что такое тавассуль в исламе
Тавассуль в Исламе
Примеры тавассуля великих учёных мазхаба имама абу-Ханифы.
Я начинаю Именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!
Тавассуль в Исламе не то что не запрещён – он даже желателен. Тавассуль, о котором мы будем говорить, – это просьба или обращение к Аллаху посредством Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), сподвижника, хорошего человека или хороших деяний, при убеждении, что истинно даёт блага и отбирает их только Аллах. При этом просящий также убеждён, что посредник является рабом Аллаха, так же, как просящий через него, но Всевышний наделил этого посредника качеством, достоинством, из-за которых вероятность принятия нашей мольбы увеличивается. В данной статье будут приводиться примеры тавассуля великих ханафитских учёных:
— Ибн Абу Вафа Куршия Ханафия (умер в 775 г. по хиджре) «делал тавассуль посредством достоинства Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям)» (Табакату Ханафияти, 353/1).
ابن أبي الوفاء القرشي الحنفي(ت:775 هـ): يتوسل «بجاه رسول الله» طبقات الحنفية )1/353(
— Ибн Нажим Ханафи (умер в 710 г. по хиджре) «Дал разрешение для снискания милости и бараката на зиярате могил праведников» (Бахру Раик шарх Канзу Хакаик).
ابن نجيم الحنفي (ت 710 هـ): رخص في زيارة قبور الصالحين للترحم والتبرك البحر الرائق شرح كنز الحقائق.
— Ибн Худжати Хамави Ханафи (умер в 837 г. по хиджре) сказал: «Посредством Мухаммада и его семейства» (Хазанату аль-Адаб, 277/1).
ابن حجة الحموي الحنفي (ت:837 هـ) : «بمحمد وآله» خزانة الأدب (1/277(
— Имам Камалуддин ибн Гамам Ханафи (умер в 861 г. по хиджре) пишет: «И просят у Аллаха посредством Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), затем просят у Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) шафаата. Затем просят: о Посланник Аллаха, я прошу у тебя шафаата, посредством тебя я обращаюсь к Аллаху» (Фатху Кадир, 2/332, глава о хадже и посещении могилы Пророка).
الإمام كمال الدين بن الهمام الحنفي رضى الله عنه (ت:861هـ) فتح القدير، ج2، ص332، كتاب الحج، باب زيارة النبي صلى الله عليه وسلم: (ويسأل الله حاجته متوسلا إلى الله بحضرة نبيه ثم قال يسأل النبي صلى الله عليه وسلم الشفاعة فيقول يا رسول الله أسألك الشفاعة يا رسول الله أتوسل بك إلى الله.
-Ибн Таграбарди Ханафи: «Мы просим у Аллаха хорошего конца посредством Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) и его семейства» (Нужуму Захират, 220/3). В книге (Хавадису Духур, 37стр.) сказал: «Аллах дарует хороший конец ради Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) и его семейства».
ابن تغربردي الحنفي (ت: 874 هـ) : » نسأل الله تعالى حسن الخاتمة بمحمد وآله» النجوم الزاهرة (3/220) وغيرها. ويقول كما في حوادث الدهور ص 37: فالله تعالى يحسن العاقبة بمحمد وآله.
-Абу Аббас Ахмад Забиди Ханафи (умер в 893 г. по хиджре): «Посредством нашего Господина Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) и его семейства» (Тажвиду Сарих лиахадиси Джамии. Сахих, 9 стр.).
أبو العباس أحمد الزبيدي الحنفي(ت:893 هـ): «بجاه سيدنا محمد وآله» التجريد الصريح لأحاديث الجامع الصحيح ص 9.
— Пришло в книге «Табайину Хакаику шарх Канзу Дакаик, 60/15» (автор Имам аз-Залии (умер 743 г по хиджре)): «Это то, что выявилось для книги, Аллах довёл до цели посредством Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) и его семейства».
— Салих Шами Ханафи (умер в 942 г. по хиджре) собрал главы «Тавассуль посредством Мухаммада» в книге «Субулю Гуда ва Рашад фи сайри хайру уббад». Из его слов: «О Аллах, мы просим Тебя и обращаемся к Тебе посредством Твоего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), чтобы был благой конец во всех наших делах и чтоб спас нас от бесчестья этого мира и от наказаний в ахирате».
— Таша Кубра Ханафи (умер в 968 г. по хиджре) сказал: «Ради достоинства Твоего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)» (Шакаику Нуъманияту (233/1)).
طاش كبري زاده الحنفي (ت:968 هـ) : «بحرمة نبيك» الشقائق النعمانية (1/233(
— Шейх Али Кари Макки Ханафи (умер в 1014 г. по хиджре): «Нет для нас заступника, кроме тебя, на которого мы надеемся, и нет надежды кроме как на тебя, к которому мы придём. Попроси прощения и заступись за нас, о заступник грешников. И попроси Его сделать праведными рабами» (Шарх Шамаил).
وزاد الشيخ علي القاري المكي الحنفي (ت:1014هـ) في شرح الشمائل: «فليس لنا شفيع غيرك نؤمله، ولا رجاء غير بابك نصله،فاستغفر لنا واشفع لنا إلى ربك يا شفيع المذنبين، واسأله أن يجعلنا من عباده الصالحين».
— Нуруддин в дополнение предыдущего сообщил о том, что сказал один из учителей Шамсуддин ибн Джазари в предисловии к «Шарх лильмасабих»: «Я посетил могилу Муслима ибн Хаджажа аль-Кушайри в Нийсабуре и прочитал часть сахиха Муслима для бараката возле могилы, и я заметил плоды бараката и надеялся на ответ» (Шарх аль-Мишкату).
قال نور الدين ملا علي القاري في شرح المشكاة ما نصه: قال شيخ مشايخنا علامة العلماء المتبحرين شمس الدين بن الجزري في مقدمة شرحه للمصابيح : إني زرت قبره بنيسابور (يعني مسلم بن الحجاج القشيري) وقرأت بعض صحيح علي سبيل التيمن و التبرك عند قبره ورأيت ءاثار البركة ورجاء الإجابة في تربته.ا.هـ
— Абдурахман Афанди (умер в 1078г. по хиджре): «Да улучшит Аллах их и нас посредством достоинства Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)» (Маджмау аль-Анхар, 3/493).
عبد الرحمن أفندي داماد المدعو بشيخي زاده (ت:1078هـ) كما في مجمع الأنهر له يقول 3/493
أَصْلَحَهُمْ اللَّهُ تَعَالَى وَإِيَّانَا بِجَاهِ نَبِيِّهِ.
— Аляудин Хаскафи (умер в 1088 г. по хиджре): «Мы просим у Аллаха тавфик и принятия ради достоинства Посланника (салляллаху аляйхи васаллям)» (Дару Мухтар, 84 стр.).
علاء الدين الحصكفي (ت:1088هـ) في الدر المختار ص 84: فنسأل الله تعالى التوفيق والقبول، بجاه الرسول.
— Абдукадир аль-Багдади Ханафи (умер в 1093 г. по хиджре) при мольбе правителям делал тавассуль: «Облегчи им победу, облегчи им ясное завоевание ради достоинства Посланника Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям)» (Хазанату аль-Адаб, 1/1).
عبد القادر البغدادي الحنفي (ت:1093هـ) في خزانة الأدب (1/1) داعيا لبعض الأمراء: ( ويسر له النصر المتين، وسهل له الفتح المبين، بجاه حبيبه ورسوله محمد(
— Сказал Мухаммад Хадими (умер в 1176 г. по хиджре): «Дозволяется тавассуль и истигаса (о такой-то) посредством пророков и праведников после их смерти, поскольку муъжизаты (чудеса от Пророков) и караматы (чудеса от авлия) не прекращаются и после их ухода. Об этом также говорят Имам Рамали, Имам Харамайни Мухаммад Джувайни. Не отрицают караматы даже после смерти кроме как рафидиты (секта заблудшая). Ужхуррия передаёт, что вали (любимец Аллаха) в этом мире подобен мечу в ножнах, после смерти валия меч обнажается из ножн и бывает более сильным в действии. Как это передано и в книге «Нуруль Хидая от Абу Али Синджи» (Барикату Мухаммадияти, 1/204).
— قال العلامة محمد الخادمي ت ( 1176هـ): (وَ يَجُوزُ التَّوَسُّلُ إلَى اللَّهِ تَعَالَى وَ الِاسْتِغَاثَةُ بِالْأَنْبِيَاءِ وَالصَّالِحِينَ بَعْدَ مَوْتِهِمْ لِأَنَّ الْمُعْجِزَةَ وَالْكَرَامَةَ لَا تَنْقَطِعُ بِمَوْتِهِمْ، وَعَنْ الرَّمْلِيِّ أَيْضًا بِعَدَمِ انْقِطَاعِ الْكَرَامَةِ بِالْمَوْتِ وَعَنْ إمَامِ الْحَرَمَيْنِ وَلَا يُنْكِرُ الْكَرَامَةَ وَلَوْ بَعْدَ الْمَوْتِ إلَّا رَافِضِيٌّ وَعَنْ الْأُجْهُورِيِّ الْوَلِيُّ فِي الدُّنْيَا كَالسَّيْفِ فِي غِمْدِهِ فَإِذَا مَاتَ تَجَرَّدَ مِنْهُ فَيَكُونُ أَقْوَى فِي التَّصَرُّفِ كَذَا نُقِلَ عَنْ نُورِ الْهِدَايَةِ لِأَبِي عَلِيٍّ السِّنْجِيِّ).بريقة محمودية (1/204(
— Исмаил Хакки (умер в 1137 г. по хиджре) во многих местах в Тафсире «Рухуль Баян» делает тавассуль: «Посредством честного Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)» (Рухуль Баян, 1/176).
إسماعيل حقي (ت:1137هـ) : «بجاه النبي الأمين» في عدة مواضع من تفسيره روح البيان انظر مثلا (1/176(
Джабрати аль-Ханафи (умер в 1237 г. по хиджре): «Я делаю тавассуль посредством Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям)» (Ажаибу аль-Асар, 344/1).
— الجبرتي الحنفي (ت:1237 هـ): «ويتوسل إليه في ذلك بمحمد صلى الله عليه وسلم» عجائب الآثار (1/344(
— Шейх Абду Раззак Битари (умер в 1335 г. по хиджре) в биографии Шейха Саида Ахмада ибн Саида Али ибн Саида Мухаммад Шахира (умер в 1307г. по хиджре) сказал: «Да объединит Аллах нас и вас в Фирдавсе ради достоинства нашего Господина Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям)».
قال الشيخ عبد الرزاق البيطار (ت:1335هـ) في ترجمة الشيخ السيد أحمد بن السيد علي بن السيد محمد الشهير بالحلواني (ت:1307هـ): (جمعنا الله وإياه في الفردوس بجاه سيدنا محمد عليه الصلاة والسلام.
— Хафиз Абу Хасанат Мухаммад Абду аль-Хай ибн Хафиз Мухаммад Абду Халим аль-Канви аль-Ансари аль-Аюби аль-Ханафи (умер в 1304г. по хиджре) делал тавассуль с такими словами: «Делая тавассуль посредством Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)» (Рафу ва Такмиль фи Джарахи ва Таъдиль, 27стр).
الحافظ أبي الحسنات محمد عبد الحي بن الحافظ محمد عبد الحليم اللكنوى الانصاري الايوبي الحنفي مذهباً المتوفى 1304 هـ : توسل بقوله » متوسلاً بنبيه » الرفع والتكميل في الجرح والتعديل (ص : ٢٧ (
ذكر الشرنبلالي الحنفي (ت:1069 هـ) في مراقي الفلاح في آداب الزيارة: يقف عند رأسه الشريف ويقول: اللهم انك قلت وقولك الحق: (ولو انهم إذ ظلموا أنفسهم جاءوك فاستغفروا اللّه واستغفر لهم الرسول لوجدوا اللّه توابا رحيما) وقد جئناك سامعين قولك، طائعين أمرك، مستشفعين بنبيك، ربنا اغفر لنا ولإخواننا الذين سبقونا بالإيمان، ولا تجعل في قلوبنا غلا للذين آمنوا، ربنا انك رؤوف رحيم، ربنا آتنا في الدنيا حسنة وفي الآخرة حسنة وقنا عذاب النار، سبحان ربنا رب العزة عما يصفون،وسلام على المرسلين، والحمد للّه رب العالمين. ويدعو بما يحضره من الدعاء.
— аль-Калябизу аль-Бухари Ханафи (умер в 380 г. по хиджре) сказал: «У Аллаха я ищу помощи, на Него я уповаю, салават на Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) читаю, посредством него тавассуль делаю. Нет силы и могущества, кроме как от Аллаха» (Турафу мазхабу ахлу Тасаввуф, 1/21).
الكلاباذي البخاري الحنفي (ت:380 هـ): » وبالله أستعين وعليه أتوكل وعلى نبيه أصلي وبه أتوسل ولا حول ولا قوة إلا بالله العلي العظيم » التعرف لمذهب أهل التصوف (1/21(
— Большие алимы Ханафитов снискали баракат посредством книги «Мухтасар», которую написал Имам Кудури Ханафи. Автор книги «Мисбаху аль-Анвари Адияти» сказал: «Снискали баракат чтением этой книги в дни болезней. Это баракатная книга. Кто заучит её, будет сохранён от нищеты. Некоторые учёные сказали: «Тот, кто прочитает перед благонравным учителем, и по окончании книги учитель сделает ему дуа, то из-за бараката этой книги он станет знающим по многим вопросам» (Кашфу Зунун, 2/1631).
السادة الأحناف وتبركهم بكتاب المختصر للإمام القدوري الحنفي (قال صاحب مصباح أنوار الأدعية ان الحنفية يتبركون بقراءته في أيام الوباء وهو كتاب مبارك من حفظه يكون أمينا من الفقر حتى قيل ان من قرأه على أستاذ صالح ودعاله عند ختم الكتاب بالبركة فإنه يكون مالكا لدراهم على عدد مسائله) كشف الظنون ج: 2 ص: 1631
— Замахшари Ханафи (умер в 538 г. по хиджре) сказал: «Затем я прошу у Аллаха ради достоинства прямого пути и великого Корана и посредством испытанного труда, пролитого пота в работе над этой книгой» (Кашаф, последняя страница).
الزمخشري المعتزلي معتقدا الحنفي في الفروع (ت: 538 هـ) في الكشاف في آخر صفحة من التفسير: ثم أسأله بحق صراطه المستقيم وقرآنه المجيد الكريم وبما لقيت من كدح اليمين وعرق الجبين في عمل الكشاف(.
— Маждудин аль- Мавсули Ханафи (умер в 683 г. по хиджре), автор книги «Ихтияр». В главе посещения зиярата Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Мы пришли к тебе из далёкого города и посредством тебя просим шафаат у Аллаха. Затем сказал: «Просим шафаат посредством Твоего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) у Тебя».
— Подобное приводится в «Хашияте аля дару Мухтар», автор Тахтави (умер в 1231 г. по хиджре).
ومثله في حاشية الطحطاوي (ت:1231هـ) على الدر المختار.
— Имам Айни (умер в 855 г. по хиджре) сказал: «Вот мы приступаем к нашей цели с помощью Аллаха и просим помощи для завершения данной работы посредством Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), лучшего из людей, его семейства и дорогих сподвижников» (Умдату аль-Кариъ шарх Сахих Бухари, 1/11).
— الإمام العيني (ت:855 هـ) في عمدة القاري شرح صحيح البخاري (1/11) يقول: (فها نحن نشرع في المقصود بعون الملك المعبود ونسأله الإعانة على الاختتام متوسلا بالنبي خير الأنام وآله وصحبه الكرام.
— Хажи Халифати Ханафи (умер в 1067 г. по хиджре): «Посредством честного» (Кашфу Зунун, 2/2056).
حاجي خليفة الحنفي (ت:1067 هـ) : «بحرمة أمين وحيه» كشف الظنون (2/2056.
— Хафиз Забиди Ханафи (умер в 1089 г. по хиджре) в конце книге «Таж Арус» просил у Аллаха: «Не доверяй нас нашему нафсу в наших делах и намерениях ради Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) и его семейства».
24- خاتمة اللغويين الحافظ مرتضى الزبيدي الحنفي (ت:1089هـ)، قال في خاتمة «تاج العروس» داعياً: «ولا يكلنا إلى أنفسنا فيما نعمله وننويه بمحمد وآله الكرام البررة».
— Сообщается от Шабия, что Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Произошёл такой случай после Пророка (алайхи-ссаляту ва-ссалям) и я не знаю, как на это посмотрит Пророк (алайхи-ссаляту ва-ссалям). Не хороните меня рядом с Пророком (алайхи-ссаляту ва-ссалям), я не желаю этого, поскольку не знаю, каково моё состояние теперь. Затем сделала дуа посредством материи от рубашки Пророка (алайхи-ссаляту ва-ссалям) и попросила положить этот кусок материи на её грудь, когда будут хоронить, чтобы уберечься от наказаний в могиле» (Итхафу Мутакин бишархи Ихьяи Улюму дин, 2/130).
عن الشعبي قال حضرت عائشة رضي الله عنها فقالت: إني قد أحدثت بعد رسول الله صلى الله عليه وسلم حدثا ولا أدري ما حالي عنده فلا تدفنوني معه، فاني أكره أن أجاور رسول الله صلى الله عليه وسلم ولا أدري ما حالي عنده ثم دعت بخرقة من قميص رسول الله صلى الله عليه وسلم فقالت: ضعوا هذه على صدري وادفنوها معي لعلي أنجو بها من عذاب القبر. وذكر في كتابه إتحاف المتقين بشرح إحياء علوم الدين ج 10 ص 130
— аль-Мухибби (умер в 1111 г. по хиджре) сказал: «Аллах продлевает счастье в городе, его благополучие и силу ради Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) и его семейства и тех, кто вступил на подобный путь» (Нуфхату Райханату, 91 стр.).
المحبي (ت:1111هـ) في نفحة الريحانة ص 91 يقول: الله يمدُّ أطناب دولته السَّعيدة، ويديم صولته الشَّديدة بمحمدٍ وآله، ومن سلك على منواله.
— аль-Муради Ханафи (умер в 1206 г. по хиджре) сказал: «Мы обращаемся к Тебе посредством Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), поскольку он лучший посредник» (Саляка Дурару фи Аяни Куруни сани ашара, 1/2).
المرادي الحنفي (ت:1206 هـ): «فنتوجه اللهم إليك به صلى الله عليه وسلم إذ هو الوسيلة العظمى» سلك الدرر في أعيان القرن الثاني عشر (1/2(
— От него также передаётся в биографии Ахмада ибн Насыридина ибн Али Ханафи (умер в 1171 г. по хиджре): «Его жизнь прошла благополучно ради достоинства дедушки честного Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)».
وله أيضا في ترجمة أحمد بن ناصر الدين بن علي الحنفي البقاعي (ت:1171هـ) يقول: (هذا وعمره مع السلام يطول بجاه جده النبي الرسول آمين) وله غيرها.
— Шейх Ахмад ибн Мухаммад ибн Исмаил Тахтави Ханафи был шейхом ханафитов в Египте (умер в 1231 г. по хиджре). Его слова: «Я делаю тавассуль к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) посредством Умара и Абубакра (да будет доволен ими Аллах). Некоторые арифуны (познавшие Аллаха) упомянули, что частью этики тавассуля является делать тавассуль посредством Умара и Абубакра к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям), затем посредством Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) к Аллаху. Возвысились имена Аллаха, поистине постоянство в посредничестве даёт больше шансов на исполнение нужды» (Хашияту Тахтави аля Мараки Фалях, 360 стр.).
— Последний Мухакик Шейх ибн Абидин Ханафи (умер в 1252 г. по хиджре) в предисловии к книге «Хашияту аля Дару аль-Мухтар» сказал: «Я делаю тавассуль посредством Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) к Аллаху».
خاتمة المحققين الشيخ ابن عابدين الحنفي (ت:1252 هـ) قال في مقدمة حاشيته على الدر المختار داعياً: «وإني أسأله تعالى متوسلاً إليه بنبيه المكرم صلى الله عليه وسلم».
От него также передаётся: «Я продолжал оставаться в почете и в благодеянии из-за достоинства последнего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и его семейства и великих сподвижников (мир им и благословление) в начале и конце» (Хашияту аля Дару аль-Мухтар, 4/294).
ويقول (4/294): دام في عز وإنعام، ومجد واحترام، بجاه من هو للانبياء ختام، وآله وصحبه السادة الكرام، عليه وعليهم الصلاة والسلام، في البدء والختام.
Также ибн Абидин делал дуа, чтобы уберечь мусульман от саранчи, которая портила урожай: «Отведи зло от пропитания мусульман ради достоинства честного Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), его семейства и сподвижников» (Танкиху аль-Фатава Хамидияти, 7/417).
Также в его книге приводится: «Говорит пленник грехов, собравший эти листочки, надеясь на Аллаха посредством Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и посредством каждого обладателя славы возле Аллаха, на щедрость и благословление принятием моих намерений и сделав этот труд приносящим пользу мусульманам всего мира, и хорошим концом! Амин» (Хашияту раду Мухтар аля дари Мухтар, 1/84).
Также ибн Абидин в предисловии к книге делает тавассуль: «я прошу у Аллаха посредством Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и посредством покорных помочь завершить работу, прошу простить мои ошибки и принять мои дела. И чтоб эта работа получилась лишь ради Тебя».
وقال في المقدمة : في معانيها جمعت بتوفيق الاله مسائلا رقاق الحواشي مثل دمع المتيم وما ضر شمسا أشرقت في علوها جحود حسود وهو عن نورها عمي وإني أسأله تعالى متوسلا إليه بنبيه المكرم صلى الله عليه وسلم وبأهل طاعته من كل ذي مقام علي معظم،
وبقدوتنا الامام الاعظم، أن يسهل علي ذلك من إنعامه، ويعينني على إكماله وإتمامه، وأن يعفو عن زللي، ويتقبل مني عملي، ويجعل ذلك خالصا لوجهه الكريم، موجبا للفوز لديه في جنات النعيم
— Мухаддис Мухаммад Абид Санади Ханафи (умер в 1257 г. по хиджре) написал книжку опровержение против Ибн Таймии по теме «Тавассуль».
— Шихабуддин Алюси (умер в 1270 г. по хиджре) во многих местах в своём тафсире делает тавассуль: «Ради достоинства Господина людей и джиннов» (Руху аль-Маани, 1/82).
34- شهاب الدين الألوسي (ت:1270هـ) يقول: «بحرمة سيد الثقلين» روح المعاني (1/82). وهو كثير في تفسيره.
— Абду Гани Ганими Ханафи (умер в 1298 г. по хиджре), автор книги «Любабу фи Шархи Китаб». В конце книги «Шарх Акидату Тахави» он молил Аллаха так: «Благослови и приветствуй нашего Господина Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), воистину он самый близкий к Тебе, посредством которого делают тавассуль».
36- العلامة الفقيه عبد الغني الغنيمي الحنفي(ت:1298هـ)صاحب «اللباب في شرح الكتاب»، قال في خاتمة كتابه «شرح العقيدة الطحاوية» داعياً: «وصلِّ وسلم على سيدنا محمد فإنه أقرب من يُتَوسل به إليك».
— Имам Мухаммад Захид аль-Кавсари пишет про тавассуль в книге «Макаляту аль-Кавсари».
Как мы видим, почти все великие учёные делали тавассуль. Пусть же Аллах наставит на путь истинный «учёных», отрицающих тавассуль! Амин.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Тавассуль – путь к Раю, а ширк – путь в Ад
Есть определенная категория людей проводящих параллели между теми идолопоклонниками и современными мусульманами, сравнивая мусульман с ними.
Почему они этот тавассуль сравнили с многобожием язычников?! Потому что людей, не имеющих исламские знания, легко в этом вопросе ввести в заблуждение и преподнести им деяния истинных мусульман как деяния многобожников. Из-за неосведомленности в таких тонких деталях ислама, сложно увидеть разницу между несравнимыми вещами. Тавассуль – это обращение к Аллаху посредством другого человека или прекрасными именами Аллаха или хорошими поступками. Поэтому враги Ислама огромное значение придают донесению до людей искаженной информации о тавассуле. Также это способствует появлению разногласий среди мусульман, их разобщению. И те, которых запрограммировали враги Ислама этой идеологией, начинают приписывать мусульманам ширк, что дает им право (как они полагают) убивать мусульман, овладевать их имуществом. Но в то же время они не создают столько проблем настоящим многобожникам и неверным, сколько мусульманам, делающим тавассуль.
«А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе»» («Толпы», 4).
Этим они хотят сказать, что только желая приблизиться к Богу через обращение к другим, они стали многобожниками, и было дозволено их убивать и присваивать их имущество. То, что делали эти язычники, они сравнивают с тавассулем, который делают мусульмане, и мусульман называют многобожниками.
Далее мы по воле Аллаха постараемся внести ясность в этот вопрос.
Всевышний в Коране говорит (смысл):
«Они сказали: «Отец наш! Попроси прощения за наши грехи. Воистину, мы были грешниками». Он сказал: «Я попрошу моего Господа простить вас, ведь Он – Прощающий, Милосердный» » (Сура «Йусуф», аяты 97-98).
Здесь Всевышний рассказывает случай из жизни пророка Якуба (мир ему) и его сыновей. Сыновья попросили отца обратиться к Аллаху. Это и называется тавассуль, т.е., сыновья обратились к Аллаху посредством отца – пророка Якуба (мир ему). Но если этим людям привести этот аят, то они начинают говорить, что тавассуль можно делать только при жизни того человека, и он должен присутствовать рядом.
А мы снова вернемся к Сунне Пророка (мир ему и благословение) и посмотрим, действительно ли необходимо, чтобы человек, через которого мы просим, должен быть живым и присутствовать рядом.
Во-первых, мы не нашли ни одного изречения и даже намека, где бы такое говорилось. Если такие изречения знают те, кто считает это многобожием, пусть приведут.
Во-вторых, в Сунне есть обратное тому, что они утверждают. Усман ибн Хунайф рассказал следующее: «Один человек по своей нужде ходил к Усману ибн Аффану, но повелитель правоверных (по какой-то причине) не выполнял нужду этого человека. Тогда этот человек встретил Усмана бин Хунайфа и пожаловался ему. Усман бин Хунайф сказал этому человеку: «Сходи в комнату для омовения, соверши омовение, затем иди в мечеть, соверши намаз два ракаата и скажи: О Аллах, я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе посредством Твоего Пророка Мухаммада, Пророка милости. О, Мухаммад, я обращаюсь через твое посредничество к твоему Господу (Аллаху), чтоб Он выполнил мою просьбу. Потом излагай свою просьбу». Следуя данному совету, человек сделал так и направился к двери повелителя правоверных. Как только он дошел до двери повелителя, его взяли за руку, и повели вовнутрь. Повелитель правоверных посадил его рядом с собой на ковер и спросил о его нужде. Тот изложил и повелитель правоверных ее исполнил и сказал: «Я забыл про эту твою просьбу. Если у тебя будет еще какая-нибудь нужда, то приходи ко мне». Когда человек вышел из дома повелителя правоверных, он встретил Усмана ибн Хунайфа и сказал ему: «Да вознаградит тебя Аллах, повелитель правоверных не выполнял мою просьбу, пока ты с ним не поговорил обо мне». Усман ибн Хунайф ответил: «Клянусь Аллахом, я с ним (с повелителем правоверных) не говорил о тебе, но я видел, как к Пророку (мир ему и благословение) приходил слепой человек и пожаловался на то, что потерял зрение, и Пророк ему сказал: «Может, ты потерпишь?». Слепец ответил: «О, Посланник Аллаха, у меня нет никого, чтоб вести меня по моим нуждам, поэтому я испытываю трудности». В ответ ему Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Сходи в комнату для омовения, соверши омовение, затем двухракаатный намаз и читай дуа (мольбу): – О Аллах, я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе посредством Твоего Пророка Мухаммада, Пророка милости. О, Мухаммад, я обращаюсь через твое посредничество к твоему Господу (Аллаху), чтоб Он выполнил мою просьбу. Потом излагай свою просьбу». Клянусь Аллахом, мы не успели разойтись и разговор наш был не очень долгим, как зашел тот человек и стал зрячим, будто никогда и не был слепым!».
Этот достоверный хадис приводят Табрани в книге «Ас-Сагир» № 508, а также Тирмизи и Ибн Мажах. Также этот хадис приводят Хаким в «Мустадраке» № 1966. Он сказал, что этот хадис достоверный согласно требованиям достоверности имама Бухари.
Также, аль-Хафиз Ибн Хажар аль-Аскалани в книге «Фатхул Бари» (толкование хадисов Бухари) пишет, что Ибн Аби Шайба передал достоверный хадис (номер хадиса 32002), в котором говорится следующее: «Во время правления Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) один человек подошел к могиле Пророка (мир ему и благословение) и сказал: «О, посланник Аллаха, попроси дождь для своей уммы (общины), воистину она погибла (попала в беду)!». После этого человеку во сне пришел человек и сказал: «Сходи к Умару, передай ему салам и расскажи ему, что у вас пойдет дождь. Еще скажи ему (Умару), чтобы он придерживался (держал возле себя) умных (богобоязненных, находчивых) людей». Когда об этом рассказали Умару (да будет доволен им Аллах), он заплакал и сказал: «О Всевышний, я не перехожу, кроме как из-за необходимости (т.е. когда я не нахожу такого умного, богобоязненного человека, тогда я перехожу к другому, более достойному)!». Далее Ибн Хажар говорит, что просящий в данном хадисе – сподвижник Билял ибн аль-Харис. В другом предании этого хадиса говорится о том, что пришедший во сне был наш Пророк (мир ему и благословение).
Этот случай рассказал хадисовед, имам аль-Байхаки в книге «Шабул-иман» (под номером-7697, том-6, стр-128). Также об этом случае пишет Ибн Касир в книге «Аль-Бидая ва Ннихаят», в разделе о жизни имама Ахмада (да помилует его Аллах).
Вопрос: «Неужели и имам Ахмад не понимал тавассуль и ширк, неужели и он был в заблуждении?».
Имам ан-Навави в книге «Аль-азкар» пишет: «Поистине, если среди них (среди мусульман любой местности) есть человек, известный благими деяниями, то желательно просить дождь посредством этого человека. При этом следует говорить: «О Аллах, мы просим Тебя о дожде и обращаемся к Тебе посредством заступничества Твоего такого-то раба», ибо Умар бин Хаттаб попросил дождь посредством Аббаса». Далее имам Навави говорит: «О просьбе дождя посредством хороших людей передается и от сподвижника Пророка Муавията» (стр.160).
Ибн Хажар аль-Хайтами – один из самых выдающихся ученых шафиитской правовой школы, автор известного трактата шариатского права (фикх) «Тухфатул мухтаж» в книге «Хашиятул изах» пишет:
«Если из всех ученых мира выбрать, допустим, сто наилучших, то ни один из них не станет отрицать дозволенность обращения к Аллаху посредством его рабов, если придерживаться основ правильного вероучения. В таком случае любое противоречащее мнению этих ученых убеждение неприемлемо по Шариату» (стр. 499).
Вопрос: «Неужели имам ан-Навави и Ибн Хаджар аль-Хайтами также не были осведомлены о тавассуле и ширке, и призывали совершать многобожие?». Разумный человек сделает соответствующие выводы. Да поможет Аллах!
Так как любители обвинять мусульман говорят о том, что язычников считали многобожниками только из-за их обращения к идолам ради приближения к Аллаху, разберем, в чем же заключалась суть ширка у доисламских язычников. В первую очередь мы должны знать, что такое вообще ширк. Многобожие – это убеждение, что у Аллаха в Его сущности, атрибутах и деяниях есть соучастник. Человек, который умрет в ширке, будет лишен милости Аллаха и окажется навечно в аду. Всевышний в Коране говорит (смысл):
«Поистине, если ты впадёшь в многобожие, тщетными окажутся дела твои, и непременно окажешься ты в числе потерпевших убыток!» («Толпы», 65).
Также мы должны понимать, что является поклонением. Поклонение – это служение с признанием божественности, полное смирение и подчинение тому, кому поклоняешься. Поэтому:
1. Если человек не считает того, которого просит, достойным поклонения, эта просьба не будет поклонением. Если бы это считалось поклонением, то и любая просьба, обращенная к кому-либо, считалась бы поклонением. Так просьба утопающего о спасении также считалось бы поклонением спасателю.
2. Если нет намерения поклоняться, это также не является поклонением. Если бы это было поклонением, то Аллах не приказал бы ангелам сделать земной поклон Адаму (мир ему). И если поклонение засчитывалось без намерения, то оно не стало бы обязательным условием для всех видов поклонения, как, например, намаз не считается действительным без намерения.
Так в чем же заключался ширк язычников?
Из некоторых аятов Корана на первый взгляд кажется, что язычники признавали, что Аллах является Создателем всего сущего и управляет всеми созданиями. Как, например в аяте (смысл):
«Если ты спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?» – они непременно скажут: «Их сотворил Могущественный, Знающий» («Украшения», аят 9).
Но в то же время они не совсем признавали Единственность Аллаха в господстве над Его творениями, (Таухид ар-Руббубийа), они были убеждены, что есть и другие божества, которым подвластны некоторые дела в управлении миром, и что каждому божеству подвластны определенные дела в этом. На это указывают аяты из Корана.
1. Истинный мусульманин-муваххид убежден, что могущество принадлежит только одному Аллаху, и по этому поводу Аллах в Коране говорит (смысл):
«Если кто жаждет могущества, то ведь могущество целиком принадлежит Аллаху» («Аль-Фатыр», аят 10).
Но что касается многобожников времен джахилиййи, то об их убеждениях говорит Аллах в следующем аяте (смысл):
«Они стали поклоняться наряду с Аллахом другим богам, чтобы те одарили их могуществом» (Сура «Марьям», аят 81).
Здесь видно в чем проявляется ширк (многобожие) язычников и одна из причин, почему их считают язычниками, ведь они придавали соучастников качества Аллаха.
2. Истинный мусульманин-муваххид убежден, что помощь исходит только от Аллаха, и всегда сохраняет убеждение в словах Аллаха (смысл):
«И нет помощи кроме как от Аллаха Могущественного и Мудрого» (Сура «Семейство Имрана», аят 125).
А что касается многобожников во времена послания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то они были убеждены, что помощь исходит от их идолов и вымышленных божеств, и по этому поводу Всевышний говорит (смысл):
«Но они поклоняются вместо Аллаха другим богам в надежде, что им окажут помощь (отвергнут наказание Аллаха с помощью своих божеств, как они и утверждали)» (Тафсир «Джалалайни», сура «Ясин», аят 74).
Как видим, это стало еще одной причиной того, что язычников считали многобожниками, и что по их убеждениям вымышленные божества могли помочь избежать наказания Аллаха.
Убеждение же истинного мусульманина-муваххида в том, что, если даже кто-то и помогает, то помогает только по воле Всемогущего Аллаха, и без Его воли никто не способен абсолютно ни на что, даже дышать или пошевелить пальцем, не говоря уже о помощи.
3. Истинный мусульманин убежден, что управление всем принадлежит только Аллаху. Но некоторые мушрики (многобожники) просили своих идолов о ниспослании дождя. Ибн Хишам рассказывает, что первым, кто принес идолы в Мекку, был Амр ибн Лухайу. Когда он возвращался с земли Шама, то увидел людей, поклоняющихся идолам, и спросил у них: «Что за идолы, которым вы поклоняетесь?», на что получил ответ: «Это идолы, у которых мы просим дождь, и они нам его дают, у которых мы просим помощи, и они нам помогают». Тогда Амр ибн Лухайу им сказал: «Не дадите ли вы мне одного из них, чтобы я его взял не землю Аравии, чтобы мы тоже поклонялись им?». Таким образом, он привез одного идола в Аравию, его звали Хабаль, поставил его на крышу священной Каабы и призвал людей поклоняться ему.
Но как же далеки истинные мусульмане, делающие тавассуль, от этих язычников в своих убеждениях! Но все равно некоторые невежды и враги Ислама пытаются всевозможными фальсификациями поставить их в один ряд. Аллах всему Свидетель, и всем нам предстоит стать перед Ним в Судный День.
4. Далее мы знаем, что истинный мусульманин убежден, что прошение грехов и заступничество (шафаат) принадлежит Аллаху. Знаем, что нет иного, прощающего грехи, кроме Милостивого Аллаха, и что никто не имеет заступничества кроме как по воле Аллаха. Всевышний в Коране говорит (смысл):
«…И попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха?» (Сура «Семейство Имрана», аят 135).
А многобожники были убеждены, что заступничество (шафаат) в руках идолов и вымышленных божеств. Об их заблудших убеждениях говорит аят, ниспосланный Аллахом (смысл):
«Также никто не обретет права заступничества, кроме тех, у кого был завет с Аллахом» (Сура «Марьям», аят 87).
Также Аллах сказал (смысл):
«Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, (сказано, отвергая слова многобожников, что их божества сделают им шафаат) кроме тех, кому будет дозволено» (Тафсир «Джалалайни», сура «Саба», аят 23).
Также Всевышний сказал (смысл):
«Те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют заступничеством. Заступаться будут только за тех или только те, которые осознанно засвидетельствовали истину» (Сура «Украшения», аят 86).
Из этой речи Аллаха понятно, что Всевышний, отрицая убеждения многобожников, говорит, что это не так. Если бы у них не было этих убеждений, то не было бы смысла отрицать этого. А что же касается мусульман, то они убеждены, что заступничество Пророка (мир ему и благословение), ученых и любимцев Аллаха возможно только после того, как Всемогущий Аллах даст им право на заступничество. О том, что будет дано такое право, свидетельствуют множество хадисов, также из этого аята становится ясно, что будет дано заступничество, ведь Аллах говорит (смысл): «…кроме тех, кому будет дозволено» (Сура «Саба», аят 23).
5. Также истинный мусульманин убежден, что право на определение дозволенного и запретного принадлежит только Всезнающему Аллаху, ведь в Коране сказано (смысл):
«Решение принимает только Аллах» (Сура «Юсуф», аят 40).
Многобожники были убеждены, что это право принадлежит их монахам и священникам. Об этом Всевышний говорит в Коране (смысл):
«Они признали господами помимо Аллаха ( последовали за ними и сделали дозволенным то, что Аллах запретил, и запретным то, что разрешил Он) своих первосвященников и монахов» (Тафсир «Джалалайни», сура «Тавба», аят 31).
Многобожники были убеждены, что их священники и монахи вправе сделать дозволенное запретным и запретное дозволенным.
6. Также известно, что истинный мусульманин убежден, что в делах Аллаха никто не принимает участия и ни в ком Аллах не нуждается. А что касается многобожников, то если даже они признавали то, что небеса и земли сотворил Аллах, все же были убеждены, что их идолы принимают участие в делах Аллаха. И отрицая это, Всевышний ниспослал аят (смысл):
«Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог владел бы тем, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими. Пречист Аллах от того, что они приписывают Ему!» (Сура «Верующие», аят 91).
Всевышний Аллах говорит, что «каждый владел бы тем, что сотворил», и каждый управлял бы своим творением, как это делают на земле короли, управляя королевствами. И один мог бы препятствовать другому, что-то создавать. Как видим, у многобожников были и такие убеждения.
7. Также многобожники отрицали некоторые качества Всевышнего. Многобожники не верили в то, что Аллах воскресит людей в Судный День, они считали это невозможным. По этому поводу в Коране говорится (смысл):
«Они сказали, отрицая воскрешение: «Неужели после того, как от нас останутся кости и частички, мы будем воскрешены в новом творении?»» (Тафсир «Джалалайни», сура «аль-Исра», аят 49).
Здесь перечислены убеждения, одного из которых достаточно, чтобы их посчитали неверными и многобожниками. Подобных убеждений не бывает у истинного мусульманина, и тот, кто приписывает их мусульманину, берет на себя великий грех, который может его самого вывести из религии.
В действительности, у многобожников не было ни одного твердого убеждения. Они меняли их в зависимости от обстоятельств. Одни были убеждены во всемогуществе их божеств, как, например, многобожники времен пророка Ибрахима (мир ему), которые поклонялись звездам, солнцу или луне. Другие ограничивали мощь своих идолов в прощении грехов, заступничестве или в получении величия или победы над врагами и т.д. Кто желает более подробно узнать о язычниках и многобожниках того времени, можете посмотреть в книге «Аль-милаль ва-ннихаль».
Да убережет нас Аллах от заблуждений и наставит на истинный путь. И да поможет нам Аллах увидеть истину истиной, а ложь ложью. Амин я Муджиб!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.