что такое суггестивные способности
Суггестия и суггестивные техники
С незапамятных времен человек стремился к познанию тайн природы и себя, как ее немаловажной части. Среди способов влияния на мир суггестия открывала людям новые возможности и считалась магическим и лечебным инструментом шаманов, жрецов менявших восприятие и мышление человека, на которого направлена суггестия.
Что такое суггестия?
Суггестия задействована во многих сферах социума:
Суггестивные способности
Суггестия и контрсуггестия
Суггестивные методы воздействия снижают критичность человека и рождают состояние доверия, особенно в толпе. Человек заражается чужими идеями, установками. В ходе истории, у людей формируется протестное чувство в ответ на манипуляции, начинает возрастать «обособленность» и недоверие, так проявляется контрсуггестия – все, что внушается на уровне государства, религии, СМИ подвергается внутренней критике. Контрсуггестия перерастает из недоверия в неповиновение. Положительные аспекты контрсуггестии:
Суггестия в психологии
Суггестивные установки, внушаемые психотерапевтом, глубоко проникают в подсознание пациента и достигаются положительные эффекты:
Суггестивные техники в психотерапии
Для того, чтобы суггестивный метод, выбранный специально для определенного клиента или группы людей максимально сработал, необходим ряд условий:
Суггестивные техники и методы подразделяются на:
Невербальные «бессловесные» техники суггестии:
Суггестия в рекламе
Суггестивные методики в рекламе
Суггестия в СМИ
Суггестивные техники активно используются телевидением, радиовещанием и в периодике. Преследуются цели закрепить эмоциональные реакции, определенное социально-психологическое поведение в обществе. Суггестивный эффект достигается воздействием на мотивационную сферу. Часто используются негативные новости и события, вызывающие страх и неопределенность у людей, играя на чувствах – легче контролировать общество.
Суггестия в политике
Суггестивные приемы взяты на вооружение политиками. Современный политический дискурс (речь) использует такой суггестивный прием, как хеджирование – речевое завуалированное воздействие на массовое сознание. Основные элементы хеджирования:
Суггестивные технологии в литературе:
Суггестивное воздействие и терапия
Есть много методов психотерапии, с помощью которых происходит воздействие на сознание человека. Одним из таких является суггестивное воздействие. В данной статье вы узнаете об особенностях суггестивной терапии, в каких случаях она применяется, и каковы ее преимущества.
Понятие суггестии
Суггестивное воздействие подразумевает влияние на человеческое сознание с помощью различных методов внушения. В данном случае на подсознание человека влияют с помощью словесных внушений с целью улучшения его психического здоровья. Считать суггестивным действием обычный разговор не следует, так как в данном случае происходит обмен информацией и ее анализ.
Пример самовнушения и суггестии
Человек, обладающий харизмой, обычно притягивает к себе окружающих, так как он уверен в себе и от него исходит положительная энергетика. Если по каким-то причинам у вас убавились силы, а повседневные обязанности становятся непосильным грузом, следует просто правильно себя настроить. Для этого встаньте с самого утра и подойдите к зеркалу. Скажите своему отражению, что вы себя прекрасно чувствуете, любите свою работу, и сегодня у вас будет замечательный день. Также вы можете сказать о своих коллегах и ваших прекрасных отношениях.
Подобный ритуал поможет вам ощутить собственную силу, и вы почувствуете невероятное облегчение. Если вы сможете научиться влиять на самого себя, то сможете влиять на окружающих. Если вы являетесь тренером спортивной команды, то результаты их игры напрямую зависят от вас и того, как вы их запрограммируете.
Принципы суггестивного воздействия
Для достижения положительных результатов необходимо придерживаться следующих принципов:
Суггестивная терапия
Суггестивная терапия предполагает воздействие на человека в состоянии гипноза с помощью внушения с целью замены негативных мыслей на позитивные. Длительность терапии составляет около 40 минут, а в общей сложности человеку может понадобиться от 10 до 15 сеансов. Терапия проходит следующим образом:
Следуя подобной технологии, терапевт может добиться от пациента решения проблемы. Важным моментом данной терапии является представление терапевтом действий, которые пациент должен совершить. Если же он не может представить данные действия, то терапия внушения пойдет крахом.
Применение суггестивной терапии
Суггестивная терапия станет идеальным выбором в том случае, если пациент является ярым противником каких-либо конкретных установок, а психолог все еще не определился с основным методом воздействия. Стоит отметить, что внушить человеку можно лишь то, что он уже принял на бессознательном уровне.
На сегодняшний день самым ярким примером суггестивного воздействия является реклама. Также суггестию можно наблюдать в области педагогики или медицины. Адекватно воспринимать суггестивное воздействие научит курс Викиум «Критическое мышление«.
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Коллектив авторов
Книга «Шпаргалка по педагогике (для педагогов)»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.
Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.
Важными профессиональными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
Обязательное для учителя качество – гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.
Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание.
Неотъемлемое профессиональное качество учителя – справедливость.
Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе. Педагогическая требовательность должна быть разумной.
Педагогический такт – это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт – это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Ядром педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника.
Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных, приобретаемых в процессе профессиональной подготовки, связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.
23. Профессиональный потенциал педагога
Значение имеют не изолированные качества педагога, а их целостная система. Системный характер учительского мастерства отражается в понятии «профессиональный потенциал педагога», объединяющем в себе многие разноплановые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя.
Профессиональный потенциал – это:
– главная характеристика педагога, включающая в себя совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном уровне;
– скорректированная на цель способность педагога ее реализовать: при этом речь идет о соотношении намерений и достижений;
– база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов.
Профессиональный потенциал определяется как система естественных и приобретенных в процессе профессиональной подготовки качеств:
ППП = Пнеп + Пчип + Пдсп + Пдпд, где ППП – профессиональный потенциал педагога; Пнеп – неизменяемая часть потенциала, обусловленная общими врожденными способностями личности;
Пчип – частично изменяемая (прогрессивная) часть потенциала, обусловленная естественными специальными способностями личности, развитием последних в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности;
Пдсп – компонент потенциала, добавляемый специальной подготовкой в вузе (специальный);
Пдпд – часть потенциала, приобретаемая в процессе практической деятельности педагога.
Система ППП содержит структурные части, под которыми понимаются крупные направления (аспекты) подготовки учителей и их профессиональной деятельности.
Общая структура понятия «профессиональный потенциал» многоплановая.
С одной стороны, ППП содержит в себе соотношение ориентации как наклонности к педагогической деятельности и действительной ситуации деятельности. При таком подходе подчеркивается значение приобретенной и естественной способности к занятиям педагогической деятельностью.
С другой стороны, ППП отражает отношение педагога к профессиональной деятельности. Это значит, что одних лишь способностей, даже когда они есть, мало для качественного выполнения профессиональных обязанностей.
С третьей стороны, ППП трактуется как возможность выполнять свой труд на уровне требований педагогической профессии, в сочетании с индивидуальным пониманием сущности педагогического процесса – стилем учебно-воспитательной деятельности.
С четвертой стороны, ППП – это концентрирование приобретенных качеств, т. е. система приобретенных в процессе подготовки знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности.
Общими структурными компонентами педагогического профессионального потенциала является интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, операционный, творческий.
Культурный, гуманистический, деятельностный компоненты рассматриваются как общие условия, в которых протекает профессиональная деятельность.
Близким по отношению к ППП общим понятием является педагогический профессионализм, который означает способность рассчитывать течение педагогических процессов, предвидеть их последствия, при этом опираясь на знание общих обстоятельств, условий и конкретных причин.
24. Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства
В структуре педагогической деятельности выделяются следующие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Гностический компонент – это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.
К общекультурным знаниям относятся знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, экологических проблемах; наличие содержательных увлечений и хобби.
Специальные знания включают владение предметом, а также знание по педагогике, психологии и методике преподавания.
Знания и умения, составляющие основу собственно познавательной деятельности, т. е. деятельности по приобретению новых знаний являются важной составляющей гностического компонента.
Конструктивные или проектировочные способности являются определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства. От них зависит эффективность использования всех других знаний. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса.
Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель.
Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий и т. п.
Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения, но и самоорганизации деятельности преподавателя.
От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит легкость установления контактов преподавателя с учащимися и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т. п.
Суггестия
Суггестия – это психологическое воздействие на сознание индивида, с целью внушения ему желательных установок, которые не осознаются и противоречат его воле. Термин «суггестия» предполагает наличие дополнительных понятий для описания суггестивного процесса. Внушение применяется в самых разнообразных областях жизнедеятельности: психология, медицина, педагогика, религия, спорт, обучение, военное дело, живопись, литература, театральная деятельность, музыка.
Суггестабельный – это характеристика человека, легко поддающегося суггестии.
Суггестор – это индивид, который внушает и является источником суггестии. Суггесторами могут быть не только индивид, а и группа.
Суггеренд – это тот, кто поддаётся суггестии, её объект. Индивид, подвергнутый суггестии, воспринимает информацию, поступающую в его мозг без ее осмысления, анализа или соотнесения с известными фактами о ней и собственным состоянием.
Внушение используют в целях изменения нежелательного поведения человека или его мышления, склонения индивида к своему мнению, к желательному действию, распространению необходимой информации и полезных слухов.
Бывает несколько видов внушения: в состоянии бодрствования, в трансовом состоянии, во сне, просоночном состоянии, с отставным эффектом, с применением определенных процедур и препаратов, прерывистое и заочное. Каждый из перечисленных видов внушения является небезопасным в применении ими людьми, не знающих основ суггестологии, поскольку они могут навредить и себе и другим людям. Воздействие, которое осуществляется посредством внушения на человека, когда тот находится в состоянии гипнотического сна, называется – гипноз. Другими словами психологический гипноз наяву – это состояние суггестии. По своей сути, суггестия представляет компонент общения между людьми или специфическую коммуникацию.
Суггестия рассматривается с трех точек зрения: психофизиологии, психологии, философии. Суггестабельность или суггестивность это степень восприимчивости к суггестии, которая определяется субъективной готовностью индивида подчиниться суггестивному воздействию.
Суггестабильность – представляет неоднородное явление, которое выступает противоположным явлением к критичности. Обнаруживает она себя по-разному в различных сферах личности, относительно к тому или иному виду деятельности и содержанию. Каждый индивид в какой-то степени в определенных ситуациях может оказаться суггестабильным.
Суггестабильность представляет разные степени восприимчивости к суггестии, которые зависят от пола, возраста, класса, профессии, силы воли, умственного развития, психического и физического здоровья и т.д.
Суггестабильность является характеристикой индивида, которая зависит от ситуативных и личностных факторов, выражает свойство нервно-психического аппарата человека, а также принадлежность к стадному инстинкту и подчинение сильнейшему; отображает результат интимного отношения и влечения суггеренда к суггестору.
Что такое суггестия
Суггестия это в психологии и психотерапии метод воздействия на психику человека, без его осознания данного процесса. При этом влияние распространяется на эмоциональную сферу, впечатления человека и бессознательную область.
Суггестия это в психологии очень полезный метод в борьбе с фобиями, депрессиями, неврозами. Поскольку внушение не осознается пациентом, то защитные механизмы не срабатывают, что позволяет контролировать его мышление и действия. Больше всего приёмы суггестии используют в медицинской и психотерапевтической практике, но бывает, что её применяют в корыстных целях.
Суггестивное воздействие может оказываться снаружи другими людьми, а может действовать изнутри, то есть самовнушение (аутосуггестия). Например, человек, попавший в неприятную ситуацию, успокаивает себя тем, что все закончится хорошо, таким образом, он использует самовнушение. Самовнушение производит мощнейшее воздействие на личность, поскольку человек может им заниматься в течение неограниченного времени.
Методы суггестии. Внушение бывает нескольких видов. По средствам достижения: вербальное и невербальное. Вербальное внушение предусматривает использование слов, фраз, невербальное – мимика, жесты, особенности окружающей обстановки.
Внушение зависимо от методов реализации и делится на прямое и косвенное. Прямое состоит в использовании словесных формул, которыми суггестор воздействует на психику суггеренда и меняет его поведение и сознание. Косвенное внушение предусматривает заключение скрытой информации в сообщении.
По характеру воздействия суггестия бывает императивная и кооперативная. Императивная основана на директивных установках и невербальных стимулах. Кооперативная предполагает использование мягких форм суггестии с применением слабых стимулов и слабо выраженных словесных суггестий.
Существуют определенные факторы суггестии, которые повышают суггестабельность человека. Среди них выделяются такие черты личности:
— комплекс неполноценности, робость, склонность к покорности;
— стеснительность, высокий уровень тревожности, доверчивость;
— высокая эмоциональность и впечатлительность;
— плохое логическое мышление, медленная реактивность психической деятельности;
— зависимость от других, от их мнения и влияния;
— слабые волевые процессы, умственная отсталость.
Вышеперечисленные свойства личности (факторы суггестии) можно определить с помощью специально ориентированных тестов. Таким образом, человек может подкорректировать определенные качества, чтобы меньше поддаваться внушению.
Кроме определенных свойств личности, факторы суггестии, включают:
— психофизическое актуальное состояние личности на момент внушения;
— уровень спокойствия, расслабленности;
— силу эмоционального возбуждения, утомление, переживание стресса.
Повышению воздействия суггестии на человека способствует отсутствие компетентности в обсуждаемой теме и выполняемой деятельности, не высокая значимость вопроса для него, дефицит во времени для принятия взвешенного решения. Люди пожилого возраста и дети легче подвергаются внушению, поскольку их психика неустойчива и когнитивные процессы достаточно слабые.
Средством внушения является речь человека. С помощью вербального сообщения человек может воздействовать на партнера, с целью изменить его представления. Но не каждый человек соглашается на эти изменения, поскольку он способен защитить свою автономию, поэтому воздвигает психологические барьеры.
Часто можно услышать в одном выражении понятия «суггестия и контрсуггестия», они являются противоположными по своему существу. Так, психологи выдвинули идею о противодействии суггестивному влиянию и назвали эту концепцию «контрсуггестией» (как контратака).
Способность человека противостоять внушению, выражать встречную психологическую активность называется контрсуггестией, или противовнушением, благодаря которой человек способен выстраивать барьеры в коммуникации.
В жизни человека бывают не только ситуации, несущие положительную информацию, но и бесполезные, а также встречаются угрожающие. Главное, чтобы сам человек сумел отличить, какая ситуация несет ему пользу, а какая оказывает неблагоприятное воздействие.
Суггестия и контрсуггестия могут действовать одновременно. Когда один человек пытается внушить другому свою волю, то суггеренд не будет ожидать конца этого процесса, а сразу же начнет вступать в контратаку. Контрсуггестия предусматривает недоверие к суггестору. Ограждаясь от доверия к нему, человек защищает себя от его влияния. Если человек заранее определил, что партнер по общению является небезопасным человеком, тогда он моментально начинает воспринимать его, как ненужного, неавторитетного, не своего и будет просто избегать встреч с ним, не вникать в его сообщения, прерывать разговор. Не стоит стесняться так делать, именно таким образом можно защитить себя от ненужного воздействия.
Активно используется суггестия в рекламе. Объектом рекламного внушения является огромная масса людей. Лучшим образом люди воспринимают информацию, которая выложена доступно, наглядно, образно и лаконично, и особенно большим будет эффект воздействия, если внушаемая информация будет соответствовать потребностям и интересам общества.
Суггестия в рекламе будет эффективнее, если суггестор будет владеть высоким статусом и являться авторитетом для людей, иметь интеллектуальное превосходство над другими. Поэтому в любых видах рекламы главный персонаж отличается ярко выраженными качествами личности: мужеством (или женственностью), уверенностью, волей, оптимизмом и обаянием.
Важно, чтобы суггерент поддавался внушению. Отношения между суггерентом и суггестром должны складываться, как можно лучше, то есть вызывать доверие, авторитет и зависимость. Поэтому во многих рекламах персонажи для того, чтобы быть ближе к людям, создают необходимые условия, домашнюю атмосферу, говорят о популярных, волнующих проблемах.
Суггестия в рекламе зависит от «конструирования» сообщения, от уровня его аргументированности, совмещения эмоциональных и логических компонентов, конкретность ключевых слов, смысл которых можно сразу представить в голове. В рекламном сообщении важно употреблять образные понятия, ключевые слова, которые несли бы конкретный смысл и благозвучие.
Для эффекта необходимо указывать конкретные и образные качества. Нужно постараться с помощью слов сформировать представления человека об конкретных достоинствах товара, поэтому фразы должны быть со своеобразным содержанием.
Эффект суггестии в рекламе окажется больше, если в рекламном обращении забрать частицу «не», поскольку она создает отрицательное влияние.
Суггестия примеры рекламного обращения: «Наш крем делает кожу ваших рук молодой и гладкой», вместо: «Наш крем сделает так, что ваши руки не будут укрываться морщинами, и не будут стареть»; «Вы будете здоровы», вместо «Вы не будете больше болеть».
Эффект суггестии в рекламе зависит от речевой динамики. Основными речевыми приёмами считаются: мягкость и сила голоса, обогащенная интонация, паузы, эффект неожиданности. Если этими приёмами качественно овладеть, можно достигнуть высокой убедительности обращения.
Факторы суггестии рекламы включают тембр голоса. Более выигрышным будет использование мужского голоса в озвучивании сообщения. Низкий баритон, «бархатный» голос действует на подсознание человека положительно. А вот тенор вызывает реакцию удивления.
Эффект суггестии в рекламе достигается с помощью мимики и жестов, если они являются адекватными к ситуации, воспринимаются, как заинтересованность и эмоциональная вовлеченность, что способствует созданию ситуации доверия и положительного отношения.
Суггестия в рекламе достигается воздействием определенных звукосочетаний. Если правильно подобрать звукосочетания, они смогут не только вызвать эмоции, но и определенные образы в воображении.
Рекламная суггестия, примеры употребления звуков: звук «о» воспринимается мягко и вызывает расслабленность, когда человек слышит «о», ему хочется расслабиться; звуки «э» и «а» ассоциируются с эмоциональным подъемом, «На», «Ура», «Эх».
Некоторые манипуляторы в личных целях предпочитают использовать такие приёмы, как гипноз (суггестия – внушение). Внушение посредством гипноза применяется с использованием приёмов фасцинации, фиксации взгляда, ритмических раздражителей и словесных формул.
Чтобы реализовать в психотерапии метод суггестии, может быть достаточно всего лишь достижения первой стадии. Приём осуществляется таким способом: на фоне громкой и маскирующей информации на уровне подсознания насаждаются стимулы, которые находятся вне пределов порога слышимости. Еще одним использованием аудиосуггестии в гипнозе является спектральное маскирование с использованием музыкальной информации, как носителя полезной информации.
Визуальное внушение действует с применением метода визуальной суггестии, самым популярным методом здесь считается использование 25-го кадра.
Используя методы видео и аудиокоррекции можно достигать положительных и негативных целей суггестии. С положительной целью они применяются для реабилитации пациентов, переживших психотравмирующую ситуацию, тем, кому необходимо вернуть чувство уверенности в себе, для достижения успеха. Но, к сожалению, этими методами в большей мере пользуются ради извлечения личных выгод от других людей.
Методы речевой динамики используют священнослужители. Они говорят мягким и проникновенным голосом с чистой доброжелательностью, без намека на раздражительность, используют выразительные паузы и интонации, имеют адекватную речь, мимику и соответствующие жесты.
Темп речи может быть повышенным у людей с высоким интеллектом, что в свою очередь вызывает доверие к этому человеку. Главное, чтобы такой высокий темп позволял улавливать суть сообщения, иначе оно останется бессмысленным.
Также в рекламах используют знакомые голоса популярных ведущих или актеров для того, чтобы люди поддавались их внушению, воспринимая их авторитет.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»