Что такое чистый четверг в православии суть праздника
Чистый четверг или Великий Четверг? Что нужно делать в этот день, а чего нельзя
Зачем в Великий Четверг нам нужно причащаться Тела и Крови Христовых.
На этот вопрос с предельной ясностью отвечает сам Господь наш Иисус Христос в шестой главе Евангелия от Иоанна.
Стих 53-й: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни».
Стих 54-й: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день».
Стих 56-й: «Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».
То есть на Тайной Вечери, произошедшей менее чем за сутки до смерти Христа, состоялось великое неслыханное в человеческой истории чудо. Бог дал нам Свои Тело и Кровь, чтобы Святые Тайны стали главным средством нашего спасения.
О том, что это за Святые Тайны, лучше не скажешь, чем отцы Церкви. Они с благоговейным ужасом осознавали, что Тело и Кровь Христовы – величайшая святыня, от которой не то что мы должны затрепетать, но от нее трепещут серафимы и херувимы.
Тело и Кровь Христовы – это абсолютная новая реальность. В ней Бог соединился с человеком для того, чтобы человек соединился с Богом. Почему это Таинство называется Таинством Причащения? Потому что в нем мы становимся причастниками Божества.
Святитель Иоанн Златоуст в своем произведении «О священстве» писал о Евхаристии: «Предстоит священник, низводя не огонь, но Святого Духа;
совершает продолжительное моление не о том, чтобы огонь ниспал свыше и попалил предложенное, но чтобы Благодать, нисшедши на Жертву, воспламенила через нее души всех и соделала их светлейшими очищенного огнем серебра. Кто же, кроме человека совершенно исступленного или безумного, может презирать такое страшнейшее таинство? Или ты не знаешь, что души человеческие никогда не могли бы перенести огня этой жертвы, но все совершенно погибли бы, если бы не было великой помощи Божественной благодати?»
Какой же вывод мы можем сделать из вышеприведенных евангельских цитат?
Тело и Кровь Христовы – это жизнь для нас. Кто не причащается Святых Тайн, не имеет в себе жизни. Не имеет в себе этого возрождения-воскресения во Христе. Это непреложный закон бытия, установленный Господом нашим Иисусом Христом. Данный закон нельзя переступить или обойти.
И порой страшно от того, что человек добровольно лишает себя Чаши, предпочитая Ей и связанной с Ней небесной жизни, ведущей в рай, жизнь плотяную ради утех тела, ведущую в ад.
Тело и Кровь Христовы – жизнь для нас. Кто достойно причащается Святых Христовых Тайн, имеет в себе жизнь вечную и становится, как сказано в 9-й песни Канона ко Святому Причащению, домом Твоим. Потому что «Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Бог входит в душу и поселяется в ней. Так происходит восстановление райского союза Бога и человека.
Потому всегда грустно, когда люди причащаются редко или вовсе не причащаются. Они соблюдают не Великий Четверг, а чистый четверг, стараются не службы церковные посещать, не в Таинстве Евхаристии быть соучастниками и причастниками, но тело свое помыть и дом свой очистить в этот день. Но ведь это показатель. «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). И значит оно не в сердце и в храме, а в теле и в доме.
Но душу-то мылом и шампунем не отмоешь. Для нее нужны исповедь и Евхаристия.
Чистый четверг
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Какого числа чистый четверг в 2021 году?
В 2021 году Чистый четверг 29 апреля.
Служба Чистого четверга
Суть чистого четверга
Собрав своих ближайших учеников, Христос дает им вино и преломляет для них хлеб со словами: «Приимите, ядите, это Тело Мое за вас предаваемое, и Кровь Моя, за вас изливаемая». Поэтому в этот день верующие, за исключением каких-то чрезвычайных ситуаций, приходят в храм на богослужение и причащаются Святых Христовых Тайн.
Почему же четверг еще называют чистым?
В начале Тайной Вечери Христос омыл ноги Своим ученикам, тем самым показав им пример истинного смирения и служения ближнему. В память об этом в Великий четверг во время богослужения в кафедральных соборах совершается чин умовения ног: архиерей омывает ноги 12 священникам или монахам.
Что можно и что нельзя делать в Чистый четверг?
(Отвечает священник Стефан Домусчи).
Можно ли в Чистый четверг посещать кладбище?
В Чистый четверг нужно посещать храм. Собственно, если у человека возникает вопрос, можно или нельзя идти на кладбище, это означает, что он желает понять, как правильно, и он желает сделать правильно. А если это так, то он, наверное, должен прислушаться к Церкви, которая в этот день вспоминает установление Тайной вечери и вспоминает страсти Христовы. Они фактически происходили в день в пятницу, но так получилось, что служба, посвящённая этому событию, происходит в Чистый четверг вечером. Поэтому, естественно, если человек действительно хочет узнать, как в Церкви принято и как нужно поступить, чтобы быть вместе с Церковью и быть христианином, в таком случае он должен участвовать в литургии, должен причащаться в Чистый четверг, а вечером, по возможности, быть на чтении 12 Евангелий.
Можно ли в Чистый четверг заниматься уборкой?
Естественно, чистота в доме перед Пасхой должна быть. В то же время, духовная чистота несопоставимо важнее. В этот день крайне важно участвовать в богослужениях и, самое главное, осознавать святость этих дней. Она заключается в том, что мы не повторяем то, что происходило когда-то, но становимся свидетелями тех событий, читая отрывки из Писания, слушая слова богослужебных текстов. Мы входим в опыт учеников, которые участвовали в Тайной вечери, в опыт предстояния перед крестом. И это означает, что мы должны настроить свой внутренний слух на Евангелие. Если мы при этом суетимся, убираем, моем и думаем, что это очень важно, то это все равно, что навести порядок снаружи и не убрать свою душу, не привести её в порядок. Это неверно. В этом случае очень важно правильно расставить приоритеты.
Можно ли стричься в Чистый четверг?
Раньше оглашенных (готовящихся крещению) крестили в Страстную субботу. Они очень долго готовились к этому событию. И поэтому Чистый четверг действительно назывался чистым от того, что перед Пасхой они приводили себя в порядок, чтобы уже в пятницу и субботу об этом не думать, а думать о Христе умершем и воскресшем.
Восприятие этих вещей, как недопустимых, думаю, связано с тем, что раньше это сделать было сложнее, чем сейчас. Процесс мытья и стрижки был достаточно трудоёмким. Поэтому люди воспринимали это как некоторый труд. При этом они понимали, что трудиться в праздник не стоит, тем более в такие дни, когда время нужно посвятить совершенно иному.
Сейчас люди принимают душ раз в день, и это происходит в течение пяти минут и не составляет никакого труда. Считать, что принятие душа как-то оскорбляет Бога или святость праздника, просто нелепо. Поэтому когда мы задаём вопрос, неужели нам к Пасхе быть грязными, непричесанными, то понятно, что раз уж мы не успели до этого постричься, то лучше это сделать перед Пасхой, чтобы в праздник выглядеть красиво, опрятно.
Каково отношение Церкви к заговорам в Чистый четверг?
Церковь относится к этому очень негативно и отрицательно. Никаких заговоров и никаких примет в отношении Чистого четверга и вообще какого-либо другого дня не существует. Кроме, может быть, примет, связанных с погодой. Но это является приметой в том смысле, что просто люди, живя долго в одной местности, видели какие-то закономерности, которые так или иначе складывались для их региона. Но, во-первых, это имеет отношение не к конкретному празднику или памятному дню, а ко времени года года. И, во-вторых, не имеет отношения к жизни самого человека, не значит, что он что-то должен сделать, чтобы потом это как-то положительно сказалось на его жизни. Это все язычество.
Обычаи и обряды чистого четверга
Существует огромное количество народных обычаев и обрядов, связанных с чистым четвергом. Конечно, стоит понимать, что все они по сути своей являются продолжением языческих традиций. Самое главное православному человеку в этот день – прийти в храм на службу и причаститься Святых Христовых Тайн, тем самым исполнив заповедь Господа, которую Он установил именно в день Великого четверга.
Молитвы чистого четверга
Молитвенные тексты этого дня содержат в себе воспоминания о Тайной Вечери, об установлении Таинства Причащения, о предательстве Христа Иудой. В них уже чувствуется скорбь о грядущих страданиях Господа.
Евангельское чтение Великого четверга предлагает нам к прочтению описание Тайной Вечери, составленное из рассказов всех четырех евангелистов.
В этот день за богослужением вместо «Херувимской песни» и причастных стихов поется молитва: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
Вечером совершается служба с чтением двенадцати Страстных Евангелий. Эти отрывки открывают нам полную картину страшных страданий Спасителя. Верующие стоят в храме с зажженными свечами в руках. После каждого чтения Евангелия хор с благодарением поет: “Слава долготерпению Твоему, Господи!”.
Другие материалы об этом дне читайте в рубрике Великий четверг
Чистый Четверг
Чи́стый Четве́рг – народное название Великого Четверга Страстной седмицы. В этот день Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии).
Блаженный Августин (Письма. 54.7): “Если ты спросишь о том, как возник обычай омовения, то, по размышлении, наиболее вероятным объяснением мне кажется следующее: тела кандидатов к крещению, грязные после сорокадневного поста, были бы весьма неприятны для органов чувств, когда люди подходят к крещальной купели, если бы незадолго до этого они не были вымыты. Так вот, этот день (Чистый четверг) был удачно выбран по случаю повсеместного празднования Тайной вечери. Так как эта уступка сделана катехуменам, то и многие другие хотят помыться в этот день и ослабить пост.”
В этот день те подвижники, кто не мылся с начала Великого Поста (т.е. более 40 дней) по традиции могут это сделать. В современном же смысле Чистый Четверг не потому именуется Чистым, что в этот день делают баню …, а потому что люди приходят, исповедуются и причащаются.
Что такое Чистый четверг и что нужно в этот день делать? Обязательно мыться и проводить уборку в доме?
В четверг Страстной седмицы вспоминается Тайная вечеря Господа с учениками и установление Спасителем Таинства Евхаристии, когда Господь, благословив хлеб, преломив его и дав апостолам, сказал «приимите, ядите; сие есть Тело Мое» ( Мк.14:22 ), после чего взяв чашу, благодарив, подал им и произнёс: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» ( Мк.14:24 ).
В воспоминание этого события Святая Церковь призывает своих верных чад утром прийти в храм и Причаститься, а вечером выслушать чтение двенадцати отрывков из Евангелия, рассказывающих о Крестной Жертве Христа.
Поучая на личном примере, что в Царстве Божьем, которое не от мира сего, не ценится ни суетная слава, ни пустое мирское величие, но ценится любовь и смирение, Христос Сам омыл ноги ученикам ( Ин.13:5 ). В Великий четверг, за богослужением, Церковь вспоминает это событие и через исполнение особого священного обряда, в процессе которого епископ омывает ноги священникам.
В прежние времена в Православной Церкви утвердился обычай совершать в этот день чинопоследование омовения престола (святой трапезы). Одно из наиболее ранних исторических упоминаний по этому поводу (дошедших до нас) относится к VII веку (оно принадлежит Исидору Севильскому).
С давних пор в этот день осуществлялась уборка в храме, очистка церковной утвари. Данная традиция связана с воспоминанием о приготовлении горницы, где состоялась Тайная вечеря, о приготовлении Пасхи двумя учениками, а также об омовении ног апостолов.
Имея это в соображении, понятно, почему верующие стремились навести в сей день порядок и в своих частных домах. Кроме того в этот день в некоторых домах принято печь куличи, красить яйца.
Чистый четверг: Какую паутину отмывать в Чистый четверг?
Чистый четверг – такое именование четверга Страстной седмицы хорошо известно в народе. Даже совершенно нецерковные люди с уважением относятся к этому дню.
Священник Сергий Круглов
Я знаю многих людей, далеких от Церкви, которые тем не менее каждый раз в Чистый четверг затевают дома уборку – что-то протирают, моют окна, пылесосят, отдавая таким образом своеобразную неосознанную религиозную дань Чистому четвергу.
Всё это само по себе неплохо. Но наша задача – тех, кто называет себя христианами, – по мере возможности разъяснять нашим близким и друзьям (если, конечно, они спрашивают и готовы нас слушать) христианский смысл Чистого четверга.
Чистый четверг – это четверг на Страстной седмице, которая вся представляется нам единым событием. И среди этих дней Чистый четверг выделяется особо. Понедельник, вторник – это дни напряженные, дни проповеди, дни борьбы, среда – предательство Иуды, пятница – страшный день распятия.
У каждого дня Страстной седмицы есть какой-то свой смысл, свой особый знак, причем знак трагический. А четверг – день чистый, светлый.
Конечно, он и печальный, но эта печаль внутри, она только у Спасителя на сердце. Он снова и снова говорит ученикам: «Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас»; «Я назвал вас друзьями»; «Я возлюбил вас» – очень большая степень дружеской любви. И вплоть до Гефсиманского сада, где Он просит учеников побыть рядом, Он с ними.
Я представляю себе такую ситуацию: Россия, 1937 год, муж и жена сидят дома, и они знают, что сегодня ночью за мужем должны прийти, что он – следующий… Вокруг них играют дети, которые не понимают, что происходит – мать всплакнет украдкой, отец пытается шутить, пытается быть ласковым, мягким, но внутри они знают, что будет дальше, и тревогу не скрыть…
Вот это семейная атмосфера пасхального седера, во время которого Христос с учениками празднуют Песах, праздник исхода народа из Египта, и на этом праздновании Господь «исполняет правду», доводит ситуацию до конца.
Он не просто вспоминает то событие, но говорит: это Я вывел вас из Египта. Это Я даю вам Свое Тело и Свою Кровь. Он полностью отдает всё, что только может Бог отдать человеку.
И теперь остается вторая половина задачи – Бог-то отдал, а человеку нужно всё это принять. Если человек не примет – всё пропадет даром. Великая тайна, великая трагедия и великая радость, что отношения Бога и человека – это отношения Отца и сына, отношения любящих друг друга, а не просто Творца и Его создания.
И вот, когда Господь с учениками собрались на Тайной вечере, Он сказал, что пришел не для того, чтоб Ему служили, но чтобы Самому послужить. Ученики спрашивают: как послужить, мы не понимаем?
И Он дает им знак, ритуальный иудейский знак – омывает им ноги. Всякому путнику, который устал, шел по жаре, по камням большое расстояние, как любимому гостю оказывали этот знак уважения, любви и почитания. Как у нас, например, мы бы дали зимой к печке прислониться, погреться.
И Господь омывает ученикам ноги, служит им, а затем благословляет пасхальную трапезу – преломляет хлеб и благословляет вино, говоря: «Это Тело Мое, это Кровь Моя». И эта общая трапеза за столом – высший момент единения.
Очень часто православные люди, не в меру и не по разуму постящиеся, имеют к еде некое манихейское отношение – еда чуть ли не скверна, нечто тленное, плотское. Это, конечно, не так. Еда – это благословение Божие, основа нашей жизни.
Другое дело, что в нашем порченом мире и еда бывает порченая – в падшем мире пала и еда. И Господь на Тайной вечери восстанавливает, очищает процесс пищи, исправляет древний грех чревоугодия – то безобразие, когда Адам и Ева съели плод с эдемского дерева. Он говорит, что пища свята, потому что самая главная пища, первая на вашем столе, – это «Тело Мое и Кровь Моя».
Как мать, которая в силу биологических причин отдает материнское молоко, часть себя, Господь отдает Свое Тело и Кровь, но не в силу некой механической причины, а по любви, потому что Он абсолютно свободен, Он может всё. Мать не может отдать себя на съедение детям, даже если очень захочет, а Он может, и Он это делает.
И оказывается, что сидение за столом, совместная трапеза – это не обыденщина и гулянка, которую привыкли порицать некоторые православные христиане, а вечеря любви, священнодействие. Причем священнодействие не как набор знаков, которые напоминают нам о чем-то (как, например, рипида, которой машет дьякон, прообразуя действие Духа Святого. Этот образ остался от опахала на Востоке – в жару было много мух, и надо было обмахивать священника и престол страусовыми перьями при совершении Литургии), а реальное, простое и понятное без перевода: Я даю тебе пищу с любовью.
И это отношение сохраняется у многих народов, например, грузинское застолье. Помните, как пел Окуджава: «Виноградную косточку в теплую землю зарою, и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, и друзей созову, на любовь свое сердце настрою, а иначе зачем на земле этой вечной живу»? Вот примерно это, древний архетип, не в смысле знака, а живое действие, которое живо в нас до сих пор: вместе сесть за стол, вместе преломить хлеб.
Во многих народах люди, даже враги, которые посетили твой дом, и вместе с которыми ты преломил хлеб, – отныне твои друзья, ты их должен защищать ценой своей жизни, потому что священный обычай гостеприимства и преломления хлеба гораздо выше, чем наши земные распри.
И то же самое происходит в Чистый четверг – священный, живой обряд, который не надо объяснять – Господь отдает Себя.
И конечно, Чистый четверг – это день, когда было установлено таинство Евхаристии. Хотя мы знаем, что пасхальный седер совершался ранее долгие века в память об исходе из Египта, но именно Сам Сын Божий, пришедший в мир, выявил его истинный смысл, завершил его до конца.
Не то что этот смысл был скрыт – о нем прикровенно говорили пророки, о нем постоянно напоминается в Ветхом Завете, – но некому было его исполнить. Пока не пришел, не родился Сам Богочеловек, некому было положить этот последний кусочек сверху, подлить последнюю капельку вина в чашу, взять в руки, подать и сказать: «Это Тело Мое, это Кровь Моя, которые Я отдаю вам, во оставление ваших грехов».
Поэтому, конечно, людям, которые приходят в эти дни в храм, хорошо бы об этом помнить. Напомнят ли им об этом православные родственники, посылая их в этот день в храм, прочтут ли они об этом в книге, или еще каким-то образом – не знаю.
Но мы знаем одно – любящим Бога вся споспешествует во благое, и человек, который действительно хочет знать смысл того, что происходит в храме в Страстную седмицу, всегда найдет возможность это узнать.
Чистый четверг – это именно день чистоты, потому что это день братства, любви, вот этой пасхальной трапезы. Пусть даже на сердце самого Спасителя горечь, боль и предчувствие тревоги, потому что Он знает, что будет дальше, но Он отдает Свою Любовь.
В этот день пасхальной трапезы, в день чистоты христиане, как и всегда, стараются подойти к Чаше Господней с чистыми руками, то есть очистить душу в таинстве исповеди, покаяния. И обычай наводить чистоту и мыть квартиру на Чистый четверг – в общем-то неплох. Но, намывая полы, окна и сметая паутину, всё-таки хорошо бы не забыть о паутине в нашей собственной душе.
Что такое великий четверг, и почему его называют чистым
Пасхальный четверг – это последний четверг перед пасхой (его также называют великим или чистым). В 2021 году он выпадает на 29 апреля (а сама пасха – соответственно, на 2 мая). В этот день православные пекут куличи, красят яйца и наводят полный порядок в доме.
Дело в том, что следующие 2 дня (пятница и суббота) являются наиболее строгими в плане поста. И заниматься домашней рутиной в это время нежелательно. А в воскресенье наступает главный праздник христианства, поэтому лучше успеть подготовиться к нему заранее.
История праздника
Согласно библейскому преданию, за три дня до распятия Иисус собрал своих 12 апостолов на Тайную вечерю. В своих учениях Христос постоянно утверждал, что надо вести смиренный образ жизни и любить ближнего. Вот и в тот вечер Спаситель омыл ноги собравшимся и разделил с ними хлеб с вином.
При этом в Библии говорится, что именно на той встрече Иисус сказал ученикам, что кто-то из них в ближайшее время предаст учителя. Господь предвидел грех Иуды, однако предпочел не называть его имени. К сожалению, так и произошло. В ночь с четверга на пятницу Иуда продал Иисуса за 30 серебряников.
Никто из исследователей так и не объяснил, из-за чего преданный ученик так поступил со Спасителем. Версий несколько. Одна из самых популярных гласит о том, что Иуда разочаровался в Иисусе как в учителе. По другой гипотезе, предатель хотел убедиться, сможет ли Христос спастись и продемонстрировать способности. Кроме того, ряд историков считают, что таким образом апостол хотел поднять восстание в Иерусалиме.
Тем не менее, верующие почитают этот день. Читается, что в Чистый четверг происходит обновление, всепрощение перед страшной казнью Иисуса Христа.
Традиции великого четверга: что можно и что нельзя делать
В Великий четверг православные моются. Но делать это надо не вечером, как считают многие, а рано утром — до восхода Солнца. При этом умывать лицо принято из серебряной посуды. Подойдет даже ложка. Просто зачерпните ей воду и полейте на лицо. Предки так очищались от грехов.
После этого тщательно убирались в домах: вытирали пыль, мыли полы, окна. Заглядывали, так сказать, во все уголки жилища. Считалось, что вместе с комнатной пылью уходит негатив.
Также в Чистый четверг принято пересчитывать все деньги. Причем не один раз, а три – до восхода солнца, в полдень и после заката. Эта традиция «приманивала» богатство.
И главная традиция Чистого четверга – это выпечка пасхальных куличей и покраска яиц. Многие уверены, что это надо делать в субботу, перед празднованием Пасхи. Но это неправильно. По традиции, тесто ставили в четверг утром, а к вечеру, прочитав молитву, приступали к делу. Кстати, от качества выпечки зависело, какой будет год. Если кулич получался пышным – ждать счастья и благополучия. Если же черствый – к болезням и бедности.
Обряды на великий четверг: как привлечь удачу
Чтобы снять с себя порчу — нужно умыться до заката, приговаривая следующие слова: «смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, все Чистым Четвергом снимается».
Если девушка не выходит замуж – во время уборки надо сказать: «как светел и красен Чистый Четверг, так и я для всех буду прекрасной».
От частых ссор в семье берут хлеб, сыплют на него соль и говорят: «солю, солю, посыпаю, счастье и покой в дом возвращаю».
Соль в принципе считалась священной в этот день. Верующие насыпали горсть в маленький мешочек и хранили год. Считалось, что после этого соль будет целебной.
Как празднуют великий четверг в разных странах
Чистый четверг почитают во многих странах мира. В Испании проходят религиозные шествия. Самые массовые – в городе Севилья. Паломники съезжаются туда и почитают Иисуса Христа.
В Италии хозяйки варят суп из мидий, выпекают хлеб с розмарином и изюмом и угощают гостей.
Во Франции события проходят в городе Лурде. Туда также съезжаются верующие и омывают на улице друг другу ноги.
В Греции выпекают национальный хлеб «цуреки» и красят пасхальные яйца.
В Финляндии в Чистый четверг принято самим делать пасхальных зайцев. Это животное считается символом плодородия и предвестником весны.
В США так же, как и в России пекут пасхальные куличи и красят яйца. А в Мексике активно готовятся к массовым гуляньям. Заготавливают на воскресенье фейерверки и маскарадные костюмы.
Что можно и что нельзя делать в великий четверг: позиция церкви
Отвечает священник Стефан Домусчи:
Можно ли в Чистый четверг посещать кладбище?
В Чистый четверг нужно посещать храм. Собственно, если у человека возникает вопрос, можно или нельзя идти на кладбище, это означает, что он желает понять, как правильно, и он желает сделать правильно. А если это так, то он, наверное, должен прислушаться к Церкви, которая в этот день вспоминает установление Тайной вечери и вспоминает страсти Христовы.
Они фактически происходили в день в пятницу, но так получилось, что служба, посвящённая этому событию, происходит в Чистый четверг вечером. Поэтому, естественно, если человек действительно хочет узнать, как в Церкви принято и как нужно поступить, чтобы быть вместе с Церковью и быть христианином, в таком случае он должен участвовать в литургии, должен причащаться в Чистый четверг, а вечером, по возможности, быть на чтении 12 Евангелий.
Можно ли в Чистый четверг заниматься уборкой?
Естественно, чистота в доме перед Пасхой должна быть. В то же время, духовная чистота несопоставимо важнее. В этот день крайне важно участвовать в богослужениях и, самое главное, осознавать святость этих дней.
Она заключается в том, что мы не повторяем то, что происходило когда-то, но становимся свидетелями тех событий, читая отрывки из Писания, слушая слова богослужебных текстов. Мы входим в опыт учеников, которые участвовали в Тайной вечери, в опыт предстояния перед крестом.
И это означает, что мы должны настроить свой внутренний слух на Евангелие. Если мы при этом суетимся, убираем, моем и думаем, что это очень важно, то это все равно, что навести порядок снаружи и не убрать свою душу, не привести её в порядок. Это неверно. В этом случае очень важно правильно расставить приоритеты.
Можно ли стричься в Чистый четверг?
Раньше оглашенных (готовящихся крещению) крестили в Страстную субботу. Они очень долго готовились к этому событию. И поэтому Чистый четверг действительно назывался чистым от того, что перед Пасхой они приводили себя в порядок, чтобы уже в пятницу и субботу об этом не думать, а думать о Христе умершем и воскресшем.
Восприятие этих вещей, как недопустимых, думаю, связано с тем, что раньше это сделать было сложнее, чем сейчас. Процесс мытья и стрижки был достаточно трудоёмким. Поэтому люди воспринимали это как некоторый труд. При этом они понимали, что трудиться в праздник не стоит, тем более в такие дни, когда время нужно посвятить совершенно иному.
Сейчас люди принимают душ раз в день, и это происходит в течение пяти минут и не составляет никакого труда. Считать, что принятие душа как-то оскорбляет Бога или святость праздника, просто нелепо. Поэтому когда мы задаём вопрос, неужели нам к Пасхе быть грязными, непричесанными, то понятно, что раз уж мы не успели до этого постричься, то лучше это сделать перед Пасхой, чтобы в праздник выглядеть красиво, опрятно.
Каково отношение Церкви к заговорам в Чистый четверг?
Церковь относится к этому очень негативно и отрицательно. Никаких заговоров и никаких примет в отношении Чистого четверга и вообще какого-либо другого дня не существует. Кроме, может быть, примет, связанных с погодой.
Но это является приметой в том смысле, что просто люди, живя долго в одной местности, видели какие-то закономерности, которые так или иначе складывались для их региона. Но, во-первых, это имеет отношение не к конкретному празднику или памятному дню, а ко времени года года. И, во-вторых, не имеет отношения к жизни самого человека, не значит, что он что-то должен сделать, чтобы потом это как-то положительно сказалось на его жизни. Это все язычество.
Богослужение великого четверга
Утром: Вечерня с Литургией Василия Великого.
Вечером: Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий.
Богословие великого четверга
«Смолкли вопли и стенания грешной души и не слышно более клика в нощи: Се Жених грядет, — ибо Жених уже пришел и в горнице убранной совершает великую Вечерю Любви. Вместо песни Се Жених грядет поется тропарь Великого Четверга: Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконнным судиям Тебе Праведнаго Судию предает…
Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его. Эта «крестная радость» и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается» (В. Зандер).
Да, именно так! В этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба этого дня, наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную. И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость.
Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос – Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; а кое-кто стремится к другому: к жизни лукавой, суетной…
Большой глубиной смысла наполнены тексты Утрени этого дня и как жалко, что мы их не слышим, потому, что эта Утреня должна совершаться по Уставу ночью и на практике ее совершают только в монастырях. В приходских храмах мы приходим сразу к Вечерне с Литургией.
Мы уже упоминали о тропаре Егда славнии ученицы… Прочитаем весь этот тропарь, который будет не раз петься на службе Великого Четверга по-русски: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господь, ко всем благой, слава Тебе!
Это не о Иуде, а о нас! Смотри, ты, читатель, слушатель, прихожанин… любитель стяжаний, к чему привела жадность. Смотри на пример Иуды и убегай от такого образа мыслей, как от огня.
А вот несколько текстов из канона на Утрени:
К таинственной трапезе все со страхом приблизившись, чистыми душами примем хлеб, оставаясь вместе с Владыкой, чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем, и сделать так, как мы увидели, друг другу покоряясь и друг другу ноги омывая, – ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал; но не услышал Иуда, раб и льстец.
Кивая головой, Иуда осуществлял злодеяние расчетливо, удобного времени ища, чтобы Судию предать на осуждение – Того, Кто всех Господь и Бог отцов наших.
«Один из вас», – взывал друзьям своим Христос, – «предаст Меня»; они же, оставив радость, тревогою и скорбью исполнялись: «Скажи, кто это», – говоря, «Боже отцов наших?»
Злополучный Искариот, закон любви забыв преднамеренно, ноги, те, что были омыты, приготовил к предательству; и вкушая Твой хлеб, Тело Божественное, поднял пяту на Тебя, Христе, и не захотел взывать: «Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!»
Принимал в десницу Тело, избавляющее от греха, бессовестный, и Божественную Кровь, изливаемую за мир; но не стыдился пить то, что продал за цену, не отвратился низости и не захотел взывать: «Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!»
Вновь и вновь Церковь в своих песнопениях Великого Четверга сопрягает эти две великие темы: Христос отдает Себя в пищу и питие — Иуда окончательно укореняется в мысли предать Учителя.
Но вот начинается Вечерня. Она плавно перейдет в Литургию и за этой Литургией смогут причаститься все желающие Истинных Тела и Крови Христовых.
Если и на Утрени мы слышали темы созревшего плана предательства и темы причащения, то на Вечерне и на Литургии эти темы достигают кульминации.
Чтец возглашает прокимен перед ветхозаветным чтением (паремией): Изми мя Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Стих: Иже помыслиша неправду в сердце весь день. И у нас перехватывает дыхание: Это же как будто возглас Самого Христа, Которому трудно поверить, что все неумолимо идет к страшной развязке…
Начинается литургия Василия Великого. Спокойная, величественная. Как полноводная река литургия несет нас к славной минуте причастия. Мы принимаем в себя Животворящие Тело и Кровь Христовы. Возможность причащаться и через это соединяться с Господом, принимать в себя Его животворную энергию и силу дана нам Христом на Тайной вечери. Мы – наследники Тайной вечери.
Наша литургия – вышла из Сионской горницы и будет продолжаться до скончания века. Напоминая это, каждый раз, на литургии, когда к верующим выносится Чаша произносятся слова: Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем (русский перевод: Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём»).
Сегодня, в Великий Четверг эта молитва поется вместо Херувимской песни.
Мы помним, что после Тайной вечери, Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад, где Христос стал молиться. Спаситель последние часы (один-два?) на воле. Ему не хочется быть одному. Хочется, чтобы твою грусть, твои последние минуты на свободе, перед мучениями, разделили близкие люди. Кто был для Христа самым близким, не считая Матери? Его ученики. Ученики были для Него семьей, самыми близкими. Спаситель просит: «Пободрствуйте со Мною…» Но утомленные ученики засыпают. Трижды просит их Христос пободрствовать и трижды они засыпают…
Вечером в Страстной Четверг совершается служба, которую можно было бы назвать «Моление в Гефсимании». Мы выходим на середину храма, точно в Элеонский сад. Мы читаем двенадцать Страстных Евангелий, вспоминая как Христа схватили, судили, убили. Это длинная и утомительная служба. Но это наше бодрствование со Христом! В руках у нас зажженные свечи, мы утомлены, но мы говорим: «Господи! Я тебя в эти минуты не оставлю, я не засну…»