что такое сунна у мусульман
12 важных сунн Пророка Мухаммада ﷺ
Слово «сунна» используется для описания образа жизни и наставлений Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Сунна, наряду с Кораном, является руководством для ведения продуктивной успешной жизни мусульман во все времена.
Однако иногда мы пренебрегаем сунной и ищем советы для улучшения своих личностных качеств «на стороне», игнорируя те советы, которые оставил нам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Кто оживил мою Сунну, тот полюбил меня. А кто полюбил меня, тот будет со мной в Раю». (Тирмизи)
Не только ради нашей личной выгоды, но и из любви к нашему любимому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), мы должны стараться наполнять свою жизнь его сунной как можно больше. Верующим следует активно изучать жизнь Посланника Аллаха – Милости ко всему мирозданию.
Изучая его жизнь и нрав, в сердце верующего будет крепнуть любовь к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Тем более, что его жизнь полна невероятных историй, в которых проявлялся характер Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), его высочайший нрав и личностные качества. Если верующий применит в своей жизни даже несколько из них – его жизнь изменится качественно, и это изменение послужит причиной радости в День Суда.
В этой статье мы осветим 12 сунн Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые мы должны стремиться возродить в надежде на повышение нашей продуктивности и в надежде оказаться в Раю рядом с величайшей, без сомнения, личностью в истории человечества.
1. Ранний отход ко сну и раннее пробуждение
Распорядок дня играет большую роль в нашей способности эффективно действовать в течение суток. Мусульмане знают, что утренние часы после предрассветного намаза благословлены Всевышним Аллахом. Начиная свой день с намаза, вы задаете позитивный настрой всей вашей последующей активности. Однако ранний подъем потребует от вас раннего отхода ко сну, чтобы вы успевали отдохнуть и восстановится за ночь.
Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила об отдыхе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
«Он обычно ложился спать рано и поднимался в последнюю часть ночи, чтобы совершить помолиться, а затем продолжал спать». (Бухари)
Когда у вас скапливается много дел, легко можно сбить свой распорядок поздним отходом ко сну и поздним пробуждением. Эта практика опасна тем, что в итоге вы будете пропускать большое количество времени, идеально подходящего для решения актуальных задач, а если, все-таки, попытаетесь вставать рано при позднем отходе ко сну, то заработаете себе много неприятностей, связанных со здоровьем. Ложитесь спать рано и вставайте рано – это ключ к успеху и продуктивности.
2. Улыбайтесь часто и от души
Про посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорили, что не видели другого такого человека, кто так часто улыбался.
Учеными давно доказано, что уровень серотонина – гормона счастья – напрямую связано с улыбкой. Часто улыбающиеся люди чувствуют себя намного счастливее угрюмых. По правде говоря, мы недооцениваем значение простой улыбки для себя и окружающих.
Позитивное мышление и отношение к жизни необходимое условие для достижения поставленных целей. Так давайте же следовать этой простой, но важной сунне. Понаблюдайте за собой: какое выражение вашего лица для вас считается обычным – счастливое или угрюмое?
Выработать в себе привычку часто улыбаться и сменить хмурое выражение лица довольно просто, а благоприятные последствия этого лично для вас и для общества велики.
3. Использование сивака
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передавал от посланника Аллаха:
«Если бы это не было трудно для моего народа, то я приказал бы им пользоваться сиваком с наступлением каждой молитвы». (Бухари, Муслим)
В этом хадисе посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) четко обозначил свое отношение к этой важной сунне. Сивак (мисвак, мисуак) используется мусульманами для очистки зубов и освежения дыхания. Сивак, изготавливается из корней и ветвей сальвадоры персидской, известной большинству мусульман под арабским названием «аль-арак» или просто «арак».
Это примечательное растение, имеющее большое значение в повседневной жизни каждого мусульманина, в диком виде встречается в пустынях Африки, Аравийского полуострова, Западной и Южной Азии.
Сивак желательно использовать даже тем, у кого нет зубов, поскольку это действие укрепляет десны, оказывает лечебное воздействие на весь организм и, помимо всего, является Сунной. Сивак содержит природные вещества, оказывающие разнообразное воздействие на организм человека.
Наиболее важными из них считают те, которые обладают антибактериальным действием, одинаково хорошо подавляя размножение болезнетворных микробов в полости рта и желудочно-кишечном тракте. Другая, не менее важная группа дубильных веществ предотвращает кровоточивость десен.
Природные вещества, содержащиеся в ветвях и корнях дерева, оказывают эффективное воздействие на полость рта, предотвращая развитие пародонта, гингивита, кариеса и образование зубного камня.
Посланник Аллаха говорил:
«Сивак – это чистота полости рта и довольство Всевышнего». (Бухари, Насаи)
4. Нанесение масла на волосы
Джабир ибн Сумра (да будет им Аллах) рассказывал:
«Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) умащал голову маслом, не было заметно ни одного седого волоска. Но когда он не умащал, были видны несколько седых волосков».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) советовал своей умме: «Тот, у кого есть волосы, пусть ухаживает за ними», подразумевая под «ухаживанием» мытье, расчесывание и смазывание волос маслами. Сам Он иногда наносил маску оливковым маслом, после чего обматывал волосы тонким мягким материалом, который служила пропиткой для излишек масла. Масло же питало кожу головы необходимыми витаминами и микроорганизмами, защищая от образования перхоти и выпадения волос.
В наше время люди тратят огромные деньги на средства для ухода за волосами и кожей головы, но забывают о таком доступном и относительно недорогом средстве, являющимся, к тому же, сунной.
5. Умеренность в еде
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
«Никогда не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственный желудок! Достаточно человеку нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет выпрямить свою спину, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть — для питья, а ещё треть — для воздуха». (Ибн Маджа)
Факт, что пища оказывает огромное влияние на работу нашего тела и ума, общеизвестен. Этот хадис ясно показывает, что переедание — это достойное осуждения качество, от которого мы должны держаться подальше. Однако важно помнить, что недоедание также вредно для человека.
Для того, чтобы функционировать, мы должны выработать сбалансированный подход к еде. Уровень потребления пищи не должен вызывать у нас чувство усталости или переедания, так как это состояние ведет к лени, которая, в свою очередь, является пороком. Да убережет нас Аллах от этого пагубного пристрастия.
6. Говорить благое, либо молчать
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит». (Бухари, Муслим)
Мы часто говорим о вещах, которые не имеют к нам прямого отношения. Мы проводим много времени в разговорах, от которых нет пользы для нашего нрава, наших знаний или религиозности. Вместо бесполезных разговоров и сплетен, верующим следует говорить только о том, что является благом.
Это непросто, потому что необходимо тщательно взвешивать свои слова и думать наперед, чтобы они не принесли никому вред, а только пользу. Поэтому Досточтимый Пророк советовал хранить молчание, если он наших слов нет пользы. Следуя этому замечательному совету, мы бережем огромное количество времени и сил для совершения действительно полезных дел.
7. Совершение кровопускания (хиджама)
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
«Если и есть в чём-либо из того, чем вы лечитесь благо, то оно в кровопускании». (Ахмад, Абу Дауд)
Сам Пророк на регулярной основе совершал кровопускание. Кровопускание является частью народного целительства на протяжении длительного времени. Польза от кровопускания огромна – это и очищение крови от токсинов, нормализация обмена веществ, избавление от головных болей, болей в суставах и многое другое. А также, кровопускание – отличное средство от стресса.
8. Посещение больных
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Навещайте больного, кормите голодного и освобождайте испытывающего затруднения». (Бухари)
Посещение и проведение времени с больными имеет два основных преимущества. Во-первых, вы демонстрируете свою любовь по отношению к другим людям, мгновенно укрепляя узы родства или дружбы.
Во-вторых, посещение больных напоминает нам о том, что нам стоит ценить здоровье и благодарить за это Аллаха. В следующий раз, когда вы услышите о ком-то, кто болен, постарайтесь сделать все возможное, чтобы физически присутствовать рядом с ним и утешить его, а не ограничиться дежурным «выздоравливай скорее».
9. Употребление пищи и питья сидя
Передают со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал, чтобы человек пил стоя.
Затем Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы спросили Анаса: «А есть?» Он ответил: «Это ещё хуже»». (Ахмад, Муслим)
Вообще, как правило, едят и пьют стоя те, кто куда-то спешит. Но спешка в приеме пищи, как известно, неполезна для здоровья. Спешка вредна еще и тем, что человек съедает больше, чем ему необходимо для насыщения.
10. Сон на правом боку
«Когда вы идете спать, возьмите омевение (тахарат) как для молитвы, и затем лягте на правый бок…». (Бухари)
Дело в том, что, когда человек ложится спать на правом боку, функционирует только его левая ноздря, которая связана с правым полушарием мозга. Активность правого полушария влияет на парасимпатический отдел нервной системы, который, в свою очередь, напрямую связана с работой некоторых органов.
В итоге замедляется работа сердца, понижается давление, а работа пищеварительной системы переходит в пассивную фазу. Таким образом, человек получает возможность быстро уснуть, а его организм может полноценно отдохнуть.
11. Перед входом в дом сказать «Бисмиллях» и «Салям алейкум»
Джабир (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
«Если человек вернувшись, при входе в дом и во время еды, упомянет имя Аллаха, то шайтан скажет своим помощникам: «Здесь для вас нет ни места для сна, ни ужина».
Если же человек произнесет «Бисмиллях» при входе в дом, а за едой не скажет, тогда шайтан скажет так: «Вы успели на угощение, но ночевки для вас здесь нет». Если же человек не скажет «Бисмиллях» ни при входе в дом, ни за столом, тогда шайтан скажет: «Вы успели на ночевку и на ужин» (Муслим, Абу Дауд)
Никто из нас не хотел бы пускать шайтана в свои дома. Верующие знают, то шайтан несет с собой обман и разрушения. Входя в наши дома, важно произнести Имя Аллаха, чтобы наши двери не были открыты для него. Его конечная цель – подвести нас под гнев Аллаха и лишить нас Его довольства.
12. Молитесь среди ночи
Утренние часы, как упоминалось выше, являются благословенным временем для продуктивной работы в учебе и выполнении различных задач. Печальная реальность такова, что многие из нас упускают это время из-за того, что не успевают вовремя проснуться.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Когда любой из вас засыпает, шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них и говоря: «Ночь твоя будет долгой, спи же!» И если человек проснётся и помянет Аллаха, то один узел развяжется, если он совершит омовение, развяжется второй узел, а если совершит молитву, развяжется и третий, и человек проснётся утром бодрым и довольным, в противном же случае он встанет ото сна в дурном расположении духа и будет вялым». (Бухари)
Этот хадис устанавливает план действий для достижения успеха: проснись, восхвали Аллаха, соверши омовение и прочитай тахаджуд. Активность и бодрость — это идеальные составляющие продуктивного дня, и это то, чего вы достигнете, следуя этой сунне.
Понятие Сунны
Сунна (ихсан) как знание и метод искреннего поклонения Аллаху
Всевышний Аллах послал любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в качестве милости для всех миров и сделал его для человечества и джиннов образцом для подражания во всем, что связано с дольним миром, миром вечным и с религией. В священном Коране Всевышний Аллах говорит (смысл): «Поистине, в Посланнике Аллаха прекрасный пример для тех, кто верит и боится Аллаха и Судного дня, и надеется на милость Аллаха и на блага вечной жизни, и много поминает Аллаха» (Коран, сура «Аль-Ахзаб», аят 21).
Ученый-богослов Ибн Касир в своем комментарии (тафсир) к Корану пишет: «Этот благородный аят является основой для следования Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). В чем же следовать ему?! Следовать ему в его словах, деяниях и состояниях. Все это вместе взятое является Сунной.
То есть Сунна – это все, что сказал, совершил и одобрил Посланник Аллаха (мир ему и благословение), и все, что связано с его состояниями (кроме некоторых вопросов, касающихся только его одного)».
Сунна – это путь, указанный Пророком (мир ему и благословение), его поступки, все решения и заключения, которые он прояснил народу, будь то связанные с вероубеждением или поведением, обязательные или желательные для исполнения. Убежденность в запретности или нежелательности того, что Пророк (мир ему и благословение) посчитал запретным (харам) или нежелательным (караха) соответственно, отдаление от того, что он запретил, также является следованием Сунне Пророка (мир ему и благословение).
Коран и хадисы неоднократно призывают: «Вы следуйте за Пророком (мир ему и благословение), повинуйтесь Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), для вас в Посланнике Аллаха (мир ему и благословение) прекрасный, образцовый пример». Цель этих слов заключается в том, чтобы верующие следовали пути, указанному Пророком (мир ему и благословение), подражали всему, что пришло к нам от Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
В этом состоит общий смысл слова «Сунна».
Шариатские ученые придают понятию «Сунна» еще одно отдельное значение. И в этом значении оно употребляется тогда, когда упоминается наряду с фарзом (обязательным деянием). К примеру, когда мы говорим, что данное деяние является не обязательным (фарз), а желательным (сунна). В этом случае слово «сунна», согласно Шариату, представляет собой деяние, по поводу которого в Шариате нет конкретного строгого повеления: за совершение его предусмотрено воздаяние, но и за невыполнение не подвергают каре. К таким деяниям относятся, например, произнесение перед приемом пищи «Бисмиллях», а после еды – «Аль-хамду лиллях» и т.п. Это все также пришло к нам от Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Однако, согласно Шариату, того, кто постоянно из лени не соблюдает Сунну, не принимают в качестве свидетеля. Но тот, кто не принимает Сунну всерьез, к примеру, говоря, зачем ее соблюдать, ведь ничего плохого не будет, если не выполнять ее, или позволяет себе другие подобные выражения с целью унизить Сунну, то он впадает в неверие. Да убережет нас Аллах от этого!
Имам аль-Газали, да будет доволен им Аллах, пишет: «Ты не будь из числа тех ученых, которые только и знают про Сунну, что ее можно и не соблюдать.
Имам Аш-Ша‘арани также пишет, что за каждую сунну в Раю предназначен отдельный уровень. Тому, кто, считая Сунну необязательной для соблюдения, не выполнял ее, в Раю (если он попадет туда) покажут степень, которую бы он получил за следование Сунне, и потом скажут: теперь эту степень можно и не давать тебе».
Непросто соблюдать все сунны, которые мы получили от Пророка (мир ему и благословение). Но из-за того, что не удается соблюдать их все, нельзя ими пренебрегать. Необходимо по мере своих возможностей стараться следовать Сунне любимого Пророка (мир ему и благословение).
Насколько ты стараешься соблюдать Сунну, настолько ты и любишь Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), ибо это является признаком твоей любви к ним. И настолько же Всевышний и Его Пророк (мир ему и благословение) любят тебя, настолько ты приблизишься к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) в Судный день, и, наконец, настолько же ты обретешь счастье в обоих мирах.
Сунна – это путь Пророка (мир ему и благословение). Поэтому исполнение того, что он велел делать, будь то обязательное (фарз) или желательное (сунна), и отдаление от того, что он запретил, будь то греховное (харам) или неодобряемое (караха), — все входит в понятие «Сунна». Ибо все, что Пророк (мир ему и благословение) велит нам, направлено на благо человечества.
Если мы будем следовать Сунне во всех наших делах, мы будем защищены от падения на дно бедствий и несчастий этого и того света и нам будет обеспечено восхождение на вершину счастья обоих миров. В тафсире «Рух аль-баян» также сказано: «Следование Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) является обязанностью каждого верующего».
Что бы ни сказал или сделал Пророк (мир ему и благословение), мы должны следовать ему во всем, даже не задавая вопросов: почему, зачем и т.п. Не может быть в Сунне такого, что не имеет определенного разумного смысла, мудрости и пользы. Причины некоторых поступков Пророка (мир ему и благословение) нам понятны, другие его действия могут объяснить только ученые-алимы, бывают и такие, которых не понимают алимы явных, шариатских наук, но понимают ‘арифуны (познавшие Аллаха), есть и такие, которые постиг только сам любимый наш Пророк (мир ему и благословение).
Но независимо от того, понимаем мы или нет, нам необходимо не мешкая исполнять его Сунну. Так велит нам Всевышний Аллах. В священном Коране говорится (смысл): «Держитесь того, что принес вам Посланник Аллаха, и сторонитесь, отдаляйтесь от того, что воспретил он вам!» (Сура «Аль-Хашр», аят 7). Поэтому мы должны безоговорочно принять то, что мы получили от него, и следовать ему. Он ничего не сказал и не велел ради прихотей своего тела. В священном Коране говорится (смысл): «И речь ведет он не по прихоти своей, его речь лишь откровение (вахью) Аллаха, внушенное ему» (Сура «Ан-Наджм», аят 3). Поэтому тот, кто следует Сунне нашего любимого Пророка (мир ему и благословение), будет счастлив и в личной, и в общественной жизни.
Мухаммад Гаджиев аль-инчхи
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что такое Сунна? Любые ли слова пророка являются Откровением?
При этом ответ им дается порой не такой ясный, как бы того хотелось. Многие практикующие мусульмане рассматривают вопрос определения Сунны под разными аспектами, по причине чего возникает некоторая путаница.
Давайте постараемся разобраться в этом наилучшим образом — коротко и понятно.
Сообщается, что аль-‘Ирбад ибн Сарийа сказал:
«Однажды Посланник Аллаха обратился к нам с увещеванием, от которого сердца испытали страх, а из глаз потекли слёзы, и мы сказали: «О Посланник Аллаха, это похоже на увещание прощающегося, так дай же нам наставление!» Он сказал:
أُوصِيكُم بتَقوى اللهِ ، و السَّمعِ و الطَّاعةِ ، و إن تَأَمَّرَ عليكُم عبدٌ ، و أنَّهُ من يَعِش منكُم فسيَرى اختلافًا كثيرًا ، فعليكُم بسُنَّتِي ، و سُنَّةِ الخلفاءِ الرَّاشدين المهديِّين ، عَضُّوا علَيها بالنَّواجذِ ، و إيَّاكُم و مُحدَثاتِ الأمورِ ، فإنَّ كلَّ بدعةٍ ضَلالةٌ
« Я завещаю вам бояться Аллаха! Слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживёт долго, увидит много раздоров. Так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Держитесь за это коренными зубами, и полностью избегайте новшеств в делах, ибо каждое нововведение есть заблуждение! »
(Абу Дауд 4607, Тирмизи 2676, Ибн Маджах 43, Ибн Хиббан 5).
В этом хадисе посланник Аллаха ﷺ приказывает нам крепко придерживаться его Сунны и сунны праведных халифов.
Теперь давайте обратимся к Корану и посмотрим, в каком смысле использует слово «сунна» Господь миров:
فَقَدْ مَضَتْ سُنَّتُ الْأَوَّلِينَ
«…уже были примеры первых поколений» (8:38)
В другом аяте Аллах говорит:
وَمَضَى مَثَلُ الْأَوَّلِينَ
«…и уже миновали примеры прежних поколений» (43:8)
Получается, что в вышеупомянутом хадисе, посланник Аллаха ﷺ приказывает брать пример с него и с праведных халифов. И этот приказ носит общий характер в том случае, когда Посланник Аллаха говорит что-то в соответствии с Откровением, либо сподвижники передают это от него.
Однако является ли пример посланника Аллаха ﷺ и пример сподвижников одинаковым по значимости и статусу в каждом случае? Конечно же нет!
Ведь Аллах говорит в Коране, описывая Мухаммада:
وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى
إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى
«Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему Откровение» (53:3-4)
قُلْ إِنَّمَا أُنذِرُكُم بِالْوَحْيِ
«Скажи: “Я предостерегаю вас посредством Откровения”» (21:45)
وَلَوْ تَقَوَّلَ عَلَيْنَا بَعْضَ الْأَقَاوِيلِ
لَأَخَذْنَا مِنْهُ بِالْيَمِينِ
مَّ لَقَطَعْنَا مِنْهُ الْوَتِينَ
فَمَا مِنكُم مِّنْ أَحَدٍ عَنْهُ حَاجِزِينَ
«Если бы он приписал Нам некоторые слова, то Мы схватили бы его за правую руку, а потом перерезали бы ему аорту, и никто из вас не избавил бы его» (69:44-47)
Отсюда понимается, что если даже пророку ﷺ было запрещено говорить что-то В РЕЛИГИИ от себя, то как это может быть позволено кому-то другому?!
Аллах также говорит в Коране:
إِنِ الْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ أَمَرَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ
«Хукм принадлежит только Аллаху. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает этого» (12:40)
أَمْ لَهُمْ شُرَكَاءُ شَرَعُوا لَهُم مِّنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَن بِهِ اللَّهُ
«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них В РЕЛИГИИ то, чего не дозволил Аллах?» (42:21)
Нужно также обратить внимание и на другой аспект, возникающий в ходе исследования этого вопроса: всегда ли посланник Аллаха ﷺ говорил по Откровению и в каждом ли случае его слово являлось религиозным законом?
Ответ очевидный: не всегда. Пророк ﷺ всегда говорил по Откровению относительно тех вещей, которые являются религией Аллаха и которые он ﷺ приписывал Ему. В иных же случаях, посланник Аллаха ﷺ, говоря о каких-то не имеющих к Исламу отношения вопросах, доносил лишь своё мнение, в котором мог быть прав, а мог и ошибаться. Примером этому могут послужить следующий хадис:
Передают от отца Мусы Ибн Тальхи, сказавшего:
مررت مع رسول الله صلى الله عليه وسلم بقوم على رءوس النخل فقال: ((ما يصنع هؤلاء)). فقالوا يلقحونه يجعلون الذكر في الأنثى فيلقح. فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((ما أظن يغني ذلك شيئا)). قال فأخبروا بذلك فتركوه فأخبر رسول الله صلى الله عليه وسلم بذلك فقال: ((إن كان ينفعهم ذلك فليصنعوه فإني إنما ظننت ظنا فلا تؤاخذوني بالظن ولكن إذا حدثتكم عن الله شيئا فخذوا به فإني لن أكذب على الله عز وجل
« Я проходил вместе с Посланником Аллаха, рядом с людьми (сидящими) на головах (вершинах) пальм и он спросил: «Что эти там делают?» Они ответили: «Опыляют их. Совмещают мужские (цветы) с женскими и те опыляются». Тогда Посланник Аллаха, сказал: «Я не думаю, что это может помочь чем-то». «И им было сообщено об этом. И тогда они отказались от этого (от искусственного опыления). Об этом было также сообщено Посланнику Аллаха, и он сказал: «Ну, если уж это приносило им пользу, то пусть делают это! Я ведь, высказал всего лишь мысль. И вы не взыскивайте с меня за мысль! Но если я передам вам нечто от Аллаха, то возьмитесь за это. Ведь мне не солгать про Аллаха, Всепочитаем Он и Всеславен! » (Муслим 2361).
Да и сам пророк говорил, что иногда выносит суждения не по Откровению, а по иджтихаду, а потому может и ошибаться:
إنما أنا بشر وإنه يأتيني الخصم، فلعل بعضكم أن يكون أبلغ من بعض، فأحسب أنه صدق، فأقضي له بذلك، فمن قضيت له بحق مسلم فإنما هي قطعة من النار، فليأخذها أو فليتركها
« Поистине, я — только человек, а (люди) приходят ко мне (со своими) спорами. И может оказаться так, что кто-нибудь из вас будет более красноречив, чем другой, и я посчитаю, что он сказал правду, и вынесу решение в его пользу на основании этого. Однако если я (по ошибке) решу отдать ему то, что по праву принадлежит (другому) мусульманину, это будет не чем иным, как частью (пламени) ада. Так пусть он (сам) возьмёт это или откажется от этого » (Бухари 2458 и 2680, Муслим 1713).
Но как же тогда правильно понять приказ следовать сунне праведных халифов? Давайте обратимся для разъяснения этого вопроса к пониманию сподвижников:
أَخْبَرَنَا مُحَمَّدُ بْنُ الْعَلَاءِ، قَالَ: حَدَّثَنَا أَبُو مُعَاوِيَةَ، عَنْ الْأَعْمَشِ، عَنْ عُمَارَةَ هُوَ ابْنُ عُمَيْرٍ، عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ يَزِيدَ، قَالَ: أَكْثَرُوا عَلَى عَبْدِ اللَّهِ ذَاتَ يَوْمٍ فَقَالَ عَبْدُ اللَّهِ: » إِنَّهُ قَدْ أَتَى عَلَيْنَا زَمَانٌ وَلَسْنَا نَقْضِي، وَلَسْنَا هُنَالِكَ، ثُمَّ إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ قَدَّرَ عَلَيْنَا أَنْ بَلَغْنَا مَا تَرَوْنَ، فَمَنْ عَرَضَ لَهُ مِنْكُمْ قَضَاءٌ بَعْدَ الْيَوْمِ، فَلْيَقْضِ بِمَا فِي كِتَابِ اللَّهِ، فَإِنْ جَاءَ أَمْرٌ لَيْسَ فِي كِتَابِ اللَّهِ، فَلْيَقْضِ بِمَا قَضَى بِهِ نَبِيُّهُ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَإِنْ جَاءَ أَمْرٌ لَيْسَ فِي كِتَابِ اللَّهِ، وَلَا قَضَى بِهِ نَبِيُّهُ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَلْيَقْضِ بِمَا قَضَى بِهِ الصَّالِحُونَ، فَإِنْ جَاءَ أَمْرٌ لَيْسَ فِي كِتَابِ اللَّهِ، وَلَا قَضَى بِهِ نَبِيُّهُ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَلَا قَضَى بِهِ الصَّالِحُونَ، فَلْيَجْتَهِدْ رَأْيَهُ، وَلَا يَقُولُ: إِنِّي أَخَافُ، وَإِنِّي أَخَافُ، فَإِنَّ الْحَلَالَ بَيِّنٌ، وَالْحَرَامَ بَيِّنٌ، وَبَيْنَ ذَلِكَ أُمُورٌ مُشْتَبِهَاتٌ، فَدَعْ مَا يَرِيبُكَ إِلَى مَا لَا يَرِيبُكَ
Много людей поговорили (на разные темы) с АбдуЛлой ибн Мас’удом в один из дней. И АбдуЛлах ибн Масуд сказал:
« Было такое время, когда мы не решали, и не было у нас такого статуса, чтобы решать. Потом Аллах дал нам такой статус (возможность) и довёл нас до такого уровня, который вы видите. И теперь, когда кому то из вас придётся судить после сегодняшнего дня, то пусть судит согласно Книге Аллаха. А если будет дело, (решение которого) нету в Книге Аллаха, то он должен его разрешить согласно решению пророка. А если будет дело, (решение которого) нет в Книге Аллаха и не решал его пророк, то пусть он судит по тому, что решили праведники (сподвижники). Если же будет дело, (решение которого) нету в Книге Аллаха, и не решал его пророк, и не решали праведники (сподвижники), то тогда пусть делает иджтихад по своему мнению (придумает решение). И пусть не говорит: «Я боюсь, я боюсь», потому что дозволенное (халяль) — очевидно и запретное (харам) — очевидно, а между ними — дела сомнительные. Оставьте же то, что вызывает у вас сомнения (и обратитесь) к тому, что сомнений у вас не вызывает » (Насаи 5397, достоверно согласно мнению шейха Альбани ).
В этом предании (асар), один из великих сподвижников — АбдулЛах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, объясняет, что относительно дел, которые решаются Откровением — у людей нет выбора:
وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا
«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36)
Что же касается тех вопросов, относительно которых в Откровении нет прямых указаний, то решать их лучше, беря пример со сподвижников. Именно это имеется ввиду в словах из хадисов: « Так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов » и « А если будет дело, (решение которого) нет в Книге Аллаха и не решал его пророк, то пусть он судит по тому, что решили праведники (сахабы) ». И в этом случае, подобное решение уже не будет является частью Ислама, поскольку оно вынесено не в соответствии с Откровением, а, как мы поняли, хукм В РЕЛИГИИ может принадлежать только Аллаху.
В случае же, когда возникают новые вопросы, относительно которых нет указаний из Корана и Сунны, и которые не возникали во времена сподвижников, то следует решать их самостоятельно (делать иджтихад).
Поняв эту великую основу, пришло время перейти к разбору второй части хадиса, в которой посланник Аллаха приказывает: « Полностью избегайте новшеств в делах, ибо каждое нововведение — есть заблуждение! ».
Так, существует мнение, что нововведения бывают хорошими и плохими, в зависимости намерений и результата, которого посредством них добиваются. Сторонники этого мнения опираются на известный хадис, в котором пророк ﷺ сказал:
من سن في الإسلام سنة حسنة فله أجرها وأجر من عمل بها بعده من غير أن ينقص من أجورهم شيء
« Тот, кто подаст хороший пример в Исламе — получит за это награду, а также награду тех, кто станет совершать это после него, что нисколько не уменьшит их собственных наград » (2398).
И это — очень важное, простое и понятное объяснение, которое полностью согласуется с аятами, утверждающими недозволенность привносить в Ислам что-то от себя, вне зависимости от намерений возжелавшего это сделать!