Что такое постановка на учет в качестве медиатора
Что такое постановка на учет в качестве медиатора
Постановка на учет в налоговых органах медиаторов,
физических лиц в качестве плательщиков страховых
взносов, физических лиц, не являющихся индивидуальными
предпринимателями и оказывающих без привлечения наемных
работников услуги физическим лицам для личных, домашних
и (или) иных подобных нужд
27. Постановка на учет в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания) медиатора, физического лица в качестве плательщика страховых взносов, признаваемого таковым в соответствии со статьей 419 Кодекса, осуществляется в соответствии с пунктом 6 статьи 83 и пунктом 2 статьи 84 Кодекса на основании заявления о постановке на учет указанного лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору, в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о постановке на учет и документов, указанных в пункте 23 настоящего Порядка, если иное не предусмотрено пунктом 29 настоящего Порядка. В тот же срок физическому лицу выдается (направляется) уведомление о постановке на учет.
Датой постановки на учет в налоговом органе физического лица по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
При постановке на учет в налоговом органе физического лица по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, уведомление о постановке на учет не выдается (не направляется).
Датой постановки на учет в налоговом органе физического лица по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
29. Заявление о постановке на учет и уведомление, предусмотренные пунктами 27 и 28 настоящего Порядка, и прилагаемые к ним документы представляются в налоговый орган в порядке, указанном в пункте 23 настоящего Порядка.
В случае, если указанные заявление о постановке на учет, уведомление представлены в налоговый орган по почте заказным письмом без приложения документов, указанных в пункте 23 настоящего Порядка, либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, постановка физического лица на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным пунктами 27 и 28 настоящего Порядка, осуществляется на основании таких заявления о постановке на учет, уведомления в течение пяти рабочих дней со дня получения от органов, указанных в пунктах 3 и 8 статьи 85 Кодекса, подтверждения содержащихся в указанных заявлении о постановке на учет, уведомлении сведений.
В тот же срок физическому лицу выдается (направляется) уведомление о постановке на учет по основанию, предусмотренному пунктом 27 настоящего Порядка.
30. В случае отсутствия в ЕГРН сведений о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания) физического лица, представившего в налоговый орган заявление о постановке на учет (уведомление), постановка на учет такого физического лица в указанном налоговом органе по основаниям, предусмотренным пунктами 27 и 28 настоящего Порядка, осуществляется после постановки такого физического лица на учет по месту жительства (месту пребывания) на основании указанного заявления о постановке на учет (уведомления) в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 23 настоящего Порядка, с выдачей (направлением) физическому лицу уведомления о постановке на учет по месту жительства (месту пребывания).
Что такое постановка на учет в качестве медиатора
Медиатор − независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Саморегулируемая организация медиаторов − некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности медиаторов.
Чтобы внести сведения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов, требуется подать заявление и другие необходимые документы
Решение о включении или об отказе во включении некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов принимается в течение 15 рабочих дней со дня представления соответствующего заявления и других необходимых для предоставления услуги документов
Сведения из единого государственного реестра саморегулируемых организаций медиаторов доступны для ознакомления на официальном сайте Росреестра без взимания платы
За внесение сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов взимается государственная пошлина – 6 500 руб.
Зачем бизнесу нужен медиатор: поможет ли он выиграть налоговый спор, и кто оплатит «банкет»
Дискуссионный клуб обсудил эксперимент по внедернию налоговой медиации.
Как заявляют питерские налоговики, пределы содержания медиативного соглашения налоговые органы определяют в соответствии с п. 27 Постановления Пленума ВАС от 18.07.2014 № 50, т. е. при рассмотрении налоговых споров допустимо заключение соглашений об их урегулировании, в которых сторонами могут быть признаны обстоятельства, от которых зависит возникновение соответствующих налоговых последствий (например, признание налоговым органом не учтенных в ходе мероприятий налогового контроля сумм расходов и налоговых вычетов, влияющих на действительный размер налоговой обязанности, признание наличия смягчающих обстоятельств, приводящих к уменьшению размера налоговых санкций, и др.).
Таким образом, м едиативным соглашением может быть изменен размер налоговой обязанности налогоплательщика (например, в ситуации, когда в ходе медиации налогоплательщиком будут представлены доводы о смягчающих вину обстоятельствах, снижающие налоговые санкции, или данные о вычетах/расходах, которые налоговый орган первоначально не учел в ходе мероприятий налогового контроля).
