что такое учикоми в дзюдо
Учикоми – быстрое и координированное выполнение повторяющихся действий (выведений из равновесия) для проведения приёмов (без броска) без отрыва и с отрывом атакуемого от татами.
Учикоми является важным упражнением для развития технических навыков в дзюдо. Существует два способа выполнения учикоми: статический и динамический. В каждом из этих способов Уке (атакуемый), может создавать различное по силе сопротивление, в зависимости от целей задания.
Для совершенствования технико-тактических действий статическое учикоми менее подходит, чем динамическое, так как не имитирует реальную соревновательную ситуацию. Как правило, борцы дзюдо применяют статическое учикоми для улучшения своих скоростных качеств. Оно также может быть использовано для улучшения прочности захвата, отработки входа в бросок в усложненных условиях, когда Уке оказывает значительное сопротивление или сопротивление создается при помощи третьего партнера, который придерживает Уке за пояс или ворот.
Некоторые примеры статического учикоми:
— обычные повторяющиеся подвороты;
— 5 повторений, выполняемые в максимальном темпе;
— 10 быстрых повторений чередующиеся с одним броском;
— 20 повторений с двумя Уке (по одному на каждой стороне ковра, на расстоянии 8-10 метров друг от друга), Тори (атакующий) быстро перемещается между ними, поочередно выполняя технику на каждом.
Динамическое учикоми может состоять из различных технических движений, поз, захватов, направлений бросков и передвижений, оно может выполняться при разных уровнях сопротивления и из любых ситуаций, которые могли бы возникнуть в соревновательной схватке. Тори и Уке перемещаются в захвате, соответственно цели задания. Уке создает некоторые реальные реакции в ответ на технические действия и усилия прилагаемые Тори, что позволяет воссоздавать возникающие в противоборстве ситуации и находить технико-тактические решения для каждой из них.
Учикоми является важной частью борьбы дзюдо, длительность его применения в тренировке изменяется в течение года, и зависит от целей и задач тренировки в определенном периоде спортивной подготовки. Каждая тренировка, включающая учикоми, должна содержать и статическое, и динамическое учикоми в различных формах, после чего следует переходить к рандори.
Рабочая программа по учикоми в дзюдо
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования города Москвы
«Дом детского творчества на Таганке»
Принята на заседании педагогического «Утверждаю» совета ГБОУДО ДДТ на Таганке» Директор ГБОУДО «ДДТ на Таганке»
от «» июня 202 г. __________Н.А. Лазарева
Протокол № 16 «1» июня 202 г.
Возраст обучающихся – 8-11 лет
Срок реализации – 3 месяца
Воропаев Алексей Дмитриевич,
Педагог дополнительного образования
Раздел 1. Пояснительная записка (характеристика программы).
1.1 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учикоми в дзюдо» физкультурно-спортивной направленности.
1.2 Уровень освоения программы – ознакомительный.
1.3 Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Отработке техники на занятиях по дзюдо отводится довольно много времени. Каждое движение должно быть доведено до автоматизма и именно поэтому в учикоми борцы отрабатывают фазы приема. Что такое «учикоми». На тренировках по дзюдо Вам объяснят, что тактика этого вида единоборств строится на том, чтобы предугадать действия противника и опередить его. А для этого нужно думать не о том, как правильно применить техническое действие, а о том, какое из них должно быть следующим. Только синхронное исполнение всех фаз приема, позволит добиться желаемого результата по время состязаний. Фаз приема несколько: выведение из равновесия, направление усилий и повороты. И чистоту их исполнений следует отрабатывать в учикоми.
Учикоми — это многократное выполнение одного и того же приема по фазам. Похожее упражнение есть, например, в BJJ, оно называется «дриллы». Различают два вида учикоми:
— статическое;
-динамическое.
И оба являются значимыми для отработки техники.
СТАТИЧЕСКОЕ УЧИКОМИ
Уке (партнер) при этом активно помогает. Он принимает позу, которая поможет отработать прием, указывает на технические ошибки. Стоит отметить, что сначала все движения нужно выполнять очень медленно постепенно, ускоряя свой темп. И делать так до тех пор, пока выполнение отдельной фазы или всего приемы не будет доведено до полного автоматизма. Статическое учикоми — это, например, неоднократно повторяющиеся подвороты, пять повторений с большой скоростью или же (сложнее) десять быстрых повторений, которые чередуются одним броском.
ДИНАМИЧЕСКОЕ УЧИКОМИ
Отрабатывать отдельные приемы в школе дзюдо Вам придется и на относительно подвижном партнере. Подобное упражнение называют динамическим учикоми. Они могут принести больше пользы, поскольку они более приближены к реальным условиям боя. Это учикоми может состоять из технических движений, поз, захватов, бросков, передвижений, и выполняться они могут с разной силой сопротивления уке. Отрабатывать прием можно и с несколькими уке одновременно. Например, главное условие сохраняется: сначала приемы отрабатываются в медленном темпе, добиваясь чистоты исполнения. И только затем тем постепенно ускоряется.
Стоит отметить, что приемы следует на каждой тренировке. И важно включать как статическое, так и динамическое учикоми. Только в этом случае можно добиться высоких результатов. Учикоми в борьбе дзюдо — это важная часть подготовки.
Итак, как стало понятно, что дополнительное занятие с учикоми приводит к лучшему выполнению приемов, что дает больший успех во время схваток.
1.4. Новизна и оригинальность программы в том, что обычно в основную программу включают партеры, удержания и другие элементы борьбы, кто-то усваивает программу лучше, кто-то медленнее, суть программы в том, что бы компенсировать нехватку усвоенного материала дополнительным занятиями, где есть шансы отработать нужные элементы для спортсмена и сократить ранее не понятый элемент.
Укрепление здоровья детей через повышение сопротивляемости организма, разностороннее физическое и духовное развитие детей, формирование их осознанного отношения к здоровому образу жизни. Улучшить выполнения элементов бросков, подсечек и др, в учикоми, благодаря дополнительным занятиям и разобрать их более индивидуально.
1. Формировать знания о влиянии занятий дзюдо, понятии здорового образа жизни, правилах техники безопасности на занятиях дзюдо, профилактике травматизма.
2. Формировать знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения жизнедеятельности в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт.
3. Формировать навыки выразительности, пластичности
4. Расширять кругозор в области дзюдо, способствовать развитию интереса и потребности
5. Обучить понятие о растяжке и элементах гимнастики.
6. Сформировать знание о выполнение приемов в стойке, различных бросков, подсечек и др.
1. Содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата.
2. Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.
3. Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости.
4. Формировать и закреплять навык правильной осанки.
5. Содействовать профилактике плоскостопия.
6. Содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.
7. Способствовать повышению физической работоспособности занимающихся.
8. Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности.
9. Улучшить эластичность мышц во всех частях теля, используя элементы гимнастики.
10. Развить знание об техники приемов в дзюдо, путем многократного повторения.
1. Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
2. Содействовать формированию коммуникативных умений (лидерства, инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи).
3. Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.
4. Прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты).
1.7. Категория обучающихся. Возраст обучающихся 8-11 лет.
1.8. Срок реализации программы – 3 месяца. Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 8-11 лет. Зачисление осуществляется при желании ребенка и заявлению родителя (законных представителей), а также медицинской справки с допуском к занятиям без ограничения
1.9. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.
Основная форма обучения – очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с использованием систем дистанционного обучения, групповая. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 1 час (Продолжительность занятия 45 мин.+15 мин. перерыв).
1.10. Планируемые результаты освоения программы.
К концу обучения учащиеся:
· На занятия надо приходить вовремя, в чистой, аккуратной форме, с аккуратно причёсанными волосами;
· Заходя, надо здороваться и спрашивать разрешения; по окончанию – прощаться с педагогом и другими детьми;
· Правильно выполнять базовые физические упражнения
· Справляться с заданиями, которые развивают осанку, гибкость, силу, ловкость и выносливость
· Уметь играть в игры с направлением единоборств (перетягивания каната, разбойники и ковбои, петушиные бои и др.)
· Знать, как правильно группироваться при выполнении приемов
· Уметь выполнять элементы растяжки для ног, рук, плеч, спины и др. частей тела
· Уметь выполнять приемы в движение и без
Личностные результаты освоения программы.
— сформированность навыков правильной осанки;
— сформированность правильное речевого дыхания;
— развитость двигательных способностей детей и физических качеств (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка);
— воспитано эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;
— воспитано чувство уверенности в себе.
— дух лидерства и желание побеждать
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности, а также в современном обществе;
классификация упражнений в дзюдо
кл слова: дзюдо, техника, упражнения, офп, двигательные навыки, психика, отдых
Упражнения, направленные на общее развитие
Эту группу составляют упражнения, заимствованные из других видов спорта. Их значение заключается в том, что они способствуют гармоническому развитию мышц и всех функциональных систем организма.
Типичные двигательные действия и функциональная нагрузка в дзюдо характеризуются разнообразным и динамичным ходом схватки. Поэтому дзюдоист должен заниматься и другими видами спорта. Упражнения должны быть направлены на развитие выносливости, силы и ловкости. Примеры подходящих упражнений:
— общеразвивающие упражнения: гимнастические с гирями, со штангой, на шесте; акробатические; упражнения на батуте;
— длительные походы, короткие трассы (3,5; 7 км) с максимальной скоростью, средние трассы (10, 15 км);
— скоростное катание на лыжах;
— игры с мячом, футбол, баскетбол, волейбол;
— плавание, прыжки в воду.
Специальные упражнения
Специальные упражнения направлены на развитие мышечных групп, участвующих в непосредственном проведении приемов. Структура их движения и динамика близки к техническим действиям дзюдо. Они способствуют усовершенствованию приемов самостраховки и приемов в стойке. К специальным относятся и упражнения, направленные на развитие двигательных способностей и психики.
Упражнения по совершенствованию техники
Тандоку реншу: имитация технических действий без партнера. Эта форма прежде всего носит информативный характер, дает представление о разучиваемом приеме. Движения несколько раз повторяются, т. е. создается двигательный стереотип. Эта форма упражнений включает в себя и комбинирование приемов борьбы в стойке. Но разучиванию этой формы не уделяется много внимания, особенно у начинающих, т. к. она не способствует выработке правильного передвижения и выполнению технических действий. Тандоку реншу применяется попозже для быстрой зарядки перед встречей с соперником.
Наступления в схватке выполняются без сопротивления укэ, стоящего прямо, свободно. Укэ не должен мешать тори проводить приемы.
Учикоми имеет большое значение для разучивания и усовершенствования приемов на всех уровнях технической зрелости и является основой повышения результативности. Существует много вариантов учикоми, они подробно описываются в главе о технической подготовке.
Якусоку-гэико: проведение приемов в непроизвольном движении, как при рандори, но без большого сопротивления. Тори старается привести укэ в положение, выгодное для осуществления нужного приема, и бросает укэ с фиксацией приемов борьбы лежа при падении на татами. Тори и укэ меняются ролями после каждого броска. Приемы определяет тренер или они заранее оговариваются.
Нагеками: повторяющиеся броски при постоянной смене партнеров. В этом упражнении тори бросает разных партнеров, которые его постоянно атакуют.
Укэ не сопротивляется, он находится в выпрямленном положении. Броски должны быть быстрыми, упражнение требует большой сосредоточенности и усилия. Используются только достаточно усвоенные приемы, подчеркивается технически правильное выполнение приема в целом.
Сутэ-гэико: Технически лучше подготовленный дзюдоист принимает без сопротивления атаки своего соперника, разрешает ему бросать себя, исправляет даже ошибки в технике атакующего.
Упражнение с одним партнером длится обычно 2 минуты.
Укэми (самостраховка при падении): тренировка основных видов падений: вперед, назад, на бок. Очень важно, чтобы падения отрабатывались в обстановке, приближенной к соревнованиям.
Лучше всего техника падений совершенствуется при проведении технических действий.
Ведущие дзюдоисты всегда стараются избежать классических падений: не падать на спину или на бок. Эту способность они приобретают обычно после длительных тренировок. Поэтому укэ-ми надо уделять особое внимание.
Упражнения, направленные на развитие двигательных способностей
Своей внешней структурой и динамикой специальные упражнения приближаются к техническим действиям и непосредственно влияют на рост спортивного мастерства. В тренировке дзюдо применяется большое количество упражнений этого типа. Простые формы, направленные на развита элементарных двигательных способностей или главных мускульных групп, японцы называют дзюнбиундо (разминка) или таисо (подготовительные упражнения). Более комплексные формы тоже обозначаются как специальные подготовительные упражнения. Запас такого рода упражнений большой. Самые важные приведены в главах о физической и технической подготовке.
Эти упражнения включаются практически в каждую тренировку в качестве разминки или как самостоятельная часть, предшествующая технической подготовке или рандори.
Упражнения, направленные на развитие психических качеств
К этой группе относятся упражнения, рассчитанные на восстановление всех функций организма после максимальной физической нагрузки. Используются упражнения из серии общеукрепляющих упражнений, учикоми, нагеками и т. п., которые включаются всегда в конце тренировки, когда дзюдоисты устали. Подобные упражнения длятся обычно около 10 минут. Важен последовательный контроль за их проведением.
Тренировка дзюдо в целом требует от спортсмена большой волевой активности. Большинство упражнений и двигательных действий направлены на преодоление сопротивления соперника, от этого зависит успех спортсмена в поединке.
Эту группу составляют упражнения, которые применяются непосредственно в ходе поединка. Главное отличие их от специальных упражнений состоит в том, что они носят комплексный глобальный характер. От соревновательного поединка они отличаются разным уровнем интенсивности, которая обычно бывает ниже в тренировочной встрече.
В тренировке дзюдо соответствуют этой форме два характерных упражнения: какари-гэико и рандори.
Какари-гэико: вид односторонней или обусловленной борьбы, в которой тори должен пробить оборону укэ и бросить его. Он использует для этого все способы атаки, захваты, комбинации. Укэ применяет все приемы защиты, кроме контрприемов, главным образом приемы блокировки и уклонения от борьбы.
Одновременно с тори укэ тоже совершенствуется в защите, блокировке и развитии способности соблюдать равновесие при изменениях положения центра тяжести.
Упражнение длится 3—5 минут, затем партнеры меняются ролями.
Рандори: форма свободной тренировочной борьбы, в процессе которой оба партнера применяют все допущенные приемы в положении стоя и в борьбе лежа. Достижение иппона (чистой победы) не является целью тренировки, здесь характерны динамичный ход поединка, успешные действия и неудачные попытки в применении приемов, интенсивная нагрузка.
Рандори является комплексным упражнением, способствует совершенствованию отдельных элементов, гармоническому их соединению, процессу физического и психического приспособления человека к специфическим условиям поединка.
Важным фактором является подход спортсменов к тренировке. В первую очередь необходимо обратить внимание на учебный характер рандори. Хотя рандори — это напряженный и сложный поединок, в нем не определяется «победитель» и «побежденный». Целью является взаимное и многостороннее совершенствование обоих партнеров. Рандори длится обычно 4-10 минут, но поскольку рандори занимает в тренировке одно из ведущих мест, доля его постоянно увеличивается. В подготовке начинающих доля рандори меньшая.
Упражнения, направленные на активный отдых
Эти упражнения направлены на восстановление сил. Опыт показал, что активный отдых помогает снимать усталость. В тренировку дзюдо часто в конце занятия включаются серии подходящих упражнений, похожих на те, которые используются при разминке. Они производятся не так интенсивно, спокойно, но с соблюдением полного объема движения, дыхание глубокое.
Хорошие результаты приносит короткий взаимный массаж партнеров.
После укрепляющих упражнений рекомендуется включать бег на местности, мини-футбол и т. д.
Активный отдых положительно влияет и на психику спортсменов.
Приведенные примеры не могут быть обязательной схемой. Для успеха тренировки большое значение имеет творческая работа тренера.
Что такое учикоми в дзюдо
Дзюдо Джиу-Джитсу Калининград запись закреплена
ЧТО ТАКОЕ «УЧИКОМИ» В ДЗЮДО И ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ?
Отработке техники на занятиях по дзюдо отводится довольно много времени. Каждое движение должно быть доведено до автоматизма и именно поэтому в учикоми борцы отрабатывают фазы приема. Что такое «учикоми» и насколько они значимы? Давайте разбираться.
На тренировках по дзюдо Вам объяснят, что тактика этого вида единоборств строится на том, чтобы предугадать действия противника и опередить его. А для этого нужно думать не о том, как правильно применить техническое действие, а о том, какое из них должно быть следующим. Только синхронное исполнение всех фаз приема, позволит добиться желаемого результата по время состязаний. Фаз приема несколько: выведение из равновесия, направление усилий и повороты. И чистоту их исполнений следует отрабатывать в учикоми.
Учикоми — это многократное выполнение одного и того же приема по фазам. Похожее упражнение есть, например, в BJJ, оно называется «дриллы». Различают два вида учикоми:
статическое;
динамическое.
И оба являются значимыми для отработк техники.
СТАТИЧЕСКОЕ УЧИКОМИ
Те, кто будут заниматься в секции дзюдо, отработка отдельных фаз того или иного приема будут проводить сначала на неподвижном спарринг-партнере (уке). И это учикоми называются статическим. Уке при этом активно помогает. Он принимает позу, которая поможет отработать прием, указывает на технические ошибки. Стоит отметить, что сначала все движения нужно выполнять очень медленно постепенно ускоряя свой темп. И делать так до тех пор, пока выполнение отдельной фазы или всего приемы не будет доведено до полного автоматизма. Статическое учикоми — это, например, Неоднократно повторяющиеся подвороты, пять повторений с большой скоростью или же (сложнее) десять быстрых повторений, которые чередуются одним броском.
ДИНАМИЧЕСКОЕ УЧИКОМИ
Отрабатывать отдельные приемы в школе дзюдо Вам придется и на относительно подвижном партнере. Подобное упражнение называют динамическим учикоми. Они могут принести больше пользы, поскольку они более приближены к реальным условиям боя. Это учикоми может состоять из технических движений, поз, захватов, бросков, передвижений, и выполняться они могут с разной силой сопротивления уке. Отрабатывать прием можно и с несколькими уке одновременно. Например, Но главное условие сохраняется: сначала приемы отрабатываются в медленном темпе, добиваясь чистоты исполнения. И только затем тем постепенно ускоряется.
Стоит отметить, что в клубе дзюдо отрабатывать приемы следует на каждой тренировке. И важно включать как статическое, так и динамическое учикоми. Только в этом случае можно добиться высоких результатов. Учикоми в борьбе дзюдо — это важная часть подготовки.
Итак, тем, кто решил записаться на дзюдо стоит знать о том, что такое учикоми, и насколько они важны для отработки техники. Нужно быть готовым к тому, что это, на первый взгляд скучное, но очень нужное, повторение будет включено в каждую тренировку.
Что значит учикоми в дзюдо?
Основа методики дзюдо состоит из двух целей: предугадывание дальнейшего действия соперника и опережение его. Знание системы приёмов (тактики) облегчает достижение цели прогнозирования деятельности противника, а обладание навыками выполнения приёмов (техникой) ускоряет темп движения. Такой подход в целом повышает уровень обучаемого. Познание тактики и освоение техники дзюдо ученик проходит в рамках учикоми.
Что такое учикоми в дзюдо?
Каждый приём единоборства состоит из нескольких последовательно сменяющих друг друга фаз. Выработка автоматического навыка точного выполнения каждого действия тактики дзюдо происходит во время тренировки, состоящей из системы упражнений.
Такой комплекс обучающих занятий обозначен в дзюдо термином «Учикоми» и состоит из двух основных разделов, являющихся одноимёнными видами учикоми.
Виды учикоми
Программа занятий, способствующих становлению тактики дзюдо в арсенале обучаемого и техники выполнения им изученных приёмов, содержит статический и динамический методы тренировки. В процессе подготовки ученика к участию в спарринге с соперником применяются оба метода. На основании способа упражнения выделяют соответствующие ему виды учикоми: статическое и динамическое.
Статическое учикоми
В рамках данного вида учикоми обучаемый тренируется с неподвижным спарринг-партнёром, который обозначается в дзюдо термином «уке». Подобного рода способ занятий можно охарактеризовать выполнением упражнения с помощником.
Уке в процессе занятия занимает позицию, соответствующую отрабатываемому учеником приёму дзюдо. Кроме этого, уке сообщает о допущенных ошибках. Данный вид учикоми позволяет выполнять фазы приёма дзюдо медленно, постепенно набирая необходимый темп. Он отлично подходит для формирования навыка движений, требующих быстрого и неоднократного повтора.
Динамическое учикоми
Способ подготовки в дзюдо ученика к реальному бою, в котором участвует один или несколько относительно подвижных партнёров, называется динамическим учикоми. Он позволяет выполнять в рамках тренировки действия с различной мощностью силы сопротивления. Подходит для выработки чистоты навыка выполнения движений техники борьбы, захватов, бросков, передвижений и становлений в позы тактики борьбы.
Таким образом, учикоми является комплексным обучением технике и тактике дзюдо. Оно обладает собственной структурой, объединяющей занятия в целостную программу. Учикоми основано на собственной методике, включающей частные способы выработки и фиксации в памяти обучаемого приёмов единоборства, учитывающие индивидуальность развития каждого ученика.
Турнир:
Чемпионат России. Премьер-Лига