что такое таль ручная шестеренная
Тали шестеренчатые ручные
При погрузочно-разгрузочных работах и для перемещения тяжестей на небольшие расстояния широко используются тали шестеренчатые ручные, которые приводятся в действие при помощи приводной цепи, которая может иметь разнообразную длину. Предназначение тали ручной шестеренной заключается в подъеме грузов во всех отраслях промышленности и народного хозяйства при проведении строительных, монтажных, ремонтных и других видов работ. Тали шестеренчатые ручные могут применяться с целью перемещения грузов в помещениях с высокими потолками. Смотря по типу подвески, тали могут стационарными и передвижными. Первый тип подвешивается к конструкции за верхний крюк, тогда как передвижной вид тали прикрепляется к тележке, что двигается вдоль двутавровой балки. Приобретать тали ручные шестеренчатые имеет смысл, когда необходимо перемещать поднимаемые грузы горизонтально.
Тали шестеренчатые ручные – это устройства для подъема грузов, состоящие из цепного полиспаста, а также редуктора с ручным приводом цепи бесконечного типа, приводного и тормозного механизмов, подвижной блочной подвески, оснащенной крюком, грузовой круглозвенной и тяговой цепей. Редуктор, которым оснащаются тали ручные шестеренчатые – соосный двухпоточный цилиндрический, с дисковым грузоупорным тормозом на переднем валу, что гарантирует плавное опускание и остановку груза в автоматическом режиме в процессе работы с талью ручной шестеренчатой. Тали ручные шестеренчатые серии ТВ обеспечены особым игольчатым подшипником, который способствует увеличению срока службы механизма.
Тали шестеренчатые ручные обладают множеством полезных свойств, среди которых можно отметить: небольшое усилие, прилагаемое при подъеме груза, высокую мощность, кованые крюки, стойкое эмалевое покрытие для защиты, компактность, наличие толстых фрикционных без асбеста, хорошее качество и высокую прочность нагружаемой цепи. Тали шестеренчатые ручные соответствуют всем международным стандартам безопасности.
Подбор оптимального передаточного числа позволит прилагать лишь небольшое ручное усилие. Механизм работает на малой строительной высоте, что также можно отнести к преимуществам тали ручной шестеренчатой. Вся конструкция в общем и грузовая цепь в отдельности снабжены большим запасом прочности. Тали ручные шестеренчатые имеют отличную стойкость к механическим воздействиям и повреждениям. Тали шестеренчатые ручные выпускают в общепромышленном и взрывобезопасном исполнении.
Тали — это специальные устройства, предназначенные для того, чтобы поднимать, опускать и удерживать груз в подвешенном состоянии. Наверное, они являются самым распространенным грузоподъемным оборудованием в силу своей надежности, долговечности и простоты конструкции. Сегодня мы поговорим о наиболее популярных разновидностях талей — рычажных и шестеренных.
Какие тали бывают
Прежде всего, такие механизмы делят на:
В первом случае тяговое усилие возникает в результате целенаправленных действий оператора, во втором — манипуляции с грузом происходят благодаря работе силового агрегата. Естественно, электрические тали намного эффективнее для интенсивной работы с грузами, а также для работы с тяжелыми и негабаритными объектами. Например, электрическая канатная таль CD1, заказать которую можно на сайте, идеально подойдет для поднятия предметов весом до 10 т.
В то же время, стоят электрические модели намного дороже, да и они не такие подвижные (и весит такое оборудование больше, и для его работы необходимо подключение к стабильному источнику питания). Как результат, если предполагаются не очень частые работы, следует выбрать ручную таль.
Конструкция и принцип работы ручной тали
Подобное грузоподъемное оборудование в процессе своей работы опирается на блочную систему. Благодаря своим компактным размерам и достаточно неплохим показателям грузоподъемности, такие механизмы широко используются на строительстве, во время складских работ, в промышленности и других сферах.
Стоит отметить: конструкция подъемных талей выполнена таким образом, что они могут быть использованы и в качестве самостоятельного подъемника, и в составе более сложных конструкций (например, ).
Основные виды ручных талей
Среди грузоподъемных механизмов такого типа выделяют:
Бывают еще червячные механизмы, но они не столь популярны.
В чем похожи шестеренные и рычажные тали
Прежде чем говорить о конструктивных особенностях ручных талей разного типа, необходимо выделить их общие черты. Итак, как шестеренные, так и рычажные модели отличаются:
Особенности шестеренных талей
В принципе функционирования цепной шестеренной тали лежит применение редуктора. Последний состоит из ряда шестеренчатых колес, благодаря которым крутящий момент превращается в подъемную силу.
Для оператора необходимо перебирать дополнительную цепь, в результате чего создается крутящее усилие на малую шестерню. Та передает крутящий момент для большой шестерни. Таким образом, происходит подъем груза.
Основные преимущества передвижных и стационарных ручных шестеренных талей сводятся к тому, что:
Подобные устройства устанавливают на движущуюся вагонетку, которую можно передвигать по горизонтальной плоскости. В то же время, необходимо отметить, что подобное оборудование не рассчитано на слишком интенсивную работу, это отображается и в достаточно низкой скорости подъема.
Ключевые отличия рычажных талей
Цепные рычажные тали являются вторыми по популярности. Как понятно из названия, механизм работает с помощью вмонтированного в корпус рычага, что его оператор приводит в действие через нажим. Идеально подходят для того, чтобы выкорчевывать пни, размещать тяжеловесную технику в цехах, устанавливать люки Часто механизм используют вместо домкрата, так как основная цель тут очень похожая — приподнять груз до определенной высоты, чтобы потом работать с ним. Ее также можно использовать вместе с вагонеткой.
Еще одним важным преимуществом такой модели является возможность ее использования при отклонении от вертикального положения, вплоть до горизонтального положения.
Стоит отметить: Хотя устройство обладает рядом плюсов, оператор должен находиться непосредственно возле самого механизма, что существенно сокращает возможности его применения. Кроме того, рычажная тросовая или цепная таль подвешивается на значительно меньшую высоту, чем шестеренный аналог.
Какой вес можно поднять талью
Тут все зависит от конкретной модификации устройства. Конструкция тали предполагает работу с грузами от 500 кг до 20 т. При этом одни из лучших показателей грузоподъемности демонстрирует модель SIZEN HSZ, которая способна поднимать объекты весом до 20 т на высоту в 9 метров. Это — представитель шестеренных талей. Если же говорить о рычажных механизмах, то максимальный груз будет несколько меньше. Хорошие характеристики тут демонстрирует оборудование от ТМ РосТаль. Оно способно поднимать грузы весом до 9 т (найти можно на сайте).
Как выбрать таль
Существует несколько советов, что их стоит придерживаться при выборе подобного механизма:
При этом очень важно выбрать правильный бренд. Лидерами на отечественном рынке являются торговые марки РосТаль, BL и SAIZEN. Данные бренды зарекомендовали себя как очень надежные и проверенные производители, при этом их товары полностью соответствуют действующим ТР ТС.
Ручные тали: устройство, виды и применение
Ручные тали – это компактные грузоподъемные механизмы цикличного типа, предназначенные для поднятия грузов на высоту, фиксацию на нужном уровне, опускание. Сегодня они широко используются в небольших магазинах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, стройплощадках, мелкооптовых базах и других объектах с ограниченным пространством.
Классификация ручных талей пор типу редуктора
По типу редуктора ручные тали делятся на шестеренные и червячные.
Шестеренные
Это компактные устройства с высокими грузоподъемностью и скоростью перемещения грузов. Шестеренные модели с двумя цепями – наиболее популярный вид ручных моделей.
Как работает шестеренная цепная таль:
Основной плюс такого подъемного оборудования – возможность эксплуатации в высоких помещениях, в которых грузоподъемное устройство закрепляется под самым потолком. Шестеренные редукторы легче и компактней, по сравнению с червячными, более надежны и долговечны, мало подвержены холостому прокручиванию.
Шестеренные тали обеспечивают грузоподъемность до 10 тонн и возможность поднимать грузы на высоту до 12 м. Их монтаж требует существенных трудозатрат, поэтому такое оборудование эксплуатируется в основном в производственных цехах, крупных складских помещениях.
Таль может закрепляться на специальной каретке, которая передвигается на роликах по двутавровой балке. Руководит подъемом груза на высоту до 12 м и его перемещением по горизонтали оператор, находящийся на земле. Для управления рычажными и червячными устройствами оператор должен подниматься на определенную высоту.
Червячные
Это редко используемый вариант, основное преимущество которого – невысокая цена. В состав червячного грузоподъемного оборудования входят: подвесная обойма с червячным подвесным механизмом и крюк. Устройство приводится в действие с помощью тягового колеса и тяговой цепи.
Минусы по сравнению с шестеренными редукторами – большие масса и габариты. Червячные ручные тали обычно применяется в небольших автомастерских, когда важна высокая точность операций, а скорость их выполнения не играет существенной роли.
Классификация ручных талей по типу привода
По типу ручного привода тали разделяют на рычажные и цепные.
Рычажные
В рычажных талях процессом подъема и спуска оператор руководит с помощью рычага, установленного на корпусе оборудования. Такая конструктивная особенность требует непосредственной близости оператора к агрегату. Рычажные ручные тали подходят для применения в условиях ограниченного пространства – в колодцах, коллекторах, трубопроводах, смотровых ямах. С их помощью можно перемещать грузы в горизонтальном направлении, то есть использовать в качестве аналога лебедки.
С помощью рычажных моделей работают с грузами, масса которых не превышает 5 т. Максимальная высота подъема – рост человека (высота поднятой руки). Рычажные тали не могут обеспечить высокую производительность работ.
Основные области применения рычажных ручных талей:
Цепные
Ручные цепные тали – это грузоподъемные устройства, которые осуществляют подъем, фиксацию и спуск груза за счет прокручивания цепи, приводящей в движение вал-шестерню редуктора. С их помощью груз можно поднимать на высоту до 10-12 м. Это оборудование устроено достаточно просто. В его конструкцию входят: барабан с наматываемой на наго цепью, передаточный механизм и ручной привод. Тали могут монтироваться на крюк, который при необходимости можно перемещать по горизонтали, или стационарно на балку.
В цепных талях используются круглозвенные цепи, основными характеристиками которых являются диаметр прутка и шаг. При выборе цепи для цепной ручной тали учитывают: грузоподъемность механизма, заявленную в техническом паспорте, и условия эксплуатации оборудования. Цепи имеют стандартный и повышенный уровень прочности. Для ручных моделей могут использоваться бесконечные тяговые цепи грузоподъемностью до 8 т.
Цепи должны быть сертифицированы. Если сертификат отсутствует, то перед проведением работ с грузами осуществляют испытания образца на выдерживаемые нагрузки и по их результату оформляют заключение.
Классификация талей по способу перемещения
По способу перемещения эти грузоподъемные механизмы подразделяют на стационарные и передвижные. Оборудование первого типа крепится к перекрытиям здания, специально установленным треногам, балкам. Оно предназначено для перемещения грузов только в вертикальном направлении. Модели, укомплектованные специальными каретками, перемещают грузы как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях.
Преимущества использования
Ручные тали пользуются постоянным высоким спросом благодаря комплексу преимуществ:
Устройство и принцип работы тали передвижной ручной ТРШАп-0,5.
Чем отличается таль ручная шестеренная
Очень сложно решить человеку, никогда ранее не имевшему дела с подъемными механизмами, какого типа приспособление лучше всего выбрать из существующих. А вариантов действительно много, здесь и рычажные тали, и червячные, но наиболее интересна с точки зрения оперирования процессом подъема груза таль цепная ручная шестеренная, стационарная или передвижная. Дело в том, что подавляющее большинство тяговых устройств подразумевает непосредственное взаимодействие оператора с механизмом. Иными словами, нужно либо нажимать рычаг, либо крутить рукоятку. Совсем другое дело – рассматриваемый нами шестереночный тип. Такого рода таль может находиться на любой высоте, а движением крюка вверх и вниз оператор управляет на расстоянии, вращая специальный шкив или просто потянув за замкнутую тяговую цепь.
Все, что нужно для работы шестереночного подъемного механизма, – кольцо, за которое можно закрепить верхний, фиксирующий крюк. Кроме того, цеплять таль можно и к специальной каретке, движущейся на роликах по двутавровой балке (управление перемещением будет осуществляться также с помощью тяговой бесконечной цепи). Подъем груза по вертикали и передвижение его по горизонтали осуществляется с уровня оператора вверх до высоты 12 метров, в то время, как рычажные и червячные устройства вынуждают пользователя подниматься на ту или иную высоту
. Отдельную позицию в перечне тяговых механизмов занимают тельферы – разновидности талей с электрическим приводом и пультом управления. Однако, в виду того, что к ручным устройствам они не относятся, рассматривать мы их не будем.
Ручная лебедка
К ручным лебедкам относят любые устройства, позволяющие передвигать грузы и имеющие ручной привод. Наиболее часто встречаются лебедки барабанного типа: на катушку наматывается трос, а вращение катушки осуществляется с помощью рукоятки через редукторную передачу: червячную или систему звездочек разного размера. Чем больше передаточное число редуктора, тем меньшее усилие требуется приложить к рукоятке.
Для эффективной эксплуатации ручная лебедка должна быть жестко закреплена на неподвижномобъекте, для этого на раме лебедки выполняют крепежные отверстия. Рукоятка соединяется с валом, на котором жестко закрепляется маленькая звездочка. Катушка жестко соединена с большой звездочкой, имеющей сцепление с маленькой. Трос крепят одним концом к катушке, ко второму концу прицепляют карабин или крюк.
Как работает таль ручная шестеренчатая
Принцип действия рассматриваемого нами механизма крайне прост, и поэтому очень надежен. Вращающаяся посредством шкива бесконечная замкнутая цепь перекинута через специальное тяговое колесо, которое расположено сбоку от корпуса тали. Далее посредством приводного вала с зубчатой насечкой крутящий момент передается на две шестерни, которые необходимы для улавливания направления вращения тягового колеса. От них через еще одно зубчатое колесо приводится в действие грузовой блок со звездочкой, через которую перекинута пластинчатая цепь (она может быть двойной или даже тройной в зависимости от допустимой нагрузки на таль).
Количество операторов может быть разным, с механизмом допускается работать как одному человеку, так и трем. От того, сколько пользователей будут тянуть замкнутую сварную цепь, в первую очередь зависит скорость поднятия груза на определенную высоту. Представим, что тяговая цепь не сварена в кольцо, тогда в наших руках оказывается два конца, потянув за один из которых, мы заставим вал вращаться в одну сторону, и крюк опустится. Потянем за другой конец, и подцепленный груз будет поднят. Однако ввиду того, что таль ручная шестеренчатая может находиться на высоте 12 метров, один из концов тяговой цепи очень быстро исчезнет под потолком, именно потому она и замкнута. Чтобы груз не приходилось удерживать на высоте силами оператора, механизм имеет дисковый тормоз, который находится в тяговом колесе
Устройство и принцип работы тали передвижной ручной ТРШАп-0,5.
Таль передвижная ручная состоит из кошки 9, двух силовых щёк 8 и 10, серьги 32, соединяющей таль с кошкой, нижней подвески 14, редуктора с грузоупорным тормозом, корпуса 11, грузовой звездочки 12, установленной в подшипниках, тяговой звёздочки 1, грузовой цепи 15, тяговой цепи 16 и кожуха 6, вращающегося в обечайке 7.
Редуктор представляет собой двухступенчатый двухпоточный цилиндрический соосный редуктор с передачами внешнего зацепления. Тормоз – автоматический, дисковый, грузоупорный состоит из ступицы 20, навинченной на вал-шестерню 13, чашки 18, закрепленной на щеке 8. Фрикционная накладка 5 находится между ступицей 20 и чашкой 18, пружина 4 поджимает ступицу. Тяговая звездочка 1 свободно установлена на вал-шестерне и входит в зацепление со ступицей и вал-шестерней. Кулачок 3 установлен на вал-шестерне и входит в зацепление с тяговой звездочкой 1.
Вращаясь по часовой стрелке, тяговая звёздочка 1 двумя выступами 2 входит в зацепление с кулачком 3, насаженным через треугольные шлицы на вал-шестерню 13 и передает ей вращение. В то же время тяговая звездочка 1 тремя ребрами 21 входит в зацепление с выступами 22 на ступице 20 и также вращает ее. Пружина 4, находящаяся между тяговой звездочкой 1 и ступицей 20, прижимает ступицу через фрикционную накладку 5 к чашке 18. Если ступица 20 находится в таком положении, что три ее выступа 22 не соприкасаются с ребрами 21 тяговой звездочки 1, то под действием сжатой пружины 4 ступица 20, навинчиваясь на вал-шестерню 13, поворачивается вокруг своей оси и входит выступами 22 в зацепление с ребрами 21 тяговой звездочки. Таким образом, вал-шестерня 13 и ступица 20 вращаются одновременно в одну сторону благодаря небольшой жесткости пружины: между ступицей 20, фрикционной накладкой 5 и чашкой 18 трение минимальное.
При дальнейшем вращении тяговой звездочки по часовой стрелке происходит подъем груза. При прекращении вращения тяговой звездочки грузовая звездочка начинает поворачиваться под воздействием груза и через редуктор передает вращение вал-шестерне против часовой стрелки. Таким образом, кулачок 3, насаженный через шлицы на вал-шестерню 13 через выступы 2 на тяговой звездочке 1, поворачивает ее против часовой стрелки, а сжатая пружина 4 притормаживает ступицу 20, и вал-шестерня 13 навинчивает ступицу на себя, что приводит к срабатыванию тормоза и остановке груза.
Во время вращения тяговой звёздочки против часовой стрелки тормоз остается в затянутом состоянии до тех пор, пока тяговая звездочка тремя ребрами 21 через выступы 22 на ступице 20 не начнет ее скручивать с вал-шестерни 13 – усилие сцепления во фрикционных парах уменьшается, и происходит опускание подвешенного груза. При прекращении вращения тяговой звёздочки фрикционные пары под действием груза затягиваются и усилия, возникающие на поверхностях трения этих пар, не позволяют ступице 20 и вал-шестерне 13 повернуться относительно чашки 18, закрепленной на щеке 8 тали. Следовательно, срабатывает тормоз и груз останавливается.
Кошка 9 состоит из двух щек 34 и оси 35. В щеках 34 на подшипниках качения установлены ролики 33.
Конструкция и принципы работы талей передвижных ручных шестеренных цепных ТРШБп грузоподъемностью 1, 2 и 3 тонны сходны с конструкцией и принципами работы тали ТРШАп. Отличия заключаются: а) в количестве ветвей грузовой цепи — 2 ветви таль ТРШБп-2,0 и 3 ветви таль ТРШБп-3,2; б) в конструкции нижней крюковой повески; в) в конструкции кошки — в одно-, двух- и трехтонных талях кошки имеют привод механизма передвижения в отличие от полутонных талей, которые привода не имеют.
Рисунок 2.10.10. Устройство передвижной тали ручной ТРШБп-1,0.
Кошка 9 тали ТРШБп-1,0 состоит из щек 34 и 36, распорки 35 с осью 32 крепления к корпусу тали. В щеке 36 на подшипниках качения установлены ведомые ролики 33. В щеке 34 смонтирован механизм передвижения, состоящий из тяговой звездочки 25, тяговой цепи 26, ограничителя цепи 27, ведущих роликов 28, на ребордах которых выполнены зубчатые венцы, входящие в зацепление с валом-шестерней 29. Кошка талей передвижных ТРШБп-2,0 и ТРШБп-3,2 имеет аналогичное устройство.
Рисунок 2.10.11. Устройство тали ручной передвижной ТРШБп-2,0.
Рисунок 2.10.12. Устройство тали передвижной ручной ТРШБп-3,2.
Электрическая таль состоит из механизмов подъема 1
и передвижения
2,
крюковой подвески
3,
кнопочной станции
4,
грузового каната 5. Управление механизмом подъема тали электрической производят с помощью кнопочной станции, подвешенной к корпусу. Токоподвод выполняют в виде троллей или гибкого кабеля. Механизм подъема подвешен к траверсе
8,
в его состав входят электродвигатель, барабан
9
(или мотор-барабан), редуктор
10,
шкаф электроаппаратуры
11,
крюковая подвеска
3.
Барабан или мотор-барабан размещается в литом или сварном корпусе тали
12.
На траверсе
8
также закрепляются элементы механизма подъема — уравнительный блок
14
и панель с конечным выключателем. Расположение барабана или мотор-барабана относительно рельса
13
может быть поперечным (рис. 2 и 3) или продольным. Механизм передвижения включает в себя приводную
б
и холостую 7 тележки, которые шарнирно соединены с траверсой
8.
Направляющие ролики 75 и буфер
16
входят в комплектацию приводной и холостой тележек механизма передвижения тали. Для обеспечения безопасности работ тали оборудуют соответствующими устройствами, большая часть которых действует автоматически. При помощи этих устройств отключаются: механизм подъема при достижении крюковой подвеской крайнего верхнего положения, механизм передвижения при подходе ограничителей тали к упорам.
Рисунок 2.10.14 Конструкция электрической тали
Рисунок 2.10.15 Электроталь с фланцевым креплением электродвигателя механизма подъема к корпусу.
На рис. 2.10.15 показана электроталь с фланцевым креплением электродвигателя 15 к корпусу 12. Такая конструкция встречается на практике реже, чем с мотором-барабаном, вследствие меньшей компактности, так как конструкция мотор-барабана предусматривает размещение электродвигателя во встраиваемом исполнении внутри барабана.
В качестве однорельсового пути для талей с грузоподъемностью 1 — 10 тонн используются двутавры. Номер двутавра назначается в зависимости от грузоподъемности тали.
Следует учитывать, что современное производство грузоподъемных машин основывается на создании блочных и унифицированных конструкций (крюковых подвесок, муфт, тормозов и др.), позволяющих получить наиболее высокий технико-экономический эффект при изготовлении и эксплуатации этих машин. Блочной называют конструкцию, состоящую из самостоятельных узлов-блоков, соединенных между собой посредством легкоразъемных соединений. Применение блочных конструкций позволяет выпускать узлы механизмов в законченном виде, что приводит к специализации отдельных цехов и заводов. Специализация производства, в свою очередь, обеспечивает повышение качества изготовляемых узлов. Применение блочных конструкций позволяет легко отделить от машины узел, требующий ремонта, без разборки смежных узлов. При наличии запасных узлов замену неисправного узла можно производить в короткое время. Кроме того, применение блочных конструкций дает возможность максимально унифицировать отдельные узлы и детали.
Механизмы подъема имеют некоторые конструктивные особенности. Ступица колеса 7 выполнена в виде удлиненной втулки 8,
внутри которой помещен быстроходный вал редуктора
2,
а на внешней ее поверхности закреплен литой чугунный барабан 7 с нарезкой, канатом и планкой
12
с винтом
27.
Шпонка
20
обеспечивает передачу движения от колеса 7 на барабан 7. Корпус 77 тали выполнен также литым с двумя фланцами, к которым винтами
30
и
31
крепятся слева фланец электродвигателя, а справа — корпус
10
редуктора. Опорами втулки
8
являются подшипники
21,
вала
3 —
подшипники
23
и
24
и вала 5 — подшипники
13
и
22.
Подшипник
22 —
роликовый с короткими цилиндрическими роликами и тремя буртами серии 423000 позволяет валу
5
самоустанавливаться, т.е. перемещаться вправо в небольших пределах. Подшипники
13, 21, 23
и
24
могут быть шариковыми радиальными, например, серии 200, 300, 400. Крышка
28
должна позволять подшипнику
13
перемещаться вправо, т.е. должен быть зазор
0,5..Л
мм между подшипником и крышкой. Величина этого зазора регулируется прокладками
29.
Винты
19
и
25
крепят колесо 7 к втулке
8
и крышку
28
к корпусной детали
26.
Необходимо обратить внимание еще и на тот факт, что все детали, размещенные на валах редуктора и тали, не имеют осевых перемещений, что обеспечивается замковыми 32, 38, 39,
дистанционными кольцами
33, 34, 35
и крышками
37.
Выходные концы вала 3
уплотнены манжетами
18.
Пробка-отдушина 77 с прокладкой:
— размещена в самой верхней части корпуса редуктора, а спускная пробка 16
-в самой нижней части. Между фланцами корпусов тали и редуктора возможна постановка прокладок различной формы (плоских и круглых). Недостатком конструкции являются ее большие габариты и наличие длинного быстроходного (а, следовательно, малого диаметра) вала.
На рис. 13.10.16 показана таль электрическая со встроенным в барабан электродвигателем 19
и дисковым тормозом 75. Редуктор двухступенчатый, быстроходная ступень с внешним, а тихоходная с внутренним зацеплениями. Ступени образуются парами колес
3, 4, 6
и 7, соответственно, находящимися в зацеплении. Имеются:
3 —
быстроходный вал-шестерня и
5 —
промежуточная ось редуктора, опорами которых служат подшипники
13
и
25;
подшипники
25 —
игольчатого типа (для уменьшения габаритов ступицы колеса
4).
Подшипники
13
являются одновременно опорами барабана 7, подшипники
9 —
опоры корпуса тали. Корпус редуктора
10
закрыт крышкой
14.
Дисковый тормоз прикреплен к корпусу 77 тали винтами (на рис. 7 не обозначены). В корпусе редуктора имеются сливная пробка
16
и пробка-отдушина 7 7. Быстроходный вал уплотнен манжетами
18
и
24.
Корпус редуктора уплотнен манжетой
20.
Позиции
2 —
шпонка,
21 —
дистанционное кольцо,
22, 23 —
мазеудерживающие кольца. На барабане 7 расположены две планки
12,
т.е. таль снабжена сдвоенным полиспастом. Применение мотор-барабанов (рис. 7) позволяет уменьшить осевые габариты механизмов подъема, но ухудшает ремонтоспособность тали. На рис. 7 статор двигателя
19
закреплен в неподвижном корпусе внутри барабана, что исключает из конструкции токосъемник и повышает надежность работы механизма, однако при этом необходимо применить для барабана подшипники
9
большого диаметра.
Рисунок 2.10.16 Механизм подъема тали с зубчатым редуктором и фланцевым креплением электродвигателя.
Шарикоподшипниковые опоры механизма подъема электротали смазываются консистентной смазкой через пресс-масленки или непосредственной закладкой ее в подшипниковые узлы. Зубчатые передачи редуктора смазываются жидкой смазкой из масляной ванны. Уровень масляной ванны контролируется при помощи контрольных пробок. Планетарные передачи обеспечивают уменьшение габаритов конструкции, особенно при больших передаточных числах. Такие многозвенные зубчатые механизмы обязательно имеют колеса с движущимися геометрическими осями, которые называются планетарными или сателлитами. Подвижное звено, в котором помещены оси сателлитов, называется водилом. Вращающееся вокруг неподвижной оси колесо, по которому обкатываются сателлиты, называется центральным. Неподвижное центральное колесо называется опорным. Как правило, планетарные механизмы изготавливаются соосными. В отличие от механизмов с неподвижными осями передаточное отношение планетарного редуктора зависит не только от числа зубьев и знака их отношения, но и числа ступеней между центральными колесами (при остановленном водиле). Поэтому каждая конкретная схема планетарного редуктора имеет свое, вполне определенное, выражение для подсчета значения передаточного отношения, записанное через числа зубьев (или радиусы колес).
Подробнее данный вопрос изложен в работах. Схемы должны выбираться как с учетом качества простых планетарных передач, из которых компонуется зубчатый редуктор, так и назначения механизма, условий и режима его работы, места установки, а также учета типа передачи и вида зацепления, распределения общего передаточного числа по ступеням и выбора числа ступеней, оценки потерь на трение, вибрации и упругости звеньев и пр. Поэтому в общем случае выбор схемы с учетом множества факторов может быть выполнен только методами оптимизации с применением ЭВМ.
Водило здесь свободно вращается в опорах, не передавая движения. При кинематическом исследовании этот механизм расчленяется на два простых: первый включает центральные колеса 7, 5,
сателлит
2
и водило
6;
второй — состоит из центрального колеса
4,
сателлита
3
и водила
6.
При неподвижном колесе
5
число степеней свободы
W
= 1 и общее передаточное число редуктора.
Данная схема позволяет за счет подбора соответствующих чисел зубьев получать большие передаточные отношения ( > 100) при высоком КПД и большой компактности.
При проектировании планетарных редукторов особое внимание следует обращать на точность изготовления сборочных единиц, выполнение сборки и на КПД передачи. Размещение редуктора в барабане тали предъявляет повышенные требования к выполнению уплотнений. На рис. 8 водило б
имеет разборную конструкцию. Солнечная плавающая шестерня способствует выравниванию нагрузки между сателлитами. Сателлиты установлены на подшипниках скольжения. Для залива и слива жидкой смазки в барабанах предусматривают отверстия.
Конструкции отдельных узлов, например редукторов — соосных трехступенчатых планетарных, и другие особенности таких талей детально представлены в работах.
Рис. 2.10.17. Механизм подъема с электродвигателем, фланец которого закреплен на корпусе тали.
Технические характеристики шестереночной тали
Устройство, состоящее из всего лишь нескольких узлов по определению должно быть чрезвычайно надежным. Однако заявленная производителем прочность далеко не всегда соответствует действительности. Именно поэтому желательно, чтобы в описании тали был указан сплав, из которого изготовлены зубчатые колеса. Оптимальный вариант в качестве материала для шестерни – легированная сталь, содержащая от 0.1 до 0.6 процентов углерода. Цепи лучше выбирать вороненые или оцинкованные, то есть те, которые в достаточной степени защищены от коррозии. От ударов же механизм обычно закрыт надежным кожухом.
Все тали, в том числе и шестереночные, бывают разных моделей, у каждой из которых определенная грузоподъемность. Последней обычно соответствуют и прочие параметры, например диаметр цепей, их количество в блоке и масса на каждый метр, а также вес самой тали и ее габариты. Две последние характеристики учитываются вместе с цепями, то есть, от верхнего крюка (зацепного) до нижнего (тягового) в самой верхней его точке. Что же касается высоты, на которую рассчитаны подъемные устройства, она варьируется от 3 до 12 метров для разных моделей. Все перечисленные показатели можно увидеть и сравнить в таблице:
Возможная нагрузка | т | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 5,0 | 10,0 | 20,0 | |
Высота поднятия груза | м | 3-6-9-12 | ||||||||
Количество грузовых цепей | шт | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 4 | 8 | |
Толщина звена грузовой цепи | мм | 6 | 6 | 8 | 8 | 8 | 10 | 10 | 10 | |
Габариты тали, мм | B C A G H | 131 127 270 35 30 | 140 158 317 35,5 28 | 161 174 399 45 36 | 161 187 414 42,5 33,5 | 161 199 465 50 40 | 186 253 636 64 50 | 207 398 798 85 64 | 215 650 890 110 85 | |
Вес тали (в пределах) | кг | 10 | 12 | 19 | 20 | 27 | 45,5 | 83 | 193 | |
Вес цепи на каждый метр длины (свыше 3 м) | кг | 1,7 | 1,7 | 2,3 | 2,3 | 3,7 | 5,6 | 9,7 | 19,4 | |
Габариты упаковки | длина ширина высота | cм | 22 15 19,5 | 23 18 19,5 | 28 18 19,5 | 28 21 24 | 32 21 26 | 40 21 31 | 50 41 21 | 64 38 64 |
Размеры тали определяются следующими позициями: A – общая высота устройства, B – профильная ширина, С – лицевая ширина, G – внутренний диаметр крюка, H – длина предохранительного замка.
Основные характеристики
Конечно, основным рабочим показателем является грузоподъемность. Она определяет, с какими грузами можно будет работать на данном агрегате. Диапазон допустимых грузов варьируется от 250 кг до 10 т. С небольшой грузоподъемностью таль цепная может использоваться в частном хозяйстве – например, в обслуживании автомобиля. Модели, работающие с 10-тонными грузами, чаще применяются на производствах. К слову, потенциал грузоподъемности напрямую определяет и массу самого тельфера, которая может составлять от 20 до 150 кг. Следовательно, есть смысл изначально оценить и возможности потолка выносить такие нагрузки.
Следующий немаловажный показатель – высота, на которой может располагаться механизм. Она варьируется от 1,5 до 12 м. На этот параметр важно обращать внимание, если есть серьезные ограничения в параметрах помещения. Например, если речь идет о гараже с низкой крышей, или, напротив, о цеховом помещении с высокими потолками. Что еще касается потолка, то важно учитывать, что таль ручная шестеренная передвижная будет требовать организации соответствующей инфраструктуры. Поэтому важно предусмотреть и возможности такого решения с точки зрения площади перемещения, и в отношении технической возможности установки соответствующих рельсов. Необходимо заранее оценить силовую конструкцию потолка, материал отделки и соотнести эти данные с требованиями к монтажу конкретного комплекта.
Применение талей
В загородном хозяйстве существует немало работ, где помощь подъемного устройства будет неоценима. Прежде всего, при взгляде на данный механизм возникает мысль о поднятии тяжестей к чердачному окну. Это могут быть мешки с комбикормом для птицы или коров, спрессованные блоки сена, или даже строительные материалы для перестилания кровли. Да и при строительстве дома ручная таль может пригодиться, особенно при возведении каркасного жилья. Достаточно приобрести мини-кран, представляющий собой мобильную консольную стрелу, или сколотить похожую конструкцию из пиломатериалов, и у вас появится собственная строительная техника. Ею и железобетонные блоки под ленточный фундамент для забора или здания можно в траншеи опускать, и тяжелые столбы ставить вертикально, и кирпичи поднимать на второй уровень строящегося коттеджа.
Категорически не рекомендуется использовать таль для поднятия на высоту людей или животных, это будет грубым нарушением техники безопасности.
В гараже этот механизм тоже часто бывает очень необходим, к примеру, чтобы приподнять кузов или извлечь двигатель из-под капота. Даже в квартире несложно найти применение, особенно при высоких потолках. В частности, владелец скутера или мопеда вполне может поднимать свое двухколесное средство передвижения на балкон второго этажа. С помощью выносной стрелы вы легко поднимете мебель на верхнюю площадку или прямо в помещение малоэтажного дома, или наоборот, спустите при переезде. Применение тали найти несложно, главное – правильно выбрать устройство, чтобы оно выдерживало расчетную нагрузку.
(2 голоса, среднее: 5 из 5)
Поделитесь с друзьями!