иглы для проигрывателя виниловых пластинок какие бывают
ММ-головка: что это такое?
Изучаем все виды головок звукоснимателя для винила
ММ-головка: что это такое?
Изучаем все виды головок звукоснимателя для винила
При покупке проигрывателя винила необходимо уделять пристальное внимание тому, какая головка звукоснимателя на нем установлена. Самые распространенные сегодня картриджи относятся к типу ММ, то есть головкам с подвижным магнитом. В данной статье вы узнаете все об их конструкции, истории появления и особенностях эксплуатации, но мы также расскажем и о других разновидностях головок звукоснимателя.
Для чего нужна головка звукоснимателя?
Чтобы воспроизвести сигнал, содержащийся в звуковых дорожках виниловых пластинок, необходимо сперва его считать. Этим и занимается головка звукоснимателя, и делает она это при помощи установленной в ней иглы, закрепленной на конце иглодержателя (кантилевера).
Когда появились ММ-головки?
Вообще, первые модели магнитных головок звукоснимателя появились практически одновременно с началом развития электронной звукозаписи при помощи электрических микрофонов в 1920-х годах. Новый принцип звукозаписи, в отличие от существовавшего до той поры акустического, обеспечивал гораздо более широкий динамический диапазон и позволял нарезать на пластинку существенно больше звуковой информации. Однако для ее адекватного воспроизведения понадобилось разработать более точный инструмент. Дело в том, что использовавшиеся до того времени граммофонные иглы не только не могли правильно огибать усложнившийся профиль канавок, но и создавали избыточное давление на пластинку, что приводило к ее очень быстрому износу. Достаточно сказать, что прижимная сила у граммофона доходила до 100 граммов, тогда как современные магнитные картриджи работают с весом, измеряемым в единицах граммов. Правда, первые модели магнитных головок тоже были далеки от совершенства и изысканности теперешних картриджей, и в них тоже использовались стальные граммофонные иглы. Однако они оставались главными средствами воспроизведения грампластинок на 78 оборотов до появления в 1930-х годах пьезоэлектрических головок. Современные же разновидности магнитных головок звукоснимателя начали развиваться уже после выхода на рынок формата долгоиграющих пластинок (LP) в конце 1940-х годов. Какие же разновидности магнитных головок существуют и как они работают?
Головки звукоснимателя с подвижным магнитом (ММ-головки)
На приведенном рисунке изображен принцип действия головки звукоснимателя с подвижным магнитом (Moving Magnet), работающей за счет электромагнитной индукции. Иголка, закрепленная на кончике иглодержателя, огибает профиль канавки звуковой дорожки, а расположенный на другом конце кантилевера небольшой кусочек магнита взаимодействует с находящимися рядом с ним катушками. В результате возникает слабое электрическое напряжение, передающееся дальше на соединенные с концами катушек стержни. К которым, в свою очередь, подсоединяются провода тонарма, по которым сигнал поступает на фонокорректор. (О том, какие бывают фонокорректоры и как их правильно выбирать, вы можете узнать из нашей статьи.)
Еще одна важная особенность подавляющего большинства моделей головок с подвижным магнитом, это возможность заменять иголку в комплекте с иглодержателем и магнитом по мере ее износа. Это позволяет сэкономить на эксплуатации проигрывателя и не беспокоиться о скорой кончине иглы всякий раз, как вы решаете послушать несколько пластинок подряд.
Головки звукоснимателя с подвижной катушкой (МС-головки)
Несмотря на частое противопоставление с ММ-головками, картриджи с подвижной катушкой работают по тому же принципу электромагнитной индукции. Правда, в нем элементы конструкции меняются местами – на противоположном конце иглодержателя закреплен уже не магнит, а небольшая катушка, намотанная на каркасе и перемещающаяся относительно одного или нескольких расположенных рядом магнитов.
Как правило, МС-головки имеют более низкую чувствительность – есть модели с напряжением на выходе не выше 0,1 мВ, а также невысокую податливость подвеса кантилевера. В силу этого их электрическое согласование с фонокорректором и механическое с тонармом осуществить чуть сложнее, чем в случае с ММ-картриджами, но современные модели, как правило, разрабатываются с учетом данных особенностей и могут работать практически на всех производимых сегодня тонармах. Главное преимущество данного типа головок, это меньшая подвижная масса и существенно меньшие внутреннее сопротивление и индуктивность, что сводит на нет влияние соединительных кабелей на тональный баланс. Однако противопоставлением разных видов головок мы займемся в другом разделе статьи.
Головки звукоснимателя с подвижным железом (MI-головки)
По своей конструкции данные картриджи близки к моделям с подвижным магнитом, за той лишь разницей, что вместо небольшого магнита в преобразовании механической энергии в электрическую участвует небольшой кусочек металла. А постоянный магнит располагается поверх катушек, создавая необходимую напряженность поля. Любопытно, что фактический изобретатель головок с подвижной катушкой Джо Градо затем полностью сосредоточился на производстве именно MI-картриджей под своим брендом Grado.
С точки зрения эксплуатации большинство таких головок идентичны моделям с подвижным магнитом (ММ), их можно подключать к самым обычным фонокорректорам. Исключение составляют лишь головки с низкой чувствительностью, для правильной нагрузки которых придется воспользоваться МС-корректором.
Головки звукоснимателя с подвижным крестом (ММС-головки)
Данный вид головок изобрела и производила в свое время компания Bang&Olufsen. Их название расшифровывается как Moving Micro Cross, они являются разновидностью MI-картриджей. Особенность заключается в том, что кусочек железа на конце иглодержателя имеет форму креста, то есть движение иглы при считывании дорожек стереофонической пластинки происходит по отдельной оси для каждого канала. После прекращения датской компанией производства проигрывателей винила канула в Лету и данная технология.
Оптические звукосниматели
Подобные головки производились и производятся ограниченным числом компаний, и широкого распространения они не получили как из-за дороговизны, так и особенностей эксплуатации. Однако в теории они обладают рядом важных преимуществ. Во-первых, это минимальная подвижная масса, поскольку никаких дополнительных магнитов либо катушек на кантилевере не установлено. Во-вторых, поскольку движение иглы по канавкам считывается при помощи фотоэлектронных датчиков, механические шумы практически не прослушиваются. Кроме того, сопротивление магнитного поля также отсутствует, а значит, подвижная система может перемещаться свободно. Однако оптические головки требуют подведения к ним питания, которое подается от входящего в комплект такого картриджа фонокорректора.
Лазерные звукосниматели
Несмотря на то, что разработка лазерных проигрывателей для винила велась с 1970-х годов, и несколько рабочих прототипов демонстрировались публике в 1980-х годах, первая модель появилась в продаже только в 1997 году. Надо сказать, что компания ELP и сегодня принимает заказы на лазерные вертушки, цена которых составляет около 20 000 долларов США. Хотя в теории отсутствие физического контакта звукоснимателя с поверхностью пластинки выглядит выигрышным, на практике все оказалось не так радужно. Помимо того, что для правильной работы подобного звукоснимателя необходимы сразу пять лазеров, главной проблемой является невозможность отличать загрязнение дорожек от полезного сигнала. Поэтому такие вертушки могут работать только с новым черным винилом в идеальном состоянии, и неспособны воспроизводить прозрачные и цветные пластинки.
Звукосниматели с тензометрическим датчиком (Strain gauge)
В данной разновидности головок, как следует из названия, используются датчики, реагирующие на сжатие и расширение специальных кремниевых элементов, происходящее под воздействием иглодержателя. Конструкция фактически лишена подвижной массы в привычном понимании, кроме того, здесь нет магнитных элементов и проводов, подверженных воздействию электромагнитных помех. Как и оптические картриджи, данные головки поставляются совместно с собственным блоком питания и фонокорректором, объединенными в одном корпусе. При этом фонокорректор работает совершенно иначе, чем обычные модели, восстанавливающие кривую RIAA. Данный тип головок требует минимальной коррекции сигнала, поскольку головка изначально выдает практически ровную АЧХ, за исключением нескольких участков.
Пьезоэлектрические звукосниматели
Весьма распространенный в свое время тип головок отличается применением пьезоэлектрического принципа для создания напряжения, аналогичного тому, что можно встретить в зажигалках и газовых конфорках. Только в головках звукоснимателя дело до появления искры не доходит. Для создания необходимого электрического сигнала при движении иглы по канавке иглодержатель крепится внутри синтетического кристалла, обладающего свойством производить электричество при деформации. Соответственно, та минимальная деформация, которая возникает при модуляции иглы и иглодержателя канавками пластинки, и позволяет кристаллу преобразовывать механическую энергию в электрическую. На практике подобные головки используются сегодня только в очень недорогих проигрывателях, и не отличаются высоким качеством звука. Прежде всего, страдает высокочастотный диапазон.
Какие головки для винила покупать?
После описания всех видов существующих сегодня на рынке головок звукоснимателя, логично задаться вопросом – так какие же головки лучше всего покупать для своего любимого проигрывателя винила, если вы приобрели его без установленного на заводе картриджа или если нужно заменить изношенный?
ММ-головки, как наиболее часто встречающиеся в продаже, стоят дешевле и подходят для всех видов тонармов и фонокорректоров, встроенных в вертушки и усилители либо ресиверы. Цена хорошей ММ-головки начинается сегодня от 10 000 рублей, сменные иглы для них обойдутся примерно в половину от указанной суммы. Интересную бюджетную серию VM95 представила пару лет назад компания Audio-Technica – корпус с катушками во всех картриджах одинаковый, поэтому даже самую бюджетную головку можно улучшить путем покупки более дорогой вставки с иглой сложной заточки.
МI-головки во много аналогичны по своим характеристикам, за исключением тех моделей, которые имеют низкую чувствительность. Самые распространенные на нашем рынке производит фирма Grado, при этом даже самые дешевые ее модели сделаны на заводе компании в Нью-Йорке.
МС-головки лучше выбирать тем из покупателей, кто готов платить существенно большие суммы за высокое качество звука. Продающиеся недорогие МС-картриджи с высокой чувствительностью – около 3 мВ – по характеристикам и звуку очень близки к ММ-головкам, поэтому искать священный аудиофильский Грааль нужно среди моделей с низким выходом – от 0,2 мВ. Цена на них сегодня начинаются где-то от 25 000 рублей и могут достигать заоблачных сумм. Приготовитесь также потратить время на подбор подходящего фонокорректора, и, возможно, повышающего трансформатора.
При выборе следует обращать внимание на тип заточки иглы – чем она сложнее, тем больше информации иголка сможет извлечь из дорожек пластинки. Распространенные названия, которые можно встретить в описании – Elliptical, Nude File Line, Micro Ridge, Gyger, Shibata, Replicant. Кроме того, смотрите на присутствие слова Bonded в описании – это означает, что иголка в данной головке составная, и только самый ее кончик представляет собой натуральный алмаз. Сложные формы заточки более чувствительны к правильной геометрической настройке, поэтому ей необходимо будет уделить больше времени.
Технические и физические особенности фонокартриджей
Существует два основных типа картриджей ММ и МС.
ММ картридж это головка с подвижным магнитом, средним выходом 5 милливольт. Магниты крепятся к кантиливеру и бывают разной конструкции в виде галочки как на фото, в виде кольца или цилиндра. Дополняет колебательный контур неподвижная катушка индуктивности. ММ иглы просты в изготовлении и относительно не дороги. На фотографии 1 хорошо видны магниты прикреплённые к кантиливеру.
фото 1
фото 2
Об этом написано очень много, а мы поговорим о технических и физических особенностях фонокартриджа.
Начнём с кантиливера.
Кантиливер картриджа как и сам стилус, является важной частью колебательного контура и необходим для точной передачи вибраций от пластинки к фонокартриджу.
Для изготовления кантиливеров используются различные материалы, такие как алмаз, алюминий, сапфир, цирконий, бор и др. Чем легче и жестче материал, тем лучше и точнее кантиливер будет передавать вибрацию.
В современных картриджах высокого класса точность также требуется при обработке и сборке деталей магнитной цепи, а также механизма подвески, соединенного с кантиливером.
