что такое тревел фотография
Тревел-съемка. Основные особенности фотографии в путешествии.
В скольких странах вы побывали? Две? Три? Десять? Чем больше вы путешествуете, теп больше опыта и специфических знаний вы набираете. Тоже самое работает и с Тревел-фотографией. Чем больше вы снимаете, тем лучше со временем будет результат. Но теория, как и в любом другом деле, тоже важна.
Любое путешествие начинается со сборов. В том числе и со сбора фотосумки или рюкзака. Зачастую, в поездках каждый лишний килограмм будет доставлять дискомфорт, в долгих прогулках начнут уставать плечи, болеть поясница, что отразится в вашем путешествии. Поэтому важно взять все самое необходимое, и не таскать с собой лишнее и ненужное оборудование.
К примеру, если вы планируете поездку в отдельный город на 1-2 дня, вам нет смысла брать с собой зарядное устройство для камеры, достаточно взять запасной аккумулятор, ведь у средней зеркальной камеры энергии одной батареи хватает на 700-1000 кадров, что более чем достаточно для мини-поездки. Тоже самое относится к штативу, который может сэкономить в вашем багаже пару килограммов. Если вы планируете снимать с длинной выдержкой, в городе можно найти немало поверхностей, куда можно положить и зафиксировать камеру (лавки, парапеты, ограды), а необычные ракурсы могут улучшить ваши кадры.
Ещё один пример: если тщательно спланировать поездку и определиться с видом съемки, можно оставить один-два объектива дома. Как вариант, в поездке на природу вам наверняка не пригодится портретный объектив 50мм, а если вы собираетесь заняться стрит-съёмкой, то большой и тяжёлый телеобъектив скорее всего останется невостребованным.
Перед поездкой в определённую страну нужно, конечно же, познакомиться с ней и узнать о том месте как можно больше информации. Сейчас, куда бы вы не отправились, там скорее всего уже были люди с камерой, который еще и умеют писать, и всё нам рассказали. Самый простой способ найти информацию о нужном месте – Живой Журнал. Есть много блоггеров (Варламов, Лебедев, Доля, Ловыгин), которые рассказали о всех городах и местах на свете. Да и просто информацию о нужном месте можно спокойно находить через поисковики.
После прочтения блогов и сайтов попробуйте найти что-то интересное про страну. Прежде всего проверяйте праздники и фестивали, так как вполне вероятно, что вы попадете на какое-то очень интересное народное гуляние. Если в даты вашей поездки попадает какой-либо праздник (светский или религиозный) – обязательно узнайте про него как можно больше подробностей!
Не забудьте перед поездкой надо узнать, как люди страны, куда вы собираетесь поехать, относятся к фотографированию. К примеру, нужно с осторожностью относиться к съемке женщин в мусульманских странах.
Когда вы, отправляясь в путешествие, хотите заняться именно хорошей тревел- съёмкой, а не пополнить альбом с семейными фотографиями на фоне очередных памятников и достопримечательностей, вам нужен немного другой подход, более вдумчивый и осознанный. Необходимо думать чаще, задавая себе самый главный вопрос – «Для чего я снимаю и зачем я делаю этот кадр?».
Еще один пример, как сделать хорошо: попробуйте снимать фотографии не самых красивых и популярных мест, а мест и людей, о которых до вас мало кто рассказывал, а если и рассказывал, то надо пробовать преподнести вроде как известную вещь с совершенно другой стороны.
Из чего же складывается хорошая тревел-фотография?
Разберем эти пункты по мере убывания значимости.
Удача также играет немалую роль в создании действительно классного и интересного кадра. Вовремя сфотографированное действо увеличивает шанс сделать хороший кадр. Поэтому в путешествии всегда держите камеру наготове, не убирайте ее в сумку, не одевайте лишний раз крышку на объектив. Камеру можно не выключать, она сама будет уходить в сон, не разряжая аккумулятор, и включаться моментально при нажатии кнопки спуска.
Здесь всё просто. Есть ряд простых правил, которых можно придерживаться поначалу. Следить за горизонтом, соблюдать правило третей, баланс и направление в кадре. Сбалансированные и гармоничные фотографии воспринимаются нашим кадром более комфортно. Намеренно несбалансированные кадры наоборот вызывают напряжение, однако, вкупе с сюжетностью это может сыграть положительную роль.
Важно всегда делать правильно проэкспонированные кадры, стараться избегать пересветов и черных зон на фотографии. Для этого рекомендую использовать формат RAW. В простых условиях я чаще всего использую режим приоритета диафрагмы, доверяя камере самой контролировать выдержку, однако, при неспешной съемке пейзажей, сложном свете (на закате, рассвете) лучше перейти в полностью ручной режим и контролировать экспозицию по экрану камеры.
Помимо выдержки, диафрагмы и ISO важно следить за фокусировкой. Не забывайте, что наш взгляд на фотографии в первую очередь подсознательно концентрируется на самой резкой части, той, что в фокусе. Тем самым мы, как фотографы, можем намеренно создавать акцент фокусом на какой-то части кадра.
Так чем же отличается этот вид фотографии от остальных? В целом, в общем-то, от многих остальных он и не отличается вовсе. То есть, тревел-фотография включает себя и репортаж, и пейзажную съемку, и портретную, и жанровую, и стрит-фото. То есть выходит, что этот тип фотографии состоит из множества остальных, за исключением разве постановочной, студийной и рекламной фотографии.
10 советов по съемке в поездках:
Туристическая фотография — новый взгляд на путешествия
Туристическая фотография — жанр фотоискусства, отражающий красоту природных и городских достопримечательностей во время турпоездок. Трэвел-фото — одно из наиболее популярных направлений любительской и профессиональной фотосъёмки. Тысячи фотографов едут в туры и снимают окружающий мир во время экскурсий, чтобы показать окружающим разнообразие мира.
История туристической фотографии
Туристическая фотография начала приобретать популярность у исследователей и состоятельных европейцев в середине XIX века. В 1845 году Джон Рёскин (John Ruskin) восторженно отозвался о снятых на дагерротипы (серебряно-йодистые фотопластины) венецианских замках, поражаясь детализации и отсутствию искажений. Однако оборудование занимало много места и весило более 200 кг.
Туристическая фотография стала активно развиваться одновременно с индустриальным бумом — появлением судоходного и железнодорожного сообщения на паровой тяге. В это же время Джордж Бриджес (George Bridges) активно фотографировал египетские достопримечательности и Средиземноморье, привезя из поездки более 1500 негативов. А в 1853 году Роджер Фентон (Roger Fenton) основал в Англии Фотографическое общество.
Позже, в 1871 году, Ричард Мэддокс (Richard Maddox) разработал броможелатиновую фотоэмульсию. Основным отличием и удобством стало то, что не нужно было возить с собой всю фотолабораторию для немедленной проявки изображений. А значит, мобильность фотографов возросла многократно.
Современный фототуризм сформировался в 90-х годах прошлого века, когда появились первые компактные цифровые фотокамеры. Встроенный фотоэкспонометр, электромеханический затвор, режим приоритета диафрагмы, отсутствие необходимости в тёмном помещении или муфте для перезарядки плёнки обусловили популярность новой техники.
К 2005 году цифровое фото стало доступным. Причем наибольшим спросом пользовались компакт-камеры, вместе с ними появились и относительно недорогие «зеркалки».
Вкупе с развитием соцсетей это дало возможность туристам делиться с подписчиками красивыми видами дальних стран, а потребителям контента путешествовать, не вставая с дивана.
Особенности съемки туристической фотографии
В отличие от узкоспециализированных направлений, туристическая фотосъемка совмещает в себе и пейзажную фотографию, и интерьерную, и архитектурную. А значит — набор фотооборудования нужен достаточно обширный. От широкоугольников и «рыбьего глаза» для съёмки природы и интерьеров до «карданов» для архитектуры и 600-миллиметровых телевиков для фауны.
Чтобы не брать с собой большое количество «стёкол», путешественники предпочитают zoom-оптику с изменяемым фокусным расстоянием, также именуемую «трэвел-объективами».
И хотя в арсенале фотографов преобладают зеркальные (DSLR) камеры, беззеркалки постепенно вытесняют их из рюкзаков искателей интересных кадров. Вместе с тем современные «ультразумы» обеспечивают достойное качество при минимальных размерах и громадный диапазон ФР.
Более того, вычислительная фотография стремительно развивается, и камеры смартфонов способны в умелых руках создавать шедевры. Благодаря встроенным функциям стали доступны изображения HDR и фокус-стекинг. Когда автоматика делает три снимка одновременно с резкостью на разных планах и сшивает их в один. В результате получается идеально проработанная картинка без провалов в тенях и расфокуса
Во время путешествий необходимо помнить о том, что основа тревел-фото — правильная композиция.
Советы по туристической фотографии:
Если во время поездки помимо семейной хроники фотографируете ландшафты — возьмите с собой штатив. Так вы сможете снять красивую панораму и работать с диафрагмой f/7,1-8,0 даже в вечернее время при ISO 100, чтобы получить большую глубину резкости при минимальных шумах.
Предпочитаете подводную фотосъёмку, аэрофото с высоты птичьего полёта или ночные пейзажи — приготовьтесь к дополнительным затратам на фотоаппаратуру.
Самые известные мастера туристической фотографии
Ежегодно проводится множество фотоконкурсов, где представляют свои работы фотохудожники-путешественники. Одним из ключевых мероприятий подобного плана считается премия Travel Photographer of the Year, результаты которой публикуют в конце каждого года.
Финалисты конкурса туристической фотографии TPOTY 2020:
Туристическая фотография — жанр фотоискусства, доступный каждому, кто любит путешествовать. И не столь важно, какая у вас камера. Главное — передать атмосферу того места, которое хотите показать людям. А для этого нужно обладать чувством композиции, быть в душе путешественником и художником.
9 советов по тревел-фотографии. Приемы и аксессуары, которые улучшат ваши кадры
Кто-то сталкивается с тревел-фотографией в работе, кто-то — просто во время путешествий: любую поездку можно превратить в фототур. В этом уроке мы поделимся советами о том, как привезти с собой больше цепляющих снимков. Особенно полезно будет начинающим фотографам, но и профи смогут вдохновиться и дополнить материал своими советами в комментариях.
1. Организация — ключ к успеху
Если цель поездки — привезти больше крутых фотографий, придётся проявить дисциплину. Как правило, когда не знаешь, что и где снимать, на месте просто теряешься. Уверен, такая ситуация знакома многим: приехали куда-то, увидели красивейший закат… А как его снять, куда бежать, где открывается лучший вид — неизвестно. Такие моменты могут разочаровать.
Поэтому важно выверять маршрут и отмечать точки для съёмок. Заранее продумайте сюжеты, композицию. Сейчас можно найти терабайты снимков из разных точек планеты в качестве референсов: ваши инструменты — хештеги и геолокация в Instagram, поиск в браузере, карты и панорамы Google и Яндекс. Я составляю маршруты так, чтобы на каждую локацию приходилось по несколько точек для съёмки в хорошую и плохую погоду.
Любое путешествие для фотографа — проект. Его можно спланировать и на бумаге, и в приложении для заметок, чтобы детали всегда были под рукой.
Также полезна разведка местности перед съёмкой: посмотрите, как всё устроено, какой свет, и уже после этого стройте планы.
2. Пользуйтесь картой
Каждый путешественник должен уметь пользоваться картой. Это вопрос эффективности съёмки, поездки в целом, да и для безопасности тоже важно. Разумеется, сейчас речь идёт об интерактивных картах в смартфоне. Позаботьтесь, чтобы в нём были офлайн-карты, которые не требуют подключения к интернету. Лучшие карты для туриста — сервисы, основанные на OpenStreetMap. Эти карты и их вариации есть в популярных приложениях:
Поработайте с картами до путешествия, освойте их интерфейс, и тогда в поездке они будут отличным подспорьем. Впрочем, если вы турист старой школы, можно пользоваться бумажной картой и компасом. Большой плюс такого варианта в том, что мы не зависим от заряда батареи.
3. Запаситесь аккумуляторами
Обязательно запаситесь дополнительными батареями для камеры и зарядите смартфон перед выходом на съёмку, возьмите с собой ёмкий пауэрбанк (когда иду в поход на несколько дней, я исхожу из расчёта 5000 мА·ч в день, чтобы хватало для зарядки и смартфона, и камеры). В долгие и сложные походы лучше брать с собой дополнительно бумажную карту и простой кнопочный телефон, который может работать без подзарядки неделями. Зеркальные камеры обычно требуют для зарядки батареи отдельное устройство, так что присмотрите USB-зарядку, чтобы заряжать аккумулятор от пауэрбанка.
Для беззеркалок всё проще: можно заряжать батарею в камере, подключив фотоаппарат напрямую к пауэрбанку или к USB-зарядке. Зарядку в камере поддерживают только оригинальные батареи: EN-EL15b, EN-EL15c и EN-EL25 (для Nikon Z 50).
4. Разберитесь в туристическом снаряжении и обуви
Треккинговая обувь, теория слоёв в одежде, мембранка, гермомешок — если сейчас эти слова для вас ничего не значат, стоит разобраться с современным походным снаряжением. Походы — это уже давно не камуфляжные куртки, армейские ботинки, брезентовые палатки и поедание тушёнки у костра. Появилось множество лёгких, непродуваемых и непромокаемых тканей, специальная обувь и прочие полезнейшие вещи. Даже для выхода на природу без ночёвки (хайкинга) будут полезны, например, треккинговые кроссовки и дышащая, но непромокаемая мембранная куртка на случай дождя. Благодаря современному снаряжению я значительно сократил объём и массу нефотографического оборудования и при этом здорово повысил уровень своего комфорта: например, начинал ходить в походы с 3-килограммовой палаткой, а сейчас в моём арсенале 800-граммовая.
Гермомешок хорошо знаком туристам-водникам и служит для надёжной защиты вещей от воды. Завернуть в него фотосумку — единственно верное решение в случае сильного и продолжительного дождя или путешествия по воде.
5. Тише едешь — дальше будешь
Большой ошибкой будет попытка уложить множество мест и точек съёмки в сжатые сроки. Так вы не успеете исследовать каждую локацию, вдохновиться. Результат — простые, избитые фотографии. Не торопитесь, отведите хотя бы три дня на каждое место. Ещё одна проблема быстрых путешествий — планы могут пойти наперекосяк, например, из-за плохой погоды, задержки авиарейса, недомогания. Наша цель не в том, чтобы поставить побольше галочек в списке посещённых стран и городов. Важно как можно эффектнее их запечатлеть, а на это нужно время. При составлении маршрута заложите хотя бы один свободный день. Он пригодится на случай форс-мажоров. А если всё пойдёт как по маслу, в этот день вы сможете отдохнуть или поснимать новые сюжеты.
Красивого заката на озере Блед пришлось дожидаться почти неделю. Перед этим все дни были ясными, без единого облачка… Хорошо, что я заложил много времени на эту локацию! И кстати, если бы я не пришёл на точку за два часа до рассвета, кадр не получился бы таким красивым: к моменту восхода на видовой площадке яблоку негде было упасть, и лишь у меня и пары коллег был наилучший вид.
6. Учитывайте освещение, погоду и рельеф
Правильный свет может сделать из проходной туристической «фотки» настоящий шедевр. На освещение будут влиять время суток, погода и рельеф. Режимное время (приблизительно час до заката + час после него; час до рассвета + час после него) — идеально! Но где и во сколько будет рассвет и закат?
У фотографа должно быть приложение для планирования съёмки по естественному свету. Такие программы представляют собой карту, на которой мы ставим точку и смотрим, с какой стороны в этой местности будет светить солнце в то или иное время. Самые популярные приложения — TPE, PhotoPills, Sun Surveyor. Все они платные, но это хорошая инвестиция. Из бесплатных можно выделить Exsate Golden Hour и The Sun Ephemeris. Если вы снимаете не на равнине, то важно учесть и рельеф — на карте видно, где расположены горы, высокие дома и тому подобные объекты. Проверьте, не будет ли солнце прятаться за ними.
Лаконичный интерфейс TPE. Из точки, которую ставит пользователь на карте, выходят четыре направляющие: восход Солнца (жёлтая), закат Солнца (оранжевая), восход Луны (голубая), закат Луны (синяя).
Важный плюс Sun Surveyor в том, что он показывает положение Млечного Пути, а это важно для съёмки звёзд.
Красивый свет бывает не только в режимное время, но и в моменты интересных погодных явлений. К примеру, при грозе или ливне чёрная туча будет выступать огромными модификатором света на манер студийного флага или отражателя. Однако грозы прогнозировать сложно, следует полагаться скорее на удачу и не забывать о собственной безопасности.
Чтобы снимать при самом выгодном освещении, нужно следить за прогнозом погоды. В частности, за количеством облаков на небе. Идеальный расклад — переменная облачность. Так у нас будет «информативное» небо с облаками и эффектный свет. Ясная погода — тоже хорошо, но небо может показаться скучноватым. Но самый скучный вариант — пасмурная погода. В такое время, пожалуй, следует либо отдохнуть от съёмок, либо сосредоточиться, например, на портретах. Плюс пасмурной погоды для портрета — бестеневое освещение и возможность снимать хоть целый день. Жёсткий полуденный свет с густыми тенями и контрастными бликами в пасмурный день мешать не будет.
7. Выбирайте подходящее оборудование
Что должно быть в фотосумке у тревел-фотографа? Современная полнокадровая камера позволит добиться наилучшего качества снимков. Рекомендуемые модели: простая и универсальная Nikon Z 5 как сравнительно бюджетное решение, скорострельная Nikon Z 6 II как камера для динамичных, репортажных сюжетов, 45-Мп Nikon Z 7 II или Nikon D850 подойдут тем, кто интересуется пейзажной, архитектурной, интерьерной фотографией, ведь в этих жанрах особенно важна высокая детализация и широкий динамический диапазон.
Nikon Z 7 II c китовым объективом Nikkor Z 24-70mm F/4 S
Nikon D850 c объективом Nikon AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G
В качестве сверхлёгкого и сверхкомпактного комплекта смело можно рекомендовать Nikon Z 50 с китовым объективом Nikon NIKKOR Z DX 16-50mm f/3.5-6.3. С ним можно будет напечатать снимок формата А3 (а иногда крупнее)! DX-матрица не обеспечит того же качества, что и полнокадровые камеры, но это не всегда нужно, ведь во многих сценариях важнее компактность. К примеру, горные восхождения, где каждый грамм снаряжения на счету. Этот малогабаритный комплект можно дополнить компактным телевичком Nikon NIKKOR Z DX 50-250mm f/4.5-6.3 VR для съёмки на большой дистанции.
Ни одна камера не раскроет свой потенциал без подходящей оптики. Объективы каких классов должны быть в сумке тревел-фотографа? Всё стандартно: широкоугольник, «штатник» и телевик. Вот общие рекомендации по выбору объективов, которые можно взять с собой в поездку вместе с полнокадровой камерой.
Владельцам зеркалок хорошо знаком аналогичный объектив для байонета Nikon F — Nikon AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G. Он уже более десяти лет не теряет своей актуальности, но всё же немного уступает Nikon Z 14-24mm F2.8 S в качестве изображения (особенно на открытой диафрагме), весе (почти килограмм!) и габаритах. Нужен более бюджетный широкоугольник? Отметим компактный и резкий объектив для Nikon Z Nikon NIKKOR Z 14-30mm f/4 S, а для полнокадровых зеркалок есть Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5 и Nikon AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED. Если критически важны компактность, доступность и при этом высокая светосила, то можно присмотреться к фиксу Nikon AF-S 20mm f/1.8G ED Nikkor.