что такое топкапы в турции

Дворец Топкапы

При посещении Стамбула ты не сможешь пропустить Топкапы — главный дворец Османской империи до середины XIX века. В течение 400 лет огромный комплекс был резиденцией и офисом для 25 турецких султанов. А теперь этот город в городе может посетить любой желающий.

Содержание

История строительства

В 1453 году турки завоевали Константинополь, и османский султан Мехмед II поселился во дворце, который построили специально для него в районе современной площади Баязид. Но гарем этого дворца располагался рядом с будущим Топкапы.

что такое топкапы в турции. Смотреть фото что такое топкапы в турции. Смотреть картинку что такое топкапы в турции. Картинка про что такое топкапы в турции. Фото что такое топкапы в турции

В 1475 году началось строительство Топкапы. В переводе с турецкого topkapi означает «пушечные ворота». И это не просто так: когда султан покидал резиденцию или возвращался в неё, производился пушечный выстрел.

Мехмед II стал основателем и архитектором этого проекта. Сначала в новом дворце султаны лишь работали, гарем по-прежнему располагался вне дворцового комплекса. Но в XVI веке жена Сулеймана I захотела быть ближе к своему возлюбленному султану и добилась переноса гарема в Топкапы. Дворцу потребовалась грандиозная перестройка.

В 1854 году султан Абдул-Меджид I начал править из резиденции в европейском стиле — дворца Долмабахче. В 1922 году первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк ликвидировал султанат, в 1923 году провозгласил республику. Вместе с этими реформами османские дворцы, в том числе Топкапы, утратили своё первоначальное значение и были объявлены музеями.

что такое топкапы в турции. Смотреть фото что такое топкапы в турции. Смотреть картинку что такое топкапы в турции. Картинка про что такое топкапы в турции. Фото что такое топкапы в турции

Сейчас дворец Топкапы — один из крупнейших по площади музеев в мире. Публике доступна только десятая часть коллекции, а это 65 тысяч экспонатов. Здесь хранятся важнейшие мусульманские святыни — меч, плащ, пучок волос с бороды и отпечаток стопы пророка Мухаммеда.

Устройство и архитектура дворцового комплекса

Дворец Топкапы — пример османской архитектуры. Он имеет форму неправильного прямоугольника, состоит из четырёх дворов, разделённых воротами, и окружён стеной. Каждый двор являлся фактически крепостью, что обеспечивало дополнительную безопасность в случае набега врагов: правитель мог углубляться, пока враг преодолевал одно укрепление за другим. В последнем дворе был подземный ход, который вёл к морю, где в случае опасности султана и его приближённых ждали бы корабли. Но за всю историю Османской империи напасть на Топкапы никто не осмелился.

Первый двор

В первый двор, Двор янычар, ведут главные ворота — Ворота повелителя, или Имперские врата (Баб-ы Хюмаюн). Они имеют прямоугольную форму и два этажа. Внутренняя и внешняя сторона соединены сводом, который напоминает о воротах замков Средневековья. На втором этаже располагалась ложа султана, откуда он смотрел представления и церемонии.

Этот двор самый крупный. Его площадь занимали служебные и подсобные помещения, монетный двор, фонтан и церковь Святой Ирины. Именно через главные ворота султаны попадали во дворец. В этом же дворе проводили пятничные намазы.

Первый двор был единственным, куда могли попасть посетители.

что такое топкапы в турции. Смотреть фото что такое топкапы в турции. Смотреть картинку что такое топкапы в турции. Картинка про что такое топкапы в турции. Фото что такое топкапы в турции

Второй двор

Второй двор закрывают Ворота приветствия, или Срединные врата (Баб-ус-селям). Их арочный каменный свод выполнен в классическом архитектурном стиле Османской империи. Во втором дворе находится здание государственного совета — дивана, которое первоначально было деревянным. В XVI веке здание дивана значительно реконструировали, стены внутри покрыли мрамором. Тогда же появились колонны, декоративные орнаменты и арочные своды на крыльце.