Алюминий имеет низкую относительную плотность, а наконечник иглы запрессован, поэтому он улавливает вибрации канавки со стабильной и точной характеристикой трассировки.
Кантиливер из бора
Большой модуль упругости, высокая удельная жесткость и быстрая передача звука. Наконечник фиксируется клеем из-за хрупкости и ограниченной технологичности. Это самый хрупкий кантиливер.
Циркониевый кантиливер
Цирконий позволяет сделать кантиливер в форме трубы. Этот кантиливер издает очаровательный звук, отличный от других материалов.
Сапфировый и рубиновый кантиливер
Поскольку сапфировый кантиливер очень жесткий, он точнее передает вибрацию по сравнению с металлическими кантиливерами, поэтому получается более чистый звук.
Когда часть Al 3 + основного компонента сапфира, заменяется хромом драгоценный камень меняет цвет на красный, который делает его рубином. Рубин похож на сапфир с точки зрения физических характеристик, он также используется из-за его визуальной эстетики.
Алмазный кантиливер
Алмаз самый твердый материал на Земле и возможно лучший материал для изготовления кантиливера. Он слабо деформируется при приложении силы, а скорость передачи звука намного выше, чем у других материалов. При воспроизведении пластинки система состоящая из алмазного стилуса и алмазного кантилевера отслеживает канавку с наибольшей точностью.
Физические свойства материалов используемых при изготовлении кантиливеров.
Теперь разберём стилус – игла, алмаз на кончике кантиливера.
При воспроизведении записи с пластинки, наиболее важной частью картриджа является игла которая непосредственно контактирует с канавкой и улавливает её тончайшие вибрации. Задача иглы идеально отслеживать канавку пластинки и не стачивать её.
Игла MicroRidge имеет крохотный радиус закругления похожий на закрытый тор начерченный во фронт, который не будет менять форму при истирании и скалывании. Он способен намного точнее воспроизводить сигналы, поэтому высокочастотный звук и широкий динамический диапазон могут воспроизводиться без искажений. Это первоклассный стилус с высокими характеристиками, долгим сроком службы и точным воспроизведением звука. Увеличинная линия контакта между звуковой канавкой и наконечником помогает снизить давление иглы на единицу площади, продлевая срок службы как пластинки так и наконечника иглы. Пятно контакта равно 62.1 квадратных микрометра.
Тип Шибата, Shibata
Тип стилуса с линейным контактом разработаный для 4-канальных записей (формат CD-4). Его полоса воспроизводимых частот намного шире чем у эллиптического стилуса и он может намного лучше отслеживать высокочастотный и динамический диапазон. Увеличинная линия контакта между звуковой канавкой и наконечником помогает снизить давление иглы на единицу площади, продлевая срок службы как пластинки так и наконечника иглы. Пятно контакта равно 46.7 квадратных микрометра.
Тип Эллипс, Elliptical
При шлифовании эллиптической иглы с обеих сторон и затем скруглении углов радиусы становятся 0,3 х 0,7 микрометра. По сравнению со сферическим стилусом эллиптический стилус звучит с меньшими искажениями и хорошо воспроизводит высокие частоты, но оказывает большее давление на единицу площади, что сокращает срок службы пластинки и иглы, особенно если они сделаны из чёрного алмаза. Пятно контакта равно 20.6 квадратных микрометра.
Тип Сферический, Spherical
Это наиболее распространенная форма стилусов. Сферический наконечник иглы обычно используется в более дешевых моделях общего назначения. Басы воспроизводятся мощно и стабильно, но детализация звучания значительно упрощена. Радиусы бывают от 0,5 до 0,7 микрометра. Пятно контакта равно 30.5 квадратных микрометра.
Остановимся более подробно на стилусе в виде MicroRidge.
MicroRidge имеет крошечный радиус закругления чего нет у других стилусов. Он имеет ленточную форму (тор) шириной всего несколько микрон.
Микронный радиус позволяет воспроизводить звук без искажений в центре и на периферии пластинки.
