Что такое шрифтовая пара
Основные принципы сочетания шрифтов
П одбор шрифтовых пар обычно субъективен и зависит от индивидуального вкуса и желаемого результата. Любые рекомендации, в особенности без привязки к конкретной задаче, тоже субъективны и приблизительны. Тем не менее общим правилом может стать формула: в сочетаемых шрифтах должны одновременно присутствовать контраст и единство. Мера контраста и мера единства, также как и способы их достижения, определяются отдельно для каждого конкретного случая. Если требуется всего лишь выделить слово в строке книжного текста серьезного содержания, то целесообразно сделать только одно минимальное движение — поменять прямое начертание на курсив без изменения насыщенности. Использование в таких случаях жирного начертания или, того хуже, жирного курсива, будет выглядеть чрезмерно и неделикатно. Ту же задачу в другом издании — детской литературе, развлекательной периодике или рекламе — можно решить более радикально: поменять гарнитуру, кегль, цвет. При этом следует сохранять единство и помнить о том, что громче всего должны звучать заголовки, а не выделения в строке.
Внутригарнитурные сочетания
Хорошая типографика, как правило, обходится малыми средствами. Большинство типографских полос, особенно книжных, можно вполне успешно набрать одной единственной гарнитурой шрифта, используя при необходимости курсив и капитель. Прямое начертание, курсив и капитель — это классическая гармоничная триада. Не так давно кириллические шрифты с капительными начертаниями были редкостью, но в последние годы в библиотеке ПараТайп появилось множество таких гарнитур: ITC Нью Баскервиль (ITC New Baskerville), ITC Бодони 72 (ITC Bodoni 72), ITC Чартер (ITC Charter), ITC Франклин Готик (ITC Franklin Gothic), Ориджинал Гарамон (Original Garamond), Октава (Octava), Киш (Kis), FF Mета (FF Мeta), ITC Официна (ITC Оfficina) и другие. Ограничением одной гарнитурой автоматически достигается единство, разнообразием начертаний — контраст. Даже в сложноструктурированных изданиях с многоступенчатой системой рубрикации, несколькими параллельно идущими текстами, множеством примечаний, подписей и сносок можно ограничиться одной расширенной шрифтовой гарнитурой с большим количеством начертаний. ITC Франклин Готик, к примеру, включает в себя двадцать два начертания, FF Mета — двадцать, ITC Официна Санс и ITC Официна Сериф — по пятнадцать, Прагматика — сорок два, ITC Чартер — восемь. Однако и здесь надо соблюдать меру и не использовать сразу все возможности шрифта. Соседние по насыщенности начертания, как правило, плохо работают вместе. Не хватает контраста.
Поэтому лучше «брать через одного» — к примеру, сочетать начертания Light и Medium, Normal и Bold. Курсивные и наклонные начертания должны быть той же насыщенности, что и прямые.
Помимо гарнитур, развитых по начертаниям, существуют супергарнитуры, в которых одновременно проектируются и гротеск, и антиква (иногда к ним прибавляются и другие вариации — промежуточные между антиквой и гротеском, моноширинные, брусковые, декоративные, для набора сносок и примечаний, титульные и проч.). Супергарнитура решает проблему сочетания шрифтов. С одной стороны, все её составляющие проектируются в едином стиле и имеют единый образ, их пропорции и насыщенность упорядочены. С другой стороны, соединения разных типов шрифтов — гротеска и антиквы — обеспечивает необходимый контраст.
Компания ПараТайп готовит к выпуску кириллизованную супергарнитуру ITC Stone, включающую в себя антикву и гротеск (им набрана эта книга). ITC Официну Санс и ITC Официну Сериф нельзя назвать супергарнитурой в полном смысле, поскольку ITC Официна Сериф — это брусковый шрифт, а не антиква в классическом понимании. Условно можно назвать супергарнитурой ITC Бенгет (ITC Benguiat) и ITC Бенгет Готик (ITC BenguiatGothic), а также Масон Санс (Mason Sans) и Масон Сериф (Mason Serif), но это скорее декоративные шрифты, нежели текстовые. Кроме того, у ITCБенгет и ITC Бенгет Готик разные степени насыщенности, поэтому их трудно применять совместно.
Антиква плюс гротеск
Но не для всех текстов уместно сдержанное ограничение одной гарнитурой, очень часто возникает необходимость сопоставления шрифтов, рождающего новый пластический смысл. Наиболее распространенная практика в таких случаях — использование пары «антиква — гротеск» из разных гарнитур. Антиква обычно применяется для основного текста, гротеск —для дополнительного, заголовков и подписей. Но это вовсе не обязательное правило.
парах «антиква — гротеск» контраст достигается одним соединением разных шрифтовых гарнитур, которые к тому же ещё и разные потипу. Проблема заключается в поиске единства между ними. Сочетать антикву и гротеск нужно, руководствуясь единством их внутренней структуры.
Главные структурные параметры шрифта — это пропорции, величина очка, размер выносных элементов, а также степень открытости, степень динамичности и степень разноширинности знаков. Последние параметры обычно находятся во взаимной зависимости: открытые шрифты, как правило, динамичны и разноширинны.
По мере увеличения закрытости знаков увеличиваются статичность и стремление к одноширинности.
Для большинства антиквенных шрифтов можно найти место в ряду между открытой динамичной разноширинной венецианской антиквой старого стиля и закрытой статичной одноширинной антиквой нового стиля. Гротески так или иначе повторяют структуру антикв. Они тоже бывают открытыми и закрытыми, динамичными и статичными. (Подробнее о классификации шрифтов см. последний каталог ПараТайп «Цифровые шрифты».) Гармоничные пары получаются при сочетании антиквы и гротеска со схожими характеристиками.
Единство можно найти не только в структуре, но и в характере шрифта, его идеологии, которой руководствовался создатель. Например, кому-то может понравиться сочетание открытого геометрического гротеска Футура с закрытой антиквой нового стиля: их объединяет стремление к геометрической чистоте, а не к каллиграфическому движению.
Шрифты ITC Чартер и ITC Франклин Готик объединяет солидный и увесистый характер.
Единое авторство шрифтов тоже может дать необходимую близость стиля. Однако сочетать гарнитуры по этому признаку надо очень осторожно, поскольку не всегда шрифты одного дизайнера бывают близки по структуре и концепции. Но иногда получаются неплохие сочетания. Например, шрифт Балтика (Baltica), разработанный на основе шрифта Candida Якоба Эрбара, можно сочетать с Журнальной Рубленой (Journal Sans), основанной на шрифте Erbar Grotesk того же автора.
Комбинируя шрифты, нужно учитывать то обстоятельство, что в одинаковых кеглях они могут иметь разную высоту строчных знаков. Поэтому, если необходимо добиться ощущения, что тексты набраны шрифтами одного размера, надо подбирать кегль шрифтов в зависимости от роста строчных знаков, оставляя одинаковым интерлиньяж.
Антиква плюс скрипт
Подбирать к антикве каллиграфический шрифт нужно также по принципу подобия и исторического соответствия. К гуманистической антикве больше подойдет гуманистический курсив, написанный ширококонечным пером, с ярко выраженным дуктом. К антикве нового стиля — курсив в стиле английской каллиграфии, имитирующий движение тонкого остроконечного пера.
Антиква плюс антиква
Сочетание двух текстовых антикв редко дает хорошие результаты. Но заголовочные антиквы очень хорошо сочетаются с близкими по духу текстовыми. Иногда текстовый и заголовочный шрифты проектируются специально друг для друга. Например, шрифт Светлана (Svetlana) был разработан как текстовая версия шрифта Бажановская Титульная (Bazhanov Display).
В качестве заголовочной можно применять и текстовую антикву, но она должна быть либо изящнее и контрастнее основного текста, либо иметь более яркий характер.
Шрифты из пар типа Бажановская Титульная — Светлана или Елизаветинская (Еlizabeth) — Бодони нельзя использовать в одном кегле. Они очень похожи друг на друга и контраста между ними можно добиться только через разницу размеров. Антиквы, структурно различные, лучше не использовать вместе вовсе. Исключение составляют гарнитуры с выраженной декоративностью.
Гротеск плюс гротеск
В паре «гротеск — гротеск» один (заголовочный) должен играть соло, другой (текстовый) быть оркестром. Скажем, один гротеск может быть немного декоративным, другой строгим, один жирным, другой светлым. Сочетание гротесков похожей эстетики или близкого времени разработки дает более гарантированный результат.
На приведенных примерах это — Квадрат Гротеск (QuadratGrotesk) и ITC Франклин Готик, Реформа Гротеск (Reforma Grotesk) и Белл Готик (Bell Gothic), все они относятся к группе старых гротесков. Но и разные по духу гротески (Оливер и Прагматика) при умелом использовании могут хорошо работать вместе.
Ни при каких обстоятельствах не следует использовать пары типа ФриСет (Freeset) — Прагматика или Прагматика — ITC Франклин Готик. В первом случае два систематизированных шрифта совершенно разного стиля (один открытый, другой закрытый) имеют одинаковую силу выразительности
и ни один из них не может уступить место другому. Во втором случае конфликт возникает из-за определенной близости, опять же в условиях равных прав. Прагматика относится к группе новых гротесков, ITC Франклин Готик — к группе старых гротесков. Новые гротески развивают принципы построения старых гротесков. Они похожи друг на друга, и сочетать их — все равно что подавать отварной картофель на гарнир к картофельным оладьям.
В заключение хочется напомнить о субъективности любых типографических рекомендаций. Например, известный канадский типограф Роберт Брингхерст (Robert Bringhurst) в книге «Основы стиля в типографике» («The Elements of Typographic Style») пишет: «Baskerville, Helvetica, Palatino и Times Roman, … — это шрифты, встреча которых обещает лишь публичный скандал. Ни один из этих шрифтов не сочетается с каким-либо другим, так как у каждого из них различная концепция шрифтовой формы». Однако же сочетание Helvetica (Прагматика) и Times Roman (Ньютон) стало типографической традицией. Кроме того, нужно помнить, что изменение параметров шрифтов приводит к появлению огромного количества вариаций. Поэтому работа дизайнера предполагает возможность самостоятельно найти правильное сочетание шрифтов, опираясь на собственный вкус, чувство меры и стиля.
Что такое шрифтовые пары и как их подбирать
Один шрифт — хорошо, а два — лучше! Именно пары шрифтов часто используют в дизайне. Разберёмся, почему именно.
Шрифтовая пара — это два шрифта, подходящие друг к другу. Их используют для оформления соседствующих надписей: один для заголовка, другой — для основного текста. Именно парные шрифты обычно подбирают для рекламных баннеров, каталогов, постов в соцсетях, презентаций, фирменных стилей компаний.
Вот так это выглядит — в следующем примере анонса заголовок набран жирными узкими и длинными буквами, а шрифт основного текста — более широкий и тонкий:
Давайте разберёмся, какие задачи решают шрифтовые пары и как их составляют.
Пишет о дизайне в Skillbox, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
Зачем это нужно
Разница шрифтов позволяет создать визуальную иерархию — показать, что одни надписи главные, а другие второстепенные. Например, бросив взгляд на какое-нибудь объявление в лифте, вы быстро заметите информацию о 50-процентной скидке в магазине — потому что такие сообщения пишут крупно, жирно и выразительно. И только если заинтересуетесь, прочтёте менее заметный текст — скажем, с условиями этой самой скидки.
Для большинства информационных сообщений пары шрифтов вполне достаточно. Конечно, встречаются и исключения. Когда информации действительно много и она различается по значимости, может появиться потребность в 3–5 шрифтах. Скажем, в дизайне сайтов и приложений часто добавляют более двух шрифтов.
Иногда, напротив, шрифт нужен всего один: если в рекламном креативе нужно всего три слова, их, скорее всего, наберутодним шрифтом, чтобы не сбивать зрителя с толку. При наличии заголовка и абзаца текста тоже иногда используют один шрифт — тогда визуальную иерархию выстраивают за счёт изменения размера надписей.
Однако разное оформление надписей служит не только практическим, но и эстетическим целям. Существуют акцидентные шрифты: с декоративными элементами или необычной пластикой букв — такие хорошо подходят для заголовков.
Такие шрифты заряжают зрителя определённым настроением, привлекают внимание, но читать длинный абзац с ними трудно. Тогда для основного текста неизбежно становится нужен ещё один шрифт попроще. Но даже если оба шрифта обычные, разное оформление надписей как минимум интереснее смотрится.
Как это делают
С одной стороны, шрифты должны явно отличаться друг от друга, быть контрастными. С другой стороны, у них должно быть и что-то общее — иначе у читателя возникнет ощущение, что две надписи случайно оказались на одном листе. Эти принципы стараются соблюдать при подборе шрифтовых пар.
Также популярны сочетания двух шрифтов из разных групп. Классическая комбинация — это шрифт без засечек (гротеск) для заголовка и шрифт с засечками (антиква) для основного текста. В заголовках могут использовать декоративный или рукописный шрифт, сочетая его с антиквой или с гротеском.
Возможны и любые другие варианты. Например, есть хорошие сочетания двух гротесков или двух антикв из разных гарнитур — просто это сложнее. Чтобы создать хорошую пару, учитывают основные характеристики шрифтов:
Дизайн для недизайнеров: 10 идеальных шрифтовых пар
В VistaCreate этот параметр настроить легко: Еще в оформительной типографике часто используются рукописные и акцидентные шрифты, но антиква, гротеск и брусковый шрифт самые распространенные.
Шрифты рукописный Lemon Tuesday и акцидентный Ruslan Display
Принцип объединения №2. Контраст
Избегайте конфликта
10 шрифтовых сочетаний в дизайнах VistaCreate
[button text=»Использовать шаблон» url=»https://crello.com/artboard?template=5bd2dbf078e1194aa6ff06c3/» background=»red»/]
2. Oswald + Playfair Display
[button text=»Использовать шаблон» url=»https://crello.com/artboard?template=5bf7ec838caf671e1c9f2da7/» background=»red»/]
3. Cookie + Josefin Sans
[button text=»Использовать шаблон» url=»https://crello.com/artboard?template=5a96bfa1f07aee6977cd50bf/» background=»red»/]
4. Montserrat + Playlist Script
[button text=»Использовать шаблон» url=»https://crello.com/artboard?template=5bc09ae978e1194aa64837af/» background=»red»/]
5. Arapey + Josefin Sans
[button text=»Использовать шаблон» url=»https://crello.com/artboard?template=5aa69a03f07aee69774a652a/» background=»red»/]
6. Grand Hotel + Podkova
[button text=»Использовать шаблон» url=»https://crello.com/artboard?template=5b6c55011cc8aa54292895f7/» background=»red»/]
7. Abril Fatface + Raleway
[button text=»Использовать шаблон» url=»https://crello.com/artboard?template=5b891c9418654940f7ca946c/» background=»red»/]
8. Graduate + Montserrat
[button text=»Использовать шаблон» url=»https://crello.com/artboard?template=5b891a5c18654940f7beb452/» background=»red»/]
9. Abril Fatface + Raleway
[button text=»Использовать шаблон» url=»https://crello.com/artboard?template=5b6d9d2f1cc8aa54291cd948/» background=»red»/]
10. Bangers + Contrail One
Как использовать шрифтовые пары: простые советы для медиа
Краткий гид и советы от графического дизайнера Юрия Остроменцкого о том, зачем нужны шрифтовые пары и как правильно их применять
Шрифтовые пары — базовая, но от этого не менее значимая оформительская техника. Их использование улучшит восприятие текста читателем и сможет стать важной частью визуальной идентификации вашего медиа.
Специально для Setka Blog типограф Юрий Остроменцкий рассказал о том, зачем нужны шрифтовые пары, как их применять и почему можно обойтись без них или, наоборот, расширить наборный парк до десятков шрифтов.
Графический и шрифтовой дизайнер
Бывший арт-директор «Большого города», со-основатель студии CSTM Fonts и шрифтового магазина type.today
Зачем нужны шрифтовые пары
Шрифтовые пары нужны для того, чтобы разделять большое и маленькое, главное и второстепенное, литературное и фактологическое. Но я бы не сказал, что существует объективная необходимость строить типографику любого проекта именно на паре шрифтов. Можно обойтись одним шрифтом, а можно использовать десять. Мне не кажется, что организовывать типографику издания (не принципиально, цифрового или бумажного) нужно именно на паре шрифтов. Можно построить все на одном шрифте, можно на пяти, а можно менять весь парк шрифтов от номера к номеру.
Важно понимать, зачем нужен тот или другой шрифт, какую роль он играет. Чаще всего выбираются шрифт для крупных высказываний и шрифт для основного набора и дополнительной информации. Шрифт для крупного набора может быть более декоративным, более эмоциональным, более «громким». А от шрифта для основного текста требуются универсальность и хорошая читабельность. Но, если нужно, можно все перевернуть с ног на голову.
Бессмысленно предлагать типографические решения для абстрактного издания: один и тот же шрифт может отлично работать в журнале про спорт, про детей, про новую западную литературу или про то, как стать космонавтом.
Конкретный шрифт и шрифтовую пару можно подобрать только в строго определенный проект с ясными задачами, идеологией, структурой и содержанием. А Graphik и Kazimir Text достаточно универсальны и отлично работают вместе.
Шрифтовые пары
Давайте сегодня поговорим про красивую типографику. В данном разделе расскажу про 4 основных способа для создания шрифтовой пары и расскажу, как это делается на практике, а также покажу примеры типографики. А именно поговорим о том, как создавать и составлять идеальные шрифтовые пары.
Шрифтовые пары для сайта
Поехали! Во-первых, стоит сказать. Что сайт – это текст. Когда мы заходим на страницу, большая часть того содержимого, за которым мы приходим, это текст. И поэтому умение подбирать и использовать шрифты – это важнейший навык для дизайнера.
Что же происходит на странице (рис.1) с точки зрения шрифтовой пары? Когда мы заходим на сайт, мы видим огромное количество сочетаний текста. Мы видим заголовки, видим какой-то основной текст, видим какие-то подписи, рядом какие-то примечания. Мы видим дату, допустим, видим «сегодня» написано совершенно другим шрифтом. Вот этот шрифт тоже отличается от заголовочного, например, и вот от этого. И как это все правильно сочетать – вопрос.
Рис.1 Сочетание разных шрифтов на сайте
Если мы перейдем на сайт The New Yorker – здесь контраста гораздо больше (рис.2).
Рис.2 Сайт newyorker.com
Видим крупные заголовки, видим маленькие подписи, имя автора, написанное вообще жирным начертанием и очень черным. Видим основной текст, большую огромную красную строку и так далее. Здесь использован красный цвет (акциденция). Если мы перейдем в интерфейсы, то здесь контраст менее выражен (рис.3).
Рис.3 Интерфейс
Если на сайте New Yorker у нас был большой контраст, очень большая разница между размерами, между начертаниями, и шрифты разные, то в интерфейсах все гораздо, может быть, спокойней. Нам не всегда даже нужно вводить какой-то новый шрифт – иногда достаточно просто выделить заголовочек, и этого уже будет нам хватать. Либо выделить его жирным, либо вообще его сделать сереньким.
Тут ключевое в том, чтобы было достаточное количество контраста. Чтобы он не был слишком большой или слишком маленький, чтоб его было достаточно нам для нашей конкретной ситуации.
При подборе шрифтовой пары для сайта шрифт может выступать в роли такого самостоятельного изображения, самостоятельного плаката. Допустим, как здесь (рис.4). Тоже мы заметим, что есть разница в начертаниях – этот шрифт с засечками, этот шрифт без засечек; цвет и так далее.
Рис.4 Шрифт как самостоятельное изображение
Главное правило, как я уже сказал – это достаточный контраст. Не слишком большой, не слишком маленький – тот, который нам нужен здесь и сейчас.
И 4 инструмента для создания шрифтовой пары – так называемые 4 способа, 4 инструмента, которыми мы можем влиять на контраст (рис.5).
Рис.5 4 инструмента создания шрифтовой пары
Во-первых, это, разумеется, шрифт. Это Антиква и Гротеск, например. Потому что между ними максимальный контраст. Антиква – это шрифт с засечками, Гротеск – это шрифт без засечек.
Так же мы можем использовать начертания как в рамках одного шрифта, так в рамках и разных шрифтов. К примеру, это обычное начертание (Regular), жирное и Italic.
Также важно сказать про размер. Желательно, чтобы у вас разница между вашими строками, вашим шрифтом была больше, чем 1,6. 1,6 – это цифра из пропорции золотого сечения. Используйте ее как просто коэффициент. То есть, если у вас есть какой-то текст, и вы хотите сделать какой-то заголовок к нему – умножьте размер этого текста на 1,6 и у вас получится размер заголовка. Если его будет достаточно, может быть, еще раз придется увеличить.
Давайте посмотрим, как это выглядит на примерах (рис.6).
Рис.6 Пример сочетания Baskerville и Gill Sans
Устоявшиеся шрифтовые пары
Есть, в принципе, устоявшиеся пары, которые можно брать и использовать. Например, Baskerville и Gill Sans. Видим жирное начертание в заголовке, шрифт с засечками, текст написан шрифтом без засечек. Также достаточный контраст – мы видим разницу между этими двумя шрифтами.
Также Garamond и Verdana (рис.7).
Рис. 7 Пример сочетания Garamond и Verdana
При подборе шрифтовой пары можно воспользоваться такими устоявшимися парами, например, Garamond для заголовков, Verdana очень хороший шрифт для набора основного текста – его комфортно читать. В то же время Garamond – он достаточно выразителен для заголовков.
Proxima Nova и Palatino – тут наоборот, мы используем Proxima Nova заголовки – это шрифт без засечек (рис.8). И Palatino, может быть, можно использовать для каких-то книжных наборов, для наборов, возможно, статей. Palatino + Proxima Nova (рис.9).
Рис.8 Пример сочетания Proxima Nova и Palatino
Рис.9 Пример сочетания Palatino и Proxima Nova
Еще один пример – PT Sans и PT Serif. Это шрифты, которые находятся в составе одной гарнитуры, то есть, так называемые шрифты одной природы. То есть, Sans в заголовке, Serif в основном тексте (рис.10).
Рис.10 Пример сочетания PT Sans и PT Serif
В чем прелесть использования гарнитуры в составе шрифтовой пары? В том, что шрифты – они похожи по своей природе: их делал один автор, у них одна единая концепция. У них есть, разумеется, отличия в начертании – здесь есть засечки, здесь нет, но они очень гармонично друг с другом сочетаются.
Helvetica + Times (рис.11).
Рис.10 Пример сочетания Helvetica и Times
И не забываем про то, что у нас может быть как наш основной блок написан, допустим, здесь гельветикой полностью, заголовки гельветикой, текст гельветикой, но Times я вот здесь использую для какой-то подписи. Использую, во-первых, шрифт с засечками, во-вторых, он начертанием italic и в третьих он другого цвета – он красного цвета (рис.11).
Рис.11 Пример сочетания Times italic и Helvetica Neue
Шрифтовая пара для сайта: где подобрать?
И напоследок – где брать шрифты. Сделайте просто скриншот – посмотрите потом по ссылкам (рис.12):
Рис.12 Где брать шрифты
Главное правило здесь такое: до того, как вы начали дизайн, подберите шрифтовую пару. Это позволит вам не путаться в размерах в последующем, не думать каждый раз о том, какой шрифт здесь использовать, как здесь использовать. Лучше один раз это все определить (какой вы используете заголовок, подзаголовок, какие у них размеры) и дальше просто применять уже в своем макете.
Поэтому ставьте палец вверх, если вы нашли для себя что-то полезное в этом видео. И напишите в комментариях, какие шрифты вы предпочитаете использовать в своих работах. Я, например, в последнее время использую Proxima Nova – интересно узнать, какие у вас любимые шрифты.
На этом все. Если тема типографики и вообще веб дизайна вам интересна — то советую посмотреть мой бесплатный мастер-класс по профессии веб дизайнера.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Шрифтовые пары для сайта
Поехали! Во-первых, стоит сказать. Что сайт – это текст. Когда мы заходим на страницу, большая часть того содержимого, за которым мы приходим, это текст. И поэтому умение подбирать и использовать шрифты – это важнейший навык для дизайнера.
Что же происходит на странице (рис.1) с точки зрения шрифтовой пары? Когда мы заходим на сайт, мы видим огромное количество сочетаний текста. Мы видим заголовки, видим какой-то основной текст, видим какие-то подписи, рядом какие-то примечания. Мы видим дату, допустим, видим «сегодня» написано совершенно другим шрифтом. Вот этот шрифт тоже отличается от заголовочного, например, и вот от этого. И как это все правильно сочетать – вопрос.
Рис.1 Сочетание разных шрифтов на сайте
Если мы перейдем на сайт The New Yorker – здесь контраста гораздо больше (рис.2).
Рис.2 Сайт newyorker.com
Видим крупные заголовки, видим маленькие подписи, имя автора, написанное вообще жирным начертанием и очень черным. Видим основной текст, большую огромную красную строку и так далее. Здесь использован красный цвет (акциденция). Если мы перейдем в интерфейсы, то здесь контраст менее выражен (рис.3).
Рис.3 Интерфейс
Если на сайте New Yorker у нас был большой контраст, очень большая разница между размерами, между начертаниями, и шрифты разные, то в интерфейсах все гораздо, может быть, спокойней. Нам не всегда даже нужно вводить какой-то новый шрифт – иногда достаточно просто выделить заголовочек, и этого уже будет нам хватать. Либо выделить его жирным, либо вообще его сделать сереньким.
Тут ключевое в том, чтобы было достаточное количество контраста. Чтобы он не был слишком большой или слишком маленький, чтоб его было достаточно нам для нашей конкретной ситуации.
При подборе шрифтовой пары для сайта шрифт может выступать в роли такого самостоятельного изображения, самостоятельного плаката. Допустим, как здесь (рис.4). Тоже мы заметим, что есть разница в начертаниях – этот шрифт с засечками, этот шрифт без засечек; цвет и так далее.
Рис.4 Шрифт как самостоятельное изображение
Главное правило, как я уже сказал – это достаточный контраст. Не слишком большой, не слишком маленький – тот, который нам нужен здесь и сейчас.
И 4 инструмента для создания шрифтовой пары – так называемые 4 способа, 4 инструмента, которыми мы можем влиять на контраст (рис.5).
Рис.5 4 инструмента создания шрифтовой пары
Во-первых, это, разумеется, шрифт. Это Антиква и Гротеск, например. Потому что между ними максимальный контраст. Антиква – это шрифт с засечками, Гротеск – это шрифт без засечек.
Так же мы можем использовать начертания как в рамках одного шрифта, так в рамках и разных шрифтов. К примеру, это обычное начертание (Regular), жирное и Italic.
Также важно сказать про размер. Желательно, чтобы у вас разница между вашими строками, вашим шрифтом была больше, чем 1,6. 1,6 – это цифра из пропорции золотого сечения. Используйте ее как просто коэффициент. То есть, если у вас есть какой-то текст, и вы хотите сделать какой-то заголовок к нему – умножьте размер этого текста на 1,6 и у вас получится размер заголовка. Если его будет достаточно, может быть, еще раз придется увеличить.
Давайте посмотрим, как это выглядит на примерах (рис.6).
Рис.6 Пример сочетания Baskerville и Gill Sans
Устоявшиеся шрифтовые пары
Есть, в принципе, устоявшиеся пары, которые можно брать и использовать. Например, Baskerville и Gill Sans. Видим жирное начертание в заголовке, шрифт с засечками, текст написан шрифтом без засечек. Также достаточный контраст – мы видим разницу между этими двумя шрифтами.
Также Garamond и Verdana (рис.7).
Рис. 7 Пример сочетания Garamond и Verdana
При подборе шрифтовой пары можно воспользоваться такими устоявшимися парами, например, Garamond для заголовков, Verdana очень хороший шрифт для набора основного текста – его комфортно читать. В то же время Garamond – он достаточно выразителен для заголовков.
Proxima Nova и Palatino – тут наоборот, мы используем Proxima Nova заголовки – это шрифт без засечек (рис.8). И Palatino, может быть, можно использовать для каких-то книжных наборов, для наборов, возможно, статей. Palatino + Proxima Nova (рис.9).
Рис.8 Пример сочетания Proxima Nova и Palatino
Рис.9 Пример сочетания Palatino и Proxima Nova
Еще один пример – PT Sans и PT Serif. Это шрифты, которые находятся в составе одной гарнитуры, то есть, так называемые шрифты одной природы. То есть, Sans в заголовке, Serif в основном тексте (рис.10).
Рис.10 Пример сочетания PT Sans и PT Serif
В чем прелесть использования гарнитуры в составе шрифтовой пары? В том, что шрифты – они похожи по своей природе: их делал один автор, у них одна единая концепция. У них есть, разумеется, отличия в начертании – здесь есть засечки, здесь нет, но они очень гармонично друг с другом сочетаются.
Helvetica + Times (рис.11).
Рис.10 Пример сочетания Helvetica и Times
И не забываем про то, что у нас может быть как наш основной блок написан, допустим, здесь гельветикой полностью, заголовки гельветикой, текст гельветикой, но Times я вот здесь использую для какой-то подписи. Использую, во-первых, шрифт с засечками, во-вторых, он начертанием italic и в третьих он другого цвета – он красного цвета (рис.11).
Рис.11 Пример сочетания Times italic и Helvetica Neue
Шрифтовая пара для сайта: где подобрать?
И напоследок – где брать шрифты. Сделайте просто скриншот – посмотрите потом по ссылкам (рис.12):
Рис.12 Где брать шрифты
Главное правило здесь такое: до того, как вы начали дизайн, подберите шрифтовую пару. Это позволит вам не путаться в размерах в последующем, не думать каждый раз о том, какой шрифт здесь использовать, как здесь использовать. Лучше один раз это все определить (какой вы используете заголовок, подзаголовок, какие у них размеры) и дальше просто применять уже в своем макете.
Поэтому ставьте палец вверх, если вы нашли для себя что-то полезное в этом видео. И напишите в комментариях, какие шрифты вы предпочитаете использовать в своих работах. Я, например, в последнее время использую Proxima Nova – интересно узнать, какие у вас любимые шрифты.
На этом все. Если тема типографики и вообще веб дизайна вам интересна — то советую посмотреть мой бесплатный мастер-класс по профессии веб дизайнера.