что такое тифлопедагогика определение

Тифлопедагогика

что такое тифлопедагогика определение. Смотреть фото что такое тифлопедагогика определение. Смотреть картинку что такое тифлопедагогика определение. Картинка про что такое тифлопедагогика определение. Фото что такое тифлопедагогика определение

что такое тифлопедагогика определение. Смотреть фото что такое тифлопедагогика определение. Смотреть картинку что такое тифлопедагогика определение. Картинка про что такое тифлопедагогика определение. Фото что такое тифлопедагогика определение

что такое тифлопедагогика определение. Смотреть фото что такое тифлопедагогика определение. Смотреть картинку что такое тифлопедагогика определение. Картинка про что такое тифлопедагогика определение. Фото что такое тифлопедагогика определение

Тифлопедагогика (от греч. τυφλός — слепой и педагогика) — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения — является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии.

Содержание

История тифлопедагогики

Н. Н. Малофеев так описывает деятельность В. Гаюи:

Мытарства Гаюи в России, неимоверные трудности, испытанные им при создании в Петербурге школы для слепых детей в начале XIX столетия, объяснимы и предсказуемы. Заимствованная европейская модель специального образования, волюнтаристски перенесённая в отечество из продвинутого (третьего периода) эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в умственном и физическом развитии в предыдущий второй период не могла быть жизнестойкой…

Практически всё общество оказалось не готовым к восприятию зарубежной новации, в силу чего вдребезги разбились мечты парижского энтузиаста. Аналог французского института в России создать не удалось, подготовить педагогов преемников из числа коренных жителей не представилось возможным, рельефные книги для слепых оказались ненужными…

Во второй половине XIX века на необходимость активного участия общества в организации образования детей с нарушениями зрения указывают Г. Г. Дикгоф, А. И. Скребицкий. Г. Г. Дикгофу и К. К. Гроту удаётся то, что не удалось В. Гаюи в начале века:

Деятельность Грота и Дикгофа по организации обучения слепых, в отличие от Гаюи, оказалась успешной потому, что к концу XIX в. в России изменилось отношение государства и общества к слепым. … набрала силу светская благотворительность, образование начало осознаваться базовой общественной ценностью, а обучение слепых стало пониматься как реализация всеобщего права на образование… В таких условиях Попечительство о слепых ВУИМ сумело открыть более двух десятков учебных заведений. [2]

Ряд известных тифлопедагогов отмечает необходимость общественного образования для слепых. Указывая, что для слепого образование имеет ключевое значение, К. Ф. Лейко пишет: «Только рациональное воспитание и обучение могут сделать слепого гармонически зрелой личностью, способной к практическому выполнению своего гражданского назначения»; А. Н. Колубовский пишет о необходимости решения обществом проблемы образования слепых: «… обучение для слепого нужнее, чем для зрячего, и всеобщее обучение слепых является одной из ближайших задач, которые в настоящее время должны ставить себе правительство и общество».

Учреждения для слепых объединялись под руководством Попечительства о слепых. [3] На рубеже XIX—XX веков в него входили 47 заведений, среди которых 24 училища для слепых детей, а также мастерские для обучения взрослых слепых в Санкт-Петербурге. М. Рейх отмечает: «Во всех 24 губернских училищах ведомства Попечительства воспитывалось и обучалось в 1889 г. — 653 детей». Как и в учреждениях для глухонемых, слепых обучают доступным им ремёслам, что позволяет им в дальнейшем адаптироваться к жизни. Для решения этих задач в училищах организованы ремесленные классы и ремесленные мастерские. После выхода слепых из учебных заведений Попечительство участвует в их социальной адаптации. Оно «… по выходе же слепцов из этих заведений, поддерживает их в новой трудовой жизни, устраивает особые общежития, организуя сбыт изготовленных слепыми изделий и оказывая материальную поддержку тем из них, которые по болезни или другим уважительным причинам не могут зарабатывать на своё пропитание» [4]

До революции были созданы предпосылки для создания системы обучения и воспитания слепых детей.

