что такое таксономические группы

Таксон

Содержание

Таксоны в биологии

Определения

С 1970-х годов окончательно утвердилось положение о том, что таксонами следует считать только монофилетические группы. [источник не указан 1043 дня]

Характеристики таксона

Три наиболее существенные характеристики таксона в современной биологической систематике суть объём, диагноз и ранг. [источник не указан 1043 дня]

Ранг таксона

В классификации «отца систематики» Карла Линнея таксоны были выстроены в следующую иерархическую структуру [источник не указан 1043 дня] :

Относительное указание рангов содержательнее абсолютного. Первое (относительное) отражает объективные представления о соподчиненности групп. Например, утверждение о том, что к семейству Aidae относятся роды Aus, Bus и Cus, по сути говорит о том, что три группы объединены в четвертую, и в принятой системе рангов речь идёт об объединении трёх родов в семейство. Второе (абсолютное) нередко отражает лишь субъективные представления о степени обособленности данной группы от других. Например, утверждение о том, что группу в составе Aus, Bus и Cus следует считать именно семейством Aidae, а не подсемейством Ainae, в отрыве от обсуждения вопроса о положении и иерархической соподчиненности этой группы в системе выглядит бессмысленным. [источник не указан 1043 дня]

Объём таксона

Объём таксона может быть объективно задан путём перечисления организмов (или таксонов более низкого ранга). Нередко объём таксона в ходе исторического развития представлений о системе той или иной группы оказывается гораздо более устойчивым, чем его ранг. Так, печёночные мхи в разных системах растений рассматривались то как семейство, то как отдел или класс (при этом менялся лишь ранг группы, но не её объём). Подобные таксоны, в отношении которых устоялись представления об объёме, но не о рангах, часто называют просто «основными группами». [источник не указан 1043 дня]

Монофилия

В некоторых группах организмов филогенетические отношения окончательно не установлены.

Теперь общепринято, что таксоны должны включать потомков и всех или нескольких предков, хотя аргументированность последнего требования всё более подвергается полемике. Естественный таксон — одна из таких групп, которые порождены в процессе эволюции. Такие группы монофилетичны. Искусственный таксон является результатом старого способа классификации (например, по кажущейся схожести, появившейся в результате эволюции несхожих организмов), то есть такие таксоны полифилетичны или парафилетичны. [источник не указан 1043 дня]

Таксоны в лингвистике

Таксоны в языковой систематике аналогичны таксонам в биологии. Примерами таксонов являются семья, ветвь, группа, язык, диалект. [источник не указан 294 дня]

В семантике таксоны — семантические элементы, с помощью которых описывается значение единиц языка. Используются в составе метаязыков и заполняют вторую валентность неоднословных терминов. [источник не указан 921 день]

Источник

Систематика органического мира

теория по биологии 🌿 введение в биологию

Таксономические категории

Наука о классификации животных и растений носит название таксономии, она определяет родственные связи между организмами. Основателем научной систематики был шведский ботаник Карл Линней, который ввел (1753) так называемую биномиальную номенклатуру, позволяющую с максимальной точностью определить положение любого животного или растения в системе. Согласно этой номенклатуре каждый вид получает двойное название: родовое и видовое. Все названия пишутся на латинском языке. Родовое имя пишется с большой буквы, видовое — с малой. Степень сходства между организмами, входящими в одну таксономическую категорию, возрастает по мере перехода к категориям более низкого ранга.

В биологической систематике объекты классифицируются с использованием системы иерархически соподчиненных таксономических категорий (вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство) и бинарной номенклатуры, разработанных К.Линнеем. С использованием этих семи таксономических категорий можно описать систематическое положение любого из известных науке видов.

Империя и Жизнь

Высшая категория в биологической систематике. Имеет одно значение — Жизнь. Объединяет два надцарства: Доядерные организмы ( прокариоты ) и Ядерные организмы ( эукариоты ).

Надцарство и Домен

Вторая категория в систематике. Существуют всего два значения: Доядерные организмы (прокариоты) и Ядерные организмы (эукариоты).

Царство

Царство — самая высокая таксономическая категория в биологической систематике, объединяющая филогенетически близкие отделы.

Тип и Отдел

Тип — один из высших рангов таксономической иерархии в зоологии. В ботанических, микологических и бактериологических классификациях ему соответствует термин отдел.