Если данных функций у медиатора не будет, то налоговая медиация будет экзотической процедурой для крупных налогоплательщиков, руководство которых пожелает избежать неблагоприятных последствий в виде субсидиарки и уголовного преследования.
Остается нерешенным еще один вопрос, кто будет оплачивать услуги медиатора, налогоплательщик, налоговый орган или же услуги медиатора будут оплачиваться пополам налогоплательщиком и бюджетом.
На мой взгляд, налоговая медиация может стать востребованной процедурой на стадии предварительного анализа, в том случае, если налогоплательщик чувствует, что его позиция в предстоящем налоговом споре не безупречна.
Крохина Юлия, руководитель практики бюджетного права Московской коллегии адвокатов «Арбат», заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет) МГУ им. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» прямо запрещает применение процедуры медиации в налоговых спорах на любой стадии. Однако ФНС России начала проведение эксперимента по использованию медиации в области налоговых споров, а также не исключает применения медиативных подходов в ходе организации работы с налогоплательщиками при досудебном разрешении налоговых споров.
Все предусмотренные российским правом на сегодняшний день способы примирения сторон в налоговых спорах не универсальны и не имеют потенциала к массовому применению:
При разрешении налоговых споров с помощью медиации речь должна идти не о взаимных уступках (это не частное право!), а о взаимном максимально полном и достоверном выяснении всех обстоятельств, которые имели место в конкретной ситуации. Это и есть форма примирения в публичных отношениях.
В ряде зарубежных стран есть положительный опыт разрешения налоговых споров с помощью медиации (Бельгия, Германия, Нидерланды, США). Достижение соглашения позволяет не только получить в бюджет суммы неуплаченных налогов, но и сократить сопутствующие издержки (например, затраты на выездную налоговую проверку, судебный процесс).
Однако следует учитывать, что повышение эффективности института досудебного урегулирования налоговых споров, в том числе с помощью медиации, оказывает прямое влияние на показатели результативности судебной работы налоговых органов. И это может привести к злоупотреблениям налоговых органов на досудебной стадии примирения, склонению налогоплательщика не только пряником, но и кнутом к «перемирию».
Вопрос возможности применения медиативных процедур на всех стадиях налогового спора требует серьезной научной и практической проработки. На мой взгляд, применение налоговой медиации лишь на досудебной стадии ограничит процессуальные возможности сторон по примирению на любой стадии арбитражного процесса, вплоть до стадии исполнительного производства. Не секрет, что часто условия для примирения возникают именно при рассмотрении налогового спора в суде. Однако здесь возникнет конкуренция медиации с судебными способами урегулирования спора (например, мировое соглашение).
Необходимо четко определить правовой статус медиатора в налоговых спорах. Безусловно, что процедура медиации должна проводиться независимым профессиональным медиатором, специализирующимся на налоговых спорах. Обеим сторонам следует предоставить возможность участия в процедуре выбора медиатора. Чтобы обеспечить принцип равноправия сторон, медиатор не должен назначаться государством.
Кузнецов Владимир Александрович – Председатель Общероссийского профсоюза Медиаторов.
Как правило, бизнес не согласен с результатами налоговых проверок и настроен активно включаться в судебную защиту своих интересов. Налогоплательщики рассчитывают значительно уменьшить размер доначислений и штрафов. Речь не идет о снижении на 5-10 %. Законопослушные налогоплательщики, которые изначально не имели умысла использовать незаконные способы ухода от налогообложения, настаивают на своей абсолютной невиновности и правильности исчисления налогов. В ряде случаев предприниматели видят и готовы признать ошибки компании в части оптимизации налогов, но в существенно меньшем объеме.
Для внедрения медиации на этом уровне необходимо, безусловно, какое-то политическое решение на уровне ФНС России. Ключевым показателем будет соотношение объема уплаченных налогов и фактических (реальных) сроков поступления денег в бюджет.
Конечно, нельзя ориентироваться исключительно на скорость уплаты налогов. При доначислении в 100 миллионов договориться об уплате 1 миллиона, зато на следующий день – абсурд. Как и, наверное, противоречит здравому смыслу измерять показатели эффективности работы налоговой системы только по объему доначислений на бумаге.
Разумеется, любое снижение должно быть обосновано, в том числе экономически. Это очень тонкий момент. Общероссийский Профсоюз медиаторов и я, как его Председатель, должны со своей стороны сделать всё возможное, чтобы ФНС была готова к такой медиации.
Очень важно понимать преимущества альтернативного урегулирования споров, проводимого грамотным профессиональным посредником. Выгоду должны получить и бизнес, и государство. Перевод конфликта интересов в плоскость судебного разбирательства – это всегда увеличение сроков. Пока идет суд, обе стороны задействуют значительные ресурсы, которые, как и время, приводят в конечном итоге к финансовым потерям. Медиация поможет существенно снизить все эти издержки.
Сафонова О. М. – Юрист адвокатского бюро CTL, член ПНК.
Медиация в налоговой сфере имеет ряд особенностей, что связано с содержанием самого спорного публичного правоотношения, в рамках которого в настоящий момент недопустимо договорное регулирование прав и обязанностей налогоплательщика и налоговой инспекции. Это существенно снижает сферу применения налоговой медиации.
Кроме того, редакция п. 5 статьи 1 Федерального закона No193-ФЗ от 27.07.2010 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» прямо говорит, что медиация не применяется, если споры затрагивают или могут затронуть публичные интересы. Вопрос соблюдения баланса между законодательным регулированием налоговых правоотношений и сути медиации как саморегулируемой процедуры – самый актуальный на данный момент, требующий внесения изменений в закон.
Ито гом проведения медиации может быть не только заключение медиативного соглашения, но и соглашение сторон по обстоятельствам дела, частичный или полный отказ от претензий со стороны налогового органа и/или признание их со стороны налогоплательщика. Результат будет в существенном ускорении рассмотрения и более качественном разрешении спора в суде.
На м ой взгляд, медиация имеет большой потенциал в сфере налоговых правоотношений как альтернатива досудебному урегулированию спора. Но, прежде бизнесу и налоговому органу необходимо осознать значимость самой процедуры.
Татьяна Рябцева, Директор московского центра предотвращения банкротства и защиты бизнеса.
Я – яр ый сторонник использования примирительных процедур во всех сферах жизни, в том числе в сфере публичных правоотношений. Мировая практика уже давно доказала преимущества решения конфликтов с помощью медиации.
Важно, что ФНС России в настоящее время не противится внедрению данного института, а, напротив, готова переходить к открытому диалогу и запускать этот пилотный проект. Два прецедента мирного урегулирования спора налогоплательщика с ФНС, состоявшиеся в Санкт-Петербурге – отличное начало, институт медиации показал свою состоятельность. Дальше – больше.
С оптимизмом смотрю на внедрение налоговой медиации. Курс на внедрение налоговой медиации и переход к открытому диалогу с инспекцией должен, на мой взгляд, стать одним из стратегических ориентиров для достижения баланса взаимоотношений налоговой инспекции и налогоплательщика.
Алексей Некрасов, руководитель направления «Налоговая медиация» Союза по организации деятельности консультантов по налогам и сборам «Палата налоговых консультантов», руководитель Рабочей группы по налоговым спорам Общероссийского профсоюза медиаторов.
“Нал оговая медиация”. Эти слова я услышал несколько месяцев назад, когда было опубликовано сообщение о заключении медиативного соглашения между налогоплательщиком и УФНС по Санкт-Петербургу.
Сей час же по запросу “налоговая медиация” поисковик Яндекс выдает 9 миллионов результатов. За апрель и май 2021 г. мы с коллегами приняли участие в публичных мероприятиях, на которых обсуждается налоговая медиация: от круглых столов медиаторов до Петербургского Международного Юридического Форума 2021. Следует отметить, что представители ФНС РФ и УФНС по Санкт-Петербургу активно участвуют в этих мероприятиях и отвечают на все вопросы, которые им задаются. Еще более активно идут обсуждения между коллегами (юристами и медиаторами).
Во зможна ли медиация в налоговой сфере? Да, и это подтверждают уже заключенные соглашения, а также обсуждения этого вопроса с представителями ФНС РФ.
А вот дальше возникают вопросы и их очень много:
Ответы на эти вопросы вроде бы есть, т. к. соглашения в Санкт-Петербурге подписаны, но хочется большей определенности, урегулирования.
Далее, я коротко изложу тезисы своей, личной позиции, которая сформировалась у меня на сегодняшний день:
Чтобы найти ответы на вопросы, как имеющиеся, так и будущие, Союз по организации деятельности консультантов по налогам и сборам «Палата налоговых консультантов», Общероссийского профсоюза медиаторов, в которых я руковожу рабочими группами по направлению «Налоговая медиация», с участием практикующих медиаторов и налоговых юристов, преподавательского-профессорского состава ВУЗов и ФНС РФ планируют наработать практику применения налоговой медиации в целях ее эффективного урегулирования и успешного внедрения.
Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц. Обращаться можно в Палату налоговых консультантов и Общероссийский профсоюз медиаторов.
Руководитель проекта «АналогиЯ», налоговый консультант. Государственный советник РФ 2 класса Кошелев С.А.
Эту проблему, возможно решит перевод рассмотрения жалоб на уровень Межрегиональных инспекций, показатели работы которых не будут завысить от инспекций и Управления.
Должностные лица налоговых органов на различных встречах и брифингах неоднократно говорят, о том, что суммы вменяемых налогов и пеня – не могут быть предметом медиации, лишь штраф. Получается, что существующий порядок досудебного обжалования более широк чем медиация.
А правильно построенный (в рамка НКРФ, с четким соблюдением его статей) процесс коммуникации налогоплательщика с налоговым органом снимает все предпосылки к возможным необоснованным претензиям в ходе камералки и ППА.
Поэтому, считаю, что имеющиеся сейчас инструменты администрирования позволяют его проводить бесконфликтно и сейчас, просто необходимо соблюдать сторонам нормы НК РФ, а не показатели ФНС.
Василевский Вячеслав, адвокат, управляющий партнёр группы компаний «Прометей».
Медиация в налоговых взаимоотношениях бизнеса с ФНС. Реальность или авантюра? Я склонен думать, что авантюра и сейчас попробую объяснить свою позицию.
Основоположником налоговой медиации можно по праву считать налоговиков г. Санкт-Петербург, которые уже не первый месяц активно пиарят это направление, рассказывая какое это благо и как всем (бизнесу и государству в лице налоговой) будет от этого хорошо. Да вот только плюсы что-то не просматриваются.
Позиция ФНС стала чуть более понята после появления в открытом доступе письма № 08-18/29855@ от 14.05.2021г., в котором УФНС России по г. Санкт-Петербургу в ответ на интернет-обращение приоткрыло тайну этой самой медиации.
Изучив данное письмо становится очевидным, что налоговая медиация если и возможна, то только по результатам проведенной выездной или камеральной налоговой проверки.
Согласно абзацу четвертому этого письма: «Сторонами могут быть признаны обстоятельства, от которых зависит возникновение соответствующих налоговых последствий, которые содержат правовую квалификацию деятельности лица, участвующего в деле, влекущую изменение размера его налоговой обязанности».
Другой не менее важный вопрос — это выгода от медиативного соглашения для налогоплательщика. Что конкретный налогоплательщик получит от медиации? Ведь нельзя же договориться о снижении налоговых претензий по каким-то организациям, не имея под это серьезных юридических обоснований или доказательств невиновности налогоплательщика. Иначе это все граничит с коррупцией, и к ней как раз и подталкивает участников медиативного соглашения. А если такие доказательства имеются в наличии, то о чем тут договариваться? Надо их предъявлять, закреплять и полностью снимать претензии к налогоплательщику.
Вызывают улыбку заявления отдельных специалистов, что в налоговой медиации нужны не юристы, а психологи. Видно, что эти специалисты не осведомлены о внутренней «налоговой» кухне и системе показателей ФНС России. Налоговый спор — это не прием у психолога. Это битва доказательств и лишь иногда компромисс, позволяющий уменьшить суммы штрафов, с чем вполне успешно справляются юристы.
Да, возможно налоговая медиация станет отдельным дополнительным инструментов досудебного урегулирования споров, но это сейчас и так существует, просто может название не такое красивое.
Аркадий Брызгалин Генеральный директор в Группе компаний «Налоги и финансовое право».
Сама по себе медиация в налоговых отношениях (а точнее в налоговых спорах), это и не хорошо и не плохо. Всё зависит от того, в каких целях она будет применяться.
Если это будет так как иногда случается сейчас, когда «медиация» рассматривается некоторыми представителями налоговых органов как способ внеправового взыскания недоимки, т.е. вне рамок НК РФ и без каких-либо процедур, то я, как юрист, естественно «против» такой медиации, да и медиацией подобные действия вообще трудно назвать.
А вообще, конечно, медиация, никто не спорит, это цивилизованный путь квази-договорных способов урегулирования налоговых споров, что можно только поприветствовать. Ведь в тех же США по их официальной статистике «до судов» доходит только 10 % налоговых споров, остальные разрешаются «полюбовно».
И в любом случае медиация не может быть «дикой» или как-то «по понятиям», медиация это процедура, которая обязательно должна реализовываться в рамках закона, и обязательно должна быть закреплена в нормах Налогового кодекса РФ.
Кто может быть медиатором и почему ими не могут быть госслужащие и муниципальные служащие?
Вопрос о том, кто может быть медиатором не является второстепенным. И ответ на него особенно значим в условиях, когда законодательство формируется при зарождении вида деятельности, а практика еще не сформирована. Для ответа на этот вопрос, прежде всего, нужно задуматься о возможных сферах применения медиации, о ее потенциале как способа урегулирования и предупреждения споров все больше раскрывающемся в последние годы. Также немаловажно определить роль медиатора. Что должен уметь делать медиатор?
Роль медиатора
Модель медиации, на которую ориентируется действующий Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», предполагает, что роль медиатора – это роль организатора процесса, ведущего процедуру медиации, с предельным вниманием относясь к потребностям участников конфликта в отношении процесса, остающегося на протяжении всей процедуры их равноудаленным и равноприближенным помощником в ходе выработки договоренностей по существу спора. В России за основу взята содействующая модель медиации, но с возможностью так называемого «предложения медиатора» полностью оставленной на усмотрение сторон. Такой подход предполагает, что ключевой задачей медиатора является обеспечение сторонам помощи в понимании их реальных потребностей и интересов, налаживании диалога. Медиатор содействует сторонам спора в поиске такого выхода из конфликта, который приемлем для них в равной степени, с которым они согласятся, выполнят добровольно, и с последствиями которого смогут качественно жить. Медиатор должен уметь помочь сторонам спора в восстановлении способности конструктивно общаться между собой, обеспечить условия для формирования общего (разделенного/разделяемого) понимания проблемы (то есть медиатор не заставляет стороны соглашаться друг с другом, но помогает им понять точку зрения, интересы и потребности другого), содействовать сторонам в поиске (выработке и оценке) решения, которое должно быть их собственным, реалистичным, жизнеспособным решением.
Чтобы выполнить эту задачу медиатор должен быть независим от сторон и не иметь заинтересованности в содержательном аспекте разрешения спора. Стороны должны доверять медиатору и полагаться на его профессионализм.
Медиатор опирается на принципы медиации и старается неуклонно следовать этим принципам и требованиям профессиональной этики. Только таким образом, возможно, достичь успеха в медиации.
Одним из самых сложных может оказаться соблюдение нейтральности и беспристрастности. Медиация – это не состязание в доказывании фактов и собственной правоты, а сотрудничество, объединение усилий с оппонентом для разрешения общей проблемы. Такое отношение к процессу разрешения спора не является чаще всего привычным для его участников. Ведь большинство сторон по сегодняшний день считает, что бороться нужно не с проблемой, а с другой (ими) стороной (ами), именно на нее возлагая вину и к ней предъявляя требования. Соответственно стороны чаще всего, стараются привлечь симпатии медиатора на свою сторону. Одновременно, неизбежно постоянно возникает опасность восприятия его сторонами пристрастным или сочувствующим больше одной из сторон.
Медиатор, действует в равной степени в интересах всех сторон спора, поощряя сотрудничество. Он не должен позволять втягивать себя в противостояние сторон (а противостояние есть естественная составляющая конфликта с которой сторонам, даже при самых мирных намерениях, приходится совладать в собственных же интересах). Одна из основополагающих идей медиации – наделение сторон силой и ответственностью за принятие решений по их собственному конфликту. Поэтому, медиатор, каким бы ни было его первоначальное образование – юрист, учитель, психолог, врач, инженер и т.д., находясь в этой роли, главное, чтобы он был медиатором – профессионалом, опирающимся, на свой опыт. Один из сложных навыков медиатора – это умение не позволять его знаниям, опыту, суждениям в той или иной сфере оказывать влияние на его поведение, высказывания, чтобы не нанести ущерб процессу разрешения спора собственниками, которого являются сами стороны.
