что такое тайное монашество
Тайный постриг
Меня мучает один вопрос. Я, женатый человек, имею троих детей, дочь от первого брака, двух сыновей от второго брака и четырёх крестных, итого семь. Часто попадаю в ситуацию, что согрешаю по несколько раз одним и тем же грехом, хоть и каюсь в них, но всё равно происходит мое грехопадение вновь и вновь. И причину я вижу в том, что мне не хватает «хлыста», епитимии или ещё чего-нибудь, что могло бы меня сдерживать, в словах, делах, чтении духовных книг, в мыслях и т.д. Мечта, стать священником или диаконом, чтобы служить Богу и людям, не сбылась, т.к. вижу в этом Промысел Божий, и во втором браке я так же вижу руку и Промысел Божий. Одним словом, не достоин, и должен исправиться сам. Но и сам, без помощи Божьей, я, не могу исправиться. Вопрос: можно ли стать монахом в миру, пусть даже и женатым? Чтобы жить в строгости, чтобы всё время пребывать в послушании со страхом Божьим,смерт чувствовать ответственность и иметь память смертную? Конечно, в этом случае не жить с женой как с женщиной и не спать с ней даже рядом, но жить как мирянин, ходить на работу и в то же время иметь послушание какое-нибудь. Простым мирянином я себя не вижу. Меня всегда тянуло быть монахом в миру, быть тайным монахом. Так как это сдерживало бы от многих искушений в жизни. Вы спросите: а что тебе мешает и без монашества, жить мирянином и не искушаться? Я отвечу: не могу, так как не чувствую строгости и ответственности и неотвратимости наказания. Понимаете? Без кнута — не будет пряника. Думаете, я, мазохист или фанатик? НЕТ. Просто в этом я вижу свое спасение. И да, я, помню, что должен приехать, как обещал, но пока нет возможности, так как я один пока в семье работающий и мы живём на одну мою, маленькую, зарплату и пока долг не погашу, приехать на беседу с о. Алексием, не могу (Александр).
На вопрос нашего читателя отвечает наместник Троицкого Селенгинского монастыря игумен Алексий (Ермолаев):
— В наше время доперестроечная практика тайного пострига в монашество прекращена. Когда Церковь находилась в гонениях, монастыри были закрыты, был смысл тайных постригов. В настоящее время их нет.
Ваше желание послужить Богу, нереализованное в возможности священнического служения, могло бы иметь место, если бы Вы жили в монастыре и были монахом, но так как у Вас есть семья и обязательства перед ней, то в монастырь Вы, конечно, идти не можете. Но монах не может, даже при тайном постриге, жить в окружении своей семьи, обязанностями перед ее членами и одновременно не принадлежать этому миру, ибо главное, что есть у монаха – это уход от мира и служение одному Богу. Даже сохранение девства, то есть отсутствие интимных отношений с супругой, не сможет обеспечить вашей оторванности от служения миру сему с имеющими в нем обязанностями.
Более того, принятие монашеского пострига с его обетами, который Вы рассматриваете как некий стимул, который послужит Вам как укрепляющая сила в духовной жизни, не сможет, по моему мнению, по-настоящему и надолго в этой жизни укрепить.
Необходимо идти другим путем – путем внимательного чтения Иисусовой молитвы, которая служит настоящим подспорьем в духовной жизни любого христианина. Читать ее, эту молитву, надо со вниманием к каждому слову, чуть нарастяг, с маленькими паузами между словами, имея покаянное чувство за свои премногие грехи. Но грехи эти образно вспоминать не надо, а нужно только помнить, что у Вас их много. При этой молитве вообще ничего не воображать и не вспоминать – образно (т.е. в виде каких-то предметов, лиц людей, даже икон и т.д.). Кроме Иисусовой молитвы никаких мыслей в сознание не допускать, ибо они, как бы ни были духовны с виду, — в большей степени они от лукавого.
При молитве ничего не представляйте и не воображайте ни снаружи, ни внутри: ни света, никаких явлений и видений, ни светящихся икон, ни изменяющих выражения ликов икон, ни явлений ангелов или святых, никаких голосов от Господа, Божией Матери или святых. Все э тог будет прелесть или страшное дьявольское обольщение. Просто молиться, желательно зараз около пятидесяти Иисусовых молитв, читаемых за 15-20 минут с полным вниманием. А в остальное время пытаться непрестанно очень тихо проговаривать слова этой молитвы – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Она исцеляет, преображает, дарует оставление грехов и спасает. Молитесь, и это будет для Вас тайное монашество.
Человек, который по-настоящему читает Иисусову молитву, прорывается к Богу словно через чащу. Архимандрит Софроний (Сахаров), ученик прп. Силуана Афонского, говорил, что такому человеку даруется укрепляющая и воодушевляющая благодать и что он становится чуть-чуть духовнее.
Тайные монахи
О тайных монахах известно немного. Часто о постриге человека лишь близкие узнавали после его смерти. Внутренняя, сокровенная часть жизни оставалась нераскрытой.
Тайное монашество появилось в Советском Союзе как реакция на действия богоборческой власти. Преследуемая Церковь не прекратила свою деятельность, а ушла на нелегальное положение — который раз сбылись слова Господа “Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее”.
Тайные монахи стали украшением Церкви Христовой в то нелегкое время, ее отрадой и утешением. Они пережили долголетние ссылки, но их многотрудная жизнь укрепляла веру христианскую. Старец схиархимандрит Иона (Сторчак) говорил: “Советская власть хорошая. Она сделала многих святыми”.
Тайные монахи в дореволюционное время
В жизнеописаниях некоторых старцев и подвижников 19 века встречаются упоминания о тайных монахах.
Тайно постригали людей, которые не могли жить в монастыре, но стремились к монашеству и могли выполнять монашеские обеты. Такие постриги были редкостью. Например, в Оптиной пустыни некоторое время жил писатель Константин Леонтьев. Он общался с прп. Амвросием, и также, как и прп. Амвросий, дал обет принять монашество. Его жизнь сложилась таким образом, что он всю жизнь прожил в миру и писал. В конце жизни принял тайный постриг с именем Климент.
Проблемами организации монашеской жизни занимался Шестой Вселенский собор — в то время (7 век) появилось много монахов-бродяг, ходивших из города в город и смущающих народ. Было принято решение подчинить их епархиальным управлениям и организовать общежительные монастыри, чтобы отделить от мира.
До сих пор существует два вида устроения монашеской жизни — келлиотское и общежительное. Келлиотский способ характерен, в основном, для Афона.
Монашество в миру
На постсоветском пространстве возрождение монашества началось в 1988 году. За годы гонений была утрачена преемственность традиций, характерная для русского монашества. Монастыри возрождались на голом энтузиазме, у новоначальных монахов отсутствовал духовный опыт. Чтобы уберечь их от падения, священноначалие не благословляло особножительство. Нет нужды и в тайных постригах, поскольку сейчас нет гонений и опасности для жизни, Другое дело, монахи в миру. Бывает так, что иной человек всю жизнь стремился к монашеству, но по объективным причинам не смог принять постриг, а жизнь в монашеской общине уже не по силам. Вот над такими благочестивыми старцами и старушками правящий архиерей совершает постриг, и они продолжают жить в миру.
Например, в Украине, на Винничине, таким образом принял монашество, будучи в преклонных годах, приходской священник протоиерей Петр Сторчак со своей супругой. С Божьей помощью архимандрит Пимен выстроил большой собор в родном городке, организовал сестричество, которое со временем получило статус женского монастыря. Незадолго до смерти отец Пимен был пострижен в схиму с наречением имени Иона. Батюшка был духовным чадом преподобного Амфилохия Почаевского, и стал духовным отцом для множества мирян и духовенства. Схиархимандрит Иона (Сторчак) на своем примере доказал истинность слов Серафима Саровского “Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи”.
Декрет 1918 года — начало гонений
20 января 1918 года на заседании Совнаркома был рассмотрен и принят законопроект “Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах”, значительно дополненный В.Ульяновым (Лениным). 26 февраля декрет был опубликован в Собрании узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства под названием “Об отделении церкви от государства и школы от церкви”. Этот документ стал законодательной базой для уничтожения огромной части жизни дореволюционного человека, это было объявление войны Церкви. Церковные общины приравнивались к частным организациям и лишались статуса юридического лица и прав на владение собственностью. Имущество религиозных общин подлежало национализации.
Крестный ход в защиту Церкви 1918
Более всего от декрета 1918 года пострадали монастыри, которые первыми среди всех религиозных общин оказались вне закона. Запрет на право обладания собственностью и национализация церковного имущества дали властям возможность ликвидировать монастыри на законном основании. На некоторое время этот процесс был задержан преобразованием некоторых монастырей в сельскохозяйственные артели. В 1919 году Наркомзем и Наркомюст разработали инструкцию, согласно которой монахи и священнослужители не могут входить в состав трудовых артелей, как лица, лишенные избирательных прав. Большинство монастырей, укрывшихся за вывеской земледельческих организаций, были разогнаны в 1919-1921 годах. Одна из таких общин — Захарьевская коммуна им.Н.Крупской.
Матушка Фрося
Способствовали закрытию монастырей и безбожники из народа. Одна из Дивеевских монахинь, матушка Евфросиния, вспоминает о том, как их обитель грабили опившиеся крестьяне.
Постановление ВЦИК 1929 года
Церковь старалась добиться законного признания, но Постановление ВЦИК 1929 года еще более ограничило сферу легальной деятельности Церкви. Этим Постановлением религиозным организациям запрещалось создание касс взаимопомощи, религиозное образование, деятельность вне организации, например, благотворительность. Все религиозные общины подлежали обязательной регистрации. Общины, желающие открыть храм и начать богослужения, должны были представить местным властям список 20 членов, входящих в общину. В Украине требовался список из 50 членов общины. Решение принимали органы местной власти, в случае отказа регистрации никто не объяснял его причину.
Кроме этого Постановления, был принят еще ряд законов, направленных на полное уничтожение Церкви.
Например, в том же 1929 году Совнарком утвердил Постановление “О признаках кулацких хозяйств, в которых должен применяться Кодекс законов о труде”. Согласно этому постановлению, одним из признаков кулацкого хозяйства являлась принадлежность его служителям культа. В мае 1929 года была принята и поправка к 4-й статье Конституции “О свободе религиозного исповедания и антирелигиозной пропаганды”, которая ставила верующих в неравное положение с прочими гражданами.
Тяжелым ударом для монашества стал обновленческий раскол, устроители которого планировали упразднение монастырей. В итоге, к 1930 году в Советском Союзе практически не осталось действующих монастырей.
Судьба монахов
Монахи, лишенные пристанища и духовного руководства, в большинстве своем хранили верность обетам и тайно продолжали монашескую жизнь в миру. Они оседали неподалеку от своих разоренных обителей, создавали небольшие общины в 5-6 человек и продолжали традиции общежительного монастыря. Кроме того, создавались новые общины из числа мирской молодежи, стремящейся к монашеству. Многие примыкали к церковным приходам, служили алтарниками, сторожами, истопниками. Часто вокруг таких приходов создавались тайные монастыри. В 1937-1941 годах число тайных монахов достигло своего максимума.
Тайные монахи всеми силами старались не потерять духовного руководства и общения между собой, как личного, так и в переписке. Выжившие в ссылках и тюрьмах возвращались и селились поближе к своим общинам или старались примкнуть к церковным приходам.
Тайные монастыри и церковные общины
Примеры тайных монастырских общин — Зосимова пустынь, Дивеево, Высоко-Петровский мужской монастырь г.Москва, Захарьевская община (коммуна им.Н.Крупской) и др. В каждом городе были тайные монастыри, в которых продолжали постригать монахов.
Тайные монахи жили в миру, окормляясь у своих духовников. В разоренном Высоко-Петровском монастыре оставались несколько монахов, которые ютились в укромных местах. Известно, что службы там совершались до 1929 года. В 1922 году там нашли приют старцы из Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Весть об этом разнеслась между верующими. Здесь они находили духовное пристанище и руководство, над желающими совершались монашеские постриги.
Жизнь тайных монахов
Все члены монашеских общин ходили на работу или учились. Духовные наставники учили относиться к работе или учебе как к послушанию, выполнять ее добросовестно, как для Бога. Все носили простую одежду, мантии и клобуки надевались только при постриге. Монахини даже черные платки не повязывали, чтобы не привлекать внимание. Во время Причастия в храмах называлось мирское имя. О постриге не рассказывали никому, даже близким. Иногда только после смерти тайного монаха, родные находили записку с монашеским именем. Но чаще тайна пострига была известна лишь одному Богу.
Чтобы избежать преследования властей, даже те редкие монахи, которые имели послушания при церкви, должны были иметь гражданскую работу. При этом работу подбирали таким образом, чтобы она не вредила молитве и внутренней жизни.
Собор новомученников и исповедников Российских
Их святыми молитвами да будем помилованы и мы, грешные рабы Христовы. Аминь.
Тайное монашество в России
Что такое тайное монашество? Какими были подпольные монастыри и монашество в СССР? Можно ли сейчас стать монахом в миру?
Почему становились монахами в миру?
Здесь, на Земле, мы в гостях. – Говорила Елена Фёдоровна. Поднимала глаза к небу и добавляла, – а там будем дома.
Её строгое лицо редко освещала улыбка. Всегда в чёрной одежде, в чёрном платке, она ездила в нашу сельскую церковь из другого села, пока церковь не открыли там. Сначала опираясь на одну палочку, потом на две, она в возрасте под девяносто, не боясь зноя и вьюги, подолгу брела пешком из села в село, пока её не подбирала попутная машина.
Николай Угодник помог. – Поясняла женщина, чтившая этого покровителя странников. Слова из Евангелия и молитв всегда были у неё на устах.
Через 15 лет после её смерти, на днях я услышала от пожилого родственника, что Елена Фёдоровна была тайной монахиней, и признаться, не поверила ему, уточнила у других людей. Оказалось, что это правда, но земляки узнали об этом только после её смерти. И семья тоже была не в курсе. Елена Фёдоровна поделилась своим секретом только с подругой-церковницей, пожилой художницей. Почему старушка, намного пережившая мужа, давно не ушла в монастырь? Объяснение простое – дочь Елены Фёдоровны одна воспитывала троих поздних детей, и мать не могла оставить её без поддержки. А когда внуки выросли, вряд ли её, пенсионерку, взяли бы в обитель.
Что же это за явление – тайное монашество в России? Оказалось, у него давняя история.
Тайные монашеские общины
В 20-30-е годы прошлого века, когда Советская власть в нашей стране преследовала всех, кто не разделял её идеологию, большинство монастырей закрылись. Десятки тысяч монахов и священников были репрессированы, многие расстреляны, остальные оказались в ГУЛАГе. Здания обителей распределили под разные учреждения – от складов до тюрем. Оставшиеся на свободе насельники рассеялись по просторам России.
Но сдаваться эти люди не собирались. Любовь к Богу оказалась сильнее страха. Монахи создавали тайные общины, собирались вместе в урочные часы для богослужений, находили сторонников среди верующих мирян.
В Москве одна из таких общин приютилась на чердаке жилого дома №3 в Печатниковском переулке. Под крышей гуляли сквозняки, отопления не было.
Тем не менее, здесь поселилась монахиня Евфросиния. Затем к ней присоединились несколько сестёр. В такой обстановке руководителями общин становились те, кто был сильнее духом.
Евфросиния прежде жила в Рождественском монастыре, а теперь она была вынуждена вступить в артель портных, чтобы новая власть не сочла её тунеядцем. Вместе с игуменьей монахини молились и шили на чердаке, а часть заработка жертвовали на нужды репрессированных православных людей.
В деревне Захарьино Ярославской области монахиня Анна Благовещенская объединила вокруг себя нескольких духовных сестёр, и в 1922 году там появился тайный монастырь.
Монахини зарегистрировали его как коммуну им.Н.Крупской, чтобы замаскировать от большевиков. «Женщины могут жить и работать и без мужчин», так, вполне революционно, трактовалась их деятельность.
Коммуна оказалась успешной, она даже закупала иностранное оборудование. Вскоре к ним присоединились ещё немало монахинь. А газеты расхваливали успехи «коммуны».
16 лет Советская власть пребывала в заблуждении, но потом монахини были разоблачены. Анну Благовещенскую расстреляли в 1938 году.
Монашество в СССР
Мы говорим про уже состоявшихся монахов, изгнанных из своих обителей. Но постригали ли при Советской власти молодёжь? Конечно.
Высоко-Петровский мужской монастырь в Москве, расположенный по адресу Петровка 28/2, большевики упразднили в 1922 году. Его здания раздали разным организациям. В Боголюбском храме-усыпальнице устроили механический завод, предварительно очистив его от всех надгробий. Церковь во имя Сергия Радонежского превратили в спортивный зал, а потом отдали для репетиций ансамблю «Берёзка». В монастырских палатах разместили шляпную мастерскую и точку общепита. Тем не менее, там остались несколько монахов, среди которых был игумен Варфоломей (Ремов). Бог знает, в каких каморках они ютились, но последние богослужения в одном из храмов пришлись уже на 1929 год. В 1922 году там нашли приют несколько старцев из Зосимовой пустыни. К ним потянулись московские верующие, образовались тайные общины и стали происходить новые постриги.
Иеродиакон Никон (Горохов) пишет: «Большинство из принимавших тайный постриг под руководством Зосимовских старцев были молодые православные «советские» люди, которые вначале становились духовными чадами этих старцев, а затем, руководимые ими, принимали и монашеское пострижение. Причем большинство из них продолжали учебу и работу в советских учреждениях. Очень немногие из них несли церковные послушания. Зосимовские старцы, воспитывая новое поколение монахов в экстремальных условиях советской эпохи, требовали, чтобы к работе и учебе их духовные чада относились бы как к монастырскому послушанию.
Выдаваемые во время пострига рясы и клобуки хранились с большой осторожностью и надевались только в присутствии своих и чрезвычайно редко. Зосимовские духовники советовали «монашествовать в сердце», а не «перед людьми», рекомендуя скрывать свое монашеское имя. Даже черные платки в публичных местах желательно было не надевать.
Опыт Зосимовских духовников был не единичный, тайные общины были и в Средней Азии, и на Кавказе, на Урале и в Казахстане и повсюду, куда Промысел Божий забрасывал великих духовников Русской Православной Церкви».
В обычных квартирах тоже создавались тайные общины. Так московского архитектора Виталия Долганова и проживающих у него духовных лиц обвинили в создании нелегального монастыря и в том, что они вели вели миссионерскую работу с молодёжью.
«Вербуемым в монашество внушалась мысль, что при существующей советской власти молодежь развращается, необходимо спасаться, уходя в монашество для защиты религии»,
Мнения священнослужителей
Игумен Филипп (Симонов): «Существование монаха вне монастырских стен – не всегда исключительное явление. В советское время позакрывали монастыри, а дух монашеский оставался, и находились архиереи, которые шли навстречу этому духу и совершали тайные постриги.
Многие выдающиеся люди монашествовали в миру, и только после их смерти, во время похорон, открывалось, что они были в мантии или в великой схиме. Наверное, это будет продолжаться, потому что есть два способа монашеского жития: келлиотский и общежительный.
Писание нам говорит, что монашеский путь – не для всех, а только для тех, кто может вместить. Кто-то может вместить общее житие, а кто-то нет. И для тех, кто не может, естествен, наверное, путь затвора в келье. А где келья, совершено неважно. Она может быть среди глухого леса, но сейчас, на мой взгляд, городские условия глуше самой глухой лесной чащи, потому что в чаще ты видишь красоту творения, а здесь, в городских стенах, ты не видишь ничего, кроме окружающей тебя пустоты».
Но в большинстве случаев представители Церкви не одобряют тайное монашество в наше время.
Иеромонах Роман (Кропотов): «Какой смысл сейчас в тайном постриге? Он был актуален в советское время, когда были гонения и была необходимость скрываться. Сейчас желание тайного пострига уже ненормально. Должен быть свой монастырь, руководитель, послушание наставнику. Какая польза тайному монаху сейчас шататься среди мирян, работать и носить мирские одежды? Те, кто были в тайном постриге уже давно “легализовались”, их имена стали известными, а факт пострига открылся».
Игумен Алексий (Ермолаев): «Доперестроечная практика тайного пострига в монашество прекращена. Когда Церковь находилась в гонениях, монастыри были закрыты, был смысл тайных постригов. В настоящее время их нет».
Владыка Павел, Архиепископ Рязанский и Касимовский придерживается похожего мнения.
Тайное монашество актуально?
Думаю, что священники высказывают официальную точку зрения Русской православной церкви на тайное монашество. Для неё, как для организации, важна упорядоченность, когда все монахи находятся по монастырям. Но, думаю, тайное монашество не потеряло актуальности.
Быть тайным монахом
Спасаться в миру по-своему трудно, об этом не раз говорили старцы. Ведь вокруг множество соблазнов и искушений. Нам сложно представить те духовные борения, через которые проходит тайный монах. Вокруг него родственники, которые отвлекают от душеспасительных помышлений своими проблемами. Он постоянно сталкивается с грубыми и равнодушными людьми – от продавцов до чиновников, но должен смирять негодование, избегать осуждения. Если он в браке, то не может быть речи о сексе, если холост, на него будут претендовать представители противоположного пола, но его принцип – целомудрие.
Наверное, святым угодникам было легче спасаться в пещерах по-соседству с дикими животными, чем тайному монаху среди грешников.
Иеросхимонах Самсон (Сиверс) о тайном монашестве писал так: «Тайный постриг требует соблюдения тайны до смерти: одежду не носить (монашескую), имя своё не оглашать даже пред Святой Чашей, допускается работа по специальности без права бывать в обществе, общественных местах, без шатания по гостям и праздного провождения времени под предлогом отдыха, лечения и т.п. Тайный постриг сугубо труден, требует сугубых подвигов и забот старца о своём чаде, так как тщеславие, суета мира, многозаботливость и особенности специальности, работы убивают страх Божий, ревность о спасении, придирчивую собранность, покаянные вопли, память смертную».
В 20-е годы, именно тогда, когда в России стало широко распространяться тайное монашество и создаваться подпольные монастыри, протоиерей Валентин Свенцицкий написал книгу, названную «Монастырь в миру. Тайное поучение о нашем спасении». Вы легко найдёте её в интернете. Мы можем предположить, что адресована она была, прежде всего, тайным монахам, которые оказались рассеяны по просторам страны среди населения, заражённого атеизмом. Современные христиане тоже могут почерпнуть в ней немало полезного. Особенное внимание отец Валентин уделяет Иисусовой молитве.
Наш современник игумен Силуан (Туманов) поясняет: «Сейчас монах особо тщательно должен следить, чтобы его душа и сердце были кельей. В монастыре проще в том смысле, что весь монастырь – келья. А в миру монах в окружении людей, у которых иной взгляд на жизнь. Мирянин несет служение с естественными трудностями – монах несет сверхъестественное служение. Господь сказал в самом начале Священного Писания: «Нехорошо человеку жить одному» (Бытие гл. 2:18). Семейная жизнь благословлена Богом, Церковью, это очень важный момент. Но есть то, что выше естественного – это призвание человека к некоему образу жизни, который ему не свойственен. Как говорила мать Мария Скобцова: «Монашеская жизнь – это всё время хождение по водам». Важно, чтобы в миру у монаха келья в сердце была всегда: сидит ли он за столом с друзьями в ресторане, дома ли, в храме, беседует ли с женщинами, мужчинами, детьми».
Фильм «Монахиня в белом халате» рассказывает о женщине, которая совместила в своей судьбе занятия наукой и тайное монашество, дожила до ста лет, стала доктором наук.
У каждого человека, независимо от сана, есть возможность спастись. Но если на то Божья воля, то и в наши дни можно стать тайным монахом. Чтобы принять такое решение, нужно особое дерзновение, готовность изменить свою жизнь, характер, мировоззрение. Скрывать свои переживания от близких и в одиночестве противостоять тёмным силам. Но мы помним: “От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф.11:12).