что такое усн в недвижимости
Как вести учет недвижимости на УСН
Стоимость таких объектов, как здания, склады, офисы — немаленькая и, в дальнейшем, если возникнет желание продать ОС, можно столкнуться с неожиданными затратами, ведь учет основных средств на упрощенной системе обладает рядом особенностей и лучше узнать о них до приобретения недвижимости.
Документы покупки
Главный документ – это договор. Цена, момент перехода права собственности, состояние и составляющие (если речь о комплексе помещений) — все будет прописано в нем. Если организация покупает ОС в рассрочку, то, возможно, оно будет передано ей в собственность, но при этом останется в залоге у продавца до полного расчета.
Договором может быть предусмотрено, что право на владение переходит только после оплаты всей суммы и процентов (если есть). Чаще всего это условие действует при лизинге (фактически особый вид аренды с правом выкупа). Условия лизинга могут предусматривать как учет на балансе лизингодателя, так и лизингополучателя, от этого зависит бухгалтерский и налоговый учет.
Если для продавца объект является:
Кстати! Форма ОС-1а может составляться в двух экземплярах и подписываться в качестве передаточного документа между продавцом и покупателем. В некоторых случаях покупатель учитывает срок использования, указанный продавцом для целей собственного учета.
Дополнительно предоставляются продавцом:
Для заключения сделки и регистрации понадобятся:
Итак, купля-продажа состоялась, и организация стала обладателем недвижимости. Дальнейшие действия зависят от готовности ее к использованию.
Покупка нового или не требующего вложений объекта
«Въезжай и живи» — коммуникации присутствуют, состояние помещения хорошее. В этом случае можно сразу ввести объект в эксплуатацию.
В БУ это делается двумя проводками:
Обратите внимание! Ввод в эксплуатацию в бухучете недвижимости производится независимо от даты регистрации права на них (п. 52 Методических указаний, утвержденных приказом №91н от 13.10.03 г.). ОС, находящиеся в процессе регистрации, отражаются на счете 01 обособленно.
Даже при покупке нового здания не избежать трат: государственная пошлина, экспертные услуги. Возможно, для принятия и оформления объекта пришлось привлекать собственных работников, направлять их в командировку. Поэтому редкий случай, когда цена по договору купли-продажи и первоначальная стоимость совпадают.
В отличие от бухгалтерского, для налогового учета первостепенно получение официального документа о праве собственности. Уменьшение налогооблагаемой базы на затраты начинается после регистрации (п. 4 ст. 346.16 НК и п.1 ст. 256 НК). Причем имеет значение момент приобретения, если до упрощенной организация применяла иную систему и именно тогда было куплено ОС. Возможны несколько ситуаций перехода на УСН:
Важно! Определить группу амортизации и СПИ поможет Постановление Правительства РФ №1 от 01.01.2002.
Учитывая, что у зданий и вообще капитальной недвижимости большой срок службы, то, скорее всего, он составит более 15 лет. Правда, если вы купили не новое здание, есть шанс уменьшить СПИ. В этом случае ОС включается в амортизационную группу, которую использовал продавец (п. 12 ст. 258 НК РФ), а покупатель вправе установить внутренней учетной политикой, что СПИ для бывших в употреблении основных средств определяется с учетом срока пользования у продавца.
Пример: Фирма приобрела здание. СПИ составил 30 лет, здание находилось в эксплуатации 12 лет. Компания решила продать объект недвижимости. Новый владелец вправе установить в учете СПИ, равный 18 годам (30-12=18).
Во всех случаях списание происходит равными долями в каждом отчетном периоде, т.е. квартале, с учетом суммы, приходящейся на данный налоговый период (год), а не ежемесячно.
Пример 1. Компания купила склад 10 сентября 2019 года, ценой 900 000 рублей, находясь на УСН «Д-Р». В НУ она списывает стоимость ОС следующим образом: в 3 квартале 30 сентября 2019 года — 900000/2=450000, делим на два, потому что до конца года остается два отчетных периода. В 4 квартале 31 декабря 2019 — еще 450000.