В советский период была создана дифференцированная система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Были написаны фундаментальные работы по тифлопедагогики:

Тифлопедагогика как наука

что такое тифлопедагогика определение. Смотреть фото что такое тифлопедагогика определение. Смотреть картинку что такое тифлопедагогика определение. Картинка про что такое тифлопедагогика определение. Фото что такое тифлопедагогика определение

что такое тифлопедагогика определение. Смотреть фото что такое тифлопедагогика определение. Смотреть картинку что такое тифлопедагогика определение. Картинка про что такое тифлопедагогика определение. Фото что такое тифлопедагогика определение

что такое тифлопедагогика определение. Смотреть фото что такое тифлопедагогика определение. Смотреть картинку что такое тифлопедагогика определение. Картинка про что такое тифлопедагогика определение. Фото что такое тифлопедагогика определение

что такое тифлопедагогика определение. Смотреть фото что такое тифлопедагогика определение. Смотреть картинку что такое тифлопедагогика определение. Картинка про что такое тифлопедагогика определение. Фото что такое тифлопедагогика определение

Как раздел общей педагогики она развивается на основе философии, принципов гуманистического воспитания и на общедидактических принципах обучения, с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения. Естественнонаучной основой тифлопедагогики является учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

Тифлопедагогика является частью дефектологии. Дефектологию можно определить как интегративную науку, на стыке педагогики, психологии и медицины, занимающуюся вопросами изучения, воспитания и обучения человека с отклонениями в развитии. Она включает в себя блоки медико-биологических и психолого-педагогических наук, которые интегрируют полученные в своих сферах знания, ради одной цели — воспитания человека с отклонениями в развитии.

В современных условиях можно условно разделить дефектологию на учения об изучении, воспитании и обучении разных категорий людей с отклонениями в развитии. Одним из таких учений является тифлология, которая объединяет медико-биологические и психолого-педагогические науки, занимающиеся вопросами изучения, обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Среди данных наук можно назвать офтальмологию, невропатологию, психиатрию, нейрофизиологи(медико-биологические науки); тифлопсихологию, тифлопедагогику (психолого-педагогические науки).

Ключевое место в тифлологии занимает тифлопедагогика. На обоснование адекватных способов и методов педагогического воздействия, которые реализуются в тифлопедагогике, направлены все перечисленные медико-биологические и психологические науки.

Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем:

Важное место занимают:

Большое внимание уделяется:

В качестве методов исследования тифлопедагогика использует:

Тифлопедагогика опирается на смежные с ней науки: общую педагогику, дефектологию, тифлопсихологию, патофизиологию, офтальмологию, школьную гигиену, педиатрию, детскую психоневрологию и др.

Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмы и условия, компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц разного возраста с глубокими нарушениями зрения.

B процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического характера, подготовка к школьному обучению.

В школьном возрасте дети получают общее среднее и политехническое образование в объеме массовой школы, духовно-нравственное, физическое, эстетическое воспитание, социально-психологическуюю и трудовую подготовку.

Обучение взрослых с нарушением зрения имеет целью повышение уровня образования и социально-трудового статуса. Оно организуется с учетом возраста, сферы производственной занятости, жизненного и практического опыта, уровня общеобразовательной подготовки.

К специальным средствам обучения и воспитания относятся: положения о дошкольных учреждениях и школах, учебные планы и программы, формы, методы, дидактические средства наглядности и тифлотехнические устройства. [5]

Источник

Тифлопедагогика

Полезное

Смотреть что такое «Тифлопедагогика» в других словарях:

тифлопедагогика — тифлопедагогика … Орфографический словарь-справочник

тифлопедагогика — педагогика, дефектология Словарь русских синонимов. тифлопедагогика сущ., кол во синонимов: 2 • дефектология (6) • … Словарь синонимов

ТИФЛОПЕДАГОГИКА — (от греческого typhlos слепой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих … Современная энциклопедия

ТИФЛОПЕДАГОГИКА — (от греч. typhlos слепой и педагогика) отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих … Большой Энциклопедический словарь

ТИФЛОПЕДАГОГИКА — ТИФЛОПЕДАГОГИКА, тифлопедагогики, мн. нет, жен. (от греч. typhlos слепой и слова педагогика) (пед.). Методика преподавания слепым. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ТИФЛОПЕДАГОГИКА — ТИФЛОПЕДАГОГИКА, и, жен. Раздел дефектологии, занимающийся обучением слепых. | прил. тифлопедагогический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ТИФЛОПЕДАГОГИКА — (от греч. typhlos – слепой + педагогика). Наука о воспитании и обучении учащихся с нарушениями зрения, одна из отраслей коррекционной педагогики. Подготовка учителей школ для слепых и слабовидящих ведется на дефектологических факультетах… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Тифлопедагогика — (от греческого typhlos слепой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Тифлопедагогика — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

тифлопедагогика — и; ж. [от греч. typhlos слепой и сл. педагогика] Раздел дефектологии, разрабатывающий проблемы обучения и воспитания детей, лишенных зрения или имеющих его нарушения. Изучать тифлопедагогику. // Учебный предмет, излагающий этот раздел. Курс… … Энциклопедический словарь

Источник

Тифлопедагогика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и содержание тифлопедагогики

Тифлопедагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения лиц, страдающих нарушениями зрения.

Тифлопедагогика рассматривает вопросы воспитания и обучения, касающиеся лиц, имеющих ограниченность визуального восприятия, либо его полное отсутствие. Это нарушение затрагивает развитие личности, приводя к сложностям нормального ее становления и прохождения социализации.

Тифлопедагогика относится к разделам специальной педагогики или дефектологии и ориентирована на создание системы для развития ребенка со зрительными отклонениями, помогающей ему раскрыть все стороны его личности, дать общеобразовательные знания и умения, помочь влиться в социальную среду и развить умения строить социальные взаимоотношения.

Поскольку, тифлопедагогика относится к разделам специальной педагогики, то она базируется на гуманистических принципах построения системы воспитания и обучения. Она учитывает индивидуальную специфику развития детей со зрительными нарушениями, а также помогает выработать отдельные воспитательные подходы к каждому ребенку с различной степенью зрительных отклонений.

Этапы становления тифлопедагогика

В своем историческом развитии данная научная отрасль прошла несколько основных периодов:

Готовые работы на аналогичную тему

Целевое назначение и задачи тифлопедагогики

Тифлопедагогика занимается специальным образованием детей, имеющих проблемы со зрением. К таким детям относятся следующие категории:

Приоритетной целью научных исследований тифлопедагогики является создание специальных условий для развития детей, имеющих нарушения в работе зрительного аппарата. Она помогает детям максимально эффективно пройти процесс социализации, получить образование специальными средствами.

Исходя из целевого назначения тифлопедагогики, она предполагает постановку ряда задач:

Методология тифлопедагогики

В основе данного научного направления является гносеология – философия познания. Процесс познания, рассматриваемый данной наукой, является творческим и активным.

Процесс воспитания ребенка с нарушениями зрения рассматривается, как развивающийся и динамический. Также, он имеет творческую направленность, поскольку предполагает применение нестандартного подхода к обучению, применение специальных приемов и методов.

Теоретическую основу учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими зрительные нарушения, составляет учение Сеченова и Павлова о высшей нервной деятельности. В нем рассматривается компенсация зрения и его коррекция при вторичных отклонениях в развитии, проявлении первичных дефектах, механизмах протекания процесса познания и развития.

Источник

Тифлопедагогика

Полезное

Смотреть что такое «Тифлопедагогика» в других словарях:

тифлопедагогика — тифлопедагогика … Орфографический словарь-справочник

тифлопедагогика — педагогика, дефектология Словарь русских синонимов. тифлопедагогика сущ., кол во синонимов: 2 • дефектология (6) • … Словарь синонимов

ТИФЛОПЕДАГОГИКА — (от греческого typhlos слепой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих … Современная энциклопедия

ТИФЛОПЕДАГОГИКА — (от греч. typhlos слепой и педагогика) отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих … Большой Энциклопедический словарь

ТИФЛОПЕДАГОГИКА — ТИФЛОПЕДАГОГИКА, тифлопедагогики, мн. нет, жен. (от греч. typhlos слепой и слова педагогика) (пед.). Методика преподавания слепым. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ТИФЛОПЕДАГОГИКА — ТИФЛОПЕДАГОГИКА, и, жен. Раздел дефектологии, занимающийся обучением слепых. | прил. тифлопедагогический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ТИФЛОПЕДАГОГИКА — (от греч. typhlos – слепой + педагогика). Наука о воспитании и обучении учащихся с нарушениями зрения, одна из отраслей коррекционной педагогики. Подготовка учителей школ для слепых и слабовидящих ведется на дефектологических факультетах… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Тифлопедагогика — (от греческого typhlos слепой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Тифлопедагогика — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

тифлопедагогика — и; ж. [от греч. typhlos слепой и сл. педагогика] Раздел дефектологии, разрабатывающий проблемы обучения и воспитания детей, лишенных зрения или имеющих его нарушения. Изучать тифлопедагогику. // Учебный предмет, излагающий этот раздел. Курс… … Энциклопедический словарь

Источник

Значение слова тифлопедагогика

Словарь Ушакова

Словарь Ожегова

ТИФЛОПЕДАГОГИКА, и, ж. Раздел дефектологии, занимающийся обучением слепых.

| прил. тифлопедагогический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

ж.
Раздел дефектологии, изучающий процессы воспитания и обучения детей с
недостатками зрения.

Энциклопедический словарь

Большая Советская Энциклопедия

Первая школа для слепых открыта основоположником Т. французским педагогом В. Гаюи в 1784 в Париже, в России ≈ в Петербурге в 1807. В 19 в. такие школы стали создаваться на благотворительные средства во многих странах. В России развитие Т. и системы образования слепых связано с именами К. К. Грота, А. И. Скребицкого и др. Воспитанники школ для слепых получали 3≈4-летнее образование и ремесленную подготовку. Обучением было охвачено 4≈5% слепых детей.

Советская Т. строится на основе общих принципов марксистско-ленинской педагогики и имеет целью развитие умственных и физических способностей детей, их общее среднее образование (овладение основами наук), формирование материалистическое мировоззрения, воспитание коммунистической морали, подготовку к жизни и труду. Советская Т. разрабатывает пути совершенствования содержания обучения, методы и принципы организации учебно-воспитательного процесса, структуру специальных школ и дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, организационные формы дифференцированного обучения и воспитания детей. Наиболее важная задача Т. ≈ рациональное использование и развитие в процессе обучения сохранившихся у детей неполноценных функций зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в психическом и физическом развитии путём специально направленной коррекционно-педагогической работы, применение технических средств обучения (см. также Тифлотехника ), коррекции и компенсации нарушенного зрения. Ведущая роль в процессе обучения отводится развитию мышления, речи, логической памяти, произвольного внимания, формированию наблюдательности, ориентации в пространстве, имеющих существенное значение для компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и неполноценном зрении.

Т. опирается на данные смежных наук ≈ общей педагогики, психологии, физиологической оптики, офтальмологии, педиатрии, школьной гигиены, физиологии высшей нервной деятельности, эргономики, тифлотехники.

Центр советской Т. ≈ НИИ дефектологии АПН СССР. Теоретические и практические вопросы Т. разрабатываются также в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена и др. педагогических институтах.

Научные центры в области Т. организованы в Великобритании, СФРЮ, ГДР, СРР, ЧССР, ФРГ, США, Швеции, Японии и др.

Лит.: Дети с глубоким нарушением зрения, под ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер, М., 1967; Слабовидящие дети, под ред. Ю. А. Кулагина, Н. Г. Морозовой и М. Б, Эйдиновой, М., 1967; Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих, под ред. М. И. Земцовой, М., 1969; Кулагин Ю. А., Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых, М., 1969; 3емцова М. И., Учителю о детях с нарушениями зрения, М., 1973; Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников, «Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена», 1968, т. 344, 1970, т. 420; Мещеряков А. И., Слепоглухонемые дети, М.. 1974.

Дефектология. Словарь-справочник

отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения (частично и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения).

В России первая школа для слепых была открыта в Санкт-Петербурге в 1807 г. Задача Т. долгое время сводилась к разработке системы призрения слепых детей за счет филантропических организаций.

Трудовое обучение в специальных школах для слепых организуется на политехнической основе с привлечением тифлотехнических средств, что позволяет давать учащимся этих школ не только простейшую ремесленную подготовку, но и готовить из них специалистов по современным профессиям. Также расширяется круг профессий, по которым осуществляется трудовая подготовка слабовидящих детей.

Особое значение в Т. придается специфическим методам физического воспитания слепых и слабовидящих, которое ведется дифференцированно и имеет не только общеукрепляющее, но и служит для коррекции двигательной сферы учащихся и ориентировки их в пространстве. В процессе коррекционных занятий, проводящихся в младших классах специальных школ, у детей с глубокими нарушениями зрения воспитываются навыки ориентировки в пространстве и самообслуживания; детям оказывается необходимая логопедическая помощь по исправлению недостатков речи; проводятся занятия по развитию остаточного зрения у учащихся школы слепых и по использованию слабого зрения учащихся школы слабовидящих. Учитывая исключительную роль раннего начала коррекционной работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения, в Т. повышенное внимание оказывается дошкольному воспитанию слепых и слабовидящих детей.

Педагогический терминологический словарь

наука о воспитании и обучении детей с нарушениями зрения, одна из отраслей коррекционной (специальной) педагогики.

Первое учебное заведение для слепых осн. в 1874 во Франции (Париж) В. Гаюи. В 1829 Л. Брайль изобрёл наиболее рациональный вариант рельефно-точечного шрифта, получивший распространение во всём мире. В России первая школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807. Развитию Т. способствовали К.К. Грот, А.И. Скребицкий и др.

Т. изучает проблемы обучения и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Для предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития создана система специального обучения и коррекционно-восстановительной работы.

Т. изучает детей с нарушениями зрения; определяет типологию нарушений их психического и физического развития. Осуществляет компенсацию, коррекцию и восстановление нарушенных функций при слепоте и слабовидении. Разрабатывает содержание, методы и организационные формы специального образования, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки учащихся при разных формах нарушения зрения и определяет структуру специальных (коррекционных) образовательных учреждений; научные основы построения специальных учебных планов, программ и учебников, частных методик обучения. Определяет цели и направления формирования личности в процессе общего образования, трудового, эстетического, физического и нравственного воспитания детей с нарушением зрения. Конструирует специальные технические средства. Разрабатывает системы гигиенических мероприятий по охране и коррекции неполноценного зрения у детей (нормативы освещённости в школах, режим зрительной нагрузки учащихся, основы проектирования специальных зданий и др.).

Проблемы Т. разрабатываются в Институте коррекционной педагогики РАО, на кафедрах педагогических университетов и институтов. Подготовка учителей для школ слепых и слабовидящих, тифлопедагогов ведётся на дефектологических факультетах С.-Петербургского и Нижегородского педагогических институтов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 290)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *