что такое священная вода
О святой воде
Великое освящение воды. Сретенский монастырь. Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru |
Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода (по-гречески «агиасма» — «святыня»).
Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.
Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
«Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.
Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет.
Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.
Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.
Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!
По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.
Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».
Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.
Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).
Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Как добывают святую воду?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Что такое святая вода?
Изначально — обычная пригодная для питья вода из любого источника (водопровод, родник, озеро и так далее), которая во время специального богослужения (молебна) приобретает особую благодать по вере использующих ее людей. Есть два вида освящения воды: великое и малое.
02
Что такое великое освящение воды?
Специальный чин освящения воды. Совершается два раза в году — в Крещенский сочельник (18 января) и на само Крещение (19 января). Эта вода считается особой святыней и называется Крещенской. Иногда люди делят эту воду на «Крещенскую» и «Богоявленскую», но это — суеверие. Никакой разницы между ними нет — это одна и та же Крещенская вода.
Что такое малое освящение воды?
Может совершаться в любое время на водосвятном молебне. Чаще всего его совершают после воскресных или праздничных богослужений, обычно сопровождается кроплением верующих святой водой.
Что такое Агиасма?
По-гречески ἁγίασμα — святыня. Сейчас в православии так называют святую воду. Великая агиасма — Крещенская вода, малая — вся остальная святая вода.
Когда еще освящается вода?
Во время таинства Крещения. После этого в нее трижды погружается крещаемый со словами: «Во имя Отца. Аминь», «И Сына. Аминь», «И Святаго Духа. Аминь». Эту воду не пьют, ее не используют для освящения чего-либо или просто кропления людей. Чин освящения воды в таинстве Крещения говорит исключительно о том, что она освящается только для крещения людей. После совершения таинства эта вода выливается в особое «непопираемое» место (участок земли, где не ходят люди и животные).
Для чего используют святую воду?
Крещенскую воду верующие принимают понемногу как великую святыню. Святую воду, освященную малым чином на обычном водосвятном молебне, используют при освящении храмов, икон, церковной утвари, домов и любых бытовых предметов. Как и Крещенскую воду, ее можно пить.
Как пить святую воду?
Крещенскую воду обычно принимают натощак, но во время болезни можно пить в течение дня. Вот что написано об этом в Типиконе (церковный устав) в день праздника Крещения Господня: «Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи». В церковной традиции это было воспринято как разрешение пить крещенскую воду независимо от еды в день праздника и в сочельник (18 января). В остальное время сохраняется традиция пить крещенскую воду только натощак. Воду от малого освящения пьют в течение дня (по желанию).
Святая вода из храма и вода из источника
— одно и то же?
Нет. Есть много природных источников, которые церковь признает святыми. Воду из них можно пить и даже окунаться в нее (часто в таких местах строят специальные купальни). Воду из такого источника — в отличие от воды, освященной в храме, — нельзя использовать для освящения домов или чего-либо еще.
Святая вода — целебная?
«Нельзя пить святую воду как волшебное зелье, которое поможет избавиться от болезней и проблем. Христиане верят, что святая вода сообщает особую благодать Божию тем, кто ее пьет. Но без усилия самого человека, без работы его души, без веры и стремления быть ближе к Господу, сама по себе святая вода не творит никаких чудес», — протоиерей Андрей Ефанов.
Можно ли «разбавить» святую воду?
Иногда разбавляют Крещенскую воду, но не принято разбавлять святую воду с обычного молебна. Приходить на освящение воды с гигантскими канистрами не стоит. Но даже если у вас есть большие запасы святой воды, все равно старайтесь не пропускать богослужения.
Святая вода. Что это такое? Зачем она нужна? Как правильно употреблять?
Выберите раздел серии
Святая вода
Что это такое? Зачем она нужна? Как правильно употреблять?
Улыбаюсь и вспоминаю эпизод моей христианской юности. Мне 16. Я самозабвенно помогаю в храме: подаю кадило, подпеваю, выхожу со свечами. В день Крещения народу – тьма тьмущая. Храм переполнен, из нескольких баков раздают освященную воду. Батюшки освящают воду без перерыва. Тут бак освятили – туда нужно пробираться, потому что почти всю воду вычерпали. Старенький батюшка, который, по немощи, на пенсии, но пришел на подхват в этот день, в уголке освящает особую воду, привезенную в двух алюминиевых 40-литровых флягах. Эта вода набрана в каком-то роднике, славящемся своей чистотой и вкусовыми качествами.
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи… – затягивает тихонько батюшка, и старушки подхватывают. Освятив, воду начинают разливать.
Я это отмечаю боковым зрением, а потом делюсь в алтаре с отдыхающим батюшкой: «А отец Димитрий родниковую воду освятил уже… Берут все».
Батюшка вскакивает: «Как! Почему не сказали! Я же просил!» Бросается в пономарку (подсобное помещение) и ищет пустую тару. Звенят бутылки, слышно, как упала и покатилась банка (в то время пластиковых бутылок не было).
Батюшка появляется взлохмаченный, с пустой литровой бутылкой из-под водки «Столичная». На стеклянном боку веско алеет известная этикетка. Сует мне: «Быстрее беги, возьми!»
Я хватаю бутылку и пробираюсь через толпу в заветный уголок, где знающие люди получают «лучшую» воду. А там уже дело подходит к концу. Отодвигаю плечом сторожа, который подставил свою трехлитровую банку под струю, и говорю веско и торжественно: «Батюшке!». Тут уж никто не возражает – батюшке, святое дело. Налили бутылку до краев и стали вычерпывать последнюю воду себе.
Я отхожу в сторону, чтобы передохнуть. Передо мной лес голов, храм переполнен. Вижу, как на амвон выходит священник и зорко всматривается в наш угол. Представляю, что его терзают мысли: взял или не взял?
Поднимаю бутылку над головой и, победно потрясая, кричу: «Батюшка! Взял!»
Ко мне поворачиваются сотни голов. Батюшка почему-то вертит пальцем у виска.
И только тогда я понимаю, как это выглядит со стороны: молодой пономарь счастливо потрясает… литровкой водки.
В эти дни многие из нас придут в храмы за святой водой. Наберут, унесут, начнут пользоваться. Что можно посоветовать на эту тему?
Итак, освящение воды – это традиция, известная с древнейших времен. Археологические музеи Запада и Востока переполнены остатками глиняных фляжек и сосудиков, в которых древние христиане хранили святую воду. В раскопках находят много таких сосудов. Можно посмотреть здесь.
Традиция набирать и употреблять святую воду дошла и до наших дней.
Почему называем ее «святой»
Мы молимся над водой и верим, что вода получает через освящение особые свойства. Я имею в виду не физические, а мистические свойства. Некоторые говорят, что святая вода не портится. Однако так бывает не всегда, во всяком случае, это не является обязательным признаком святой воды. А отличается святая вода от обычной тем, что на нее сошло особое благословение Божие. Вода эта становится хранительницей благодати, она аккумулирует в себе и хранит Божественную силу.
Всякий человек, который с благоговением пользуется этой водой, принимает и на себя это освящение и благодать.
Как употреблять святую воду?
Одна моя знакомая прихожанка рассказывала, что в день Крещения залезает в ванну и окатывается святой водой. Это – лишне! Водой нужно пользоваться благоговейно.
Мы можем воду пить. Есть благочестивая традиция пить святую воду натощак, однако никаких канонических постановлений на этот счет нет, так что это не более, чем благочестивая традиция. О крещенской же воде в церковных правилах указывается особенно, что ее можно пить в любое время, даже после вкушения пиши. В Богослужебном Уставе (см.: Минея и Типикон, под 5 января) дается на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи: «не добре творят». Так же и в других местах церковных книг об этом сказано определенно.
Можно помазывать святой водой больные места. Не делать компрессы, а помазываться, например, крестообразно. Дело не в количестве воды, не в длительности контакта ее с телом. Дело в соприкосновении со святыней, от которой вы тоже хотите получить благодать во исцеление.
Можно окроплять святой водой помещения: дом, дачу, офис и т.д. В храмах всегда обязательно окропляются все помещения накануне дня Крещения Господня и в сам день Крещения.
Для тех, кто не знает, напомню, что полный чин освящения воды совершается два дня подряд: накануне праздника и в сам день праздника Крещения.
Когда мы кропим (кисточку для окропления можно сделать самостоятельно из прутиков, соломы и т.д.), лучше всего петь тропарь Крещению:
Прослушайте этот тропарь: Посмотреть вложение Тропарь Крещению 1 голос.MP3
Подпевая, вы легко выучите тропарь.
А вот слова:
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / Троическое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся, Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.
Русский перевод: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!
Тропарь на два голоса (чтобы вам было легче подпевать хору):
Посмотреть вложение Тропарь Крещению 2 голоса.mp3
Если вы не знаете этого тропаря, пойте Тропарь Животворящему Кресту Господню: Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы православным христианом / на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Если вода испортилась?
Святую воду не выливают в раковину, не выплескивают на землю. Ее выливают в «непопираемое» место, то есть в то место, по которому не ходят люди (не попирают ногами) и не бегают собаки. Можно вылить воду в реку, можно в цветочный горшок, можно в чистое место под дерево.
Как хранить?
Хранить можно, как обычную воду, только, пожалуйста, надпишите бутылку. Часто приходят люди и говорят о том, что не надписали бутылку с водой и родственники ее по неосторожности вылили.
Чтобы таких неприятностей не было, надписывайте бутылки. Во многих храмах продаются наклейки: «Святая вода». Их очень удобно приклеить на любую бутылку.
О купании в проруби в Крещенские дни…
Связывать Крещенские купания в проруби с церковными обычаями, конечно, нельзя. Эти обычаи идут из языческих времен и к христианству имеют весьма далекое отношение. Это как, к примеру, обычай печь блины на Масленицу. Необычно, вкусно, но, согласитесь, к вере это имеет лишь косвенное отношение.
Ошибка многих людей в том, что они эти старинные русские традиции, с которыми Церковь не борется, поскольку они не противоречат вере, а являются умилительным порывом любящего Бога православного сердца, считают за что-то важное.
Я на вопрос: благословляете или нет окунуться в прорубь, отвечаю: если есть здоровье и желание во славу Божию окунуться в ледяную воду – пожалуйста. Но при условии, что сначала вы исполните религиозный долг: посетите храм, исповедуетесь, причаститесь.
Считаю, что бороться с подобными «фольклорными» русскими обычаями – крайность. Если эти обычаи не подрывают здоровье, а, наоборот, способствуют оздоровлению, психологической «перезагрузке», сплачивают людей, знакомят с национальной культурой и обычаями нашей Родины, позволяют активно и с пользой отдохнуть – это можно приветствовать.
В день Крещения Господня воду освящает митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
Воду освящает настоятель Казанского кафедрального собора протоиерей Павел Красноцветов.
Митрополит Владимир совершает окропление храма новоосвященной водой.
Что такое святая вода, как ее правильно использовать и можно ли на ней готовить?
19 января, в христианский праздник Крещения Господня, многие отправятся в церковь за святой водой. О том, зачем освящают воду и как ее правильно использовать дома, нам рассказал священник Дионисий Костомаров, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Орле, руководитель молодежного отдела Орловской митрополии.
Как освящают воду
Различается освящение по целям — мы при каждом освящении молимся о том, для чего будем использовать воду. Например, при совершении крещения ребенка или взрослого, во время освящения воды мы молимся об этом человеке. Во время великого освящения, в праздник Богоявления Господня, и во время малого освящения святой воды в течение года, мы молимся о людях, которые будут ее употреблять (пить, использовать для освящения жилищ или каких-то предметов).
Зачем освящают воду
Символически освящение воды обозначает, что Господь собой освящает этот мир. Там, где присутствует Бог, есть чистота, любовь и его дары для человека. Народные поверья, пропитанные магическим взглядом на мир, конечно, не имеют никакого отношения к тому, как церковь относится к святой воде: как к любой другой святыне, к вещественному проявлению милости Божией по отношению к человеку.
Стоит предостерегать себя от магизма: ничего не происходит просто автоматически, просто по факту того, что мы приложились к какой-то святыне. В нашей жизни и в нашей вере главное — это нравственные усилия, подвиг любви, подвиг веры, подвиг внимания к окружающим нас людям, а церковные таинства и молитва лишь укрепляют нас в этом. Здесь соединяются акт веры, акт молитвы и одновременное употребление какой-то святыни, молитва перед иконой, то, как мы прикладываемся к кресту и т.д. Все это, в конечном счете, то видимое, что призвано укреплять невидимое в нас. Для этого нужна святыня.
Как правильно использовать святую воду
Как хранить святую воду
Готовить на святой воде нельзя. К освященной воде нельзя относиться неблагоговейно, как к той воде, которую мы используем для приготовления супов, кофе и т.д.
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Причистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Вода святая
Вода́ свята́я – 1) обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретшая, в результате совершения молебна, именуемого водоосвящением, свойства освящать и исцелять (по вере благочестиво использующих её людей); 2) (иногда, в некотором понимании) вода из святого источника.
Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня – святая вода (греч. ἁγίασμα – святыня).
Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого Таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в Таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.
Водоосвящение или водосвятие, бывает малое совершаемое во всякое время на водосвятном молебне, и великое. Великое водоосвящение совершается дважды в году – в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник и в самый день праздника Богоявления (Крещения Господня) освящение воды совершается одинаково (по одному чину). Изначально в сочельник 18-го января воду освящали в храме, а в сам праздник 19-го – на источнике (реке или озере).
Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в доме у каждого православного христианина. Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню.
Святитель Лука Крымский советовал: “Пейте святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только, как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине”.
Преподобный Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, преп. Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет.
Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная по канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».
Важно знать, что купание в освящённых водоёмах является лишь традицией, никакого очищения от грехов оно не несёт и не является заменой Таинству Покаяния (Исповеди). В дни церковных праздников христиане стараются участвовать в богослужениях и главном Таинстве Церкви – Святом Причащении.
Можно ли кропить святой водой нечистые места?
Есть крестная сила как нечто ограждающее, как экзорцизм. Мы что-то можем освятить в смысле «исполнить благодати», а что-то (скажем, туалет) мы кропим крещенской святой водой, чтобы там никакое зло не пряталось, а не для потребления там святыни.
Можно ли пить святую воду не натощак?
По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе (Типикон, гл. 48 – месяцеслов, 6 января, 1‑е «зри»). сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи:
«Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».
То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя.
Где хранить святую воду?
Воду святую хранят в особом сосуде; можно наклеить соответствующую надпись, чтобы случайно не использовать святыню не по назначению.
В церковных лавках продаются специальные сосуды для святой воды.
Можно ли давать святую воду знакомым и родственникам, если они не смогли сходить за ней в праздник Богоявления (Крещения Господня)?
Можно, но будем помнить, что освящение воды совершается в храмах регулярно и набрать её там можно в любой день.
Можно ли давать святую воду животным?
Да, если найти животных, которые будут пить её с верой. Из молитв на освящение воды: «…соделай, чтобы она [вода] силою, действием и благодатию Пресвятого Духа, явилась для всех с верою пьющих ее, принимающих и окроплящихся ею рабов Твоих грехов прощением, освобождением от страстей, избавлением от всякого зла, умножением добродетелей, исцелением болезней…».
В прежние времена было принято окроплять скотину от мора во время эпидемий. Например, “Чин молитвенный во время губительнаго мора скотов” указывает: «Подобает ведати, яко на всяк день сицевым скотом недужным, в воде егда напояют я, от воды священныя влияти потреба, и сено кропити, и соль благословенную подати». Очевидно, что речь здесь шла, в первую очередь, о помощи их христолюбивым хозяевам, ибо скот кормил их семьи.
Святая вода против пьянства
В В течение всего дня при желании употребить алкоголь, страждущему рекомендуется выпивать святой воды с молитвой. Из книги священника Константина Пархоменко: Вспомнил курьезную историю про одного своего прихожанина — бывшего пьяницу. Встречаю его в храме с кучей пластиковых бутылок для воды. Улыбается: «Батюшка, я уже полгода не пью». Я: «И как это вам удается? — «Я выполняю, батюшка, ваш совет. Вы мне сказали, что если нет сил, как тянет выпить, надо помолиться и выпить святой воды. Вот я так и делаю. Захочется водки — я стаканчик святой воды. Еще захочется, я опять стаканчик или два. Так стаканов девять выпью — и у меня пропадает всякое желание пить водку».
Наивными выглядят утверждения о том, что святая вода приобретает свои свойства благодаря ионам серебра от серебряного креста, который священник погружает в воду во время Чина освящения воды. По этому поводу есть даже такой анекдот:
«Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги (как это бывало обычно до революции и практикуется сегодня), в месте, где ширина реки достигает километра, глубина – десяти метров, скорость течения – 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, – деревянный?».
Освящение воды в Таинстве Крещения вообще совершается просто рукой священника. И, тем не менее, эта вода имеет все свойства, которые должна иметь святая вода.
протопресвитер Валерий Лукьянов:
В Православной Церкви святая вода имеет самое широкое применение, как источник Божией благодати в таинственном освящении всех и всего. Так, новорожденные младенцы (или некрещенные возрастные) через крещение в воде освобождаются от первородного греха и соединяются со Христом, становясь новой тварью. Умирает человек, останки его и последнее обиталище – гроб, кропятся святой водой в напутствие в вечность, как и место упокоения – кладбище.
Отправляется кто в путешествие, благословляется он окроплением святой водою. Перед начатием учения отроков окропляют святой водой. И основание дома, и само жилище человека непременно освящается святой водой. В церкви все имеющее священное употребление, обязательно освящается через кропление святой водою, как и сам храм при основании, при завершении строительства его и постоянно в нарочитые дни и праздники года.
Так, в храме освящается святой водой все принадлежащее алтарю и служителям алтаря – престол, жертвенник, антиминс, служебные сосуды, кресты, Евангелия, одежды алтарные, облачения священнослужителей и т.д. Освящаются также все священные предметы – иконы, кресты, хоругви, ковчежцы, колокола и прочее.
«Настольная книга священнослужителя», (1913 год): «…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».
Приложения к брошюре «В помощь кающимся», издание Свято-Данилова монастыря, 1995: Утром натощак пей святую воду, а также по всякой нужде (когда внезапно заболеешь, разгневаешься, испугаешься, плохой сон приснится и т.д.). А также кропи святой водой на все 4 стороны и говори: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа окроплением воды сия священная в бегство да претворится все лукавое, бесовское действо. Аминь!».
Разновидностью агиасмы может считаться «родостома», «родостама», «родостамна» (греч. rodostagma – «розовая вода») – вода с добавками ароматических веществ, употребляемая в смеси с красным вином при освящении антиминсов и престолов. Она символизирует благовонное миро, которым Мария, сестра Лазаря, помазала ноги Иисуса Христа ( Ин.12:3 ), а Его тайные ученики – все тело Учителя при погребении ( Ин.19:39-40 ).