Сравнение частотной характеристики MicroRidge и Line Contact
Немного философии – каждый выбирает идеал по своему.
Выбор заточки иглы для винила VG, G+, G
Собственно, моя шибата так много «вытаскивает» с трека, что для пластинок не в лучшем состоянии хотелось бы более «щадящую и прощающую» заточку. Выбираю из эллиптической и нюд файн лайн. Посоветуйте.
Ответы
Лучше не покупать пластинки в состоянии «убитых насмерть»!😀 И тогда не нужно будет искать замешу шибата.
Капитан, спасибо капитан!
Увы даже mint не даёт гарантий. А я отношусь к тем людям, которые привыкли слушать чаще, чем искать.
Вам виднее, а я рекомендую Вам покупать пластинки ТОЛЬКО у проверенных продавцов, где можно не просто заказать и купить нужную Вам пластинку, но и перед покупкой убедится в ее состоянии и качестве звучания!
Поддержу Алекса.Зачем покупать пластинки ниже ЕХ-?
ЕХ- уже неприятно слушать.
Я слушаю исполнителей весьма редко представленных, в цифре так вообще нет. Соответственно даже VG и G+ для меня находка. Это скорее коллекционирование, но иногда прослушать то хочется и не вздрагивать от щелчков
G на мой взгляд слушать невозможно.У меня есть несколько таких японских пластинок,не выкидываю их,так как у них отличные конверты и оби.А пластинки убитые.Надеюсь найти в лучшем состоянии.
Простите, коллекционеры не будут покупать в свою коллекцию винилки ниже ЕХ+. А уже убитые пластинки будут еще быстрее убиваться плохой иглой.
Так же рекомендую Вам приобрести машинку для мойки пластинок, моющую жидкость, внешние и внутренние антистатические конверты для Вашей коллекции винила. Это поможет привести в порядок даже сильно загрязненные пластики, после мойки щелчки и трек заметно уменьшится. А конверты помогут защитить Ваши пластинки от загрязнения, проникновения пыли, что так же продлит жизнь Вашей коллекции пластинок
Тут не согласен.Иногда бывает,что пластинка редкая,конверт минт.Приходится оставлять в надежде на замену на лучшую в будущем.Естественно о прослушивании речи и не идет
Простите, но вы мне рассказываете как я должен коллекционировать виниловые издания будапештской и пражской рок сцены периода застоя?)
Чистящие средства есть. Ухаживаю. Вы меня не поймите неправильно, но вот мы с вами тут переписываемся не по существу моего вопроса))) я предлагаю прекратить множить сущности, со всем уважением.
Да, Боже упаси меня Вам рассказывать, как надо коллекционировать виниловые пластинки! Я с Вами только поделился опытом, как собирают коллекции винила я и многие мои знакомые, кто увлекается винилом… Правда, среди них есть один очень оригинальный коллекционер, который хранит свою коллекцию винила в специальных холодильниках, где поддерживается строго определенная температура и влажность…
Мы люди простые, холодильников для винила не держим. сами понимаете
Аудиотехника рекомендует для изношенных дисков заточку Микролайн.
Да, выше описали слишком долгий и сложный процесс мойки.
Использую первую ревизию Tonar Knosti. Только спирт и дисц.вода, никаких моющих средств. После мойки стекает вода на поставку за 1-2 мин. Оставшиеся капли снимаю бум. полотенцем, едва прикасаясь к самому краю. Все, можно упаковывать.
Хотел ультразвуковую машинку собирать, но мне и этой хватает для моей небольшой коллекции.
Спирт же не в чистом виде, а 50 %. Вообще, к ультразвуку есть недоверие. Более того, читал, что жаловались, что по звуку становилось хуже, чем после обычной мойки с щеточками.
Везде нужна мера. У меня тоже не ко всему есть доверие. Поэтому пока приходится использовать свою громоздкую методику. По крайней мере я ее сам проверил
А сколько вы сушите пластинки? Имею ввиду если стоит задача послушать поскорее
После высасывания жидкости пылесосом они почти сухие. Еще фэн 2-3 минуты и достаточно.
Если в Москве, то не подскажите, где моете, если услугами пользуете?
В Москве можно мыть в магазине Test HI-FI. Одна пластинка 150 руб
Пробовал. Сам мою не хуже.
У меня всего лишь MicroLine, но под старые пласты держу отдельно вертушку с простой Elliptical.
На сколько помню, менять можно все вставки. А вот младшие тушки немного отличаются от старших.
Black и bronze заменяемы по вставкам (по иглам), blue и red тоже. Вот такая информация
Я это знаю. Никто не мешает на более старшую головку поставить младшую иголку. Я ведь не наоборот предлагаю.
Если сомневаетесь, купите полностью головку, даже хоть 2m red под древние пластинки пойдет хорошо.
Я имел ввиду что нельзя ставить Блю или Ред на основание блек. Исходя из данных с сайта. А Ред у меня есть. Но держателя лишнего нет. Ну значит эллиптическую.
Не ну при желание можно многое) но отчего то же указано на сайте что взаимозаменяемы Блю с Ред и Блек с Бронз?
Разные тушки. Ну и чтобы никто не ставил блек на ред 🙂
Тогда остается попробовать так помыть винил, чтобы вытащить грязь с самого дна канавок. Могу поделиться своей методикой мытья винила.
Буду благодарен за науку. Расскажите
Дать гарантию идеального мытья винила я, конечно, не могу. Но в Вашем случае, по-моему, для того, чтобы убедиться в качестве мытья стоит рассмотреть канавки диска с помощью микроскопа до и после мытья.
Итак. Покупаем на вторичке простейшую машинку для ручной мойки винила. Закрываем «яблоки» диска. Кладем диск отмокать в ванну на 20-25 минут. Затем помещаем диск в ванну машинки с моющим раствором. Вращаем по 20 мин в одну и другую стороны. Хорошенько смываем вначале теплым, а затем прохладным душем. Высасываем пылесосом остатки воды из диска (предварительно на насадку пылесоса приклеиваем вырезанную по форме насадки картонку, обшитую фиброй). Для удаления следов водопроводной воды обрабатываем диск через пульверизатор дистиллированной водой щеткой для винила (покупается на али экспресс за 200-300 руб.) по 3 мин на каждую сторону и снова высасываем пылесосом или вытираем фиброй (салфетки из фибры продаются в хозяйственных магазинах). Подсушиваем немного феном прохладным воздухом. Окончательно сушим вертикально. Для не сильно грязного винила время помывки уменьшаем, соответственно.
итого на мойку одной пластинки уходит чуть и не пол дня!? ужас. у меня 10 минут на весь процесс плюс сушка, и то так надоедает всё это. кстати, салфетки микрофибровые тоже нужно уметь выбирать. одни оставляют ворс другие нет. на днях взял какую то с ПВА покрытием на пробу. вроде нормально. и финальное споласкивание дистил. водой лучше в отдельной ёмкости, а потом сушить
Хотя признаю, что более 5-6 шт. за раз помыть проблематично. И дело не только во времени. Главное мерзкий запах изопропилового спирта.
поэтому я этот изопропиловый спирт и не использую
Что думаете на счёт ультразвуковых моек? В Москве можно свозить винил на процедуры. вот думаю не загубят ли мне Caravan оригинального года выпуска.
Конечно, Decca. Прошу извинить
Вы знаете, вот прямо песка (постоянное шипение) у меня, пожалуй нет или он на уровне комфорта. есть периодический треск, редкий в основном на большинстве пластинок, но вот конкретно на паре. прям ужас.
Попробуйте помыть в их ультразвуке. Только как-то договоритесь, чтобы раствор был свежим
А вообще есть идея попробовать в качестве мойки винила использовать ультразвуковую стиральную машинку. Она дешевая, частота излучения соизмерима с фирменной ультразвуковой мойкой. Надо подумать ее расположение и как подобрать интенсивность излучения. Впрочем это пока идея. Она вполне может кончиться ничем.
А резиновое изделие №2 после использования вывернуть и использовать повторно.
Простите, что-то накатило.
Микролайн и шибата будут больше дефектов выдавать на коцаном виниле.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.