что такое стратегия мышления
Какие бывают стратегии мышления и какая из них самая выгодная
Какие бывают стратегии мышления и какая из них самая выгодная, что происходит в процессе научения и как работают системы рефлекторной связи — об этом рассказал доцент Института психологии имени Выготского РГГУ в рамках «Популярного лектория» журнала «Популярная механика». Публикуем основные тезисы лекции.
Сергей Мац
психолог, старший преподаватель Института им. Выготского РГГУ
Мысли не всегда интересовали людей настолько, насколько они интересуют нас сейчас. Главным переживанием в жизни была религия, а это — чувство, эмоция. Интересоваться своими мыслями люди начали в эпоху Декарта. На протяжении XVI века человечество изменилось настолько, что с людьми, которые жили в начале столетия, нам еще было бы не о чем разговаривать — они мыслили по-другому. С теми, кто жил в конце века, мы могли бы разговаривать намного легче. Сама по себе идея «я ошибаюсь, следовательно, я существую» скорее восходит к Блаженному Августину, который жил гораздо раньше Декарта. Но есть принципиальная разница между Декартом и Августином: Декарт ошибается и, заглядывая внутрь себя, видит сомнения, видит желание в чем-то разобраться, а Августин видит желание преодолеть свои ошибки путем веры. Это совершенно другой взгляд и образ.
Декарт привлек наше внимание к тому, как важна мысль и процесс мышления. Родился философ в 1596 году в обедневшей семье. Он служил в голландской армии, а когда началась 30-летняя война, поехал на службу в Германию, участвовал в осаде Ла-Рошеля. Позже он опять сбежал в Голландию, где начал работу над своими сочинениями. Сама по себе религиозная война не дала каких-то более просвещенных людей: протестанты жгли костры, католики жгли костры, но была возможность мигрировать от одних к другим, что Декарт всю жизнь и делал. В этот момент борьба за мысль происходила повсюду — вся Европа боролась за возможность доносить мысли. В 1600 году в Риме сжигают Джордано Бруно. На суде он говорит: «Сжечь — не значит опровергнуть». «Количество ослов — загадка для меня, но качество ослов приводит в восхищение. » — эта строчка из стихотворения Владимира Кострова ярко иллюстрирует отношение Бруно к тем, кто не уделял своим мыслям достаточного внимания.
Декарт приносит две главные идеи: первая — Бог не управляет миром. Он сотворил природу, а дальше она действует сама. И вторая — мир состоит из движущейся материи, которую тоже можно изучать. В середине XVI века возникает то, что мы потом назовем релятивизмом, то есть принцип относительности. Галилей постулирует его для классической механики. Чтобы что-то изучать и о чем-то мыслить, нужно предложить метод, способ это узнать. То есть необходима система координат. Здесь вспоминается Хокинг и его «Краткая истории времени»: едет поезд, два человека играют в нем в пинг-понг. Как летает шарик от пинг-понга? Для людей, которые находятся в поезде — этот шарик летает быстро, для того, кто находится во Вселенной, — он никак не движется. потому что далеко. А кто этот кто-то, кому мы задаем вопрос, как движется шарик? Чтобы задать такой вопрос, нам нужно поместить этого человека в каждую из точек. Если мы не учитываем свойства психики, то картина рушится, потому что без знания этих свойств мы ответа не получим. Нам самим нужно в первую очередь ответить: как мыслит тот, у кого мы что-либо спрашиваем?
Для того чтобы понимать, как формулировать эти вопросы, человечество создало два инструмента — это мышление и наука. Мышление — это высший процесс обработки информации. Вследствие мыслей мы задаемся вопросом и предлагаем методы изучения и систему координат.
Как работает мышление
Чтобы понять, как работает мышление с точки зрения организма, можно предложить модель, которая производит реакцию сигнала от внешней среды. Первая такая модель называется стимулоактивной, когда на каждый стимул возникает реакция. Вторая модель — рефлекторная, а третья — инстинктивная. Вначале на стимул могут возникать различные реакции: птица не знает, где лежат ветки в лесу, муравей не знает, где лежат иголки. Поэтому они просто начинают искать. Реакций много — где нашел, там подобрал.
В процессе научения в системе происходит сжатие информации — это подобно тому, как мы конвертируем песню в другой формат, чтобы она занимала меньше места. Отбрасывание несущественной информации дает возможность экономить вычислительный ресурс, чтобы осуществлять модель научения.
До второй половины ХХ века психология интересовалась тем, как стимулы связаны с реакциями, а позже появились целые отрасли, которые изучают свойства мышления, занимаются высшей обработкой информации. Когнитивная революция произошла в ведущих американских университетах, появились когнитивная психология и наука, которые пытаются разобраться, что происходит внутри.
Иван Павлов стремился отыскать систему рефлекторной связи между человеком и реальностью, но возвести это к простой схеме не получилось. Павлов сформулировал идею о том, как происходит работа в сигнальных системах, а их всего две: в первую сигнальную или безусловную систему поступает определенный стимул, который позже должен будет преобразоваться в реакцию. Во второй сигнальной системе стимул переходит в знак. В эпоху постмодерна выявили, что существует третья сигнальная система — социальная.
Задача обработки информации — сэкономить время пересчета от стимула к реакции, когда нужно отбросить всю несущественную информацию и оставить существенную.
Внутри первой сигнальной системы реальный предмет отбрасывает несущественные признаки, во второй системе информация отбрасывается, чтобы преобразоваться в знак. Когда информация уже «очищена», она переходит в вербальную. Многие же наши действия моделируются окружающими нас людьми: факт наличия рядом другого человека влияет на окончательный выбор реакции. Третья сигнальная система наполнена социальными стандартами и бессознательными социальными реакциями. Мы фильтруем все больше и больше информации и, наконец, приходим к конкретной реакции, то есть к поведению, которое осуществляем. Вся совокупность этих комплексов и есть высшая функция переработки информации. Это наш сложный путь от простого стимула к сложной реакции.
Виды мышления
Во многих случаях нам необходима индукция — то есть разжатие информации. Сначала происходит наполнение абстрактного образа конкретными деталями, которые превращаются в ощущения, — их знаками уже не выразить. Например, каждая девушка знает про любовь, знает, что мужчина «что-то должен», то есть у любви есть определенные атрибуты, как, например, обручальное кольцо и многое другое. После той же свадьбы атрибут кольца отпадает.
Наше мышление работает в сторону концентрации и абстрагирования. Существует несколько видов мышления, которые носят как практический, так и теоретический характер. Наглядно — практическое мышление существует у детей до полутора лет — мысли относительно какого-либо предмета появляются только тогда, когда вещь оказывается в руке. После полутора лет развивается конкретно-предметный вид мышления, когда дети уже могут манипулировать предметом. Однако, чтобы возникло то, что мы называем мыслями, предмет все равно должен воздействовать на ребенка. До поступления в школу это ведущий процесс мышления. Параллельно с ним начинает развиваться наглядно-образное мышление — для того, чтобы возникли мысли относительно того или иного явления, достаточно его просто увидеть. Впоследствии возникает теоретическое мышление, когда достаточно просто что-то представить. Высшая степень развития этого инструмента — абстрактное мышление, когда субъект научается манипулировать конструкциями, не имея признаков реальных предметов.
Абстрактное мышление и его преимущество
Есть предположение, что абстрактным стилем мышления обладают далеко не все люди — скажем, обыватель не способен мыслить абстрактно. Какое преимущество дает это мышление? У Чехова в рассказе «Ионыч» есть отличная характеристика людей, не обладающих абстрактным мышлением. Герой рассказа говорит о том, что обыватель — человек добрый и весьма приятный, пока он рассуждает о чем-нибудь, что можно съесть. Как только речь заходит о вещах принципиально несъедобных, он разворачивает такую философию, что остается только плюнуть ему в лицо и отвернуться. То есть как только речь заходит о непредметных категориях, человек, не обладающий абстрактным мышлением, теряет предмет разговора, что его очень огорчает.
