что такое ученическое самоуправление цель
Школьное ученическое самоуправление
Ученическое самоуправление — форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Это право закреплено в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.
Ученическое самоуправление
освоение навыков социального взаимодействия.
Задачи ученического самоуправления:
Принципы построения и развития ученического самоуправления.
Чтобы более полно понять цели, задачи и принципы ученического самоуправления, прежде всего, нужно разобраться в понятии «самоуправление». И так, что же такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.
С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.
Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами.
Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.
Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении.
Для понимания самоуправления принципиально важно, что субъектом является никто иной, как детское общественное объединение в целом. Объектом выступает деятельность, которая осуществляется совместно, т.е. распределяется на отдельные действия, которые должны быть скоординированы, упорядочены и направлены на достижение единого результата.
Содержание деятельности органов ученического самоуправления
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.
Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по
отношению к своей деятельности или коллективу.
Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами.
Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей деятельности.
Самоуправление проявляется в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся.
Структура уровней ученического самоуправления школы.
Система школьного самоуправления имеет 2 уровня.
Индивидуальный уровень – ученик.
Педагогические задачи:
Совет школы – высший орган самоуправления школы.
Уровень – общешкольное ученическое самоуправление.
Педагогические задачи:
3. Нормативно – правовой блок
Документы, лежащие в основе разработки модели ученического самоуправления, регулирующие функционирование ученического самоуправления:
4. Содержательный блок
Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Таким образом, школьное ученическое самоуправление состоит из пяти блоков, называемых министерствами. Соотношение министерств и ведущих видов деятельности представлено в таблице ниже:
Министерства
Ведущий вид деятельности
Содержание
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе)
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И СПОРТА
Спортивно – оздоровительная деятельность
организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА
МИНИСТЕРСТВО РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ
Художественно – эстетическая деятельность
тематические концерты, фестивали, акции, праздники, конкурсы, выставки, встречи
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЭКОЛОГИИ
тематические акции, организация субботников, мероприятия по озеленению пришкольной территории
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
5. Технологический блок
Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и
Ожидаемые результаты:
Основные формы ученического самоуправления.
6. Управленческий блок
Управление развитием ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами,
являясь органической частью общешкольного управления.
Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование
(коррекция) и снова анализ.
Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.
Школьный Совет ученического самоуправления определил пять основных направления деятельности:
По каждому из направлений выбраны определенные формы деятельности и закреплены мероприятия, которые отражены в планировании на год.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Для роста активности детского коллектива решающую роль играет стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными чертами которого является вера в силы детей, стремление развивать и максимально использовать их инициативу, самодеятельность, воспитывать их самостоятельность в решении всех вопросов жизни коллектива. Там, где школьники не являются организаторами, вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет подлинного ученического самоуправления. Действующий орган ученического самоуправления – инициатор всех творческих дел, он отчитывается перед своими товарищами за проделанную работу, если член ученического коллектива самоуправления не справляется со своей работой, то в он в любой момент переизбирается или заменяется достойной кандидатурой.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий
педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе,
направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.
Чтобы дети на деле сами стали организаторами определённых участков работы, недостаточно просто предоставлять им права обходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами.
Нормативные документы регулирующие вопросы школьного самоуправления:
— Устав школы
— Положение об ученическом самоуправлении
— Конвенция о правах ребёнка
— Конституция Российской Федерации
— Закон об образовании
— Всеобщая декларация прав человека
— Локальные акты, регламентирующие деятельность школы
Все об Ученическом самоуправлении
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1. Позиционный блок
освоение навыков социального взаимодействия.
Задачи ученического самоуправления:
Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;
Определение организационной структуры ученическо го коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
Организация деятельности органов ученического самоуправления;
Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;
Подведение итогов работы, анализ ее результатов;
Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;
Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;
Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.
Принципы построения и развития ученического самоуправления.
Чтобы более полно понять цели, задачи и принципы ученического самоуправления, прежде всего, нужно разобраться в понятии «самоуправление». И так, что же такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.
С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.
Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами.
Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.
Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении.
Для понимания самоуправления принципиально важно, что субъектом является никто иной, как детское общественное объединение в целом. Объектом выступает деятельность, которая осуществляется совместно, т.е. распределяется на отдельные действия, которые должны быть скоординированы, упорядочены и направлены на достижение единого результата
Содержание деятельности органов ученического самоуправления
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.
Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;
Информационная деятельность – пресс-центр (письменная информация о жизни классов школы).
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.
Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по отношению к своей деятельности или коллективу.
Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами.
Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей деятельности.
Самоуправление проявляется в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся.
2. Организационный блок
Структура уровней ученического самоуправления школы.
Система школьного самоуправления имеет 2 уровня.
Индивидуальный уровень – ученик.
Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей;
Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;
Воспитание ответственности за порученные дела;
Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.
Совет школы – высший орган самоуправления школы.
Уровень – общешкольное ученическое самоуправление.
Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.
Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, района, Отечества;
Демократизация и совершенствование учебно – воспитательного процесса.
3. Нормативно – правовой блок
Документы, лежащие в основе разработки модели ученического самоуправления, регулирующие функционирование ученического самоуправления:
Закон об образовании с изменениями и дополнениями на 2019 год
Национальная доктрина образования в РК.
Всеобщая декларация прав человека.
Конвенция о правах ребёнка.
Основы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Семейный кодекс РК
Национальный проект «Образование».
Локальные акты, регламентирующие деятельность школы.
. 4. Содержательный блок
Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Таким образом, школьное ученическое самоуправление состоит из пяти блоков, называемых министерствами. Соотношение министерств и ведущих видов деятельности представлено в таблице ниже:
предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе)
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И СПОРТА
Спортивно – оздоровительная деятельность
организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА
МИНИСТЕРСТВО РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ
Художественно – эстетическая деятельность
тематические концерты, фестивали, акции, праздники, конкурсы, выставки, встречи
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЭКОЛОГИИ
тематические акции, организация субботников, мероприятия по озеленению пришкольной территории
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
5. Технологический блок
Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и потребностей учащихся.
Повышение гражданской позиции школьников;
Повышение заинтересованности в развитии школы;
Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
Увеличение занятости детей во внеурочное время;
Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
Активизация творческой деятельности учащихся;
Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.
Основные формы ученического самоуправления.
Заседания Совета ученического самоуправления;
Участие в работе собрания;
Участие в работе ученических и родительских собраний;
Проведение благотворительных и иных акций;
Проведение социологических опросов;
Участие в работе творческих групп;
Проведение круглых столов;
Организация и проведение досуговых мероприятий;
Организация и проведение спортивных соревнований;
Другие формы работы.
6. Управленческий блок
Управление развитием ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами, являясь органической частью общешкольного управления.
Т Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ.
Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.
Сбор информации и её анализ (проводится участниками Совета, председателем и педагогом-организатором ВР);
Планирование; (производится участниками Совета, корректируется и дополняется Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директором по УВР)
Организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности; (осуществляется педагогом-организатором ВР и классными руководителями)
Контроль; (производится Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директора по УВР);
Регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы. (педагогом-организатором ВР и Зам. директора по УВР)
Школьный Совет ученического самоуправления определил пять основных направления деятельности:
«Традиция» (поддержание, укрепление и формирование традиций школы);
«Нравственность» (воспитание толерантного отношения к окружающим, развитие творческих задатков, способностей, дарований и талантов);
«Спорт и здоровье» (спортивно-оздоровительное).
«Право и закон» ( профилактика предупреждения преступлений и правонарушений).
По каждому из направлений выбраны определенные формы деятельности и закреплены мероприятия, которые отражены в планировании на год.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Для роста активности детского коллектива решающую роль играет стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными чертами которого является вера в силы детей, стремление развивать и максимально использовать их инициативу, самодеятельность, воспитывать их самостоятельность в решении всех вопросов жизни коллектива. Там, где школьники не являются организаторами, вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет подлинного ученического самоуправления. Действующий орган ученического самоуправления – инициатор всех творческих дел, он отчитывается перед своими товарищами за проделанную работу, если член ученического коллектива самоуправления не справляется со своей работой, то в он в любой момент переизбирается или заменяется достойной кандидатурой.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе,
направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.
Чтобы дети на деле сами стали организаторами определённых участков работы, недостаточно просто предоставлять им права обходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами.
Школьное ученическое самоуправление
2019-2020 учебный год.
Председатель ученичесого совета школы
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе)
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И СПОРТА
Спортивно – оздоровительная деятельность
организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА
МИНИСТЕРСТВО РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ
Художественно – эстетическая деятельность
тематические концерты, фестивали, акции, праздники, конкурсы, выставки, встречи
тематические акции, организация субботников, мероприятия по озеленению пришкольной территории
Модель и структура ученического самоуправления в школе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Лямбирская средняя общеобразовательная школа № 2»
Лямбирского муниципального района
Модель и структура
заместитель директора по
Положение об ученическом самоуправлении
Кодекс чести старшеклассника
Описание модели ученического самоуправления
Модель становления и развития детского самоуправления
Система школьного самоуправления
Содержание и формы работы школьного самоуправления
Организация деятельности ученического самоуправления
Взаимодействие ученического самоуправления с другими органами школьного самоуправления
План работы Совета старшеклассников на 2013-2014 учебный год
План работы Совета старшеклассников на 2014-2015 учебный год
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОВЕТЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
МОУ «Лямбирская СОШ №2»
Совет старшеклассников (далее Совет) является представительным органом самоуправления учащихся (детской школьной организации «Дружба»).Под самоуправлением понимается широкое участие учащихся в решении задач совершенствования учебно-воспитательного процесса, организации досуга учащихся и других видов школьной деятельности.
Цель ученического самоуправления
Отработка средств педагогического взаимодействия, влияющего на развитие социально ценных интересов и потребностей детей и подростков, расширение их лидерского и гуманитарного опыта.
Предоставить учащимся реальную возможность участвовать в планировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса.
Формировать у учащихся потребность и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива,
обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание.
Воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество.
Воспитывать желание бороться за своих друзей и ровесников, помочь им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты.
Формировать умение самостоятельно найти дело полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.
4. Структура Совета старшеклассников.
Совет старшеклассников включает в себя шесть секторов, в состав которых входят представители каждого класса с седьмого по одиннадцатый:
центр по работе с младшими школьниками;
Возглавляет Совет Председатель, который избирается прямым открытым голосование на первом в текущем году заседании Совета старшеклассников. На этом же заседании прямым открытым голосованием избирается заместитель председателя Совета.
5.Организация работы и функции Совета старшеклассников.
5.1. Совет самостоятельно определяет регламент своей работы.
5.2. Заседания проводятся один раз в учебную четверть. Внеочередные заседания могут проводиться по инициативе членов Совета, администрации школы, учащихся школы.
5.3. Совет планирует свою работу, принимает активное участие в составлении плана работы школы на учебный год, вносит коррективы в план работы в течение учебного года.
5.4. Центры Совета принимают активное участие в подготовке общешкольных дел по своим направлениям: учебному, культмассовому, спортивному, являются членами советов общешкольных коллективных творческих дел. Информационный центр занимается вопросами освещения школьной жизни через информационные стенды, а также посредством размещения информации на сайте школы
6. Права и обязанности Совета старшеклассников.
6.1. Совет имеет право:
принимать поправки к настоящему Положению, содержание которых не должно противоречит действующему;
знакомиться с необходимыми материалами и документами, издаваемыми администрацией школы или поступающими от вышестоящих организаций;
обсуждать план работы школы, представленный администрацией образовательного учреждения;
вносить предложения в общешкольный план работы;
выносить на обсуждение предложения классных коллективов школы;
разрабатывать, выступать с инициативами, направленными на улучшение учебно-воспитательного процесса в школе, выносить на обсуждение Совета школы документы, определяющие жизнь школы;
принимать отставку членов Совета. Основанием для сложение полномочий членов Совета служит устное или письменное заявление с указанием причин отставки.
6.2. Члены совета обязаны:
четко следовать данному Положению;
уважать честь и достоинство других людей, не допускать высмеивания слабости и некомпетентности;
не допускать постановки себя в привилегированное положение в сравнении с учащимися, не входящими в состав Совета.
Содержание работы Совета старшеклассников.
Совет старшеклассников способствует созданию сознательной дисциплины, культуры поведения учащихся в школе и вне её, выполнению всеми школьниками Устава образовательного учреждения, Правил внутреннего распорядка школы, единых педагогических требований, защите прав учащихся.
Кодекс чести старшеклассника
Человек чести имеет высокие убеждения и твердые принципы. Он руководствуется идеалами, он не подражает большинству только потому, что оно большинство, а сохраняет среди людей свою индивидуальность.
Человек не может жить один, но жить за счет других бесчестно и безнравственно.
На несчастии людей своего счастья не построишь.
Мы почитаем святыни Отечества, уважаем историю своего народа и своих предков, защищаем ценности своего школьного коллектива, укрепляем и развиваем его традиции.
Среди людей чести всегда высоко ценятся ум, образованность, интеллигентность. Человек постоянно стремится к знаниям, потому что он человек. Ему важна гармония ума и чувства, слова и дела.
Уровень развития личности хорошо проявляется во взаимоотношениях полов. В нашей школе отношения юношей и девушек регулируются критериями искренности и моральной чистоты, чести и достоинства.
Трудные обстоятельства и тяжелые условия не оправдывают дурные поступки и поведение. Порядочный человек в любых обстоятельствах остается человеком чести.
Ничто не обретается так трудно и не теряется так легко, как честь.
К настоящему времени в России накоплен определенный опыт внедрения гражданского образования, который обобщенно представлен в виде нескольких моделей:
II модель: предметный подход (принцип приоритета самостоятельных дисциплин),
III модель — интегрированная (обществоведческое образование, курс «Обществознание»)
IV модель — институциональная (организация демократического уклада школьной жизни, создание правового пространства школы)
V модель — организация проектной деятельности (принцип отбора сценариев школьной культуры, материалы сценариев могут быть использованы как модульные курсы по граждановедению)
Мы придерживаемся четвертой модели гражданского образования, которая подразумевает организацию демократического уклада школьной жизни, введение ученического самоуправления как важного условия гражданского образования.
Конвенция о правах ребёнка
Конституция Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации
Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»
Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских объединений»
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
Описание модели ученического самоуправления
В таких условиях ребята, как правило, имеют возможность оптимально раскрыть творческие способности и проявить себя.
Цель ученического самоуправления
Создание стиля и тона дружеских отношений подлинного сотрудничества и сотворчества.
Отработка средств педагогического взаимодействия, влияющего на развитие социально ценных интересов и потребностей детей и подростков.
Расширение лидерского и гуманитарного опыта детей и подростков.
Данные цели решаются через реализацию следующего ряда задач
Предоставить учащимся реальную возможность участвовать в планировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
Формировать у учащихся потребность и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
Воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;
Воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им, найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям стать защитником правды, добра и красоты;
Способствовать формированию умения самостоятельно найти дело полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.
Основные принципы самоуправления
Принцип чередование творческих поручений. Поручения регулярно меняются, а ребята на основе демократических выборов переходят из руководящего состава в рядовой и наоборот, появляется опыт работы по определённым направлениям.
Данные принципы позволяют через коллективное планирование, коллективную деятельность, коллективное подведение итогов принять участие в управлении делами класса и школы. В ходе организации, исполнения и анализа своей деятельности учащиеся проявляют инициативу, принимают решения и реализуют их в интересах своего класса или школы.
Ученическое самоуправление позволяет сделать процесс воспитания гуманным, демократичным, так как предполагает признание прав и обязанностей учащихся, органов самоуправления, учет интересов и потребностей каждого члена коллектива. Оно формирует в коллективе атмосферу защищенности каждого его члена.
1) Интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение учащихся, учителей и родителей; объединение школьных служб, клубов);
2) Адаптационная (адаптация к социальным условиям);
3) Функция защиты прав и свобод каждого;
Основные законы нашего коллектива:
Закон правды: Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
Закон добра: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях!
Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!
Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории!
Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве!
Закон зеленого друга: Берёги и изучай природу!
Закон 00: Не заставляй себя ждать. Точность — прочность коллектива. Береги чужое время!
Закон трёх «сами»: «сами ищем дело», «сами планируем и осуществляем его», «сами подводим итоги» на основе коллективного анализа.
Модель
становления и развития
Принципы построения школьного самоуправления.
Единое планирование. В школе создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса.
Выборность органов самоуправления. В одни органы его члены могут избираться, а в другие входить согласно Положению о структуре и функциях органов самоуправления и соуправления.
Сменяемость функций. Сменяемость функций руководства и подчинения сроком в один год, сменяемость видов деятельности в те же сроки, в классном самоуправлении эти сроки могут быть короче.
Построение самоуправления. Построение пирамиды самоуправления строится снизу вверх.
Участие. Участие всех учащихся в системе самоуправления (принцип
демократизма)
Согласие. Разногласия могут проявляться до принятия решения. До принятия решения необходимо находить и общие точки соприкосновения разных идей, выстраивать общее решение. После принятия решения действует правило обязательного выполнения решения всеми участниками процесса.
Система школьного самоуправления
представляет трехуровневую ступень.
Структура первого уровня ученического самоуправления на уровне классных коллективов. Для определения органов классного самоуправления были выделены ведущие виды деятельности в школе, в которые включаются учащиеся во внеурочное время, в том числе и в системе дополнительного образования. Это познавательная деятельность, самообслуживание, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, тимуровская и информационная деятельность. Под каждый вид деятельности избираются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. В классах работают 7 рабочих органов классного ученического самоуправления. У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности
Содержание и формы работы школьного самоуправления
В школе работают 7 центров в ученического самоуправления. Содержание работы органов самоуправления, их количество определяется исходя их ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе, такими видами деятельности являются: познавательная, самообслуживание, художественно-эстетическая, спортивная, оздоровительная, нормативно-правовая и информационная.
За планирование и организацию познавательной деятельности отвечает
Учебный центр:
Учебный центр координирует работу учебных секторов в классах.
Организует проведение внеклассных мероприятий по развитию интереса к учебе, углублению и расширению знаний учащихся: олимпиад, викторин, предметных дней и т.п. совместно с учителями.
Создает малое научное общество учащихся и учителей с целью развития проектных и исследовательских работ.
Осуществляет контроль за организацией взаимопомощи учащихся, с этой целью создает группу взаимопомощи.
С целью контроля за дневников проводит соответствующие рейды.
Учебный центр имеет право:
определить и назначить класс или отдельных учащихся, ответственных за проведение того или иного мероприятия, и потребовать отчета;
при проведении рейда потребовать дневники у учащихся для проверки их ведения;
обращаться к председателю ученического самоуправления, педсовету, родительскому комитету, совету школы с просьбой обсудить вопрос об учебе любого ученика.
За реализацию художественно-эстетической деятельности отвечает
Культмассовый центр
Он координирует работу культурно-массовых секторов классов.
Планирует, организует и проводит все мероприятия, связанные с эстетическим воспитанием: конкурсы, вечера, дискотеки и т.д.
Берет на себя организацию эстетической стороны всех коллективных творческих дел и других общешкольных дел.
Освещает проведение мероприятий эстетического направления.
Культмассовый центр имеет право:
определять и назначать класс или определенных учащихся, ответственных за проведение того или иного мероприятия, и требовать отчета;
переносить или не разрешать проведение общешкольного или классного мероприятия в том случае, если программа не соответствует эстетическим требованиям;
обращаться в Совет школы или к администрации с просьбой разрешить проведение того или иного мероприятия.
За соблюдение прав учащихся, исполнение ими обязанностей, профилактикой правонарушений отвечает Центр дисциплины и порядка.
Он следит за дисциплиной учащихся, за соблюдением прав учащихся, Устава школы, правил для учащихся.
Организует и контролирует дежурство классов по школе.
Организует рейды по проверке посещаемости занятий учащимися.
Центр дисциплины и порядка имеет право:
определять и назначать класс или определенных учащихся ответственными за проведение того или иного мероприятия;
потребовать дневник у нарушителя дисциплины и передать его классному руководителю или дежурному учителю, с тем чтобы тот сделал соответствующую запись;
обращаться к Совету школы, педсовету, родительскому комитету с просьбой обсудить поведение того или иного ученика;
представитель центра дисциплины и порядка имеет право присутствовать на педсовете при обсуждении оценок по поведению (при этом он имеет право совещательного голоса).
планирует, организует подготовку и проведение всех спортивно-туристических мероприятий в школе.
Разрабатывает положения об этих мероприятиях и организует судейство на них.
Спортивный центр имеет право:
определять и назначать ответственных за те или иные спортивные мероприятия, требовать отчет;
обращаться в Совет школы или администрации с просьбой разрешить проведение того или иного спортивного мероприятия.
Пресс-центр отвечает за
выпуск школьной газеты, освещающей наиболее важные события;
выпуск оперативных информационных листов, отражающих решения
совета, дежурного класса;
следит за оформлением странички Выпускников в школьном альбоме, осуществляет контроль за ее ведением;
следит за систематическим пополнением и обновлением школьного сайта.
Центр по работе с младшими школьниками
Планирует, организует и проводит коллективно- творческие дела в младших классах;
Координирует Тимуровскую работу;
Обращаться в Совет школы или к администрации ОУ с просьбой разрешить проведение того или иного мероприятия.
Организация деятельности ученического самоуправления
Регулирование и коррекция
Взаимодействие ученического самоуправления
с другими органами школьного самоуправления.
Ученическое самоуправление не может существовать само по себе, оно обязательно должно взаимодействовать с педагогическим советом, родительским комитетом, входить в структуру школьного самоуправления как часть его. Взаимодействие ученического самоуправления с педагогическим коллективом и родительским комитетом происходит на уровне Совета школы.
Структура школьного соуправления. Согласно принципу педагогического руководства у каждого центра ученического самоуправления есть педагоги-консультанты. Педагогами-консультантами выступают директор школы, заместители директора учебной и воспитательной работе, педагог- психолог, классные руководители, другие педагоги, способные оказать помощь членам ученического самоуправления в работе.
Во главе ученического самоуправления стоит заместитель директора по воспитательной работе. Педагоги – консультанты участвуют в общем собрании и, в зависимости от степени развития органов самоуправления, либо организовывают и контролируют, либо направляют и координируют деятельность органов самоуправления.
Указанная структура соответствует принципам построения системы ученического и школьного самоуправления. Система школьного самоуправления является целостной не только по структуре, но и по содержанию деятельности её органов. Содержательная сторона обеспечивается единым планированием воспитывающей деятельности.