Пример 2. Фирма приобретает офисное здание ценой 15 млн рублей и амортизирует его какое-то время, находясь на ЕНВД. С 1 января 2020 переходит на УСН. Первоначальная стоимость для учета на упрощенной системе составит 13 млн рублей, СПИ – 30 лет. Начиная с 1 января 2020 года, т.к. СПИ превышает 15 лет, списываться в УСН затраты будут таким образом: 3 млн/10=300000 в год (потому что списание займет 10 лет), соответственно 300000/4= 75000 в квартал.
Обратите внимание! Списываются расходы в пределах фактически оплаченных сумм. Если применяется рассрочка платежа, то надо учитывать только оплаченную часть.
Как видите, эта система не похожа на обычную амортизацию при ОСНО и несколько сложнее.
Покупка ОС, требующего доработки
В случае если объект требует доработки – ремонта, монтажа коммуникаций (водопровод, канализация, электросеть и т.п.) без чего невозможно его нормальное использование по предназначению, то все расходы по доведению здания или помещения до пригодного вида собираются на счете 08. При этом можно:
Аккумулировав затраты на 08 счете, вы получаете фактически первоначальную стоимость, которую затем переносите на 01 счет для введения объекта в эксплуатацию. Заметьте, при принятии ОС к учету на 01 счете не имеет значения фактическое использование, главное – готовность к работе.
Если несвоевременно отразить перевод в эксплуатацию, можно навлечь на себя проблемы:
Если основное средство не будет временно использовано и нет желания списывать расходы по нему в НУ и БУ, то требуется соблюсти определенную процедуру. Нужно ввести в эксплуатацию ОС, а затем направить его на консервацию. Для этого необходимо:
Важно! Перечень затрат по УСН закрытый и определен в статье 346.16 НК. Поскольку в нем отсутствуют расходы на консервацию и последующие обслуживание подобных объектов, то они не включаются в расходы на УСН.
В БУ такие ОС не амортизируются, если срок их «спячки» более трех месяцев. Естественно на это время приостанавливается и списание в НУ. Налогом на имущество в общем случае они продолжают облагаться, разве что местное законодательство даст освобождение от налогообложения.
Аналогичное правило действует для модернизируемых или реконструируемых ОС (конечно, если при этом они никак не используются). Только срок их временного выбытия из строя должен быть уже не 3, а 12 месяцев.
Документация при принятии к учету
На каждый объект заводится карточка ОС-6 (для группы объектов ОС-6а), в ней отражается ключевая информация. Применение этих форм не обязательно, можно разработать и свой вариант, главное, чтобы он содержал все необходимые данные.
Малые предприятия могут использовать не карточки, а книгу учета (унифицированная ОС-6б, допускается собственная форма). Сведения для заполнения берутся из полученной при покупке документации. В период владения заполняются данные о проведенных ремонтах, а также модернизации, реконструкции и списании.
Для ввода в эксплуатацию назначается приказом комиссия и составляется акт.
Продажа недвижимости на УСН: торопиться надо медленно
Почему не стоит спешить с продажей купленного объекта, если компания работает на УСН? Дело в особом способе учета расходов, связанных с приобретением ОС. С одной стороны, он дает возможность более быстрого списания затрат, с другой – ограничивает в сроках выгодной продажи.
Представьте, что было куплено здание в 2019 году ценой в несколько десятков миллионов и успешно списаны все затраты по нему. Так вот, если в 2020 вы решите вдруг его продать, то придется пересчитать налоговую базу 2019-го. По итогу — доплата единого налога и пени. Учитывая многомиллионную цену, выйдет значительная сумма. А еще нужно уплатить налог с продажи (со всей продажной стоимости).
Несправедливо, но это страховка государства от недобросовестных налогоплательщиков. Ведь скоростное списание расходов — своего рода льгота, как амортизационная премия на ОСНО. Если основное средство продано ранее трех лет с момента учета расходов на приобретение (для ОС с СПИ более 15 лет – до истечения 10 лет), то за весь период включения в базу по УСН затрат придется произвести перерасчет. Такое правило установлено кодексом – п. п. 3, пункта 3 статьи 346.16 НК РФ.