Во втором дворе также располагались казна, Башня правосудия, здание Внешнего казначейства, постройки для прислуги, кухни, конюшни, хаммам, мечеть и вход в гарем.

Башня правосудия, или башня Адалет, построенная в середине XV века, в следующем веке была реконструирована и расширена. В начале XIX века усовершенствовали фонарь башни, в результате чего обзор с неё улучшился. Башня — символ Топкапы, так как хорошо заметна из города и со стороны моря.

что такое топкапы в турции. Смотреть фото что такое топкапы в турции. Смотреть картинку что такое топкапы в турции. Картинка про что такое топкапы в турции. Фото что такое топкапы в турции

Мечеть Бешир Ага и хаммам в неоклассическом стиле построены в середине XVIII века. Стены мечети с одним минаретом имеют полосатую кладку из рыжего и белого кирпича. Внутри — реконструкция в стиле раннего барокко, есть мраморный алтарь. К южному крылу мечети присоединён хаммам, который имеет два купола.

Дворцовые кухни занимают огромную площадь, их строения выделяются на общем фоне из-за высоких труб на крышах. На главной кухне готовили еду для султана и гарема. В части, где готовили сладости, были отдельные комнаты: шербета и джема, десертов и конфет.

Третий двор

В третий двор можно попасть через Ворота счастья (Баб-ус-саадет). Султан пользовался ими только по особым случаям. В торжественные дни правитель садился на трон, который устанавливали перед воротами, и все вокруг выражали султану уважение. В остальное время врата были закрыты, даже самым высокопоставленным чинам попасть через них во внутренние покои правителя было очень сложно. Ворота сочетают в себе стиль рококо, барокко и ампир.

В третьем дворе располагался сам гарем, состоящий из четырёх секций: для правителя, для его матери, для евнухов и для наложниц. В сумме в гареме было 300 комнат, несколько бань, две мечети и женский госпиталь.

Также в третьем дворе находилась тюрьма — кафес, где жили взаперти потенциальные наследники престола, и эндерун, то есть внутренние покои. В разных комнатах эндеруна размещалась дворцовая школа Эндерун — центр подготовки управленческих кадров.

Двор эндерун был сконструирован так, что личные покои султана располагались выше остальных строений, при этом покои правителя находились в самом центре, их окружали помещения, которые использовали ученики школы.

что такое топкапы в турции. Смотреть фото что такое топкапы в турции. Смотреть картинку что такое топкапы в турции. Картинка про что такое топкапы в турции. Фото что такое топкапы в турции

Государственные дела султан вёл из Тронного зала, или Зала аудиенций, который расположен сразу за воротами. Верхняя часть трона покрыта лаком и драгоценными камнями, украшена цветочными мотивами и изображением дракона, который сражается с фантастической птицей симургом, что символизирует храбрость.

Библиотека в этом дворе была построена в 1719 году по указу Ахмеда III на благо учеников дворцовой школы. Центральное помещение библиотеки имеет крышу с куполом, фасад отделан мрамором. Внутри здание украшено керамикой XVI века. Купол и своды отделаны штукатуркой malakâri, характеризующей эру тюльпанов. Дверные и оконные ставни выполнены из слоновой кости, на книжных стеллажах — серебряная отделка.

Другие важные здания третьего двора: Палата сокровищ, где хранились все драгоценности правителя; Сокровищница Эндерун с дворцовыми сокровищами; Тайный павильон — личный особняк турецких султанов с оригинальным дизайном плитки XVI века; самая крупная дворцовая мечеть Агалар, где молились султаны, их жёны, оруженосцы.

что такое топкапы в турции. Смотреть фото что такое топкапы в турции. Смотреть картинку что такое топкапы в турции. Картинка про что такое топкапы в турции. Фото что такое топкапы в турции

Сокровищница Эндерун, или павильон Мехмеда II, также известный как Киоск завоевателя, — одно из старейших зданий Топкапы. Оно было построено в 60-х годах XV века. Остальные строения дворцового комплекса проектировали, отталкиваясь именно от этого павильона. Каменное строение императорской архитектуры имеет просторные террасы и галереи, широкие окна, массивные колонны и камин.

Четвёртый двор

В четвёртом дворе расположился султанский сад, где правители в своё время могли побыть в одиночестве: павильоны Реван, Софа и Багдад, мечеть Софа, башня Башлала, павильон для обрезаний, гардеробная и другие помещения.

Зал обрезаний изначально задумывался как летний павильон, но вскоре начал использоваться для проведения церемонии обрезания принцев. Фасад здания покрыт голубой и белой плиткой. Из этого павильона открывается вид на район Стамбула — Галату.

Самое современное здание во всём Топкапы — Павильон медицины, построенный в 1859 году. Примечательно, что проектировал его Саркис Балаян — архитектор дворца Долмабахче, куда вскоре перешли все государственные дела.

Одежда султанов хранилась в отдельном здании — Гардеробной. Это единственное строение в дворцовом комплексе Топкапы, которое не меняло своего названия за всё время существования.

что такое топкапы в турции. Смотреть фото что такое топкапы в турции. Смотреть картинку что такое топкапы в турции. Картинка про что такое топкапы в турции. Фото что такое топкапы в турции

Как добраться

Дворец расположен в историческом центре Стамбула, на мысе Сарайбурну, где Босфор и Золотой Рог впадают в Мраморное море.

До Топкапы можно добраться на трамвае Т1. Ближайшие к дворцу остановки: Sultanahmet и Gülhane istasyonu. От них пешком по указателям.

Поездка на трамвае стоит 2,6 турецкой лиры (≈ 30 руб.) по Istanbulkard или 5 лир (≈ 55 руб.) по электронному билету или жетону.

Стоит учесть, что дворцовый комплекс не отапливается. Возможно, тебе будет некомфортно осматривать его зимой.

Время работы и стоимость посещения

На осмотр огромного комплекса лучше выделить целый день и приходить к самому открытию. Посетить Топкапы можно в любой день, кроме вторника.

В летний сезон, с 15 апреля по 30 октября, музей, гарем и церковь Святой Ирины открыты с 9:00 до 18:45. В зимний сезон они закрываются в 16:45.

что такое топкапы в турции. Смотреть фото что такое топкапы в турции. Смотреть картинку что такое топкапы в турции. Картинка про что такое топкапы в турции. Фото что такое топкапы в турции

Обрати внимание, что внутри помещений фотографировать запрещено. В отдел священных реликвий нельзя заходить в открытой одежде: шорты и майки не подойдут. В выставочных залах запрещены также детские коляски.

В Топкапы работает кафе — пригодится, если пойдёшь сюда на целый день.

Интересные факты

что такое топкапы в турции. Смотреть фото что такое топкапы в турции. Смотреть картинку что такое топкапы в турции. Картинка про что такое топкапы в турции. Фото что такое топкапы в турции

что такое топкапы в турции. Смотреть фото что такое топкапы в турции. Смотреть картинку что такое топкапы в турции. Картинка про что такое топкапы в турции. Фото что такое топкапы в турции

Ежегодно в Топкапы приезжают 2 миллиона туристов, что делает его самой посещаемой достопримечательностью столицы Турции. И это неудивительно — место богато историей, невероятными фактами и величественными постройками эпохи Османской империи.

Источник

Дворец Топкапы

Дворец Топкапы (Topkapı Sarayı)

Дворец Топкапы – старинная резиденция турецких султанов в Стамбуле, представляющая собой целый дворцовый городок. Он раскинулся на высоком мысе Сарайбурну, вдающемся в Босфор. Общая площадь дворцовой застройки составляет 70 гектаров, и каждый квадратный метр здесь утопает в роскоши. Склонные к пышным метафорам мусульманские поэты называли Топкапы Дворцом вечного счастья, ниспосланного его обитателям самим Всевышним, ведь турецкие султаны носили еще и титул халифов – хранителей ислама.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Дворец Топкапы

Основные моменты

Кроме покоев правителей Османской империи, в Топкапы располагались государственные учреждения и библиотеки, сокровищница с несметными богатствами, гарем, огромная кухня, военная школа, мечеть, арсенал и другие постройки. Некогда здесь жили до 4000 сановников высшего ранга, дворец обслуживали и охраняли 50 000 воинов. Теперь это один из самых значительных комплексов архитектурных памятников и музеев мусульманского мира, хранящих сокровища правителей обширной Османской империи, которые сумели завоевать территории на трех континентах.

Вид на дворец Топкапы

В 1985 году все многочисленные сооружения Топкапы и расположенный рядом парк Гюльхане с историческими зданиями были внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня миллионы туристов, приезжающих в Стамбул, включают в первоочередные планы посещение дворца Топкапы, и в сезон путешествий перед входом в музей собираются рекордные очереди желающих окунуться в роскошную атмосферу, некогда окружавшую могущественных правителей Турции.

Популярность этого музея достигла апогея после выхода на экраны турецкого сериала «Великолепный век» (2011 г.). Многие эпизоды драматичной саги о красавице Роксолане, сумевшей превратиться из рабыни в любимую жену султана, были отсняты в интерьерах гарема и других дворцов Топкапы.

Кадры из сериала «Великолепный век», снятые во дворце Топкапы

История дворца Топкапы

Дворец Топкапы находится в примечательном месте с богатейшей историей, уходящей корнями вглубь минувших тысячелетий. Здесь, на мысе у бухты Золотой рог, люди селились со времен неолита. Наконечники стрел, керамика и другие артефакты в остатках первобытного городища, найденного тут, были изготовлены примерно 8600 лет назад. На территории Топкапы археологи обнаружили подлинную каменную летопись, ее полустертые временем страницы составляют культурные слои всех последующих эпох.

Согласно древним преданиям, о которых нам известно из книг древнегреческих и римских историков, в 667 году до н. э. здесь основали поселение греческие колонисты, прибывшие из античной Мегары, что вблизи Афин. Переселенцы назвали город в честь царя Византия, возглавлявшего поход. Когда провинциальный полис Византий был избран столицей Восточной Римской империи, на мысе выстроили огромный дворец византийских басилевсов, а город переименовали в честь императора Константина.

Макет дворцового ансамбля

После падения Константинополя в 1453 году, султан Мехмед II Завоеватель приказал возвести на руинах императорского дворца свою резиденцию. Хроники того времени сообщают, что Мехмед II задумал построить дворец, превосходящий по красоте самые совершенные здания поверженной империи. Он велел собрать лучших мастеров со всех концов своих обширных владений. Первый камень в фундамент дворца Топкапы заложили в 1459 г., и через десять лет над Босфором вырос настоящий город в городе, окруженный собственной неприступной стеной. Отсюда контролировалось движение судов через стратегический пролив. В оборонительных сооружениях турецкие зодчие использовали и часть мощных фортификаций византийского периода. У стен дворца Топкапы обнаружены остатки акрополя, возведенного еще колонистами из Мегары.

Главные ворота, за бойницами которых прятались пушки, дали название новому дворцу могущественных султанов: «Топкапы» дословно означает «Пушечные врата». Они находятся вблизи собора Святой Софии.

Посол Нидерландов Корнелис Калкоен во время аудиенции у султана Ахмеда III (1727 г. н.э.)

В первой половине XVI века султан Сулейман Великолепный значительно расширил дворец. Почти все последующие правители строили здесь различные здания на свой вкус, поэтому сегодня Топкапы предстает перед путешественниками как невероятно эклектичный, но очень колоритный комплекс сооружений, возведенных за четыре столетия. В тени садов гарема прятались уголки, полные наслаждений, а во мраке подземелий таились мрачные казематы с застенками, внушающими ужас.

Сменяя друг друга на троне, здесь правили двадцать пять султанов. Только в XIX веке Махмуд II перенес султанскую резиденцию за пределы Топкапы, на берег Босфора. Но в старом дворце по-прежнему кипела жизнь, плелись паутины интриг и заговоров царедворцев. В гареме все так же жили красавицы под бдительным присмотром евнухов, сотни поваров суетились на кухне, шуты и музыканты развлекали придворных.

После Первой Мировой войны обветшавшая шестисотлетняя Османская империя рухнула. В 1924 году по приказу лидера турецкой революции Мустафы Ататюрка дворец Топкапы был превращен в музей и открыт для публики.

Музейные объекты и экспозиции

Территория Топкапы разграничена галереями, стенами и воротами на несколько дворов, где располагаются дворцы и беседки, оружейный арсенал, казармы гвардейцев, конюшни, бани, продовольственные склады и прочие службы. Под ними вырыты потайные ходы, ведущие к султанским покоям и за пределы дворцов. Многие из этих подземелий служили еще византийцам.

В наши дни в зданиях дворцового комплекса располагаются тематические музейные экспозиции.

Янычарский двор

Первые ворота в крепостной стене были возведены в 1478 году. Позднее они были облицованы мрамором. Арки украшены позолоченной арабской вязью с цитатами из Корана. Здесь можно увидеть и тугры – каллиграфические монограммы султанов Мехмеда II и Абдул Азиза, при которых ворота ремонтировались. Тугры использовались в качестве личной подписи правителей, их вырезали на государственных печатях, чеканили на монетах.

Главные ворота – Ворота Повелителя или Баб-ы Хюмаюн Церковь Святой Ирины в Янычарском дворе

Эти ворота, расположенные к югу от дворцов Топкапы, ведут на Янычарский двор, где находятся кассы музея. Здесь, слева от входа, находится первый музейный объект, включенный в комплекс Топкапы – церковь Святой Ирины (IV в.), выстроенная на руинах античного храма Афродиты. Это одна из древнейших сохранившихся христианская базилик в мире. В ее стенах проходил Первый Константинопольский собор, созванный императором Феодосием в 381 г. В VIII веке, в период иконоборчества, все росписи в интерьерах были уничтожены. Сохранилась лишь мозаика в апсиде – черный крест на золотистом фоне.

После завоевания Константинополя турками церковь не была превращена в мечеть, но служила арсеналом. В начале 2000-х годов здесь провели реставрационные работы. Теперь церковь с превосходной акустикой используется как концертный зал.

В стене за церковью есть проход на территорию бывшего Монетного двора Османской империи.

Врата Приветствия

Осмотр музеев Топкапы начинается с главных крепостных ворот. Этот вход, сложенный из блоков бежевого песчаника, – узнаваемая визитка Топкапы, он носит название Баб-юс-Селям, что значит Врата Приветствия. Всаднику любого ранга здесь надлежало спешиться, верхом на коне в Топкапы мог въехать лишь султан в сопровождении личной гвардии.

В привратных восьмиугольных башнях с острыми шпилями кровли из каменных плит томились преступники, приговоренные к смертной казни. Здесь же, в комнате палачей были орудия пыток и плаха, на которой несчастные узники лишались голов. Среди них были знатные аристократы и неудачливые родственники султанов, уличенные в заговорах против повелителя Вселенной. Для устрашения подданных их останки вывешивались над воротами. Их нельзя было предать земле по мусульманским обычаям. Гиды утверждают, что в башнях по сей день обитают призраки казненных. Справа у ворот находится мраморный фонтан Палача. По легенде, в его чаше заплечных дел мастера на глазах перепуганных прохожих мыли обагренные кровью мечи.

Ворота Приветствия Драгоценный кинжал с золотой рукоятью, на которой сияют три больших изумруда

За воротами располагается самый обширный двор резиденции – Диван Мейданы. Справа от входа, у крепостной стены, разместилась выставка конных экипажей. На этом дворе размещались янычарские казармы, конюшни, дворцовая больница, бани, пекарни и кухня. На площади под открытым небом выставлены артефакты, найденные археологами на территории Топкапы, – обломки колонн, саркофаги, фрагменты резных фасадов дворца византийских императоров. Недавние раскопки также выявили, что под двором находится огромная подземная цистерна, возведенная византийцами для сбора и хранения воды.

Диванхане

Главное правительственное здание двора – Диванхане или Диван, место заседаний высших правительственных чиновников и военачальников под председательством великого визиря. Здесь столетиями вершились судьбы народов трех континентов. Как писал итальянский публицист Эдмондо де Амичис, живший в XIX веке, сюда устремляли свои взоры встревоженная Европа, недоверчивая Азия и испуганная Африка. В Диванхане визири принимали иностранных послов, объявляли соседним государствам войну и заключали с ними недолгий мир.

Над залом заседаний возвышается купол. Пространство ограничено позолоченными решетками, так что увидеть собрание правительства можно было со двора. Это считалось символом открытости и справедливости принятых решений.

Султан мог тайно наблюдать за дебатами через занавешенное решетчатое окно из соседних покоев в Башне Правосудия, куда вел проход из гарема. Башня Правосудия – самое высокое сооружение в Топкапы, ее хорошо видно с Босфора, в то время как стены и кроны деревьев скрывают дворцы, не превышающие двух этажей.

В комнате рядом с залом заседаний хранились рукописные своды законов, государственные акты и архивные документы минувших лет, уложенные в сундуки. В смежном помещении сидели секретари и писцы, заносившие на пергаментные свитки все решения имперского совета. По традиции, под куполом Диванхане устраивались грандиозные торжества, когда дочери султана выходили замуж.

Здание было перестроено в 1792 году, в портике установили арочные ворота с узорчатой резьбой в модном тогда европейском стиле рококо. В этом же стиле выполнены украшения на фасадах. Однако в интерьерах дворца сохранились элементы османского декора XVI века – мраморная облицовка стен, лепка и резьба на колоннах.

Оружейная палата

Оружейная палата во дворце Топкапы Оружейная палата во дворце Топкапы

Из окон музея открывается великолепный вид на Босфор, в одном из залов есть выход на смотровую площадку.

Дворцовая кухня

Напротив Диванхане всю правую сторону двора занимает массивное приземистое здание дворцовой кухни, увенчанное куполами с арочными окнами в барабанах. Над зданием поднимается 40 высоких кирпичных дымовых труб. Под каждым куполом устроено по два помещения. Здесь круглосуточно трудились 1200 поваров. Отдельное помещение было отведено кондитерам, изготовлявшим сладости и прохладительные напитки. Тонны продуктов ежедневно доставлялись сюда из самых отдаленных уголков империи – из Египта и Персии, Аравии и Туниса. Пряности привозили из далекой Индии, янтарное оливковое масло и вино – с островов Средиземного моря.

На плитах, в котлах и в печах готовились деликатесы для султанского стола и обитательниц гарема, обеды для тысяч придворных. Кроме того, кухня обеспечивала довольствием целую армию солдат, охранявших Топкапы. Поколения дворцовых поваров изобрели множество рецептов восхитительных блюд и десертов. Они подробно описаны в старинных поваренных книгах, и сегодня туристы наслаждаются этими изысками в лучших ресторанах Стамбула.

В огромном здании дворцовой кухни расположены музеи, в которых представлены ковры, керамика, фарфор, этнографические экспозиции. В одном из помещений воссоздана атмосфера самой кухни. Тут есть любопытная коллекция старинной кухонной утвари и медной посуды.

Выставка изделий из серебра демонстрирует около 2000 прекрасных образцов работ турецких ювелиров и чеканщиков XVI-XIX веков. Эти предметы были важной частью султанской сокровищницы, ведь в Османской империи богатство измерялось, прежде всего, количеством серебра. Многие серебряные вещицы украшают дарственные надписи, они были преподнесены султанам к юбилеям и праздникам.

Дворцовая кухня внутри

Китайский фарфор

Музей китайского фарфора поражает обилием экспонатов. В его экспозиции около 10 700 изделий, эта коллекция – крупнейшая за пределами Китая. Самые ценные предметы инкрустированы золотыми и серебряными нитями, изумрудами и рубинами. Древнейшие расписные вазы были изготовлены в XIII веке. Клейма свидетельствуют, что несколько чаш из тончайшего фарфора под желтой глазурью принадлежали к предметам сервировки в обеденных залах дворцов средневековых китайских императоров.

Обратите внимание на группу изделий, покрытых особой селадоновой глазурью серовато-зеленого оттенка, напоминающего нефрит. По древнему поверью, отравленное питье, налитое в такую посуду, мгновенно теряет ядовитые свойства и не причиняет вреда.

Отдельно представлено 700 изделий японского фарфора XVII-XVIII столетий.

Европейский фарфор

В этой коллекции фарфора представлены столовые сервизы, вазы, фарфоровые часы, канделябры и другие декоративные изделия, произведенные в разных европейских странах в период с начала XVIII века по начало XX столетия. Здесь насчитывается 5000 экспонатов. Наиболее ценные из них – дипломатические подарки султанам. Многие из них изготовлены с учетом османских художественных традиций.

Большую редкость представляют первые изделия Мейсенской фарфоровой мануфактуры, изготовленные в 1717 году: блюда, подносы, шкатулки, коробки для конфет. Огромный столовый сервиз, расписанный лесными пейзажами, в 1830-е годы прислал король Франции Луи-Филипп.

На витринах выставлены образцы русского фарфора, изготовленного в Санкт-Петербурге. Среди них экспонируется часть сервиза из 2000 предметов, присланного императором Николаем I в подарок султану Махмуду II.

В коллекции также представлены предметы из богемского, английского и русского хрусталя. В этом разделе выделяются прекрасные хрустальные бокалы и кувшин для шербета, изготовленные знаменитым мастером Богемского стекольного завода Людвигом Мозером для султана Абдул-Хамида II.

Выставка турецкого фарфора завершает коллекцию.

Двор Эндерун

Третий двор, куда ведут Ворота Счастья и Блаженства, занимали покои особо приближенных к престолу евнухов и родственников султана. Украшенное лужайками, цветниками и фонтанами подворье называется Эндерун. Для входа сюда требовалось особое разрешение, даже великий визирь имел право приходить в Эндерун только в определенные дни.

Здесь располагаются великолепный Тронный зал, Сокровищница (Хазне), павильон Аудиенций.

Тронный зал находится в квадратном здании, окруженном колоннадой. Его выстроили в XV веке. У входа в зале тихо журчит небольшой фонтан, установленный по приказу Сулеймана I. Об этом напоминает персидская надпись, называющая султана источником великодушия и справедливости. Далее туристы попадают в самое сердце империи, где стоит богато украшенный престол. В соседнем помещении находился гардероб, теперь здесь действует выставка драгоценных одеяний султанов, включающая 2500 предметов одежды.

К северо-востоку расположен Павильон Фатих (Завоевателя) – эффектное монументальное здание с красивой аркадой. В его залах хранились султанские сокровища. Это старейшее сооружение дворцового комплекса Топкапы, его возвели в 1460 году. Сейчас тут находится наиболее известный музей дворца, где экспонируются драгоценные украшения, произведения искусства, золотые монеты, ордена и медали империи, а также награды, врученные султанам монархами окружающих стран.

Здание Тронного зала Павильон Фатих

В первом зале привлекают внимание парадные доспехи Мустафы III, украшенные золотом и драгоценными самоцветами. Так же пышно украшены его меч, щит и стремена.

Здесь же можно увидеть эбеновый трон Мурада IV, инкрустированный слоновой костью и перламутром.

На одной из витрин мерцает драгоценная нефритовая чаша. Ее подарил турецкому султану Абдул-Хамиду II русский император Николай II.

В центре второго зала установлен ореховый трон Ахмеда I, инкрустированный панцирем черепахи, перламутром и самоцветами. Под парчовым балдахином на золотой цепи свисает огромный изумруд. Есть здесь и военные трофеи, среди них – золотой трон иранского шаха Исмаила, побежденного армией Сулеймана Великолепного.

Драгоценный кинжал с золотой рукоятью, на которой сияют три больших изумруда

В третьем зале сокровищницы экспонируется наиболее ценный предмет коллекции – крупный грушевидный бриллиант «Кашикчи» в оправе, окруженный двойным рядом из 49 алмазов поменьше. Как эта драгоценность весом в 86 карат появилась во дворце – доподлинно неизвестно. Существует много версий происхождения знаменитого алмаза. По одной из легенд, его нашел на берегу Босфора бедный рыбак и отнес в ювелирную лавку на стамбульском базаре. Хитрый ювелир убедил рыбака, что его находка – стеклянная безделушка, и выменял сокровище на три оловянных ложки. Правдива ли эта история или нет, но название самоцвета «Кашикчи» означает «Ложечник». Рассказывают и совсем причудливые истории о том, что этот бриллиант принадлежал то ли графу Калиостро, то ли матери Наполеона Бонапарта.

Гарем

В четвертом дворе, который некогда обладал статусом запретного места, располагались султанские покои, гарем, покои матерей правящих властителей, носивших титул Валиде Султан. Эта часть Топкапы была доступна лишь султану, членам его семьи и немногим высшим сановникам.

Дворцы окружены прекрасными садами с павильонами и беседками, галереями с видом на Босфор. Здесь же находятся дворцовая библиотека, выставка часов и галерея портретов правителей Османской империи.

Гарем дворца Топкапы

В хранилище священных реликвий есть несколько особо почитаемых в мусульманском мире артефактов и личных вещей пророка Мухаммеда. Здесь хранится древнейшая рукопись Корана, созданная в VIII в., что соответствует концу I века мусульманского летоисчисления.

Практическая информация

Музей Топкапы ежедневно открыт с 09:00 до 18:00 (в зимний период – до 16:00). Выходной день – вторник. Во время религиозных праздников музей открывается после полудня. Входной билет обойдется в 60 лир. Кассы закрываются в 17:00.

Возле помещения касс на Янычарском дворе всегда дежурят местные гиды. Они проведут для вас индивидуальную экскурсию, оплата – 60 лир/час.

Для осмотра помещений гарема нужно купить отдельный билет за 35 лир. Осмотр церкви Святой Ирины стоит 30 лир. Эти музеи работают с 09:00 до 17:00, их кассы закрываются в 16:00.

Фотографировать и проводить видеосъемки в помещениях дворца Топкапы нельзя. Этот запрет не распространяется на съемки архитектурных сооружений на открытой территории музея.

В помещение хранилища священных реликвий могут не впустить туристов в коротких юбках и шортах.

Как добраться

Дворец Топкапы находится в центре Стамбула, в историческом районе Фатих. От собора Святой Софии ко входу во дворец ведет улица Диван Йолу.

Добраться сюда удобно на скоростном трамвае – линия Т1, остановки Sultanahmet или Gulhane.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *