к какой философской проблеме можно отнести вопрос об отношении материи и сознания

Бытие, материя, сознание как категории философии

1.Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий.

2.Формирование научно-философского понятия материи.

3.Проблема сознания в философии.

1 вопрос. Категория БЫТИЯ, ее смысл, место в системе философских категорий.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется ОНТОЛОГИЕЙ, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.

Каково же содержание философской проблемы «БЫТИЕ»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

1. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть.
2. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе.
4. Материя и дух – единые. Но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием «субстанции».
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, иначе это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными ФОРМАМИ БЫТИЯ являются:
1. Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
2. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.
3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.
4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ – полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему Например, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

2 вопрос. Формирование научно-философского понятия МАТЕРИИ.

Категория «МАТЕРИЯ» введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ «МАТЕРИЯ», каждый из которых имеет несколько уровней, являются:
1. Неживая природа.
2. Живая природа.
3. Социум (общество).

Характерными ЧЕРТАМИ МАТЕРИИ являются:
1. Наличие движения. ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материи.
Выделяются:
а) Механическое движение.
б) Физическое движение.
в) Химическое движение.
г) Биологическое движение.
д) Социальное движение.

2. САМООРГАНИЗАЦИЯ. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название СИНЕРГЕТИКИ.

3. МАТЕРИЯ имеет расположение во времени и пространстве.
ВРЕМЯ – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояний ) данных объектов в процессе из развития.
ПРОСТРАНСТВО – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

4. Способность к ОТРАЖЕНИЮ является всеобщим свойством материи, заключающимся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. ОТРАЖЕНИЕ – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
Отражение бывает:
а) Физическим.
б) Химическим.
в) Механическим.

3 вопрос. Проблема СОЗНАНИЯ в философии.

Высшим уровнем (видом) отражения является СОЗНАНИЕ. Согласно материалистической концепции СОЗНАНИЕ – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях

Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

Философия изучает две основные ФОРМЫ СОЗНАНИЯ:

Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

В целом в философии существует НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
объективный идеализм и умеренный материализм.

3. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания».
4. УМЕРЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

— Понятие «бытие» – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.

Источник

Основной вопрос философии и две его стороны

Основной вопрос философии раскрывает смысловую направленность философии, ее стремление найти ключи к решению главной проблемы человечества – «быть или не быть».

Онтологическая сторона основного вопроса философии

Итак, главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет?

В зависимости от решения данного вопроса различают материалистические и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм.
В таблице, изображенной ниже, отражены основные философские течения касательно первой стороны основного вопроса философии. Их описание и представителей ищите ниже по тексту.

к какой философской проблеме можно отнести вопрос об отношении материи и сознания. Смотреть фото к какой философской проблеме можно отнести вопрос об отношении материи и сознания. Смотреть картинку к какой философской проблеме можно отнести вопрос об отношении материи и сознания. Картинка про к какой философской проблеме можно отнести вопрос об отношении материи и сознания. Фото к какой философской проблеме можно отнести вопрос об отношении материи и сознания

Материализм

Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии.

Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение.

Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального.

В различные периоды истории материализм приобретал разные формы и виды:

Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный) – первоначальный вид материализма, представляющий окружающий мир состоящим из четырех основных материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех первоначал, атомов и т. п.), который рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов. Представители: Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.

Метафизический (механистический) материализм Нового времени. Его основа – изучение природы. При этом все многообразие ее свойств сводится к протяженности материи и ее механической форме движения. Представители: Г.Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламерти, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.

Вульгарный материализм все мыслительные процессы сводит к физиологической основе. Сознание отождествляется с материей, материя производит сознание как «печень желчь». Представители: Фохт, Молешотт, Бюхнер.

Идеализм

Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир — вторичное. Данный термин ввел немецкий философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон. Именно по этой причине идеализм именуют линией Платона в философии.

Идеализм имеет две основные формы: объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм, согласно которому идеальное существует объективно, независимо от человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи. Представители: Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы).

Субъективный идеализм определяет идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Внешний мир, его свойства и отношения зависят от сознания человека.Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, ipse — сам, sum — существую), предполагающий, что реально лишь мое сознание, собственное «Я», мои ощущения, в то время, как существование всего, что меня окружает, — проблематично.

Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч. monos — один, единственный).

Однако, основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание являются изначальными сущностями и не сводятся друг к другу. Данное направление в философии получило название дуализма (лат. duo — два). Таким образом, дуалисты признавали существование двух самостоятельных субстанций (первооснов). Яркий представитель дуализма — французский философ Рене Декарт.

Возможен также ответ, в котором утверждается множество первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое направление получило название плюрализма (лат. pluralis — множественный) и было предложено немецким мыслителем XVII века Г. Лейбницем.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии

к какой философской проблеме можно отнести вопрос об отношении материи и сознания. Смотреть фото к какой философской проблеме можно отнести вопрос об отношении материи и сознания. Смотреть картинку к какой философской проблеме можно отнести вопрос об отношении материи и сознания. Картинка про к какой философской проблеме можно отнести вопрос об отношении материи и сознания. Фото к какой философской проблеме можно отнести вопрос об отношении материи и сознания

Данная сторона рассматривает еще одну проблему основного философского вопроса: «Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности?». Эта проблема получила в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» наименование второй стороны основного вопроса философии: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, С.220).

Данный вопрос допускает два ответа:

— «мир познаваем», такое решение называется гносеологический оптимизм или гностицизм от греческого gnoseo — знаю;

— «мир непознаваем» — гносеологический пессимизм или агностицизм. Представители: Давид Юм, Иммануил Кант.

Варианты решения первой и второй сторон основного вопроса философии — это основные типы философских построений, которые эволюционируют, меняют формы и составляют дальнейшую классификацию философских решений.

Источник

К какой философской проблеме можно отнести вопрос об отношении материи и сознания

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

• материя реально существует;

• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

• материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

• материя существует и развивается по своим внутренним законам;

• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

• сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

Идеализм («линия Платона») — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

• субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

• реально существует только идея;

• вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

• «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

• «мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

• большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

• отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

• все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

• идеи существуют в разуме человека;

• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

• существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);

• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;

• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

• основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм — направление в философии, сторонники которого

(преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.)

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

• возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики

(как правило, идеалисты):

• возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

Бог существует Бога не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре (см. вопрос 36 «Философия Иммануила Канта»).

Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — «вещи в себе».

4. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Источник

Ответы к тесту по философии 20 тем (Часть 3)

Тема 13. Философское учение о сознании
1. Выберите правильные варианты ответов:
Сознание – это…
а) форма отражения;
б) субъективный образ объективного мира;
в) свойство высокоорганизованной материи отражать
объективный мир, процесс познания.
2. Установите, какому из философских направлений при-
надлежит каждое из приведенных ниже определений сознания:
1) объективный идеализм Гегеля;
2) вульгарный материализм;
3) диалектический материализм;
а) сознание – такой же материальный продукт деятельно-
сти мозга, как желчь – продукт печени;
б) сознание является функцией мозга;
в) сознание – это этап в развитии Абсолютной идеи.
54
3. Определите, какому из философских направлений при-
надлежит одно из фундаментальных философских положений:
«Отражение – всеобщее свойство материи, а формы отражения
зависят от уровня её организации»?
а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
в) метафизический материализм;
г) диалектический материализм.
4. К какой философской проблеме можно отнести вопрос
об отношении материи и сознания?
а) диалектика как метод в) основной вопрос фило-
познания; софии;
б) логика; г) этика.
5. Выпишите понятия, характеризующие сущность созна-
ния и его важнейшие свойства:
вспыльчивость, идеальность, социальная обусловленность,
раздражительность, отражение, активность, первичность, субъ-
ективность, вторичность, материальность, предметность, объек-
тивность, связь с языком.
6. Вставьте пропущенное слово в следующем определении
сознания:
«Сознание это свойство высокоорганизованной материи,
высшая форма … действительности в мозгу человека».
7. Выберите правильный ответ. По своей сущности созна-
ние является…
а) материальным;
б) идеальным;
в) трансцендентальным;
г) биологическим.
8. Выберите правильный ответ. Источником нашего созна-
ния для материалиста выступает:
а) объективный мир; в) разум человека;
б) ощущения субъекта; г) Бог.
55
9. Укажите формы психического отражения, присущие че-
ловеку:
раздражимость, чувствительность, ощущение, воспри-
ятие, представление, понятие, суждение, умозаключение.
10. Выделите формы психического отражения, присущие
высокоорганизованным животным:
ощущение, восприятие, представление, понятие, сужде-
ние, умозаключение.
11. Продолжая фразу, укажите самое яркое отличие сознания
человека от психики животного: «Только человеку присуще …».
12. Допишите фразу: «Открытие сферы бессознательного
в
психике человека связано с именем …».
13. Выберите правильный ответ. Человеческое сознание
является…
а) пассивным; г) активным;
б) индифферентным;
д) механическим;
в) творческим; е) практически-преобразую-
щим.
14. Какие мотивы определяют человеческое поведение, по
Фрейду?
а) религиозные; г) осознанные;
б) этические;
д) аффективные;
в) бессознательные; е) социальные.
15. Выделите основные виды бессознательных процессов:
а) сновидение;
д) озарение;
б) понятие; е) интуиция;
в) телепатия;
ж) умозаключение;
г) суждение; з) ясновидение.
16. Допишите фразу: «Концепция вторичности обществен-
ного сознания по отношению
к общественному бытию принад-
лежит …»
56
а) Д. Дидро;
в) К. Марксу;
б) Г. Гегелю; г) З. Фрейду.
17.
В какой сфере общества
К. Маркс обнаружил скрытые
детерминанты общественного сознания:
а) политической;
в) экономической.
б) религиозной;
18. Допишите фразу: «Представление
о коллективном бес-
сознательном было введено
в философский обиход …».
а) Р. Декартом; г) З. Фрейдом;
б) К. Марксом;
д) Э. Фроммом;
в) Ф. Ницше; е) К. Юнгом.
19. Как можно охарактеризовать следующий ряд: раздра-
жимость, возбудимость, психика, сознание?
а) атрибуты человеческого мозга;
б) ступени
в развитии отражения
в живой материи;
в) свойства любых живых существ.
20. Выберите правильный ответ. Язык является…
а) самостоятельным по отношению
к мысли;
б) мысль
и её содержание определяется языком;
в) язык есть материальный носитель мысли.
Тема 14. Философское учение
о познании
1. Выберите правильное определение гносеологии:
а) теория познания;
б) изучение понятий, употребляемых только
в опреде-
ленной области человеческого познания;
в) учение
о бытии;
г) так называл Аристотель свое учение
о первоматерии.
2. Что означает термин «агностицизм»?
57
а) мир, не доступный познанию;
б) несовершенство, изменчивость знаний;
в) познание наиболее адекватно отражает действитель-
ность.
3. Выделите типы познания:
а) научное; г) эмоциональное;
б) обыденное; д) детское.
в) художественное;
4. Какое познание основано на ощущении?
а) чувственное ;
б) логическое.
5. Отметьте формы, в которых осуществляется логическое
познание:
а) представление; г) умозаключение;
б) понятие; д) суждение.
в) восприятие;
6. Какое направление в учении о познании признает при-
оритетным познание разума?
а) сенсуализм; в) агностицизм;
б) рационализм; г) скептицизм.
7. Представители какого направления отрицают возмож-
ность познания мира?
а) рационализм; в) скептицизм;
б) сенсуализм; г) агностицизм.
8. Выделите формы чувственного познания:
а) ощущение; г) представление;
б) суждение; д) умозаключение.
в) восприятие;
9. Продолжите фразу. Интуиция – это…
а) работа сознания на бессознательном уровне, прорыв
бессознательного в сознание;
58
б) процедура познания, предполагающая использование пра-
вил и символов на основе договоренности субъектов по познанию.
10. Верно ли положение, что интуиция не только не помо-
гает в познании, но и является помехой в процессе познания?
а) да; б) нет.
11. Что является критерием истины?
а) практика; г) математическое доказательство;
б) разум; д) оценки и мнение субъекта.
в) чувства;
12. Какова цель познания?
а) постижение истины;
б) разрешение противоречий в практически-
преобразовательной деятельности конкретного человека;
в) удовлетворение потребностей в познании окружающе-
го мира.
13. Что является принципиальным в процессе познания?
а) наличие субъекта познания;
б) наличие объекта познания;
в) наличие и объекта, и субъекта познания;
г) наличие средств познания;
д) наличие самосознания.
14. Укажите представителей агностицизма в классической
философии:
а) Ф. Бэкон; д) Г. Лейбниц;
б) Дж. Беркли; е) И. Кант;
в) Г. Гегель; ж) Т. Гоббс;
г) Д. Юм; з) Ж.-Ж. Руссо.
15. Назовите философскую традицию, в которой берет на-
чало идея активности субъекта в познании:
а) немецкая классическая философия;
б) философия марксизма;
в) метафизический материализм ХVII – XVIII вв.
59
16. Определите, какое из понятий, с точки зрения маркси-
стской теории познания, шире по своему содержанию – «прак-
тика» или «деятельность»?
17. Укажите основные формы практики в марксистской
философии:
а) научный эксперимент;
б) социальная практика;
в) духовная деятельность;
г) материальное производство;
д) религиозно-проповедническая деятельность.
18. Выделите основные функции практики в процессе по-
знания:
а) практика – основа познания;
б) практика – часть познания;
в) практика – критерий истины;
г) практика – цель познания;
д) практика – начало познания;
е) практика – предшественница познания.
19. Вставьте пропущенное слово: «Диалектико-
материалистический подход к пониманию структуры познава-
тельного процесса предполагает … чувственного и рациональ-
ного в познании».
20. Выделите отличительные особенности понимания ис-
тины в рамках диалектико-материалистической философской
традиции:
а) истина есть результат отдельного акта познания;
б) истина есть процесс;
в) истина конкретна и объективна по содержанию;
г) истина абсолютна и вечна.
21. Установите соответствие, характеризующее пони-
мание истины в классической и постклассической филосо-
фии:
60
а) истина – феномен языкового ряда;
б) истина – знание, соответствующее действительности;
в) истина – форма психического состояния личности;
г) истина – полезное знание;
д) истина – знание, соответствующее законам логики.
Тема 15. Научное познание
1. Укажите самые главные отличительные особенности на-
учного познания:
а) предметный и объективный способы рассмотрения мира;
б) точность получения выводов;
в) строгая логика выводов;
г) сверхдальнее прогнозирование практики;
д) использование особого искусственного языка.
2. Выделите основные характеристики науки как социо-
культурного феномена:
а) наука – это знание;
б)наука – это сложная развивающаяся система, вклю-
чающая особые типы знания;
в) наука – это специфический вид познавательной дея-
тельности человека;
г) наука – это один из социальных институтов;
д) наука – это совокупность фактов.
3. Расположите в хронологической последовательности
основные вехи в развитии науки:
а) становление технознания;
б) возникновение математики;
в) формирование социальных наук;
г) появление естествознания.
4. Установите соответствие, позволяющее определить вре-
мя возникновения различных отраслей научного знания:
1) III в. до н. э.; а) становление технознания;
2) ХХ в.; б) возникновение математики;
61
3) ХIХ в.;
4) ХVI – XVIII вв.;
в) формирование социальных
наук;
5) ХII в. г) появление естествознания.
5. Выделите основные функции науки в современном об-
ществе:
а) функция быть особой социальной силой в обществе;
б) социально-критическая функция;
в) культурно-мировоззренческая функция;
г) логическая функция;
д) функция быть производительной силой.
6. Допишите фразу: «Основными уровнями научного ис-
следования являются …»
а) наблюдение; г) эмпирический;
б) эксперимент; д) абстрактный;
в) измерение; е) теоретический.
7. Укажите методы эмпирического уровня научного иссле-
дования:
сравнение, абстрагирование, обобщение, измерение,
идеализация, знаковое моделирование, мысленный экспери-
мент, формализация, описание, аксиоматический метод, на-
блюдение, метод математической гипотезы, эксперимент.
8. Определите общелогические методы исследования:
индукция и дедукция, идеализация, сравнение, форма-
лизация, исторический и логический методы, анализ и син-
тез, абстрагирование, обобщение, знаковое моделирование.
9. Укажите основные формы научного познания:
научный факт, схема, проблема, математическое выра-
жение, доказательство, вопрос, обобщение, гипотеза, теория.
10. Определите главное различие между гипотезой и тео-
рией:
62
а) гипотеза предшествует появлению теории;
б) теория в отличии от гипотезы – знание не только на-
учно обоснованное, но и доказавшее свою истинность;
в) гипотеза – это предположение, а теория – это досто-
верное знание.
11. Установите соответствие, позволяющее охарактеризо-
вать такие методы научного исследования, как анализ и синтез:
1) анализ; а) разложение;
2) синтез; б) обобщение;
в) интегрирование;
г) разделение;
д) сочетание;
е) суммирование;
ж) расчленение.
12. Определите, как соотносятся между собой такие мето-
ды научного исследования, как аналогия и моделирование:
а) моделирование базируется на аналогии;
б) моделирование исключает аналогию;
в) аналогия базируется на моделировании.
13. Выберите наиболее точное понимание научной рево-
люции:
а) появление новых теорий;
б) появление новых методов и средств научного иссле-
дования;
в) перестройка исследовательских стратегий, задаваемых
основателями науки.
14. Установите соответствия, позволяющие определить
хронологию основных этапов развития науки:
1) классическая наука; а) XV в. – XIX в.;
2) неклассическая наука; б) XVII в. – начало XX в.;
3) постклассическая наука; в) XIX в.;
г) первая половина XX в.;
д) конец XX в.;
е) Vв.до н.э. – I в. н. э.
63
15. Выберите наиболее точное определение техники:
а) искусство, мастерство, умение;
б) система искусственных органов деятельности общества;
в) опредмеченные в природном материале трудовые
функции, навыки, опыт и знания;
г) составная часть производительных сил общества.
16. Когда появились первые фундаментальные работы по
философии техники?
а) V в. – IV вв. до н. э.;
б) XIX в.;
в) 60 – 70 г. XIX в.
17. Попытайтесь определить признаки, отличающие разви-
тое инженерное мышление:
а) формируется на машинной основе;
б) рационально;
в) имеет тенденцию к формализации и стандартизации;
г) опирается на экспериментальную базу;
д) опирается на теорию;
е) систематично формируется профессиональными ин-
женерными дисциплинами;
ж) экономически рентабельно;
з) небезучастно к судьбе людей.
18. Установите соответствие, позволяющее определить
хронологию основных этапов развития техники:
1) орудия ручного
труда;
а) XX в.;
б) до XVIII в.;
2) машины; в) XVIII в.;
3) автоматы; г) V в. до н.э. – I в. н. э.
64
Тема 16. Философское понимание человека
1. Укажите сферу философского знания, обращенную к
изучению человека:
а) гносеология; в) философская антропология;
б) онтология; г) социальная философия.
2. Установите соответствие между основными чертами
философского понимания человека в разные эпохи и периоды
истории, для которых они характерны:
1) космоцентризм; а) средневековье;
2) теоцентризм; б) Древний мир;
3) антропоцентризм; в) Возрождение.
3. Укажите основные подходы к изучению человека:
а) естественно-эволюционный; в) креационистский;
б) феноменологический; г) аналитический.
4. Назовите имя ученого и мыслителя, предложившего
концепцию, в которой были объединены эволюционный и рели-
гиозно-христианский подходы к проблеме происхождения чело-
века:
а) Ф. Энгельс; в) Н.К. Рерих;
б) З. Фрейд; г) П. Тейяр де Шарден.
5. Определите, сколько примерно длится процесс антропо-
социогенеза:
а) 200 тыс. лет; в) 3,5 – 5,5 млн лет;
б) 1,5 млн лет; г) 4,5 млрд лет.
6. Из приведенного перечня выделите автора идеи антро-
погенеза:
а) И.И. Мечников; в) Г. Гегель;
б) Ч. Дарвин; г) И. Кант.
7. Расположите в хронологической последовательности
основные этапы антропогенеза:
65
а) архантропы – homo habilis;
б) австралопитековые – homo erectus;
в) неоантропы – homo sapiens.
8. Установите соответствие, позволяющее определить ос-
нователей ведущих концепций антропосоциогенеза
1) трудовая концепция; а) Э. Кассирер;
2) игровая концепция; б) Ф. Энгельс;
3) психоаналитическая концепция; в) Й. Хейзинга;
4) символическая концепция; г) З. Фрейд.
9. Назовите автора исторически первой концепции антро-
посоциогенеза:
а) Г. Гегель; б) К. Маркс; в) Ф. Энгельс.
10. Выделите социальный фактор, который, по мнению
немецкого философа XIX в. Ф. Энгельса, сыграл решающую
роль в антропосоциогенезе:
а) использование огня;
б) трудовая деятельность в коллективе;
в) освобождение верхних конечностей;
г) вмешательство внеземных цивилизаций.
11. Укажите природно-биологические предпосылки антро-
посоциогенеза:
а) возникновение речи;
б) прямохождение;
в) трудовая деятельность;
г) освобождение верхних конечностей и изменение кисти
руки;
д) похолодание, обусловившее замену тропических лесов
саваннами;
е) активный процесс мутагенеза, произошедший в ре-
зультате повышения уровня радиации;
ж) увеличение объема и усложнение организации голов-
ного мозга.
12. Назовите социальные предпосылки антропогенеза:
66
а) активный мутационный процесс;
б) возникновение мышления, языка, речи;
в) смена экономики присваивающего типа произво-
дящей;
г) социальный способ общения между индивидами;
д) слияние родов в большие родоплеменные объеди-
нения;
е) трудовая деятельность;
ж) эволюция семейно-брачных отношений;
з) возникновение первичных морально-нравственных
запретов.
13. Выберите высказывание, которое наиболее точно ха-
рактеризует природу человека:
а) природа человека определена исключительно его при-
надлежностью к миру живого;
б) природа человека определена взаимодействием биоло-
гического и социального начал;
в) человек противостоит природе и является существом
исключительно социальным;
г) природе человека присущ непреодолимый дуализм
природного и социального начал.
14. Закончите следующую фразу: «Процесс совместного
развития биосферы и человеческого общества называется …».
а) антропогенез; г) филогенез;
б) аптропосоциогенез; д) ноосфера;
в) онтогенез; е) коэволюция.
15. Выделите качества, которые отличают человека от всех
других животных:
а) наличие инстинктов;
б) наличие норм поведения;
в) функции воспроизводства рода, потомства;
г) наличие культуры;
д) способность к абстрактному мышлению.
16. В чем, на ваш взгляд, состоит сущность человека?
67
а) в социальности;
б) в том, что он является «венцом природы»;
в) в том, что он обладает материальными и духовными
потребностями;
г) в том, что каждый человек является индивидуально-
стью и характеризуется разными способностями.
17. Определите критерии личности:
а) интересы и потребности личности;
б) моральные и этические качества;
в) здоровая психика;
г) образование.
18. Вставьте пропущенное слово в следующее предложе-
ние: «Диалектика понятий «индивид» – «индивидуальность» –
«…» отражает динамику развертывания биологического и соци-
ального в человеке как в филогенезе (истории становления чело-
века), так и онтогенезе (в процессе социализации индивида»).
а) гражданин; в) человек.
б) личность;
19. Из приведенного перечня выделите философов ХХ в.,
сделавших индивидуальное бытие человека объектом философ-
ского интереса:
а) М. Хайдеггер; е) Н.А. Бердяев;
б) Б. Рассел; ж) З. Фрейд;
в) Ж.-П. Сартр; з) Э. Мунье;
г) К. Поппер; и) Л. Витгенштейн;
д) М.М. Бахтин; к) Э. Фромм.
20. Укажите направления в философии ХХ в., сделавшие
экзистенциальные проблемы бытия человека объектом специ-
ального анализа:
а) постпозитивизм; г) экзистенциализм;
б) психоаналитическая традиция; д) структурализм;
в) неомарксизм; е) персонализм.
21. Выделите основные экзистенциальные проблемы:
68
а) смерть; д) истина; и) труд;
б) смех; е) жизнь; к) свобода;
в) гипотеза; ж) психика; л) счастье.
г) стыд; з) любовь;
Тема 17. Общество: социально-философский анализ
1. Установите соответствие, помогающее выяснить смысл,
вкладываемый в понятие «общество» в узком и широком смысле:
1) общество
(в широком смысле);
а) народ;
б) обособившаяся от природы
2) общество
(в узком смысле);
часть материального мира;
в) исторический этап развития
общества.
2. Из приведенного перечня выделите черты, присущие
обществу как социальной системе:
а) сверхсложность;
б) устойчивость в развитии;
в) рефлективность;
г) иррациональность;
д) изменчивость;
е) неустойчивость, слабая предсказуемость развития.
3. У социальной философии и социологии очень широкая
область совпадения объекта изучения. Определите, к какой нау-
ке относятся приведенные ниже характеристики:
1) соцальная
философия;
2) социология;
а) позитивная наука об обществе;
б) предметом науки являются социальные
факты;
в) наука о социальном поведении, которое
она стремится понять и исследовать;
г) раздел философии, посвященный осмыс-
лению качественного своеобразия общества
и его отличия от природы;
69
д) наука об общих и специфических со-
циальных законах и закономерностях раз-
вития и функционирования определенных со-
циальных систем, наука о механизмах дей-
ствия и проявления этих законов и законно-
мерностей в деятельности людей, социаль-
ных общностей, классов, народов;
е) исследование общественной жизни под
углом зрения решения мировоззренческих
проблем, центральное место среди которых
занимают смысложизненные проблемы;
ж) решение общественных проблем на ос-
нове научных методов познания действии-
тельности, на основе методов эмпирической
науки.
4. Укажите, кто и когда в европейской философии поста-
вил проблему специфики исторического (гуманитарного, соци-
ально-философского) познания:
а) В. Виндельбанд и Г. Риккерт в конце ХIХ – начале ХХ вв.;
б) И. Кант в конце ХVIII в.;
в) Ф. Бэкон в ХVII в.
5. Выделите способ постижения социальной, человеческой ре-
альности, о котором говорит русский философ ХХ в. М.М. Бахтин:
«Гуманитарные науки – науки о человеке в его специфике, а не о
безгласной вещи и естественном явлении … При объяснении
только одно сознание, при понимании – два сознания, два субъ-
екта»:
а) мистическое откровение;
б) интуитивное проникновение;
в) понимание.
6. Выберите правильное определение общественного соз-
нания:
а) общественное сознание есть осознание того, что раз-
витие общества зависит от личности главы государства;
70
б) общественное сознание есть осознание необходимости
рационального отношения к воспитанию будущих поколений и к
самому человеку;
в) общественное сознание есть осознание обществом са-
мого себя, своего общественного бытия и окружающей действи-
тельности.
7. Выделите уровни общественного сознания:
а) обыденное и теоретическое сознание;
б) общественная психология и идеология;
в) осознание политического строя государства;
г) осознание собственных прав и обязанностей;
д) осознание места и роли личности в обществе.
8. Какие из перечисленных феноменов являются формами
общественного сознания?
а) религия;
б) жилищные проблемы гражданина;
в) наука и философия;
г) свобода;
д) нравственные отношения;
е) мораль.
9. Верно ли суждение о том, что теоретическое сознание
неспособно влиять на общественное сознание и видоизменять
его?
а) да; б) нет.
10. Что, на ваш взгляд, является критерием гуманности обще-
ства?
а) степень защищенности от преступного мира;
б) возможность получить желаемое образование;
в) степень свободы;
г) уровень удовлетворения материальных и духовных
потребностей личности.
11. Выделите наиболее точную характеристику социаль-
ных отношений:
71
а) отношения между людьми, складывающиеся в процес-
се общения;
б) взаимоотношения людей по отношению к собственности;
в) связи, устанавливающиеся между социальными груп-
пами и внутри них.
12. Назовите основные типы социальной деятельности людей:
а) духовная; г) материальная;
б) иррациональная; д) осознанная;
в) регулятивная; г) обслуживающая.
13. Расположите этносоциальные группы в порядке их по-
явления в ходе исторического развития общества:
а) нации;
б) родоплеменные объединения;
в) народности.
14. Установите, правильно ли дано определение нации.
«Нация – это социальная общность людей, объединенных еди-
ным происхождением, культурой, языком и психологическим
складом, образом жизни, территорией».
а) да; б) нет.
15. Назовите мыслителя ХIХ в., выделившего социально –
экономический класс в качестве главного элемента социальной
структуры общества:
а) К. Маркс; в) М. Бакунин.
б) Л. Фейербах;
16. Среди приведенного перечня обозначьте критерий вы-
деления высшего, среднего, низшего классов в западной социо-
логии ХХ в.:
а) отношение к собственности;
б) размер доходов;
в) социальный престиж.
17. Из приведенного перечня выделите основу жизни об-
щества в понимании марксизма:
72
а) семейный быт;
б) общественное материальное производство;
в) сфера торговли;
г) природное окружение.
18. Расположите различные системы хозяйствования в по-
рядке исторического формирования:
а) система натурального хозяйства;
б) система рыночного хозяйства.
19. Выберите правильное, на ваш взгляд, определение по-
нятия «страта»:
а) форма научного познания;
б) элемент социальной структуры общества;
в) один из элементов атмосферы.
20. Распределите основные элементы уровней социальной
структуры:
1) макросоциальная; а) семья;
структура; б) класс;
2) мезосоциальная в) нация;
структура; г) подростковые группы;
3) микросоциальная д) студенческие группы;
структура е) африканцы, европейцы,
азиаты;
ж) средний класс;
з) социальные страты.
Тема 18. Общество как развивающаяся система
1. Расположите в хронологической последовательности
основные кульминационные точки социальной истории челове-
чества:
а) промышленная революция; в) научная революция;
б) неолитическая революция; г) научно-техническая ре-
волюция.
73
2. Установите соответствие, помогающее определить по-
зиции названных мыслителей
в анализе проблемы направленно-
сти общественного развития:
1)
К. Маркс; а) регрессизм;
2)
О. Шпенглер; б) эсхатологизм;
3) Лао-Цзы;
в) прогрессизм;
4) Августин Блаженный; г) циклизм.
3. Расположите
в три группы имена мыслителей, понимав-
ших исторический процесс как цикличный, линеарный, спирале-
видный: Кондорсе, Маркс, Аристотель, Гегель, Тюрго, Тойнби,
Энгельс, Полибий, Платон, Конт, Данилевский, Шпенглер, Вико.
а) цикличность …
б) линеарность …
в) спиральность …
4. Какие из перечисленных понятий являются инородными
для формационной концепции
К. Маркса?
а) первобытнообщинный строй;
б) феодализм;
в) традиционное общество;
г) капитализм;
е) постиндустриальное общество;
ж) коммунистическое общество.
5. Какая из приведенных характеристик соответствует
взглядам Гегеля?
а) общество развивается линейно от низших ступений
к
высшим;
б) общество развивается по спирали;
в) общество развивается по кругу.
6. Укажите объективный критерий исторического прогресса?
а) состояние морали;
б) способ производства;
в) уровень демократизма
в государстве;
г) законопослушность всех членов общества.
74
7. Назовите, кто из перечисленных ниже философов явля-
ется приверженцем цивилизационной концепции общественного
развития:
а) Платон; е) Н. Данилевский;
б) Д. Локк;
ж) Г. Плеханов;
в) Дж. Вико; з) А. Тойби;
г) Ф. Вольтер;
и) П. Сорокин.
д) Л. Фейербах;
8. Укажите фундаментальные характеристики общества
как системы. Общество – это…
а) саморазвивающаяся система;
б) система индивидов;
в) самоорганизующаяся система;
г) закрытая система;
д) самодостаточная система.
9. Укажите время появления
в европейской философии по-
нятия «социальный прогресс»:
а) IV – III вв до
н. э.;
в) XVII
в;
б) XII
в; г) ХХ
в.;
д) XIX
в.
10. Соотнесите основные модели членения исторического
прогресса
и их авторов:
1) формационная; а) О. Шпенглер;
2) культурологическая;
б) А. Тойнби;
в) К. Маркс;
г) Н. Данилевский;
д) П. Сорокин.
11. Выделите основные содержательные характеристики
формационного подхода
к пониманию развития общества:
а) признание многообразия исторического процесса;
б) европоцентризм;
в) констатация закономерности
и единства истории;
г) прогрессизм;
75
д) признание диалогизма истории;
е) утверждение экономической детерминированности
истории.
12. Выделите субъективные условия прогресса общества:
а) активизация человеческого фактора;
б) информационная поддержка трудящихся;
в) модернизация производства, обновление техники
и
технологии;
г) свобода слова, совести;
д) возможность выбора местожительства;
е) непрерывное сближение науки
и производства.
Тема 19. Общество
и культура
1. Назовите исторический период
в развитии европейской
философии, в рамках которого употребление термина «культу-
ра» приобрело устойчивый характер:
а) философия эпохи Возрождения;
б) античная философия;
в) философия эпохи Просвещения;
г) философия эпохи постмодерна.
2. Соотнесите подходы
к определению культуры
и их ос-
новные содержательные трактовки этого феномена:
1) деятельностный; а) культура – это социальный ин-
ститут, транслирующий совокуп-
ность норм
и правил человеческого
поведения, деятельности;
2) аксиологический; б) культура – это совокупность
знаковых программ поведения,
деятельности, общения, в кото-
рых закреплен социальный опыт;
3) семиотический; в) культура – это способ сохране-
ния, воспроизводства, развития об-
щества особый способ жизне-
деятельности человека;
76
4) социологический; г) культура – это совокупность мате-
риальных
и духовных ценностей.
3. Соотнесите содержание понятий «культура»
и «общество»:
а) эти понятия тождественны по содержанию;
б) между ними есть содержательная связь, но не тождество;
в) эти понятия не обладают общим содержанием.
4. Определите, что такое «футурология»:
а) учение об общественно-экономических формациях;
б) область научных знаний
о перспективах общественно-
го развития;
в) раздел эстетики, изучающий направления
в развитии
искусства.
5. Кому из русских философов принадлежит следующее
определение философии культуры: «Это совокупность попыток
и результатов философского объяснения культуры как сферы,
растящей
и питающей личность»?
а) В. Соловьев;
б) Н. Бердяев;
в) Л. Шестов;
г) П. Флоренский.
Тема 20. Природа как предмет философского исследования.
Глобальные проблемы современности
1. Определите философскую категорию, соразмерную ка-
тегории «природа», понимаемой
в широком смысле слова:
а) бытие;
б) материя;
в) небытие.
2. Укажите, какая из приведенных составляющих фило-
софского знания исторически первой обратилась
к изучению
природы:
а) натурфилософская;
б) антропологическая;
в) социологическая.
77
3. Укажите традицию, в рамках которой акцентируется
внимание на сотворенной природе мира:
а) эволюционизм; в) креационизм;
б) структурализм; г) космизм.
4. Назовите тип цивилизации, для которого характерна
идеология ненасилия в отношениях человека и природы:
а) западная цивилизация; в) микенская цивилизация;
б) восточная цивилизация; г) средиземноморская ци-
вилизация.
5. Укажите, что входит в содержание понятия «биосфера»?
а) неживое вещество; в) живое вещество;
б) неразумное существо; г) разумное существо.
6. Выделите имена мыслителей, разрабатывавших учение о
ноосфере: Ф. Ницше, Э. Леруа, В.И. Вернадский, Г. Гегель, В.И. Ле-
нин, П.Тейяр де Шарден, Ж.-П. Сартр, К. Поппер.
7. Укажите, что характеризует термин «ноосфера»:
а) сферу труда;
б) сферу разума;
в) сферу духа;
г) сферу человеческого общения.
8. Выделите принцип, лежащий в основе учения о ноосфере:
а) принцип господства человека над природой;
б) принцип равновесия природных систем;
в) принцип коэволюции человека и природы.
9. Чем вызван кризис современной цивилизации?
а) развитием науки;
б) отсутствием разумной стратегии развития общества;
в) дефектами социальной системы;
г) научно-техническим прогрессом.
10. Что такое «экологический императив»?
78
а) нравственный закон;
б) изучение глобальных моделей развития человечества;
в) учет экологических требований как факторов, опреде-
ляющих стратегию развития общества.
11. Что означает термин «коэволюция»?
а) взаимодействие индивида и общества;
б) совместное, взаимосогласованное развитие человека и
природы;
в) современная теория эволюции.
12. Что означает термин «ноосфера»?
а) объединение человечества в единую мировую систему;
б) сфера господства разума;
в) система глобального моделирования окружающей среды.
13. Какие проблемы относятся к глобальным проблемам
современности?
а) предотвращение войн;
б) гармонизация отношений общества и биосферы;
в) строительство туннеля под Ла-Маншем;
г) рациональное воспроизводство населения планеты;
д) обеспечение человечества ресурсами выживания.
14. Какой ученый в XIX в. ввел в научное познание поня-
тие «экология»?
а) Ч. Дарвин; в) Д. Менделеев;
б) Т. Гексли; г) Э. Геккель.
15. Кто из отечественных мыслителей разработал учение о
ноосфере?
а) К. Циолковский; в) А. Чижевский;
б) В. Вернадский; г) Н. Умов.
16. Кто из мыслителей-гуманистов ХХ в. создал Римский
клуб, «забивший колокол тревоги» по поводу возможной гибели
человечества?
79
а) П. Пестель, в) Д. Сахаров,
б) А. Печчеи, г) М. Ганди.
17. Что является наиболее перспективным для человечест-
ва в ХХI в.?
а) диалог «локальных культур»;
б) социально-культурный изоляционизм;
в) общецивилизационное единство при сохранении со-
циокультурного разнообразия.
18. Какой вид энергии является наиболее эффективным и
экологически чистым для выживания и прогресса человечества?
а) невозобновимые ресурсы (уголь, нефть, газ, древесина);
б) возобновимые ресурсы (энергия солнца, ветра);
в) гидроэлектрическая энергия.
19. Что является в настоящее время наиболее существен-
ным критерием прогресса?
а) экономический рост;
б) экологическая безопасность;
в) экономическая эффективность.
20. Какие качества человека важны для выживания циви-
лизации в современную эпоху?
а) умеренность; в) благоразумие;
б) терпимость; г) агрессивность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *