Что такое цифровая торговля
Цифровизация в розничной торговле
Сфера розничной торговли была и остается одной из наиболее восприимчивых к различным инновациям. В прошедшем году цифровизация и информатизация ритейла набирали обороты, и сейчас ритейлерам необходимо решать новые задачи, чтобы использовать открывающиеся перед ними новые возможности и перспективы. Очевидно, что правильная и своевременная реакция на ситуацию на современном рынке розничной торговли даст компании преимущество перед конкурентами.
В российском ритейле, как и в мировом, наблюдается постоянный рост темпов цифровизации. Это обусловлено тем, что все больше потребителей активно используют цифровые технологии, а следовательно, чтобы соответствовать их предпочтениям и успешно конкурировать на рынке, требуется также внедрять и применять современные технологические решения. Что касается внедрения цифровых технологий, то российский рынок розничной торговли отличается все большей инновационностью. Ключевые тренды, изменившие мировой рынок ритейла, а именно Big Data, искусственный интеллект, дополненная реальность, блокчейн, уже активно влияют и на российские реалии.
Тенденции в сфере цифровизации российского ритейла
На сегодняшний день цифровизацию российского ритейла в значительной степени определяет изменение характера и модели поведения современного потребителя. Это обусловлено в том числе изменением среды – стремительным развитием технологий, возникновением цифровых экосистем и инновационных бизнес-моделей. Так, современные покупатели больше ценят удобство и экологичность, стремятся к экономии времени, требуют персонального подхода. Они активно используют цифровые технологии и различные каналы для получения информации. В целом наблюдается рост потребления, однако путь потребителя к приобретению становится многоканальным. Это приводит к необходимости изменений в розничной торговле.
Как показывает практика, наибольшую результативность дает комплексный подход при внедрении таких изменений. Например, в торговых сетях целесообразно не только внедрить системы для подсчета и анализа поведения посетителей, но и пересмотреть требования к персоналу и повысить производительность труда. С помощью цифровых технологий можно повысить эффективность операционной деятельности и, соответственно, уменьшить себестоимость товаров и сделать их более доступными на рынке.
При этом многие ритейлеры отмечают, что большинство российских потребителей с энтузиазмом относятся к техническим новшествам и охотно используют их в торговых объектах. Так, все более популярными становятся кассы самообслуживания, бесконтактные платежи, мобильные приложения торговых сетей.
Таким образом, в сфере цифровизации российского ритейла можно выделить 2 ключевых тенденции: активное применение современных технологий и стремление к глубокому анализу аудитории. Эти тенденции взаимосвязаны: технологичные торговые объекты привлекают современных потребителей, которые отличаются стремлением к развитию, а на основе анализа посетителей, зон их внимания и путей перемещения формируется адресное и более эффективное предложение. Цифровые системы позволяют ритейлеру накапливать информацию о потребителях, отслеживать историю покупок, анализировать спрос и оставаться востребованным для покупателей.
Цифровые технологии для повышения конкурентоспособности
В сфере розничной торговли сегодня выделяются 4 основополагающих направления цифровизации:
· работа с потребителями, включающая все этапы от возникновения интереса к торговой марке до момента совершения покупки;
· обеспечение операционной эффективности, в том числе результативности персонала, работы с продукцией, ценниками, выкладкой товара и др.;
· логистика и контроль поставок продукции;
· контроль работы ИТ-инфраструктуры и системы безопасности.
Каждый представитель розничной торговли, как и любых других отраслей бизнеса, стремится к достижению двух главных целей – повышению прибыли и сокращению затрат. Поэтому большинство ритейлеров уделяют максимум внимания в первую очередь работе с потребителями, поскольку именно это направление оказывает прямое влияние на рост прибыли.
Сегодня владельцы торговых точек понимают, насколько важно иметь максимально полную информацию о собственной аудитории. Кирилл Кирин, генеральный директор Market Music: «Анализ посетителей на основе технологии видеозрения позволит сформировать точный портрет целевой аудитории, повысить конверсию и эффективность рекламы. Он дает четкое представление о демографических особенностях аудитории торгового объекта и степени ее вовлеченности в мир бренда. Кроме того, эта технология позволит выявить точки с недостаточным уровнем конверсии посетителей в покупателей, своевременно отслеживать результаты маркетинговых активностей, накапливать статистические данные в режиме онлайн и сохранять историю посещаемости по каждой точке за определенный период времени. Поэтому современные программные решения с функцией распознавания лиц, использующие систему видеонаблюдения, становятся все более востребованными».
Данные, полученные с помощью анализа посетителей, необходимы для того, чтобы формировать персонализированные предложения для покупателей, ориентированные на их потребности, и таргетировать рекламу в торговой точке. Программные решения с функцией распознавания лиц используют видеокамеры для определения демографических особенностей посетителей и запускают на экранах в торговом зале трансляцию наиболее релевантного рекламного ролика, например, для молодого мужчины – рекламы спорттоваров, для девушки – парфюмерии и косметики. Это помогает привлекать больше покупателей в торговые объекты и стимулировать рост продаж определенных товарных групп.
Цифровые системы позволяют получать и использовать объективные данные для формирования аналитических отчетов, планирования маркетинговых стратегий. С помощью аналитики можно оценить эффективность новой рекламной кампании или решения и выявить направления, где требуется оптимизация, а также прогнозировать покупательский спрос. Все это поможет сократить расходы, выстроить наиболее эффективную маркетинговую стратегию, повысить качество обслуживания посетителей.
Внедрение современных цифровых решений в сфере розничной торговли дает возможность оптимизировать бизнес-процессы и получать больше необходимой информации, а значит, принимать более рациональные и обоснованные решения и успешно конкурировать на рынке.
Сложности при внедрении новых цифровых решений
Что касается наиболее распространенных проблем, связанных с внедрением цифровых технологий, то их наглядно иллюстрируют результаты опроса 100 отечественных компаний, проведенного НИУ ВШЭ при поддержке корпорации Microsoft в рамках подготовки доклада «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса».
К числу самых существенных проблем, с которыми сталкиваются компании при реализации различных проектов, относятся проблемы организационного характера. Так, для 54 % компаний сложность состоит в недостатке опыта создания и внедрения подобных проектов, для 49 % – в неправильной оценке сроков окончания работы над проектом, 48 % указывают на отсутствие достаточного количества квалифицированных сотрудников для реализации таких проектов и 48 % отмечают неэффективное взаимодействие между разными подразделениями.
Кроме указанных сложностей, связанных с организацией процесса внедрения цифровых решений, компании часто называли еще две распространенные проблемы, имеющие отношение к пользователям: 55 % компаний считают, что пользователи недостаточно компетентны с технологической точки зрения, а 47 % указывают на отсутствие заинтересованности и недостаточную вовлеченность.
Кроме того, показателем недостаточного уровня организации процесса цифровой трансформации отечественных компаний является отсутствие определенных стратегий, связанных с цифровизацией. Такая ситуация характерна для 83 % компаний. Многие из них не имеют четкого плана на ближайшие годы, связанного с внедрением цифровых решений.
Опрос показал, что дальнейшее развитие и активное использование цифровых технологий в компаниях замедляется вследствие ряда препятствий, причем среди них больше внешних факторов, нежели внутренних. Так, в качестве внешних факторов фигурируют экономическая нестабильность в целом по стране, недостаточно развитая информационно-коммуникационная инфраструктура, неготовность к широкому использованию цифровых систем. Внутренние факторы связаны прежде всего с финансированием: речь идет о немалой стоимости цифровых проектов, невысоком бюджете, серьезных расходах на внедрение и дальнейшую эксплуатацию решений.
При этом авторы доклада отмечают, что каждая из опрошенных компаний упоминала 7 разных факторов, которые становятся препятствиями для дальнейшего развития цифровых технологий. Это свидетельствует об отсутствии неких проблем глобального, всеобщего характера, характерных для российского рынка ритейла в целом.
Стоит отметить, что многие владельцы бизнеса до сих пор считают использование цифровых решений задачей исключительно технологического характера, которую должны выполнять назначенные для этой цели специалисты в области IT. Однако цифровая трансформация представляет собой не только развитие и внедрение новых технологий, но и изменение бизнес-процессов, новый уровень взаимодействия с партнерами и клиентами, новую систему управления и функционирования бизнеса. Речь идет о комплексных изменениях, затрагивающих все сферы деятельности компании и весь персонал, а не только IT-отдел. Четкое понимание этого обеспечит ритейлерам конкурентное преимущество.
Цифровые технологии в российском ритейле
На сегодняшний день все больше представителей ритейла переходят на новую модель ведения бизнеса, которая отличается ориентацией на работу с данными о посетителях в режиме реального времени.
Если говорить о темпах цифровизации, то здесь безусловным лидером пока остается отрасль интернет-торговли, которая сейчас активно развивается и наращивает объемы. Такая ситуация складывается не только на российском, но и на мировом рынке.
При этом большинство российских ритейлеров сегодня более чем серьезно относятся к воздействию цифровых технологий на бизнес-процессы. Владельцы бизнеса, руководство и специалисты осознают, что без внедрения современных цифровых решений уже невозможно удерживать свои позиции на рынке в условиях растущей конкуренции. В то же время многие организации стремятся внедрять самые необходимые решения, отсутствие которых уже начинает негативно сказываться на бизнесе, однако не торопятся развивать новые направления. Несмотря на это, постепенно к ритейлерам приходит понимание неизбежности происходящих изменений и их системного характера. Анализируя ситуацию в российском ритейле, можно отметить, что сейчас не просто используются инновационные цифровые решения, но и пересматриваются традиционные бизнес-модели, изменяются взаимоотношения с партнерами и потребителями. Цифровизация затрагивает различные сферы, и в ближайшем будущем ее темпы будут повышаться.
Десять технологий, которые изменят электронную коммерцию
Об эксперте: Андрей Тыщенко, региональный директор по России, СНГ и Восточной Европе, Dynamic Yield.
Эксперты называют 2021 год самым удачным временем для входа на рынок e-commerce. Но и тем, у кого уже есть интернет-магазин, важно держать руку на технологическом пульсе: использовать те инструменты, которые делают игроков конкурентоспособными и помогают развиваться с учетом притока покупателей.
Три фактора, которые влияют на электронную коммерцию
Онлайн-бизнес теперь внедряет ИТ-решения, оглядываясь на три важных социально-экономических фактора:
Даже те компании, у которых до 2020 года не было своего веб-сайта, внезапно вышли в онлайн. Но у новичков e-commerce зачастую не хватает серверной инфраструктуры, чтобы справиться с ростом трафика и требованиями, которые предъявляются к участникам рынка.
С другой стороны, такие компании, как Amazon и Walmart, уже обладают опытом и инфраструктурой, необходимыми для удовлетворения потребностей покупателей. Как следствие барьер для входа в глобальные маркетплейсы как никогда низок, а развиваться в «изоляции» сегодня уже абсолютно бессмысленно.
С появлением огромного количества онлайн-инструментов для быстрого создания лендинга с возможностями оформления заказа достаточно потратить несколько часов на оформление небольшого онлайн-магазина. Более того, сегодня многие социальные сети поддерживают возможность создания бизнес-аккаунта, поэтому стать бизнесменом может любой пользователь.
Игроки электронной коммерции внедряют инструменты для быстрой и бесшовной покупки прямо в ленты новостей или в видеоролики и стримы. Покупателю уже не нужно заходить ни на сайт онлайн-магазина, ни в маркетплейс, достаточно кликнуть просто на понравившийся объект в видео.
Какие технологические инструменты станут трендами 2021 года
Эксперты ожидают, что главными технологическими трендами 2021 года в сфере электронной коммерции станут следующие явления
1. Зерокодинг
Конструкторы и ПО с открытым кодом позволяют любому желающему войти в e-commerce и собрать готовое решение (онлайн-магазин, мобильное приложение) за короткие сроки, без знания программирования и необходимости в полноценной ИТ-команде.
2. Технологическая омниканальность
Онлайн-заказы и кастомизация выполняются с любых девайсов, причем бесшовно: с мобильных устройств, компьютера, планшета и даже телевизора. Согласно опросу HBR, 73% респондентов используют сразу несколько каналов во время совершения покупок.
Около 51% онлайн-покупателей совершают покупки через свои смартфоны.
3. Голосовая коммерция
По прогнозам Loop Ventures, к 2025 году 75% семей в США будут владеть «умными» колонками. Все больше потребителей будут использовать голосовой поиск, чтобы делать покупки в интернете, заказывать еду и организовывать свою жизнь.
Голосовые помощники (Amazon Echo, Alexa, «Алиса», Google Home), благодаря своему обновляемому функционалу, становятся персональными ассистентами по покупкам: от нахождения продукта в онлайн-магазинах до его покупки при помощи голосового управления. Они также напоминают пользователю о незавершенных покупках или предлагают подписки.
4. Оптимизация логистики с помощью алгоритмов машинного обучения
Главная цель онлайн-ретейлеров в 2021 году — свести время ожидания клиента до минимума. Идеальный вариант: заказ вечером — товар утром.
В Китае (где количество клиентов e-commerce лидирующее в мире) JD.com уже доставляет 90% своих посылок в течение одного дня. С точки зрения технологий это разработка алгоритмов машинного обучения, позволяющих оптимизировать маршрут каждого товара, компьютерное зрение и робототехника для работы на складе, а также блокчейн как способ записи пути товара (от поставщика до клиента).
Заместитель генерального директора SF Express Эдди Хуанг прогнозирует, что 12-часовая доставка станет нормой по всему Китаю к 2024 году. Западный потребитель пока о таком может только мечтать.
5. Персонализация и прогнозирование на основе Big Data
Онлайн-сервисы, мобильные приложения и устройства интернета вещей продолжат активно собирать информацию о пользователях.
По мнению экспертов из Kensium Solutions, Big Data будет использована для создания сверхперсонализированного опыта, причем не только для лояльных клиентов, но и для новых пользователей за счет прогностических систем.
Современные инструменты для персонализации контента и предложений способны не только предлагать похожие товары — этим уже никого не удивишь, но и предсказывать желания клиента, сравнивать его с похожими пользователями и персонифицировать под него целые страницы сайта или экраны мобильного приложения.
Движок сортировки от Dynamic Yield, разработанный на основе глубокого обучения, автоматически сортирует товары на продуктовых страницах. Движок работает, например, на сайте интернет-магазина KUPIVIP. Для каждого пользователя будет сформирован свой уникальный листинг в каждый момент времени. При создании листинга используется информация, собранная о пользователе и других похожих на него клиентов, также алгоритм учитывает остатки товаров, маржинальность, текущие промо-акции.
6. ИИ-системы для бесшовного опыта клиента и кастомизации продукта
В 2021 году ожидается рост использования чат-ботов, способных сопровождать клиентов от выбора товара/услуги до покупки и оформления доставки, а также супераппов, которые с помощью ИИ-алгоритмов предугадывают желания клиентов. Искусственный интеллект также будет использоваться в бэкенде и логистике.
7. Дополненная и смешанная реальность для демонстрации
Свыше 100 млн пользователей уже используют AR при покупке в интернете. Еще 35% готовы перейти в e-commerce, если смогут заранее увидеть или «примерить» товар. Создание реальных и сверхточных 3D-моделей позволит пользователю с помощью смартфона выбрать, рассмотреть и приобрести товар.
В 2020 году примерно 100 млн потребителей уже совершили покупки с использованием дополненной реальности.
8. Shoppable-видео
В 2021 году, чтобы купить товар или услугу, которую показывают в видео (в том числе в TikTok или Instagram), будет достаточно пары кликов и всего одной минуты.
Компании из e-commerce активно внедряют алгоритмы, способные не только предвосхищать покупательский интерес пользователя во время просмотра видео, но и осуществлять быстрые покупки. Аудитория для такой технологии — свыше 1 млрд человек.
9. Новые варианты оплаты
В 2021 году ожидается включение криптовалют в классические цифровые кошельки. Так, крупный интернет-ретейлер Overstock уже вступил в партнерские отношения с Coinbase, чтобы клиенты могли использовать биткоин в качестве способа оплаты.
Помимо увеличения продаж и конверсии для продавцов, использование электронного кошелька обеспечивает клиентам простоту использования и повышенную безопасность. Им больше не нужно вводить информацию о кредитной карте на веб-сайтах или давать свои карты офлайн-продавцам.
10. «Зеленые» технологии по сокращению выбросов и отходов
Согласно Harvard Business Review, 65% покупателей хотели бы приобретать продукты и услуги у компаний, которые руководствуются принципами устойчивого развития.
Крупные маркетплейсы идут навстречу общественным трендам. Amazon уже принял программу устойчивого развития: снижение отходов, выбросов и использование вторсырья. В 2021 году тенденции могут быть расширены в том числе и на потребление ресурсов при производстве, использование экотранспорта при доставке (в том числе дронов), снижение выбросов до нуля и переход ИТ-инфраструктуры на низкоэнергетическое потребление.
Электронная коммерция
E-commerce или электронная коммерция – это предпринимательская деятельность, которая, так или иначе, связана с распространением, рекламированием, продвижением, продажей услуг или товаров через Интернет. Если упростить, то любые действия с коммерческим уклоном в глобальной сети подпадают под определение онлайн-коммерция. Эта сфера зародилась в США, потом получила развитие в Европе и в конце 90-х годов прошлого века стала активно развиваться в Китае и России.
Электронная коммерция объединяет такие глобальные категории – онлайн-продажи, интернет-банкинг, бронирования билетов и отелей, транзакции в платежных системах, онлайн-маркетинг и реклама.
В техническом плане электронная коммерция в Интернете стоит на трёх основах – сервер, база данных и система доставки товара или услуги покупателю. Критически важна первая составляющая – качественный и быстрый сервер. База данных нужна крупным объектам, а доставка электронных товаров или услуг не требует сложной логистики.
Виды электронной коммерции в Интернете
Сфера E-commerce подразделяется на виды в зависимости от целевой аудитории, с которой работает компания:
Сегодня большую часть занимают ниши В2В и В2С. Сектор госзакупок имеет достаточно высокий порог входа, поэтому не выделяется массовостью. Хорошо развиваются ниши G2C и С2С. В любом случае, интернет-коммерция должна включать следующие элементы:
Как работает электронная коммерция
Рассмотрим принцип работы E-commerce на примере с заказом товара в онлайн-магазине. Алгоритм следующий:
Шаг первый – покупатель, просматривая онлайн-каталог, решает выбрать продукт. Его ПК или мобильное устройство через браузер взаимодействует с сервером, на котором находится магазин.
Шаг второй – сервер, получив заявку пользователя, отправляет её менеджеру в систему обработки заказов.
Шаг третий – Менеджер делает запрос в базу данных о наличии товара на складе. Если товара нет, то делается запрос производителю, выясняется время поставки на склад, после чего клиенту предоставляется конкретная информация.
Шаг четвертый – если товар на складе, сотрудник магазина продолжает обработку заявки.
Шаг пятый – обращение к финансовой системе с запросом на обработку транзакции – оплаты от клиента.
Шаг шестой – финансовая система разрешает или блокирует проведение сделки в зависимости от ситуации со счетом клиента (недостаток денег, нерабочая карта и другое). Если сделка совершается успешно, то менеджер подтверждает транзакцию и уведомляет об этом сервер.
Шаг седьмой – сервер выводит покупателю сообщение, что оплата успешно проведена, заказ принят в обработку.
Шаг восьмой – заявка направляется на склад, где формируется товар для отправки по адресу клиента.
Шаг девятый – сотрудники логистического отдела доставляют товар клиенту.
Шаг десятый – после отправки заказа со склада, сервер высылает клиенту оповещение на e-mail или телефон (SMS), что товар находится в пути.
Алгоритм для онлайн-сервисов, интернет-банкинга примерно одинаковый за исключением, что услуги могут не иметь физического воплощения. Например, продажа доступа к полному функционалу программы, покупка электронных книг и другое.
Примеры электронной коммерции
Приведем несколько ниш успешной реализации E-commerce:
Начиная с 1998 года электронная коммерция плавно вышла на оборот 3-3,5 триллионов долларов за 20 лет деятельности. Лидеры E-commerce – Китай, США. Россия занимает 10 место в рейтинге, но имеет хорошие шансы подняться на несколько ступенек выше, благодаря плотному сотрудничеству с китайскими онлайн-гигантами – Али Экспресс, Тао-Бао и другими.
Преимущества и недостатки
Электронная коммерция, как и любая ниша на рынке, имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим подробнее.
Недостатки электронной коммерции:
Резюме
Мы изучили, что такое электронная коммерция. Узнали, какие виды E-commerce используются на рынке, в каких нишах активно развивается электронная торговля. Несмотря на серьезные вызовы для каждой компании, за бизнесом в сети будущее торговли.
Цифровизация в торговле
Сфера розничной торговли была и остается одной из наиболее восприимчивых к различным инновациям. В прошедшем году цифровизация и информатизация ритейла набирали обороты, и сейчас ритейлерам необходимо решать новые задачи, чтобы использовать открывающиеся перед ними новые возможности и перспективы. Очевидно, что правильная и своевременная реакция на ситуацию на современном рынке розничной торговли даст компании преимущество перед конкурентами.
Тенденции в сфере цифровизации российского ритейла
На сегодняшний день цифровизацию российского ритейла в значительной степени определяет изменение характера и модели поведения современного потребителя. Это обусловлено в том числе изменением среды – стремительным развитием технологий, возникновением цифровых экосистем и инновационных бизнес-моделей. Так, современные покупатели больше ценят удобство и экологичность, стремятся к экономии времени, требуют персонального подхода. Они активно используют цифровые технологии и различные каналы для получения информации. В целом наблюдается рост потребления, однако путь потребителя к приобретению становится многоканальным. Это приводит к необходимости изменений в розничной торговле.
Как показывает практика, наибольшую результативность дает комплексный подход при внедрении таких изменений. Например, в торговых сетях целесообразно не только внедрить системы для подсчета и анализа поведения посетителей, но и пересмотреть требования к персоналу и повысить производительность труда. С помощью цифровых технологий можно повысить эффективность операционной деятельности и, соответственно, уменьшить себестоимость товаров и сделать их более доступными на рынке.
При этом многие ритейлеры отмечают, что большинство российских потребителей с энтузиазмом относятся к техническим новшествам и охотно используют их в торговых объектах. Так, все более популярными становятся кассы самообслуживания, бесконтактные платежи, мобильные приложения торговых сетей.
Таким образом, в сфере цифровизации российского ритейла можно выделить 2 ключевых тенденции: активное применение современных технологий и стремление к глубокому анализу аудитории. Эти тенденции взаимосвязаны: технологичные торговые объекты привлекают современных потребителей, которые отличаются стремлением к развитию, а на основе анализа посетителей, зон их внимания и путей перемещения формируется адресное и более эффективное предложение. Цифровые системы позволяют ритейлеру накапливать информацию о потребителях, отслеживать историю покупок, анализировать спрос и оставаться востребованным для покупателей.
Цифровые технологии для повышения конкурентоспособности
В сфере розничной торговли сегодня выделяются 4 основополагающих направления цифровизации:
· работа с потребителями, включающая все этапы от возникновения интереса к торговой марке до момента совершения покупки;
· обеспечение операционной эффективности, в том числе результативности персонала, работы с продукцией, ценниками, выкладкой товара и др.;
· логистика и контроль поставок продукции;
· контроль работы ИТ-инфраструктуры и системы безопасности.
Каждый представитель розничной торговли, как и любых других отраслей бизнеса, стремится к достижению двух главных целей – повышению прибыли и сокращению затрат. Поэтому большинство ритейлеров уделяют максимум внимания в первую очередь работе с потребителями, поскольку именно это направление оказывает прямое влияние на рост прибыли.
Сегодня владельцы торговых точек понимают, насколько важно иметь максимально полную информацию о собственной аудитории. Кирилл Кирин, генеральный директор Market Music: «Анализ посетителей на основе технологии видеозрения позволит сформировать точный портрет целевой аудитории, повысить конверсию и эффективность рекламы. Он дает четкое представление о демографических особенностях аудитории торгового объекта и степени ее вовлеченности в мир бренда. Кроме того, эта технология позволит выявить точки с недостаточным уровнем конверсии посетителей в покупателей, своевременно отслеживать результаты маркетинговых активностей, накапливать статистические данные в режиме онлайн и сохранять историю посещаемости по каждой точке за определенный период времени. Поэтому современные программные решения с функцией распознавания лиц, использующие систему видеонаблюдения, становятся все более востребованными».
Данные, полученные с помощью анализа посетителей, необходимы для того, чтобы формировать персонализированные предложения для покупателей, ориентированные на их потребности, и таргетировать рекламу в торговой точке. Программные решения с функцией распознавания лиц используют видеокамеры для определения демографических особенностей посетителей и запускают на экранах в торговом зале трансляцию наиболее релевантного рекламного ролика, например, для молодого мужчины – рекламы спорттоваров, для девушки – парфюмерии и косметики. Это помогает привлекать больше покупателей в торговые объекты и стимулировать рост продаж определенных товарных групп.
Цифровые системы позволяют получать и использовать объективные данные для формирования аналитических отчетов, планирования маркетинговых стратегий. С помощью аналитики можно оценить эффективность новой рекламной кампании или решения и выявить направления, где требуется оптимизация, а также прогнозировать покупательский спрос. Все это поможет сократить расходы, выстроить наиболее эффективную маркетинговую стратегию, повысить качество обслуживания посетителей.
Внедрение современных цифровых решений в сфере розничной торговли дает возможность оптимизировать бизнес-процессы и получать больше необходимой информации, а значит, принимать более рациональные и обоснованные решения и успешно конкурировать на рынке.
Сложности при внедрении новых цифровых решений
Что касается наиболее распространенных проблем, связанных с внедрением цифровых технологий, то их наглядно иллюстрируют результаты опроса 100 отечественных компаний, проведенного НИУ ВШЭ при поддержке корпорации Microsoft в рамках подготовки доклада «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса».
К числу самых существенных проблем, с которыми сталкиваются компании при реализации различных проектов, относятся проблемы организационного характера. Так, для 54 % компаний сложность состоит в недостатке опыта создания и внедрения подобных проектов, для 49 % – в неправильной оценке сроков окончания работы над проектом, 48 % указывают на отсутствие достаточного количества квалифицированных сотрудников для реализации таких проектов и 48 % отмечают неэффективное взаимодействие между разными подразделениями.
Кроме указанных сложностей, связанных с организацией процесса внедрения цифровых решений, компании часто называли еще две распространенные проблемы, имеющие отношение к пользователям: 55 % компаний считают, что пользователи недостаточно компетентны с технологической точки зрения, а 47 % указывают на отсутствие заинтересованности и недостаточную вовлеченность.
Кроме того, показателем недостаточного уровня организации процесса цифровой трансформации отечественных компаний является отсутствие определенных стратегий, связанных с цифровизацией. Такая ситуация характерна для 83 % компаний. Многие из них не имеют четкого плана на ближайшие годы, связанного с внедрением цифровых решений.
Опрос показал, что дальнейшее развитие и активное использование цифровых технологий в компаниях замедляется вследствие ряда препятствий, причем среди них больше внешних факторов, нежели внутренних. Так, в качестве внешних факторов фигурируют экономическая нестабильность в целом по стране, недостаточно развитая информационно-коммуникационная инфраструктура, неготовность к широкому использованию цифровых систем. Внутренние факторы связаны прежде всего с финансированием: речь идет о немалой стоимости цифровых проектов, невысоком бюджете, серьезных расходах на внедрение и дальнейшую эксплуатацию решений.
При этом авторы доклада отмечают, что каждая из опрошенных компаний упоминала 7 разных факторов, которые становятся препятствиями для дальнейшего развития цифровых технологий. Это свидетельствует об отсутствии неких проблем глобального, всеобщего характера, характерных для российского рынка ритейла в целом.
Стоит отметить, что многие владельцы бизнеса до сих пор считают использование цифровых решений задачей исключительно технологического характера, которую должны выполнять назначенные для этой цели специалисты в области IT. Однако цифровая трансформация представляет собой не только развитие и внедрение новых технологий, но и изменение бизнес-процессов, новый уровень взаимодействия с партнерами и клиентами, новую систему управления и функционирования бизнеса. Речь идет о комплексных изменениях, затрагивающих все сферы деятельности компании и весь персонал, а не только IT-отдел. Четкое понимание этого обеспечит ритейлерам конкурентное преимущество.
Цифровые технологии в российском ритейле
На сегодняшний день все больше представителей ритейла переходят на новую модель ведения бизнеса, которая отличается ориентацией на работу с данными о посетителях в режиме реального времени.
Если говорить о темпах цифровизации, то здесь безусловным лидером пока остается отрасль интернет-торговли, которая сейчас активно развивается и наращивает объемы. Такая ситуация складывается не только на российском, но и на мировом рынке.
При этом большинство российских ритейлеров сегодня более чем серьезно относятся к воздействию цифровых технологий на бизнес-процессы. Владельцы бизнеса, руководство и специалисты осознают, что без внедрения современных цифровых решений уже невозможно удерживать свои позиции на рынке в условиях растущей конкуренции. В то же время многие организации стремятся внедрять самые необходимые решения, отсутствие которых уже начинает негативно сказываться на бизнесе, однако не торопятся развивать новые направления. Несмотря на это, постепенно к ритейлерам приходит понимание неизбежности происходящих изменений и их системного характера. Анализируя ситуацию в российском ритейле, можно отметить, что сейчас не просто используются инновационные цифровые решения, но и пересматриваются традиционные бизнес-модели, изменяются взаимоотношения с партнерами и потребителями. Цифровизация затрагивает различные сферы, и в ближайшем будущем ее темпы будут повышаться.