Класс

Таксономическая категория или таксон рангом ниже отдела.

Латинские названия классов, как таксонов, имеют стандартное окончание — psida.

Порядок и Отряд

Одна из основных категорий систематики, объединяющая родственные семейства растений. Латинское название порядка обычно образуют, прибавляя окончание ales к основе названия семейства. Число порядков в различных филогенетических системах неодинаково (по одной системе, все семейства цветковых растений объединяют в 94 порядка, по другой — в 78). Родственные порядки объединяют в классы. При этом промежуточными категориями могут быть надпорядок и подкласс. В систематике животных порядку соответствует Отряд.

Семейство

Семейство объединяет близкие роды, имеющие общее происхождение. Крупные семейства иногда разбивают на подсемейства. Близкие объединяют в отряды у животных, в порядки у растений, в некоторых случаях в промежуточные группы — надсемейства, подотряды. Латинские названия семейств, как таксонов, имеют стандартные окончания — aceae.

Основная надвидовая таксономическая категория, объединяющая филогенетически наиболее близкие друг другу (близкородственные) виды. Научное название рода обозначают одним латинским словом. Роды включающие всего 1 вид, называют монотипными. Роды с несколькими или многими видами часто делят на подроды, объединяющие особенно близкие между собой виды. Каждый род обязательно входит в состав какого-либо семейства, но между этими двумя таксономическими категориями нередко выделяют ещё промежуточные — трибы, группируемые в подсемейства, а последние уже в семейства.

Основная структурная единица в системе живых организмов, качественный этап их эволюции, т.е. основное таксономическое подразделение в систематике животных, растений и микроорганизмов. Вид это совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и вследствие этого дающих переходные гибридные популяции между местными формами, населяющих определённый ареал (территорию, акваторию), обладающих рядом общих морфо-физиологических признаков и типов взаимоотношений с абиотичной (косной) и биотичной (живой) средой, отделённых от других таких же групп особей практически полной неспособностью скрещиваться в природных условиях. Т.е. в современном определении понятия вида существеннейшее значение имеет практически полная репродуктивная изоляция в природных условиях (некоторые в природе абсолютно изолированные виды в искусственных условиях могут эффективно скрещиваться с другими видами). Хотя среди систематиков и сейчас существуют некоторые разногласия в определении что такое вид, но в общем согласие достигнуто.

Основными таксонами являются царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид. Каждая предыдущая группа в этом списке объединяет несколько последующих (так, семейство объединяет несколько родов и, в свою очередь, принадлежит к какому-либо отряду или порядку). По мере перехода от высшей иерархической группы к низшей степень родства возрастает. Для более детальной классификации используются вспомогательные единицы, названия которых образуются прибавлением к основным единицам приставок «над-» и «под-«, например, надцарство, подвид. Только виду можно дать относительно строгое определение, все остальные таксономические группы определяются достаточно произвольно.

что такое таксономические группы. Смотреть фото что такое таксономические группы. Смотреть картинку что такое таксономические группы. Картинка про что такое таксономические группы. Фото что такое таксономические группы

что такое таксономические группы. Смотреть фото что такое таксономические группы. Смотреть картинку что такое таксономические группы. Картинка про что такое таксономические группы. Фото что такое таксономические группы

Каждый понимает, что концентрация как процесс – увеличение количества чего-то в определённом объеме. Иными словами, это накопление, увеличение, отложение, что описано во вариантах 2), 3) и 5).

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Самый низкий ранг = наименьший ранг, то есть вид.

Вид Ваниль душистая

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Наименьший таксон – вид.

Вид Слива колючая (Тёрн)

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

3) Слоновый прыгунчик в данном задании – род, а не вид, как могло бы показаться.

Далее семейство 6) прыгунчиковые.

Затем отряд 1) прыгунчики.

Класс 5) млекопитающие.

И самый большой таксон – царство 2) животные.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Наименьший таксон здесь род, т.к вида нет: 5) Кукуруза.

Семейство: 2) Злаки, они же Злаковые.

Порядок: 4) Злакоцветные.

Класс: 3) Однодольные.

Отдел: 1) Цветковые, они же Покрытосеменные.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Все живое разделено на 2 империи: неклеточная форма жизни и клеточная форма жизни.

Клеточная, в свою очередь, делится на 2 надцарства: прокариоты, они же «

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Самым крупным таксоном будет Царство.

Вид Майник двулистный.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Самым мелким таксоном является вид.

Вид Улотрикс опоясанный

Отдел Зеленые водоросли

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Вид: 4)Гадюка обыкновенная

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

5) отряд: Бесхвостые

1) класс: Земноводные

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Вид : 4) Редька дикая

Семейство(порядок): 2) Крестоцветные

Класс: 3) Двудольные

Отдел: 5) Покрытосеменные

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

5) вид: Сосна обыкновенная

3) порядок: Сосновые

2) отдел: Голосеменные

6) царство: Растения

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Источник

Таксон

что такое таксономические группы. Смотреть фото что такое таксономические группы. Смотреть картинку что такое таксономические группы. Картинка про что такое таксономические группы. Фото что такое таксономические группы

Поскольку вирусы не считаются живыми существами, систематика вирусов выходит за рамки обсуждаемой здесь иерархии.

Содержание

Форма таксонов

Синонимы

Однако большее теоретическое значение для достоверности таксона имеют более глубокие систематические соображения по вопросу о том, какие критерии используются для определения того, какая группа живых существ образует реальный таксон, а какая нет. Наиболее важными системами в начале 21 века являются классическая и кладистическая таксономия. Следующее ниже сравнение идеально подходит для выявления различий; В биологической практике обе системы часто используются бок о бок или в комбинации.

Таксоны в классической таксономии

Правила наименования классических таксонов

Для названия подвидов используются трехчастные ( трехчленные ) имена. Они обозначают таксоны внутри вида, которые могут быть хорошо охарактеризованы и дифференцированы друг от друга, но чьи особи все еще плодовиты для скрещивания с таксонами других таксонов в пределах одного и того же вида, которые также хорошо определены. В случае трехчлена подвида название подвида, всегда в нижнем регистре, помещается после бинома вида, и, как и в случае бинома вида, трехчлен подвида полностью выделен курсивом.

Дифференциация классических таксонов

что такое таксономические группы. Смотреть фото что такое таксономические группы. Смотреть картинку что такое таксономические группы. Картинка про что такое таксономические группы. Фото что такое таксономические группы

В любом случае характерно, что не только критерий родства предков, но и четкие морфологические различия (прерывности), изменения экологической ниши, сложность анатомического плана или биоразнообразие группы используются для разграничения таксона. Из этого следует, что представители таксона в ходе своего дальнейшего эволюционного развития могут перейти в другой таксон того же ранга, как это произошло, например, с птицами, которые, как уже упоминалось, составляют равную группу рядом с рептилиями согласно классической точке зрения. И наоборот, группы, сформированные в соответствии с чисто филогенетическими критериями, которые содержат суб-таксоны, морфологически отличающиеся друг от друга, часто отвергаются с классической точки зрения; например, сводка сестринских групп птиц и крокодилов, образующих архозавров (Archosauria), отвергается как абсурдная.

Таксоны в кладистической таксономии

Примеры сестринских таксонов:

что такое таксономические группы. Смотреть фото что такое таксономические группы. Смотреть картинку что такое таксономические группы. Картинка про что такое таксономические группы. Фото что такое таксономические группы

Его сторонники считают таксономию, созданную в соответствии с кладистическими критериями, как единственный действительно научный метод описания, классификации и наименования таксонов, который, в отличие от традиционной классификации, которая рассматривается как чисто система ячеек, отражает реальную биологическую информацию. С другой стороны, такие критики, как упомянутые выше Эрнст Майр или Гейлорд Симпсон, считают кладистскую таксономию слишком нестабильной и поэтому непрактичной.

Как уже упоминалось в начале, приведенное выше сравнение двух таксономий следует рассматривать как идеализированное. В то время как в классической таксономии становится все более обычным делом создавать монофилетические таксоны, когда это возможно, и переключаться на парафилетические группы только в исключительных случаях, классические бинарные названия все еще часто используются кладистами-систематиками, по крайней мере, на уровне видов и родов. В начале 21 века еще предстоит увидеть, утвердится ли номенклатура, называемая Филокодом. Даже с более высокими таксонами парафилетические группы все еще используются, по крайней мере, неформально.

Оперативные таксономические единицы (MOTU)

Источник

Таксономия: что это такое, примеры и принципы

что такое таксономические группы. Смотреть фото что такое таксономические группы. Смотреть картинку что такое таксономические группы. Картинка про что такое таксономические группы. Фото что такое таксономические группы

Бывало ли с вами такое, что вы не просто не знаете, как решить задачу, а даже не имеете представления, как подступиться к поиску решения? Если да, вы такой не один, а избежать подобной ситуации поможет знание принципов таксономии и наша онлайн-программа «Когнитивистика», позволяющая развить мышление. Но онлайн-программа займет примерно 2 месяца, а чтение статьи – не более 10 минут. Поэтому предлагаем прочитать ее прямо сейчас. И для начала разберемся, что же такое таксономия.

Из истории вопроса

Впервые термин «таксономия» предложил в 1813 году ученый-ботаник Огюстен Пирам Декандоль. В этом году как раз вышел его научный труд Théorie élémentaire de botanique («Элементарная теория ботаники»), где он представил классификацию на основе таксонов (они же таксономические группы), объединяющих отдельные элементы на основании общих признаков [А. Candolle, 1813].

Сам термин «таксономия» происходит от греческого слова τάξις (класс, строй, порядок) и слова νόμος (закон). Другими словами, таксономия – это наука о принципах классификации сложных иерархических систем. Изначально разработанные Декандолем принципы применялись исключительно в биологии, затем стали использоваться для систематизации массивов данных в геологии, географии, лингвистике, медицине (например, таксономия возбудителя какой-либо инфекции).

К слову, в биологии принципы таксономии тоже сохранили актуальность, о чем свидетельствует книга Principles of animal taxonomy («Принципы таксономии животных») [G. Simpson. 1961]. Впервые выпущенная в 1961 году и выдержавшая несколько переизданий вплоть до 2006 года, она переведена на несколько языков, в том числе на русский [Дж. Симпсон, 2006].

В 20 веке таксономия получила дальнейшее распространение и применение в сфере образования. Так, в 1956 году профессор психологии Чикагского университета Бенджамин Блум в соавторстве с группой ученых издал первую часть книги Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals (Б. Блум «Таксономия образовательных целей: классификация образовательных целей») [В. Bloom et al., 1956].

Таксономия целей образовательного процесса стала настоящим прорывом, потому что тут впервые были сформулированы и упорядочены цели обучения как такового. Таксономия Блума определяет когнитивные, аффективные и психомоторные цели обучения. Таким образом, таксономия целей Блума помогает определить, какие нужно получить в процессе обучения знания, какие навыки наработать и как при этом учесть способности обучаемого.

Впоследствии Бенджамин Блум дорабатывал свои идеи с тем, чтобы в процессе обучения максимально раскрыть способности обучаемого и помочь сегодняшним студентам достичь высот в будущем. Его мысли нашли отражение в книге Developing Talent in Young People («Развитие талантов в молодых людях» [В. Bloom, 1985].

Таксономия Блума была положительно воспринята системой образования США и получила высокую оценку ЮНЕСКО, что нашло отражение в одном из ежеквартальных обзоров сравнительного образования UNESCO: International Bureau of Education. Заслугам Блума была посвящена отдельная статья Benjamin Bloom: 1913-1999 («Бенджамин Блум: 1913-1999) [Е. Eisner, 2000].

Учитывая столь высокую оценку разработок Блума, самое время познакомиться с ними более подробно.

Таксономия когнитивных целей

Мы уже начали говорить о том, что в таксономии Блума были сформулированы и упорядочены когнитивные, аффективные и психомоторные цели обучения в плане получения знаний и навыков. Помимо этого Блум сформулировал уровни таксономии для каждой из целей, или уровни, на которых происходит получение знания или навыка. Уровни таксономии когнитивных целей выглядят следующим образом:

Своей 6-уровневой системой Блум наглядно показал, что понимание материала является более высоким уровнем освоения, чем просто запоминание, а умение применить знания на практике – это более высокий уровень, чем простое понимание материала. Теперь рассмотрим подробнее каждый из уровней.

Знание

На этом уровне происходит запоминание изучаемого материала и его воспроизведение при проверке в каком-либо виде: устном или письменном. Как пример можно привести алфавит и таблицу умножения, изучаемые в начальной школе, слова на английском с транскрипцией и переводом, правила дорожного движения. Или хронологическую таблицу к какому-либо периоду истории, когда речь идет о простой необходимости запомнить, к примеру, дату Куликовской битвы (8 сентября 1380 года), Ледового побоища (5 апреля 1242 года), Бородинского сражения (7 сентября 1812 года) и других исторических событий.

В данном случае не подразумевается способность составить из английских слов цельное предложение или сделать анализ предпосылок исторического события. На этом уровне нужно просто запомнить определенный массив информации по тому или иному предмету. Это лишь несколько типовых примеров. Данный уровень представлен в любой науке, работе, профессии, виде творчества, потому что везде есть блок сведений, которые нужно для начала просто запомнить.

Слово «запомнить» является ключевым для этого уровня таксономии Блума наравне со словами «знать», «назвать», «перечислить». Для получения знаний и запоминания информации нужно читать, смотреть, слушать, повторять большое количество раз английские слова, таблицу умножения, правила дорожного движения и прочее. Это основные инструменты получения знания и запоминания информации. Только после этого возможен переход на следующий уровень.

Понимание

Это уже более высокий уровень. В качестве примера можно привести изложение на уроках русского языка, когда дети письменно пересказывают своими словами текст, который начитал учитель. Или решение примеров, в которых могут встретиться разные арифметические действия, и нужно понимать, в какой последовательности они выполняются. Аналогично нужно не просто знать формулы по физике и химии, а понимать, что обозначает каждая переменная в формуле и какой смысл она несет.

Данный уровень не предполагает глубокой аналитики, однако понять, что именно значит выученная информация, всегда сложнее, чем просто запомнить какой-то простой набор данных. Впрочем, для тех, кто прошел нашу программу «Когнитивистика», нет проблем ни с запоминанием первичной информации, ни с ее пониманием. Этот уровень нужно пройти в освоении любого предмета, дела, профессии, потому что без понимания внутренних процессов дальнейший прогресс и успешная деятельность, будь то учебная или профессиональная, невозможны.

Соответственно, ключевым словом данного уровня является слово «понимание» наряду со словами «постижение», «объяснение», «уточнение». Чтобы выйти на этот уровень, нужно не просто механически прочитать текст или прослушать лекцию. Для этого требуется самостоятельная работа с учебным материалом, самостоятельный поиск значения слов, терминов, переменных в формуле, различных понятий, связанных с изучаемой темой. И только тогда человек приближается к уровню, когда он сможет применить эти знания.

Применение

Применение полученных знаний не всегда предполагает какую-то коммерческую или другую практическую полезность. Контрольная в школе или университете – это одна из разновидностей применения полученных знаний. Лабораторная работа по химии или физике – это тоже применение знаний. Экзамен по правилам дорожного движения для сдачи на водительские права аналогично является применением полученных знаний ПДД. Тут нужно уметь сориентироваться, какую формулу применить для расчета, какое правило действует в том или другом случае.

Можно привести и более сложные примеры: составление бухгалтерского отчета, технического задания, каталога изданий, мануала к техническому устройству. Без этого уровня сам по себе процесс получения бухгалтерских, технических, любых других знаний не имеет ценности, потому что мы все, в конечном итоге, изучаем что-то для того, чтобы потом это «что-то» применить на практике, пусть даже просто для сдачи экзамена.

«Применение», «составление», «вычисление», «подсчет» – это ключевые слова данного уровня таксономии. Чтобы выйти на этот уровень, нужна постоянная тренировка, практика, отработка приемов, решение задач. Часто на этом уровне уже задействуется командная работа, потому что многие процессы, начиная от сложных лабораторных работ по физике и заканчивая отладкой производственных механизмов, сложно или невозможно выполнить в одиночку, без «второй пары рук». И даже если речь идет о несложных, на первый взгляд, повторяющихся процессах, начиная с определенного уровня нам всем нужен анализ.

Анализ

Анализ – это очень широкое понятие, и не всегда это нечто сложное и крупномасштабное. Обычный каменщик, выкладывающий кирпичную стену, задействует элементы анализа ситуации, чтобы стена получилась ровной. Повар, хотя и готовит по рецепту, однако всегда анализирует полученный результат и в следующий раз кладет большее или меньшее количество тех или иных ингредиентов. Водитель такси, автобуса, троллейбуса анализирует дорожную ситуацию, когда решает, успеет ли он «проскочить» на мигающий желтый или лучше остановиться.

Само собой, без анализа вообще никуда в бизнесе, маркетинге, науке, медицине, компьютерных технологиях, банковском деле. Любой протокол лечения терпит корректировки с учетом индивидуального состояния пациента. Любая заимствованная маркетинговая стратегия нуждается в адаптации под конкретный бизнес. И даже типовой проект одноэтажного домика нуждается в привязке на местности и корректировке прочности фундамента от типа почвы, устойчивости грунта, прочих факторов, которые нужно подвергнуть анализу, чтобы принять окончательное решение.

Слово «анализ» является ключевым для данного уровня, равно как и слова «сравнение», «сопоставление», «поиск», «дифференциация», «обобщение». Такие сложные процессы часто требуют не только мыслительных ресурсов, но и использования специального программного обеспечения, составления сравнительных таблиц и диаграмм, схем и черновых проектов. Все это инструменты данного уровня, с помощью которых реализуется анализ. Для многих видов деятельности анализ является высшим уровнем, который, в принципе, нужен для успешной работы. Но если вы хотите чего-то большего, чем быть рядовым сотрудником, вам необходимо освоить следующие уровни. В частности, синтез.

Синтез

Под синтезом традиционно подразумевается процесс исследования чего-либо в единстве и взаимной связи различных частей и процессов с тем, чтобы свести воедино результаты анализа. Это общее определение, справедливое для всех сфер деятельности, где нужно вырабатывать стратегию или план действий, продумывать тактику и шаги по движению к цели и в принципе видеть на пару шагов вперед. Лучше всего данный процесс представлен в бестселлере автора теории ограничений Элияху Голдратта «Цель. Процесс непрерывного совершенствования» [Э. Голдратт, 1984].

Суть теории ограничений в том, что любая система в ныне действующем виде имеет ограничения в плане роста и развития, а локальные улучшения без общего видения ситуации не приведут к положительному конечному результату. Применительно к бизнесу разросшиеся и разрозненные процессы тормозят достижение главной цели – увеличения прибыли. Применительно к системе образования растущий объем преподаваемых знаний по отдельным предметам часто заслоняет конечную цель: помочь человеку найти оптимальное применение его собственных способностей и дать ему необходимый инструментарий по достижению желаемого.

Ключевые слова данного уровня таксономии целей – это «обобщение», «группировка», «допущение», «моделирование», «реконструкция», «проектирование». Чтобы справиться со всеми этими задачи, приходится отвечать на довольно сложные вопросы. Например, «о чем говорит это явление?», «какой вывод можно сделать из этого обстоятельства?», «к чему приведет отсутствие изменений?», «что нужно изменить, чтобы достичь цели?»

Обратимся еще раз к книге Голдратта. Если производственный цех выпускает все больше и больше продукции, результат его работы считается положительным. Однако если продукцию не удается продать, происходит затоваривание и фактическое замораживание капитала в виде неликвидного товара, что вредно для бизнеса как такового [Э. Голдратт, 1984].

Подобные примеры можно найти в любых сферах. Так, если отдел маркетинга непрерывно поднимает конверсию интернет-магазина до 50, 70, 100 и более заявок в день, результаты работы отдела считаются положительными. Однако если отдел продаж может обслужить лишь 40-50 заявок в день, эти титанические усилия маркетологов совершенно бесполезны с точки зрения главной цели бизнеса – получения прибыли. Именно поэтому так важно вовремя оценить последствия разрабатываемых стратегий, тактик, планов и шагов.

Оценка

Оценка – это нечто большее, чем «хорошо» и «плохо», «положительное» и «отрицательное», «черное» и «белое». Мир как таковой всегда многополярен, поэтому не все кажущиеся очевидными оценки оказываются верными. Тут нужен и многофакторный анализ, и синтез данных, и моделирование разных концепций, и лишь когда накопится определенный массив данных, можно будет достоверно оценить последствия той или иной стратегии, плана, решения до того, как они принесут положительный или отрицательный результат.

Ключевые слова данного уровня – это «оценка», «суждение», «критика», «трактовка», «интерпретация». Классика жанра – это SWOT-анализ как метод оценки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Собственно, аббревиатура SWOT так и расшифровывается:

Это один из примеров. В разных сферах деятельности могут применяться самые разные как общие, так и узконаправленные методики оценки. В любом случае, Бенджамин Блум считает это высшим уровнем в иерархии когнитивных целей.

Итак, мы с вами разобрались, как выглядит таксономия учебных или когнитивных целей. Однако мы помним, что таксономия Блума включает еще аффективные и психомоторные цели. Поговорим теперь о них.

Таксономия психомоторных целей

Мы учимся не только физике и математике, литературе и географии, биологии и английскому языку. Мы учимся бегать и прыгать, забивать гвозди и вышивать крестиком, водить машину и играть на фортепиано. А это уже не только мыслительные процессы, но и двигательные, они же психомоторные, потому что речь идет об осмысленных и обдуманных целенаправленных движениях. И эти навыки осваиваются в некой логической последовательности.

Заметим, что у самого Блума не представлена подробная и развернутая классификация уровней психомоторных целей, как это сделано для целей когнитивных. Блум указывает, что таковые существуют, и дает им общую характеристику [В. Bloom et al., 1956]. Его теорию развили последователи. В частности, в книге Principles of animal taxonomy («Принципы таксономии животных») показано, как осваивают двигательные навыки животные [G. Simpson. 1961].

Свой вклад внесли авторы книги A taxonomy for learning, teaching, and assessing («Таксономия для обучения, преподавания и оценивания» [L. Anderson, D. Krathwohl, 2001]. Стоит упомянуть и книгу Designing a new taxonomy of educational objectives («Разработка новой таксономии образовательных целей») [R. Marzano, 2001]. Итак, как же выглядит таксономия психомоторных целей? Расскажем и приведем краткие примеры.

С психомоторными целями, думается, все понятно. И нам осталось разобрать таксономию аффективных целей.

Таксономия аффективных целей

Человек – существо социальное, и поэтому способен формировать навыки в сфере эмоций. Есть и обратный процесс, когда эмоциональные навыки формируются в процессе обучения. Например, навык концентрации внимания.

Как же выглядит таксономия аффективных целей? Следующим образом:

К слову, те дополнения, что внесли авторы книги A taxonomy for learning, teaching, and assessing («Таксономия для обучения, преподавания и оценивания», часто фигурируют в литературе как «обновленная таксономия Блума» [L. Anderson, D. Krathwohl, 2001]. Как и у Блума, там представлено 6 уровней когнитивных целей, но в несколько видоизмененной трактовке:

Как видим, 5-й и 6-й уровни «поменялись местами». И, если вчитаться внимательно, обновленная таксономия понимает под креативом примерно то, что понималось под синтезом в первоначальной версии.

На сегодняшний день принципы таксономии применяются в самых разных сферах и самых разных странах. Примеры применения принципов таксономии в сфере инвестиций в ЕС можно найти в статье Applying the EU Taxonomy to your investments, how to start? («С чего начать, применяя таксономию ЕС к вашим инвестициям?») [N. Humphreys, 2021].

Принципы таксономии применяются в экономической науке, как можно видеть из статьи Classification of Sustainable Activities: EU Taxonomy and Scientific Literature («Классификация устойчивой деятельности: таксономия ЕС и научная литература») [C. Lucarelli, 2020]. Применимы эти принципы и в российской экономике. В частности, используется «Принцип таксономии при классификации рисков воспроизводства недвижимости» [В. Сироткин, 2011].

Есть примеры использования таксономии в IT-сфере. В частности, в блоге Microsoft можно прочитать весьма интересную статью Towards a taxonomy of civic technology («Таксономия гражданских технологий») [M. Stempeck, 2016].

И, конечно же, любое великое учение всегда находит как сторонников, так и критиков. Основная критика таксономии Блума сводится к тому, что его иерархия уровней не так самоочевидна, как в естественных науках, откуда, собственно, и пришел термин «таксономия». В частности, на это указано в работе Taxonomy of educational objectives («Таксономия образовательных задач») [R. Morshead, 1964].

Мы не будем спорить, но от себя заметим, что науки потому и подразделяются на точные, естественные и гуманитарные, что точность данных и естественность выводов в гуманитарной сфере, в частности, в педагогике, отличается от понимания точности в математике и естественности в биологии.

Желаем, чтобы вы всегда находили точное решение стоящих перед вами задач!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *