что делать с малышом в три месяца

Ребенок играет: от рождения до года

МИР РЕБЕНКА

Способность видеть, слышать, чувствовать

Понимаем своего ребенка

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Время кормления
Ласковые прикосновения
Ребенку необходимо, чтобы его держали на руках и крепко обнимали, когда он ест. Поэтому вам неудобно придерживать рожок. Во время кормления оставляйте руки малыша свободными, чтобы он мог ощупывать и исследовать то, из чего ест. Пусть он ощупывает ваше лицо, глаза, нос, рот и волосы.

Время купания
Пусть купание станет частью ваших ежедневных забот о ребенке. Как правило, распорядок бывает следующим: купание, массаж, одевание, кормление и пение перед тем, как положить его спать. Постарайтесь делать необходимые дела в том порядке, который был бы удобным и для вас и для малыша.
Песни в ванной
Во время купания помогайте малышу лучше узнавать себя. Пока вы моете его, спойте песенку о разных частях его тела. Попробуйте напеть на какой-нибудь веселый мотив эти слова или придумайте свои.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Колени и пальцы, колени и пальцы.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Глазки и ушки, рот и нос.
Игра с мячом
Положите несколько цветных мячиков в детскую ванночку. Когда ребенок начнет внимательно их рассматривать и тянуться к ним руками, он узнает, как выглядят плавающие предметы и каковы они на ощупь, когда мокрые и скользкие.
Купаемся вместе
Для того чтобы сделать перерыв и приятно отдохнуть, примите теплую ванну вместе с ребенком. Придерживая малыша за спину, покачайте его взад и вперед. Ему понравятся новые ощущения. Обязательно попросите кого-нибудь из родных помочь вам вылезти из ванной. Мокрый малыш может легко выскользнуть из рук.
Время одевания
Голыш
Время от времени позволяйте ребенку побыть голышом. Положите его на клеенку или на другую моющуюся поверхность во избежание всяких неожиданностей. Без одежды малыш лучше ощущает свое тело. В это время хорошо сделать ему легкий массаж.
Упражнения после ванны
Одевая малыша, попробуйте сделать несколько упражнений. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.
Как разговаривают животные
Изобразите ребенку шепотом, как «говорят» разные животные: как мычит корова, лает собака, мяукает кошка, пищит мышка и т. д. Он начнет прислушиваться к этим необычным звукам, улыбнется и, может быть, даже расхохочется.

опубликовано 21/05/2007 13:03
обновлено 13/05/2011
— Педагогика и психология

Источник

Энциклопедия мам

что делать с малышом в три месяца. Смотреть фото что делать с малышом в три месяца. Смотреть картинку что делать с малышом в три месяца. Картинка про что делать с малышом в три месяца. Фото что делать с малышом в три месяца

Физическое развитие ребенка в 3 месяца

Какие навыки появляются и грудничков в 3 месяца, и как родители могут помочь их развитию?

К третьему месяцу малыши становятся пухлее. Активно образовывается подкожно-жировой слой, так что у крохи появляются щечки и складочки.

У младенца в первую очередь укрепляются верхние мышцы корпуса, поэтому он сначала учится держать головку и управлять ручками. Карапуз уже старается изучать новые предметы, трогая их ручками.

Исчезает часть врожденных рефлексов. Например, поисковый, хоботковый (губки вытягиваются, если дотронуться), и Бабкина (если надавить на ладошку, то у малыша рефлекторно открывается ротик). Но еще активно выражен врожденный навык сосания.

Развитие и питание по-прежнему взаимосвязаны. Продолжает формироваться пищеварительная система грудничка. Желудок становится шире и порции грудного молока, которое необходимо для насыщения, увеличиваются. Но микрофлора ЖКТ еще недостаточно сформирована, чтобы переварить, что-то кроме материнского молока или адаптированной молочной смеси. Так что прикорм вводить в три месяца нельзя.

У грудничка меняется консистенция стула, он становится более постоянным. Если малыш на естественном вскармливании, то частота стула варьируется от 1 раза в 2-3 дня, до 4-5 раз в день. Если малыш кушает только молочко и не «ходит» 2-3 дня, но при этом активен и стул после такого перерыва нормальный, то не о чем беспокоиться. Не нужно стимулировать кишечник клизмой или другими средствами.

Нормы роста и веса у ребенка в 3 месяца

В таблице приведены усредненные показатели по развитию малышей разного пола, в три месяца:

Показатель

Развитие у девочек в 3 месяца

Развитие у мальчиков в 3 месяца

Рост

Что умеет 3-х месячный ребенок

Теперь малыш может долго смотреть на окружающие предметы. Причем как подвижные, так и неподвижные. Малыш даже слегка поднимает головку, опираясь на предплечья, чтобы лучше рассмотреть, то, что ему интересно.

Отыскивает глазами источник звука, поворачивает голову на звук.

Навыки речи также развиваются, к привычным гласным звукам иногда добавляются и согласные, малыш может гулить.

Кроха в три месяца довольно эмоционален. Он радуется появлению мамы, улыбается, когда она общается с ним. При недовольстве грудничок заявляет об этом громким плачем. Он отрицательно реагирует, когда от него отходит мама, убирают понравившуюся игрушку, ему холодно или жарко, неприятно или больно.

Реагирует на яркие и музыкальные игрушки.

На практике малыш может немного отставать или опережать сверстников. Это норма.

что делать с малышом в три месяца. Смотреть фото что делать с малышом в три месяца. Смотреть картинку что делать с малышом в три месяца. Картинка про что делать с малышом в три месяца. Фото что делать с малышом в три месяца

Режим дня в 3 месяца

В этом возрасте у малыша 3 дневных сна, общей продолжительностью порядка 6 часов и длительный ночной сон с перерывами на кормления. В 3 месяца благодаря планомерным процедурам и режиму сон у малыша должен быть крепким и спокойным.

В течение суток малышу в 3 месяца требуется 4 дневных кормления и 3 ночных. Если малыш капризничает и хочет чаще прикладываться к груди возможно его что-то беспокоит или он просто соскучился по маме. В этом случае стоит просто поносить его на ручках, покачать, выложить к себе на живот. Перекармливать малыша не стоит!

Как поддерживать развитие ребенка

Так как в этом возрасте грудничок уже меньше спит, чем в первые два месяца жизни. Во время бодрствования малыша можно играть с ним в развивающие игры.

Утро лучше начать с зарядки. Осторожно делайте сгибательно-разгибательные движения для ручек и ножек. Это укрепит связки малыша. Также можно делать легкий массаж всего тела. Это улучшает кровообращение и общее самочувствие грудничка. Нужно начать с поглаживаний всего тела, легких растираний. Завершить процедуру разминанием суставов.

В три месяца можно обтирать кроху холодной водой для закаливания. Утром и вечером проводить воздушные ванны минут на 10-15. Ребенку полезно спать на свежем воздухе, так что гулять с ним нужно 2-3 раза в день.

Чтобы малыш быстрее научился переворачиваться, можно делать с ним упражнения. Когда грудничок лежит на спине, левую ножку поверните направо, как бы перекидывая ее через корпус. Повторите несколько раз, затем с другой ножкой. Это сложное движение, из-за него малышам сложно переворачиваться, так что упражнение тренирует этот навык. Чтобы малыш быстрее научился приподнимать голову лежа на животе, с опорой на предплечья рекомендуется выкладывать его на животик, раскладывая интересные игрушки. Или можно приобрести развивающий коврик.

Для улучшения хватательных навыков нужно вкладывать в ладошки разные предметы. Кроха будет изучать их ощупывая. Предметы должны быть разного размера и текстуры, чтобы стимулировать тактильную чувствительность. Можно подвесить над кроваткой подвеску со звенящими погремушками.

Во время упражнений и массажа разговаривайте с малышом, пойте песенки или потешки, называйте его по имени. Говорите внятно, с паузами, чтобы малыш смог гулить в ответ.

Подносите малыша к зеркалу, разговаривайте с ним, показывайте книжки с большими картинками. Для развития слуха нужно включать малышу классическую, современную музыку, детские песенки. Утром лучше поставить, что-то ритмичное, веселое, слушая мелодии похлопывать в ладоши. Вечером что-то спокойное, убаюкивающее.

Играть можно и во время купания. Кроха уже радуется ярким мячикам или уточкам в ванне, пытается их поймать.

Возможные проблемы

Обычно младенец на естественном вскармливании прибавляет за 4 недели от 500 до 2 килограмм. Если показатели ниже нормы, то педиатр назначат докорм молочной смесью. Конечно, в три месяца ребенок чаще отвлекается от груди, более активен, но это не причина для плохой прибавки в весе. С причинами должен разобраться врач.

Беспокойный дневной сон

В три месяца все еще идет формирование ЦНС ребенка. Он быстро устает, поэтому иногда может спать урывками по 20-30 минут. Чтобы это исправить, родители должны правильно организовать малышу режим сна и бодрствования. Малыш должен быть активным не дольше двух часов, иначе наступает перегрузка нервной системы.

В этом возрасте грудничок получает первые серьезные прививки, на которые его организм может среагировать негативно. Обычно повышается температура, появляется отечность и краснота на месте прививки. В некоторых случаях малыш может потерять аппетит, быть плаксивым. Такие изменения происходят в первые два-три дня после введения вакцины. Если у малыша очень высокая температура, появились другие тревожные симптомы, нужно немедленно обратиться к педиатру.

Источник

Что делать с малышом в три месяца

Заказывайте талоны на прием к врачу на сайте: www.talon.by ИНСТРУКЦИЯ

что делать с малышом в три месяца. Смотреть фото что делать с малышом в три месяца. Смотреть картинку что делать с малышом в три месяца. Картинка про что делать с малышом в три месяца. Фото что делать с малышом в три месяца

что делать с малышом в три месяца. Смотреть фото что делать с малышом в три месяца. Смотреть картинку что делать с малышом в три месяца. Картинка про что делать с малышом в три месяца. Фото что делать с малышом в три месяца

что делать с малышом в три месяца. Смотреть фото что делать с малышом в три месяца. Смотреть картинку что делать с малышом в три месяца. Картинка про что делать с малышом в три месяца. Фото что делать с малышом в три месяца

Развитие ребенка в 3 месяца

Развитие 3 месячного ребенка

К окончанию 3-го месяца жизни малыша он должен уметь:

— лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;

— провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см.

Возможно, также, ваш малыш будет уметь:

— смеяться и визжать от восторга;

— лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;

— твердо держать голову в вертикальном положении;

— лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;

— держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

— переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;

— произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания.

Режим дня 3 месячного ребенка

К трем месяцам большинство детей устанавливают для себя достаточно строгий дневной режим. Обычно это происходит так: ребенок просыпается примерно в одно и то же время каждое утро, ест, бодрствует какое-то время, засыпает, просыпается для полдника, за которым следует очередной сон, ест, а затем в течение второй половины дня достаточно долго бодрствует и заканчивает день едой и сном. Если сон продолжается до того времени, когда родители сами собираются ложиться спать, его можно разбудить примерно в 11 вечера и покормить. Затем ребенок может проспать до раннего утра, ведь дети в таком возрасте уже способны спать непрерывно по 6 часов, а иногда и больше.

Однако многие дети не приспосабливаются к какому-либо расписанию даже по прошествии 3 месяцев. Тогда вы можете попытаться сделать его жизнь более организованной. Купание, кормление и сон должны каждый день происходить примерно в одно и то же время. Попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями, поговорив с ребенком или поиграв с ним, прежде чем дать ему грудь или бутылочку. Его частые требования пищи могут быть скорее связаны со скукой: он уже не новорожденный и потому нуждается в более активном поведении.

Ночное кормление 3х месячного ребенка

Хотя некоторые дети к 3 месяцам уже не нуждаются в ночных кормлениях, большинство трехмесячных малышей, особенно те, кого кормят грудью, все еще требуют кормления 1-2 раза в течение ночи. Хотя ваш ребенок пока имеет полное право на одно кормление среди ночи, он не должен есть за ночь несколько раз. Вам нужно постепенно сокращать количество ночных кормлений и приучать его спать всю ночь. Вот как это можно сделать.

Увеличьте количество пищи, которую даете ему перед сном. Многие сонные дети засыпают до того, как они полностью наелись; помогите ему выпустить воздух, покачайте его или используйте еще какой-либо способ, чтобы разбудить, после чего продолжите кормление и кормите до тех пор, пока не почувствуете, что он съел достаточно.

Убедитесь в том, что ваш ребенок получает достаточно пищи в течение дня. Если это не так, то он может использовать ночные кормления для того, чтобы набрать недостающие калории. В таком случае обдумайте возможность более частых дневных кормлений в течение дня. Однако помните о том, что если некоторых детей кормить в течение дня через каждые пару часов, то у них вырабатывается привычка заявлять о себе круглосуточно.

Если ребенок просыпается и требует еду каждые 2 часа, попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями. Не торопитесь давать ребенку еду по первому требованию, дайте ему шанс заснуть самостоятельно. Если он не заснет и хныканье перейдет в плач и крики, попытайтесь успокоить его не беря на руки, каким-либо способом. Если плач не прекратится в течение 15 минут, то возьмите его на руки, укачайте, приласкайте. Если вы кормите грудью, то успокаивающая тактика будет иметь больше шансов на успех, если вас сменит отец ребенка; совсем не просто отвлечь от еды грудного младенца, который видит и чувствует близость источника молока. Не включайте в комнате свет, избегайте громких разговоров или других источников возбуждения.

Развивающие занятия с 3 месячным ребенком

В любом случае, родителям не стоит паниковать, ведь квалифицированные специалисты всегда готовы оказать помощь, а здоровый, красивый и жизнерадостный малыш доставляет педиатру положительных эмоций не меньше, чем родителям.

Источник

Развитие ребенка в первые три месяца жизни

что делать с малышом в три месяца. Смотреть фото что делать с малышом в три месяца. Смотреть картинку что делать с малышом в три месяца. Картинка про что делать с малышом в три месяца. Фото что делать с малышом в три месяца

Каждый родитель желает знать, каким будет его ребенок. Часто мамы задают вопрос: «А когда мой малыш будет держать голову», «а что он сейчас видит?». Предлагаем вам поговорить об этом. В данной статье мы обсудим развитие ребенка с рождения и до трех месяцев.

Однозначного мнения о временных сроках новорожденности нет. Большинство мнений сходится на том, что период новорожденности длится 28 дней, но некоторые авторы считают, что этот период заканчивается только в начале второго месяца жизни. И сменяется периодом младенчества. [3]

Новорожденный ребенок по многим параметрам сильно отличается от взрослого человека. Голова младенца большая относительно тела, а ручки и ножки наоборот короткие. Если потрогать голову, можно найти роднички – большой, малые и боковые. Мускулатура недостаточно развита, кожа тонкая и нежная. Ребенок после рождения стремиться принять внутриутробное положение, свернуться калачиком, согнуть ручки, ножки и подтянуть их к телу. У малышей выражен гипертонус, поэтому распрямить кроху бывает довольно сложно. К моменту рождения нервная система и мозг сформированы, но незрелы.

Ребенок рождается совершенно несамостоятельным и полностью зависит от взрослого.

Поведение новорожденного строится в первую очередь на рефлексах.

Это рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма – дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д.

Кроме того, можно выделить такие важные безусловные рефлексы как:

1. Пищевое и лабиринтное сосредоточение. Пищевое сосредоточение выступает в форме сосания, лабиринтное – проявляется во время укачивания. Это одни из самых сильных рефлексов. [3] Т.е., чтобы ребенка успокоить, можно просто приложить его к материнской груди и покачать.

2. Пищевые рефлексы: поисковый, сосательный, глотательный. Попробуйте прикоснуться к уголкам губ ребенка, к его щекам и вы увидите, как он начинает искать грудь, вытягивая губки, а затем захватывает сосок и начинает совершать сосательные движения.

3. Защитные, оборонительные рефлексы. К ним относится рефлекс Пейпера или зрачковый рефлекс – на яркий свет или хлопок над головой, ребенок закрывает глаза или поворачивает головку к свету, звуку, а также рефлекс Моро – если голове ребенка придать некоторое ускорение, например, слегка ударить по подушке под головой, то ребенок быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы. Кроме того, каждый новорожденный ребенок отдергивает конечности на болевые раздражители. [6]

4. Ориентировочные рефлексы со зрительного и слухового анализаторов – зрение и слух. [3]

5. Рефлексы-атавизмы. К ним относится атавистический обезьяний рефлекс или цеплятельный, хватательный рефлекс, рефлекс Робинсона. Рефлекс отталкивания (если к ножкам малыша поставить опору, например, книгу, то он может немного проползти), шагательный, плавательный рефлексы. Например, в первые 3 недели, если ребенка взять под мышки, он делает шагательные движения, а если положить его в воду на животик, то плавательные. К 3 месяцам они исчезают. [3] Рефлекс задержки дыхания, например, используют в своей практике инструкторы по раннему детскому плаванью.

Кроме этих рефлексов, существует множество других, которые управляют поведением новорожденного. Безусловные рефлексы не закрепляются в поведении ребенка, они постепенно угасают. На смену им приходят условные рефлексы. [5] Первые условные рефлексы родители могут отмечать уже на 9 день жизни ребенка. Например, рефлекс на положение под грудью. [6]

Наиболее развитой у ребенка сразу после рождения является кожная чувствительность. Он реагирует на прикосновения, на различие температуры. Наиболее чувствительны губы, ладони и лоб ребенка. У новорожденного малыша также достаточно развита вкусовая и обонятельная чувствительность. Зрение и слух же к моменту рождения оказываются незрелыми. В первые дни после рождения ребенок может не реагировать даже на громкие звуки. Однако уже на 2-3 неделе жизни ребенка можно заметить первые реакции на звук. Малыш как бы замирает при громком звуке. На 3-4 неделе такая же реакция возникает на человеческий голос. И уже на 2 месяце жизни у ребенка развивается способность выделять из всех звуков человеческий голос. Например, ласковый голос мамы действует на малыша успокаивающе. [5]

Зрение у новорожденного развито слабо. Интенсивное развитие происходит как раз после рождения.

После 6 дней жизни ребенок начинает следить за движущимися предметами. Уже на первой-второй неделе он может поворачивать головку за медленно движущимся объектом, который находится от ребенка на расстоянии 20-30 см. Это как раз расстояние, позволяющее рассматривать и изучать лицо матери во время кормления грудью. На 2-3 неделе дети начинают пытаться присматриваться к предметам. На 3-5 неделе ребенок замирает и задерживает взгляд на предмете. С 4 недель ребенок может следить за предметом на расстоянии 1-1,5 м., а к 2 месяцам – на расстоянии 2-4 м. [6] Цвета ребенок различает еще очень плохо. Есть исследования, которые говорят, что дети в большей степени реагируют на оранжевый, белый, красный и зеленый цвета. По мере роста ребенка зрение развивается и улучшается [3] Движения новорожденного хаотичны. Развитие органов чувств опережает моторику. Так, например, в возрасте 1 месяца, если ребенка положить на живот, он может приподнять подбородок. К 2 месяцам он пытается приподнять головку, держит ее, пытается поднимать грудь. [3] Малыши, приобретая новый навык, стараются развивать его, пробуя повторить снова и снова.

Часто нас спрашивают – есть ли у новорожденных детей эмоции? Конечно же есть! С помощью эмоций ребенок осуществляет связь с внешним миром.

Малыш довольно часто попадает в состояние дискомфорта – это может быть все, что угодно: смена подгузника; мама не отреагировала на беспокойство сразу и не взяла сразу на ручки, не приложила к груди; сборы на прогулку; чистка носа и т.д. А реагирует ребенок на любой дискомфорт плачем. Отрицательные эмоции преобладают на первом месяце жизни. [5] Они же могут сопровождать скачок роста и возрастной кризис.

Однако, уже в первые часы после рождения у ребенка можно увидеть некое подобие улыбки. Она появляется как во сне, так и в минуты бодрствования. Улыбка может возникать в первую неделю жизни. Но первые улыбки – это обычно просто гримаса. А вот уже в начале 2 месяца у малыша появляется настоящая улыбка, обращенная ко взрослому.

Улыбка влечет за собой целый комплекс оживления. Появление улыбки можно назвать важным этапом в развитии малыша. При «комплексе оживления» снижается гипертонус мышц Цеплятельный безусловный рефлектор исчезает. Комплекс оживления – это не только улыбка, но и движения всего тела, учащение дыхания, голосовые реакции, моргание. [3] «Комплекс оживления» многие ученые называют поведением, т.к. ребенок выделяет лицо и радуется, все его поведение направлено на общение. [4]

Именно появление «комплекса оживления» многие ученые считают той границей, которая определяет наступление возраста младенчества, который длится до одного года.

Л.С.Выготский пишет об этом так: «Мы – единство матери и ребенка» [2] Это означает, сам по себе младенец беспомощен. Все потребности ребенка удовлетворяются взрослым.

Отдельно хочется рассмотреть вопрос сна новорожденных, который очень волнует многих родителей. Л.С. Выготский пишет: «Сон у новорожденного поверхностный, прерывистый, беспокойный. Во сне он производит много импульсивных движений, иногда даже ест, не просыпаясь. Может спать с полузакрытыми глазами. Спит примерно 80% суток, а взрослый – 20%. Общее состояние – это дремотное состояние с кратковременным сном и кратковременным бодрствованием.» [1] Действительно, часто в нашей практике мы часто видим деток, которые самостоятельно спят недолго. Сон без мамы тревожный и прерывистый. Зато у груди или на руках у мамы сон становится крепче и продолжительнее. Для новорожденных характерны короткие периоды бодрствания, сменяющиеся непродолжительным сном. Так же замечено, что малыши прекрасно отдыхают, посасывая грудь. Совмещать кормление и отдых – отличный вариант как для ребенка, так и для мамы. Ребенка в этом возрасте невозможно избаловать руками, по сути для него продолжается период донашивания. Кроме того, для многих родителей выходом становится совместный сон с ребенком. Подробнее о сне новорожденного вы можете почитать в данной статье или пообщаться с консультантом по сну лично.

Развитие предметных действий в младенческом возрасте

ВозрастСенсорные и моторные акты
1 мес.Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание; слуховое сосредоточение; прекращение или изменение характера плача как реакция на голос взрослого
2 мес.Слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой; слуховое сосредоточение
3 мес.Плавно следит за игрушкой во всех направлениях; поворот головы и глаз к источнику звука; направляет руку к объекту

Развитие двигательной сферы на первом году жизни

ВозрастДвигательные функции
1 мес.Лежа на животе – кратковременно приподнимает голову
2 мес.Лежа на животе – удерживает голову, в вертикальном положении – непостоянно
3 мес.Лежа на животе – опирается на согнутые под острым углом предплечья; в вертикальном положении хорошо удерживает голову

Развитие общения и речи на первом году жизни

ВозрастРазвитие коммуникации со взрослым на первом году жизниГолосовые реакции
1 мес.Просыпается голодный и мокрый; быстро засыпает; ротовое внимание при общенииКрик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом
2 мес.Четкий ритм сна и бодрствования; сытый и сухой засыпает не сразу, спокойное бодрствование; улыбка при общении со взрослымКрик интонационно выразительный; начальное гуление (гукание)
3 мес.Активное бодрствование; комплекс оживления при общенииКрик с отчетливыми интонациями; певучее гуление. Появляются звуки радости и смеха.

Короткова Алена, клинический психолог, консультант по грудному вскармливанию

Литература:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *