что такое тестовый план

Как составить тест-план? Для начинающего тестировщика

Очень много ресурсов рассказывают про виды тестирования, как составить тест-кейсы и чек-листы, но очень мало ресурсов, особенно на русском рассказывают про составление тест-плана и для чего он нужен, а также сколько времени и сил он способен сберечь. Читая статьи и смотря видео по тестированию, рассказывают про некий тест-план, но очень часто вскользь, так давайте же вместе со мной разберем кратко про тест-план, а потом посмотрим на список ресурсов, которые помогут вам в этом.

Для себя я отметил следующие важные пункты при составлении тест-плана.

Основные пункты:

1 Краткое изложение проекта

В нескольких предложениях описать зачем и для кого этот продукт.

2 Понятная структура тест-плана

Расположить в правильном порядке все пункты тестированию

3 Сроки тестирования

Описать приблизительные сроки в формате когда и сколько времени будет потрачено на это.

4 Программы и методы тестирования

Рассказать какой софт и методы тестирования вы будете применять и для чего.

5 Технические требования

Например: Рассказать какие компьютеры или телефоны будут участвовать в тестировании (их характеристики)

6 Структура тестируемого проекта (Описать например какой функционал будет протестирован)

Описать все страницы проекта, какие функции там есть.

7 Результат тестирования

Что получилось в результате тестирования, какие тест-кейсы, чек-листы и т.д будут сделаны.

Полезные статьи с примерами и описанием как составить тест-план

Примеры тест-кейсов

Полезные видео с примерами составления

Источник

За план тестирования замолвите слово

Приветствую участников уважаемого сообщества.

Я работаю тестировщиком (интернет-магазин). Вектор – управление тест-кейсами, QA — менеджмент, JUnit — тестирование, автоматизация, программирование на Java. Мне хотелось бы поделиться с коллегами своим опытом. Может, кому пригодится.

Предмет статьи – план тестирования и инструментарий для его составления.

Итак, есть задача – протестировать работу мобильной версии сайта на фронте. Есть собственное желание – оставить потомкам и коллегам вменяемый мануал по тестированию, когда не надо будет придумывать, что бы такое потестить. Я за взаимозаменяемость, универсальность и наглядность! Постулат – структура сайта должна быть представлена в виде дерева для облегчения восприятия и получения перспективы.

Пошаговый процесс построения дерева для плана тестирования:

1. Первый уровень: указание раздела «Страницы» и глобальные элементы (сквозные элементы – элементы шапки, подвал).
2. Второй уровень: перечисление страниц.
3. Третий уровень: перечисление общих свойств страницы и ее особых состояний (например, полная или пустая корзина).
4. Четвертый уровень:
— указание раздела «Элементы»,
— указание раздела «События» для страницы,
— перечисление крупных блоков элементов (например, блок товарных подкатегорий с большим количеством элементов),
5. Пятый уровень: перечисление типов элементов (текстовые блоки, ссылки, поля, кнопки, чекбоксы, счетчики, формы, фото, баннеры, иконки, значки, капча…).
6. Шестой уровень: перечисление названий элементов, относящихся к соответствующему типу элемента (например, названий полей для типа элемента «Поле»).
7. Седьмой уровень: указание на предмет тестирования по конкретному элементу и на раздел «Действия» / «События» для описания функционального тестирования:
7.1. Текстовый блок (конкретный):
— верное расположение на странице,
— корректный формат текста,
— корректное отображение верстки,
— элемент нельзя изменить,

7.2. Ссылки:
— верное расположение,
— возможность нажать,
— наличие нужного текста,
— нажатие не вызывает ошибку,
— ссылка ведет на нужную страницу,
— элемент нельзя изменить,

7.3. Поля:
7.3.1. Верное расположение,
7.3.2. Корректный формат,
7.3.3. Элемент нельзя изменить,
7.3.4. Действия (набор зависит от типов данных, которые содержатся в данном поле – например, числа, — и функционала элемента – например, поле для ввода):
7.3.4.1. Принимает верное значение.
7.3.4.2. Принимает ложное значение.
7.3.4.3. Не принимает текст.
7.3.4.4. Не принимает спецсимволы.
7.3.4.5. Не принимает инъекции.
7.3.4.6. Не принимает / интерпретирует число в другой системе исчисления.
7.3.4.7. Не принимает формулы и операции деления на 0.
7.3.4.8. Не принимает / интерпретирует в целое дробное число,

7.4. Кнопки:
7.4.1. Верное расположение,
7.4.2. Возможность нажать,
7.4.3. Наличие нужного текста,
7.4.4. Элемент нельзя изменить,
7.4.5. Действия:
7.4.5.1. Вызывает необходимую форму / запускает определенный процесс.
7.4.5.2. Нажатие не приводит к возникновению явной ошибки текущей страницы или в результатах процесса.
7.4.5.3. Нажатие не приводит к перемещению на другую страницу.
7.4.5.4. Нажатие не приводит к зависанию,

7.5. Чекбоксы / флаги:
7.5.1. Верное расположение,
7.5.2. Возможность выделить / снять выделение,
7.5.3. Элемент нельзя изменить,
7.5.4. Действия:
7.5.4.1. Выделение не приводит к возникновению ошибки на текущей странице.
7.5.4.2. Выделение не приводит к запуску постороннего процесса.
7.5.4.3. Выделение не приводит к зависанию,

7.6. Счетчики:
— верное расположение,
— отображение целого числа (количества единиц товара),
— корректный формат отображения,
— элемент нельзя изменить,
— соответствие числового значения счетчика исходной величине,

7.7. Формы:
7.7.1. Верное расположение,
7.7.2. Корректный формат отображения,
7.7.3. Элемент нельзя изменить,
7.7.4. Элементы:
7.7.4.1. Поля
7.7.4.2. Кнопки
7.7.4.3. Ссылки

7.7.5. События:
7.7.5.1. Очистка полей формы после отправки данных.
7.7.5.2. Очистка полей формы после обновления страницы.

7.8. Фото (с механизмом просмотра увеличенной фотографии):
7.8.1. Верное расположение,
7.8.2. Корректное отображение,
7.8.3. Возможность нажать,
7.8.4. Элемент нельзя изменить,
7.8.5. События:
7.8.5.1. Нажатие приводит к появлению увеличенной фотографии,
7.8.5.2. Нажатие не приводит к какой-либо ошибке,

Это описание плана тестирования, который охватывает, в основном, проверку свойств указанных элементов.
Сюда же, в разделы «События» и «Действия» я добавляю тест-кейсы для функционального тестирования:
— факт добавления выбранного товара в корзину после нажатия на кнопку «В корзину»,
— верный расчет стоимости доставки при выборе разных регионов и т.д.

Что даст мне удобное представление плана тестирования?
— перспективу (предстоящий объем работ);
— понимание структуры тестируемого объекта (и не обязательно сайта – даже ракеты);
— понимание степени покрытия тест-кейсами объекта тестирования;
— представление о том, тестирование чего я могу автоматизировать;
— в конце концов, +1 к ЧСВ (шутка).

Как известно, даже хорошему пилоту нужен самолет с крыльями.

Мой самолет с крыльями – это XMind 6.

Я создаю файл, где центральным элементом указываю, например, квадратик с текстом «ПланТестирования (мобильная версия)». После некоторого времени наброски плана в соответствии с принципом построения, описанным выше, план становится похож на корневую систему:

что такое тестовый план. Смотреть фото что такое тестовый план. Смотреть картинку что такое тестовый план. Картинка про что такое тестовый план. Фото что такое тестовый план

Да, у меня уже есть некоторое представление об объемах тестирования. Его будет много…
Первое, с чего я начал, указание раздела «Страницы» и глобальные элементы (сквозные элементы – элементы шапки, подвал):

что такое тестовый план. Смотреть фото что такое тестовый план. Смотреть картинку что такое тестовый план. Картинка про что такое тестовый план. Фото что такое тестовый план

Дальше — перечисление страниц:

что такое тестовый план. Смотреть фото что такое тестовый план. Смотреть картинку что такое тестовый план. Картинка про что такое тестовый план. Фото что такое тестовый план

Далее (см. Третий уровень – выше) – перечисление общих свойств страницы и ее особых состояний (например, полная или пустая корзина):

что такое тестовый план. Смотреть фото что такое тестовый план. Смотреть картинку что такое тестовый план. Картинка про что такое тестовый план. Фото что такое тестовый план

Далее (см. Четвертый уровень) — перечисление общих свойств страницы, событий для нее:

что такое тестовый план. Смотреть фото что такое тестовый план. Смотреть картинку что такое тестовый план. Картинка про что такое тестовый план. Фото что такое тестовый план

Далее — перечисление типов элементов (текстовые блоки, ссылки, поля…):

что такое тестовый план. Смотреть фото что такое тестовый план. Смотреть картинку что такое тестовый план. Картинка про что такое тестовый план. Фото что такое тестовый план

Далее – перечисление названий элементов, относящихся к соответствующему типу элемента:

что такое тестовый план. Смотреть фото что такое тестовый план. Смотреть картинку что такое тестовый план. Картинка про что такое тестовый план. Фото что такое тестовый план

И последний основной уровень – седьмой: указание на предмет тестирования по конкретному элементу и на раздел «Действия» / «События» для описания функционального тестирования:

что такое тестовый план. Смотреть фото что такое тестовый план. Смотреть картинку что такое тестовый план. Картинка про что такое тестовый план. Фото что такое тестовый план

Такой элемент как форма требует дополнительных уровней вложения, т.к. содержит в себе простые элементы – поля, кнопки и т.д.

И так для каждой страницы. Да, требуется время на составление. А как же еще? Зато теперь я имею на руках карту, которую смогу проецировать на мобильную версию в случае ее обновления — немного подкорректирую. А что мне даст удобное представление плана тестирования – прошу прочесть выше.

Зеленый флаг — тест прошел, красный — баг. Если хотя бы один тест завален, красный флаг проставляется у всех родителей — чтобы можно было с самого открытия плана понять: есть проблемы.

Все изменения по файлу программы можно учитывать с помощью Git’а.

Можно посадить коллегу или новенького на место тестировщика и дать ему такой план для ознакомления со структурой сайта и процессом тестирования. Мой способ ни в коем случае не заменяет системы управления тест-кейсами, а всего лишь добавляет ее.

Все данные публикации, касающиеся описания структуры плана, являются общими для большинства сайтов интернет-магазинов, поэтому не несут какой-либо коммерческой тайны.

Источник

Тестирование

Раздел: Тестирование > Тестовые Артефакты > Тест План (План тестирования)

Тест План (План тестирования)

Рекомендации по написанию Тест Плана

Каждая методология или процесс пытаются навязать нам свои форматы оформления планов тестирования. Предлагаю вам, как пример, шаблоны тест планов от RUP (Rational Unified Process) и стандарт IEEE 829:

Присмотревшись внимательнее становится ясно, что оба документа описывают одно и тоже, но в разной форме. В случае, если вам не подходит стандартный шаблон или вы решили придумать свой собственный, более подходящий для вас формат документа, то из опыта можем сказать, что хороший тест план должен как минимум описывать следующее:

Ответив в своем тест плане на вышеперечисленные вопросы, можно считать, что у вас на руках уже есть хороший черновик документа по планированию тестирования. Далее, чтобы документ приобрел более менее серьезный вид, предлагаем дополнить его следующими пунктами:

Виды тест планов

Чаще всего на практике приходится сталкиваться со следующими видами тест планов:

Явное отличие Мастер Тест Плана от просто Тест Плана в том, что мастер тест план является более статичным в силу того, что содержит в себе высокоуровневую (High Level) информацию, которая не подвержена частому изменению в процессе тестирования и пересмотра требований. Сам же детальный тест план, который содержит более конкретную информацию по стратегии, видам тестировании, расписанию выполнения работ, является «живым» документом, который постоянно претерпевает изменения, отражающие реальное положение дел на проекте.

В повседневной жизни на проекте может быть один Мастер Тест План и несколько детальных тест планов, описывающих отдельные модули одного приложения.

Рецензия и Утверждение

Для увеличения ценности вашего тест плана рекомендуется проводить его периодическое рецензирование со стороны участников проектной группы. Это можно сделать просто договорившись между собой или же реализовать в виде «процедуры утверждения». Как пример, приведем список участников проектной группы, утверждение которых мы считаем необходимым:

Каждый из перечисленных участников проекта, перед утверждением, проведет рецензию и внесет свои комментарии и предложения, которые помогут сделать Ваш тест план более полным и качественным.

Вывод

Воспользовавшись вышеуказанными советами, у вас будет больше шансов написать хороший документ, нежели придумывать все самим.

Источник

Нужен ли вам тест-план?

Документация как коммуникационное средство существует в первую очередь потому, что стороны, нуждающиеся в доступе к знаниям, разделены временными или пространственными рамками и неспособны синхронно делиться информацией.

Если все вы находитесь в одном пространстве, и вам не требуется долгоживущее подтверждение результатов ваших переговоров, то ценность документации сомнительна. Как гласит манифест Agile, люди и взаимодействия важнее полной документации. Не то чтобы у документации не было права на жизнь, но нужно тщательно выбирать, что и когда документировать. Очень важно соблюсти грамотный баланс, а также регулярно пересматривать его, дабы убедиться, что нужды всех заинтересованных сторон эффективно удовлетворены.

Я не собираюсь указывать вам, писать вам тест-план или не писать. Только вы можете определить, требуется ли вам этот документ в вашем конкретном контексте. Я лишь хочу, чтобы вы честно спросили себя, нужен ли вам этот тест-план?

Если вам кажется, что план вам нужен, то ниже – ряд вопросов, которые стоит задать, и несколько неплохих возможных ответов на них:

Вопрос: Кто запрашивает этот документ?

Ответ: заказчик, мы обязаны предоставить его по контракту.

Вопрос: Кто будет читать этот документ?

Ответ: Менеджер проекта, которому нужно убедиться, что я собираюсь протестировать продукт как минимум на удовлетворительном уровне.

Вопрос: Что читатель получит от этого документа?

Ответ: Вместе с прочей информацией – достаточную уверенность для релиза.

Вопрос: Что может улучшиться, если я прекращу писать тест-план?

Ответ: У меня будет больше времени для действительно ценной для проекта работы, потому что я не трачу время на то, что никто не будет читать.

Вопрос: Что может ухудшиться, если я прекращу писать тест-план?

Ответ: В проекте никто не будет иметь ни малейшего понятия, что именно я тестирую.

Вопрос: Кто заметит, если я прекращу писать тест-план?

Использование тест-плана как можно раньше в жизненном цикле проекта для поиска ответов на эти вопросы – это разновидность тестирования. Вы можете, например, спросить, есть ли критерии производительности, которые можно оценить и использовать для тестирования? Будет ли продукт выходить в интернет? Какие сценарии восстановления/избегания проблем должен поддерживать продукт? Задавая эти вопросы, вы подводите заинтересованных лиц к размышлениям о производительности, безопасности и устойчивости, и они займутся этим раньше, чем могли бы, не спроси вы их об этом.

Возможно, вы обязаны предоставить тест-план по контракту. В этом случае работайте совместно с заказчиком, чтобы уточнить, что он хочет узнать, и посредством какого механизма он хочет получить эту информацию.

Глаголы, а не существительные

«Планы бесполезны, но планирование бесценно» – Дуайт Эйзенхауэр.

Тест-планы статичны по своей природе, а планирование тестирования – динамический, дискурсный процесс обучения и переговоров. Документ, который никто не читает, бессмысленен. Создание того, что не принесет пользы проекту или его заинтересованным лицам, стоит денег и времени. План начнет приносить ценность только тогда, когда вы будете его использовать. Тест-план, который никто не читает, и который не информирует никого о тестировании – это трата вашего ценного времени, которое уместнее потратить на что-то более полезное.

Сбалансируйте создание подробного тест-плана и деятельность по планированию реального тестирования на период, покрытый этим планом. Если детальный план необходим, убедитесь, что вы учитываете риски, что что-то может остаться непокрытым или непротестированным. Тест-планы можно использовать как для информирования о том, что вы собираетесь тестировать, так и для того, чтобы сообщить, что вы, возможно, протестировать не сможете, если времени на это не хватит.

Заинтересованные лица – кто они?

Документы создаются для коммуникаций между людьми. Вам нужно понимать, кто эти люди в контексте связанной с тестированием информации. Кто ваши заинтересованные лица?

Если вы не уверены в ответе, определитесь, на какие вопросы о тестировании вам нужно получить ответ, а затем выясните, кто может ответить на них наилучшим образом, и спросите их об этом. Они должны быть задействованы в тестировании продукта или приложения. Объясните, почему вы задаете эти вопросы, и расскажите им, как их ответы улучшат ваше тестирование.

Тест-планом также могут пользоваться те, кому полезна информация, полученная в ходе запланированного тестирования. Найдите их, спросите, какая информация им требуется, и планируйте соответственно. Ниже – примеры заинтересованных лиц:

Тестировщики, которые хотят знать, что им предстоит тестировать в проекте. Тест-план может дать им подробную информацию об окружениях, версиях, или исходных данных. Тестировщики могут помочь вам улучшить план, основываясь на своем опыте, и добавить в него недостающую информацию и тест-подходы, о которых вы не подумали.

Менеджеры проекта хотят знать, что вы собираетесь тестировать, дабы быть уверенными в решении о выходе в релиз.

Техподдержка может рассказать об окружениях пользователей, о том, как они используют систему, и с какими проблемами сталкиваются. Эта информация может послужить основой для тестирования, покрывающего эти трудности.

Продакт-оунеры расскажут, как планируется использовать продукт, и, возможно, о случаях, когда пользователи используют его иначе. Эта информация полезна для создания профилей пользователей, помогающих в тестировании.

Продажники сообщат, какие продукты наиболее популярны, и как именно они применяются.

Если вы сомневаетесь, принадлежит ли человек к группе заинтересованных лиц, то всегда лучше включить его в процесс, нежели исключить. Никогда не знаешь, кто владеет информацией, которая может перевернуть подход к тестированию, или повлиять на его специфику. Со временем люди поймут механизмы сбора информации для тест-плана и то, как они могут помочь в его создании.

Как написать хороший тест-план: форма, структура и содержание

Тест-планы могут принимать какую угодно форму, например:

Хороший способ начать тест-план – это одностраничный план. Он поможет вам создать краткий и информативный документ.

С точки зрения содержания тест-планы обычно создаются, чтобы зафиксировать базовые ответы на «пять почему и как» тестирования. Содержание ваших планов может меняться по ряду причин (к примеру, от релиза к релизу или от спринта к спринту). Обновляйте ваш тест-план на основании полученной от релиза к релизу (или от продукта к продукту) информации.

Используйте ваши планы эффективно, чтобы улучшить процесс тестирования. Пусть он станет репозиторием для знаний организации. Сделали ошибку в релизе? Определите, как выловить ее в следующий раз, и добавьте в шаблон плана. Обычно забываете про какой-то тип тестирования? Отметьте, что это необходимо покрыть. Добавьте заметки о бедах и горестях пользователя, а также о том, что может дать вам полезную для тестирования информацию. Тест-план может стать основой для непрерывного совершенствования планирования и стратегии тестирования.

Со временем обновляйте шаблон, чтобы поддерживать и улучшать свое планирование. Пусть тетс-план работает на вас и формой, и структурой, и содержанием. Если он не работает – меняйте его.

Как оценивать тест-план

Когда ваш план готов, пересмотрите его. Оценка тест-плана может проводиться по-разному – лично я рекомендую личную встречу для его обсуждения. Такие встречи могут дать информацию о том, что еще необходимо добавить или покрыть. Они также делают тестирование продукта, приложения или релиза прозрачным для вас и вашей команды.

Пригласите на ревью заинтересованных лиц. Максимально сократите количество участников, но убедитесь, что все нужные роли присутствуют. Предположительный кворум может состоять из четырех человек или ролей – автор тест-плана (как правило, тестировщик), другой тестировщик, менеджер проекта, и представитель техподдержки. Однако для более крупных релизов можно подключать и других заинтересованных лиц – все зависит от вашей специфики.

Пройдитесь по каждому аспекту тест-плана и обсудите все его разделы. Выслушайте обратную связь, учтите информацию, которой делятся участники встречи.

Если план одобрен необходимым большинством, он не должен оставаться статичным. Когда тестирование начнется, используйте план для отслеживания усилий команды по достижению указанных в плане целей.

«Ни один план не выдерживает встречи с противником» – Хельмут фон Мольтке Старший.

«Только изменчивость постоянна» – Гераклит.

Как обновлять тест-план

Все меняется, и ваш план должен быть открыт переменам. Подход к планированию тестирования должен позволять справляться с изменениями, разъяснять, что вы будете делать иначе, какая информация вам необходима, и какую новую информацию (и кому) вы должны предоставить.

Договоритесь о подходящей частоте пересмотра тест-плана, или же используйте для этого любой достаточно весомый повод. Пересмотры не должны быть глобальными – пусть они соответствуют масштабу перемен. Это необязательно личные встречи: попросите людей просмотреть изменения и отправить вам комментарии по почте. Пусть всем будет легко помогать вам в поддержании плана в актуальном и рабочем состоянии.

Тест-планы работают на вас

Если ваше тестирование совсем не документируется, это может вызывать вопросы, на которые трудно найти ответ. Если вы способны показать ваш одобренный, обновляющийся, регулярно пересматриваемый тест-план вместе с результатами тестирования – у вас есть куда более солидная база для обсуждения тестирования, повышающая прозрачность того, что вы делаете для улучшения качества продукта.

Тест-план может помочь вам обдумать, какая подготовительная работа вам нужна. Это особенно важно, если вы не контролируете то, что может вам понадобиться в процессе тестирования. Если вам нужны серверы, данные или доступ к инструментам, то с шансами вы будете во всеоружии, как только они будут доступны – если вы заранее все спланируете. Очень важно быть готовым к действиям, как только появится что-либо, что можно тестировать.

Эта информация также полезна во время ретроспектив и пост-мортемов, позволяя лучше принимать решения и обсуждать, как можно улучшить тестирование.

Полезный тест-план

Используйте тест-план с пользой – как механизм для поиска ответов, как катализатор обмена информацией и достижения консенсуса, и для самоподготовки. Пусть он приносит ценность вам и остальным участникам проекта. Он должен работать на вас, а не против вас, а если он этого не делает – избавьтесь от него.

Об авторе

Ричард Патерсон руководит тестированием и безопасностью приложений в SAS R&D (Шотландия). Он считает себя не только тестировщиком, но и дизайнером, лидером и создателем.

Источник

Тестовая документация и анализ требований

В преддверии старта курса «Game QA Engineer» публикуем текстовую расшифровку онлайн-интенсива, который провела Надежда Чертовских — руководитель отдела QA в компании BeresnevGames и преподаватель OTUS.

Цели интенсива:

познакомиться с основными видами тестовой документации;

проанализировать документ от game-дизайнера;

попрактиковать составление чек-листа.

что такое тестовый план. Смотреть фото что такое тестовый план. Смотреть картинку что такое тестовый план. Картинка про что такое тестовый план. Фото что такое тестовый план

Для начала давайте обсудим такой животрепещущий вопрос: почему сегодня на курсе «тестировщик игр» мы обсуждаем документацию?

Как тестировщик, который целый день только в игры играет и сообщает разработчикам об обнаруженных ошибках, связан с документацией? Какая вообще работа у тестировщика игры? Какие у тестировщика могут быть документы?

Существует распространённое заблуждение, что тестировщик игр целый день только и делает, что в игры играет. Но на самом деле это не так. Тестировщик в геймдеве точно такой же тестировщик, как и в любой другой сфере, и работает точно по такому же принципу, но продукт у него не web-страничка, не application на операционной системе, а игра (мобильная, консольная, десктопная).

Тестирование может быть автоматизированным и ручным

что такое тестовый план. Смотреть фото что такое тестовый план. Смотреть картинку что такое тестовый план. Картинка про что такое тестовый план. Фото что такое тестовый план

На интенсиве мы поговорим в целом об артефактах тестирования, с которыми работает тестировщик:

План тестирования (Test Plan)

Тест-кейс (Test Case)

Баг-репорт (Bug Report)

Отчёт о тестировании (Test Report)

Из этого мы можем сделать вывод, что тестировщик не только читает требования, которые подготовили к продукту, но и сам генерирует документы.

В ходе интенсива мы более подробно поговорили о 6 типах документов, которые перечислили выше, обсудили, какие из них полезные, какие используются чаще, какие меньше и составили чек-лист по требованиям.

План тестирования

План тестирование (далее ПТ) или тест-план – это большой документ, который чаще всего описывает весь объем работ по тестированию проекта либо части проекта (например, релиза или предрелизного билда). ПТ описывает, что будет тестироваться, в какие сроки, какими инструментами, какая команда, обязанности и ответственности каждого члена команды. Также часто в ПТ включается стратегия тестирования, график релизов на несколько ближайших спринтов. В зависимости от команды бывает разная степень детализации ПТ и его могут делать разные люди в команде. В каких-то компаниях ПТ делает менеджер, в каких-то middle-тестировщик, либо senior-тестировщик, либо тимлид отдела тестирования.

Всё, что мы далее обсудим по документам, которые генерирует тестировщик, может отличаться от компании к компании, от команды к команде. В зависимости от команды и компании форм-фактор всех документов может быть либо уже обговорён и установлен, либо, если вы приходите первым QA специалистом на проект, то вы сами устанавливаете, как удобно вам.

Форм-фактор у тест-плана может быть разный (схема, интеллектуальная карта и т.д.) и зависит от того, как команде будет удобнее взаимодействовать с документами.

Чаще всего ПТ требуется именно для людей, которые принимают решения по проекту, чтобы они поняли, что в следующий момент мы делаем: релизим билд или нужно подвинуть сроки, добавить к тестированию, убавить к каким-то другим срокам. И лучше всего не делать ПТ огромным, чтобы человек, который будет его читать, смог осилить весь объём. Если посмотреть примеры тест-планов в интернете — часто это одностраничная схема, чтобы все в общем и целом понимали, какой объем тестирование предстоит. Обычно план тестирования делается до начала тестирования и до момента релиза.

Таким образом План тестирования:

описывает стратегию тестирования, цели, график, оценку, результаты, а также ресурсы необходимые для тестирования;

имеет разную степень детализации;

имеет разный форм-фактор;

составляется не более, чем на 2-х страницах;

составляется до начала тестирования.

что такое тестовый план. Смотреть фото что такое тестовый план. Смотреть картинку что такое тестовый план. Картинка про что такое тестовый план. Фото что такое тестовый план

Пример тест-плана с сайта с сайта www.guru99.com

Тест-кейс

Тест-кейс можно сравнить с рецептом — это последовательность шагов, которые приводят к какому-то результату. Тест-кейс лучше не делать избыточным. Тестировщики чаще всего хорошо знают свой проект, поэтому досконально писать тест-кейс нет необходимости. Тест-кейс должен быть краткий и понятный, так чтобы другой тестировщик, либо другой специалист в команде смог быстро пройти по нему и проверить, что все происходит так, как нужно.

Тест-кейсы можно формировать в последовательный сценарий, чтобы проверить, как игрок пройдет по этому функционалу от начала до конца.

Тест-кейсы можно группировать в смысловые блоки.

Например, если в игре запускается какой-то ивент, формируется набор тест-кейсов для проверки этого ивента.

Тест-кейсы лучше писать по требованиям гейм-дизайнерского документа. Но, если функционал уже готов, а требований тест-кейсов по нему не написано, можно написать уже по факту. Лишним не будет.

Составляющие тест-кейса:

идентификатор (уникальный номер, по которому вы сможете найти этот тест-кейс и на него сослаться);

название сценария (какое-то краткое, но ёмкое);

ссылка на требования ГДД;

предусловия (опционально, если они требуются для тест-кейса);

фактический результат (опционально).

что такое тестовый план. Смотреть фото что такое тестовый план. Смотреть картинку что такое тестовый план. Картинка про что такое тестовый план. Фото что такое тестовый планПример тест-кейса

Чек-лист

Чек-листы можно сравнить со списком покупок, который мы формируем на проверку. Например, чек-лист на Smoke-тест, чтобы проверить, что игра запускается и весь функционал, который должен в игре отрабатывать отрабатывает, иконка приложения соответствует иконке нашего приложения. Также чек-лист может быть составлен на регрессионное тестирование и даже на тестирование требований.

Чек-листы чаще всего составляются без детализации и их можно скомпоновать в наборы и проверять тоже для любого функционала либо нового, либо регрессионного.

Чек-листы лучше сразу писать по требованиям (геймдизайнерскому документу) перед стартом тестирования функционала или по итогу.

Небольшой пример из игры нашей студии: есть поле для ввода имени питомца и есть несколько условий на этом поле: имя питомца должно состоять из более чем 2 символов и только в этом случае кнопка из серой неактивной станет зеленой активной и можно будет питомца наименовать. Мы начинаем формировать чек-лист к этому полю если количество символов больше 2 то кнопка принять становится активное, если меньше 2 не активно. Первые 2 пункта чек-листа, которые можно проверить.

что такое тестовый план. Смотреть фото что такое тестовый план. Смотреть картинку что такое тестовый план. Картинка про что такое тестовый план. Фото что такое тестовый план что такое тестовый план. Смотреть фото что такое тестовый план. Смотреть картинку что такое тестовый план. Картинка про что такое тестовый план. Фото что такое тестовый план

На скриншоте мы видим, как игрок из Китая захотел назвать питомца очень коротким ёмким именем и, к сожалению, не смог это сделать и обращался в тех. поддержку. В результате ему пришлось выдумывать более длинное имя.

Ссылка на mindmap чек-лист для мобильной игры:

Баг-репорт

Баг-репорт оформляется, когда баг уже локализован и его можно повторить. Если баг плавающий, нужно пытаться его повторить или занести в систему, где фиксируются баги, как плавающий баг. Ключевой момент, что баг можно повторить и воспроизвести, только тогда его заносят в систему с багами, где хранятся баг-репорты. Если создать и оформить какой-то баг, и разработчик не сможет его воспроизвести, то тут появится множество вопросов.

Поэтому лучше всего сразу проверить на нескольких устройствах, если это возможно и посмотреть на разных операционных системах, на разных разрешениях экрана, то есть максимально локализовать проблему.

В баг-репорте обязательно должны быть:

Подробное описание проблемы – что, где, когда случилось.

Важность дефекта, который указывает тестировщик, а уже приоритет по исправлению этой ошибки указывает менеджер либо команда из разработчиков.

Условия воспроизведения – версия игры, версия операционной системы и другие уникальные условия, которые могут помочь разработчику быстро найти баг, устранить и передать задачу на тестинг.

Алгоритм воспроизведения – пошаговые предусловия предусловия, которые необходимы для воспроизведения бага.

Доказательства – скрины, видео, логи с устройств.

что такое тестовый план. Смотреть фото что такое тестовый план. Смотреть картинку что такое тестовый план. Картинка про что такое тестовый план. Фото что такое тестовый планчто такое тестовый план. Смотреть фото что такое тестовый план. Смотреть картинку что такое тестовый план. Картинка про что такое тестовый план. Фото что такое тестовый план

Скриншоты из разных систем, в которых баг-репорт можно вести. В разных компаниях в разных командах условия могут быть абсолютно разные, и где хранятся баг репорты — также зависит от компании.