Медиатор должен быть добропорядочным человеком, с непогрешимой репутацией, вызывающим уважение и доверие у сторон. В странах, где развитие медиации, в большей степени, происходит «снизу» и, уже, на основе сложившейся практики формируется правовая база, во-первых, гораздо ниже риски ограничения доступа к медиативной деятельности на основании принадлежности к той или иной профессии, во-вторых, как показывает практика, в медиацию приходят представители самых разных профессий и, наконец, в-третьих, успешными, востребованными медиаторами также становятся, люди самых разных профессий – юристы, психологи, социологи, политологи, врачи, учителя, инженеры, менеджеры и т.д. Главное, чтобы тот, кто называет себя медиатором, действительно владел навыками этой деятельности на профессиональном уровне.
Теперь можно вернуться к вопросу: Кто же может быть медиатором в России?
Медиация – это не предпринимательская деятельность и ее можно осуществлять наряду с иной деятельностью, кроме случаев, прямо предусмотренных законом. Сначала остановимся на прямо прописанных ограничениях: «Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами». В связи, с чем существует подобное ограничение? Здесь одновременно можно указать на ряд факторов: медиация – это независимый институт гражданского общества. Совмещение государственными и муниципальными служащими своей работы с медиативной деятельностью в таком контексте невозможно. Они являются представителями власти, выразителями интересов государства, имеют определенные ограничения в связи с таким статусом и не могут выступать в роли независимых медиаторов в спорах связанных с гражданскими правоотношениями. Возможность коррупции, конфликта интересов ставят под вопрос независимость и беспристрастность служащих-медиаторов.
Вместе с тем, необходимо отметить сколь значимым является владение медиативными навыками для государственных служащих самых разных уровней и направлений деятельности. Владение навыками медиации позволяет им повысить конфликтную и, как следствие, профессиональную компетентность в целом. Качество работы государственных служащих напрямую влияет на качество жизни граждан и на доверие общества к власти в целом. Поэтому очень важно понимать, что российским государственным служащим медиативный подход3 необходим в качестве инструментария в повседневной деятельности.
Медиация действительно является сферой деятельности доступной представителям самых разных профессий. Вместе с тем юристы, психологи, менеджеры становятся медиаторами чаще. Среди представителей юридических профессий судьи, адвокаты, нотариусы в силу существования законодательно закрепленного статуса имеют ряд ограничений.
Что касается занятия медиативной деятельностью адвокатами, то на этот счет до последнего времени не было однозначного ответа, так как действующий Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» ничего не говорит о медиации. Вместе с тем 22 апреля 2013 года в Москве, в Центральном доме ученых, состоялся VI Всероссийский съезд адвокатов, где были утверждены изменения и дополнения в Кодекс профессиональной этики адвоката: адвокату разрешено за деньги заниматься урегулированием споров, в том числе в качестве медиатора или третейского судьи.
Таким образом, если говорить о буквальном толковании закона об адвокатуре, сегодня нет однозначного мнения о возможности совмещения статуса адвоката с медиативной деятельностью – это вопрос перенесен в сферу профессиональной адвокатской этики. Возможно, в будущем возникнет необходимость во внесении изменений в этот закон.
Итак, сегодня в России профессиональным медиатором может стать любой дееспособный человек, достигший возраста 25лет, с любым высшим образованием, прошедший обучение по программе подготовки медиаторов. Медиатор должен следовать Кодексу профессиональной этики, который был разработан Некоммерческим партнерством «Национальная организация медиаторов» и утвержден 28 апреля 2012 года.
1 На основании статьи 16 Закона о медиации было принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 года № 969 «О программе подготовки медиаторов», в соответствии с которым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 года была утверждена Программа подготовки медиаторов.
2 Метод «школьная медиация» разработан АНО «Центр медиации и права».
3 Медиативный подход разработан АНО «Центр медиации и права».
4 Информация Совета судей РФ от 23 августа 2012 года «Обобщение вопросов и ответов», вопрос 6.