Чем больше у субъекта развито абстрактное мышление, тем больше у него способность заранее просчитать возможные исходы той или иной ситуации. Существует процесс, который позволяет стимулировать обработку информации, этот процесс называется творческим механизмом.
Схема творческого механизма
В 1908 году на заседании психологического общества Парижа Анри Пуанкаре сделал доклад. Он, к сожалению, не был записан. В нем Пуанкаре выявил схему творческого механизма, которую позже стали приписывать Грэму Уоллесу. Итак, любой творческий процесс проходит 4 стадии: первая — это подготовка, на которой происходит формулирование задачи, складывание системы координат. Во время второй стадии — инкубации, — накапливается энергия, а на третьей — возникает решение той или иной проблемы в рамках первой сигнальной системы, когда мы чувствуем, что пришла какая-то идея, но еще не можем выразить ее как-то конкретно. На четвертой, финальной стадии, происходит проверка результата — если нам кажется, что окружающие неправильно отреагируют, информация снова возвращается на первую стадию.
Как развить стратегическое мышление
Стратегическое мышление — это ментальный процесс, применяемый человеком в контексте достижения успеха в игре или других начинаниях. Результатом этой деятельности являются мысли о том, как вести себя в настоящем, чтобы получить что-то в будущем.
Человек, который мыслит стратегически, часто задает себе вопросы «Что?», «Почему?» и «Как?». Он думает категориями месяцев, лет, десятилетий, планирует свою жизнь на этот период, но способен меняться. Стратег знает куда и зачем идет. Он может допускать ошибки, но способен заметить и исправить их.
Чем стратегия отличается от тактики?
Прежде чем выяснить, как развивать стратегическое мышление, попробуем найти ответ на очень распространенный вопрос. Его, наверное, задает себе каждый, когда впервые сталкивается с этими понятиями. Если уделить теме недостаточно внимания, можно запутаться и получить смутные представления об этих понятиях. Попробуем разобраться.
Около 2500 лет назад китайский военный стратег Сунь Цзы написал «Искусство войны». В ней есть фраза: «Стратегия без тактики — это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это шум перед поражением».
Если говорить упрощенно, то стратегия отвечает на вопрос «Что?», тактика отвечает на вопрос «Как?». Но не все так очевидно.
Сразу скажем, что стратегия и тактика не расходятся друг с другом, они находятся в одной плоскости.
Вот еще три важных момента:
Помните, что стратегия должна быть последовательной, это словно огромный корабль. Тогда как тактику можно менять с тем, чтобы правильно следовать стратегии.
Принципы стратегического мышления
Наблюдайте и ищите тенденции
Часто мы не видим общую картину. Это происходит потому, что навалилось слишком много работы, что приводит к стрессу и депрессии. Мы пропускаем ключевую информацию, которая могла бы помочь сосредоточиться, расставить приоритеты и быть проактивным при решении проблем.
Чтобы мыслить стратегически, нужно каждый день делать сознательную попытку посмотреть на общую картину и замечать тенденции. Мир меняется постоянно и зачастую направление просматривается. Его-то и надо стараться видеть.
Пускай это будет вашим ежедневным упражнением. Обратите внимание на проблемы, с которыми сталкивается большинство людей в мире. Наблюдайте за миром бизнеса. Читайте, находите связи между разными темами, статьями и книгами.
Задавайте сложные вопросы
Чтобы замечать тенденции и правильно понимать окружающий мир, нужно задавать сложные, а порой и неудобные вопросы. Вопросы — это язык стратегии. Только дурак может мыслить ответами.
Ищите ответы, спрашивая себя: «Где я себя вижу через год?», «Какой личностью я хочу стать через три года?», «Какой будет моя компания через пять лет?».
Вот еще вопросы, которые стоит задать себе прямо сейчас:
Ведите себя как стратег
Люди, умеющие мыслить стратегически, умеют говорить на этом языке. Они определяют приоритетность и последовательность своих мыслей. Они бросают вызов статус-кво и меняют свои предположения.
Если все это кажется сложным, вот способы, которые помогут отточить навыки:
Найдите время для размышлений и разрешения конфликтов
Чем бы вы ни занимались, всегда выделяйте время на то, чтобы прийти в себя и подумать. Тяжело менять свою жизнь, если не размышлять о возможностях и решениях.
Главное, понять вот что: размышления — это тоже работа, причем самая ценная. Мы привыкли думать, что человек работает, когда много двигается и создает новые вещи. Но это далеко не всегда так.
То, что происходит в голове, влияет на качество жизни в большей степени. Это помогает успокоиться, потому что вы извлекаете наружу страхи и сомнения, которые проявляются постоянно, но не обдумываются тщательным образом. Работайте над своими внутренними конфликтами и станете мыслить намного эффективнее.
Навыки, которые способствуют развитию стратегического мышления
Стратегическое мышление включает в себя развитие целого набора критических навыков:
Умение задействовать разные типы мышления
Когнитивная гибкость — это когда вы умеете быстро переключаться с логического, последовательного мышления на латеральное, творческое. При разработке стратегии второе не менее важно, чем первое.
Способность создавать предсказания
Предсказания — это умение представить будущее, исходя из накопленных знаний, интуиции. Не попытки угадать и не что-то мистическое, а способность видеть связи и понимать развитие.
Работать с целями
Такие люди имеют возможность четко определять свои цели и разрабатывать стратегический план действий для каждой задачи, разбитой на под-задачи, а также имеют список необходимых ресурсов и конкретную временную шкалу.
Обладать гибким мышлением
У стратега есть врожденная способность проявлять инициативу и предвосхищать изменения, а не реагировать на них только после возникновения.
Быть восприимчивым
Это значит считывать подсказки, которые подбрасывает окружающий мир и другие люди, а также правильно использовать интуицию. Великие стратегические мыслители будут слушать, слышать и понимать сказанное, читать и наблюдать за происходящим.
Непрерывно обучаться
Мало просто создать план действий на несколько лет вперед и начать ему следовать. Нужно находиться в состоянии постоянного обучения. Используйте любую возможность приобрести новое знание.
Выделять время на себя
Это значит не думать только о работе и о своей стратегии. Иногда полезно отдохнуть, полностью сменить род деятельности, заняться новыми хобби.
Развивать непредвзятость
Иногда так приятно принимать желаемое за действительное. Но стратеги так не делают: они отказываются от своей точки зрения, если она противоречит новым фактам. Они умеют унять свое эго, за что получают награду в виде достижения цели. Другие же будут тешить самолюбие и сохранять статус-кво.
А теперь перейдем к советам о том, как развивать свое стратегическое мышление.
Как развить стратегическое мышление
Размышляйте
Этот совет уже присутствовал в тексте. Но он настолько важен, что мы оформим его в отдельный пункт.
Стратеги создают связи между идеями, планами и людьми, которые другие не видят. Но как вы можете создать эти связи, если вы никогда не даете своему уму возможность увидеть их?
Другими словами, подсказка о том, как мыслить стратегически, является первым словом в самой фразе: «мыслить». И это означает принять на себя обязательство замедлить работу и позволить вашему разуму развернуться в другую сторону.
Простой способ сделать это: запланировать время на размышления. Лучший инструмент: бумага и ручка. Время дня: утро или вечер.
Расширяйте свой кругозор
Невозможно стать стратегом, если вы не будете интересоваться миром и происходящими в нем событиями. Но и этого мало: нужно понимать человеческую психологию, изучать работу мозга, читать научные книги и многое другое.
Стратегическое мышление и любопытство идут рука об руку. В конце концов, чем больше идей и опыта у нас есть, тем больше материала есть для установления связей.
Приобретать опыт можно не только из книг: отправьтесь в небольшое путешествие, знакомьтесь с новыми людьми, изучайте природу. Также посещайте семинары и конференции на самые разные темы. Обновляйтесь постоянно.
Принимайте решения
Стратегия — это не только мысль; это также выполнение задачи. Поэтому, как только вы начнете создавать идеи и устанавливать связи между ними, вам придется приступить к принятию решений о том, что делать дальше. А так как всегда существует ограничение во времени, деньгах и ресурсах, нужно научиться расставлять приоритеты.
Когда мы мыслим стратегически, то принимаем непопулярные, тяжелые решение. Чтобы оптимизировать прибыль придется кого-то уволить, закрыть какую-то продуктовую линейку. Или что еще сложнее: тратить меньше времени на семью, чтобы достичь успеха в бизнесе. Или наоборот.
Худшее, что может быть в этой ситуации — не суметь принять четкое решение и выбрать не тот путь.
Отдаляйтесь и приближайтесь
Мы часто не видим леса за парой деревьев. Поэтому необходим баланс: нужно смещать фокус внимания то на детали, то на общую картину.
Свои преимущества и недостатки есть у обоих подходов. Когда мы смотрим на ситуацию в общем, то можем упустить важнейшие детали, не заметить нюансы. Если же чрезмерно вдаемся в детали, можем пойти не в ту сторону, заниматься совершенно не тем, чем планировали изначально.
Знать, когда приближаться, а когда отдаляться — это тонкое мастерство, которое можно воспитать лишь с опытом. Сейчас же важно знать, что есть два уровня масштаба в любой ситуации.
Задавайте вопросы
Мы уже говорили о важности вопросов. Они помогают навести резкость, выяснить причины, заметить следствия, сосредоточиться на важном.
Задавайте себе подобные вопросы:
Поиск ответов имеет значение. Он включает мозг на полную мощность и заставляет его искать ответы. Важно не останавливаться и подбрасывать своему разуму все новые и новые вопросы.
Поставьте себя на место другого человека
Стратегия, которую вы создали, безусловно опирается и на других людей. А значит, если вы неправильно понимаете особенности человеческой натуры, то можете наделать массу ошибок.
Вы можете думать, что создали сплоченную команду профессионалов, которая создаст новый продукт за следующие шесть месяцев. Но этого мало, важно еще ежедневно уметь вызывать у них энтузиазм и мотивацию, искать правильные стимулы, мудро направлять работу.
Научитесь разрешать конфликты, потому что без этого вся ваша стратегия может стоить не больше, чем бумага, на которой она напечатана. Это невероятно важно именно в бизнесе.
Осознайте свои собственные предубеждения
Чтобы стать стратегом, нужно постоянно подвергать сомнению свои мысли. Признание того, что идеи могут быть ошибочными, не влияет на ваш собственный авторитет, а, скорее, наоборот. Вы открыты для проверки фактов и своего мышления, что только позволяет разуму развиваться.
Задайте себе следующие вопросы:
Научитесь понимать последствия
Каждый выбор имеет последствия. После того, как создадите несколько версий реализации своей стратегии, подумайте о последствиях каждого варианта. Этот шаг важен для принятия окончательного решения; с практикой станет легче.
Четкое определение эффектов различных сценариев важно для принятия окончательного решения. Задайте эти вопросы, чтобы оценить, какой результат будет лучше всего соответствовать вашему видению:
Книги
Развитие стратегического мышления во многом зависит от количества усвоенной информации и умения использовать стратегические методы. Это база, на которой растут наши знания и опыт. Следующие книги пополнят эту базу.
Когда вы начинаете развивать стратегическое мышление, то в первое время можете чувствовать себя не в своей тарелке. Слишком много информации придется пропустить через себя. Но главная сложность может заключаться даже не в этом: то, что вы считали общей картиной, на самом деле оказалось всего лишь маленькой деталью. Но через какое-то время паззл начнет собираться и вы сможете вырабатывать стратегии в разных сферах своей жизни.
Как развить стратегическое мышление
Стратег думает критериями месяцев, лет, десятилетий. Он планирует свою жизнь на достаточно длительный период, при этом способен меняться, может допускать ошибки, но замечает их и исправляет.
Стратегическое мышление – это метальный процесс, который используется для достижения успеха в поставленной цели. Иными совами – это мысли о том, как поступить сегодня, чтобы завтра получить нужный результат.
Что это такое: описание способности
Под стратегическим мышлением понимается способность осознавать промежуточные задачи, которые стоят на пути к цели. Если говорить проще, стратегия очень похожа на компьютерную игру, в которой для достижения цели нужно поочередно пройти много уровней. Но если в компьютерной игре все заранее запрограммированно, но в реальной жизни человек сам формирует уровни для продвижения вперед, то есть является не только игроком, но и автором.
Пример стратегического мышления. Цель – строительство дома. Это конечный итог, для достижения которого нужно пройти несколько уровней:
Виды стратегического мышления
Выделяется 4 типа базовых моделей стратегического мышления:
Факторы, формирующие развитие этой способности
Факторы, которые влияют на стратегическое мышление, делятся на внешние и внутренние.
Внешние факторы:
Внутренние факторы:
Как влияет мышление на повседневную жизнь?
По результатам стратегических опросов, 50% людей перед Новым годом пишут список дел, которые они планируют сделать в наступающем году, но 30% этих новогодних обещаний не дотягивают даже до весны. Без планов абстрактные желания и цели не сбываются.
Стратегическое мышление учит человека не полагаться на обстоятельства, а планировать ресурсы и время для достижения конечного результата цели.
Применение в работе руководителя, менеджера и иных сотрудников
Изначально основы стратегического мышления применялись в военной науке. Слово «стратегия» с греческого так и переводится как искусство вести войну, и сейчас значение и применение стратегии существенно расширилось, его используют в разных областях жизни, в том числе и в бизнесе.
Стратегический менеджмент в бизнесе можно представить следующим образом:
Стратегическое мышление менеджеру и руководителю безусловно нужно, чтобы работать эффективнее. По статистическим данным около 96% управленцев заняты рутинной работой, и у них просто не остается времени на проработку глобальных задач. Стратегически правильным считается переложить часть работы на своих сотрудников, и, осуществляя контроль за этой их деятельностью, заниматься анализом рынка и другими проблемами, которые стоят перед руководителем.
Стратегическое мышление сотрудников имеет не менее важное значение, чем стратегическое мышление руководителя. Свежие идеи в бизнесе рождаются именно в диалогах. Поэтому, если управленец хочет, чтобы его сотрудники не просто выполняли работу, как рутинную обязанность, а жили этой идеей, ему надо обязательно выработать у них стратегическое мышление и развить его дальше.
Чем опасно отсутствие стратегии?
Отсутствие стратегического мышления приводит к тому, что пропадет мотивация двигаться вперед и чего-то достигать. Когда у человека нет собственного видения задачи, он перестает воспринимать ее как цель, к которой нужно двигаться. Такой человек будет просто уныло плыть по течению, ничему не радуясь и ничего не достигая.
Отсутствие единого видения в команде чревато тем, что члены команды не будут осознавать свое место и будут «тянуть» дело в разные стороны. При этом затрата ресурсов и времени на достижение цели будет сильно возрастать.
Как развить: методы и упражнения
Стратегами не рождаются, обучение этому умению длится годами, оно строится на основании следующих навыков:
Есть методы и упражнения, которые позволяют научиться мыслить стратегически, среди них можно выделить такие, как:
Часто у людей возникает ощущение, что в жизни все идет не так, как хотелось бы. Причина этого – отсутствие четкого плана действия. Стратегическое мышление позволяет исправить эту ситуацию, помогает определить цель, продумать каждый шаг и заранее предвидеть возможные проблемы и ошибки.
Полезное видео
На видео ниже можно узнать, как стать стратегом в повседневной жизни: