что такое столпы земли
Что такое столпы земли
Генрих I в семье был младшим ребенком. Устоями общества ему было предначертано служение церкви, а потому в основном детство его, согласно легендам, было отведено учёбе, за что впоследствии он получил прозвище Боклерк, означавшее «хорошо образованный». При распределении наследства вместо земель Генриху досталось 5000 фунтов серебром. Однако в итоге именно он занимает престол в обход права наследования: воспользовавшись смертью старшего брата — короля Вильгельма II Рыжего, и отсутствием в Первом крестовом походе среднего ребенка Роберта, Боклерк захватил королевскую казну и получил поддержку феодалов.
От брака с Матильдой Шотландской Генрих I имел двух детей. Король был твёрд в намерении сделать следующим правителем Англии сына Вильгельма Аделина. Но в 1120 году терпит крушение судно «Белый корабль», в результате чего погибают все пассажиры, в том числе и законный наследник. В итоге Генрихом I было принято решение передать престол дочери Матильде, которая должна править до взросления своего дитя. Пэры были вынуждены присягнуть ей на верность.
Среди аристократии царило недовольство не только предстоящей перспективой служить женщине (к тому же высокомерной), но и её браком с представителем Анжуйской империи. Воспользовавшись настроением среди знати и заручившись помощью брата, который был влиятельным представителем церкви, к власти приходит Стефан Блуаский, племянник Матильды (да-да, тоже присягнувший ей ранее). Это положило начало длительной междоусобной борьбе за английский трон и периоду, вошедшему в историю как «Анархия».
Жаворонок, пойманный в сети охотника,
Песнь свою сладкую петь продолжает,
Словно той песни мелодия звонкая
Дорогу к свободе ему открывает.
Кен Фоллет. «Столпы земли».
Именно об альтернативных событиях периода «Анархии» и повествует исторический роман Кена Фоллета «Столпы земли», охватывая временной промежуток между крушением «Белого корабля» и убийством Томаса Бекета. На фоне гражданской войны, голода и религиозных страстей автор описывает воздвижение великолепного кафедрального собора в маленьком городе Кингсбридж, строительство которого надолго объединит судьбы нескольких персонажей. Daedalic Entertainment же, взяв за основу одну из самых известных работ Фоллета, создала одноименную игру в атипичном для себя жанре — интерактивная новелла.
Проект структурно разделен на три части, именуемые «книгами». В первых семи главах повествование идёт от лица трёх персонажей, каждый из которых отличается положением в обществе, мировоззрением, да и банально возрастом. Приор Филип до основных событий игры заведовал небольшим монастырём имени св. Иоганна и славился умением установить дисциплину и организовать деятельность, в том числе хозяйственную. Однако неволей он оказывается в центре политических интриг, грозящих перерасти в гражданскую войну. Том Строитель с недавних пор мечтал лично возглавить строительство собора от начала до конца — это грандиозный и кропотливый процесс, требующий тщательно выверенных пропорций здания и усердия со стороны каменщиков, и предъявляющий высокие требования к качеству стен и конструкций — необходимость внимательно относиться к каждой детали открыло для мужчины волшебство его ремесла. Однако лишившись работы, двух дорогих ему людей и всех запасов еды из-за долгой зимы, Том вынужден пересмотреть свои ближайшие планы на жизнь. Мальчик Джек же всю свою сознательную жизнь провёл с матерью в лесу. Он никогда не видел ни замков, ни дворцов; не понимает, как люди могут существовать без охоты. Но ребёнок умён не по годам, и в отличие от большинства сверстников умеет читать, писать, считать и даже говорить по-французски и по-латыни.
Хоть перед нами и новелла, не следует забывать, что она в первую очередь интерактивная. Студия разработчиков использовала множество приёмов, чтобы установить обратную связь с игроком и привнести элемент его воздействия на представленный в игре мир. Один из них — это колесо инвентаря. В сумках и карманах героев можно найти как принадлежащие им изначально предметы, так и найденные в ходе исследования. Комбинировать вещицы друг с другом непосредственно в инвентаре нельзя, можно только поместить их в руку действующего лица и использовать на окружающих объектах. Интересной деталью являются ключевые предметы — ведь это не столько материальное нечто, сколько некая информация или текущая цель. Принцип их применения подобен использованию обычных предметов. При их взаимодействии с другими персонажами вы получите новые данные по интересующей теме, с неоживленными элементами окружения — узнаете мысли управляемого героя о взаимосвязи между штукенцией из инвентаря и выбранным элементом. Наличие некоторых предметов при вступлении в разговор открывает доступ к новым ветвям диалога.
Игровой процесс на первый взгляд схож с point and click приключениями: предоставлены несколько локаций для изучения, есть инвентарь для хранения материальных благ, возможность взаимодействия с другими персонажами. Однако отсутствуют головоломки, которые необходимо решать для достижения цели. Есть только основные задачи, которые можно просмотреть в журнале целей, и дополнительные заботы, способ разрешения которых не только логичен, но и необязателен для завершения главы. Главный акцент в проекте сделан на процессе повествования, непосредственном участии игрока и его возможности повлиять на историю, изложенную в книге Кеном Фоллетом, чтобы увидеть альтернативные события. Характерные для Daedalic Entertainment мини-игры также отсутствуют. Разве что для успешного осуществления некоторых действий игроку потребуется на специальной шкале попасть в зеленую область, когда в ней находится белая точка. Иногда активация всех окрашенных отрезков ограничена по времени.
Есть возможность собирать различные документы и сведения, которые раскрывают подробности жизни персонажей книги и отдельные события описываемой эпохи. Изложены они кратко и ёмко, помогая лучше понять ситуацию, в условиях которой действуют главные герои.
В крупных локациях для удобства их изучения игроку предоставляются географические карты и общие планы зданий, которые можно просмотреть в любой момент в специальном меню. Также в игре представлена общая карта местности с близлежащими городами, которая активируется, когда персонажи преодолевают большие расстояния. В такие моменты игрок волен выбирать, на какую развилку им стоит свернуть, а также принимает решения о действиях героя в новых обстоятельствах. Следует отметить, что выбранные варианты поступков откликнутся персонажу в последующем, не только в границах одной главы.
В целом, игрок во многих моментах влияет на развитие сюжета и игрового мира, и здесь присутствуют несколько интересных нюансов. Если обратиться к уголовному праву, то в нём есть понятие преступного бездействия, которое характеризуется волевым пассивным поведением человека. Это я веду к тому, что на отношение к управляемому герою других персонажей истории будут отражаться как его поступки и выбранные ответы при ведении разговора, так и бездействие или молчание.
В данной ситуации Джек может помочь незнакомому мальчику подняться на ноги или продолжить свой путь к берегу.
Инертность игрока также выражается в игнорировании потребностей окружающих его спутников и друзей. Например, они могут между делом посетовать на холод или голод, что царит в округе из-за долгой зимы. Есть возможность как попробовать найти способ облегчить их страдания, так и не проявить интереса к проблемам второстепенных персонажей.
Иногда выбор варианта ответа из диалогового окна ограничен по времени. Это не только повышает кризисность принятия решения, но и дает доступ к ещё одному альтернативному варианту — молчанию, в которое погрузится управляемый герой по истечению отведённого срока. И необходимо чувствовать, когда лучше действительно дать возможность говорить другим, чем высказать свое веское слово.
В конце каждой главы подводятся итоги, и игроку предоставляется краткий перечень всех совершенных им выборов, принятых решений и найденных документов, которые отразятся на дальнейшем развитии сюжета и доступных ветках диалога. В иной раз бездействие и отказ от помощи лишает возможности увидеть достаточно объёмный отрезок истории.
Так выглядят два возможных варианта завершения второй главы в зависимости от принятых решений.
В графической части прослеживается фирменный стиль студии Daedalic Entertainment: нарисованные вручную задние фоны и персонажи, использование современной версии «целлулоидной анимации». В то же время для игры был разработан индивидуальный стиль — изображение стало визуально выглядеть более реалистичным, чем в других проектах студии, но осталось дружелюбным к дальнейшему анимированию. В цветовой палитре преобладают спокойные холодные тона, которые замечательно передают дух Высокого Средневековья и серьёзный тон повествования.
На географической карте Великобритании действительно можно найти несколько поселений под названием «Кингсбридж». Однако в романе «Столпы земли» Кингсбридж — вымышленный город. Тем не менее, автор утверждает, что по его замыслу он находится на территории современного небольшого населенного пункта Мальборо, который территориально находится в достаточной близости от таких важных средневековых центров, как Уинчестер, Солсбери и Глостер.
Музыкальная составляющая представлена симфоническими оркестровыми композициями. В некоторых случаях, в том числе при нахождении персонажа на территории собора, присутствуют церковный хор и соответствующие мотивы. Этот приём чудесно передает одну главных тем произведения — значение и положение религии во всех сферах общества того времени и, естественно, само строительство кафедрального собора. Передано и настроение происходящего: тревога в партиях скрипки, расцветающая надежда в звуках флейты, состояние упадка в отголосках ветра. Для создания мелодий также использовались народные английские инструменты — так в Эрлскасле слышна шотландская волынка, часто можно расслышать вистл — ирландскую флейту.
Управление удобно реализовано для контроля с помощью геймпада. При приближении главного героя к предметам и персонажам, с которыми можно взаимодействовать, появляется специальное меню, рассчитанное на четыре действия: узнать мысли персонажа об объекте интереса, положить вещицу в инвентарь, начать диалог и применить содержимое сумки.
Сюжет будет интересен даже в том случае, если вы не знакомы с книгой «Столпы земли» — по мере знакомства с представленным в интерактивной новелле миром, игроку будут постепенно излагаться все изменения в обществе, в том числе причины, приведшие к началу гражданской войны, мотивы персонажей и взаимоотношения между ними. Кто же ознакомился с историческим романом Кена Фоллета, сможет принять непосредственное участие в уже знакомых сценах, некоторые из которых были воссозданы почти слово в слово согласно первоисточнику: например, роды Агнес или собрание монахов в Кингсбридже. Многие события в книге (как и некоторые черты характера действующих лиц) все же претерпели те или иные изменения, так как этого требовала необходимость создать внутриигровую ситуацию, интересную именно с точки зрения процесса: это и первая встреча с Алиеной, и поиск работы у графа Ширинга, и некрепкое здоровье брата Пола. Часть страниц книги так и не увидела воплощения в игре, однако все же упоминаются персонажами: так при первой встрече Джека с чужой семьей Альфред упоминает убийство свиного вора (на него ранее сетует и Агнес). Также есть возможность повлиять на некоторые ключевые сцены в игре, к которым студия разработала альтернативные пути развития.
Распространяется игра по модели сезонного абонемента, который дает доступ ко всем трем книгам. Их можно будет загрузить по мере их выхода. Перевод у игры на русский язык присутствует (только текстовый). Все диалоги полностью профессионально озвучены. Прохождение первых семи глав займет от 4 часов.
Так что же собой представляют не раз упомянутые столпы земли? Монастыри и соборы, как утверждает Филип? Или это всё же люди, способные стать надёжной опорой?
Как бы то ни было, игра по мотивам одного из самых известных произведений Кена Фоллета «Столпы земли» — это прекрасно стилизованная во всех отношениях интерактивная новелла, которая уважительно относится к первоисточнику, но и не забывает о необходимости наличия интересного игрового процесса. Несмотря на то, что в проекте отсутствуют головоломки или мини-игры в духе point and click приключений, он предложит вам стать непосредственным участником истории строительства кафедрального собора, что развернулась в эпоху междоусобных войн, пренебрежения клятвами и предания всего анархии.
Обзор написан по цифровой версии игры для PS4, предоставленной редакции издателем. Все скриншоты, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.
Столпы Земли (телесериал)
The Movie Network
(восточные провинции) Movie Central
(западные провинции) Starz
Ридли Скотт
Тони Скотт
Рола Бауэр
Дэвид В. Зукер
Майкл Прупас
Тим Халкин
Йонас Бауэр
Дэвид А. Роземонт
Содержание
Сюжет
Действие сериала разворачивается в Англии XII века. У короля Генриха I при странных обстоятельствах погибает единственный наследник в кораблекрушении. Остаётся несовершеннолетняя дочь короля — Матильда (Мод), но она не может взойти на престол, только её ребёнок мужского пола, по достижении совершеннолетия. Спустя несколько лет она рожает, но Генрих умирает будучи отравленным, а власть, при поддержке архиепископа, переходит к племяннику короля Стефану Блуасскому. Мод, при участии аристократов, давших при жизни короля присягу в верности ей и её сыну, включая незаконнорожденного сына короля Роберта, графа Глостерского и давнего соратника Бартоломью, графа Ширинга, готовится к восстанию для возвращения трона. Англия оказывается вовлечена в междоусобную распрю.
Параллельно развивается сюжет о жизни талантливого, но неудачливого мастера-каменщика, Тома «Строителя». Он был нанят для строительства резиденции Вильяма Гамлеха, эгоистичного и капризного молодого аристократа, который в угоду родителям и собственным амбициям пытался завоевать сердце дочери графа Ширинга Алины. Но она, не испытывая ни малейшей к нему симпатии и из-за грубых приставаний под насмешки придворных отказывает ему. Разгневанный Вильям расторгает контракт с Томом, ставя того на грань нищеты.
Том и его семья отправляются на поиски новой работы. В пути они знакомятся со скрывающейся от церкви бывшей послушницей Эллен и её сыном Джеком, которая помогает раненой после нападения разбойников дочери Тома Марте и даёт им приют в своей пещере в лесу. Но сын Тома Альфред, не испытывая к ним доверия и из ревности, воспользовавшись тем, что Эллен занимается медициной, обвиняет её в колдовстве, и семье приходится уйти ночью. Агнес, жена Тома, умирает, преждевременно родив сына. И Том, будучи в отчаянном положении, понимая что им не выходить ребёнка, с болью решает оставить его на могиле. Но чуть позже, испытывая мучения совести, возвращается, только ребёнка до этого забрал монах находящегося неподалеку Кингсбриджского монастыря.
«Столпы Земли»: какой вышла игра по классическому историческому роману
На прошлой неделе почти незаметно вышла первая часть The Pillars of the Earth — игра по историческому роману Кена Фоллетта от Daedalic.
По книгам постоянно снимают фильмы, но игровые адаптации — событие более редкое. The Pillars of the Earth это хороший пример игры, где вариативность не спорит с однозначностью литературного повествования. Сюжет книги меняется для того, чтобы лучше решать игровые задачи, но это сделано осторожно и с большой любовью к первоисточнику. Персонажи, хотя и потеряли некоторую глубину, узнаваемы и интересны. И, что для игры, возможно, даже важнее — им хочется сопереживать.
Разбираемся, как работает игровая адаптация романа.
В книге три основных героя: Том, мастер-строитель, который мечтает построить самый высокий собор в Англии, монах Филипп, вставший во главе крупного монастыря и желающий восстановить его былую славу, и Джек, выросший в лесу с матерью и ищущий своего отца. Это эпическое историческое полотно, где на фоне событий мирового масштаба (король умер и не оставил прямых наследников, за трон начинается борьба) пытаются выжить главные герои.
По роману сняли мини-сериал и сделали несколько настольных игр. И вот разработчики из Daedalic решили превратить произведение Фоллета в видеоигру.
The Pillars of the Earth выглядит очень хорошо: акварельная отрисовка красивая и атмосферная, а игра актеров озвучки превращает двухмерные модели в живых людей, за которых быстро начинаешь искренне переживать (вне зависимости от знакомства с книгой). Цвета, звуки и сюжет погружают в мрачную атмосферу раннего Средневековья.
Интерактивная новелла — близкий к литературному первоисточнику формат. Основная игровая механика — классический point-and-click с колесом выбора реплик от Telltale. В большинстве диалогов время на ответ ограничено, и молчание — тоже вариант реакции. От решений игрока зависит то, как складываются некоторые моменты жизни и отношений героев, но на глобальные повороты сюжета они не влияют.
С первых минут становится понятно, что The Pillars of the Earth не будет вести игрока за руку. Есть основные задачи, которые обязательно нужно решить, чтобы пойти дальше: помочь Тому найти работу, поговорить с епископом, найти письмо. Но в той же сцене есть и другие, менее важные вещи — правда, игра почти не даёт на этот счет никаких намёков.
Многое зависит от уровня эмпатии игрока и его отношения к персонажам. Например, Филипп встречает старого замерзающего монаха — можно принести ему тёплый камень из кухни. Или, скажем, Джек ворует во дворце куриную ножку, а сын Тома Альфред недавно жаловался на голод — можно отнести ему поесть. Или не относить, ведь Альфред терпеть не может Джека.
Такие мини-события влияют на то, как к персонажу будут относиться окружающие его люди, и повлекут за собой последствия в следующих главах. Сцена в любом случае заканчивается, когда персонаж выполняет основную задачу. В конце каждой главы подводятся итоги. Поэтому игроку постоянно приходится оценивать окружающий мир, внимательно прислушиваться к разговорам на улице и жалобам, осматривать закоулки и дворцы и несколько раз взвешивать все «за» и «против», выбирая реплику в диалогах.
The Pillars of the Earth свойственна литературная перспектива. Глобальный сюжет шире, чем жизни и поступки героев, и мало зависит от их решений.
В играх повествование и история как бы «крутятся» вокруг главного героя: события приходят в движение, когда он действует, и замирает без его участия. Игроку важно чувствовать, что он часть происходящего. В литературе это необязательно. Герои The Pillars of the Earth — небольшие винтики истории о борьбе за трон. Они не видят всей картины и руководствуются своими частными целями.
Сюжет игры подробно повторяет роман: разве что некоторые сцены исчезают, меняют своё место в повествовании или упрощаются. Фоллетт стремился воссоздать панораму эпохи, углубляясь в мельчайшие из деталей. Игра действует иначе: уменьшает масштаб и сосредотачивается на трёх героях и последствиях их решений.
Интерактивность в The Pillars of the Earth помогает создать эмоциональную связь с героями. Система диалогов и необязательность многих решений мотивирует игрока участвовать в происходящем, а не просто выполнять задачи, которые диктует игра.
Жизни главных героев начинают переплетаться ещё до того, как они встречают друг друга. Игрок видит, как решения, принятые им за одного персонажа, сказываются на жизни другого. И часто результат оказывается совсем не тем, на который можно было рассчитывать, делая правильный, казалось бы, выбор.
В The Pillars of the Earth некоторые сюжетные сцены из первоисточника специально изменяются: они становятся интересными игровыми ситуациями.
Например, во второй главе первой части игры Филипп приезжает в монастырь из своей маленькой лесной обители и выясняет, что настоятель погиб при таинственных обстоятельствах, тело не нашли, а всю его библиотеку скоро сожгут в соответствии с его последней волей. Но Филиппу нужно письмо, которое хранится где-то в кабинете настоятеля.
Вся глава выглядит как сцена из мистического детективного романа и напоминает скорее «Имя розы» Умберто Эко, чем роман Фоллетта — монах рыщет по монастырю и пытается разгадать тайны, которыми местные не спешат делиться.
В книге этот эпизод более прямолинеен: он должен показать внутреннюю борьбу героя. В конце его монашеское смирение уступает гордыне (И тело настоятеля никуда не пропадало). В игре же это классическая адвенчура — подслушиваем разговоры, ищем тайники, используем ключи, говорим с персонажами и раскрываем несколько секретов.
Эти изменения меняют темп и характер повествования — они дают игроку возможность лучше узнать героев и то, как они ведут себя в более обыденных ситуациях.
Экранизации вынуждены отсекать детали из-за большой разницы в хронометраже: уместить тысячу страниц в два с половиной часа очень тяжело, приходится чем-то жертвовать. Но на чтение книги и прохождение игры нужно примерно одинаковое время. Тем не менее, не всё, что есть в книжном первоисточнике, может войти в игру — но по другим причинам.
В романе герои трёхмерны: они могут действовать из лучших побуждений, но при этом вести себя грубо, жестоко, высокомерно или низменно. Например, важная часть характера Тома — плотские чувства в отношении каждой проходящей мимо женщины. Он ремесленник из XII века, от него странно ожидать чего-то другого. Но в игре его характер сглаживается: Том становится добрым, покладистым и достойным великой цели, ради которой гибнут окружающие его люди — строительства идеального собора.
Филипп в романе борется с гордыней и амбициями, постоянно оправдывая свои поступки перед Богом. В игре он скорее умный и праведный человек, волей обстоятельств попавший в некомфортную для себя ситуацию. А Уильям, например, из одного из персонажей, от лица которого рассказывается история в романе, в игре трансформируется в почти стереотипного злодея.
Книгу можно читать отвлечённо — это просто собрание историй о других людях. В игре мы участвуем в событиях и принимаем решения. Поэтому герои должны нравиться — чтобы игрок не чувствовал, что ему навязывают неприятные ему решения. Поэтому главные герои The Pillars of the Earth лишились некоторых непривлекательных черт характера, а злодеи потеряли признаки человечности.
В книгах мы многое узнаем о характере, мыслях и чувствах персонажа, но в играх герои проявляют себя через слова и поступки. Книжный персонаж может действовать из страха, искреннего заблуждения, раздражения. У игрового персонажа всегда должна быть цель, понятная игроку. Иначе пропадёт мотивация.
В адвенчуре Daedalic это несовпадение решают с помощью традиционной квестовой механики. Игровая обработка неизбежно лишает героев глубины, и разработчики частично её восстанавливают. По правому клику на людей и предметы игрок может прочитать мысли героя. Обычно в квестах это размышления о том, что нужно сделать с предметом или как его можно использовать.
В The Pillars of the Earth игрок заглядывает в самые сокровенные переживания персонажей: Том винит себя в смерти жены, Филипп сомневается в своих силах, Джек отчаянно не понимает смысла городов, сословий и человеческого общения.
Эти чувства подробно выписываются в книгах и иногда показываются в игровых диалогах. Чтение же мыслей героя — решение на стыке двух медиумов, которое делает сопереживание более глубоким.
The Pillars of the Earth многое взяла от первоисточника: в игре есть большой исторический сюжет, несколько главных героев, глобальная перспектива. Например, чувства героев не инструментальны: они не подсказывают игроку решения пазлов, но помогают ему лучше понять внутренний мир персонажей, их страхи и надежды. Это скорее литературный приём.
Кое-что разработчики изменили — характеры персонажей стали как будто бы проще. Благодаря этому игрок может отыграть каждого из них немного по-разному. Например, Филипп в игре может быть терпимым и прощающим, а может быть строгим и жёстким поборником дисциплины. Более подробная прорисовка характера не позволила бы добавить в игру эту небольшую вариативность.
Сюжет очень удачно адаптирован под формат интерактивной новеллы. Но некоторые сцены упрощаются, другие меняются для того, чтобы стать не чисто описательными, а игровыми. На основные сюжетные узлы игрок не может повлиять, но может выбрать отношение персонажа к ним.
Кен Фоллетт «Столпы Земли»
Исторический роман о смуте в Англии XII века, о том, как сложно управлять монастырем, и что возведение собора — вопрос далеко не только религии, но также власти, правильного менеджмента, доступа к ресурсам и поиска талантливого архитектора. Именно о них, зодчих, лишенных тщеславия, не оставивших нам своих имен, отдававших все силы проекту, который им никогда не увидеть завершенным, пойдет речь в книге Кена Фоллетта «Столпы Земли».
Исторический контекст
Хронологически роман охватывает промежуток с 1123 по 1174 годы — смутное время междоусобных войн, борьбы за престол, интриг и тайн.
Наследник Генриха I, короля Англии, погиб при кораблекрушении, война за право занять престол продлилась почти 20 лет с переменным успехом для каждой из враждующих сторон. Претендентами на трон были племянник короля Стефан и принцесса Мод, оберегающая малолетнего принца. Каждому из них нужны были союзники среди аристократии и высшего духовенства — их подкупали будущей властью и богатством или шантажировали. Подданные влиятельного феодала должны были следовать его выбору, даже если им казались законными притязания другого кандидата.
Конец смуте удастся положить правителю Нормандии Генриху, который будет коронован как Генрих II — он переправился в Британию с континента и силой захватил власть, став основателем династии Плантагенетов.
Кингсбридж реальный и вымышленный
В графстве Девон действительно есть старинный город с названием Кингсбридж, но автор заимствовал у него только название. События, описанные в романе не имеют ничего общего с историей реального Кингсбриджа.
Эпизод с пожаром в старом соборе, за которым последовало возведение нового, более современного вдохновлен судьбой знаменитого Кентерберийского Собора. Его здание, выстроенное в традициях романской архитектуры, просуществовало до последней четверти XII века. Жуткий пожар почти полностью уничтожил собор. Возведение нового доверили французскому архитектору, который создал настоящее чудо в готическим стиле с высокими светлыми окнами, стрельчатыми арками и витражами.
«Столпы Земли» сюжет
В романе упоминаются и даже иногда выступают в качестве действующих лиц реальные личности: члены королевской семьи и претенденты на престол, знаковые фигуры в истории церкви, например, Томас Бекет. Но основная движущая сила сюжета — это простые люди, чьи имена история не сохранила. В фокусе внимания автора три главные сюжетные линии:
Их судьбы сплетаются подчас неожиданным образом, формируя замысловатый и чарующий мир, отделенный от нас почти тысячелетием. Слушайте «Столпы Земли» онлайн, если любите масштабные исторические романы с большим вниманием к достоверности в деталях эпохи.
Другие аудиокниги Кена Фоллетта
Автор десятков исторических романов, Кен Фоллетт не привязан к одной эпохе: его интересы простираются от раннего средневековья до холодной войны. В нашей онлайн библиотеке есть еще два его романа.