Что такое царствие небесное православие
Что такое царствие небесное православие
Иисус Христос сказал, что нужно искать в первую очередь Царство Небесное, а остальное приложится. Можно ли считать, что этот поиск и составляет смысл жизни человека? Что такое это Царство Небесное? Что значит, что оно внутри нас? Есть ли реальные люди, которые уже нашли это Царство и могут ли они поделиться, что нужно делать для этого? Я, наверное, задаю вопросы как новичок, но я действительно не понимаю. Объясните, пожалуйста. Спасибо заранее.
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2). Достичь вечного блаженства в нем – конечная цель нашей жизни.
Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром: Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс.102:19). Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. При таком понимании открывается нам смысл прошения молитвы Отче наш: да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф.6:10). Божие Царство только тогда для каждого из нас уже в земной жизни становится реальным, когда мы стремимся исполнить волю Господа. Если же люди живут своевольно и работают греху, то реально для них лишь царство диавола. Только тогда, когда Господь лишает сатану власти над нами (если мы осознанно к этому стремимся), мы вновь оказываемся у невидимых, но реальных, врат Царства Божия. Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего (Ин.18:36). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин.18:36).
Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства. Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа (Ин 3:1-8). Оно не является принадлежностью только иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф.8:11). Все верующие в Иисуса Христа получают его в дар, ответив на призыв Господа (1Фесс.2:12): Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк.22:29). Оно возрастает подобно зерну горчичному (Мф.13:31) и подобно закваске изменяет жизнь (Мф.13:33). Для верующих в Евангелие и покаявшихся Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр.11:15).
Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – Мф.5:3-12). Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Греч. предлог entos означает внутри, но с существительными и местоимениями множественного числа может быть понят и как по(среди). У современных исследователей встречается попытка изъяснять данный стих словами посреди вас (см. Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту, М.,2004, с.196). Однако в святоотеческой экзегетике, начиная с Оригена, данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13).
Святые уже здесь приобщаются к Царству благодати. Н.А. Мотовилов рассказывает о беседе с преп. Серафимом Саровским: «И когда я взглянул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, разговаривающего с вами. Вы, например, видите движение уст его и его глаз, изменение в самих очертаниях лица, чувствуете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один ослепительнейший свет, простирающийся на несколько сажен кругом…» (Записки Николая Александровича Мотовилова…, М., 2005, с.212). Как это достигается? По словам св. Серафима: Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего.
О Царстве Божием
Некоторые христиане ошибочно думают, будто Царство Божие установится на небесах и лишь в будущем. Но разве Спаситель не говорил: «Приблизилось Царство Небесное»? Разве не вразумлял слушателей Своих, чтобы приняли они это Царство и вошли в него? Нет, братья! Царство Небесное есть и начнется на земле этой, среди людей; оно есть невидимая, внутренняя жизнь человека, когда он полностью подчиняет свое сердце евангельской истине и живет согласно заповедям Спасителя. Вот как объяснял это апостол Павел: Божие Царство не есть лишь «пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».
Жизнь человека состоит из двух составляющих: одна – внутренняя, невидимая, вторая – внешняя, видимая. Первая – это все духовные качества и помыслы человека, то есть мышление, рассуждение, намерение, желание, наклонности, любовь и ненависть, радость или печаль. Одним словом, все то, что человек чувствует внутри своего сердца. А вторая – это все видимые действия человека: речь, движение и все остальные многочисленные внешние физические действия. Понятно, что все эти внешние действия человека и вся его видимая жизнь зависят от внутренних его душевных свойств; следовательно, любые дела и поступки человека являются такими, каковыми являются его духовные свойства и наклонности, так как человек делает и проявляет только то, что есть в его сердце и разуме. Но когда Спаситель говорит: «Приблизилось Царство Небесное, примите его и войдите в него», – тем самым Он учит нас, чтобы мы подчинили сердце и душу свою Божиему Евангелию, чтобы вся внутренняя, духовная жизнь строилась согласно евангельским заповедям; чтобы мысли и желания, свойства и наклонности, любовь и ненависть – все было подчинено слову Божиему. А когда мы достигнем этого состояния и когда вся наша внутренняя жизнь будет подчинена Евангелию, тогда и внешние наши действия будут добрыми, богоугодными, тогда все наше существо войдет в Царство Божие.
«Что же делать? – скажет иной. – Я и вправду всем сердцем желаю быть принадлежащим Царству Божию… Да и кто же не желает этого?! Но грехи и бессилие мое не пускают меня, земля и сама плоть моя удерживают меня». Все это прекрасно знал и понимал Спаситель, поэтому и сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Есть только одно условие, при котором человек может войти в Церковь Божию, – покаяние. Человек, который по-прежнему прилеплен к греху, сердце которого полно лишь недобрых стремлений, только после покаяния сможет войти в Царство Божие.
Пример того, что такое покаяние и как должен каяться человек, – покаяние грешной женщины из Евангелия (см.: Лк. 7: 36–38). Когда Спаситель наш находился в доме фарисея Симона, женщина эта, не боясь того, что грех и позор ее станут известны всем присутствующим там, упала в ноги Спасителю, слезами своими омыла их и волосами своими осушила их; при этом она не произнесла ни одного слова, только стоны и плачь говорили о том, как отягощена была совесть ее, как ей было стыдно за грехи свои, как переживала она за бесчестие свое и каким горячим сердцем и с какой надеждой вымаливала прощение Господа. Точно так же должен каяться и ты, брат мой; так же и тебе должно быть стыдно за грехи свои; так же и ты должен переживать бесчестие свое, коль желаешь заслужить Царство Небесное. Оно словно богатый и знаменитый город, жители и купцы которого весьма состоятельны и знатны. Может ли какой-нибудь нищий поравняться с ними, не должен ли он сначала приобрести равного богатства? Так же и христианин – если он сначала не приобретет духовного богатства, которое есть добродетель, не будет причислен к тем, кто пребывает в Царстве Небесном.
А теперь, брат мой возлюбленный, зная все это, углубись в себя, оцени и скажи себе, можешь ли ты считать себя достойным Царства Небесного? Получил ли гражданство духовного царства? Или до сих пор являешься духовно нищим и не можешь причислить себя к тем, кто достоин Царства Божиего? Уже давно Царство сие звонит в колокол у сердца твоего и ждет, что ты примешь его, но, увы! не видит до сих пор покаяния твоего – а ты обещал это; не видит до сих пор, чтобы ты отверг землю и порожденные ею грехи.
Не говори, брат, что ты христианин, что ты был крещен, что веришь в Евангелие, ходишь в храм и своевременно причащаешься. Все это, конечно, хорошо, и без этого, конечно, человек не сможет войти в Царство Небесное. Однако человек может все это исполнять как должно, но все же не быть гражданином Царства Божия, ибо формально хоть и совершает все это, но сердце его все же подчинено греху и привязано к земле, все же земное он любит больше, чем Господа.
Брат мой возлюбленный! Все свое сердце и разум свой должен ты подчинить Евангелию! Не можешь ты служить двум господам одновременно – и земному, и Богу. Господь не примет половину твоего сердца; Он желает, чтобы все сердце твое и весь разум твой принадлежали Ему. Пожертвуй Ему все сердце. Велико и желанно звание твое, брат, которым удостоил тебя Господь, – быть гражданином Царства Божия.
Спаситель утвердил на земле Царство сие и нам, христианам, доверил распространение, укрепление и усиление его. Каждый из нас должен приложить все силы и средства, чтобы способствовать распространению Царства Его. Если жизнь твоя добрая и добродетельная, если словом и делом стараешься ты расширять и укреплять Царство Божие, тогда знай, что ты друг Христа, поскольку ты соработаешь Ему, являешься помощником Его; а если плохим, недостойным своим поведением ты препятствуешь этому и соблазняешь брата своего, то окажешься врагом Христа, поскольку таким поведением ты рушишь здание Его, ты разоряешь Царство Его.
Возрадуемся же, братья, так как Господь всем нам дал достоинство Царства Своего! Но будем почтительны и осторожны, дабы из-за грехов своих не потерять эту честь.
Царство Божие (Небесное)
«…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»
( Мф.4:17 )
Ца́рство Бо́жие 1) — Царство Небесное, область обитания светлых ангелов и почивших о Господе святых (людей); 2) Церковь Христова; 3) действие благодати Святого Духа в уверовавшем в Иисуса Христа человеке; 4) (иногда) весь мир, как находящийся под властью Надмирного Царя, Бога.
Во всей полноте Царство Божье откроется после Второго Пришествия Христова.
Царство Небес (Небесное) – это словосочетание встречается только в Евангелии по Матфею. Другие евангелисты говорят о Царстве Божием (Бога). Евреи из благочестивых побуждений избегали употребления имени Бога и заменяли его разными описательными оборотами: Небо, Великий Царь, Имя и т.д.
Царство Божие есть состояние человеческого естества, обновленного Божественной благодатью, есть воцарение Иисуса Христа в человеческом уме и сердце действием Святого Духа. Царство Божие в этом веке не приходит внешним образом, но обретается внутри человека. Об этом сказал Иисус Христос: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лук.17:20-21 ).
Царство Божие в человеке есть пребывание Бога внутри любящего Его человека: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23,24 ); «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ). Вселяясь в человека благодатью Святого Духа и пребывая в нем, Христос становится для «тех, кои предают себя Его царству и господству, Путеводителем, Правителем, Учителем, Пестуном, Предстателем, Помощником, Избавителем от всякого греха» (св. Симеон Новый Богослов).
Силой созидающей Царство Божие в человеке является благодать Святого Духа. Для подвизающегося христианина нет ничего драгоценнее ее, потому что с ее помощью душе, истинно верующей во Христа предстоит из испорченного и порочного состояния «перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, сделаться естеством новым» (св. Макарий Египетский). Поэтому апостол Павел сказал, что Царство Божие есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим.14:17 ). Поэтому святые отцы назвали саму благодать Святого Духа Царствием Божьим, использовали слова Царство Божие и благодать как синонимы. «Подвизайтесь, – говорит св. Симеон Новый Богослов, – стяжать сознательно внутрь нас Царство Небесное, то есть благодать Святого Духа», «Царствие Божие есть Святой Дух», – говорит св. Максим Исповедник и св. Григорий Нисский. Для стяжания благодати Святого Духа необходим христианский подвиг, обнаруживающий решимость человека жить в Боге.
Спаситель уподобляет Царство Небесное:
митрополит Иларион (Алфеев):
Нравственное учение Христа построено на фундаментальном утверждении о Царстве Божием как о реальности не только будущего, посмертного существования, но и земной жизни человека. По словам Спасителя, Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф.11:12 ), то есть восхищают здесь, на земле. В притчах Иисуса Царство Божие уподобляется семени, брошенному в землю (см.: Мф.13:24 ); зерну горчичному (см.: Мф.13:31 ); закваске в тесте (см.: Мф.13:33 ); сокровищу, скрытому на поле (см.: Мф.13:44 ); драгоценной жемчужине (см.: Мф.13:45 ); неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода (см.: Мф.13:47 ); царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (см.: Мф.18:23 ); хозяину дома, нанявшему работников в виноградник свой (см.: Мф.20:1 ); царю, сделавшему брачный пир для сына своего (см.: Мф.22:2 ). Все эти образы заимствованы из повседневной человеческой жизни и обращены к опыту человека, живущего в мире сем, а не уже перешедшего в мир иной.
Христос говорит о том, что Царство Небесное принадлежит нищим духом (см.: Мф.5:3 ), изгнанным за правду (см.: Мф.5:10 ), детям (см.: Мф.19:14 ), о том, что Царство Его не от мира сего ( Ин.18:36 ). Обращаясь к ученикам, Спаситель увещевает их: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство ( Лк.12:32 ). Таким образом, Царство Божие уже даровано, уже осуществляется в жизни христиан. Через веру во Христа и следование Его заповедям люди приобщаются к тому Царству Божию, полнота которого будет реализована после Второго Пришествия Спасителя, но которое тем не менее уже незримо присутствует в Церкви, составляя сердцевину ее бытия.
митрополит Сурожский Антоний :
Евангелие говорит нам, что Царство Божие прежде всего внутри нас самих. Если мы не можем найти Царства Божия внутри себя, если мы не можем встретить Бога внутри, в своих глубинах, то очень маловероятно, чтобы мы Его встретили где-то вне себя.
Когда первый космонавт Гагарин возвратился из «космоса» и сделал свое знаменитое заявление, что Бога в небесах он не встретил, один московский священник заметил, что «если Вы не встретили Его на земле, Вы никогда не увидите Его на небесах». Если я не могу соприкоснуться с Богом, так сказать, под собственной кожей, в том маленьком мире, которым я являюсь, то очень маловероятно, что даже встретив Его лицом к лицу, я Его узнаю.
Святой Иоанн Златоустый сказал:
«Найди дверь своего сердца, и ты увидишь, что это дверь в Царство Божие«. Поэтому обращаться надо внутрь себя, а не наружу – но особым образом. Речь не о том, чтобы прибегнуть к самоанализу; я также не имею в виду, что внутрь надо идти приемами психоанализа или психологии. Это не путешествие в сущность моего собственного «я»; это путь через, сквозь мое «я», чтобы из собственных глубин вынырнуть там, где Бог есть, где Бог и мы встретимся.
иеромонах Иов (Гумеров):
С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.3:2 ).
Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие ( Мф.6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43 ). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром. Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим.
Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего ( Ин.18:36 ). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда ( Ин.18:36 ).
Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства. Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа ( Ин.3:1-8 ). Оно не является принадлежностью только иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном ( Мф.8:11 ). Все верующие в Иисуса Христа получают его в дар, ответив на призыв Господа (1Фесс.2:12): Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство ( Лк.22:29 ). Оно возрастает подобно зерну горчичному ( Мф.13:31 ) и подобно закваске изменяет жизнь ( Мф.13:33 ). Для верующих в Евангелие и покаявшихся Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков ( Откр.11:15 ).
Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – Мф.5:3-12 ). Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). В святоотеческой экзегетике, начиная с Оригена, данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13).
Святые уже здесь приобщаются к Царству благодати. Н.А. Мотовилов рассказывает о беседе с преп. Серафимом Саровским: «И когда я взглянул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, разговаривающего с вами. Вы, например, видите движение уст его и его глаз, изменение в самих очертаниях лица, чувствуете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один ослепительнейший свет, простирающийся на несколько сажен кругом…» (Записки Николая Александровича Мотовилова…, М., 2005, с. 212). Как это достигается? По словам св. Серафима: Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего.
Царство Божие понимается более как состояние души, нежели конкретное место. «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Цель жизни христианской состоит в достижение единства с Богом, раскрытие в человеке образа и подобия Бога. Мы можем наследовать Царствие Божие, лишь если во всём уподобимся Богу: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ).
Что такое Царство Небесное?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вопрос читателя:
Когда Христос говорит о Царствии Небесном, все понимают, что речь не о материальном небе, тем более, что в другом месте о Царствии Небесном сказано «внутрь вас есть». Почему же, когда читают о сотворении неба и земли в книге Бытия, или о сотворении новых неба и земли в Откровении Иоанна Богослова, все считают, что речь идёт о материальных небе и земле?
Отвечает иерей Петр Гурьянов:
Уважаемый Александр, такого разброса мнений не стоит пугаться. Вспомните, что и в обычной жизни мы не всегда употребляем слова в их первом значении. Например, «дом» может означать и собственно здание дома, и квартиру как жилище конкретного человека или семьи, и саму семью (дом Романовых). «Очаг» может значить и собственно очаг, на котором готовится еда, и дом (домашний очаг). Носителю языка или человеку, который хорошо знает язык, нетрудно понять, что имеет в виду говорящий или пишущий. С Писанием сложнее, поэтому мы обращаемся к толкователям, которые стремятся раскрыть нам все смыслы библейских фраз и выражений для полноты понимания.
И вы знаете, «небо и земля» из Книги Бытия или Откровения по мнению некоторых толкователей обозначают не просто то небо и ту землю, которые мы с вами видим.
В Книге Бытия небо и земля — как названия двух противоположных «полюсов» мира — могут обозначать всю вселенную (см. Пс. 101:26; Ис. 65:17; Иер. 23:24; Зах. 5:9).
Некоторые толкователи (Феоф. Ант., Василий Великий, Феодорит, Ориген, Иоанн Дамаскин, и др.) говорят, что «небо» может обозначать мир невидимый (Ангелов), а земля — мир видимый.
Вы говорите, вероятно, об этой цитате из Откровения: «И увидел я новое Небо и новую Землю, ибо прежнее Небо и прежняя Земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1).
Главное, о чем тут идет речь — обновление всего мироздания. Опять же, можно толковать «небо и землю» здесь и как синоним слова вселенная, и как действительно новые небо и землю, но что это такое, все равно от нас сокрыто.
Как видите, тут апостол Иоанн Богослов не описывает, какие именно эти земля и небо, а говорит просто «новые». Будущие небо и земля должны быть противоположностью прежним, погибшим, то есть другими, а какими — мы не знаем. «Как будет происходить самое изменение вселенной, сие должно быть изъято из предметов нашего любопытства», — говорит святитель Григорий Нисский.
«В мировом пожаре, — пишет блаженный Августин, — уничтожатся совершенно от огня те свойства тленных стихий, которые соответствовали нашим тленным телам, и мир, обновившись к лучшему, получит полное приспособление к людям, обновившимся к лучшему и во плоти» [«О граде Божием» 10:16].
Усиливая выражение об изменении прежнего мира, Иоанн добавляет, что моря уже нет. Прежнего моря не будет, ибо не будет в нем никакой нужды, но будет ли новое море и какое, об этом Апокалипсис совершенно умалчивает. Иоанн созерцает новый город, святой Иерусалим, сходящий с неба от Бога, как особое нарочитое создание Божией благодати для обновленного человечества, как место общения с Богом.
«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21) — это выражение, которое обозначает как раз не некоторое пространство, а состояние человека. «Царствие небесное — мир Христов. В душе, в которой от покорности Богу утихли страсти, царствует Бог, царствует мир Христов», — пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что это выражение обозначает Самого Христа. и это созвучно тому, что есть семитское выражение в котором «небеса» заменяют имя Божие.
И далее процитирую толкование, которое дает святитель Лука Крымский, в нем есть и о пространстве, и о состоянии человека:
«Христос сказал, что Царствие Божие внутри нас. Оно не придет приметным образом, а тихо и незаметно придет в сердца человеческие, и оно уже в сердцах праведников, в сердцах святых Божиих. Царствие Божие начнется для них еще при жизни их. Жить в Царствии Божием — это значит жить там, где царствует Бог.
Наша глубокая, сокровеннейшая жизнь духовная протекает в глубинах сердца нашего, и Царствие Божие начнется для нас тогда, когда в сердце наше вселится Святой Дух. Тогда, по слову Христа, к тем, кто соблюдал заповеди Его, придет Он Сам со Отцом и обитель у него сотворят. Если сподобится праведник того, что воцарится в сердце его Святой Дух, это значит, что он уже в Царствии Божием. Царствие Божие в сердце его — там обитает и царит Святой Дух.
Такое Царствие Божие не приходит внезапно, не приходит заметным образом по громкому воззванию трубы. Царствие Божие — это тихое, мирное, незаметное вхождение Духа Святого в сердца человеческие.
Такие святые, как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Антоний и Феодосий Печерские уже при жизни были в Царствии Божием, в их сердцах обитал Дух Святой, для них уже здесь на земле началось светлое Царствие Божие».