Отчет о тестировании

Отчет о тестировании пишется, когда функционал уж проверен и релиз либо предрелиз показывает итог проделанной работы.

Отчет о тестировании может быть представлен как текст, таблица, график или диаграмма, если это позволяет инструмент.

Составляющая отчёта о тестировании:

Кто тестировал (состав команды).

Когда тестировал (даты проведения тестов).

Как тестировал (процесс тестирования, описание применяемых методов и технологий).

Какие возникли проблемы и как решились.

Инструкция

Инструкцию можно писать до, во время или после тестирования. Инструкцию никогда не поздно написать. Это помогает как новичкам, так и коллегам, которые работают в одной команде. С помощью инструкции можно быстро сориентироваться в проекте.

Например, вышел новый функционал. Лучше написать инструкцию, как этот функционал проверить, как переключаться, если проверка нового функционала подразумевает переключение между версиями или предусматривает какой-то сложный алгоритм проверки. Это экономит время на объяснения, когда требуется делегировать задачу либо в команду пришел новый человек и нужно его обучить.

Также инструкция помогает выгрузить старое и не потерять. Скорость выпуска релизов в геймдеве довольно высокая и часто есть необходимость вернуться к старому функционалу, который ранее уже тестировался, но прошло какое-то время и тестируется новый функционал, а нужно вернуться к проверке того старого. Поэтому лучше всего, чтобы было прописано, как тестировать, где тестировать, что и куда переключать. Лучше всего все в картинках, гифках или видео. Сегодня современные инструменты всё это позволяют сделать быстро и без проблем. Также ели есть возможность сохранять какие-то состояния проекта, состояния продукта, то лучше где-то всё это фиксировать и выкладывать в общем доступе.

Инструкции лучше писать сразу. Это позволяет избежать множество проблем в дальнейшем.

Где хранить:

Google Docs, Google Sheets

Zephyr, Test Management for Jira

Геймдизайнерский документ (ГДД, диздок)

В геймдизайнерском документе гейм-дизайнер пишет требования к продукту или к отдельному функционалу.

Детализация у геймдизайнерского документа может быть разная. Форм-фактор также может быть разным.

Существует несколько способов проверки требований к игре: по принципу Что? Где? Когда? или по принципу проверки на полноту, однозначность, непротиворечивость, тестируемость, необходимость, осуществимость.

После того как геймдизайнерский документ готов лучше всего, если его прочитают и вместе обсудят специалист по тестированию, разработчик и сам гейм-дизайнер.

Тестировщику в этом случае следует задавать следующие вопросы: не противоречит ли те требования, которые гейм-дизайнер написал, функционалу, который сейчас есть, не будут ли нововведения противоречить наративу, функциям и механикам, которые есть в игре сейчас.

Требования геймдизайнерского документы должны пониматься всеми однозначно, что исключает какого-либо двоякого толкования.

Важно смотреть на полноту содержания: все ли условия предусмотрены, все ли сценарии, которые могут возникнуть у игрока в связи с новым функционалом продуманы.

Разработчик смотрит на возможность реализации ГДД.

Также необходимо продумать, как новый функционал будет тестироваться, после того как разработчик его реализует.

что такое тестовый план. Смотреть фото что такое тестовый план. Смотреть картинку что такое тестовый план. Картинка про что такое тестовый план. Фото что такое тестовый план

Практическая часть интенсива. Мы попробуем сформировать чек-лист и вопросов гейм-дизайнеру по новому продукту на основе ГДД.

что такое тестовый план. Смотреть фото что такое тестовый план. Смотреть картинку что такое тестовый план. Картинка про что такое тестовый план. Фото что такое тестовый план

На картинке мы видим 3 скрина игры.

скрин – изображение и кнопка Play, при нажатии на которую, мы попадаем в игровой mod

скрин – на старте есть какое-то количество жизней и шагов

скрин – при проигрыше попадаем на экран проигрыша, где написано итоговое количество набранных за игру баллов и кнопка сыграть ещё.

что такое тестовый план. Смотреть фото что такое тестовый план. Смотреть картинку что такое тестовый план. Картинка про что такое тестовый план. Фото что такое тестовый план

Итоги интенсива:

Узнали, какие бывают виды документации у тестировщика игр.

Обсудили зачем тот или иной документ нужен.

Попрактиковались в создании чек-листа.

Список материалов для самостоятельного изучения:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *