что такое товар некачественный
Что такое товар некачественный
Продавец (изготовитель) несет ответственность только за недостатки, возникшие по его вине, он вправе провести проверку качества товара и экспертизу.
Продавец (изготовитель) обязан в срок выполнить Ваши требование, если он нарушает сроки, то он обязан выплачивать Вам неустойку (в размере 1% от цены товара за день просрочки).
Что такое товар ненадлежащего качества
Если Вам сообщили при продаже о недостатках товара
Если при продаже товара Вам сообщили о недостатках товара, то Вы не вправе обращаться с требованиями по поводу этих недостатков (пункт 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Доказательством того, что продавец сообщил Вам об этих недостатках, может служить запись в документах на товар, в товарном чеке и др.
Проверка качества товара. Экспертиза
Продавец (изготовитель) несет ответственность перед Вами только в том случае, если недостатки возникли по его вине.
Поэтому когда Вы обратитесь к продавцу (изготовителю) с требованиями относительно недостатков товара, он, скорее всего, захочет убедиться в наличии этих недостатков (пункт 5 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей») и в том, что они возникли по его вине.
Может быть проведена проверка качества товара
Когда Вы обратитесь к продавцу (изготовителю) с требованиями относительно недостатков товара, он обязан принять у Вас товар, а в случае необходимости провести проверку качества товара. Вы вправе участвовать в проверке качества товара (пункт 5 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Если возник спор о причинах возникновения недостатков, то должна быть экспертиза
Если возник спор о причинах возникновения недостатков, то должна быть экспертиза. Продавец (изготовитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет. Вы вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке (пункт 5 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Кто оплачивает экспертизу
Экспертиза проводится за счет продавца (изготовителя), но если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), то Вы обязаны возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара (пункт 5 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
При покупке товара ненадлежащего качества (в том случае, если недостатки товара не были оговорены продавцом) Вы вправе по своему выбору потребовать (пункт 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»):
— безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление своими силами или третьим лицом;
— соразмерного уменьшения покупной цены;
— замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
— замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с перерасчетом цены.
Вместо предъявления этих требований Вы вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет Вы должны возвратить товар с недостатками.
Вы вправе предъявить любое из этих требований, но только одно. Вы не обязаны мотивировать, почему Вы предъявляете именно это требование.
При этом Вы вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных Вам в связи с недостатками купленного товара.
Для технически сложных товаров и дорогостоящих есть ограничения на те требования, которые Вы вправе предъявить.
Особенности требований для технически сложных и дорогостоящих товаров
Для технически сложных и дорогостоящих товаров с недостатками Вы вправе предъявить требования (пункт 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»):
безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление своими силами или третьим лицом;
соразмерного уменьшения покупной цены.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества, и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
А требования по замене такого товара Вы вправе предъявить только при обнаружении в товаре существенных недостатков ( п.1 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» ):
замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с перерасчетом цены.
Какие товары относятся к технически сложным
— Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним
— Катера, яхты, лодочные моторы
— Холодильники и морозильники
— Стиральные машины автоматические
— Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами
— Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы
Если недостатки невозможно устранить
В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить эти недостатки, потребитель вправе по своему выбору потребовать (пункт 4 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»):
— замены такого товара на товар надлежащего качества;
— соразмерного уменьшения покупной цены.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества, и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Например, это относится к товарам с установленным сроком годности: если Вы купили плохую колбасу или некондиционное вино, то понятно, что свойства таких товаров не позволяют устранить их недостатки.
Ваше право на устранение недостатков товара
Если Вы купили товар с недостатками, Вы вправе предъявить требование безвозмездного устранения недостатков товара и продавцу, и изготовителю товара, а также уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.
Срок, в который должны быть устранены недостатки
Ваше требование по безвозмездному устранению недостатков в купленном Вами товаре должно быть удовлетворено незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме (пункт 1 статьи 20 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Вы имеете право требовать на время ремонта аналогичный товар
На время ремонта товара длительного пользования Вы имеете право требовать предоставить Вам для безвозмездного пользования аналогичный товар (пункт 2 статьи 20 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Гарантийный срок продлевается на время ремонта
Если Вы потребовали устранения недостатков в товаре, то гарантийный срок на товар продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня Вашего обращения с этим требованием до дня выдачи товара из ремонта (пункт 3 статьи 20 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
При этом гарантийный срок на новые комплектующее изделие (или составную часть) устанавливается той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие (или составную часть), если иное не предусмотрено договором.
Если Вы сами устранили недостатки, Вы имеете право на возмещение расходов
Если Вы купили товар с недостатками, может возникнуть ситуация, когда Вы вынуждены сами заняться их устранением, не обращаясь ни к продавцу, ни к изготовителю. Вы можете сами заняться ремонтом или нанять третье лицо.
Вы можете предъявить требование о возмещении расходов на устранение недостатков, при этом Вам, возможно, придется доказать:
— что в товаре были недостатки (это может быть подтверждено свидетельскими показаниями и/или экспертизой);
— что расходы были целесообразны (это может быть подтверждено рассмотрением действующих цен на детали, расценок на ремонт и т.п.).
Вы вправе предъявить требование о возмещении расходов на устранение недостатков и продавцу, и изготовителю товара, а также организациям, выполняющим их функции на основании договора.
Ваше требование о возмещении расходов на устранение недостатков должно быть удовлетворено в срок 10 дней со дня предъявления требования (статья 22 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Ваше право на соразмерное уменьшение цены товара
Требование о соразмерном уменьшении цены товара Вы можете предъявить только продавцу (а также уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю), изготовителю Вы не можете его предъявить.
Ваше требование о соразмерном уменьшении цены товара должно быть удовлетворено в срок 10 дней со дня предъявления требования ( ст.22 Закона РФ «О защите прав потребителей» ).
Что такое «соразмерное уменьшение цены»
На практике существуют несколько способов определения уменьшенной цены: цену товара можно уменьшить на среднюю цену ремонта или на определенный процент от цены товара или просто на некую, не обусловленную никакими расчетами, сумму.
При этом в качестве исходной цены товара принимается (пункт 3 статьи 24 Закона РФ «О защите прав потребителей»):
— цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке;
— или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены.
Ваше право на замену товара ненадлежащего качества
Требование о замене товара на товар аналогичной марки Вы можете предъявить и продавцу (а также уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю), и изготовителю.
Требование о замене товара на такой же товар другой марки Вы можете предъявить только продавцу.
Если на день Вашего требования отсутствует нужный для замены товар, то Ваше требование должно быть удовлетворено в срок 1 месяц со дня предъявления требования.
Если Вы живете в районе сезонной доставки товаров, срок изменяется
Если на день Вашего требования отсутствует нужный для замены товар и Вы живете в районе сезонной доставки товаров (таких как район Крайнего Севера и др.), то Ваше требование о замене товара с недостатками должно быть удовлетворено в срок, необходимый для очередной доставки товара в эти районы (пункт 1 статьи 21 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Товар должен быть заменен только на новый товар
Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении (пункт 2 статьи 21 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
В каких случаях при замене производится перерасчет цены товара
При замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной марки перерасчет цены товара не производится (пункт 1 статьи 24 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
При замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки производится перерасчет цены товара (пункт 2 статьи 24 Закона РФ «О защите прав потребителей»):
— если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, Вы должны доплатить разницу в ценах;
— если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается Вам.
При этом в законе учитывается то, что цена товара, подлежащего замене, могла измениться со дня его приобретения.
Цена товара для перерасчета при замене определяется на момент его замены
Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены (пункт 2 статьи 24 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Если же требование потребителя не удовлетворено продавцом добровольно, то цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара.
Вы имеете право требовать на время замены аналогичный товар
На время замены товара длительного пользования Вы имеете право требовать предоставить Вам для безвозмездного пользования аналогичный товар (пункт 2 статьи 20 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Гарантийный срок после замены начинается заново
При замене товара с недостатками гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи Вам товара (пункт 2 статьи 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Предоставление аналогичного товара
При покупке товара длительного пользования с недостатками Вы вправе на время ремонта или замены товара требовать предоставить Вам аналогичный товар для бесплатного пользования (пункт 2 статьи 20 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Например, Вы купили холодильник и он сломался, магазин принял Ваш холодильник для устранения недостатков и Вы имеете право требовать у магазина бесплатно предоставить Вам другой холодильник на время ремонта. Причем магазин должен бесплатно доставить Вам этот предоставляемый холодильник.
На какие товары это требование не распространяется
Перечень товаров длительного пользования, на которые это требование (о безвозмездном предоставлении аналогичного товара) не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 20 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
В настоящее время действует перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ №55 от 19.01.1998 г.
Требование о предоставлении Вам для безвозмездного пользования аналогичного товара должно быть удовлетворено в срок 3 дня со дня предъявления требования (пункт 2 статьи 20 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
За чей счет доставляется товар
Ваше право на отказ от исполнения договора купли-продажи (возврат товара)
Если Вы купили товар с недостатками и отказались от исполнения договора купли-продажи товара, то Вы должны вернуть купленный Вами товар, а Вам должны вернуть уплаченные за товар деньги.
Ваше требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы должно быть удовлетворено в срок 10 дней со дня предъявления требования (статья 22 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
К кому обращаться с требованием о возврате товара
Требование об отказе от исполнения договора купли-продажи товара Вы можете предъявить и продавцу, и изготовителю, а также уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
Но если Вы обращаетесь к продавцу (а также к уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю), Вы вправе потребовать от него возмещения всех убытков, связанных с покупкой этого товара (пункт 1, 2 статьи 18), а изготовитель обязан возместить только цену товара (пункт 3 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
За чей счет доставляется товар при его возврате
В законе указана обязанность продавца (изготовителя) доставить товар за свой счет при его замене, уценке и ремонте (пункт 7 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»), но при отказе от исполнения договора (возврате товара) эта обязанность не указана.
Поэтому при возврате товара продавцу (изготовителю) Вы сами обязаны доставить товар и если Вы возвращаете товар продавцу, Вы вправе требовать с него возмещения всех Ваших убытков, в том числе и оплаты доставки. Если же Вы возвращаете товар изготовителю, Вы не можете требовать оплаты доставки, т.к. изготовитель обязан возместить Вам только стоимость товара (пункт 3 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Как определяется цена товара при расторжении договора купли-продажи
Если Вы купили товар с недостатками и отказались от исполнения договора купли-продажи товара, т.е. вернули товар, то Вам должны вернуть цену этого товара.
При этом Вы вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения (пункт 4 статьи 24 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Если товар был куплен в кредит, какую сумму должны Вам вернуть
Если Вы купили товар с недостатками в кредит, то в случае расторжения договора купли-продажи Вам возвращается (пункт 5 статьи 24 Закона РФ «О защите прав потребителей»):
— уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата товара кредита,;
— а также возмещается плата за предоставление кредита.
Товар можно вернуть в любом виде и всегда получить деньги полностью
В какой срок Вам нужно предъявить требования
Требования, которые Вы можете предъявить относительно товаров с недостатками, зависят от степени серьезности недостатков и от времени их обнаружения.
Недостатки могут быть просто недостатками и существенными недостатками.
Для товаров, на которые установлен срок годности, недостатки могут быть обнаружены:
— в течение срока годности;
— по истечению срока годности.
Для товаров, на которые установлен срок службы, недостатки могут быть обнаружены:
— в течение гарантийного срока товара;
— по истечению гарантийного срока товара в пределах срока службы;
— по истечению срока службы.
В течение гарантийного срока (или срока годности) товара изготовитель (продавец) несет повышенные обязательства и Вы имеете больше прав.
Обычно требования нужно предъявить в течение гарантийного срока или срока годности
В течение гарантийного срока (или срока годности) товара Вы можете предъявить продавцу (изготовителю) любые требования.
Если не установлен гарантийный срок или срок годности
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, то потребитель вправе предъявить к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требования в отношении недостатков товара, если недостатки товаров обнаружены (пункт 1 статьи 19 Закона РФ «О защите прав потребителей») в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи их потребителю.
Эти сроки могут быть больше, если это установлено законом или Вашим договором на покупку товара.
Если гарантийный срок меньше 2 лет
Если 2 года прошло и выявлены существенные недостатки
Если по истечении двух лет (но в пределах срока службы) в купленном Вами товаре обнаружены существенные недостатки, допущенные по вине изготовителя, Вы вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении недостатков товара (пункт 6 статьи 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Ваше требование должны удовлетворить в срок 20 дней со дня его предъявления.
Если Ваше требование о безвозмездном устранении недостатков не выполнено в срок 20 дней или недостаток является неустранимым, Вы вправе предъявить требования (пункт 3 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»):
Вы вправе также возвратить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) товар ненадлежащего качества, и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Как исчисляется срок годности товара
Срок годности определяется одним из двух способов (пункт 2 статьи 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»):
— либо периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию;
— либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Если Вы купили товар с недостатками, то все требования относительно этих недостатков Вы вправе предъявить продавцу (либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю) (пункт 2 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Изготовителю товара (либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) Вы вправе предъявить только 2 требования (пункт 3 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»):
— безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление своими силами или третьим лицом;
— замены на товар аналогичной марки (модели, артикула).
Вместо предъявления этих требований Вы вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества, и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Какие документы при этом Вам нужно предоставить
При обращении к продавцу (изготовителю) с требованиями Вам нужно предоставить документы, подтверждающие факт покупки. Это может быть товарный или кассовый чек.
При покупке товара продавец обязан выдать Вам товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.
Что делать, если нет чека на товар
Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (пункт 5 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Если у Вас нет документов на товар (отсутствует товарный или кассовый чек), то Вы можете подтвердить факт покупки путем свидетельских показаний. Отсутствие этих документов не лишает Вас права предъявлять требования к продавцу (изготовителю).
Какие еще документы нужно представить
В отдельных случаях законами, иными правовыми актами, в частности, правилами продажи отдельных видов товаров, утверждаемыми Правительством РФ, могут быть предусмотрены и другие документы, которые продавец обязан выдать потребителю при продаже товаров. В этом случае продавец (изготовитель) вправе потребовать предоставления ему всех документов, предусмотренных указанными правовыми актами.
Кроме того, в зависимости от того, какие требования предъявляются потребителем, продавец (изготовитель) может потребовать, а потребитель представлять и другие документы, имеющие значение для рассмотрения требования потребителя (пункт 3 главы 8 Разъяснений «О некоторых вопросах применения Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Если у Вас нет технического паспорта или иного документа
В этом случае Вы можете обратиться в суд и, поскольку этот вопрос недостаточно урегулирован законом, у Вас есть надежда, что суд решит вопрос в Вашу пользу.
Кто должен доставить товар или оплатить доставку
Крупногабаритный товар и товар весом более пяти килограммов должны доставить Вам (или оплатить доставку) продавец (изготовитель), иной товар (некрупногабаритный и весом менее 5 кг.) должны доставить Вы сами (пункт 7 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
При этом закон устанавливает обязанность продавца (изготовителя) доставить товар не в любых, а только в следующих случаях: для ремонта, уценки, замены и возврат их Вам (после ремонта, уценки, замены) (пункт 7 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Если нарушаются сроки выполнения Ваших требований
Если Вы предъявили какое-либо требование относительно товара с недостатками, то продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) должны удовлетворить Ваши требования в предусмотренный законом срок (пункт 1 статьи 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
За нарушение сроков выполнения Ваших требований Вы вправе требовать от продавца (изготовителя и др.) уплаты неустойки (пени) неустойку (пеню) в размере 1% цены товара (пункт 1 статьи 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»), а также вправе изменить свои требования (пункт 2 статьи 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Если просрочены несколько сроков, то неустойка взыскивается за просрочку каждого срока.
Размер неустойки
За нарушение сроков выполнения требований относительно товара с недостатками взимается неустойка (пеня) в размере 1% цены товара (пункт 1 статьи 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Неустойка должна выплачиваться добровольно
Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, исполнителем и др.) в добровольном порядке (пункт 5 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Требования, при нарушении сроков выполнения которых полагается неустойка
Список требований за просрочку выполнения которых Вы вправе требовать уплаты неустойки:
— безвозмездное устранение недостатков товара;
— соразмерное уменьшение покупной цены;
— возмещение расходов на исправление недостатков;
— возмещение убытков при отказе от исполнения договора купли-продажи;
— предоставление аналогичного товара на период ремонта, замены.
Вы можете изменить свои требования
В случае невыполнения Ваших требований в срок, Вы вправе потребовать (пункт 2 статьи 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»):
— безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление своими силами или третьим лицом;
— соразмерного уменьшения покупной цены;
— замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
— замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с перерасчетом цены.
А также Вы вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи, вернуть товар и получить уплаченные за него деньги.
Как рассчитывается неустойка при просрочке Ваших требований
Неустойка рассчитывается по формулам:
S = P*C*T, при этом P=1%
То есть, сумма неустойки = процент неустойки*цена товара*длительность просрочки
Цена товара (С)
Цена товара определяется исходя из его цены, существовавшей (пункт 1 статьи 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»):
— в том месте, в котором Ваше требование должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем) (т.е. в месте его нахождения),
— в день добровольного удовлетворения Вашего требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
Длительность просрочки (T)
Неустойка берется с каждого дня просрочки и длительность просрочки определяется в днях.
Неустойка взыскивается со дня, следующего за днем окончания срока удовлетворения требования.
Неустойка взыскивается вплоть до дня, когда требование было выполнено или когда было предъявлено новое требование.
Максимальная сумма неустойки (S)
В каких случаях Ваши требования не подлежат удовлетворению
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязан удовлетворить Ваши требования, если он не докажет, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель) (пункт 5 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Бремя доказательства отсутствия вины продавца (изготовителя) лежит на продавце (изготовителе). Для этого может быть проведена проверка качества товара и экспертиза.
Если неисполнение обязательств произошло вследствие непреодолимой силы
Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение (или за ненадлежащее исполнение) обязательств, если докажет, что это произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 4 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).