что такое табориты в истории
Табориты
Полезное
Смотреть что такое «Табориты» в других словарях:
ТАБОРИТЫ — (от собств. им. крепости). Строго верующие гусситы, в противоположность каликстинцам, политическая партия демократического характера. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАБОРИТЫ по имени укрепленного… … Словарь иностранных слов русского языка
ТАБОРИТЫ — (от названия г. Табор) в Чехии революционное крыло гуситов. Программа Двенадцать пражских статей 1420. В 1421 умеренные табориты расправились с левыми пикартами. Табориты создали боевое войско, разработали военную тактику. После поражения у Липан … Большой Энциклопедический словарь
ТАБОРИТЫ — ТАБОРИТЫ, таборитов, ед. таборит, таборита, муж. (ист.). Последователи левого, демократического крыла гуситского движения. (По названию селения Табор в Чехии.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Табориты — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Религиозное движение таборитов радикальное крыло гуситов. Гора Табор (по аналогии с горой … Википедия
табориты — (от названия г. Табор), в Чехии радикальное крыло гуситов. Программа Двенадцать пражских статей 1420. В 1421 умеренные табориты расправились с левыми пикартами. Табориты создали боевое войско, разработали военную тактику. После поражения у… … Энциклопедический словарь
Табориты — Христианская ересь позднего средневековья. Представляет из себя радикально демократическое крыло гуситов. Социальную основу общины, разместившейся на горе Табор в Южной Чехии (откуда и название движения) составляли крестьяне, городская беднота,… … Религиозные термины
Табориты — представители революционного антифеодального крыла Гуситского революционного движения (См. Гуситское революционное движение). К «общине таборской» (отсюда название Т.) принадлежали разнородные социальные элементы широкие слои крестьянства … Большая советская энциклопедия
ТАБОРИТЫ — представители революц. антифеод, крыла Гуситского революционного движения. Хотя к общине таборской (как они себя называли, отсюда Т.) принадлежали разнородные социальные элементы широкие слои крестьянства, гор. беднота, низшее духовенство, часть… … Советская историческая энциклопедия
Табориты — см. Гуситы … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
табориты — табор иты, ов, ед. ч. р ит, а … Русский орфографический словарь
ТАБОРИТЫ
Если религиозные убеждения таборитов и не были лишь формой, в которую вылились политические и социальные элементы, то во всяком случае социальное и национальное чувство играло у них весьма важную роль.
Чехи страдали от иноземного порабощения; многие из вожаков гуситов считали себя прямо мстителями «за оскорбление языка чешского и славянского». В политическом отношении табориты особенно стремились к уничтожению королевской власти и все свои нападки направили на короля Сигизмунда, которого еще на сейме в Чеславе называли гонителем священных прав народа, врагом чешского языка и веры. «Да ведает каждый немец, чех и латинянин, говорил Сигизмунд,— что я с нетерпением жду того времени, когда смогу утопить всех виклефистов и гуситов».
Идеалом таборитов была демократическая республика. Они отрицали всякую иерархию, как духовную, так и светскую. Основой их общественной организации была община, причем у них строго различались общины военные и семейные; обязанностью первых было исключительное занятие военным делом, вторых — ремесла, сельское хозяйство и доставление всего необходимого для войны.
Табориты стремились к уничтожению господства немцев и к установлению полной самостоятельности и независимости чешского элемента. Низший класс чешского народа крестьяне, мелкие мещане, составившие главный контингент таборитов,— были пропитаны ненавистью к католическому духовенству, которое, проповедуя милосердие и любовь к ближнему, эксплуатировало этого «ближнего» немилосердно.
Духовенство жило в роскоши и богатстве, а народ был обложен большими податями и налогами. Пражскому архиепископству, например, принадлежало до 900 сел и много городов, из которых иные равнялись по величине и благосостоянию городам королевским. Привилегии духовенства достигли таких размеров, что даже короли подумывали об их ограничении.
Неудивительно, что при первом призыве со стороны вожаков радикальных таборитов массы народа двинулись на гору Табор — главный оплот таборитов.
Никакие угрозы со стороны властей и господ не могли удержать этого движения. Многие бросали свое имущество или продавали его за бесценок, сжигали свои дома, расторгали общественные и семейные связи.
Угнетенный народ находил утешение в новом учении, основанном исключительно на Священном Писании. Ему говорили на родном языке об евангельской простоте и любви, о равенстве, о братстве. Религия в этой форме переставала быть для народа непонятным абстрактным учением, а делалась реальным воплощением божественной любви и милосердия.
«Чаша», около которой главным образом вращалась религиозная борьба католицизма и гуситов, являлась для угнетенных низших классов чешского народа символом братского единения и равенства в будущем.
Вандализм, с которым табориты разрушали храмы и их украшения, уничтожали картины и т.п., объясняется тем, что им ненавистны были покровители искусства духовенство, бароны, богатые горожане,— да и самое искусство казалось им грехом и развратом. С той же точки зрения они осуждали светскую науку, латынь, пышность при богослужении.
Новые идеалы свои во время своих собраний на горе Табор они воплощали, по словам источников, следующим образом. Приходящие со знаменами толпы на Табор встречались с воодушевлением. Всякий приходящий, безразлично, к какому бы классу он ни принадлежал, считался братом или сестрой. До обеда священники поочередно исполняли разные обязанности — проповедовали, исповедовали, причащали под обоими видами. В полдень все сообща совершали братскую трапезу; съестные припасы, приносимые гостями, делились поровну между всеми. Различия между моим и твоим не существовало. Всякие увеселения были изгнаны; соблюдалась полная нравственная чистота. Остаток дня проходил в беседах о лучшей жизни.
Некоторые авторы склонны приписывать таборитам определенные коммунистические воззрения; но от братской любви и взаимопомощи до коммунизма как организации еще очень далеко. Контраст между жизнью на Таборе и тяжкой домашней обстановкой создавал мечты, к реализации которых табориты в действительности не стремились.
Мечты таборитов, не находя подходящей почвы, скоро потерпели крушение. В 1452 король Йиржи Подебрад совершенно уничтожил их самостоятельное существование как партии религиозной и политической. Их учение пустило, однако, глубокие корни в чешском народе. До известной степени прямыми продолжателями его явились «чешские братья», деятельность которых, в противоположность таборитов, отличалась полным спокойствием и миролюбием.
Источники:
П. Васильев, Причины и характер чешского религиозного движения, ЖМНП, 1876, ч. 186, стр. 90-125, 234-280; Иван Пальмов, Вопрос о чаше, СПб., 1881; статья С.А. Венгерова в «Вестнике Европы» за 1882.
Табориты
Содержание
Идейная основа
Движение было насквозь пропитано политическими и социальными элементами. Если религиозные убеждения таборитов и не были лишь формой, в которую вылились эти элементы, то во всяком случае социальное и национальное чувство играло у них весьма важную роль. Чехи страдали от немецкой экспансии, связанной с влиянием католической церкви. Многие из вожаков гуситов считали себя мстителями «за оскорбление языка чешского и славянского». В политическом отношении табориты особенно стремились к уничтожению королевской власти и все свои нападки направили на короля Сигизмунда, которого ещё на сейме в Чаславе называли гонителем священных прав народа, врагом чешского языка и веры. «Да ведает каждый немец, чех и латинянин, — говорил Сигизмунд, — что я с нетерпением жду того времени, когда смогу утопить всех виклефистов и гуситов». Идеалом таборитов была демократическая республика. Они отрицали всякую иерархию, как духовную, так и светскую. Основой их общественной организации была община, причём у них строго различались общины военные и семейные. Обязанностью первых было исключительное занятие военным делом, вторых — ремесла, сельское хозяйство и доставление всего необходимого для войны. Табориты стремились к уничтожению господства немцев и к установлению полной самостоятельности и независимости чешского элемента.
Социальная основа
Практика
Свои идеалы во время собраний на горе Таборе они воплощали следующим образом: приходящие со знамёнами толпы на Табор встречались с одушевлением. Всякий приходящий, безразлично, к какому бы классу он ни принадлежал, считался братом или сестрой. До обеда священники поочерёдно исполняли разные обязанности — проповедовали, исповедовали, причащали под обоими видами. В полдень все сообща совершали братскую трапезу. Съестные припасы, приносимые гостями, делились поровну между всеми. Различия между моим и твоим не существовало. Всякие увеселения были изгнаны; соблюдалась полная нравственная чистота. Остаток дня проходил в беседах о лучшей жизни. Некоторые авторы склонны приписывать таборитам определённые коммунистические воззрения. Но от братской любви и взаимопомощи до коммунизма как организации ещё очень далеко. Контраст между жизнью на Таборе и тяжкой домашней обстановкой создавал мечты, к реализации которых табориты в действительности не стремились. Если к указанным чертам таборитского движения прибавить ещё целую массу гуманных требований, которые они поставили на своём знамени, как, например, веротерпимость, уничтожение смертной казни и т. п., придётся удивиться этому необыкновенному явлению среди почти общего мрака невежества, царившего тогда в Европе. Мечты таборитов, не находя подходящей почвы, скоро потерпели крушение.
Хронология
В ходе развертывания вооруженной борьбы радикальные гуситы не имели преимущества в Праге и нуждались в собственной укрепленной базе. В начале 1420 гуситский гетман Петр Громада нашел подходящее место — гору Табор в южной Богемии, и сообщил об этом лидеру радикалов Яну Жижке. Вскоре в лагере собралось множество людей, часть из которых пришла с семьями. Так был основан город Табор.
В течение 1420 года табориты действуя самостоятельно и совместно с умеренными добились военной победы над католическими силами, организовавшими первый крестовый поход против гуситов. Это оформило таборитов как основу военной силы Чехии.
К 1421 году Жижка становится признанным лидером таборитов. В ходе внутренней борьбы было уничтожено крайне левое крыло — пикарты, вместе с их вождями (Мартин Гуска,Петр Каниш, Мартин Локвис и др.).
В 1423-24 гг. Жижка разошелся с руководством умеренных гуситов и основал Новый Табор в Кралов Градец. После его смерти его войска стали носить прозвище «сиротки» и в случае военных акций действовали совместно с таборитами, забыв о идеологических разногласиях.
Противоречия таборитов с умеренными гуситами (утраквисты, чашники) привели к открытой войне между ними. В ряде битв (1423, 1424) чашники были разбиты.
В 1433 сложилась ситуация, когда непосредственная внешняя угроза была снята чередой побед гуситов, переговоры по достижению компромисса между таборитами и базельским собором провалились, население устало от войны и экономической блокады. В этой ситуации умеренное крыло гуситов, чашники, пошли на уступки (Пражские компактаты) и достигли соглашения с католической церковью. Это встретило сопротивление таборитов. Противостояние закончилось 30 мая 1434, когда табориты потерпели поражение от объединённых сил чашников и католиков в сражении при Липанах. Отдельные отряды таборитов действовали до 1437, когда пала их последняя крепость Сион.
Учение таборитов, однако, пустило глубокие корни в чешском народе. До известной степени прямыми продолжателями его явились «чешские братья», деятельность которых в противоположность таборитам отличалась полным спокойствием и миролюбием.
Табориты и их учение
Сожжение Яна Гуса в 1415 г. дало толчок антикатолическому движению гуситов в Богемии. Более радикальная часть гуситов – табориты – сделала своим центром хорошо защищенный городок близ Праги, который они по имени библейской горы называли Табор (Фавор). Сюда стекались проповедники из еретических сект всей Европы: иоахимиты (последователи средневекового мистика Иоахима Флорского), вальденсы, беггарды. Среди таборитов были широко распространены хилиастические и социалистические учения. Были и попытки практического их осуществления.
Приведем краткую характеристику взглядов таборитов на основании сочинений их современников: будущего папы Энея Сильвия Пикколомини, Пшибрама, Вавржинеца, (Лаврентия из Бжезина).
Табориты считали, что в 1420 г. наступит конец мира – consumatio saeculi. Однако этот термин выражает лишь конец «старого мира», «господства зла». Произойдет немедленное устранение всех «злых». Наступит «день мщения и год возмездия», во время которого, по мнению таборитов:
«должно всех возвышенных и властвующих согнуть, как ветви деревьев, и срубить, сжечь в печи, как солому, не оставив ни корней, ни отростков, измолотить, как снопы, кровь из них выцедить, скорпионами, змеями и дикими зверями их истребить, смерти предать.
«Отменяется» и прекращается Христов закон милосердия, «поскольку его разумение и письменные положения во многих случаях противоречат указанным выше суждениям».
Наоборот, надо действовать «ревностно, жестоко и справедливым возмездием».
Необходимо, чтобы «каждый, верный омывал руки в крови врагов Христа».
Кто воспрепятствует пролитию крови недругов Христа, будет проклят и наказан так же, как и они. Все крестьяне, не присоединившиеся к таборитам, «сами вместе со своим имуществом должны быть уничтожены».
Установится Царство Божие на земле – но не для всех, а только для «избранных». «Зло» не устранится из мира, но будет подчинено «добрым». Все верные (т. е. сторонники учения таборитов) должны сосредоточиться в пяти городах, тому же, что вне этих городов, не будет пощады при Cтрашном суде. Из этих городов табориты должны править всей землей, а те города, которые будут им сопротивляться, «разрушать и сжигать, как Содом».
В частности, «в году мщения город Прага должен быть разрушен и сожжен верными, как Вавилон».
Согласно учению таборитов, закончится этот период пришествием Христа. Тогда «избранники Божии будут с Господом Богом видимо и ощутимо тысячу лет царствовать».
Когда Христос с ангелами спустятся на землю, тогда воскреснут праведники, умершие за Христа, и вместе с ним начнут судить грешников. Жены будут зачинать, не зная мужчин, и рожать без мук. Никто не будет ни сеять, ни жать.
«Никаких плодов уже не будет потребляться».
Проповедники таборитов призывали «ничего не делать, деревья ломать, а дома, церкви и монастыри разрушать».
«Все установления и людские решения должны быть отменены, так как всех их не создал Отец Небесный».
Табориты учили – что существующая «церковь еретическая и неправедная и что у нее все богатство должно быть отнято и отдано мирянам».
«Дома священников, все церковное имущество должно быть уничтожено, церкви, алтари и монастыри разрушены».
«Церковные колокола табориты снимали и разбивали, а затем продавали на чужбину. Церковную утварь, подсвечники, золото и серебро разбивали».
«Алтари везде разбили, Святые Дары из них выбросили, храмы Божии оскверняли, превращая их в хлевы и конюшни».
«Святые Дары топтали ногами».
«Кровь Христову выливали, чаши крали и продавали».
Один из проповедников-таборитов говорил, что «предпочел бы дьяволу молится, чем преклонить колена перед Святым причастием».
«Великое множество священников убили, сожгли и погубили, и не было для них ничего радостнее, чем схватить кого-нибудь, чтобы убить».
Любимой песней таборитов было: «А ну-ка, монахи, попрыгайте».
Когда начнется царство праведников, «не нужно будет, чтобы один другого учил. Не нужно будет ни книг, ни письменности, и вся мирская мудрость погибнет».
В монастырях табориты неизменно уничтожали библиотеки.
«У врагов Божиих все имущество должно быть отнято и сожжено или уничтожено».
«Этой зимой и летом проповедники и старшие гетманы таборитов настойчиво одурачивали крестьян, чтобы они ссыпали деньги в кадки». Таким образом, были обобществлены деньги в общине. Были выделены «смотрители за кадками», которые следили за неукоснительной сдачей денег и распределяли общественные средства.
«В Городище или Таборе нет ничего моего или твоего, а все вместе одинаково пользуются: у всех все должно быть общим, и никто не должен ничего иметь отдельно, тот, кто имеет отдельно, тот грешит».
Один из пунктов учения таборитов гласил: «Никто не должен ничем владеть, но все должно быть общим».
Таборитские проповедники учили: «Все будет общим, в том числе и жены: будут свободные сыновья и дочери Божии, и не будет брака как союза двух – мужа и жены».
Бегград из Бельгии основал среди таборитов секту адамитов, которая обосновалась на островке на р. Лужнице. Сам он называл себя Адамом и сыном Божиим, призванным воскресить мертвых и осуществить предначертания Апокалипсиса. Адамиты считали себя воплощением вездесущего Бога. Скоро, учили они, кровь затопит мир по уздечку коня. Они в этой земле – коса Божия, они посланы для отмщения и уничтожения всей скверны на земле. Прощение – грех. Члены этой секты таборитов убивали всех подряд, по ночам сжигали села, города и людей, ссылаясь на то, что в Библии сказано: «В полночь раздался крик». Так, в городе Прчице они «перебили всех людей – молодых и старых, а городок сожгли».
На собраниях адамиты ходили без одежды, считая, что только так они становятся чистыми. Брака у них не было – каждый мог выбирать женщин, как вздумается. Стоило кому-либо сказать: «для этой дух мой воспламенился» – и Адам благословлял их: «Ступайте, плодитесь, размножайтесь и населяйте землю». По другим источникам у них господствовало ничем не ограниченное смешение полов.
«Небо они называют крышей и говорят, что нет Бога на земле, как нет и чертей в аду».
По приказу Яна Жижки адамиты были истреблены более умеренно настроенными таборитами.
Долгое время рассказы об адамитах (как и многие сведения о таборитах) считались выдумкой их врагов. Начало такому взгляду положил французский просветитель, гугенот Исаак де Бособр, а в наиболее крайней форме он выражен в книгах марксистского чешского историка Мацека. Однако уже Энгельс отметил:
«Любопытный факт: в каждом крупном революционном движении вопрос о «свободной любви» выступает на передний план».
Интересно, что недавно вопрос о таборитах-адамитах подвергся обстоятельному критическому разбору со стороны марксистских же историков Е. Вернера и Эрбштоссера. Они показали существование давней традиции «адамитства», культа имени Адама, в движении «Братьев свободного духа». Сведения о богемских «адамитах», если учесть естественные искажения, объясняющиеся замкнутым, эзотерическим характером их учения, вполне согласуются с картиной общеевропейского движения «свободных духов».
Например, Мацек считает «верхом грязной клеветы» на учение таборитов приведенное нами выше место из «Старой летописи»: «Все будет общим, в том числе и жены. » По его мнению, это высказывание опровергается другим местом у Пшибрама, где говорится, что в Таборе запрещалась близость между мужем и женой: «если же увидят или проведают о встречах супругов, их избивали до смерти, иных бросали в реку». Однако именно оба эти места вполне согласуются с традицией «свободных духов», проповедовавших неограниченную сексуальную свободу и в то же время – греховность брака, что, например, имело место в группе «Homines intelligentales», действовавшей в Брюсселе почти одновременно с чешским адамитами.
Император и папа призвали к крестовому походу против таборитов, но те не только разбили крестоносцев, но и перенесли войну в соседние страны. Их набеги, получившие в гуситской традиции название «Прекрасных походов», производились ежегодно в 1427-1434 гг. Некоторые страны табориты опустошали, унося с собой добычу, в других, например, в Силезии, оставляли гарнизоны. В одной песне того времени говорится:
«Мейсен и Саксония погублены, Силезия и Лужицы в развалинах, Бавария превращена в пустыню, Австрия разорена, Моравия истощена, Богемия перевернута вверх дном».
Отряды таборитов доходили до Балтийского моря, до стен Вены, Лейпцига и Берлина, им уплатил контрибуцию Нюренберг. Чехия была разорена. В «Хронике старого коллегиата» говорится:
«ведь в вышеуказанных походных войсках были по большей части чужеземцы, не чувствовавшие никакой любви к королевству».
«на их совести пожары, грабежи, убийства, насилия».
Но и вся Центральная Европа в ходе гуситских войн подвергалась страшному опустошению. Папа вынужден был пойти на уступки. На Базельском соборе в 1433 г. было достигнуто соглашение с гуситами, в результате которого они возвращались в католическую церковь. Но табориты – наиболее радикальная часть гуситов – не признала соглашения и была уничтожена в бою под Липанами в 1434 г.
Во время войн 1419-1434 гг. гуситы не только разоряли соседние страны – они несли туда свои хилиастические и социалистические идеи: их манифесты читались в Барселоне, Париже, Кембридже. В 1423 и 1430 годах были выступления сторонников гуситов во Фландрии. В Германии и Австрии влияние гуситов сказалось еще и через 100 лет, в эпоху Реформации. В самой Богемии разгромленные табориты дали начало секте «Богемских братьев» или «Unitas fratrum», в которой прежнее нетерпимое отношение к католической церкви и мирской власти соединялись с полным отказом от насилия, даже для самозащиты. Эта произошедшая от таборитов секта существует и по сей день.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Табориты
Смотреть что такое «Табориты» в других словарях:
ТАБОРИТЫ — (от собств. им. крепости). Строго верующие гусситы, в противоположность каликстинцам, политическая партия демократического характера. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАБОРИТЫ по имени укрепленного… … Словарь иностранных слов русского языка
ТАБОРИТЫ — (от названия г. Табор) в Чехии революционное крыло гуситов. Программа Двенадцать пражских статей 1420. В 1421 умеренные табориты расправились с левыми пикартами. Табориты создали боевое войско, разработали военную тактику. После поражения у Липан … Большой Энциклопедический словарь
ТАБОРИТЫ — ТАБОРИТЫ, таборитов, ед. таборит, таборита, муж. (ист.). Последователи левого, демократического крыла гуситского движения. (По названию селения Табор в Чехии.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Табориты — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Религиозное движение таборитов радикальное крыло гуситов. Гора Табор (по аналогии с горой … Википедия
табориты — (от названия г. Табор), в Чехии радикальное крыло гуситов. Программа Двенадцать пражских статей 1420. В 1421 умеренные табориты расправились с левыми пикартами. Табориты создали боевое войско, разработали военную тактику. После поражения у… … Энциклопедический словарь
Табориты — представители революционного антифеодального крыла Гуситского революционного движения (См. Гуситское революционное движение). К «общине таборской» (отсюда название Т.) принадлежали разнородные социальные элементы широкие слои крестьянства … Большая советская энциклопедия
Табориты — Религиозное движение таборитов этой демократической партии гуситов было насквозь пропитано политическими и социальными элементами. Если религиозные убеждения Т. и не были лишь формой, в которую вылились эти элементы, то во всяком случае… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ТАБОРИТЫ — представители революц. антифеод, крыла Гуситского революционного движения. Хотя к общине таборской (как они себя называли, отсюда Т.) принадлежали разнородные социальные элементы широкие слои крестьянства, гор. беднота, низшее духовенство, часть… … Советская историческая энциклопедия
Табориты — см. Гуситы … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
табориты — табор иты, ов, ед. ч. р ит, а … Русский орфографический словарь