Что такое этикет для детей дошкольного возраста
Консультация «Правила этикета для детей дошкольного возраста»
Екатерина Суровцева
Консультация «Правила этикета для детей дошкольного возраста»
Основные правила этикета детей за столом:
садиться за стол, и приступать к еде вместе со всеми
нельзя на стол класть локти
нельзя ковырять руками в тарелке
нельзя чавкать и плеваться едой
вставать из-за стола вместе со всеми
Правила речевого этикета:
всегда здороваться со знакомыми людьми
пользоваться при необходимости волшебными словами-спасибо, пожалуйста, приятного аппетита
не следует ябедничать и обижаться
к взрослым следует обращаться на — «Вы»
Правилаповедения ребенка в гостях:
нельзя приходить в гости без приглашения
нельзя засиживаться допоздна
нельзя напрашиваться на чай или угощение
идти следует только с хорошим настроением
Правила этикета для детейв общественном месте:
в транспорте следует уступать место старшим
перед тем как зайти в транспорт или магазин, следует сначала предоставить дорогу выходящим
неприемлемо громко кричать, петь песни
соблюдать чистоту на улице
нельзя заходить в транспорт с едой или напитками
ни в коем случае не тыкать пальцем
при разговоре не перебивать других людей
Организация образовательной деятельности по развитию речевого этикета у детей младшего дошкольного возраста Статья Тема: «Организация образовательной деятельности по развитию речевого этикета у детей младшего дошкольного возраста.» Выполнила:.
«Правила столового этикета в детском саду и дома». Консультация для родителей Правила поведения, как за столом, так и правила этикета вообще, должны соблюдаться и дома и в детском саду. Поэтому мы предлагаем Вам примерный.
«Правила этикета для детей». Консультация для родителей дошкольников Этикет играет огромную роль в воспитании детей. Благодаря привитым с детства правилам, они вырастают вежливыми, и понимают, как необходимо.
Беседа для детей старшего дошкольного возраста «Правилы этикета» Беседа «Правила этикета» Правила этикета Знают люди с детских лет, «Что такое – этикет». Этикет – это волшебные правила, которые помогут.
Консультация для родителей «Навыки этикета детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста» «Навыки этикета детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста» С какого возраста следует начинать обучение этикету? Многие родители.
Лэпбук «Правила дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие ЛЭПБУК «Правила дорожного движения» предназначен для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В ЛЭПБУК собраны.
Лэпбук «Правила пожарной безопасности» для детей дошкольного возраста Вместе с этим лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО поскольку. • Информативен; • Полифункционален (способствует развитию творчества и воображения);.
Консультация для родителей по формированию у детей дошкольного возраста ПДД «Учим правила дорожного движения» Цель: • Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте..
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по ПДД «Знают правила друзья, знаю правила и я!» Автор: Сафронова Е. Т., воспитатель МДОУ «Измайловский детский сад» Кизильского района Челябинской области Цель: Закрепление умения по использованию.
НОД с детьми старшей группы «Что такое этикет?»
НОД с детьми старшей группы на тему: «Что такое этикет?»
Цель: формировать представление детей о правилах культурного поведения и общения
1. Расширять знания об этикете.
2. Продолжать формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.
3. Расширять представление детей о том, что такое хорошо и что такое плохо.
4.Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами.
5. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
6. Развивать коммуникативные умения
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и подарим им свои улыбки.
Незнайка. Сколько детей, сколько игрушек!
Воспитатель. Незнайка, ты что-то потерял (утвердительно).
Незнайка (смотрит вокруг себя). Нет, ничего не потерял!
Воспитатель. Тогда за дверью оставил.
Незнайка. Пойду посмотрю (идёт за дверь, возвращается). Ничего нет.
Воспитатель. Тогда оставил дома вежливое слово, которое говорят при встрече. Ребята, подскажите Незнайке, какое слово говорят при встрече?
Дети. При встрече говорят «Здравствуйте».
Незнайка. Ну, здравствуйте.
Воспитатель. Это слово надо говорить ласковым, добрым голосом, глядя прямо в глаза человеку, потому что ты желаешь ему здоровья.
Что такое здравствуй?
Потому что «здравствуй»
Значит «Будь здоров!».
Старшим это слово
Встретились с утра.
Значит, слово «здравствуй»
Незнайка. Спасибо, ребята, что научили меня здороваться. Теперь я буду со всеми здороваться.
Воспитатель. Мы рады, что ты это понял.
Незнайка берет игрушку без разрешения.
Воспитатель. Незнайка, ты поступил плохо. Без разрешения брать игрушки нельзя. Ребята, подскажите Незнайке, как нужно поступить в данной ситуации.
Дети. Надо попросить и сказать волшебное слово «пожалуйста».
Воспитатель. Это волшебное слово всем помогает. А потом обязательно нужно поблагодарить.
Незнайка ставит игрушку на место.Спрашивает у детей: «Ребята, можно мне взять игрушку, пожалуйста?»
Воспитатель. Сейчас предлагаю поиграть. Ребята, встаньте пожалуйста в круг. И ты, Незнайка, становись с ребятами. Эта игра называется «Пожалуйста».Вот условие игры: по моей просьбе вы выполняете определённые действия. Если я произнесу слово «пожалуйста», то выполняете мою просьбу, а если я не сказала слово «пожалуйста», то ничего не делаете.
— Ребята, похлопайте, пожалуйста.
— Поднимите руки вверх.
— Улыбнитесь друг другу, пожалуйста.
— Хлопните в ладоши один раз, пожалуйста.
— Возьмите друг друга за руки, пожалуйста.
Воспитатель. Молодцы, присаживайтесь. Незнайка, понравилась тебе наша игра?
Незнайка. Да, я обязательно поиграю в эту игру со своими друзьями.
Воспитатель. Ребята, давайте расскажем Незнайке, какие вежливые слова чаще всего употребляют воспитанные люди в течение дня.
3. Игра «Вежливые слова».
Слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, привет, добрый день, добрый вечер.
Слова просьбы: будьте добры, будьте любезны, пожалуйста.
Слова благодарности: спасибо, благодарю.
Слова прощания: до свидания, до встречи, пока, спокойной ночи.
4. Беседа об этикете.
Воспитатель. Чтобы быть вежливым при общении с людьми, нужно не забывать говорить эти слова. Все правила общения, поведения, придумали люди, чтобы жить дружно и не обижать друг друга. Ребята, а как эти правила называются одним словом?
Дети. Этикет!
Незнайка. Что такое этикет? (Незнайка показывает на этикетку). Вот, это этикет?
Воспитатель. Нет, это совсем другое. Это называется этикетка. На этикетке указывается информация о вещи. А что такое этикет, нам расскажет Соня.
Ребёнок. Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это нормы поведения.
Как ходить на день рождения?
Как знакомиться? Как есть?
Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослыми? –
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
Воспитатель. Этикет – это правила поведения и общения. Соблюдать эти правила – значит быть вежливым и культурным человеком. А сейчас мы с ребятами споём песенку, в которой говорится о главном качестве культурного человека – доброте.
5. Песня «Если добрый ты».
Незнайка. Ой, ребята, какая чудесная песенка!
Воспитатель. Ребята, какие вы знаете пословицы о доброте?
1) Жизнь дана на добрые дела.
2) Доброе слово дороже богатства.
3) Доброе слово и кошке приятно.
4) Доброе слово лечит, а злое калечит
Воспитатель. Молодцы. Ребята, а давайте всем нашим гостям и Незнайке подарим танец.
7. Танец «Доброта». Барбарики.
Воспитатель. Культурные, вежливый, воспитанный человек сможет правильно поступить в разных ситуациях; знает, что такое хорошо и что такое плохо. А вы умеете отличить хорошее дело от плохого? Сейчас проверим.
8. Дидактическая игра «Хорошо ли, плохо ли».
Назовите мне хорошие дела.
1. Следить за своим внешним видом
2. Здороваться при встрече
3. Помогать маме по дому
4. Уважать старших
5. Говорить с людьми вежливо
6. Заботиться о близких людях
Назовите плохие дела
2. Вести себя шумно в общественных местах
3. Разговаривать с набитым ртом
4. Говорить бранные слова
Воспитатель. Незнайка, ты понял, что такое хорошо и что такое плохо? Старайся ты, Незнайка, и вы, ребята, всегда поступать хорошо. А сейчас предлагаю в игру «Назови ласково».
9. Словесная игра «Назови ласково».
Незнайка, поиграй с нами! У меня в руках волшебный клубочек, мы его будем передавать друг другу из рук в руки, разматывать и обращаться к соседу ласковым именем. Эта ниточка нас объединяет, потому что мы вежливые и доброжелательные. Ой, ребята, а давайте мы Незнайку тоже назовём ласково. (Незнаечка, Незнаюшка).
Незнайка (увидел красивую коробку). Ой, какая красивая коробочка! Скажите, а можно мне посмотреть, что там лежит, пожалуйста?
Воспитатель. Конечно, посмотри
10. Дидактическая игра «Для чего нужен предмет».
Незнайка. (достаёт носовой платок). Какой-то лоскуток красивый! Куда же его приколоть?
Воспитатель. Это не лоскуток, Незнайка. Ребята, подскажите Незнайке, что это такое?
Дети. Носовой платок!
Воспитатель. А зачем он нужен?
Дети. Чистый носовой платок должен быть у каждого воспитанного человека, чтобы прикрывать нос и рот при чихании.
Воспитатель. А можно поделиться носовым платком с другом?
Дети. Да, только потом друг должен вернуть его обязательно чистым.
Незнайка. Понятно! (достаёт расчёску). Ой, а это что такое? И для чего это нужно?
Дети. Это расчёска, ей нужно причесывать волосы.
Воспитатель. А можно ли поделиться расчёской с другом?
Дети. Расчёска- это личная вещь, она должна быть у человека своя.
Незнайка (достаёт часы). Ой, а это что за браслет такой?
Воспитатель. Это не браслет. Ребята, что это такое?
Дети. Это часы. Они нужны человеку, чтобы не опаздывать, следить за временем.
Незнайка (достаёт зеркало). А что это за стекляшка?
Дети. Это зеркало, без него нельзя обойтись. Зеркало нужно для того, чтобы следить за своим внешним видом.
Воспитатель. Культурный человек всегда старается выглядеть аккуратно, и поэтому носит все эти вещи в сумке или портфеле. Воспитанный и культурный человек – не только аккуратный, но и чуткий, добрый, вежливый, заботливый. Мы хотим подарить тебе книгу, которая называется «Этикет». Из этой книги ты ещё многое узнаешь о культуре поведения и общения.
Незнайка. Спасибо вам, ребята! Я столько нового узнал и интересного. Теперь я всегда буду вежливым и аккуратным. Но мне уже пора – меня ждут друзья. До свидания, ребята!
Воспитатель. До свидания, Незнайка!
Воспитатель. Ребята, вам понравилось, чем мы сегодня с вами занимались? Мы научили Незнайку вежливости. Что для вас было легко? А что сложно? Что вам понравилось больше всего? Вы все сегодня молодцы, вы меня очень порадовали!
Входит Незнайка. Ребята, я совсем забыл вас отблагодарить за то, чему вы меня научили. Вот вам конфеты, угощайтесь, пожалуйста!
Воспитатель. Спасибо тебе, Незнайка, за угощение! Приходи к нам ещё.
Незнайка. Обязательно приду, мне у вас очень понравилось.
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи занятия: создать условия для.
Конспект НОД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Конспект НОД (речевая деятельность) «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Цель: Совершенствовать диалогическую речь.
Конспект НОД в старшей группе «Что такое дружба» Тема: «Что такое дружба» Цель: формирование опыта коммуникативного взаимодействия. Задачи: 1. Расширять знания детей о дружбе. 2. Добиваться.
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Что такое дружба?» Цель: создание социальной ситуации развития детей в беседе по прочитанному произведению В. Осеевой «Добрая хозяюшка». Задачи: Образовательные:.
Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» с использованием технологии «Истории карапушек» Цель: формирование положительного отношения к людям. Задачи: 1. Конкретизировать первоначальные представления о хороших и плохих поступках.
Конспект занятия в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Программное содержание: способствовать осмыслению детьми нравственных норм «хорошо – плохо»; способствовать развитию духовных качеств: проявление.
Родительское собрание «Что такое этикет?» Родительское собрание «Что такое этикет?» Время проведения: март-апрель Форма проведения: развлечение (мероприятие проходит в музыкальном.
Сценарий досуга для старшей группы «Что такое дружба» Творческий досуг с родителями в старшей группе «Что такое дружба» Цель: Создать ситуацию общения детей группы и родителей. Учить дружить.
Сценарий мероприятия по противопожарной безопасности в подготовительной к школе группе: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Сценарий мероприятия по противопожарной безопасности в подготовительной к школе группе: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Действующие.
Конспект занятия для детей дошкольного возраста «Правила этикета»
Алена Гричук
Конспект занятия для детей дошкольного возраста «Правила этикета»
Формировать у дошкольников элементарные представление о этикете.
Закреплять и расширять знание о хороших поступков.
Развивать словарный запас воспитанников.
Развивать желание вежливо относиться к окружающим людям.
Воспитывать желание быть толерантными и дружелюбными по отношению к своим друзьям.
Ход занятия:
— Здравствуйте дети. Сегодня прекрасный, солнечный день. Давайте поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Дети присаживаются на стульчики. Раздается стук за дверью.
-Интересно, кто же к нам стучится.
В дверях появляется кукла Катя. Катя проходит на стульчик и отворачивается от детей.
— Дети, к нам в гости пришла Катя, села на стульчик. Разве так ведут себя воспитанные люди? (ответы детей)
— Как себя ведут воспитанные люди? (ответы детей)
— Правильно, молодцы. Дети, давайте расскажем Кате, как ведут себя вежливые люди (ответы детей)
— Молодцы. Вежливые люди, когда входят в помещение, всегда здороваются с присутствующими, в этой комнате, людьми. Давайте, расскажем Кате, какими словами можно поздороваться. (ответы детей)
— Правильно.Можно поприветствовать друг друга такими словами как:
Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,
«Я вас рада видеть очень»,
«Мы не виделись сто лет»,
«Буду рад вас видеть снова»,
— Очень много слов приветствия существует в нашем языке. А Катя мне на ушко прошептала, что не хочет быть больше невоспитанной, она хочет, чтобы мы ей рассказали про правила поведения себя в общественном месте. И для начала Катя хочет с Вами поздороваться.
-Я вас рада видеть. (ответы детей)
-Вот какое нестандартное приветствие использовала Катя. Дети, а вы знаете еще какие-нибудь вежливые слова? (ответы детей).
— Правильно, молодцы. Как много Вы назвали мне вежливых слов. Я хочу предложить отгадать вам загадки.
Встретив зайку, ёж – сосед
А его сосед ушастый
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь… (Добрый день)
Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее… (Извинить)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше … (Не перебивай)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
Слон под пальмой ест бананы,
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит… (Привет)
Если повстречался с кем-то,
По законам этикета,
Чтоб беседа в гору шла,
Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а… (Здравствуйте)
— Молодцы ребята, отгадали все загадки. Сейчас я предлагаю поиграть нам с вами в игру.
Игра что такое хорошо, что такое плохо.
Если воспитатель говорит про хороший поступок дети хлопают, если воспитатель говорит про плохой поступок дети- встают со стульчиков.
«Приветствовать друг друга»
«Дергать девочек за косички»
«Уступать место старшим»
«Мыть руки перед едой»
— Молодцы дети. Хорошая игра у нас получилась. Сейчас я хочу прочитать вам стихотворение Усачева «Что сложней всего?»
Ведет шофер машину
И в дождь и в снег ведет.
А капитан – корабль,
И космонавт с задачей
Когда ведет ракету в космический простор.
Но как-нибудь спросите
-Не трудно ли, простите,
И вам шофер ответит,
В затылке поскребя:
-И в шторм, и в бурю судно
Вести сквозь океан
– Конечно, это трудно,
— Вам скажет капитан.
– Но я корабль освоить могу за пару дней…
Вот управлять собою
Вам крикнет в облаках:
– Держать себя в руках!
И космонавт ответит,
— Сложней всего на свете
-Так что же сложнее всего на свете? (ответы детей)
— Почему, как вы думаете, сложнее всего уметь вести себя? (ответы детей)
-Правильно, дети. Очень сложно замечать за собой свои недостатки и исправлять их. А сейчас я хочу предложить вам сделать свои собственные медали добра.
Дети приклеивают украшения (звездочки, сердечки, круги, треугольники и тд) на круглый картон.
-Дети, очень красивые у вас получились медали. Я хочу, чтобы они у вас остались на память, чтобы взяв их в руки, вы вспоминали о том, что мы с вами добрые, порядочные, вежливые люди. Давайте с вами вспомним все вежливые слова, которые сегодня были произнесены. (ответы детей)
-Молодцы дети. А про какие поступки мы с вами говорили? (ответы детей)
-Всё правильно. И в завершение я хочу прочитать вам стихотворение, автор которого Бундур.
И день будет добрый,
Тебе пожелали добра!
«Правила этикета». Конспект беседы для старших дошкольников Этикет для старших дошкольников Программные задачи: 1. Уточнить представление детей о понятии «культура поведения» 2. Формировать знания.
Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосрдственно-образовательной деятельности Общая характеристика работы Речевой этикет, освоение которого происходит с раннего детства, выступает одним изmсредств гуманизации отношений.
К вопросу о формировании речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста Необходимо заметить что, воспитание подрастающего ребенка, как развитой личности является одной из самых важных задач в сегодняшнее время.
Картотека бесед с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Правила этикета» Конспект беседы с детьми 3–5 лет по формированию КГН «Научим Мишутку волшебным словам: «спасибо» и «пожалуйста»Цель: закреплять знания детей.
Конспект беседы с детьми 3–5 лет по формированию КГН «Правила этикета в общественном месте» Цель: закреплять знания детей о правилах и нормах поведения в общественных местах. Сюрпризный момент: Волшебный сундучок. Демонстрационный.
Консультация для родителей «Правила этикета для детей» Как научить детей правилам этикета за столом. Научить ребенка, как правильно вести себя за столом, – непростая задача. Однако знания столового.
Правила поведения детей за столом. Уроки этикета и хороших манер Правила поведения детей за столом. Уроки этикета и хороших манер Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании.
«Правила этикета. Приветствие». Конспект занятия в подготовительной группе Задачи: познавательная : познакомить детей с основными правилами поведения при встрече, в театре, за столом. развивающая: развивать логическое.
Презентация «Правила этикета для детей» Этикет – общепринятые нормы и правила поведения людей в обществе. А дети, как и взрослые, должны знать как правильно себя вести. Поэтому,.
Презентация «Формирование навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста» «Формирование навыков столового этикета у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Тип проекта: практико-ориентированный.
Конспект занятия «Что такое этикет?»
Алла Черномурова
Конспект занятия «Что такое этикет?»
Тема занятия: «Что такое этикет?»
Цель: Формирование навыков культурного поведения детей в повседневной жизни.
Формирование коммуникативных навыков.
Развитие социальной компетенции.
— Продолжать формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
— Прививать культуру общения.
— Развивать навыки самопознания. Мотивировать ребят к самопознанию, раскрытию себя и своих нравственных ценностей.
— Показать ребятам, как важно знать особенности общения и речевого этикета, уметь быть терпимым и толерантным.
— Закрепить средства и виды общения, навыки вербального и невербального общения, провести самоанализ своих коммуникативных навыков, прививать культуру общения, обогащать словарный запас ребят.
Ход занятия:
Чтение стихотворения Н. Дик «У сеньора Этикета».
Сообщение темы и цели занятия.
Актуализация имеющихся представлений об этикете.
Дать понятие об этикете.
Познакомить с видами этикета.
Познакомить с правилами речевого этикета.
Игра «Азбука красивых слов».
Игра- упражнение «Интонация».
Подведение итогов занятия. Вывод.
Сюрпризный момент «Волшебный мешочек»
Материал к занятию:
У сеньора Этикета
Есть всегда на все ответы:
Как входить и где стоять.
Кому место уступать.
Как прилично одеваться,
Где молчать,а где смеяться,
Как к обеду пригласить,
Что подруге подарить.
В школе, в доме, на работе,
И в трамвае, в самолете,
И в театре, и в кафе
Пригодиться он тебе.
И пора нам всем понять-
Чтоб воспитанными стать,
Чаще надо к Этикету
Обращаться за советом.
Воспитатель: Ребята, я приветствую вас и наших гостей! Давайте поздороваемся.
Воспитатель: «Что означает, по вашему мнению, слово «этикет»?» Ответы детей.
Понять насколько человек доброжелателен, можно даже по тому как он приветствует другого человека. Давайте поприветствуем друг друга так, как это делают люди в разных странах.
Вызвать 2-х детей и предложить выполнить задания:
• Великобритания- стоя на большом расстоянии, пожать друг другу руки;
• Япония- сложить руки на уровне груди и поклонится;
• Россия- крепко обняться;
• Новая Зеландия- потереться носами;
• Тибет- показать друг другу язык.
Существуют различные виды этикета:
• Общегражданский- совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами.
• Присутственный этикет- нормы поведения в общественных местах, театре, ресторане, музее, в государственных учреждениях.
• Религиозный этикет- правила общения с представителями культа той или иной конфессии и нахождения в храмах. Предложить привести примеры.
• Брачный этикет- это свод предписаний и правил праздничной свадебной церемонии. Этикетные нормы касаются приглашений, одежды, подарков, цветов, самой праздничной церемонии, а так же праздничного ужина.
• Семейный этикет- правила и нормы отношений внутри семьи между супругами, их детьми и близкими родственниками.
• Печальный этикет- совокупность правил, традиций и условностей, которые соблюдаются в церемонии прощания с умершим.
• Спортивный этикет- правила поведения между спортсменами, игроками в команде, спортивными командами и спортивными болельщиками.
• Этикет путешествий- правила передвижения на дальние расстояния, в которых проявляется забота о безопасности путешественника и уважение к месту, населению страны пребывания.
• Светский этикет- это свод правил вежливости, демонстрирующих достоинство человека, его уважение к собеседнику и к обществу.
— этикет в общественных местах.
Сегодня мы с вами поговорим о речевом этикете. В народе существует много пословиц на эту тему. Давайте с вами вспомним пословицы о речевом этикете.
Язык мой- враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
Каков разум, таковы речи.
Доброе слово и кошке приятно.
Слово не воробей: вылетит- не поймаешь.
От одного слова да век ссора.
Доброе слово человеку- что дождь в засуху.
Не бросай слова на ветер.
Хорошая речь слаще меда.
— правильное употребление слов;
— употреблять волшебные слова;
На доске наглядность – ваза пустая, без цветов.
Воспитатель: «Ребята, на доске вы видите вазу. Наша задача – собрать в эту вазу цветы, с раскрытием понятия «речевой этикет». Как вы думаете, в чем заключается речевой этикет?» Ответы детей.Например: соблюдение правил в общении, не грубить, не говорить плохо о ком-либо, не «сплетничать», осуждать «слухи», стараться не употреблять «слова-паразиты», употреблять «вежливые слова».Воспитатель: «Сейчас мы с вами постараемся разобраться подробнее и понять, что же это такое – речевой этикет. Итак, для начала я хочу остановиться на первом понятии «правильное употребление слов».
Воспитатель: Вы наверное замечали, что в речи некоторых людей часто присутствуют «лишние слова».Это слова-паразиты. Они могут попадать в речь, когда человек находится в состоянии стресса, чаще из-за бедности словарного запаса. На возникновение в речи слов-паразитов может влиять «мода на слова». Многие слова используют в речи оттого, что все вокруг так говорят. Сквернословие- один из видов слов-паразитов, серьезная болезнь современного разговорного языка.
Ребята, а в вашей речи присутствуют слова- паразиты? Надо постараться от них избавляться.
Итак,первое правило: «Правильное употребление слов».(крепим к вазе первый цветок).
Воспитатель: «Итак,ребята следующее правило: «умение слушать». Вы знаете, от чего зависит то, насколько мы интересны собеседнику?» Ответы детей.
Воспитатель: «Правильно от богатства нашего словарного запаса. А знаете ли вы что, различают два вида словарного запаса: активный и пассивный.
Активный словарный запас включает слова, которые человек использует в устной речи и письме. Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении или на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас обычно больше активного в несколько раз.
Почему, мы считаем, что у одного человека «бедный» язык, а у другого «богатый»? Ребята, как вы думаете, от чего это зависит? И вообще, сколько может знать человек слов?» Ответы детей.
Например, словарный запас обогащается,когда мы:
— посещаем театр, музей;
— общаемся с интеллигентными, умными людьми;
— учим иностранные языки;
— смотрим развивающие телепередачи.
Воспитатель прикрепляет на магнитную доску картинки для каждого понятия изображения (театра, музея, путешествия, книг, библиотеки, иностранный словарь).
Воспитатель: «Словарный запас растет с практически постоянной скоростью до примерно 20 лет, после чего скорость его набора уменьшается, сходя на нет к 45 годам. После этого возраста словарный запас уже практически не меняется. Во время обучения в школе подросток учит по 10 слов в день. К моменту выпуска из школы подросток в среднем знает 51 тысячу слов. За время обучения в школе словарный запас увеличивается примерно в 2.5 раза. После выпуска из школы и до достижения среднего возраста человек в среднем узнаёт 3 новых слова а день. После достижения 55 лет словарный запас начинает несколько снижаться. Это может быть связано с забыванием слов, которые не используются достаточно долго.
Воспитатель: «А сейчас, ребята, давайте перейдём к раскрытию следующего понятия «употребление волшебных слов» и поиграем в игру «Азбука красивых слов»». На доске висит наглядность. Дети по кругу называют по несколько вежливых слов.Воспитатель: «Молодцы, ребята, я хочу пожелать, чтоб нашу речь каждый день украшали эти волшебные слова».
Вот ещё один цветок мы собрали в нашу вазу – «употребление волшебных слов»». Прикрепляем к вазе цветок с надписью «употребление вежливых, волшебных слов».
Воспитатель: «Не маловажным качеством в общении и речевом этикете играет интонация. А также мы можем понять смысл сказанного. Для примера сейчас предлагаю поиграть в игру».
Воспитатель крепит наглядность к магнитной доске.
Интонация (лат. inton? «громко произношу») —совокупность характеристик предложения: тона (мелодики речи, громкости, темпа речи и её отдельных отрезков. От неё зависит яркость и выразительность речи.
Воспитатель: «Дети, и с этим заданием мы справились удачно. Ещё один волшебный цветок мы собрали в вазу». Прикрепляем к вазе цветок с надписью «интонация».
Воспитатель: «А сейчас, ребята, мы с вами разберём следующее понятие более подробно: «Культура речи». Давайте с вами разберем несколько ситуаций, которые относятся к понятию культуры речи».
(Разбор предложенных ситуаций).
Воспитатель: «Ребята, сейчас мы остановимся ещё на одном важном факторе. Как вы считаете, с чего начинается любое общение?» Ответы детей.Например: улыбка, хорошее настроение.
Воспитатель: «Всё верно, ребята. Безусловно, наше настроение влияет на речевой этикет. Я предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая помогает понять настроение собеседника».
«Важно ли уметь чувствовать своего партнера по общению: его настроение и самочувствие? Как это влияет на процесс общения? Что может поднять человеку настроение?» Ответы детей (комплимент, вежливые слова, похвала, шутка, анекдот).
Наглядность на доске (значение слова комплимент).
Комплимент (фр. compliment) – это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв.
Воспитатель: «Комплименты доставляют удовольствие и поднимают вашу самооценку. Вовремя прозвучавший комплимент может разрядить обстановку, переломить напряженную ситуацию и даже повлиять на личную жизнь и карьеру. Неудивительно, что искусство делать комплименты давно уже стало неотъемлемой частью бизнесс-культуры. Kомплимент сам по себе, какой бы он ни был точный, изящный или цветистый, не имеет никакой силы. Важна интонация,с которой вы его произнесете: она может быть проникновенной, кокетливой, непринужденной, но никогда – ироничной.
Комплимент сработает, только если вы искренне расположены к человеку. Говоря комплимент, вы должны быть по возможности честны и откровенны, ваши слова не должны содержать в себе ярко выраженной лести. Когда вы произносите искренний комплимент, вы сосредотачиваетесь на другом человеке, вы ищете в нем положительные качества, и ваше мнение о нем растет. Считается, что когда человек говорит другому приятные слова, он поднимает собственную самооценку, потому что нужна определенная доля уверенности в себе, чтобы замечать хорошее в других людях и озвучивать эти мысли. Кроме того, внимательность и умение подмечать положительные качества в других поможет вам замечать больше хорошего в вас самих».
Каждый участник получает лист бумаги А-4, на котором рисует свою ладошку (обводит контур ладошки) и подписывает ее в центре. На пальцах пишет местоимение «Ты». После этого участники по кругу передают свои ладошки, где по очереди пишут комплименты. Один участник пишет один комплимент. Когда все пять пальцев заполняются комплиментами, ладошки возвращаются хозяевам.
Воспитатель приклеивает ладошки под вазу с букетом из составляющих речевого этикета, и подводит итог, чтоб наше общение было эффективным, в первую очередь важно хорошее настроение и позитивные эмоции. Пусть ладошки будут символизировать наше хорошее дружное настроение, которое поддерживает вазу с нашим речевым этикетом.
Проблемный вопрос: «Ребята, как вы считаете, помимо чувства юмора, приятной речи, опрятности внешнего вида, что может нам помочь наладить контакт и доброжелательную беседу с собеседником?» Ответы детей.
Воспитатель: «Важно уметь входить и умение выходить из контакта, тогда, когда вы пожелаете. Повторим правила, которые важны для успешного вхождения в контакт и соблюдения речевого этикета:
1. Желательно выглядеть ухоженно, одетым со вкусом, уместно времени, погоде и мероприятию;
3. Улыбка и позитивный настрой;
5. Продумайте заранее темы, на которые можно поговорить с малознакомыми и незнакомыми людьми, помните,исключить две конфликтные темы: политика и спорт;
6. Настройтесь на то, что вы будете слушать, люди считают великолепными собеседниками тех, кто умеет их слушать;
7. Составьте свой короткий рассказ о себе, кто вы, чем занимаетесь, хобби, все те яркие моменты, которые есть в вас, и которые можно продемонстрировать, помните, важно, чтобы вас запомнили, чтобы вы выделились;
8. Беседу хорошо начинать с комплимента, но делать это нужно искренне, лесть всегда чувствуется».
Подведение итогов занятия. «Итак, подведём итоги.», «Давайте, ещё раз определим, что мы обсуждали.». Ответы детей.Воспитатель: Ребята, что уносите с собой в багаж опыта? Ответы детей по кругу. «Что на занятии было главным? Что было интересным? Что нового узнали? Чему научились? Как использовать полученные знания в жизни?»
Ритуал прощания.Воспитатель: «Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Я попрошу вас встать в круг и взяться за руки. А пока мы все вместе, давайте подумаем, что бы мы хотели подарить друг другу, что бы наша жизнь была интереснее красочнее и богаче, легче и успешнее, креативнее. Давайте по кругу скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм, уверенность в себе, радость и любовь! И так по кругу.
Сюрпризный момент. Игра «Волшебный мешочек».
Участникам предлагается достать по одной бумажке из волшебного мешочка, послание, которое написано на ней подскажет что их ждет сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время. Такие пожелания волшебным образом позитивно влияют на настроение людей, подбадривают их, придают уверенности в себе и своих силах.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Что такое дружба?» Фототчет открытого занятия в подготовительной группе на тему «Что такое дружба?».Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,.
Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Что такое школа?» Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе. Цель:Обобщать знания детей,полученные в течение года. Обучающая:Продолжать приучать.
Конспект занятия «Что такое логика?» Из опыта работы с детьми «Что такое логика?» План работы воспитателя по самообразованию — это обязательная часть организации деятельности.
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.
Конспект занятия «Что такое реклама» Рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций Задачи: • Обучающие: дать представление о рекламе и ее назначении. • Развивающие:.
Конспект занятия «Что такое Родословное дерево» Что такое родовое дерево? Дидактические задачи: 1. Дать детям понятие о родственных связях членов семьи, об их бабушках и дедушках. 2. Вызвать.
Конспект занятия для детей 4 класса «Что такое здоровье» Тема: Знакомство. Что такое здоровье? Цель: Дать детям представление о здоровье. Задачи: Учить заботиться о своём здоровье, воспитывать.
План-конспект интегрированного занятия в средней группе «Что такое осень» Слайд 1 План-конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство. Рисование».