что такое труд проиллюстрируйте на конкретном примере
Что такое труд? Проиллстрируйте но конкретно м примере, как этот фактор производства влияет на процесс производства.
Труд это целесообразная, сознательная деятельностьчеловека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий трудаосваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели[1].
Как экономическая категория труд представляет собой один из факторов производства.
Улица Мильчакова микрорайоне Данилиха (бывший поселок Старый Плоский) Дзержинского района до 1978 года называлась Центральная (с 1936 года). Потом ее переименовали в честь члена Пермского губкома РКСМ первого состава, в 1928 – 1929 годах генерального секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Ивановича Мильчакова (1903-1973). Мемориальная доска, поясняющая, почему так называется улица, установлена на доме по ул. Мильчакова, 4.
Улица идет от шоссе Космонавтов до ул. М. Данилихинской. Проезд до остановок «Ул. Вильвенская» (начало улицы), «Ул. Таврическая» (середина улицы) или «Ул. Мильчакова» (конец улицы). Напомним, что 28 декабря 1971 года открылся новый автобусный маршрут – 37-й. Автобусы, помеченные этими двумя цифрами, приняли утром первых пассажиров на улице Мильчакова (тогда – Центральной). Конечной точкой этого автобусного маршрута стала ст. Пермь II.
В числе первых на улице появились двухэтажные шлакоблочный и деревянный дома по ул. Мильчакова, 16,17 (1942) и двухэтажный кирпичный дом по ул. Мильчакова, 12 (1946), в котором поместилась ветеринарная поликлиника. Потом – шлакоблочный дом по ул. Мильчакова, 15 (1955).
Затем строились кирпичные и панельные пятиэтажные «брежневки»: ул. Мильчакова, 2 (1967), ул. Мильчакова, 25,27,28,29,30,31,32,34 (1969), ул. Мильчакова, 1,3 (1971), ул. Мильчакова, 4 (1976), ул. Мильчакова, 11 (1985),
Девятиэтажные кирпичные и панельные дома возводились в 1970-х – 2000-х годах по ул. Мильчакова, 23 (1976), ул. Мильчакова, 1 и 3 (1971), ул. Мильчакова, 33 (1985), ул. Мильчакова, 6 (2007). В 1995 году был заселен 10-этажный кирпичный дом по ул. ул. Мильчакова, 19.
Тогда же в 1970-х годах были сданы в эксплуатацию 14-этажные кирпичные дома по ул. Мильчакова, 14 (1975), ул. Мильчакова, 10 (1977), ул. Мильчакова, 18 (1979), а позднее 16-этажные кирпичные и панельные дома по ул. Мильчакова, 37 (1994), ул. Мильчакова, 30а (1998), ул. Мильчакова, 28а (2009).
Из известных объектов, расположенных по улице Мильчакова, назовем школу №72 по ул. Мильчакова, 22. Первоначально в поселке «Старый Плоский» была единственная на весь микрорайон школа №4, которая работала в 3 смены, не успевая обучать всех вновь приехавших, юных жителей поселка. Нужна как воздух была новая школа. И вот 11 января 1974 года знаменательным событием для многих жителей микрорайона стало открытие новой 4-этажной школы №72.
Ресторан «Галактика» – это уже прошлое улицы Мильчакова. Вот реклама 1996 года в газете «Губернские вести»: «ТОО ресторан «Галактика» приглашает жителей города и гостей Прикамья по-домашнему вкусно и недорого пообедать в уютной обстановке. Обед обойдется вам примерно в 10 тыс. руб.». Автор статьи вспомнил, что в те годы он получал в месяц 90 тысяч рублей и такой обед вряд смог бы себе позволить. В 1997 году на базе ресторана открылся одноименный клуб, но он просуществовал совсем недолго.
Виктор Семянников
Перейти к списку публикаций
Основные факторы производства
Факторы производства — это экономические ресурсы, которые участвуют в производственном процессе товаров и услуг.
Принято выделять 5 факторов производства:
Разберем подробнее характеристики факторов производства.
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Труд как фактор производства
Труд — умственные или физические способности человека, которые требуются при производстве. Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.
Интенсивность труда — это его напряженность, степень расходования рабочей силы в единицу времени. Интенсивность труда можно измерять, например, в часах.
Производительность труда — это его результативность. Измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени.
Земля как фактор производства
Земля — все виды природных ресурсов, которые используются для производства экономических благ. Например: земельные участки, леса, земли, которые используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, полезные ископаемые.
Капитал как фактор производства
Капитал — совокупность созданных человеком ресурсов производства: оборудование, инструменты, производственные здания, транспортные средства, сырье.
Экономисты выделяют две разновидности капитала: физический и денежный.
Физический капитал — все изделия, которые созданы человеком. Например: сооружения, здания, транспорт, дороги.
Денежный капитал — валюта и ценные бумаги, которые используются для приобретения сырья и материалов для производства.
По длительности использования капитала его еще разделить на основной и оборотный:
Основной капитал характеризуется большой продолжительностью использования. Издержки покрываются постепенно и в долгосрочной перспективе. К основному капиталу относится технологическое оснащение — приборы, станки, роботы, машины.
Оборотный капитал отличается маленьким сроком использования, а затраты на него возмещаются сразу. Используется в течение одного производственного цикла. Примеры оборотного капитала: сырье и расходные материалы, топливо, запчасти.
Предпринимательская активность как фактор производства
Предпринимательство (предпринимательские способности) — совокупность навыков и знаний, которые позволяют оптимально использовать факторы производства и получать максимальный доход.
Для реализации предпринимательской деятельности требуются особые навыки:
организация всех факторов и средств производства для выпуска определенного количества товаров;
принятие правильных решений и разрешение конфликтных ситуаций;
освоение новой информации, введение новой технологии и продукции на производство;
риск неправильного управления денежными средствами, потери деловой репутации, как следствие — мобильность и способность подстраиваться под меняющиеся условия;
способность брать на себя ответственность за принятые решения.
Информация как фактор производства
С развитием технического прогресса и экономики появляются новые, дополнительные факторы производства. Так, сегодня в этот список добавляют информацию, хотя в некоторых учебниках вы можете встретить только 4 фактора производства.
Информация — сведения, знания, способствующие успешной экономической деятельности.
У информации есть особенности, которые отличают ее от других факторов производства:
ресурс ее использования не ограничен — например, схему, по которой собирается оборудование, можно использовать бесконечное количество раз, в то время как запас расходных материалов придется постоянно пополнять;
в современном мире информация быстро передается благодаря интернету и другим способам связи;
информацию легко тиражировать — например, мгновенно отправить тысяче рабочих новую инструкцию.
Теперь мы знаем, что относится к факторам производства. Перейдем к определению факторного дохода.
Факторный доход
Каждый фактор производства создает определенный факторный доход, то есть прибыль, которая получается в результате использования экономических ресурсов.
Доходы, которые создаются факторами производства — это заработная плата за труд, арендная плата за землю (рента), процент за капитал, прибыль от предпринимательства.
Другими словами, факторные доходы — это доходы от использования факторов производства.
Рассмотрим в таблице определения факторных доходов.
Заработная плата — материальное вознаграждение за труд.
Рента — сумма, выплаченная за пользование земли и других природных ресурсов.
Процент — доход от капитала, предоставляемого в использование.
Прибыль — это все, что остается от общей выручки за вычетом постоянных и переменных издержек, затрат на производство.
Роялти — вознаграждение за использование авторских прав.
Взаимоотношение и комбинации факторов производства
Для производства товара или услуги требуется несколько производственных факторов, так как все они взаимодополняют друг друга и взаимодействуют между собой. Вернемся к примеру из начала статьи: для производства телефона или компьютера нам понадобится капитал (оборудование и расходные материалы), труд (инженеров, рабочих и других людей), предпринимательские навыки владельца компании и информация (накопленные знания, необходимые для производства такой техники).
Одни факторы производства могут заменять другие. Например, природные материалы можно заменить на искусственные, а труд рабочего — на машинное оборудование.
Таким образом, наличие факторов производства является необходимым условием для функционирования как одного предприятия, так и экономики государства. Различные комбинации позволяют сбалансировать производство, увеличить прибыль и минимизировать затраты.
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 9. Труд – основа жизни
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Труд – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.
Мотивы труда – причины, определяющие поведение человека в процессе труда (например, экономические и социальные стимулы труда).
Товар – любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.
Услуга – это действие в интересах другого лица, в результате которого не создаётся новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукт.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Труд – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.
Трудом создаются различные продукты. Среди них – вещи, разные изделия, а также услуги.
Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведённый на продажу, называется – товаром.
Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Также важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворённость результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, или даже увольнение.
Труд является не только основой жизнедеятельности человека, но и условием его благополучия. Богатство – это обилие материальных ценностей, денег. Но если рассмотреть это понятие немного иначе, то богатство – это все то, что ценят люди, что является значимым для них. Поэтому, для того чтобы ощущать себя по настоящему богатым человеком – это принести пользу обществу.
Пользу обществу можно принести, например, занимаясь благотворительностью или меценатством. Меценатство – это бескорыстное финансовое и другое участие в развитии культуры, науки, помощь её деятелям. Название произошло по имени известного римлянина Мецената, который большую часть своего состояния истратил на художников, музыкантов, поэтом, помогая им материально.
Существуют различные виды труда, их классифицируют по таким критериям как:
— методы привлечения людей к труду.
Давайте рассмотрим каждую из этих классификаций в отдельности.
По содержанию различают следующие виды труда: умственный и физический труд.
Умственный труд или интеллектуальный труд – это деятельность, связанная с оперированием информацией, ее приёмом и переработкой. Профессии этой группы требуют постоянного напряжения мышления, внимания и памяти. Примером умственного труда могут послужить такие профессии как: учитель, архитектор, бухгалтер.
Физический труд – это работа, связанная с напряжением мышечной силы человека. Примером могут служить такие профессии, как сварщик, слесарь, повар.
Также по содержанию труд можно разделить на простой и сложный.
Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки.
Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определённой профессией. Как пример: труд дворника или уборщицы считается простым, потому что не требует определённой профессиональной подготовки. А труд полицейского является сложным, потому работать в такой сфере без определённого образования невозможно.
Ещё один вариант разделения труда по его содержанию, это:
Репродуктивный труд отличается тем, что его результат заранее известен и не несёт в себе ничего нового. Творческий же труд свойственен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям. К творческому труду относятся профессии актёра, художника, музыканта.
По характеру труда различают:
Конкретный труд – это труд конкретного работника, преобразующего предмет природы с целью придания ему определённой полезности. Например, труд сапожника, пекаря и т.д.
Абстрактный труд – это труд в целом, как общечеловеческий.
Также по характеру труда выделяют индивидуальный и коллективный труд.
Индивидуальный труд – это труд отдельно взятого работника.
А труд редактора журнала – непроизводительным, так как представляет собой социальные и духовные блага.
По методам привлечения людей к труду различают:
— Труд по внеэкономическому принуждению (рабство);
— Труд по экономическому принуждению, а именно, чтобы заработать необходимые средства к существованию.
— Добровольный, свободный труд является потребностью человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества, вне зависимости от вознаграждения (как пример – волонтёрская деятельность).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Выделите зелёным цветом понятие, которое характеризуется следующим определением:
«Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы».
Правильный ответ: Заработная плата.
Задание 2. Решите кроссворд.
1. Процесс активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.
2. Причина, определяющая поведение человека в процессе труда.
4. Любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.
5. Целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.
6. Основной род занятий трудовой деятельности.
что такое труд проиллюстрируйте на конкретном примере
Основные факторы производства
Факторы производства — это экономические ресурсы, которые участвуют в производственном процессе товаров и услуг.
Принято выделять 5 факторов производства:
Разберем подробнее характеристики факторов производства.
Труд как фактор производства
Труд — умственные или физические способности человека, которые требуются при производстве. Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.
Интенсивность труда — это его напряженность, степень расходования рабочей силы в единицу времени. Интенсивность труда можно измерять, например, в часах.
Производительность труда — это его результативность. Измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени.
Земля как фактор производства
Земля — все виды природных ресурсов, которые используются для производства экономических благ. Например: земельные участки, леса, земли, которые используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, полезные ископаемые.
Капитал как фактор производства
Капитал — совокупность созданных человеком ресурсов производства: оборудование, инструменты, производственные здания, транспортные средства, сырье.
Экономисты выделяют две разновидности капитала: физический и денежный.
Физический капитал — все изделия, которые созданы человеком. Например: сооружения, здания, транспорт, дороги.
Денежный капитал — валюта и ценные бумаги, которые используются для приобретения сырья и материалов для производства.
По длительности использования капитала его еще разделить на основной и оборотный:
Основной капитал характеризуется большой продолжительностью использования. Издержки покрываются постепенно и в долгосрочной перспективе. К основному капиталу относится технологическое оснащение — приборы, станки, роботы, машины.
Оборотный капитал отличается маленьким сроком использования, а затраты на него возмещаются сразу. Используется в течение одного производственного цикла. Примеры оборотного капитала: сырье и расходные материалы, топливо, запчасти.
Предпринимательская активность как фактор производства
Предпринимательство (предпринимательские способности) — совокупность навыков и знаний, которые позволяют оптимально использовать факторы производства и получать максимальный доход.
Для реализации предпринимательской деятельности требуются особые навыки:
организация всех факторов и средств производства для выпуска определенного количества товаров;
принятие правильных решений и разрешение конфликтных ситуаций;
освоение новой информации, введение новой технологии и продукции на производство;
риск неправильного управления денежными средствами, потери деловой репутации, как следствие — мобильность и способность подстраиваться под меняющиеся условия;
способность брать на себя ответственность за принятые решения.
Информация как фактор производства
С развитием технического прогресса и экономики появляются новые, дополнительные факторы производства. Так, сегодня в этот список добавляют информацию, хотя в некоторых учебниках вы можете встретить только 4 фактора производства.
Информация — сведения, знания, способствующие успешной экономической деятельности.
У информации есть особенности, которые отличают ее от других факторов производства:
ресурс ее использования не ограничен — например, схему, по которой собирается оборудование, можно использовать бесконечное количество раз, в то время как запас расходных материалов придется постоянно пополнять;
в современном мире информация быстро передается благодаря интернету и другим способам связи;
информацию легко тиражировать — например, мгновенно отправить тысяче рабочих новую инструкцию.
Теперь мы знаем, что относится к факторам производства. Перейдем к определению факторного дохода.
Факторный доход
Каждый фактор производства создает определенный факторный доход, то есть прибыль, которая получается в результате использования экономических ресурсов.
Доходы, которые создаются факторами производства — это заработная плата за труд, арендная плата за землю (рента), процент за капитал, прибыль от предпринимательства.
Другими словами, факторные доходы — это доходы от использования факторов производства.
Рассмотрим в таблице определения факторных доходов.
Заработная плата — материальное вознаграждение за труд.
Рента — сумма, выплаченная за пользование земли и других природных ресурсов.
Процент — доход от капитала, предоставляемого в использование.
Прибыль — это все, что остается от общей выручки за вычетом постоянных и переменных издержек, затрат на производство.
Роялти — вознаграждение за использование авторских прав.
Взаимоотношение и комбинации факторов производства
Для производства товара или услуги требуется несколько производственных факторов, так как все они взаимодополняют друг друга и взаимодействуют между собой. Вернемся к примеру из начала статьи: для производства телефона или компьютера нам понадобится капитал (оборудование и расходные материалы), труд (инженеров, рабочих и других людей), предпринимательские навыки владельца компании и информация (накопленные знания, необходимые для производства такой техники).
Одни факторы производства могут заменять другие. Например, природные материалы можно заменить на искусственные, а труд рабочего — на машинное оборудование.
Таким образом, наличие факторов производства является необходимым условием для функционирования как одного предприятия, так и экономики государства. Различные комбинации позволяют сбалансировать производство, увеличить прибыль и минимизировать затраты.
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 9. Труд – основа жизни
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Труд – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.
Мотивы труда – причины, определяющие поведение человека в процессе труда (например, экономические и социальные стимулы труда).
Товар – любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.
Услуга – это действие в интересах другого лица, в результате которого не создаётся новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукт.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Труд – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.
Трудом создаются различные продукты. Среди них – вещи, разные изделия, а также услуги.
Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведённый на продажу, называется – товаром.
Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Также важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворённость результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, или даже увольнение.
Труд является не только основой жизнедеятельности человека, но и условием его благополучия. Богатство – это обилие материальных ценностей, денег. Но если рассмотреть это понятие немного иначе, то богатство – это все то, что ценят люди, что является значимым для них. Поэтому, для того чтобы ощущать себя по настоящему богатым человеком – это принести пользу обществу.
Пользу обществу можно принести, например, занимаясь благотворительностью или меценатством. Меценатство – это бескорыстное финансовое и другое участие в развитии культуры, науки, помощь её деятелям. Название произошло по имени известного римлянина Мецената, который большую часть своего состояния истратил на художников, музыкантов, поэтом, помогая им материально.
Существуют различные виды труда, их классифицируют по таким критериям как:
— методы привлечения людей к труду.
Давайте рассмотрим каждую из этих классификаций в отдельности.
По содержанию различают следующие виды труда: умственный и физический труд.
Умственный труд или интеллектуальный труд – это деятельность, связанная с оперированием информацией, ее приёмом и переработкой. Профессии этой группы требуют постоянного напряжения мышления, внимания и памяти. Примером умственного труда могут послужить такие профессии как: учитель, архитектор, бухгалтер.
Физический труд – это работа, связанная с напряжением мышечной силы человека. Примером могут служить такие профессии, как сварщик, слесарь, повар.
Также по содержанию труд можно разделить на простой и сложный.
Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки.
Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определённой профессией. Как пример: труд дворника или уборщицы считается простым, потому что не требует определённой профессиональной подготовки. А труд полицейского является сложным, потому работать в такой сфере без определённого образования невозможно.
Ещё один вариант разделения труда по его содержанию, это:
Репродуктивный труд отличается тем, что его результат заранее известен и не несёт в себе ничего нового. Творческий же труд свойственен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям. К творческому труду относятся профессии актёра, художника, музыканта.
По характеру труда различают:
Конкретный труд – это труд конкретного работника, преобразующего предмет природы с целью придания ему определённой полезности. Например, труд сапожника, пекаря и т.д.
Абстрактный труд – это труд в целом, как общечеловеческий.
Также по характеру труда выделяют индивидуальный и коллективный труд.
Индивидуальный труд – это труд отдельно взятого работника.
А труд редактора журнала – непроизводительным, так как представляет собой социальные и духовные блага.
По методам привлечения людей к труду различают:
— Труд по внеэкономическому принуждению (рабство);
— Труд по экономическому принуждению, а именно, чтобы заработать необходимые средства к существованию.
— Добровольный, свободный труд является потребностью человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества, вне зависимости от вознаграждения (как пример – волонтёрская деятельность).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Выделите зелёным цветом понятие, которое характеризуется следующим определением:
«Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы».
Правильный ответ: Заработная плата.
Задание 2. Решите кроссворд.
1. Процесс активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.
2. Причина, определяющая поведение человека в процессе труда.
4. Любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.
5. Целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.
6. Основной род занятий трудовой деятельности.
Деятельность человека
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.
Структура деятельности
Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:
Разберем компоненты этой схемы по порядку.
Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.
Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.
Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
Цель деятельности — образ желаемого результата.
Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.
Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.
Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.
Субъект деятельности
Объект деятельности
Статус на рынке труда
Цель
Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату
Мотивы
Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме
Средства
Сайты поиска вакансий
Действия
Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях
Результат деятельности
Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость
Деятельность человека и активность животного
Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.
Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.
Деятельность человека
Активность животного
Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя
Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)
Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации
Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту
Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности
Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело
Деятельность человека носит созидательный характер
Активность животного носит потребительский характер
Отличительные признаки деятельности
Для деятельности характерны такие отличительные черты:
Сознательность, то есть сознательная постановка целей.
Продуктивность, то есть направленность на получение результата.
Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.
Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.
Виды (формы) деятельности
В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.
Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.
Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.
Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Мотивы деятельности
Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.
Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.
Социальные установки — ориентация человека на что-либо.
Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности
Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.
Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.
Классификация деятельности
В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.
Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.
Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:
познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.
Творческая деятельность
Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.
Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.
Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:
комбинировать уже существующие знаний;
создавать новые образы в сознании (воображение);
создавать яркие, сильные представления (фантазия);
получать знания неосознанно (интуиция).
Вопросы для самопроверки
Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.
Кто может быть субъектом деятельности?
Ученики 5А класса средней школы №151.
В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?
В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?
Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?
Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.
Что такое труд проиллюстрируйте на конкретном примере
На трёх примерах покажите ограниченность такого фактора производства, как труд, и возможные способы её преодоления. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите соответствующий способ преодоления. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Могут быть приведены следующие примеры:
1) В регионе Z осуществляется добыча нефти и газа. Из-за низкой плотности населения работы приходится организовывать вахтовым методом.
2) В стране A при низкой рождаемости доля населения пенсионного и предпенсионного возрастов составила уже около 40% всех жителей. В этих условиях крупные фирмы начали переводить свои производства в другие страны или привлекать иностранных рабочих.
3) В регионе S местное население считает непрестижной неквалифицированную работу, поэтому для её выполнения
приходится привлекать работников из других регионов.
Могут быть приведены другие примеры.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно названы три основания, каждое из которых проиллюстрировано примером | 3 |
Правильно названы два-три основания, два из которых проиллюстрированы примером | 2 |
Правильно названы одно- три основания, одно из которых проиллюстрировано примером | 1 |
Правильно названы один–три основания, примеры не приведены ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие Экономика (страница 2)Существуют различные виды конкуренции. Назовите вид конкуренции, который существует только в теории, и приведите три примера рынков, близких этому виду конкуренции. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.) 1. Назван вид конкуренции, сушествуюший только в теории: совершенная конку ренция. Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Рынок”. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим по следствиям приводит принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.) В ответе могут быть указаны такие последствия: Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Рынок”. Приведите примеры изменений макроэкономических показателей в стране, которые происходят на разных фазах экономического цикла. Назовите три фазы цикла и три примера соответству ющих изменений макроэкономических показателей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.) Содержание верного ответа: Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Экономическое развитие”. Поясните, в чем состоит связь между специализацией производства и ростом производительности труда. Проиллюстрируйте эту связь двумя примерами. Ответ должен содержать следующие позиции: Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Экономика как хозя йство”. Конкретизируйте с помощью любых трех примеров теоретическое положение о государственном регулировании экономики. Ответ должен содержать примеры государственного регулирования экономики,допустим: Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Роль государства в экономике”. Экономическая жизнь существенно влияет на другие сферы общественной жизни. Покажите это влияние с помощью трех примеров. Правильный ответ может содержать примеры: Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Экономика как наука”. Назовите любые три “провала” (несовершенства, несостоятельности) рынка и приведите примеры экономической политики государства, противостоящей им. в правильном ответе могут быть названы любые три “провала” (несовершенства, несостоятельности) рынка и приведены примеры экономической политики государства, противостоящей им, до пустим: Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Рынок”.
|