Продажа ОС физическому лицу
Организация продает объект, а покупателем выступает частное лицо. В такой ситуации появляется одна трудность: независимо от того как физик оплатит покупку (наличными или через банк) пробивается чек онлайн-кассы. Организация, не использующая кассу, вынуждена ради одной операции ее приобрести.
Обратите внимание! Даже если по распоряжению физического лица оплату произвести на расчетный счет другой организации, то обязанность по использованию кассы сохраняется, ведь покупателем все равно остается физик.
Несколько выходов все же есть:
Подобный ход, правда, может вызвать вопросы инспекции, к тому же ФНС считает, что раз приобретение оплачено со счёта ИП, то оно предназначено для предпринимательской деятельности. Это несмотря на право предпринимателя оплачивать любые покупки, в том числе и личные со счёта.
Если вы собираетесь купить недвижимость для дальнейшей перепродажи, то для вашей компании она является товаром. Нужно учитывать ее на счете 41. Ошибку в этой операции иногда совершают начинающие бухгалтера. При оформлении сделки в отношении товара действуют обычные правила продажи. Если покупатель захочет получить акт ОС-1, укажите ему на то, что для вас объект не относится к ОС. Конечно, это прямо прописывается в договоре – совершается продажа основного средства или товара.
Платит ли ИП на УСН налог на имущество
Предприниматели на упрощенке должны платить налог на имущество, но только по определенной недвижимости
Виктор Подгорский
Предприниматель на УСН — упрощенной системе налогообложения — должен платить налог на имущество только по определенной недвижимости. Какая недвижимость ИП облагается налогом, какой порядок уплаты, какие есть льготы и как рассчитать налог — рассказываем в статье.
Уплата налога на имущество зависит от вида недвижимости
У предпринимателя может быть в собственности три вида недвижимости:
Налоговая проверяет при выездной проверке, как именно предприниматель использует имущество, потому что от этого зависят правила налогообложения.
Личная недвижимость. По объектам, не вошедшим в специальный список, которые ИП использует в личных целях, он платит налог на имущество как обычный человек.
Остальная недвижимость. Правила налогообложения такие:
Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости, каждый регион составляет самостоятельно и обновляет раз в год. Предпринимателю нужно проверить свою недвижимость по списку на сайте администрации своего региона. Если объект входит в этот список, он облагается налогом на имущество, независимо от целей использования.
Особенность в том, что налоговая изначально не знает, какая у ИП недвижимость: входит в список или нет, используется для бизнеса или в личных целях. Поэтому по умолчанию налог начисляется на все имущество в собственности ИП, если он не заявит льготу.
Как получить освобождение от уплаты налога на имущество
Налог на имущество платят все предприниматели, независимо от системы налогообложения, но только ИП на УСН могут получить от него освобождение. Льгота действует, если одновременно выполняются условия:
Например, у ИП на УСН есть склад в Барнауле, он хранит там товары для своего бизнеса. Склад не входит в специальный список объектов недвижимости, который размещен на официальном сайте Правительства Алтайского края, поэтому по нему можно получить льготу.
Чтобы не платить налог на имущество, предприниматель должен подать в налоговую заявление об освобождении от его уплаты. Дополнительно налоговая может запросить документы, подтверждающие использование недвижимости для предпринимательской деятельности.
Заявление об освобождении от уплаты налога. Его подают по специальной форме в МФЦ или налоговую, где ИП зарегистрирован.
Подать такое заявление ИП на УСН может любым удобным способом:
Даже если налоговая получит заявление на льготу уже после того, как пришлет уведомление, она все равно обязана его принять и пересчитать налог за текущий период. Новое уведомление пришлет в этом же году.
Документы, подтверждающие использование имущества в предпринимательской деятельности. Цель таких документов — подтвердить, что помещение использовалось в коммерческих целях. Это могут быть договоры с покупателями и поставщиками, платежные документы, свидетельствующие о получении дохода от предпринимательской деятельности на соответствующем объекте, переписка с контрагентами, в которой объект упоминается в качестве офиса, производственного цеха, адреса для поставки товаров.
Можно обратиться в налоговую по месту регистрации и уточнить, какие подтверждающие документы подойдут.
Налоговая рассмотрит заявление об освобождении от уплаты налога в течение 30 дней и пришлет ответ — тем способом, который ИП указал в заявлении.
Как уплачивают налог на имущество предприниматели
Индивидуальные предприниматели — это физлица. Налоговый период по налогу на имущество физлиц — календарный год.
Ставку и льготы каждый муниципалитет или город федерального значения устанавливает самостоятельно, но она не может быть больше 2%. Например, в Белеве в Тульской области ставка 1,5%.
Налоговая самостоятельно рассчитывает налог на имущество по данным Росреестра и присылает уведомление до 1 октября.
Если у ИП есть личный кабинет на сайте налоговой, уведомление пришлют в него. Если ИП поставит в кабинете отметку, что ему нужен бумажный вариант уведомления, — его пришлют заказным письмом. Если у ИП нет личного кабинета — уведомление также придет по почте.
ИП просто оплачивает уведомление, дополнительные расчеты не нужны. Никаких отчетов в налоговую подавать не нужно.
Уплатить налог нужно до 1 декабря года, следующего за истекшим: например, налог на имущество за 2021 год нужно уплатить до 1 декабря 2022 года.
Штрафы и ответственность
Если ИП не уплатит налог, налоговая начислит пени за каждый день просрочки. Если неправомерно заявит льготу, то дополнительно будет штраф — 20% от недоимки. А если ИП сделал это умышленно — 40%.
Рассмотрим на примере. ИП Петров забыл уплатить налог на имущество — 35 000 ₽ — до 1 декабря 2021 года, вспомнил об этом только 6 декабря. Получается, он опоздал на пять дней.
Теперь за пять дней просрочки, начиная с 1 декабря, начислены пени: 35 000 ₽ × 5 × 7,5% / 300 = 43,75 ₽
Получается, предприниматель вместе с налогом 35 000 ₽ должен еще заплатить пени — 43,75 ₽. Сумма небольшая, но, если просрочка будет больше, то и пени насчитают больше.
Онлайн-бухгалтерия от Тинькофф
Сервис для ИП, которые самостоятельно ведут бухгалтерию:
Сейчас читают
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Какие нужны документы на помещение для открытия кафе
Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Какую упрощенку выбрать: «Доходы» или «Доходы минус расходы»
Это самый частый вопрос начинающих предпринимателей. Собрали самую актуальную информация об упрощенке на 2021 год.
Евгений Бельский
По умолчанию при регистрации ИП или компании налоговая назначает общую систему налогообложения, но она удобна не всем. Начинающим предпринимателям или небольшим компаниям гораздо выгоднее и легче работать на упрощенке: там меньше налогов и проще вести учет.
Рассказываем, как устроена упрощенная система налогообложения, и отвечаем на самые частые вопросы.
Что такое УСН
Упрощенная система налогообложения (УСН) — это специальный налоговый режим для компаний и ИП. Бизнесу нужно платить только один налог. Он заменяет НДС и НДФЛ для ИП, налог на прибыль для ООО и налог на имущество по бизнес-объектам, кроме торговой и офисной недвижимости.
УСН можно совмещать с патентом: одни виды деятельности вести по УСН, другие — учитывать на патенте.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
Виды УСН
Есть два вида упрощенной системы налогообложения: «Доходы» и «Доходы минус расходы».
«Доходы» — до 6% со всех доходов, расходы не учитываются. Регионы сами устанавливают ставку для всех или разных сфер бизнеса. К примеру, налог в Крыму для всех — 4%.
«Доходы минус расходы» — от 5 до 15% с разницы между доходами и расходами, итоговая ставка зависит от региона.
Учитываются все затраты из ст. 346.16 НК РФ, которые можно подтвердить для налоговой. Для подтверждения понадобятся документы, об этом дальше.
Ставку для своего региона можно проверить на сайте налоговой:
Кто может работать на УСН
Чтобы работать на упрощенке, ИП и компании должны соответствовать определенным условиям: по сумме доходов, численности сотрудников и сфере деятельности. Дополнительно для организаций есть ограничения по наличию филиалов и проценту владения долей в уставном капитале.
По сумме доходов — до 150 млн рублей в год. Учитывается не фактический доход, а доход, умноженный на специальный коэффициент Минэкономразвития. В 2021 году — 1,032. Если компания заработает за год 100 000 000 ₽, для налоговой ее доход — 100 000 000 × 1,032.
Если предприниматель или компания заработают больше 150 млн рублей, начнется переходный период: лимит по доходу увеличится до 200 млн, но вместе с ним поднимется и налоговая ставка. Когда доход превысит 200 млн рублей, придется перейти на ОСН.
По средней численности сотрудников — до 100 человек. Учитываются сотрудники в штате и те, кто работает по договорам ГПХ.
Количество сотрудников считают в среднем за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год.
Если ИП или компания оформят больше 100 человек, лимит увеличится до 130, но повысится процентная ставка. Когда появится 131-й сотрудник, компания перейдет на ОСН.
Ограничения по виду деятельности. На упрощенной системе налогообложения нельзя работать некоторым сферам бизнеса. Например, банкам, инвестиционным фондам, ломбардам, нотариусам и производителям алкоголя или сигарет.
Для ООО — доля других организаций. Доля других компаний в уставном капитале должна быть не больше 25%.
Для ООО — не должно быть филиалов. Это строгое правило на УСН.
Условие | Переходный период | |
---|---|---|
Стандартная ставка | 6% от доходов или 15% от положительной разницы доходов и расходов | 8% от доходов или 20% от положительной разницы доходов и расходов |
Сумма дохода | до 150 млн рублей | от 150 до 200 млн рублей |
Средняя численность сотрудников | до 100 человек | от 100 до 130 человек |
Филиалы ООО | Нет | Нет |
Доля в ООО | Другие компании владеют не более 25% УК | Другие компании владеют не более 25% УК |
Как считают доходы и расходы
Доходы. Учитывается все, что заработала компания: продажа товаров или услуг, сдача недвижимости или автомобиля в аренду и даже процент на остаток по расчетному счету.
Не учитываются кредитные деньги и деньги, которые пришли по ошибке. Все тонкости учета доходов — в налоговом кодексе.
Расходы Это всё, что помогает бизнесу заработать: покупка нового оборудования, аренда помещения, подключение в магазин интернета и кассы.
Если сотрудник едет в командировку, нужно доказать, что поездка — не отпуск, а служебная необходимость. Для этого нужно составить авансовый отчет и прикрепить к нему посадочные талоны, электронные билеты и чеки на оплату гостиницы — чем больше доказательств, тем лучше.
Хранить документы о расходах нужно не менее четырех лет, налоговая может потребовать информацию в любой момент. К примеру, документы за 2020 год нужно сохранить до 2024 года включительно.
Что выгоднее: «Доходы» или «Доходы минус расходы»
Чтобы выбрать вид упрощенной системы налогообложения, нужно посчитать примерные доходы и расходы бизнеса. Общий принцип такой.
Представим, что открывается небольшая ремонтная мастерская компьютеров, владелец выбирает УСН. Выручка за квартал — 500 000 ₽, а расходы на зарплату сотрудникам — 300 000 ₽.
Предприниматель работает в Карелии, налоговая ставка на УСН Доходы 1% — заплатить придется 5000 ₽ (500 000 × 1%). На УСН «Доходы минус расходы» налоговая ставка 5% — это 10 000 ₽ (500 000 − 300 000) × 5%.
Для новых предпринимателей из некоторых сфер деятельности в регионах действуют налоговые каникулы: налоговая ставка 0% — платить ничего не надо. Чтобы узнать о каникулах в своем регионе, можно позвонить на горячую линию налоговой — 8 800 222-22-22.
УСН «Доходы» подходит предпринимателям и компаниям, у которых мало расходов на бизнес. Так бывает у дизайнеров, разработчиков и маркетологов — им не нужно закупать материалы или товары для перепродажи. А если они и тратят, то очень мало: например, вызывают курьера раз в месяц, чтобы доставить документы контрагентам.
УСН «Доходы минус расходы» подходит предпринимателям или компаниям, у которых постоянные расходы при стандартной ставке в 15% больше 70% доходов. Например, придорожному кафе приходится закупать продукты и платить зарплату сотрудникам, а небольшому ателье — заказывать ткани и арендовать помещение.
Для этой системы налогообложения есть правило минимального налога. В любом случае компания должна заплатить не меньше чем 1% с дохода.
За год компания заработала 1 300 000 ₽, а потратила 1 250 000 ₽.
Налог выходит 7500 ₽ (50 000 × 15%). Но 1% с дохода — это 13 000 ₽.
13 000 ₽ больше, чем 7500 ₽, поэтому нужно заплатить 13 000 ₽.
Минимальный налог платят только по итогам года.
Когда платить налоги и подавать декларацию
Налоги на УСН нужно платить четыре раза в год — по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года:
Для правильного расчета нужно сложить весь доход за отчетный период, посчитать налог и затем вычесть из него уплаченные ранее авансовые платежи. То, что получилось, и надо заплатить. То есть если мы в первом квартале заплатили 600 000 ₽, из суммы налога за полугодие нужно вычесть 600 000. Давайте разберем на примере.
Компания на УСН «Доходы» заработала: за первый квартал (с 1 января по 31 марта) — 10 000 000 ₽; второй квартал (с 1 апреля по 30 июня) — 20 000 000 ₽; третий квартал (с 1 июля по 30 сентября) — 15 000 000 ₽; четвертый квартал (с 1 октября по 31 декабря) — 15 000 000 ₽.
За первый квартал нужно заплатить 600 000 ₽ (10 000 000 × 6%).
Итоговый налог за год — сумма доходов за год минус авансовые платежи за первый квартал, полугодие и девять месяцев. ((10 000 000 + 20 000 000 + 15 000 000 + 15 000 000) × 6% − 600 000 − 1 200 000 − 900 000). Это еще 900 000 ₽.
Итоговый налог считается за год, но платят заранее — поэтому платежи за первый квартал, полугодие и девять месяцев называются авансовыми.
У ИП кроме налога — страховые взносы
ИП платят страховые взносы каждый год, даже если не было доходов. Если у ИП есть сотрудники — взносы платят и за них. Сумма страховых взносов за себя в 2021 году — 40 874 ₽, ее нужно заплатить до конца года.
Если доход ИП за год превысит 300 000 ₽, придется доплатить еще 1% дополнительных взносов. При УСН «Доходы» — процент от годовых доходов минус 300 000 ₽, при УСН «Доходы минус расходы» — от годовой прибыли минус 300 000 ₽. Срок оплаты — 1 июля следующего года.
Страховые взносы ИП выгоднее платить каждые три месяца — тогда можно получить налоговый вычет и полностью или частично компенсировать налоги.
Какая нужна отчетность и когда ее подавать
На упрощенке для налоговой нужно подготовить два документа: налоговую декларацию и книгу учета доходов и расходов (КУДиР).
Налоговая декларация. Подают раз в год: за 2020 год ООО должны подать до 31 марта 2021 года, ИП — до 30 апреля. Ее сдают всегда, даже если дохода не было — иначе можно получить штраф.
Книга учета доходов и расходов. Записывать надо все поступления, даже переводы на банковскую карту или наличные. Книгу не нужно сдавать, но налоговая может попросить ее в любой момент. Если книги не будет, можно получить штраф в 10 000 ₽.
Что будет, если не вести учет и вовремя не платить налоги: ответственность и штрафы
Если вовремя не заплатить налоги и не подать декларацию, налоговая может оштрафовать и начислить пени.
Задержка декларации. Минимальный штраф — 5% от суммы неуплаты налога, заявленного в декларации. Штраф считается за каждый полный или неполный месяц задержки, но заплатить придется не более 30%. Минимальный штраф — 1000 ₽.
Просрочка авансового платежа. Налоговая начисляет пени. Формула расчета сложная, поэтому удобнее рассчитать размер по калькулятору пеней.
Неуплата налогов. Компания может получить штраф в 20% от суммы налога, если ошибку допустили случайно, и 40%, если закон нарушили сознательно. К примеру, не заплатили страховые взносы, но вычли их из налога при УСН.
Как уменьшить налоги на УСН
ИП без работников на УСН «Доходы» могут уменьшить налоги на всю сумму уплаченных страховых взносов. Например, если предприниматель заплатит в первом квартале 8300 ₽ страховых взносов, он может уменьшить авансовый платеж по налогу на 8300 ₽.
ИП без работников на УСН «Доходы минус расходы» могут добавить страховые взносы к расходам. Представим, доходы предпринимателя 100 000 ₽, расходы — 20 000 ₽, а уплаченные страховые взносы — 9000 ₽. Тогда авансовый платеж считается так: (100 000 − 20 000 − 9000) × 15% = 10 650 ₽.
ИП или компании с работниками при УСН «Доходы» могут уменьшить налоговые платежи за счет взносов только наполовину. То есть если компания должна заплатить 20 000 ₽ налога, на 10 000 ₽ можно получить налоговый вычет.
Представим, что доход предпринимателя за квартал — 2 000 000 ₽. Итоговый налог — 2 000 000 ₽ × 6% = 120 000 ₽. Налог получится уменьшить только наполовину, то есть на 60 000 ₽.
ИП или компании с работниками на УСН «Доходы минус расходы» могут добавить к расходам всю сумму уплаченных страховых взносов. Заплатили в первом квартале сотрудникам 50 000 ₽, значит, налоговая база уменьшилась на 50 000 ₽.
Допустим, доход предпринимателя за квартал — 1 000 000 ₽, расход — 500 000 ₽, а уплаченные страховые взносы — 50 000 ₽. Тогда его налог (1 000 000 − 500 000 − 50 000) × 15% = 67 500 ₽.
Главное — платить взносы в том же квартале, в котором хотите уменьшить налог. В первом квартале нужно заплатить взносы с 1 января по 31 марта, во втором — с 1 апреля по 30 июня.
Если вы не хотите платить каждый квартал, все страховые взносы можно заплатить в третьем квартале — до 30 сентября. Тогда получится уменьшить авансовый платеж за девять месяцев на всю сумму страховых взносов. Если работаете на УСН «Доходы», то можно заплатить 27 000 ₽ и вычесть всю сумму из налога. Если на УСН «Доходы минус расходы» — добавить ее к расходам.
Как перейти на УСН
Для перехода на упрощенную систему налогообложения нужно заполнить уведомление по форме 26.2-1.
При регистрации. Компании и ИП могут перейти на УСН прямо при регистрации бизнеса. Для этого нужно подать уведомление вместе с документами о регистрации или в течение 30 дней после нее.
Действующие ИП или компании могут перейти на УСН только со следующего календарного года. Подать уведомление нужно до 31 декабря текущего года.
Если ИП зарегистрировался 1 июня 2020 года, но вовремя не подал форму 26.2-1 или подал с ошибкой, налоговая будет считать, что применяется ОСН. Перейти на УСН получится с 1 января 2021 года, но подать уведомление нужно до 31 декабря 2020.
Самозанятые без статуса ИП при регистрации в качестве предпринимателя могут приложить уведомление о переходе на УСН и сразу начать работать на упрощенке.
Самозанятые со статусом ИП могут перейти на УСН с начала календарного года или раньше, если перестанут соблюдать условия НПД. К примеру, если их доходы превысят 2,4 млн рублей за год, остаться самозанятым не получится.
Онлайн-бухгалтерия от Тинькофф
Сервис для ИП, которые самостоятельно ведут бухгалтерию:
Сейчас читают
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Какие нужны документы на помещение для открытия кафе
Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания