годами сгладится. В этом случае и к ребёнку с задержкой в росте и развитии, и к ребёнку, опережающему своих сверстников, нужен особенный, индивидуальный подход.

индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Смотреть фото индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Смотреть картинку индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Картинка про индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Фото индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок

Источник фото: Lukas / Pexels

В старших группах детского сада и в начальной школе могут быть другие проблемы: разный объём знаний и умений. Например, в подготовительный класс пришли дети из ранних групп развития с большим объёмом выученных навыков, а также дети, с которыми никто профессионально не занимался.

Помимо прочего, у детей разная скорость обработки и восприятия информации, а также разный уровень усталости. Некоторые дети быстро запоминают информацию и качественно её воспроизводят, но при этом и быстро выдыхаются. У других ребят процесс усваивания информации не такой простой, однако они готовы заниматься усердно в течение длительного времени.

И, конечно, самое главное – в группах присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Они, как правило, больше всего нуждаются в индивидуальных образовательных маршрутах.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Почему детям с ограниченными возможностями здоровья нужен индивидуальный образовательный маршрут?

Когда ребёнок чем-то болен, его организм прикладывает максимум усилий на борьбу с дефектом. Соответственно, силы на обучение распределяются по остаточному принципу.

А раз дети тратят меньше сил на обучение, то они и медленнее перерабатывают информацию, что, в свою очередь, ведёт к замедлению темпа психологического развития. Это сказывается на проблемах с коммуникацией, а следовательно, негативно влияет и на характер ребёнка.

Поэтому индивидуальный образовательный маршрут должен учитывать вышеупомянутые особенности и подстраиваться под них так, чтобы не допустить проблем с коммуникацией и негативного влияния на характер.

Во-первых, индивидуальный маршрут для детей с ОВЗ должен исходить из реальных возможностей ребёнка и его работоспособности. Во-вторых, педагог должен особенно прорабатывать волевую сферу, сделать так, чтобы усваиваемый материал был максимально интересен ребёнку, чтобы у него проснулось желание, а позже – и мотивация работать над собой и заниматься обучением.

Индивидуальный образовательный маршрут

Итак, мы поняли, для чего нужен ИОМ. Теперь нужно понять самое главное: что же это такое?

Начнём с того, что в любой образовательной программе (ООП, АОП, АООП) прописано, чему дети должны научиться. Однако каким образом осуществить этот образовательный процесс, решают сами педагоги, в том числе по индивидуальному маршруту.

Другими словами, индивидуальный образовательный маршрут определяет не то, чему ребёнок должен учиться, а как он должен получать эти знания. ИОМ определяет тактику педагогов при обучении ребёнка.

Главная особенность ИОМ заключается в том, что он может составляться только с письменного согласия родителей. Сначала родители письменно соглашаются на разработку ИОМ, потом подписывают готовый документ и затем получают от педагогов информацию о том, как именно проходит образование по ИОМ.

ИОМ может составляться педагогами по собственному усмотрению или на основе других маршрутов – например, по индивидуальной программе реабилитации инвалида, если такая есть.

индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Смотреть фото индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Смотреть картинку индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Картинка про индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Фото индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок

Кому нужен ИОМ?

В основном это дети следующих групп:

Особенности разработки ИОМ

Теперь перейдём к тому, как нужно разрабатывать маршрут для каждого ребёнка. Естественно, нужно опираться на те преимущества, которые имеются у данного ребёнка, и по максимуму подтягивать недостатки.

При составлении ИОМ нужно всегда исходить из исключительных интересов ребёнка. Например, бывают ситуации, когда родители, ещё не осознавая ограниченных возможностей ребёнка, просят, чтобы педагоги начали заниматься с детьми тем, чем дети заниматься на данном этапе не могут. Воспитателям следует проводить разъяснительную беседу с родителями и стараться объяснить, почему дети не могут обучаться так, как этого хотели бы взрослые.

Наконец, в ИОМ нужно прописывать те задания, которые имеют невысокий уровень сложности, то есть те, которые он с лёгкостью выполняет вместе с преподавателем. Также в ИОМ указывается, как с ребёнком должны работать конкретные специалисты.

На какой промежуток времени нужно составлять ИОМ? Обычно маршруты составляются на 1 год, однако если педагог не уверен в способностях и возможностях ребёнка, то можно сначала составить ИОМ на 3 месяца.

Преимущество ИОМ заключается в том, что его можно постоянно корректировать. Вообще, лучше организовать учебно-воспитательную работу в такой последовательности:

диагностика ребёнка и составление ИОМ;

обучение ребёнка по ИОМ;

новая диагностика и коррекция ИОМ и т. д.

Этапы разработки и выполнения ИОМ

Итак, работа с ИОМ состоит из 5 этапов:

Определение необходимости назначения ИОМ.

Наблюдение за детьми.

Мы уже разобрались, кому из детей может понадобиться ИОМ. Теперь перейдём к тому, как нужно наблюдать за такими детьми. Итак, наблюдение делится на 4 составляющих:

наблюдение за ребёнком в организованной среде – например, тестирование на память и утомляемость;

наблюдение, как ребёнок ведёт себя в естественной среде, как он общается и со сверстниками, и со взрослыми;

беседа и анкетирование родителей.

Следующий этап – диагностика – заключается в том, что педагог записывает всю необходимую информацию о ребёнке в ИОМ, где среди прочего стоит упомянуть:

биографию ребёнка, характеристику семьи, домашнее воспитание и благополучие, внешний вид ребёнка;

откуда ребёнок пришёл (из другой группы, с домашнего обучения и т. д.);

поведение ребёнка, особенности сна, аппетита;

уровень развития ручной моторики, двигательной сферы, памяти, мышления и мотивации;

особенности речи, грамматический строй речи, словарный запас, особенности произношения слов и предложений.

Кто должен заполнять ИОМ? В большинстве случаев этим занимается основной педагог, но некоторые разделы лучше заполнять узким специалистам (логопеду, психологу и т. д.).

Дальше идёт сама работа по ИОМ и контроль, то есть итоговая диагностика и анализ продуктов детского творчества. По итогам контроля педагог корректирует ИОМ и ставит новые цели.

индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Смотреть фото индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Смотреть картинку индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Картинка про индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок. Фото индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на какой срок

Источник фото: Gustavo Fring / Pexels

Некоторые частные случаи ИОМ

Наконец, рассмотрим четыре популярные особенности детского развития и составление ИОМ для таких детей.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

При составлении ИОМ для детей с ЗПР нужно учитывать следующие моменты:

Часто ЗПР связана с соматическим состоянием ребёнка, поэтому в ИОМ нужно включать здоровьесберегающие мероприятия, а также посещение комнат дополнительной физподготовки и разгрузки, если таковые имеются.

Дети с ЗПР обычно не проявляют активность в деле получения знаний, поэтому нужно подталкивать их, делать материал более интересным, а акцент – на мотивацию и самоконтроль.

Детям с ЗПР будут полезны логические упражнения, а также игры на сравнение и синтез.

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС)

Дети с РАС – самая неоднородная группа. Вариаций и уровней тяжести расстройства много, и каждый ребёнок с РАС уникален. Поэтому даже если в группе есть несколько детей с РАС, то ИОМ у каждого из них будет свой. Особенности детей с РАС:

Тяжело привыкают ко всему новому, в том числе к новой группе. Поэтому можно начать ИОМ с того, что первое время воспитатель сам будет приходить к ребёнку домой, а затем ребёнок постепенно начнёт посещать занятия.

У детей с РАС слабо развито социальное взаимодействие, поэтому у них нарушено речевое развитие. Таким детям порой сложно находиться в компании с детьми без РАС, у них повышенная сенсорная чувствительность, утомляемость и особая потребность в уединении. Все эти особенности также нужно учитывать.

Часто ребёнку/детям с РАС назначают тьютора.

Дети с РАС значительно лучше воспринимают визуальную информацию, чем звуковую. Воспитателям понадобится целый набор специальных картинок.

Дети с нарушением речи

Как и в предыдущем случае, дети с нарушением речи – крайне неоднородная группа. Проблемы с речью могут быть вызваны особенностями развития мозга, нервной или психологической патологией, проблемой с артикуляционным аппаратом, проблемой со слухом или зрением или даже плохим воспитанием детей в неблагополучных семьях. Таких детей можно разделить на две группы:

Дети не говорят, но хорошо воспринимают информацию. Как правило, с ними работать проще. Бывает, что у них письменная речь формируется быстрее устной.

Другое дело, если сам речевой аппарат у ребёнка развит хорошо, однако ребёнок плохо воспринимает информацию. В этом случае отклонение, как правило, тяжелее.

ИОМ для детей с нарушением речи чаще всего пишет не педагог, а логопед. В основном таким детям назначают дополнительные физические занятия, а также занятия на развитие сенсорных способностей.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Данная группа детей нуждается в особом режиме. У ребят с СДВГ слабо развита воля, они часто отвлекаются во время занятий и плохо контролируют свои эмоции. Поэтому таким детям нужен будет дополнительный отдых, а также тихое и спокойное помещение для занятий. Особенное место в образовательном процессе должно занимать обучение навыкам саморегуляции, отдыха и контроля чувств.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

Источник

Положение о разработке и реализации ИОМ

заведующей МБДОУ № 5 «Дельфин»

от «____» «_________» 20__г. №________

о разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 «Дельфин» комбинированного вида»

о разработке и реализации

индивидуального образовательного маршрута

1.1. Настоящее положение об индивидуальном образовательном маршруте воспитанника (далее – положение) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 «Дельфин» комбинированного вида» Управления образованием администрации города Шарыпово Красноярского края (далее Учреждение) разработано в соответствии с:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации») (п. 23 ст. 2, ст. 15, ст. 16, п. 1 ч. 3 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47);

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (п. 19.3);

Приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», (далее – СанПиН), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26(зарегистрировано Министерством юстиции РФ 29. 05.2013г., регистрационный № 28564);

Уставом Учреждения от 30 декабря 2015 г.;

Основной образовательной программой Учреждения.

1.2. Настоящее положение определяет содержание, порядок разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника (далее – ИОМ) в Учреждении.

1.3. Под ИОМ Учреждения понимается перечень и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающий освоение основной образовательной программы дошкольного образования на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника, прежде всего, детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

1.5. ИОМ определяет специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (ребенка с ОВЗ), рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума Учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей (законных представителей) с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания.

Индивидуальный образовательный маршрут направлен:

на преодоление несоответствия между процессом обучения, воспитания и социализации ребенка (в том числе и ребенка с ОВЗ) по образовательным программам определенного уровня образования и реальным возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.

1.6. Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

для детей, не усваивающих основную образовательную программу дошкольного образования;

для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

для детей с высоким интеллектуальным уровнем развитием.

1.7. ИОМ воспитанника с ОВЗ является составной частью ОАОП для детей с ОВЗ и призван:

обеспечить учет индивидуальных особенностей образования детей с ОВЗ;

обеспечить освоение детьми с ОВЗ ОАОП при наличии у них трудностей обучения или находящихся в особой жизненной ситуации;

создать благоприятные условия развития детей с ОВЗ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

( При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими ОАОП, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида ).

ИОМ воспитанника групп общеразвивающей направленности Учреждения разрабатывается по результатам педагогической диагностики личностного развития с целью индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития, т.е. для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности ).

1.8. Положение рассматривается и принимается на Педагогическом Совете Учреждения.

1.9. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения.

1.10.Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового.

II . Цели и задачи Положения

2.1. Целью настоящего Положения является обеспечение реализации права воспитанников в Учреждении на обучение по индивидуальному образовательному маршруту, в соответствии с его индивидуальными образовательными потребностями и возможностями здоровья.

2.2. Задачи настоящего Положения:

определение основных организационных механизмов, реализуемых в Учреждении для обучения воспитанников по индивидуальному образовательному маршруту;

обеспечение возможности обучения по индивидуальному образовательному маршруту на уровне дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

определение ответственности педагогических работников Учреждения при обучении воспитанников по индивидуальному образовательному маршруту.

III . Разработчики и участники реализации

индивидуального образовательного маршрута

3.1. ИОМ разрабатывается:

по результатам педагогической диагностики воспитателями групп общеразвивающей направленности ;

по результатам комплексного обследования специалистами Учреждения (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом) и воспитателями групп компенсирующей направленности (Приложение 1).

При необходимости к разработке ИОМ воспитанника Учреждения привлекаются музыкальные руководители, инструктора по физической культуре и др.

3.2. Координацию работы педагогов по разработке и реализации ИОМ осуществляет председатель психолого-медико-педагогического консилиума (далее по тексту – ПМПк) МБДОУ (заместитель заведующий по воспитательной и методической работе Учреждения).

3.3. Заведующая МБДОУ несёт ответственность за содержание и выполнение ИОМ.

IV . Организационные механизмы, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении в целях обучения по индивидуальному образовательному маршруту

4.1.К основным организационным механизмам, реализуемым в Учреждении с целью соблюдения права воспитанников на обучение по индивидуальным образовательным маршрутам относятся:

информирование родителей (законных представителей) воспитанников о праве воспитанников на обучение по индивидуальному образовательному маршруту;

выявление особенностей и образовательных потребностей воспитанника, необходимых для разработки индивидуального образовательного маршрута;

разработка основной образовательной программы Учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

разработка основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, включающая в качестве механизма её реализации индивидуальные образовательные маршруты;

организация обучения по индивидуальному образовательному маршруту в Учреждении в строгом соответствии с требованиями ФГОС ДО;

работа внутри педагогического коллектива Учреждения по технологии разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

V . Последовательность действий

участников образовательных отношений при составлении индивидуального образовательного маршрута

5.1.В дошкольном образовательном учреждении родители (законные представители) воспитанников информируются педагогическим работником о возможности обучения воспитанника по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с установленными требованиями, в том числе с требованиями, установленными настоящим Положением.

5.2. При составлении ИОМ педагогический работник предлагает родителям (законным представителям) воспитанника ознакомиться с:

с основной образовательной программой дошкольного образования;

с предлагаемым дошкольным образовательным учреждением проектом ИОМ и условиями его реализации.

5.3. После согласования ИОМ передаётся, ответственному лицу в дошкольном образовательном учреждении за координацию работы по составлению и реализации ИОМ.

5.5. Выбор занятий, форм работы с ребёнком для включения в индивидуальный образовательный маршрут осуществляется с учётом возрастных и личностных особенностей воспитанника.

5.6. Все изменения и дополнения, вносимые в ИОМ в течение учебного года или в период, определенные настоящим Положением (3-4 месяца), должны быть согласованы с заместителем заведующего по воспитательной и методической работе.

VI . Структура индивидуального образовательного маршрута

6.1. ИОМ включает следующие компоненты:

общие сведения о ребенке,

информация о специалистах,

карта показателей индивидуального развития ребенка,

6.2. Титульный лист включает полное наименование образовательного учреждения, гриф утверждения руководителем Учреждения, согласование с родителями, адресность (фамилия, имя воспитанника) и срок реализации маршрута.

6.3. Общие сведения о ребенке содержат информацию о родителях ребенка, состоянии его здоровья.

6.4. Информация о специалистах содержат сведения о педагогах Учреждения, задействованных в разработке и реализации ИОМ воспитанника.

6.5. Карта показателей индивидуального развития ребенка содержит информацию о показателях личностного развития ребенка по результатам педагогической диагностики или комплексного обследования специалистами Учреждения.

6.6. В разделе «Содержание ИОМ» определяются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток в соответствии с его образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка; организационно-педагогические условия реализации ИОМ.

6.7. Заключительный раздел ИОМ содержит ожидаемые результаты реализации ИОМ воспитанника.

6.8. Оптимальный временной отрезок, на который рассчитывается ИОМ – 3 месяца (с октября по декабрь) в начале учебного года (за минусом времени, отведенного на адаптацию, педагогическую диагностику или комплексное обследование); 4 месяца – во втором полугодии учебного года.

VII. Порядок реализации ИОМ и его документационное оформление

7.1. Реализация ИОМ в Учреждении является обязательным условием, обеспечения реализации права воспитанников Учреждения на обучение по индивидуальному образовательному маршруту, в соответствии с его индивидуальными образовательными потребностями и возможностями здоровья; и регулируется настоящим положением.

7.2. ИОМ с приложениями систематизируется, оформляется ответственным лицом (педагогом – психологом) и предоставляется заместителю заведующего по воспитательной и методической работе по окончании реализации индивидуального образовательного маршрута.

8.1. Ответственность за составление и реализацию индивидуального образовательного маршрута несут участники образовательных отношений в порядке установленном действующим законодательством.

8.2. В дошкольном образовательном учреждении приказом заведующей назначается ответственное лицо за координацию работы по составлению и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

8.3. Ответственное лицо за координацию работы по составлению и реализации индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольном образовательном учреждении:

организацию работы в Учреждении по информированию родителей (законных представителей) воспитанников о возможности обучения для развития потенциала воспитанников по индивидуальным образовательным маршрутам, прежде всего, одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с низким уровнем освоения ООП;

организацию работы с педагогическими работниками Учреждения по составлению и реализации индивидуальных образовательных маршрутов в строгом соответствии с ФГОС ДО;

контроль за соответствием индивидуальных образовательных маршрутов федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования;

контроль за реализацией индивидуальных образовательных маршрутов;

взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления и реализации индивидуальных образовательных маршрутов;

организацию использования необходимых форм поддержки реализации индивидуальных образовательных маршрутов в Учреждении;

организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации индивидуальных образовательных маршрутов;

анализ работы по вопросам составления и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и представление его результатов на Педагогическом совете Учреждения;

руководствуется в своей деятельности:

требованиями действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов в сфере образования;

приказами и распоряжениями заведующей дошкольного образовательного учреждения;

уставом дошкольного образовательного учреждения и принятыми в нём локальными нормативными актами;

об индивидуальном образовательном

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Дельфин» комбинированного вида»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *