что такое узр в исламе
Омовение (вуду) имеющего уважительную причину (узр)
Постоянное нарушение вуду вследствие болезненных физических состояний называют «узр». Множественная форма «азар». Человека, у которого постоянно нарушается вуду, называют «мазур», если это женщина – то «мазура».
К «узру» относятся следующее: частое кровотечение из носа, недержание мочи, понос, недержание газов, кровотечение из раны, выделение гноя или сукровицы и постоянные кровотечения (кроме месячных) у женщин в результате разрыва капилляров. Также к узру относятся: постоянное истечение слез, выделение гноя из сосков, ушей или пуповины. Страдающих подобными недугами называют «мазур».
Чтобы болезнь считалась уважительной причиной, существует определенный срок. Если после совершения вуду болезненное состояние не прекращается в течение времени одного фард-намаза, и после этого проявляется при наступлении времени каждого намаза хоть один раз, считается, что человек действительно имеет уважительную причину.
Например, если у кого-то началось кровотечение из носа после наступления времени намаза аз-зухр и продолжалось до наступления времени намаза аль-аср, не останавливаясь даже на время, в течение которого можно было бы совершить вуду и выполнить намаз. Если кровотечение повторялось (хоть один раз) в течение времени каждого намаза, то в этом случае считается, что этот человек имеет уважительную причину.
Человек, имеющий уважительную причину, обязан совершить вуду для каждого намаза отдельно. Доказательством является хадис:
«Женщина, страдающая кровотечениями узр, должна совершать вуду для каждого намаза» (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/204).
Таким образом, мазур (мазура) может в течение времени намаза фард выполнять сколько угодно фард или нафиль намазов. Сюда входят: намаз када, байрам, джаназа и др. Главное, чтобы в течение этого времени не наступили, кроме главной причины – узр, другие обстоятельства, нарушающие вуду.
Если мазур своевременно совершит вуду для выполнения намаза фаджр, то считается, что вуду имеет действие до окончания времени фаджр. И как только заканчивается отведенное этому намазу время, то есть после восхода солнца, это вуду становится недействительным. Теперь с этим вуду нельзя совершать другие намазы. Но если вуду совершено в тот момент, когда на время приостановились обстоятельства, вызвавшие уважительную причину, и не наступили обстоятельства, нарушающие вуду, то с окончанием времени намаза фард, вуду этого человека не нарушается.
Но этот же мазур, пока не произойдет нарушение вуду, может до самого обеда совершать любые намазы с вуду, который он совершил перед восходом солнца, так как наступление времени намаза аз-зухр не нарушает действие вуду. Таким же образом не нарушает вуду окончание времени праздничного намаза, так как время этого намаза не является временем намаза-фард.
По мнению Абу Ханифы (рахимахуЛлах), вуду мазура нарушаются после окончания времени намаза фард, а Абу Юсуф (рахимахуЛлах) считает, что и после наступления времени, и после окончания, тогда как Имам Зуфар (рахимахуЛлах) говорил, что вуду мазура нарушается только после наступления времени намаза. Вуду не нарушается только с наступлением времени намаза аз-зухр.
Имам Шафии (рахимахуЛлах) считал, что мазур должен каждый раз совершать вуду для каждого намаза отдельно. И это вуду нарушается сразу после окончания намаза.
Если мазур совершил вуду в момент прекращения болезненного состояния, но, в результате проявления уважительной причины или из-за нарушения вуду по другой причине, заново совершил вуду, его вуду считается действительным на время данного намаза, если даже проявиться болезненное состояние (узр), так как он совершил вуду и по уважительной причине, и из-за возникновения других обстоятельств, нарушающих вуду.
Если мазур может совершить намаз сидя или путем има, то есть, каким-то образом без особого труда не допустить проявления болезненного состояния, после этого он не может считаться человеком, имеющим уважительную причину. После этого человек не может совершать намаз с вуду, которое он совершил ранее, когда был подвержен недугу.
Кровь, гной, сукровица, которые выделились из раны и запачкали одежду мазура, не являются препятствием для действительности намаза до тех пор, пока будет продолжать сохраняться болезненное состояние. Не имеет значения: запачкали нечистоты площадь размером с дирхам или с ладонь. Если эти нечистоты больше не будут пачкать одежду, то ее надо постирать (Ибн Хумам, 1/124; ибн Абидин, 1/139, 281-283; Шурунбуляли, Маракуль-фалах, стр. 25; азЗухайли, 1/288).
Ислам – религия облегчения и делает различные облегчения людям, страдающим недугами. Им облегчены и формы выполнения намаза. Также и в отношении других видов поклонения им позволено выбирать более легкие варианты.
Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи, из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 218-220
Что такое узр в исламе
ОБЛАДАТЕЛИ «ИЗВИНИТЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ» (УЗР; МА’ЗУР)
Известно, что болезнь не является уважительной причиной для пропуска молитв. Мусульманин может пропустить молитву лишь тогда, когда вследствие болезни он потеряет сознание, память или лишится рассудка. Во всех остальных случаях болезни, даже и при самых тяжелых формах, мусульманин должен стремиться выполнить свою Обязательную (Фарз) молитву, даже, если он не может встать с постели, и даже, если он не сможет сделать омовение. В первом случае он делает молитву, обозначая руку и суджуды меньшим или большим наклоном головы, корпуса, а во втором, вместо омовения водой, совершает Тайаммум (протирает лицо и руки, предварительно потерев ладони, например, об окрашенную известью стеной).
Если у человека не прекращается какое-либо выделение, нарушающее омовение, на промежуток исполнения одной молитвы, то такой человек становится обладателем «Извинительного Состояния» (Узр), и его называют «Ма’зур». Такое состояние возникает, когда вследствие какой-либо болезни не прекращается кровотечение из носа или из других органов; или капает по каплям моча; выделяется сукровица, гной; или не прекращается выделение кишечных газов. и т.п.
ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА НЕ «ДЕРЖИТСЯ» МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ
Для таких людей нормами Ислама предусмотрены соответствующие облегчения. Мусульмане, обладающие Извинительным Состоянием, или попросту говоря, уважительной причиной в виду болезни органов, при наступлении времени очередной молитвы совершают Малое Омовение и исполняют молитву, невзирая на «причины», нарушающие омовение и молитву, так как они «уважительны». Их омовение может быть нарушено лишь побочными причинами. То есть нарушениями, не вызванными болезненным состоянием. С этим омовением мусульманин может совершать и другие молитвы (сунну, или возмещение долга), невзирая на разные выделения из-за болезни органов, и только во время, отведенное на одну данную молитву. Иными словами, с одним омовением можно совершать и другие молитвы, но до наступления времени следующей обязательной молитвы. Скажем, во время одной полуденной молитвы, или во время, отведенное для любой из пяти ежедневных молитв. То есть, Омовение таких людей нарушается лишь с наступлением времени следующей по очередности молитвы.
Обладателем узра (извинительного состояния) становится тот человек, у которого не прекращаются болезненные выделения (нарушающие омовение) в течение всего времени, отведенного для исполнения очередной обязательной (фард) молитвы. То есть, выделения не прекращаются даже и на тот малый срок, который необходим для совершения омовения и исполнения очередной обязательной молитвы.
Если же краткий перерыв между выделениями все же есть, то омовение и обязательную молитву необходимо выполнить именно в этот промежуток времени!
Что такое узр в исламе
24/05/2017 290543 0 Muftyat.kz
СОСТОЯНИЕ `УЗР (ПРОСТИТЕЛЬНОЕ)
Если у человека по причине болезни или иной слабости не прекращаются обстоятельства, нарушающие омовение (вуду), то его состояние называют `узр (простительное). Правила омовения в этом состоянии являются одним из облегчений нашей религии.
Если из носа или из какой-нибудь раны идет кровь или гной, если непроизвольно выделяется моча, то следует дождаться окончания выделений, сделать омовение и совершить намаз. Однако, если подобные выделения продолжаются на протяжении всего времени намаза и не прекращаются даже во время омовения, это считается простительным (`узр). Находясь в таком состоянии, после наступления времени намаза, следует сделать омовение и совершить намаз. Если на протяжении времени для намаза не было обстоятельств, нарушающих омовение кроме тех, которые считаются простительными (`узр), то разрешается совершать не только обязательные, но и другие намазы, например, када или нафиль.
Омовение в состоянии `узр нарушается с исходом времени намаза. Поэтому, для того, чтобы совершить намаз в состоянии `узр, необходимо омовение, совершенное во время этого же намаза.
НАДЖАСА
-моча животных, разрешенных к употреблению в пищу (лошадь, корова, баран и т п.).
— кал животных, разрешенных к употреблению в пищу;
— кал, моча, слюна, мясо и шкура животных, запрещенных к употреблению в пищу (собака, волк и т.д.)
— мясо, кости, невыделанная кожа животного, умерщвленного не по Шариату;
— свинья (вся целиком, даже в обработанном виде);
— кал разрешенных к употреблению в пищу птиц (гусь, курица и т.д.).
— кровь, гной, лимфа, выделения из больных глаз;
Не является наджасой:
-кал голубей и воробьев;
-жидкость, выделившаяся из разрешенного мяса;
-кровь и жир водных животных;
-слезы, слюна и мокрота человека;
-шерсть, высохшая кость, жидкость из носа животных (кроме свиньи);
-выделанная кожа животных (кроме свиньи), умерщвленных не по Шариату;
-мясо и невыделанная кожа животных (кроме свиньи), умерщвленных по Шариату;
-опьяняющее вещество, превратившееся в уксус;
-парфюмерия, содержащая легкоиспаряющийся спирт.
Допустимое количество наджасы
Допускается наличие на теле, одежде или месте моления наджасы в следующих размерах:
Такое количество наджасы является простительным и не мешает совершению намаза. Однако предпочтительно совершать богослужение, предварительно полностью очистившись.
Очищение от наджасы
1.Сначала удаляется сама наджаса.
2.Три раза последовательно промывают в проточной воде и отжимают (если это одежда) место, где была наджаса.
3.Если требуется очистить вещь, которую трудно отжимать (ковер, одеяло, шуба), то следует промыть ее 3 раза, каждый раз давая воде стечь полностью.
4.Если наджаса удалена, но троекратным промыванием не удалось полностью избавиться от ее цвета или запаха, то считается,что наджаса удалена.
5. Гладкие предметы (нож, стекло и т.д.) достаточно хорошо протереть, но лучше промыть водой.
7.Если человек забыл, куда попала наджаса, то следует промыть 3 раза предполагаемое место. Это будет считаться удалением наджасы.
Каким образом берет омовение человек с ‘узром (уважительной причиной)?
Вопрос: Что такое ‘узр (уважительная причина)? Каким образом берет омовение человек с ‘узром?
Чтобы этот человек считался сахибуль-‘узр в вопросах поклонения, нужно чтобы ‘узр не прекращался в течение времени одного намаза (даже в течение времени, достаточного для взятия омовения и совершения намаза) и повторялся хотя бы один раз. Состояние ‘узра прекращается, как только вышеперечисленные причины не повторяются на протяжении одного намаза (Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, l, 305). Человек с ‘узром берет омовение с наступлением каждого времени намаза, потому что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел делать так женщине с ‘узром (Бухари, Вуду’, 63; Абу Давуд, Тахара, 110, 112). Сахибуль-‘узр, с учетом, что это состояние не портит омовение, в течение времени намаза с этим омовением (если омовение не испортится по другой причине) в желаемой мере может совершать фарз, ваджиб, сунны и каза намазы, пятничные и праздничные намазы, обход Каабы, держать мусхаф Корана (Мергинани, аль-Хидая, l, 32). Но омовение сахибуль-‘узр портится с выходом времени намаза. Таким образом, при наступлении времени нового намаза нужно взять новое омовение. За исключением причины ‘узра, омовение портят остальные действия, портящие омовение (Касани, Бадаи’ус-Санаи’, l, 240). Например, у человека, страдающего недержанием мочи, омовение портится от кровотечения из носа. Если одежда сахибуль-‘узр по указанной причине испачкается мочой либо кровью, намаз считается действительным, пока продолжается его ‘узр. Сахибуль-‘узр берет омовение таким же образом, как и здоровый человек, но он может вставать имамом в намазе только перед такими же сахибуль-‘узр, как он сам.
Что такое узр в исламе
На вопрос отвечает выдающийся ученый, мухаддис, шейх, преподаватель в Масджид ан-Набави (мечети пророка) г.Медина уже почти 30 лет
‘Абдуль-Мухсин ибн Хамад аль-‘Абба́д аль-Бадр (да сохранит его Аллах)
Шейх аль-Аббад: «О чём вопрос?»
Спрашивающий: «Об оправдании по невежеству. Вы сказали если совершающий многобожие (ширк) или оставивший молитву, умрет на этом. То. «
Сказал шейх Абдур-Рахман Ас-Са’ди, в комментарии к аяту: «Они взяли шайтанов союзниками вместо Аллаха и полагают что они на прямом пути», перечисляя извлекаемые из него пользы:
وأن من حسب أنه مهتدٍ وهو ضالٌّ، أنه لا عذر له، لأنه متمكن من الهدى، وإنما أتاه حسبانه من ظلمه بترك الطريق الموصل إلى الهدى
«В этом аяте – далиль на то, что тот, кто полагает что он на прямом пути, в то время как заблудший – нет оправдания ему, потому что у него есть возможность встать на прямой путь, и его предположение пришло к нему лишь по причине его зульма, посредством оставления пути ведущего к истине»
Источник: «Тафсир ас-Са’ди», 1/286
ОБ ОПРАВДАНИЮ ПО НЕВЕЖЕСТВУ
Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:
Спрашивающий говорит: В одной из стран бывшего Советского Союза люди приписывают себя к Исламу, однако не молятся, не дают закят, и отворачиваются полностью от религии. Учитывая что в этой стране есть мечети, есть перевод Священного Корана на их язык, есть книги акыды и хадиса, есть люди кто встал на прямой путь там. И эти люди не читают молитву. Являются ли они оправданными в такой ситуации по невежеству, и разрешено ли есть зарезанное ими мясо?
Ответ: В этом вопросе есть тафсыль (разграничение). Если человек не знает об обязательности молитвы, и до него ничего не дошло – то такой может быть оправдан, Аллах сказал: «Мы не наказывали, пока не посылали Посланника». И если до людей не дошли ни Коран, ни Сунна, никто не донёс их им – то такой может быть оправданным. Но до кого дошёл Коран – над тем установлен довод. Сказал Всевышний Аллах: «Скажи мне был внушен этот Коран, чтобы я предостерег им вас, и тех до кого он дойдёт». И также Аллах сказал: «Мы не наказывали, пока не посылали Посланника». И если там в этой стране есть какие то темные неизведанные места, где не знают арабского, и до куда ничего не дошло – то их дело оставляется Аллаху, и они будут в хукме людей фатры, которые не слышали о Коране. Однако спрашивающий упомянул, что до них дошло, и что у них есть кто доносит иман, Ислам, и раз это так и дошёл призыв, и они узнали об обязательности молитвы, и не молятся то это вероотступничество. Да.
Шейх Абдуль Азиз ар Роджихи, Шабан 1433
О ТЕХ, КТО СОВЕРШИЛ БОЛЬШОЙ ШИРК (МНОГОБОЖИЕ)
Шейх Салих Али аш-Шейх цитирует и комментирует слова имама Ибн Абдуль-Ваххаба из книги «Масаилюль-джахилийя»
ОПРАВДАНИЕ ПО НЕВЕЖЕСТВУ И МОЛИТВА ЗА ВЗЫВАЮЩИМ К МЕРТВЫМ
Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах
Вопрос 1: «Уважаемый шейх, пусть Аллах дарует Вам успех! Этот спрашивающий говорит, что он совершил переселение из селения, в котором получили распространение невежество и безграмотность, и отправился в другую страну, в которой есть ученые, и изучал Таухид и Сунну. Когда же он вернулся в свое селение, чтобы заняться обучением людей, обнаружил, что его отец умер, и он (т.е. отец) был из числа совершающих большое многобожие, однако он был из числа безграмотных и невежественных людей и ни кто не предостерегал его от этого
Вопрос: дозволено ли для него (т.е. спрашивающего) наследовать имущество (от отца) и делать за него (т.е. отца) дуа?»
Вопрос 2: «Уважаемый шейх, пусть Аллах дарует Вам успех! Говорит (спрашивающий): «Совершать ли нам намаз позади имама, который взывает с мольбами к праведникам и умершим?»
Ответ: «Нет! Взывающий к праведникам и умершим является многобожником, молитва которого является недействительной. Не совершайте намаз позади него. Однако разъясняйте ему (Таухид и ширк), ведь он может быть невеждой и не знать этого. Разъясняйте ему правильное вероубеждение. Да»
Был спрошен шейх Мухаммад ибн Ибрахим:
Ахлю Фатра называются мусульманами или каферами?
Ответ:
«Они неверные, а не мусульмане. Однако их наказания не будет пока к ним не будет послан посланник…»
См. Фатава уа расаиль Мухаммад ибн Ибрахим 1\246\247