что такое узел и что такое агрегат
Устройство, конструкция автомобиля
В фокусе внимания – конструкция автомобиля – системы и механизмы для работы транспорта, компоненты для размещения людей и грузов и устройство автомобиля (детали автомобиля). Остановимся на базовых терминах, основах автомобильных технологий.
Из наших статей вы получите информацию по следующим темам:
Материалы будут регулярно добавляться. Внимательно следите за нашим разделом «Статьи». Автомобильные технологии развиваются очень динамично. Если бы гению (первопроходцу серийных авто) в сфере автомобилестроения Генри Форду продемонстрировали современный транспорт, механизмы бы точно удивили его. Впрочем, не нужно даже быть Генри Фордом. Можно просто было родиться во второй половине прошлого века или в начале нынешнего, а теперь удивляться настоящим чудесам, которые –повсюду. Среди этих чудес:
Автомобильным инженерам, мехатроникам, механикам есть куда стремится при совершенствовании устройства автомобиля. Хорошо заработать в сфере транспортных технологий реально можно, но важно непрерывное желание для того, чтобы совершенствоваться (обучаться) и толковая начальная база. Да, любого мехатроника, электрика, механика оттачивает всегда практика, но формируют специалиста, прежде всего, именно уверенные знания автомобильных основ, конструкции, устройства автомобиля, его узлов и агрегатов.
Чтобы получить такие знания, главное иметь под рукой качественный источник для обучения. Представьте себе помещение в котором есть 4000 книг именно по транспортной тематике, при этом они обновляются почти каждый день и не надо рыскать в поисках нужного контента по просторам сети Интернет. И на практике такое «помещение» у вас легко может появится.
Это онлайн-платформа ELECTUDE. Причём это даже не просто комплексная база знаний по автомеханике, автоэлектрике, диагностике, но и площадка, с которой вы совершенно по-новому посмотрите на дистанционное обучение. Это не просто модный (а в этом году и вынужденный для многих) формат обучения. Это реальная возможность пошагово ликвидировать свои пробелы и отточить навыки посредством встроенного в систему виртуального тренажёра.
Конструкция автомобиля: от терминологии к отлаженной работе
Понятие «автомобиль» сочетает в себе два слова:
Сочетание, которое лучше всего отражает суть понятия. При этом «самостоятельность» и способность к «движению» требуют особенного контроля за безопасностью и надёжностью.
Для этого важно глубокое понимание всех взаимосвязей в работе автомобильных механизмов и систем. Задача производителей и специалистов в сфере ремонта – обеспечить узлам исправность, отлаженную работу. Это огромная ответственность, для которой нужны не только готовность к принятию решений, но и быстрое ориентирование в физических законах, особенностях техники.
Полезный совет
Нельзя выучиться автомобильной механике, электрике, мехатронике раз и навсегда. Учиться нужно каждый день. Единственное: у вас есть выбор – можно хаотично смотреть отдельные телевизионные программы, ролики в Интернете, читать новые учебники и публикации, а можно учиться пошагово (модульно), например, задействуя LMS ELECTUDE. Сначала вы, например, получаете максимальную «прокачку» по основам ДВС, затем «штудируете» бензиновые двигатели, потом проходите отдельные тренинги по оттачиванию конкретных навыков на встроенном тренажёре (он является важной составной частью платформы ELECTUDE).
Устройство автомобиля: агрегаты, узлы и детали
Любой автомеханик, электрик, мехатроник сталкивается с тремя понятиями «деталь», «узел» и «агрегат».
Системы автомобиля
Взаимодействие узлов, механизмов создают систему. Какие системы бывают и для чего они служат?
Специалистам СТО, напротив, часто приходится решать противоположную задачу: разбирать агрегат на узлы, узел на детали. Впрочем, обратная сборка деталей, узлов – это также типичная процедура технического обслуживания транспортного средства.
На рисунке ниже представлено устройство автомобиля:
Каждый будущий диагност должен уверенно знать названия и расположение узлов автомобиля. Более того, он должен соотносить их с основными «автономинаций»:
Устройство автомобиля
Основные узлы устройства автомобиля
Несмотря на огромное число моделей и брендов, при детальном рассмотрении оказывается, все легковые транспортные средства устроены одинаково.
Основные части любого автомобиля:
Все перечисленные элементы крепятся к несущей конструкции – кузову автомобиля. Последний состоит из днища, передних и задних лонжеронов (силовые детали каркаса, делающие его прочным и устойчивым), моторного отсека, крыши и навесных элементов (двери, капот, крышка багажника, бампер, крылья).
Данный перечень — лишь «верхушка айсберга», но ее вполне достаточно, чтобы начать понимать базовый принцип устройства автомобиля.
Если вы ищете учебник или пособие, в котором легко и доступно, «для чайников», расписано устройство автомобиля, рекомендуем обратить внимание на книгу Бескаравайного М.И. «Устройство автомобиля просто и понятно для всех». Пособие легко скачать в Интернете из любой онлайн-библиотеки.
Краткий обзор важных систем и агрегатов устройства авто
Итак, согласно схеме общего устройства машины, она работает следующим образом.
Благодаря кузову все узлы устройства собраны вместе. Системы работают синхронно и слаженно. За запуск двигателя отвечает аккумулятор. Последний выдает искру, из-за которой воспламеняется бензин в камере сгорания. Детонация запускает движение поршней в моторе. Двигатель, с помощью трансмиссии (если максимально просто, это сила, которая крутит колеса) передает энергию на колеса. За плавность и исправность хода отвечает ходовка. Машина едет или останавливается. Эти процессы контролируются педалями «газ» и «тормоз». В автомобилях с механической коробкой передач есть еще педаль «сцепление» (об этом чуть ниже). Чтобы работали все лампочки и датчики, а также исправно функционировал бортовой компьютер, генератор вырабатывает ток.
Водитель, сидя за рулем в комфортабельном салоне, не видит и не ощущает всю сложность технического устройства автомобиля. Он лишь поворачивает ключ в замке, переключает рычаг коробки, давит педали, крутит руль, да жмет кнопочки на панели. Ну, и контролирует уровень топлива в баке. Сказка, да и только!
Однако, все же, если он хочет понимать устройство автомобиля, хотя бы на уровне «для начинающих», должен разбираться еще в некоторых механизмах.
Что такое сцепление? Как работает данный элемент устройства? Вы когда-нибудь задумывались, почему, когда мы заводим тачку, она сразу не едет. Почему при заведенном двигателе она стоит на месте, пока мы не переключим скорость и не нажмем на педаль газа (тормоза и сцепления, потом газа при МКПП)? Сейчас попробуем объяснить:
Ну что же, мы разобрали базовые элементы конструкции и устройства современного автомобиля, постарались объяснить все максимально доступно и просто. Теперь вы понимаете, каким образом тачка едет, почему работает двигатель, за что отвечает тот или иной агрегат.
Мало кто поспорит, управлять современной машиной, да еще с АКПП – одно удовольствие. Но это – только если соблюдать рекомендации по уходу, относиться к авто бережно, вовремя проходить ТО и реагировать на малейшие неисправности.
Электрооборудование и системы помощи водителю
Многое в машине контролируется электрикой. Она довольно сложная, но значительно облегчает процесс вождения и делает пребывание в салоне максимально комфортным. Именно она запускает двигатель, поддерживая его в рабочем состоянии. Блок управления, аккумулятор, генератор, распределитель, искрообразующие свечи, — всё это отдельные части автомобиля, без которых невозможно представить его нормальное функционирование.
Второстепенными элементами автоэлектрики являются источники освещения: фонари, габаритные огни, поворотники, подсветка салона и т. д. Сюда же относится звуковой сигнал, всевозможные датчики и регуляторы.
К электрооборудованию можно причислять и системы, призванные улучшать курсовую устойчивость и управляемость автомобиля.
Тормозная система
Позволяет замедлять движение машины, вплоть до её полной остановки. Незаменима система во время экстренных ситуаций, а также когда автомобиль надо удерживать от самопроизвольного движения вниз. Автомобильные тормоза включают несколько подсистем: ручную, запасную, вспомогательную, антиблокировочную. Их совокупность называется тормозным управлением.
Задача основной тормозной системы — регулировать скорость движения машины, останавливать транспортное средство в случае необходимости. Состоит она из привода и исполнительных механизмов (барабан, диск). На современных легковых авто чаще используется гидропривод, реже — электрический, пневмо или комбинированный варианты. В некоторых случаях для повышения давления жидкости и эффективности торможения применяются вакуумный усилитель и регулятор.
При отказе или неисправности главного тормоза (разгерметизация одного из контуров и понижение уровня жидкости до критического) задействуется резервная тормозная система. Работает она как самостоятельный узел или вкупе с ручником.
Ручной или стояночный тормоз, оснащённый механическим приводом, предназначен для:
Коэффициенты эффективности замедления автомобиля, движущегося со скоростью 80 км/ч при усилии на педаль до 50 кг основной системы и подсистем:
Принцип функционирования тормозов прост. После нажатия на педаль тормозное усилие передаётся на колёсные механизмы. Последние прижимают к дискам колодки, тем самым останавливая вращение.
Устройство шасси автомобиля
Шасси автомобиля состоит из множества механизмов, передающих крутящийся момент от двигателя к колесам, передвигающих автомобиль и управляющих им: трансмиссии, механизма управления автомобилем и ходовой части.
Сцепление автомобиля
Сцепление служит для того, чтобы передавать крутящий момент двигателя к коробке передач и плавно соединять или разъединять двигатель с механизмами трансмиссии. От педали сцепления идет трос, приводящий в действие механизм сцепления. Сцепление служит для предохранения деталей двигателя и трансмиссии от перегрузки и повреждения при резком включении передачи или торможении.
Изделие и его составные части
Изделие-это продукт конечной стадии машиностроительного производства. Изделием может собранная машина, агрегат, узел или даже деталь в зависимости от специализации предприятия.
Деталь-это неразделимый элемент, выполненный из целой заготовки.
Детали, из которых начинается сборка узлов, механизмов или агрегатов называются базовыми (блок цилиндров, картер КПП, картер заднего моста, и т.д.).
Простой узел-это несколько деталей, соединенных между собой с помощью резьбовых, заклепочных, сварных и других соединений (шатун в сбое, и т.д.).
Сложный узел-это узел состоящий из нескольких простых узлов (подузлов) и деталей, сборка которых осуществляется также посредством резьбовых, сварочных и др. соединений (рис. 1). Например –поршень в сборе с кольцами и шатуном.
Механизм-это подвижно связанные между собой детали или узлы, совершающие под действием приложенных к ним сил определенные, заранее заданные движения.( Например – кривошипно-шатунный механизм.)
Агрегат-это несколько механизмов или сложных узлов, объединенных различными соединениями в одно целое с базовой деталью ( КПП состоит из картера, валов, зубчатых колес, подшипников, синхронизаторов, элементов крепления и т. д.). К агрегатам относятся двигатель, КПП, задний мост и т.д.
Автомобиль-это самодвижущаяся машина, предназначенная для перевозки по безрельсовому пути пассажиров, различных грузов или специального оборудования, а также для буксирования прицепов.
Другое деление изделия на составные части осуществляется по функциональному признаку. К таким составным «узлам» можно отнести системы.
|
|
|
|
|
··· ···
···
|
Рис.1. Структура узла
Рис. Шатунно-поршневая группа:
Вывод: Изделие-это продукт конечной стадии машиностроительного производства и в зависимости от специализации предприятия им может быть собранная машина, агрегат, узел или даже деталь.
2. Производственный и технологические процессы.
Производственный процесс –это совокупность действий средств производства и людей в результате которого материалы и полуфабрикаты превращаются в готовую продукцию, соответствующую служебному назначению.( двигатели, топливные аккумуляторы и т.д.)
Производственный процесс в машиностроении охватывает:
-подготовку средств производства и организацию обслуживания рабочих мест;
-получение и хранение материалов и полуфабрикатов;
-все стадии изготовления деталей машин;
-сборку узлов и изделий;
-транспортировку материалов, заготовок, деталей, узлов и готовых изделий;
-технологический контроль на всех стадиях производства;
-разборка собранных узлов и агрегатов (если это необходимо);
-упаковку готовой продукции;
Технологическим процессом называют часть производственного процесса, непосредственного связанного с последовательным изменением состояния предмета производства и контролем за ним.
|
|
|
|
|
|
|
|
Технологические процессы различают рис.2.
Рис.2. содержание технологических процессов
В процессе термической обработки происходят структурные превращения, изменяющие свойства материала детали (из металловедения нам знакомы- закалка, отпуск, нормализация, отжиг и т.д.).
Технологический процесс сборки непосредственно связан с последовательным соединением элементов изделия в узлы (узловая сборка), узлов и отдельных деталей в изделие (общая сборка).
На каждом этапе производственного процесса, по отдельным операциям технологического процесса донного этапа, осуществляется контроль изготовления деталей в соответствии с техническими условиями, предъявляемыми к изготавливаемой детали на данном этапе процесса для обеспечения должного качества готовой машины.
Структура технологического процесса
Весь технологический процесс расчленяется на отдельные составные части: операции; установки; позиции; переходы; проходы; приемы.
Операцией называют часть технологического процесса выполняемого на одном рабочем месте и охватывающая все последовательные действия рабочего (или группой рабочих) и станка по обработке детали. В частности в технологическом процессе изготовления детали операциями являются- токарная обработка, сверлильная, фрезерования, шлифования и т.д.
Установкой называют часть операции, выполняемую при одном закреплении детали на станке или в приспособлении. Например, расточка гнезда под подшипник коленчатого вала осуществляется при одной установке. Обработка шатунной шейки при другой установки.
Позицией называют каждое отдельное положение детали, занимаемое относительно станка при неизменном ее закреплении. Например, при фрезеровании пазов меж зубьев шестерни, заготовку фиксируют в разные позиции (с помощью делительной головки) при постоянстве закрепления.
Переходом называют часть операции, которая характеризуется неизменностью обрабатываемой поверхности, режущего инструмента и режимов работы станка. Например, в операции токарная обработка коленчатого вала снятие чернового слоя с шейки под шестерню, является переходом.
Изменение хотя бы одного из составляющих перехода определяет новый переход.
Переход состоит из проходов. Проход-это часть перехода, охватывающая все действия связанные со снятием одного слоя металла при неизменности инструмента и режимов обработки.
Все действия рабочего совершаемые им при выполнении технологической операции расчленяют на отдельные приемы.
Прием – это законченная действие рабочего. Обычно приемами являются вспомогательные действия (постановка или снятие детали, пуск станка, переключение скоростей и т.д.).
Вывод: производственный процесс является комплексом технологических процессов и организационных мероприятий.
3. Типы автостроительных и авторемонтных предприятий и их характеристики
В зависимости от программы, характера продукции, технических и экономических условий автостроительные и авторемонтные производства делят на три типа: единичное; серийное и массовое.
Единичным называют такое производство, при котором изделия изготавливают или ремонтируют единичными экземплярами, разнообразными по конструкции или размерам, причем повторяемость этих изделий редка или совсем отсутствует.
Единичное производство универсально, т.е. охватывает разнообразные типы изделий, поэтому оно должно быть приспособлено к выполнению разнообразных заданий. Для этого заводы должны располагать комплексом универсального оборудования, обеспечивающим изготовление изделий сравнительно широкой номенклатуры.
Технологический процесс изготовления деталей при этом виде производства имеет уплотненный характер, на одном станке выполняются несколько операций и часто производится полная обработка деталей разнообразных конструкций и из различных материалов.
В виду разнохарактерности работ, выполняемых на одном станке и неизбежности вследствие этого в каждом случае подготовки и наладки станка для новой работы основное время невелико.
Приспособления для обработки деталей на станках имеют универсальный характер, т.е. могут использоваться в разнообразных условиях.
Специальные приспособления не применяются или применяются редко.
Режущий инструмент также должен быть универсальным (в виду разнообразия работ специальный инструмент экономически не выгоден).
Измерительный инструмент также должен быть универсальным (штангенциркули, микрометры, нутромеры, индикаторы и т.д.).
Указанные особенности этого вида производства обуславливают относительно высокую себестоимость изготавливаемых или ремонтируемых изделий. единичное производство существует в тяжелом машиностроении, на судостроительных верфях, в ремонтных мастерских АТП и т.д..
Серийное производство— занимает промежуточное положение между единичным и массовым производством.
Основным принципом этого вида производства является изготовление всей партии (серии) целиком как в обработке деталей, так и в сборке.
Понятие «партия»- относится к количеству деталей, а «серия» к количеству машин, запускаемых в производство одновременно.
В зависимости от количества изделий в серии, их характера и трудоемкости, частоты повторяемости серии в течении года, коэффициента закреплении операций различают производства: мелкосерийное; среднесерийное и крупносерийное.
В серийном производстве технологический процесс преимущественно дифференцирован, т.е расчленен на определенные операции, которые закреплены за определенными станками.
Станки здесь применяют разнообразных видов: универсальные; специальные; автоматизированные; агрегатные. Станочный парк должен быть специализирован в такой мере, чтобы был возможен переход от производства одной серии к производству другой, несколько отличающейся от первой в конструктивном отношении. При использовании универсальных станков должны широко использоваться специализированные и специальные приспособления, специализированный и специальный режущий инструмент.
Измерительный инструмент применяется в виде предельных калибров и шаблонов.
Серийное производство значительно экономичнее, чем единичное, т.к. лучшее использование оборудования, специализация рабочих, увеличение производительности труда обеспечивают уменьшение себестоимости продукции.
Серийное производство является наиболее распространенным. К этому виду производства относятся: станкостроение; производство прессов; текстильных машин; автомобилей; прицепов и т.д.
Массовымназывается производство, в котором при достаточно большом количестве одинаковых выпусков изделий изготовление их ведется путем непрерывного выполнения на рабочих местах одних и тех же постоянно повторяющихся операций.
Массовое производство бывает: поточно-массовое и массовое прямоточное.
Поточно-массовое производство.При этом виде производства осуществляется непрерывность движения деталей по рабочим местам, расположенным в порядке последовательности технологических операций, закрепленных за определенными рабочими местами и выполняют примерно в одинаковой (или кратный) промежуток времени, соответствующий такту выпуска деталей.
Массовое прямоточное производство. Здесь технологические операции также выполняются на определенных рабочих местах, расположенных в порядке операции, но время на выполнение отдельных операций не всегда одинаково (или кратно такту), в следствии чего у некоторых станков образуются заделы и движение деталей протекает с перерывами.
Массовое производство возможно и экономически выгодно при выпуске достаточно большого количества изделий, когда все затраты на организацию массового производства окупаются и себестоимость единицы выпускаемой продукции получается меньше, чем при серийном производстве.
При массовом и крупносерийном производстве технологический процесс строится по принципу дифференциации или концентрацииопераций.
По принципу дифференциациитехнологический процесс расчленяется на элементарные операции с примерно одинаковым тактом или кратным такту; каждый станок выполняет одну определенную операцию. В связи с этим станки здесь применяются специальные и узкоспециализированные; приспособления также должны быть специальными, предназначенные для выполнения только одной операции.
по принципу концентрацииопераций технологических процессов предусматривает концентрацию операций, выполняемых на многошпиндельных автоматах, полуавтоматах, агрегатных, многопозиционных, многорезцовых станках проводящих одновременно несколько операций при малой затрате основного времени.
Рис. 1а. Структура изделия
2а. Структура производственного процесса
Рис. Технологическая планировка ЦРМ Колхоза
Дата добавления: 2017-02-20 ; просмотров: 1826 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