что такое тесситура в музыке
Тесситура
Перед нами мелодия, записанная нотами – мы можем ее прочитать, напеть или наиграть, представить звучание… Но как она прозвучит – напряженно или спокойно, нежно или отчаянно? Чтобы в полной мере ответить на этот вопрос, нам нужно знать, какому именно исполнителю планирует композитор поручить эту мелодию – и дело не только в тембре. Ноты, которые меццо-сопрано возьмет спокойно, от баритона потребуют максимального напряжения сил и «крика» на пределе голосовых возможностей, а звуки, которые сочно и насыщенно прозвучат у кларнета, окажутся тусклыми и безжизненными у флейты… Здесь мы соприкасаемся с таким музыкальным понятием, как тесситура. Оно характеризует соотношение высоты звуков с диапазоном того или иного певческого голоса или музыкального инструмента. Например, ре первой октавы будет низким звуком с точки зрения сопрано, а для баритона – высоким.
Выделяют тесситуру высокую, низкую и среднюю. Последнюю иначе именуют нормальной, поскольку в ней голоса (или инструменты) звучат наиболее естественно, а петь в ней удобно и относительно легко. В ней чаще всего (хотя и не всегда) пишут хоровые или оркестровые партии (зачем заставлять альты «забираться высоко», если можно передать мелодическую линию сопрано?), но в сольном произведении дело никогда не ограничивается удобной средней тесситурой – исполнитель обязан уметь справляться с любыми тесситурными условиями.
Учитывают ли композиторы это явление? Безусловно, учитывают – ведь звучание голоса или инструмента во многом зависит от тесситурных условий. Например, в высокой тесситуре довольно сложно петь тихо или пропевать узкие гласные – «и» или «е» («а» в данном случае намного проще и удобнее), а спеть спокойно на крайних верхних звуках диапазона практически невозможно. Чтобы хоровой аккорд звучал уравновешенно в динамическом плане, чтобы ни одна из партий не выделялась, не звучала громче всех прочих, все голоса должны находиться в одинаковых тесситурных условиях (в противном случае добиться динамической ровности, конечно, можно, но это потребует определенных усилий и от хормейстера, и от хористов). Если композитор не желает, чтобы исполнители проклинали его, он не должен забывать о подобных особенностях (певцы, конечно, любят вокальные трудности, преодоление которых гарантированно обеспечивает восторги публики и бурные аплодисменты, но усложнять партию искусственно, создавая сложности там, где без них можно обойтись, все-таки не стоит).
Удобство для исполнителей – лишь одна из забот композитора (и притом не самая значимая). В средней тесситуре голос звучит красиво и насыщенно, у каждого музыкального инструмента есть «выигрышные» участки диапазона (высокие звуки у флейты, низкие у фагота и т.д.) – но для адекватного воплощения музыкального образа красота и демонстрация возможностей не всегда имеет первостепенное значение! Например, как метко заметил выдающийся итальянский певец Тито Гобби, Эрнани в одноименной опере Джузеппе Верди «в основном кричит, борясь с высокой тесситурой» – и это вовсе не промах композитора: если учесть, какие бурные и тревожные события происходят в жизни этого героя, преобладание «крика» в его партии не кажется странным. Дмитрий Дмитриевич Шостакович в опере «Нос» в сцене приклеивания носа Ковалевым заставляет фагот, для которого наиболее естественно низкое звучание, солировать в предельно высокой тесситуре – так композитор подчеркивает всю абсурдность событий, происходящих в этой сатирической опере. Не менее гротескную картину представляет Густав Малер в третьей части Симфонии № 1, заставляя «контрабасы и фагот визжать на самых высоких нотах, а флейту пыхтеть на самых низких» – так композитор передает лицемерную скорбь «действующих лиц». Еще остроумнее использовал неудобную тесситуру Рихард Штраус в симфонической поэме «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля»: уводя солирующий кларнет-пикколо (лейттембр заглавного героя) к верхней границе диапазона, композитор изобразил, как задыхается повешенный… Это лишь некоторые примеры того, как композиторы, помещая тот или иной певческий голос или музыкальный инструмент в определенные тесситурные условия, добиваются особых эффектов.
Значение слова «тесситура»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Различают высокую, среднюю и низкую тесситуры, соответствующие возможностям высоких, средних и низких певческих голосов и разновидностей музыкальных инструментов.
Звук определённой частоты будет являть собой высокую, среднюю или низкую тесситуру в зависимости от типа извлекающего его певческого голоса.
Например, ре первой октавы относится к низкой тесситуре для сопрано, но к высокой для баритона.
ТЕССИТУ’РА [тэси], ы, мн. нет, ж. [ит. tessitura, букв. ткань] (муз.). Расположение звуков какого-н. музыкального произведения по отношению к диапазону голоса или инструмента. Удобная т. арии (соответствующая диапазону данного голоса). Слишком высокая т. Петь в своей тесситуре.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
тесситу́ра
1. преобладающее расположение звуков по высоте в музыкальном произведении по отношению к диапазону голоса (вокала) или музыкального инструмента ◆ Людгарда Августовна дала тональность, и я запел, она повысила тональность, я спел выше, она ещё повысила, я спел и в этой тесситуре, дошло до того, что я взял верхнее ля. Герард Васильев, «Роли, которые нас выбирают», 2002 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: брошенность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Тесситура
А. В. Шиповальников.
Смотреть что такое «Тесситура» в других словарях:
тесситура — уровень Словарь русских синонимов. тесситура сущ., кол во синонимов: 1 • уровень (19) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ТЕССИТУРА — (итальянское tessitura, буквально ткань), преобладающий высотный уровень музыкальной партии в соответствии с диапазоном голоса или музыкального инструмента … Современная энциклопедия
ТЕССИТУРА — (итал. tessitura букв. ткань), в музыке преобладающий высотный уровень исполнительской партии (вокальной или одноголосной инструментальной). Различают высокую, среднюю и низкую тесситуры, соответствующие возможностям высоких, средних и низких… … Большой Энциклопедический словарь
тесситура — тесситура. Произносится [тэсситура] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Тесситура — (итальянское tessitura, буквально ткань), преобладающий высотный уровень музыкальной партии в соответствии с диапазоном голоса или музыкального инструмента. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
тесситура — (ит. tessitura) муз. высотное положение звуков в муз. произведении по отношению к диапазону певческого голоса или муз. инструмента; соответствие тесситуры характеру голоса певца или техническим возможностям данного инструмента является одним из… … Словарь иностранных слов русского языка
тесситура — [тэ], ы; ж. [итал. tessitura] Муз. Высотное положение звуков в музыкальном произведении по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Солирующие голоса различный тесситуры. Петь в тесситуре баритона. ◁ Тесситурный, ая,… … Энциклопедический словарь
Тесситура — Основные вокальные диапазоны … Википедия
Тесситура — (итал. tessitura, буквально ткань, от tessere ткать) высотное положение звуков в музыкальных произведениях по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Условием художественного исполнения (естественности,… … Большая советская энциклопедия
Тесситура — ж. Высотное положение звуков в музыкальном произведении по отношению к диапазону голоса или музыкального инструмента. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Тесситура
Полезное
Смотреть что такое «Тесситура» в других словарях:
тесситура — уровень Словарь русских синонимов. тесситура сущ., кол во синонимов: 1 • уровень (19) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ТЕССИТУРА — (итальянское tessitura, буквально ткань), преобладающий высотный уровень музыкальной партии в соответствии с диапазоном голоса или музыкального инструмента … Современная энциклопедия
ТЕССИТУРА — (итал. tessitura букв. ткань), в музыке преобладающий высотный уровень исполнительской партии (вокальной или одноголосной инструментальной). Различают высокую, среднюю и низкую тесситуры, соответствующие возможностям высоких, средних и низких… … Большой Энциклопедический словарь
тесситура — тесситура. Произносится [тэсситура] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Тесситура — (итальянское tessitura, буквально ткань), преобладающий высотный уровень музыкальной партии в соответствии с диапазоном голоса или музыкального инструмента. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
тесситура — (ит. tessitura) муз. высотное положение звуков в муз. произведении по отношению к диапазону певческого голоса или муз. инструмента; соответствие тесситуры характеру голоса певца или техническим возможностям данного инструмента является одним из… … Словарь иностранных слов русского языка
тесситура — [тэ], ы; ж. [итал. tessitura] Муз. Высотное положение звуков в музыкальном произведении по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Солирующие голоса различный тесситуры. Петь в тесситуре баритона. ◁ Тесситурный, ая,… … Энциклопедический словарь
Тесситура — Основные вокальные диапазоны … Википедия
Тесситура — (итал. tessitura, буквально ткань, от tessere ткать) высотное положение звуков в музыкальных произведениях по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Условием художественного исполнения (естественности,… … Большая советская энциклопедия
Тесситура — (итал. tessitura, букв. ткань, от tessere ткать; нем. Lage, Stimmlage) термин, определяющий высотное положение звуков в муз. произв. по их отношению к диапазону певч. голоса или муз. инструмента. Различают среднюю (нормальную), низкую и… … Музыкальная энциклопедия
Тесситура — ж. Высотное положение звуков в музыкальном произведении по отношению к диапазону голоса или музыкального инструмента. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Тесситура
Из Википедии — свободной энциклопедии
Тесситу́ра (итал. tessitura «ткань») — преобладающее расположение звуков по высоте в музыкальном произведении по отношению к диапазону голоса (вокала) или музыкального инструмента. Также тесситурой можно назвать тот диапазон певческого голоса конкретного человека, пение на котором даётся ему без сильной нагрузки на голосовые связки.
Различают высокую, среднюю и низкую тесситуры, соответствующие возможностям высоких, средних и низких певческих голосов и разновидностей музыкальных инструментов.
Звук определённой частоты будет являть собой высокую, среднюю или низкую тесситуру в зависимости от типа извлекающего его певческого голоса.
Например, ре первой октавы относится к низкой тесситуре для сопрано, но к высокой для баса.