что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами

В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого

что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть картинку что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Картинка про что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами

Понятия бухгалтерского и управленческого учета

Чтобы разобраться с основными отличиями бухгалтерского учета от управленческого, воспользуемся теоретическими данными.

Бухгалтерский учет — это приведенная в единое целое система подготовки информации о состоянии задолженности, обязательств и капитале организации в финансовом выражении путем сплошного и документального отражения фактов всей хозяйственной деятельности фирмы.

Объектами учета в этом случае становятся как имущество организации и ее обязательства, так и все хозяйственные операции, осуществляемые в процессе работы.

Более подробно о целях и принципах БУ можно прочитать в рубрике «Бухгалтерский учет».

Основной целью финансового учета является получение общей реальной информации о работе компании и ее имущественном положении. По факту деятельности будет возможен контроль над целесообразностью хозопераций, наличием и движением капитала, задолженности, использованием ресурсов предприятия.

Пользователями итогов финансового учета компании будут руководители, учредители, участники и собственники капитала организации. Внешними пользователями будут госорганы, инвесторы, аудиторы, кредиторы.

Подробнее о пользователях бухгалтерской финансовой отчетности смотрите в статье «ПБУ 4/99 — бухгалтерская отчетность организации (нюансы)».

Управленческий учет — обобщенная система сбора, учета, толкования, подготовки и предоставления пользователями необходимой информации для принятия решений по деятельности организации. Основной задачей управленческого учета становится детальный анализ фактов деятельности фирмы для определения состояния текущих дел компании.

Как можно увидеть из сказанного выше, система 2 видов учета различна. Остановимся на этом подробнее.

Образец учетной политики для целей управленческого учета вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе модно получить бесплатно.

Основные отличия бухгалтерского учета от управленческого

Бухгалтерский учет и управленческий учет существуют для различных целей, и это главное их отличие друг от друга. Цель бухгалтерского учета — в записи фактов хозяйственной деятельности для контроля над жизнью предприятия. Цель управленческого учета — оперативный анализ и планирование деятельности.

В связи с разными целями возникают дальнейшие расхождения.

1. Основным отличием является конечный потребитель информации. Если бухгалтерский баланс больше интересен руководству при оценке деятельности за прошедший период, налоговой службе для анализа прибыльности, аудиторам для проверки отражения фактов хозяйственной деятельности, то данные управленческого учета нужны только руководителям предприятия для краткосрочного и долгосрочного планирования деятельности.

2. Различаются методы ведения учета. При формировании проводок по бухгалтерскому учету бухгалтер будет руководствоваться ПБУ и прочими нормативными актами. При формировании оперативных данных по управленческому учету опираться необходимо на указания руководителя, к какой статье дохода или расхода относится та или иная цифра. Так, например, расходы по оплате труда отдела ИТ в бухгалтерском учете будут просто отнесены на счет 26 по статье «Заработная плата», а в управленческом учете необходима более детальная информация «Заработная плата» — «Отдел ИТ». То есть мы приходим к выводу, что управленческий учет должен быть более детализирован.

3. Разными будут и отчеты. Если в бухгалтерском учете формы отчетности строго регламентированы, то в управленческом предоставление информации может быть в любой удобной пользователям форме.

Подробнее о сроках составления и сдачи бухгалтерской финансовой отчетности читайте в рубрике «Бухгалтерская отчетность организации».

4. Различаются временные рамки предоставления информации. Отчет по бухучету будет представлен в сроки, установленные законодательством, тогда как управленческая отчетность формируется в те периоды, которые нужны управляющему персоналу. Например, на производстве данные по выпуску продукции и по себестоимости в бухучете будут видны в конце месяца, после подсчета всех затрат и формирования финальной себестоимости товара, тогда как в управленческом учете эти отчеты нужны на ежедневной основе в плановых ценах для анализа плана и своевременной коррекции.

Таблица расхождений между бухгалтерским и управленческим учетом

Для наглядности представим расхождения в форме таблицы:

Источник

Что такое управленческий учет: 7 методов и 5 этапов создания

Вопросы, рассмотренные в материале:

Организация и использование системы управленческого учета позволяют анализировать финансово-экономическое положение компании, планировать распределение ресурсов, сокращать расходы, улучшать финансовые показатели. В нашей статье мы подробно расскажем о том, что такое управленческий учет и как правильно его использовать.

Что такое управленческий учет в организации и чем он отличается от бухгалтерского

что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть картинку что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Картинка про что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами

Управленческий учет выделился из общей системы к 1950-м годам в связи с проблемой увеличения эффективности предпринимательства.

Управленческий учет (Management Accounting) используется, чтобы измерять и фиксировать финансовую и иную информацию, необходимую для достижения целей компании. Благодаря ему можно узнать объем приобретения или расходования ресурсов, собрать информацию о возможностях и проблемах предприятия, чтобы передать руководству.

Управленческий учет простыми словами — это система организации, сбора и агрегирования информации, цель которой состоит в решении определенных задач менеджмента.

Успешная работа данной системы позволяет наиболее результативно управлять компанией. Администрация сама выбирает, как именно классифицировать затраты, в какой степени нужно рассматривать сферы их возникновения, как учитывать фактические, плановые расходы, организовать внутреннюю управленческую отчетность, контроль.

что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть картинку что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Картинка про что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами

Нужно понимать, что управленческий учет входит в систему управления предприятием, не ограничивается Общепринятыми принципами бухгалтерского учета (GAAP), поэтому при его построении в качестве исходных рассматриваются такие позиции:

Построение данной системы считается одной из наиболее сложных задач. На Западе эту сферу внутрифирменного управления принято считать конфиденциальной. При этом одним из основных факторов успеха является четкое понимание проблем, экономических выгод от использования такой информационной системы.

что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть картинку что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Картинка про что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами

А теперь о различиях управленческого и бухгалтерского учета.

Что такое бухгалтерский и управленческий учет? Цели бухгалтерского и управленческого учета принципиально отличаются друг от друга. Первый использует фиксацию фактов хозяйственной деятельности для контроля компании в целом. Тогда как цель второго состоит в оперативном анализе и планировании деятельности.

Разные цели приводят к расхождениям по таким направлениям:

Методы фиксации данных.

При формировании проводок по бухгалтерскому учету бухгалтер отталкивается от ПБУ и других нормативных актов. Для подготовки оперативных данных для управленцев за основу берут указания руководителя, также смотрят, к какой статье дохода или расхода принадлежит определенный показатель. Допустим, расходы на зарплату сотрудников ИТ-отдела в бухгалтерских документах относятся на счет 26 по статье «Заработная плата», а в управленческом учете дается более детальная информация: «Заработная плата» – «Отдел ИТ». Таким образом, второй вариант требует включения большего объема подробностей.

что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть картинку что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Картинка про что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами

Отчетность в бухгалтерии имеет строго регламентированные формы, в то время как управленческая информация представляется в форме, наиболее удобной для пользователей.

Временные рамки подачи данных.

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности фиксируются на законодательном уровне, а для управленческого их устанавливает руководство конкретной фирмы. Так, информация по выпуску продукции и себестоимости в бухучете видна в конце месяца – после подсчета затрат и установления финальной себестоимости товара. Для управленческих целей требуется предоставлять такие отчеты каждый день, чтобы вовремя проанализировать планы и внести необходимые поправки.

Чтобы было проще, представим все описанные расхождения в виде таблицы:

Обязателен для всех

По желанию руководства

Точен, основан на фактах деятельности

Приблизителен, необходим для принятия решений

Общие отчеты о компании, подразделениях (доходы, затраты)

Детальные сведения о работе каждого отдела, выпуске/продаже предложения компании

Составление реальной финансовой отчетности для внешних пользователей

Сбор данных для анализа, подготовки планов работы

Акционеры, кредиторы, аудиторы, контролирующие органы

Управленческий персонал, менеджмент

Сроки предоставления данных

Зависят от выбора управленцев

Управленческий учет должен и может вестись совместно с бухгалтерским, более того, он основывается на данных бухгалтерии. Отчетность, с одной стороны, не может быть перегружена избыточной для анализа финансовой информацией, а с другой, необходимо, чтобы она была достаточно детализирована и позволяла принимать оперативные решения.

Задачи управленческого учета

что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть картинку что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Картинка про что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами

Использование данного учета позволяет эффективно и вовремя справляться с целым набором задач:

Способы реализации задач:

В этом случае для реализации используются такие средства:

При любых видах бюджетов, используемых на территории нашей страны, автоматизация учета предприятия дает возможность отслеживать реализацию планов, анализировать несоответствие показателей, проставленных в бюджете, корректировать их, принимать административные решения. По итогам планового периода подготавливают:

6 требований к информации для управленческого учета

что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть картинку что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Картинка про что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами

Поскольку все сведения используются только для внутреннего управления, к ним предъявляется ряд требований. А именно – вся информация:

Объекты управленческого учета

Подсчет затрат входит в число наиболее важных задач управленческого учета в компании. От того, насколько объективна и оперативна будет информация, особенно в части издержек, зависит эффективность принимаемых руководством решений. Поэтому так важна своевременная фиксация показателей использования ресурсов в текущей деятельности предприятий. Для наибольшей эффективности рекомендуется применять специальные программы. Все объекты управленческого учета можно разбить на следующие группы:

Пользователи информации управленческого учета

что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть картинку что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Картинка про что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами

В первую очередь информация направляется к руководителям высшего звена, руководителям структурных подразделений и специалистам.

Первой группе обычно предоставляются:

Руководителям подразделений необходимы:

Специалистам поступает информация о работе компании, ее подразделений, прогнозы влияния внутренних и внешних факторов на результаты ее хозяйственной деятельности.

7 методов управленческого учета

что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть картинку что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Картинка про что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами

Закон не устанавливает жестких требований к ведению управленческого учета, поэтому фирма может сама подбирать наиболее удобные методы. Основная задача здесь состоит в оценке себестоимости, отслеживании расходов. Далее вы увидите наиболее распространенные подходы к организации данного процесса.

Метод 1. Определение точки безубыточности.

Также ее называют критической точкой. Данный показатель обозначает объем выпуска и реализации товара, при котором компания начинает получать прибыль. Иными словами, доходы превышают расходы.

Точку безубыточности принято обозначать в единицах продукции либо в финансовом выражении.

Метод 2. Бюджетирование.

Данный метод необходим, чтобы наиболее эффективно распределять ресурсы предприятия. С этой целью используются планирование и последующие контроль и анализ отклонений плановых показателей.

что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть картинку что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Картинка про что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами

Данный метод основывается на сведениях об экономике компании. Поэтому основная функция программы бюджетного управления состоит в том, чтобы способствовать объективному анализу и принятию решений.

Метод 3. Процессный расчет затрат.

Этот подход актуален для предприятий, занимающихся серийным изготовлением однотипной продукции, либо в случаях, когда процесс производства оказывается непрерывен по причинам безопасности или экономической целесообразности.

В процессном расчете расходы соотносятся с объемами продукции, выпущенной за определенный отрезок времени.

Метод 4. Проектный расчет затрат.

Этот метод также называют позаказным – он подходит для случаев, когда изделие изготавливается по спецзаказу. Тогда в каждом проекте/партии выпущенной продукции осуществляют расчет таких затрат:

Метод 5. Передельный расчет затрат.

что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть картинку что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Картинка про что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами

Этот принцип расчетов используется при массовом производстве. Определяющим процессом здесь считается последовательный переход сырья в конечный продукт.

Стоит пояснить название метода: группы процессов производства образуют переделы, каждый из них выпускает промежуточный продукт (полуфабрикат) или завершает процесс и выдает готовый результат.

Метод 6. Нормативный расчет затрат.

Учитываются отклонения реальной себестоимости от запланированной, при этом нормативная себестоимость рассчитывается для каждой разновидности выпускаемого товара.

По итогам периода рассматривают такие отклонения:

Отдельно учитывают условные отклонения, которые появляются при расхождениях в составлении калькуляций, а значит, могут быть как отрицательными, так и положительными.

Метод 7. Директ-костинг.

Речь идет о контроле затрат, позволяющем разделить все затраты на постоянные и переменные.

Наиболее существенной особенностью данного подхода является возможность видеть взаимосвязи между объемами продукции, затратами и прибылью.

Ключевые принципы организации системы управленческого учета

что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть картинку что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Картинка про что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами

Здесь используются принципы управленческой политики предприятия, а именно:

5 шагов организации управленческого учета на предприятии

что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть картинку что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Картинка про что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами

Если компания стремится к более эффективному управлению и поэтому хочет начать пользоваться данной системой, ее ждут несколько последовательных этапов работы.

В первую очередь необходимо определить основу данных, то есть конкретную финансовую базу. На территории нашей страны управленческий учет редко бывает первичным, поэтому обычно его строят на основе уже работающей системы финансового учета. Для этого нужно:

Итак, поговорим более подробно об организации управленческого учета.

Шаг 1. Определение основных лиц, которым нужен управленческий учет.

Главными заказчиками и получателями сведений являются руководство компании, члены совета директоров, менеджеры разных уровней – все эти люди принимают основные для бизнеса решения.

Проще всего изложить им суть проблемы или представить определенный план действий при помощи презентации, ведь это отличный способ наглядно и структурировано преподнести сведения.

Шаг 2. Формирование перечня отчетности.

что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть картинку что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Картинка про что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами

Перечень документов управленческой отчетности нужно не только подготовить, но и согласовать со всеми заинтересованными лицами. Для каждого отчета устанавливаются определенные срок и периодичность подготовки, также необходимо сделать предельно понятное и подробное описание.

Шаг 3. Подготовка эскиза методологии.

За составление данной системы отвечают специалисты, задача которых – разобраться во всех нюансах работы предприятия. В противном случае возникает риск того, что система себя не оправдает, а значит, не принесет должного результата.

Какие этапы требуется выполнить на данном шаге:

Далее модель отправляется руководству предприятия на утверждение.

Шаг 4. Использование методологии на практике.

Если успешно удалось справиться со всеми перечисленными мероприятиями, систему начинают эксплуатировать.

что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть картинку что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Картинка про что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами

Внедрение проекта позволит обнаружить моменты, которые не удалось учесть при составлении методологии. Это может быть неоднородный подход различных подразделений к обработке данных, противоречивость информации, пересекающейся в разных отчетах, несовершенное ПО. Также бывают другие накладки при взаимодействии отделов компании.

Пример: на предприятии «ЧелябинскСтройМонтаж» появились проблемы с достоверностью данных о сбыте продукции. Проверка показала, что информация о поступивших средствах была внесена в базу не вовремя, в результате чего затянулось закрытие бухгалтерского баланса.

Шаг 5. Организация контроля внедрения системы.

На данном этапе важнее всего оценить, насколько эффективна выбранная система с экономической точки зрения. Но для этого нужно быть уверенным, что все исполнители обучены, цели понятны, в методологии не осталось ошибок.

Правила эффективного внедрения управленческого учета

Автоматизация управленческого учета требует обязательного использования системного подхода. Однако, как показывает практика, даже руководители московских компаний, имеющие наиболее полный доступ к бизнес-информации, допускают ряд типичных ошибок. К сожалению, исправление этих промахов требует финансовых и временных затрат. Чтобы не столкнуться с подобными проблемами, рекомендуется воспользоваться такими правилами.

Итоговые советы по ведению управленческого учета

Создание бюджетной модели во многом зависит от специфики и сферы деятельности компании, однако работа всегда ведется по общим принципам:

Источник

Что такое управленческий учет

что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть картинку что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Картинка про что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Иногда руководители принимают решение «на глазок», ведь точных данных часто просто нет или их приходится долго ждать. Работа «наощупь» не всегда удается, из-за нехватки данных появляются ошибки. Для управления нужно знать: какая продукция из ассортимента рентабельнее, как формируется себестоимость, как движутся денежные средства по счетам фирмы. Для этого и организуют управленческий учет.

Чем управленческий учет помогает руководителю

Учет состоит из двух частей: сбор информации и анализ. Информация о доходах, расходах и движении денежных средств собирается по направлениям бизнеса, филиалам, проектам, отделам. Руководитель управляет бизнесом и принимает решения на основе собранных данных. Их анализ помогает ответить на вопросы:

С появлением управленческого учета вы сможете быстрее принимать решения. Ведь определиться с ассортиментом проще, если есть информация: насколько выручка от товара превосходит издержки, как охотно покупатели приобретают продукт, как изменяются продажи в зависимости от времени года.

За чем следит управленческий учет

Управленческий учет собирает информацию обо всей организации в целом, со всеми подразделениями и филиалами. В то же время его интересуют конкретные отделы, сотрудники, товары. Данные детализируются и становятся глубже. Так вы будете знать не только о состоянии всей фирмы, но и о том, что происходит на каждом этапе продаж и производства.

Так вы в любое время знаете, сколько у вас заемных средств, которые пока лучше не тратить, и сколько денег от покупателей должно вернуться к концу месяца. Детализация помогает видеть, что именно влияет на доходность бизнеса. Вы не просто заметите рост прибыли, а поймете, какая позиция приносит стабильные поступления и какие товары лучше перестать производить.

Пример. Георгий — директор ресторана. Он проанализировал заказы клиентов за прошлое лето и заметил, что большой популярностью пользуется окрошка, а борщ летом никто не покупает. Чтобы привлечь больше посетителей, он решил разнообразить меню и делать окрошку с колбасой, копченой курицей и крабами, а также добавил другие холодные супы и перестал делать борщ. Это позволило сократить издержки, освободить место на складах и увеличить прибыль.

За счет планирования деятельности вы поймете, когда появится возможность вывести деньги из оборота, чтобы купить новые компьютеры в офис без последствий для бизнеса. Также планирование поможет увидеть, когда кончатся деньги и заранее к этому подготовиться или предотвратить.

Как вести управленческий учет

Закон не регламентирует управленческий учет, его можно вести в той форме, которая вам удобна. Отчеты составляются в нужные вам сроки — за неделю, месяц, квартал или даже год. Как и в бухгалтерском учете, в управленческом есть отчетность. Она включает три базовые формы.

Есть и другие виды отчетов. Они зависят от особенностей компании и целей составления. Например, отдел продаж составляет отчеты о задолженности покупателей, о задолженности перед кредиторами, о продажах и закупках.

Чтобы управленческий учет имел смысл, нужно соблюдать принципы, которые отличают его от других видов:

Пример. Директор фабрики заметил, что себестоимость продукции в прошлом месяце выросла в 2 раза. По данным управленческого учета, он смог определить, что проблема кроется в цехе сборки. Обратившись к отчету руководителя цеха, он увидел, что показатель брака превышает норму. Как выяснилось, проблема оказалась в новом поставщике, который делал детали из некачественного пластика.

Благодаря управленческому учету, Директор смог вовремя выявить проблему и расторгнуть договор с недобросовестным поставщиком.

Где взять материалы для управленческого учета

Управленческий учет использует как учетную, так и внеучетную информацию.

что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть картинку что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Картинка про что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами

Внеучетная информация — это натуральные, числовые и словесные показатели, которые не отражаются в отчетности:

У контролирующих органов, кредиторов, бизнес-партнеров и других внешних пользователей нет доступа к данным управленческого учета, и вести его никто не заставляет. Учетные данные составляют коммерческую тайну и даже внутри организации не все сотрудники имеют к ним доступ. Поэтому можно не бояться, что ценные сведения утекут к конкурентам, и использовать только реальные данные.

Как начать вести управленческий учет

Для ИП и малого бизнеса есть сервисы, которые помогают вести бухгалтерский и управленческий учет. Такие программы экономят время и помогают обойтись без дорогих специалистов и долгой работы по настройке таблиц. При этом они оперативно собирают информацию и отражают финансовое состояние организации. Веб-сервис Контур.Бухгалтерия строит пять управленческих отчетов на основе данных бухучета. Здесь вы можете вести бухгалтерский и налоговый учет, платить зарплату, отчитываться через интернет, а еще — более эффективно управлять компанией.

Источник

Отличие управленческого учета от бухгалтерского

что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть картинку что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Картинка про что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами

Управленческий учет – это, в первую очередь, учет. Им занимается бухгалтер. Логично?
Не совсем. Дело бухгалтера – отчитываться перед налоговой. Это ангел-хранитель, оберегающий бизнес от проверок, штрафов и блокировки счетов. Должен ли он считать рентабельность компании? Предлагать способы оптимизации расходов? Строить диаграммы с показателями бизнеса, на которых видна прибыльность проектов? Нет. Это работа финансового директора.

Бухгалтерский и управленческий учет. Сходства и различия

Оба учета строятся на одних и тех же данных, в них отражается прибыль компании, могут фиксироваться расходы на закупку товаров, аренду, оплату труда.

Бухгалтерский учет обязателен для всех экономических субъектов, кроме индивидуальных предпринимателей. На его основе рассчитывают налоги. Правила бухучета строго определены и зафиксированы законодательно. Все операции должны быть подтверждены документами, а неточность может привести к штрафам.

Предприниматели, которые платят налоги в фиксированной сумме (например, патент) и работают в одиночку, иногда могут обойтись без учета. Парикмахер Иван может приблизительно рассчитать, сколько нужно заработать, чтобы хватило на аренду кабинета, рекламу, покупку расходников и осталось на жизнь, но назвать это полноценным учетом нельзя. Но чаще всего ИП тоже ведут бухгалтерский учет, пусть и упрощенный.

Управленческий учет ведется для роста прибыли и развития компании. Обычно необходимость в нем возникает, когда появляются несколько направлений работы, и нужно понять, какое из них более прибыльное. Или вдруг деньги заканчиваются, и возникает кассовый разрыв. Или собственнику хочется понять, сколько на самом деле он зарабатывает. С этими вопросами идут к бухгалтеру. А он, скорее всего, не знает. И дело не в том, что он не компетентен или вместо работы раскладывает пасьянсы. Просто его задача – бухгалтерский учет, а эти вопросы относятся к управленческому.

Финансовый учетУправленческий учет
Бухгалтерский учетУправленческий учет
Кому нуженгосударствусобственнику
Зачем вестидля сбора налогов и статистикидля роста прибыли и устойчивости компании
Что включает– расчет налогов;
– подготовка и сдача отчетности;
– ведение документооборота
– внесение данных и их распределение по статьям учета;
– построение отчетов и анализ; – регулярное планирование.

Что будет, если бухгалтер возьмет на себя управленческий учет

Отлично, если бухгалтер знает, как законно снизить налоговую нагрузку, следит за новостями в своей сфере и избегает проблем с контролирующими органами. Он может работать с цифрами, на основе которых строится управленческий учет, но полноценно анализировать деятельность компании не обязан. Лучше доверить бухгалтерский и управленческий учет разным сотрудникам. Сопоставляя их данные, можно выявить ошибки или восстановить потерянную информацию.

что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Смотреть картинку что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Картинка про что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами. Фото что такое управленческий учет в бухгалтерии простыми словами

Почему организацию управленческого учета не нужно поручать бухгалтеру? Комментирует Оксана Бондаренко, директор компании «Учет и Право»:

«Управленческий учет часто доверяют бухгалтеру. Он постоянно работает с финансами компании, и, вроде как, должен достаточно хорошо понимать «внутреннюю кухню», чтобы выдавать руководству адекватную информацию для управления бизнесом. Но это в теории.
На практике же бывают проблемы.
В бухучете все строго: есть регламент, есть общепризнанные практики. В управленческом таких строгих правил нет. Информацию можно собирать как угодно — главное, чтобы она помогла управлять бизнесом. В итоге от бухгалтера требуют «какой-то учет, чтобы там что-то отображалось». Он, может, и рад сделать качественно, но не знает, что нужно. Результат — плохой, почти бесполезный учет.
Часто на бухгалтера взваливают непосильные задачи: организовать все виды учета по самым современным методикам в кратчайшие сроки. Бухгалтер, естественно, выгорает и начинает работать спустя рукава. В итоге — проблемы во время налоговой проверки и сложности в управлении компанией.
С плохими данными по управленческому учету можно работать годами, ничего не замечая. Тут либо предпринимателю нужно хорошо разбираться в финансах компании и контролировать процесс самому, либо заказывать аутсорс.
Все эти проблемы решаются просто: нужно нанять дополнительного сотрудника, увести часть работы на аутсорс или заказать аудит. В любом случае — передать часть обязанностей бухгалтера третьим незаинтересованным лицам»

Если не бухгалтер, то кто? Организация управленческого учета

Финансовый учет, так или иначе, ведет вся компания. Менеджер по продажам выставляет счета покупателям, контролирует оплаты и отгрузку товара. Из этих данных понятен объем продаж, размер дебиторской задолженности, процент оплаченных счетов.

Специалист по закупкам отчитывается по потраченным средствам: у поставщика А закупили партию товара на 500 тысяч рублей по предоплате, а поставщик Б предоставил товар на 300 тысяч в рассрочку на две недели. Объем закупок за период – 800 тысяч рублей, кредиторская задолженность – 300 тысяч.

Офис-менеджер взял деньги под отчет, заказал воду, купил бумагу и канцелярские принадлежности. Это расходы на содержание офиса.

Бухгалтер оплатил с расчетного счета зарплату и налоги, потратив фонд оплаты труда.
Все эти данные нужно уложить в систему, чтобы у руководителя было понимание того, как движутся финансовые потоки в компании. Кто это может сделать?

Собственник

Чаще всего предприниматель ведет какой-то учет самостоятельно в Excel. Контролирует расходы и доходы, планирует бюджет. Он лучше всех разбирается в бизнесе и знает, какие показатели самые важные. Но выстроить идеальную систему управленческого учета ему может быть не просто, особенно если бизнес растет и появляется необходимость вести все три главных отчета. Так таблицы разрастаются и превращают учет денег в унылую рутину, которая съедает уйму времени. Которого нет.

Финансовый директор

Его обязанность – организация управленческого учета в компании. Он может собрать первичные данные у своих коллег, правильно внести их в ПО для учета, проанализировать показатели и представить понятные отчеты для руководителя. Финансовый директор планирует будущие доходы и расходы, отслеживает выполнение бюджета, прогнозирует кассовые разрывы. Собрав достаточное количество информации в разных разрезах, этот специалист может предложить пути оптимизации расходов или подсказать, какое направление выгоднее развивать. Минус этого решения – дополнительные траты на зарплату сотрудника.

Специальный сервис

Да, вести учет в Excel просто и бесплатно. Но со временем система усложняется, формулы становятся запутанней, времени требуется все больше. И здесь на помощь собственнику и финансовому директору приходят специальные сервисы для автоматизации учета.

Александр Топач, соучредитель «Мама знает»:

«Я сам вел весь учет в Excel-таблицах, но их мог понять только я. Чтобы объяснить партнеру и коллегам, что происходит в компании, мне приходилось тратить массу времени. Мой соучредитель предложил автоматизировать учет в ПланФакте. Сейчас я вручную вношу информацию по нашему проекту, трачу не больше 20 минут каждый день. Раньше уходило не меньше часа»

В ПланФакте есть несколько вариантов ведения учета:

Последний вариант набирает популярность в последние годы и позволяет собственнику серьезно сэкономить на услугах финансового директора.

Денис Лопатский, собственник компании Volta:

«Полная автоматизация учета освободила время бухгалтера, которое он раньше тратил на выгрузку данных по операциям и формирование отчетов. Это дополнительно экономит нам 25 тысяч рублей ежемесячно, а бухгалтер занимается другими более важными и полезными задачами»

Алексей Прозоров, владелец логистической компании IMPORT.PLUS:

«ПланФакт заменяет для нас опытного финансиста, с образованием, навыками учета, который может тратить много времени на сведение всех финансовых данных. Его зарплата минимум 100-150 тысяч. В ПланФакте все эти функции предусмотрены»

Организация управленческого учета – этап, который проходит любая растущая компания. Кто-то поручает разобраться с «этими непонятными цифрами» бухгалтеру. Чаще всего это ничем хорошим не заканчивается.

Кто-то пытается вникнуть сам, а кто-то нанимает финансиста. Отличным помощником, который упрощает работу собственника с учетом, делает его простым и понятным, являются специализированные онлайн-сервисы. Рынок таких программ активно растет в последние годы и в России, и за ее пределами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *