что такое уровень мыслительных навыков

«Таксономия Б.Блума и практика формирования навыков мышления высокого уровня на уроках английского языка» (статья)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Мельникова Виктория Игоревна

учитель английского языка МБОУ СОШ №102

таксономия б. блума И практика формированиЯ навыков

мышления высокого уровня НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В современном образовательном процессе всё большую актуальность приобретают вопросы воспитания мотивированной, инициативной личности обучающегося, ориентированного на успех и карьеру, на построение и реализацию продуктивных сценариев своего жизненного и профессионального пути. В связи с этим, требования к современному учебному процессу существенно превосходят задачи простой передачи знаний от учителя учащимся. В условиях сегодняшнего информационного века учителю необходимо перестроиться с более привычной для него/неё парадигмы передачи готовых знаний на обучение школьников методам самостоятельной их добычи, способам получения, осмысления и применения новой информации, необходимой им для их дальнейшего саморазвития. Как результат осмысления поставленных перед педагогами задач возрос их интерес к проблеме формирования и развития у учащихся навыков мышления высокого уровня. По всей видимости, такие навыки необходимо развивать и совершенствовать во всех звеньях школьного образования и рамках всех учебных предметов, в частности на уроках иностранного языка.

На сегодняшний день специалисты по психологии и смежным с ней наукам предложили несколько определений термина «мышление высокого уровня». Вот одно из определений, предложенных американской школой:

ТАКСОНОМИЯ (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение (Российский энциклопедический словарь. Орфографический словарь русского языка).

ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (Педагогический словарь, с.145)

В классификации Б. Блума выделены три области учебной деятельности:

когнитивная (Cognitive domain): умственные навыки (Mental skills);

аффективная (Affective domain): область чувств и эмоций (Attitude);

психомоторика ( Psychomotor ): физические умения и навыки ( Skills ).

Когнитивная область включает в себя мыслительные умения разных уровней сложности: от самого простого (уровень Знание) к самому сложному (уровень Оценка). (Рис. 1).

Рчто такое уровень мыслительных навыков. Смотреть фото что такое уровень мыслительных навыков. Смотреть картинку что такое уровень мыслительных навыков. Картинка про что такое уровень мыслительных навыков. Фото что такое уровень мыслительных навыковис. 1. Таксономия Б. Блума.

Мыслительные умения. (1956 г.)

Большинство мыслительных процессов, характерных для учебной деятельности в традиционной школе, соответствуют уровням Знания или Понимания, которые являются наиболее распространенными из мыслительных умений. Они служат базой или фундаментом, на котором строятся все мыслительные умения более высокого порядка. С каждым последующим уровнем мыслительные умения становятся более сложными и используются реже.

Вопрос, стоящий перед педагогами – каким образом возможна реализация теории Б.Блума в практике преподавания отдельных дисциплин? Как, например, применить эти идеи в процессе преподавания английского языка в средней общеобразовательной школе? (см.Приложение №1)

На первом, самом низком уровне, уровне знаний ( Knowledge Level) , деятельность ученика сводится лишь к запоминанию и припоминанию информации. Ключевые слова в заданиях такого уровня сводятся к следующим: определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать.

Второй уровень, уровень понимания ( Comprehension Level ), заключается в умении понимать значение, перефразировать главную мысль. Ключевые слова в заданиях этого уровня: обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры. ( Пример : Match the words in the text to the correct definition).

Третий уровень, применение полученных знаний (Application Level) , требует от ученика умений использовать информацию или концепцию в новой ситуации. Ключевые слова в заданиях этого уровня: выстраивать, воссоздавать, конструировать, моделировать, предсказывать. ( Пример задания : Complete the second sentence so that it has a similar meaning to the first sentence using the word given. Пример предложений : The weather forecast is for rain tomorrow. – It will rain tomorrow. ).

Уровень анализа информации ( Analysis Level) формирует навыки мышления высокого уровня при помощи следующих заданий: сравнить, противопоставить, разбить, выделить, отобрать, разграничить, разбить информацию на части. ( Примеры заданий : Choose (think) of an object in the photo, but don’t tell your class which one. The other students have to guess which object you are thinking of; Compare your e-mail plan from Ex.7 with a partner).

Уровень оценки полученных знаний (Evaluation Level) призван формировать навыки мышления, которые помогают ученику делать суждения относительно ценности полученной информации. Задания для формирования этого уровня мышления содержат слова: оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать. ( Пример задания : Choose an object in your classroom and describe it in detail, giving your opinion. Ask your partner to guess what it is).

Как у любой теоретической модели, у Таксономии Блума есть свои сильные и слабые стороны. Основным ее преимуществом является то, что мышление представлено в ней в структурированной и доступной для практиков форме. Те преподаватели, которые пользуются руководствами по составлению вопросов, относящихся к различным уровням Таксономии Блума, безусловно, лучше справляются с задачей по формированию мыслительных навыков высокого уровня у своих учащихся, чем те, которые этого не делают.

С другой стороны, как может подтвердить тот преподаватель, который пытался определить то, с какими уровнями Таксономии соотносятся те или иные вопросы и виды учебной деятельности, достичь понимания относительно того, что значат такие очевидные термины, как «анализ» или «оценка».

Таксономии играют большую роль в теории обучения. Они важны, потому что позволяют:

правильно ставить цели в обучении;

правильно формулировать проблемы и составлять задания для учащихся;

подбирать оценочные инструменты, адекватные поставленным целям;

правильно проводить рефлексию по результатам обучения, т.е. устанавливать, какие трудности испытали обучающиеся при изучении того или иного материала.

Чтобы обеспечить формирование навыков мышления высокого уровня на уроках английского языка, преподавателю следует придерживаться практических рекомендаций:

обеспечить понимание того, какие мыслительные умения ученику необходимы;

научить ученика ставить вопросы;

научить выявлять причины явлений;

научить искусству аргументации, научить оценивать результаты своей деятельности.

Простые вопросы : When do you usually go to bed? How long do you sleep?

Уточняющие вопросы : Do you really think that waking up in the morning a horrible experience?

Интерпретационные вопросы : Why teenagers don’t like to wake up early in the morning?

Творческие вопросы : What do you think about teenager’s laziness?

Оценочные вопросы : Why is it good to sleep enough?

Практические вопросы : What can we do for good sleeping?

Возникшая острая необходимость не просто обучать учеников, но и развивать их мышление, творческий потенциал, генерирование идей и построение логических связей требует от преподавателя современного взгляда на свои уроки, требует более тщательной и продуманной подготовки на несколько уроков вперёд. Таксономия Бенджамина Блума направлена на практическую помощь современному педагогу, который осознаёт важность мышления высокого уровня в современном образовании.

3. Буланова-Топоркова, М.В., Духавнева,А.В., Кукушкин,В.С., Сучков,Г.В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.– М. 2004.

4. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Учим детей мыслить критически.– СПб., 2003.

5. Педагогический словарь, с.145.

7. Д айана Халпер, Психология критического мышления.

Источник

Система мыслительных навыков по таксономии Блума.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами проводим очередной коучинг по теме: Система мыслительных навыков по таксономии Блума.

І. Я предлагаю вам разделиться на группы: Игра «Учитель, ученик и преграда »

ІІ. Показ видеослайда Андреа Ферьера «Как люди создали школу» По этому слайду мы будем работать в группах по трое.

ІІІ. Слушающие треугольники.

Следующим этапом будет такой вид работы который называется слушающие треугольники. Учителя работают совместно в группах по три человека:спикер, интервьюер, секретарь.

ИНТЕРВЬЮЕР внимательно слушает и задает вопросы для прояснения деталей.

СЕКРЕТАРЬ наблюдает за процессом и дает обратную связь как «спикеру», так и «интервьюеру».

Т.е. результат обучения у нас определяется по пониманию, оценили насколько дети поняли и все.

Тема коучинга: Система мыслительных навыков по таксономии Блума.

IV Стратегия «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

V. Думаем вместе. Что надо изменить в обучении, чтобы мы видели результат наших трудов?

(презентация таксономия Блума)

Для каждого уровня мышления предлагается соответствующий список глаголов. Поскольку результаты обучения касаются того, что ученики могут делать по завершении учебной деятельности, все эти глаголы являются глаголами действия (активными глаголами). Я предлагаю вам, несколько глаголов относящихся к каждому уровню таксономии.(думай!)

(Объединяйся!) разделите предложенные вам глаголы на уровни.(Расположите внутри пирамиды по уровням)

(Делись!) Давайте проверим между группами, а затем сравним с презентацией.

VІ. Презентация. Пирамида- уровни мыслительных навыков.

VІІ. Физминутка. Арам зам зам с ускорением.

VІІІ. Работа в группах. Составьте задания по русским народным сказкам.

3группа- Курочка ряба.

4 группа-Гадкий утенок.

Вопросы коуча участникам коучинга

— Что такое таксономия Блума?

— Правильно ли я поняла, что мыслительные навыки наших учащихся пока только на низшем уровне?

— Как бы вы использовали Таксономию Блума у себя на уроке?

— Какие глаголы вы считаете ключевыми в пирамиде Блума?

— Почему вы их считаете ключевыми?

— Как вы думаете, как можно развить высшие уровни мыслительных навыков?

— Почему мы на данный момент не можем подняться на вершину пирамиды Блума?

Х. Рефлекция. После этого я прошу вас оценить насколько ценна была информация на сегоднешнем коучинге.(Тир )

ХІ. Стратегия «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Просмотр содержимого документа
«Система мыслительных навыков по таксономии Блума.»

Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами проводим очередной коучинг по теме: Система мыслительных навыков по таксономии Блума.

І. Я предлагаю вам разделиться на группы: Игра «Учитель, ученик и преграда »

ІІ. Показ видеослайда Андреа Ферьера «Как люди создали школу» По этому слайду мы будем работать в группах по трое.

ІІІ. Слушающие треугольники.

Следующим этапом будет такой вид работы который называется слушающие треугольники. Учителя работают совместно в группах по три человека:спикер, интервьюер, секретарь.

ИНТЕРВЬЮЕР внимательно слушает и задает вопросы для прояснения деталей.

СЕКРЕТАРЬ наблюдает за процессом и дает обратную связь как «спикеру», так и «интервьюеру».

Т.е. результат обучения у нас определяется по пониманию, оценили насколько дети поняли и все.

Тема коучинга: Система мыслительных навыков по таксономии Блума.

IV Стратегия «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

V. Думаем вместе. Что надо изменить в обучении, чтобы мы видели результат наших трудов?

(презентация таксономия Блума)

Для каждого уровня мышления предлагается соответствующий список глаголов. Поскольку результаты обучения касаются того, что ученики могут делать по завершении учебной деятельности, все эти глаголы являются глаголами действия (активными глаголами). Я предлагаю вам, несколько глаголов относящихся к каждому уровню таксономии.(думай!)

(Объединяйся!) разделите предложенные вам глаголы на уровни.(Расположите внутри пирамиды по уровням)

(Делись!) Давайте проверим между группами, а затем сравним с презентацией.

VІ. Презентация. Пирамида- уровни мыслительных навыков.

VІІ. Физминутка. Арам зам зам с ускорением.

VІІІ. Работа в группах. Составьте задания по русским народным сказкам.

3группа- Курочка ряба.

4 группа-Гадкий утенок.

Вопросы коуча участникам коучинга

— Что такое таксономия Блума?

— Правильно ли я поняла, что мыслительные навыки наших учащихся пока только на низшем уровне?

— Как бы вы использовали Таксономию Блума у себя на уроке?

— Какие глаголы вы считаете ключевыми в пирамиде Блума?

— Почему вы их считаете ключевыми?

— Как вы думаете, как можно развить высшие уровни мыслительных навыков?

— Почему мы на данный момент не можем подняться на вершину пирамиды Блума?

Х. Рефлекция. После этого я прошу вас оценить насколько ценна была информация на сегоднешнем коучинге.(Тир )

Источник

Как развить мышление: 10 простых советов

что такое уровень мыслительных навыков. Смотреть фото что такое уровень мыслительных навыков. Смотреть картинку что такое уровень мыслительных навыков. Картинка про что такое уровень мыслительных навыков. Фото что такое уровень мыслительных навыков

Приветствую Вас, друзья!

Мышление – это многогранный процесс, для которого в психологии существует большое количество различных определений. В общем случае этим термином называют процесс мысленной обработки информации на основании имеющихся у человека накопленных знаний и аксиоматических представлений об окружающем мире. В процессе мыслительной деятельности человек анализирует поступающую информацию, делает выводы, расширяет и дополняет свою картину мира.

Каждый из нас заинтересован в том, чтобы развивать и совершенствовать свои мыслительные навыки. Они позволяют нам точнее и быстрее анализировать ситуацию, делать правильные выводы и принимать верные решения. Чтобы понять, как развить мышление, необходимо сначала выяснить, что оно собой представляет, как устроено, как работает и от чего зависит. Сегодня мы подробно разберём данные вопросы, после чего рассмотрим несколько эффективных упражнений.

Что такое мышление?

Мышление – это то, что делает нас людьми. Именно способность аналитически мыслить, сопоставлять факты и расширять свою картину мира за счет логических умозаключений отличает нас от животных. Существует несколько типов мышления, которые отличаются тем, как человек анализирует информацию и как делает выводы. Наиболее распространенными являются следующие виды мышления:

Все виды мышления могут работать с разной степенью эффективности. Хорошая новость заключается в том, что их можно развить, главное – знать, как это сделать. Но прежде чем перейти к конкретным упражнениям, рассмотрим подробнее, как устроены мыслительные процессы.

Как работает мышление?

Каждая мысль, существующая в нашем сознании, представляет собой ассоциативную связь между несколькими образами и понятиями. Отдельные образы, возникающие в наших мыслях, будто бы дёргают за невидимые ниточки, заставляя нас вспоминать об остальных связанных с ними понятиях. В результате возникает своеобразная причинно-следственная связь, провоцирующая бесконечный процесс смены одних понятий и образов другими.

Исследуя, как устроен мыслительный процесс, ученые выяснили, что он состоит из нескольких ключевых составляющих:

Все эти процессы служат одной цели – помогать нам принимать правильные решения на основании имеющихся данных. В результате познавательной и мыслительной деятельности в нашем сознании образуются сложные связи между различными образами, из которых и формируется общая картина мира. И принятое в каждой конкретной ситуации решение представляет собой результат обработки всей когда-либо полученной нами информации.

Как развить мышление?

Для того, чтобы развить своё мышление, необходимо систематически прорабатывать каждую из перечисленных выше составляющих, совершенствуясь в таких направлениях как:

Развиваясь во всех перечисленных направлениях, можно значительно повысить качество тактического и стратегического мышления, что позволит в будущем лучше планировать свои действия на пути к цели. Для этого существует большое количество разнообразных упражнений. Мы рассмотрим 10 из них, для которых не требуется особых навыков и специальных инструментов – достаточно вашего желания и целеустремленности.

Упражнения для развития мышления

что такое уровень мыслительных навыков. Смотреть фото что такое уровень мыслительных навыков. Смотреть картинку что такое уровень мыслительных навыков. Картинка про что такое уровень мыслительных навыков. Фото что такое уровень мыслительных навыков

1. Чтение

Это простой и в то же время эффективный способ развития мышления. Во время чтения мы сосредоточенно анализируем поток поступающей информации. Полезно читать и образовательную литературу, и художественную. В первом случае можно расширить кругозор, а во втором – получить ценный опыт, обдумывая и анализируя поступки главных героев литературного произведения. Чтение даёт новые знания, повышает уровень интеллекта, развивает память и помогает в саморазвитии.

2. Новые маршруты и разнообразие в привычках

Рекомендация менять привычные маршруты – это один из самых популярных советов о том, как развить мышление. Действительно, ориентация в пространстве и поиск пути – это очень сложная задача, которая требует от нашего мозга значительных усилий. А там, где есть усилия, есть и развитие. Почаще находите поводы разнообразить свои маршруты. Попробуйте добраться на работу другим путём. Выгуливая собаку, пройдитесь там, где никогда не ходили. Собираясь в кино, выберите кинотеатр на другом конце города.

Помимо маршрутов, разнообразие стоит привнести и в бытовые привычки. Всё, что вы делаете ежедневно, можно делать несколько иначе. Попробуйте чистить зубы и есть другой рукой или собираться на работу в другой последовательности, приготовьте необычное блюдо, сделайте перестановку. Существует масса вариантов «взбудоражить» свои мысли, резко поменяв нечто привычное. Обратите внимание, что перечисленные действия могут вызывать у вас дискомфорт и сильное желание вернуться к прежнему ритму. Но это и есть главный показатель того, что упражнение эффективно и создаёт хорошую нагрузку на мозг.

3. Развитие памяти

Память – важнейшая составляющая наших интеллектуальных способностей. Большинство людей, не стесняясь, жалуется на память в стиле «Так-то я умный, но память часто подводит». Однако именно качество памяти определяет, насколько быстро человек принимает решения, хорошо ли умеет считать в уме, насколько легко запоминает новый материал и может ли построить планы на ближайшее будущее.

Поэтому тренировка памяти – необходимый элемент развития мышления. Существует достаточно много доступных и эффективных способов улучшить память. Попробуйте, например, ежедневно уделять 15 минут изучению стихов. Если вы составляете список покупок, попробуйте купить всё необходимое, ни разу не заглянув в этот список (разумеется, потом можно подстраховаться и пересмотреть его).

4. Ежедневное обучение

Любой человек, заинтересованный в саморазвитии, должен ежедневно учить что-то новое – это лучший способ провести время с пользой. Проходите курсы и тренинги, покупайте интересные книги, читайте статьи о новых исследованиях в интересующей вас области. Ежедневно у вас должно быть ощущение, что вы узнали что-то новое. Это стимулирует мозг к созданию новых нейронных связей (не только сам процесс обучения, но и удовлетворение, которые вы испытываете, осознавая, что сегодня стали лучше).

5. Отказ от телевизора

Современные телекомпании массово производят контент, который максимально расслабляет мозг. Разумеется, делают они это не по злому умыслу, а в расчёте на большую прибыль. Но для потребителей этот контент крайне вреден – он расслабляет мозг, заставляя человека отказываться от развития в пользу праздного просиживания штанов перед ненавязчиво мерцающим экраном. Зависимость от сериалов и ТВ-шоу (как и любая другая зависимость) крайне вредна для мыслительных способностей.

6. Рисование

Любая сложная и непривычная задача полезна для развития мышления. И если вы не умеете рисовать, то самое время научиться, получив полезный навык, а попутно повысив уровень своего интеллекта. Рисование – это отличное упражнение для развития творческого мышления, особенно если рисовать не материальные предметы, а абстракции, приходящие на ум. А научившись рисовать, вы сможете использовать данную способность для создания визуальных заметок, интеллект-карт, блок-схем и прочих полезных графических инструментов, которые так любят люди, увлеченные саморазвитием.

7. Расширение круга общения

Возможно, данный совет не особо понравится интровертам. Но общение и поддержание социальных связей – одна из ключевых функций нашего мышления. И заставляя свой мозг заниматься данной деятельностью, вы заставляете его работать значительно активнее. Поэтому чаще знакомьтесь с новыми людьми. Возможно, некоторые из них в будущем станут вам хорошими друзьями.

8. Шахматы

В последнее время люди больше играют в компьютерные игры, позабыв про такую классику как шахматы. Но это отличное упражнение для развития мышления, которым не следует пренебрегать.

9. Игра на музыкальных инструментах

Это ещё один распространённый (и достаточно дельный) совет о том,как развить мышление. Говорят, что человек, научившийся играть на музыкальном инструменте, сможет добиться успеха в чем угодно. В этом утверждении есть логика, ведь исполнение музыки требует от мозга сложной комплексной работы: следить за ритмом, контролировать точность мелодии, координировать движения обеих рук. А ещё умение играть на музыкальном инструменте – это полезный навык для того, чтобы повысить свою популярность в любой компании.

10. Выход из зоны комфорта

Многие люди считают, что рекомендация выходить из зоны комфорта звучит слишком цинично, поскольку у каждого человека свои жизненные обстоятельства. Однако пребывание в зоне комфорта несовместимо с развитием. Чтобы становиться лучше, человек должен ежедневно совершать действия, которые даются ему с трудом. Всем людям нравится отдыхать, расслабляться, занимаясь только тем, что приятно. Но если вы присмотритесь к поведению успешных людей, то заметите, что они постоянно выходят из зоны комфорта, хотя им тоже частенько хочется отдохнуть.

Тренинг

Наиболее эффективным способом развить мышление за короткий срок, является прохождение тренинга. Представляю Вашему вниманию курс «Развитие мышления» от Викиум.

Вы научитесь:

Курс включает в себя:

Этот курс поможет:

Заключение

Упражнения для развития мышления занимают не так много времени и требуют совсем мало усилий, в то же время результат от них получается весьма существенным. Не пренебрегайте данной возможностью, и уже через несколько недель почувствуете заметное улучшение стратегических и тактических способностей, сможете решать более сложные задачи и быстрее принимать важные решения.

Источник

Роль таксономии Б. Блума в формировании навыков мышления высокого уровня

что такое уровень мыслительных навыков. Смотреть фото что такое уровень мыслительных навыков. Смотреть картинку что такое уровень мыслительных навыков. Картинка про что такое уровень мыслительных навыков. Фото что такое уровень мыслительных навыков

Томский политехнический университет

РОль таксономии б. блума в формировании

навыков мышления высокого уровня.

В современном образовательном процессе является актуальным вопрос не только о передаче знаний от педагога к студенту, но и о воспитании мотивированной, инициативной личности студента, ориентированной на успех и карьеру, на построение и реализацию продуктивных сценариев своего жизненного и профессионального пути. Поэтому требования к современному образованию далеки от простой передачи знаний одного лица другому. В настоящее время студенту нужно передавать не столько готовую информацию, сколько методы её получения, осмысления и применения, в результате чего студент овладевает методами извлечения знаний, необходимые ему для дальнейшего саморазвития. Как результат этого возрос интерес педагогов к проблеме формирования и развития навыков мышления высокого уровня у студента, в частности на уроках иностранного языка.

На сегодняшний день специалисты по психологии и смежным с ней наукам предложили несколько определений термина мышление высокого уровня. Вот одно из определений, предложенных американской школой:

В течение многих лет специалисты в области образования стремились разработать наглядную и доступную теорию, которая помогла бы педагогам в эффективном и систематическом развитии навыков мышления у своих учащихся. Самой известной моделью, описывающей процесс мышления, является Таксономия Блума (Bloom’s Taxonomy), включающая в себя шесть навыков мышления, структурированных от самого базового до самого продвинутого уровня.

В 1956 году Бенджамин Блум (Benjamin Bloom), американский психолог, и его коллеги разработали классификацию шести различных уровней мышления – таксономию.

ТАКСОНОМИЯ (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение.

ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни.

Б. Блум и его коллеги выделили три области учебной деятельности:

    когнитивная (Cognitive domain): умственные навыки (Mental skills); аффективная (Affective domain): область чувств и эмоций (Attitude); психомоторика (Psychomotor): физические умения и навыки (Skills).

Мы рассмотрим когнитивную область, которая включает в себя мыслительные умения разного уровня сложности: от самого простого умения (уровень Знание) к самому сложному (уровень Оценка). (Рис. 1).

что такое уровень мыслительных навыков. Смотреть фото что такое уровень мыслительных навыков. Смотреть картинку что такое уровень мыслительных навыков. Картинка про что такое уровень мыслительных навыков. Фото что такое уровень мыслительных навыковРис. 1. Блума.

Мыслительные умения. (1956 г.)

Большинство мыслительных процессов, характерных для учебной деятельности в традиционной школе, соответствуют уровням Знания или Понимания, они являются наиболее распространенными из мыслительных умений. Они служат базой или фундаментом, на котором строятся все мыслительные умения более высокого порядка. С каждым последующим уровнем мыслительные умения становятся более сложными и используются реже.

Но для формирования навыков мышления высокого уровня необходимо и обязательно задействовать именно мыслительные умения высокого порядка, а именно: уровни Анализ, Синтез, Оценка, и самое главное, уровень Создание (creating), который не представлен в таксономии Блума, но есть в последующих классификациях, например, таксономии Андерсона и Красволла (Anderson, L. W. and David R. Krathwohl). Каким образом Б. Блум и его последователи предлагают задействовать мыслительные навыки высокого порядка?

На первом, самом низком уровне, уровне знаний (Knowledge Level), деятельность студента сводится лишь к запоминанию и припоминанию информации. Ключевые слова в заданиях такого уровня сводятся к следующим: определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать.

Второй уровень, уровень понимания (Comprehension Level), заключается в умении понимать значение, перефразировать главную мысль. Ключевые слова в заданиях этого уровня: обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры.

Третий уровень, применение полученных знаний (Application Level), требует от студента умений использовать информацию или концепцию в новой ситуации. Ключевые слова в заданиях этого уровня: выстраивать, воссоздавать, конструировать, моделировать, предсказывать.

Уровень анализа информации (Analysis Level) формирует навыки мышления высокого уровня при помощи следующих заданий: сравнить, противопоставить, разбить, выделить, отобрать, разграничить, разбить информацию на части.

Уровень синтеза (Synthesis Level), наоборот, направлен на формирование навыков обобщения, соединения идей для создания чего-то нового, группировать, обобщать, реконструировать.

Уровень оценки полученных знаний (Evaluation Level) призван формировать навыки мышления, которые помогают студенту делать суждения относительно ценности полученной информации. Задания для формирования этого уровня мышления содержат слова: оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать.

Как у любой теоретической модели, у Таксономии Блума есть свои сильные и слабые стороны. Основным ее преимуществом является то, что мышление представлено в ней в структурированной и доступной для практиков форме. Те преподаватели, которые пользуются руководствами по составлению вопросов, относящихся к различным уровням Таксономии Блума, безусловно, лучше справляются с задачей по формированию мыслительных навыков высокого уровня у своих учащихся, чем те, которые этого не делают.

С другой стороны, как может подтвердить тот преподаватель, который пытался определить то, с какими уровнями Таксономии соотносятся те или иные вопросы и виды учебной деятельности, достичь понимания относительно того, что значат такие очевидные термины, как «анализ» или «оценка».

Таксономии играют большую роль в теории обучения. Они важны, потому что позволяют: правильно ставить цели в обучении; правильно формулировать проблемы и составлять задания для учащихся; подбирать оценочные инструменты, адекватные поставленным целям; правильно проводить рефлексию по результатам обучения, т. е. устанавливать, какие трудности испытали обучающиеся при изучении того или иного материала.

Чтобы обеспечить формирование навыков мышления высокого уровня на уроках английского языка, преподавателю следует придерживаться практических рекомендаций: обеспечить понимание того, какие мыслительные умения студенту необходимы; научить студента ставить вопросы; научить выявлять причины явлений; научить искусству аргументации, научить оценивать результаты своей деятельности. Возникшая острая необходимость не просто обучать студентов, но и развивать их мышление, творческий потенциал, генерирование идей и построение логических связей требует от преподавателя современного взгляда на свои уроки, требует более тщательной и продуманной подготовки на несколько уроков вперёд. Таксономия Бенджамина Блума направлена на практическую помощь современному педагогу, который осознаёт важность мышления высокого уровня в современном образовании.

3. Буланова-Топоркова, М. В., Духавнева, А.В., Кукушкин, В.С., Сучков, Г.В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.– М. 2004.

4. Загашев, И. О., Заир-Бек, С. И., Муштавинская, И. В. Учим детей мыслить критически.– СПб., 2003.

5.Финкельштейн, основы активных методов обучения. – М.,2002.

6. Дайана Халпер, Психология критического мышления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *