что такое среда в психологии

ПСИХОЛОГИЯ СРЕДЫ:ИСТОЧНИКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ИСТОЧНИКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Характерной особенностью развития научного знания на современном этапе является его своеобразная гуманитарноэкологическая ориентация. Ее смысл заключается в том, что человек пытается предохранить себя от возвращающегося бумеранга антропогенной деструкции природы. Эпоха натиска человека на природу закончилась или, во всяком случае, заканчивается. Необходимо повернуться лицом к человеку и спасать Землю от собственного усердия не по разуму. Изменилась сама цель развития. Еще недавно казалось, что достаточно человека накормить и сделать богатым. Сейчас же выяснилось, что для того, чтобы жить долго и не болеть, этого мало. Нужна еще благоприятная для жизни среда.

Актуальность анализа развития данного направления, определения основных областей исследования и рассмотрения некоторых методологических вопросов обусловлена явным несоответствием характера организации окружающей человека пространственнопредметной среды его природе, что изначально деструктивно влияет на различные структуры человеческой психики, а впоследствии деформирует и разрушает личность.

Г. Спенсером, но до 20-х гг. нашего века понятие и термин «социальная экология » в принятом ныне смысле не существовали. Социальной экологией называли раздел биоэкологии, исследующий общественных ( «социальных «) животных, прежде всего насекомых. Видимо, в новом смысле термин «социальная экология «, а именно как объединение научных отраслей, изучающих связь общественных структур (семейных и других малых социальных групп) с природной и социальной средой, впервые использовали американские социологи Р. Парк и Е. Берджес в приложении к теории поведения людских популяций в городской среде. Ученые использовали понятие «экосистема » в качестве системообразующей категории для характеристики города как результата взаимодействия большого числа индивидов. Предполагалось, что поведение человека будет приемлемым и желательным для системы в том случае, если окружающее пространство, среда «конгруэнтны » человеку; «неконгруэнтность » же деятельности индивида данному окружению является основой для возникновения фрустрации, тревожного состояния, что в свою очередь приводит к асоциальным поступкам [21].

Еще в 1916 г. Р. Парк отмечал, что психологи начинают употреблять средовые понятия и категории в качестве системообразующих для исследования влияния среды на поведение человека. В целом, период с 20-х гг. и до 60-х (60е гг. принято считать началом системного изучения взаимодействия человека и окружающей среды именно в рамках психологической науки) можно назвать подготовительным этапом, включающим различные эмпирические исследования, связанные с изучением влияния на человека тех мест, где он живет, работает и отдыхает, и оформление новых теоретических направлений в данной области.

Данный подход ( «человеческая экология «) стал одним из наиболее влиятельных в западной социологии.

В 1969 г. появляется монография Р. Соммера «Персональное пространство » [30]. Впервые этот термин был использован этологами [17], [15]. Ученые предположили, что каждое животное окружено «своеобразным пузырем «, который позволяет ему должным образом располагаться между другими животными. Позже Э. Холл и Р. Соммер адаптировали эту операциональную дефиницию к анализу регуляции пространства вокруг себя человеком. Так, Э. Холл определял персональное пространство как «небольшую защитную сферу или пузырь, который поддерживает, сохраняет и защищает человека от других » [14]. Р. Соммер обозначал персональное пространство как «площадь с невидимой границей, которая

окружает тело человека и в которую может войти чужой » 30]. По его мнению, термин «персональное пространство » является самым используемым для объяснения пространственного поведения человека; вместе с тем его недостатком является то, что содержание данной категории выражает защитный механизм пространственного поведения, т. е. предполагает статичный, а не развивающийся характер этого феномена [4], [18], [25]. Тем не менее концепция персонального пространства Р. Соммера, безусловно, считается одной из базовых в трактовке пространственного поведения человека.

Возникший к концу 60-х гг. комплекс средовых проблем (кризисное состояние природной среды, разрушительное влияние города на человека) нашел отражение и попытку разрешения в работах представителей экологической психологии, чьи концепции основывались на теоретических положениях бихевиоризма. Наиболее известной является концепция «места поведения » Р. Баркера. Он объединил характеристики конкретных паттернов поведения, которые имеют место в определенное время и в определенном пространстве. Основным методом являлось наблюдение, сопровождаемое беспристрастным описанием событий. С помощью метода поведенческих карт составлялся список всех видов деятельности, осуществляемых в данном месте;

предварительно выбирались категории описания, затем фиксировались все поведенческие единицы, свойственные данной территории. В итоге исследователь получал сводную таблицу, позволяющую сравнивать места поведения между собой. Так, например, в 40е гг. Р. Баркер изучал и сравнивал поведение детей в привычном для них окружении, а также в новой обстановке. Проведенные исследования показали, что разные дети ведут себя почти идентично в одной и той же среде, в то время как один и тот же ребенок может вести себя очень поразному, оказываясь в новых для него условиях [6], [7]. Подобные факты послужили основанием для вывода о возможности прогнозирования поведения ребенка путем организации определенного типа пространственной среды и использования этого в педагогической практике. По мнению Р. Баркера, полное описание существующих мест поведения дает возможность создавать новые типы сред с заданными свойствами и определенным типом деятельности [8].

Экологический подход Р. Баркера к изучению поведения человека в его окружении оказал существенное влияние на развитие и формирование взглядов, характеризующих современную психологию окружающей среды.

Необходимо отметить работы, анализирующие пространственные представления о городе, те процессы, через которые человек познает среду и ориентируется в ней.

Одним из первых данную проблематику разрабатывал С. Троубридж (1913). Его исследование было посвящено изучению причин плохой ориентации некоторых людей в окружающем их городском пространстве. С использованием метода оценок направлений было показано, что причиной подобного поведения являются

грубые нарушения локализации объектов в «умственных образных картах «. Это исследование доказывало безусловное влияние пространственных представлений на повседневное поведение человека.

Изучению пространственных представлений человека и животных посвящена работа Э. Толмена «Когнитивные карты у крыс и человека » (1948). Им было разработано понятие «когнитивная карта «, под которым понимается особая ментальная структура переработки информации, поступающей от сенсорных органов, которая указывает линии поведения, маршруты и ответные реакции животных и человека в физическом пространстве.

Необходимо отметить вклад в развитие проблем пространственного познания Ж. Пиаже. Он считал, что по мере овладения пространственным поведением ребенок сначала спонтанно, а затем все более осознанно использует накопленный концептуальный опыт, который в результате своего развития и приобретает статус абстрактной системы познавательных операций, обеспечивающих адекватное отражение пространственных отношений.

Важным событием в изучении проблем восприятия и оценки субъектом городской среды стало появление работы [2]. К. Линч применил структурный подход к изучению образа типичного американского города, на основании чего были выделены и проанализированы инвариантные элементы, из которых состоит этот образ. Автор отмечает важность «хорошего » образа города для поддержания эмоционального благополучия человека. Интересен тот факт, что вводится категория осмысляемого пространства города, которая утверждает, что в образах города воплощается его смысл.

Дальнейшая разработка проблемы восприятия субъектами городского пространства шла в направлении абстрагирования от конкретных перцептивных характеристик среды, но отличалась повышенным вниманием к таким факторам, как субъективная значимость отражаемого пространства, социокультурные традиции, эмоциональное отношение субъекта к тому или иному окружению. Интересным с этой точки зрения является исследование [3], посвященное разработке модели такого физического окружения для человека, который в максимальной степени соответствовало бы его «полнейшему и наилучшему развитию «.

Важное значение имеют работы по изучению влияния эстетических качеств среды на поведение и эмоциональное состояние субъектов. Так, в некоторых исследованиях испытуемым предлагалось представить настроения или эмоциональные состояния, которые они бы испытывали, находясь длительное время в показанных на слайдах различных по своим эстетическим качествам пространствах. Ученые предположили, что основным связующим звеном между поведением и средой является эмоциональная реакция [26].

Таким образом, рассмотренные работы, реализующие экологопсихологический подход к проблеме взаимодействия человека и среды ( «человеческая экология «, изучение пространственного поведения, экологическая психология и исследование репрезентаций пространства городской среды), оказали действительно формирующее влияние на возникновение на рубеже 80-х гг. нового направления в психологической науке, которое получило название психология окружающей среды.

В течение последнего десятилетия диапазон исследований за рубежом в области психологии окружающей среды значительно расширился. Сегодня получили теоретическое и экспериментальное развитие такие направления, как изучение реакций человека на взаимодействие с окружающей средой и возникающего в связи с этим стресса, пространственного поведения, восприятия качества окружающей среды и связанные с этим предпочтения того или иного пространственного окружения, процессов пространственного познания и пространственного мышления.

является нахождение своеобразного общего поля и анализ взаимосвязей между личностью, ее внутренним миром и тем пространством, той средой, где находится субъект.

Одним из первых теоретических представлений о психологическом характере взаимодействия человека и среды является концепция «жизненного пространства » К. Левина. Эта концепция выражает постоянное, непрекращающееся взаимодействие внутренних и внешних сил (потребности, мотивация, настроения и условия среды, которые поддерживают либо препятствуют осуществлению целей человека в конкретной ситуации). По формуле К. Левина, поведение рассматривается как объединение усилий личности и воспринимаемого окружения. Однако большее внимание К. Левин уделяет не внешнему объективному окружению, а индивидуальному характеру восприятия этого окружения. Ученый выделяет понятие «пограничной зоны » жизненного пространства, подразумевая под ним определенную часть физического и социального мира, которая влияет на жизненное пространство в данный момент времени [13], [19].

Важную роль в развитии теории взаимоотношений человека и среды сыграл Х. Мюррей [28]. Он считал, что в любой момент, когда организм находится в определенной среде, которая детерминирует его поведение и, возможно, изменяется при этом, образ действий индивида не может анализироваться без учета характеристик этой среды. Ученый придавал важное значение развитию методологического аппарата психологии среды. Он предложил своеобразный критерий для характеристики окружающей среды: «средовой пресс «, отмечая, что имеет место равное влияние как потребностей и личных характеристик субъекта, так и средового пресса, в результате чего субъект либо удовлетворен местом своего пребывания, либо фрустрирован.

Несколько иная трактовка характера взаимосвязи личности и окружающего пространства была предложена в работе [22]. Основным положением было то, что в целом поведение человека в какойлибо ситуации невозможно описать в категориях только психологии личности, и для того, чтобы предугадать принятие того или иного решения индивидом, обязательно должны рассматриваться структурные и функциональные критерии тех мест, в которых индивид находится.

Кроме того, в рамках психологии среды существует целый ряд теорий, основанных на постулатах бихевиоризма и объясняющих особенности взаимовлияния человека и среды [5], [26], [29]. В этих теориях средовые объекты рассматривались как стимулы (сильные, нейтральные, специфические и т. д.), которые вносят изменения в поведение человека.

Дальнейшее развитие психологической науки (когнитивная психология, неофрейдизм, гуманистическая психология) определило новые подходы к изучению взаимодействия человека и среды. Требования, предъявляемые к новым направлениям, заключались в необходимости решения следующих задач:

соблюдение преемственности и целостности с классическими парадигмами в изучении личности и, возможно, в их объединении;

четкое очерчивание круга проблем, вытекающих из смежных областей знания, которые могли бы обеспечить концептуальную базу для разработки так называемого «средового уровня » оценки личности;

создание адекватных принципов для развития способов оценки различных типов сред [11].

В решении этих задач ударение было сделано на необходимости изучения различий в отношении физического окружения и развитии такого измерительного оценочного аппарата, который связал бы воедино все проблемы, касающиеся физического окружения и личности.

На основании результатов эмпирических исследований, которые были использованы для разработки таксономии окружающей среды в ее взаимодействии с человеком, ученые сделали вывод, что дальнейшее изучение проблемы необходимо проводить в двух направлениях:

1) таксономии «внутреннего поля » средовых феноменов (необходимость

проверить, могут ли различные шкалирования и другие методики изучения личности быть адаптированы и применяться в области психологии среды);

2) более тесной интеграции изучения средовых явлений с исследованиями в области индивидуальных различий (для этого нужно усовершенствовать методический аппарат внутри каждой области).

Несколько иная трактовка механизма идентификации с местом основана на концепции К. Юнга, которая рассматривает пространство человека, его дом как его собственный символ [10]. Предполагается, что дом и различные пространства внутри него символизируют различные составляющие структуры психики человека. Так, например, гостиная или общая комната является эквивалентом той личности, каковой мы стремимся презентировать себя для «социального потребления «, своеобразным индикатором того себя, которого человек хочет представить окружающим людям.

Оригинальный взгляд на данную проблему предложен в работе [12], посвященной изучению символики домашних вещей и организации пространства как характерного показателя взаимовлияния человека и окружающей его среды. Вещи и предметы гораздо больше говорят о том, что человек может сделать и как он может повести себя, чем само его поведение и мысли. Именно поэтому предметы, которые окружают человека, играют важную роль в презентации его Я, что позволяет понять всю значимость отношений, которые существуют между человеком и окружающим его предметным миром. Физические объекты, как показали эмпирические исследования, могут символизировать широкий спектр значений: от инструмента для самовыражения, самоописания через механизм идентификации до символов, выражающих определенные духовные и культурноисторические ценности.

Такова краткая характеристика основных направлений исследования средовой персонологии.

Необходимо отметить, что существует несколько концептуальных подходов к проблеме взаимодействия человека и

среды в рамках психологоэкологического подхода.

В этих целях основные процессы, определяющие способы и условия взаимодействия организма и среды, могут быть охарактеризованы двумя парами переменных, различающимися в зависимости от:

1) способа взаимодействия человека со средой (поведенческого или когнитивного);

2) реакции человека на воздействие среды (активной или пассивной).

Таким образом, можно рассматривать проблемы взаимодействия человека и среды с точки зрения когнитивного (символического) способа взаимодействия организма и среды и с точки зрения поведенческого (физического) способа интеракции, учитывая активную либо пассивную фазу средового взаимодействия.

Взятые вместе, эти переменные дают четыре способа транзакции человека и окружающей среды: интерпретативный (активнокогнитивный), оценочный (реактивнокогнитивный), оперативный (активноповеденческий), респонсивный (реактивноповеденческий).

а) когнитивная репрезентация пространственного окружения;

а) экспериментальный анализ экологически релевантного поведения;

б) личность и среда

б) пространственное поведение(проксемика)

а) аттитюды относительно среды;

а) воздействие физического окружения;

б) оценивание среды

б) экологическая психология

Примечание: Таблица цитируется по [31].

Каждое из этих качественных состояний модели, в свою очередь, включает свои направления исследования, которые и составляют общий научный фонд исследовательских разработок в области взаимодействия человека и окружающей среды.

1. 3ейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М., 1981.

2. Линч К. Образ города. М., 1961.

3. Саймондс Д. Ландшафт и архитектура. М., 1965.

4. Aiello 1. Human spatial behavior // Stokols D., Altman (eds.) Handbook of environmental psychology. N. Y., 1987.

5. Bandura A. Principles of behavior modification. N. Y., 1969.

6. Barker R. Midwest and its children: The psychological ecology of American town. Evanston: Peterson, 1954.

7. Barker R., Gump P. Big school, small school. Stanford, 1964.

8. Barker R. Ecologycal psychology: Concepts and methods for studying the environment of human behavior. Stanford, 1968.

9. Calhoun J. B. Population density and social pathology // Scientif. America. 1962. V. 206. №2. Р. 139- 148.

10. Cooper C. The house as symbol of the self. California, 1971.

12. Csikzentmihalyi М., RochbergHalton E. The meaning of things: A study of domestic symbols and the self. Cambridge, 1981.

13. Hall E. The silent language. N. Y.: Doubleday, 1959.

14. Hall E. The hidden dimension. N. Y.: Doubleday, 1966.

15. Hediger H. Wild animals in captivity. L.: Butterworth, 1950.

16. Howard P. Territory in bird life. L.: Murray, 1920.

17. Katz D. Animals and men. N. Y.: Longmans Green, 1937.

18. Knowles E. An affiliative conflict theory of personal and group spatial behavior // Paulus P. (ed.) Psychology of group influence. N. Y.: Erlbaum, 1980. P. 132.

19. Lewin К. Principles of topological psychology. N. Y., 1936.

20. Lorenz К. Man meets dog. Cambridge, 1955.

21. McKenzie G. The ecological approach to the study of human community // Park. R. (ed.) Chicago, 1925.

22. Mishel W. Personality and assessment. N. Y., 1968.

23. Murray H. Explorations in personality. N. Y., 1938.

24. Park R. Human communities: The city and human ecology. Illinois, 1936.

26. Rotter J. Social dearning and clinical psychology. Englewood, 1954.

28. Searles H. The nonhuman environment: In normal development and in schizophrenia. N. Y., I960.

29. Skinner В. Science and human behavior. N. Y., 1953.

30. Sommer. R. Personal space: Behavioral basis of design. N. Y., 1968.

31. Stokols D. Environmental psychology // Annual Rev. of Psychol. 1978. V. 29. P. 258.

Источник

СРЕДА

Смотреть что такое СРЕДА в других словарях:

СРЕДА

IСреда́ в биологии, совокупность абиотических (неорганических) и биотических (органических) условий обитания животных, растений или микроорганиз. смотреть

СРЕДА

среда 1. ж. 1) Вещество, заполняющее какое-л. пространство и обладающее определенными свойствами. 2) Совокупность природных условий жизнедеятельности какого-л. организма. 3) а) Окружение, социально-бытовые условия, в которых протекает жизнь человека. б) Совокупность людей, связанных общностью жизненных условий, занятий, интересов. 2. ж. 1) Название третьего дня недели, следующего за вторником. 2) перен. Приём, вечер и т.п., устраиваемый в такой день недели.

СРЕДА

среда 1. ж.1. (окружение) environment; surroundings pl.; milieu (фр.) окружающая среда — surroundings; (о природе) environment охрана окружающей среды. смотреть

СРЕДА

СРЕДА

СРЕДА

СРЕДА

СРЕДА социальная, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. С. в широком смыс. смотреть

СРЕДА

СРЕДА

Среда. Процессы развития и разрушения омонимии внутри самой лексико-семантической системы языка, не связанные с живыми и активными иноязычными заимство. смотреть

СРЕДА

medium* * *среда́ ж.medium; (окружающая) environment; (воздушная или газовая) atmosphereагресси́вная среда́ — corrosive medium; corrosive atmospher. смотреть

СРЕДА

ж.; физ. medium; (окружающая) environment; surroundings- абразивная среда- абсорбирующая среда- агрессивная среда- активированная среда- активная сред. смотреть

СРЕДА

среда́ [окружение] сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? среды́, чему? среде́, (вижу) что? среду́, чем? средо́й, о чём? о среде́; мн. что. смотреть

СРЕДА

СРЕДА

СРЕДА

СРЕДА

СРЕДА

СРЕДА

СРЕДА

СРЕДА (франц. Milieu)1) окружающий мир; понятие, введенное в философию и социологию Тэном. Теория среды признавала человека глубоко зависящим от ок. смотреть

СРЕДА

I D́ сущ см. _Приложение II(вещество, заполняющее какое-н. пространство; условия существования; окружение)среды́среде́среду́мн.сре́дысредсре́дамсре́дыс. смотреть

СРЕДА

Iж.(окружение) medio m, ambiente m, medio ambienteокружающая среда — (medio) ambienteпитательная среда биол. — caldo de cultivoотносящийся к окружающей. смотреть

СРЕДА

СРЕДА

СРЕДА

I ж. в разн. знач.milieu mокружающая среда — ambiance f, environnement mпитательная среда биол. — bouillon m de cultureохрана окружающей среды — protec. смотреть

СРЕДА

1) agent2) environment3) fluid4) <comput.> medium5) surroundings– агрессивная среда– анизотропная среда– безграничная среда– бесконечная среда– в. смотреть

СРЕДА

СРЕДА

Термин происходит из старофранцузского и переводится приблизительно как окружать. Следовательно, среда – это то, что окружает. Ясно, что это общее значение влечет за собой широкий круг способов употребления. Обычно этот термин содержит определение, позволяющее точно понять, что именно окружается. Например, клеточная среда состоит из жидкостей ткани, окружающей клетку; пренатальная (или маточная) среда – это та, которая окружает организм во время беременности матери; внутренняя среда индивида состоит из тех физиологических и психологических событий, которые в ней происходят, и т.д. Когда термин используется без определения, обычно он обозначает общее физическое и социальное окружение организма индивида. Обратите внимание также, что термин несет в себе коннотацию влияния, то есть то, что является частью данной среды организма, играет некоторую фактическую или потенциальную роль в жизни этого организма. Следовательно, собрание муниципалитета в Кардифе не является частью среды для жителя Нью-Йорка, за исключением наиболее тривиального и неинтересного смысла. Однако ультрафиолетовое излучение, к которому человек является на удивление нечувствительным, как стимульное событие считается частью среды каждого человека. смотреть

СРЕДА

СРЕДА

СРЕДА

СРЕДА

• день недели szerda• обитания közeg• обстановка környezet• окружение miliő* * *I1) közeg пита́тельная среда́ — táptalaj2) (окружение) környezet в на́ш. смотреть

СРЕДА

физическое, интеллектуальное, моральное и социальное окружение, в котором мы живем. В прошлом веке проблема отношений индивида со средой знаменовала собой проблему эволюционизма, т.е. адаптации организма к физическому окружению: вопрос стоял о том, в какой степени среда может вызывать наследственные изменения в организме. Теория Ламарка настаивала на воздействии среды, способном трансформировать организм. (Он показывает, например, что когда по причине засухи в Африке листья на деревьях стали расти все выше и выше, жирафы смогли выжить лишь благодаря параллельному развитию их шеи и передних лап, что позволило им поедать листья даже на высоте 6 метров.) Все «генетические» теории в психологии настаивают на роли среды (нищета, развод родителей и т.д.), без которой невозможно объяснить особенности характера индивида и его жизненную позицию (здесь они противостоят теориям наследственности). Главная забота педагогики напрямую связана с раскрытием и устройством такой среды, где бы каждый смог развивать и реализовывать свои способности: что должно стать даже более насущной проблемой, чем профессиональная ориентация или реформа системы образования. смотреть

СРЕДА

физическое, интеллектуальное, моральное и социальное окружение, в котором мы живем. В прошлом веке проблема отношений индивида со средой знаменовала собой проблему эволюционизма, т.е. адаптации организма к физическому окружению: вопрос стоял о том, в какой степени среда может вызывать наследственные изменения в организме. Теория Ламарка настаивала на воздействии среды, способном трансформировать организм. (Он показывает, например, что когда по причине засухи в Африке листья на деревьях стали расти все выше и выше, жирафы смогли выжить лишь благодаря параллельному развитию их шеи и передних лап, что позволило им поедать листья даже на высоте 6 метров.) Все «генетические» теории в психологии настаивают на роли среды (нищета, развод родителей и т.д.), без которой невозможно объяснить особенности характера индивида и его жизненную позицию (здесь они противостоят теориям наследственности). Главная забота педагогики напрямую связана с раскрытием и устройством такой среды, где бы каждый смог развивать и реализовывать свои способности: что должно стать даже более насущной проблемой, чем профессиональная ориентация или реформа системы образования. смотреть

СРЕДА

(иноск.) — общество, в котором мы живем; условия жизни, которые окружают нас Ср. Какая, однако ж, загадочная, запутанная среда! Какие жестокие неумолим. смотреть

СРЕДА

Среда (иноск.) общество, въ которомъ мы живемъ; условія жизни, которыя окружаютъ насъ. Ср. Какая, однакожъ, загадочная, запутанная среда! Какіе жесток. смотреть

СРЕДА

СРЕДА

СРЕДА

м, ж.1. Вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-н. Воздушная с. Питател. смотреть

СРЕДА

(франц. Milieu) 1) окружающий мир; понятие, введенное в философию и социологию Тэном. Теория среды признавала человека глубоко зависящим от окружающего его мира и поэтому морально совершенно неответственным (см. Свобода). В настоящее время среду рассматривают как противоположный полюс врожденной способности, как пространство и материал для развития, с помощью которых способность прокладывает себе путь прямо или окольно; см. также Масса, Ситуация; 2) окружение, совокупность природных условии, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов, т, е. те из окружающих их условий, которые они способны переживать и от которых зависит их существование и продолжение рода. Якоб Иоганн фон Икскюль установил, что среда у различных организмов различается не в количественном отношении, а в качественном, вплоть до несравнимости. Это же имеет место и в отношении milieu, также называемого средой человека. смотреть

СРЕДА

СРЕДА

f Milieu n питательная дифференциальная среда — Differenzierungsnährboden m среда Вейнбергасреда Виноградскоговнешняя средавнутренняя средагенотипическая средадисперсионная средасреда здоровьяконсервирующая средасреда культивированиясреда Минкевича Рогозинасреда обитания человекасреда Перцовскогопитательная средапитательная желатиновая средапитательная желточная средапитательная жёлчная средапитательная жидкая средапитательная избирательная средапитательная казеиновая средапитательная мясо-пептонная средапитательная плотная средапитательная полужидкая средапитательная синтетическая средапитательная сухая средапитательная сывороточная средапитательная твёрдая средапитательная тощая средапитательная яичная средасреда поддержкипроизводственная средасреда Рапопортасреда ростасоциальная средатерапевтическая средасреда Терскихсреда Шустовой. смотреть

СРЕДА

СРЕДА

сущ. жен. рода1. соцально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий2. окружение, совокупность природных. смотреть

СРЕДА

1. среда́, среды́, среду́; мн.сре́ды, сред, сре́дам (окружение)2. среда́, среды́, сре́ду; мн.сре́ды, сред, среда́м (день недели)Синонимы: антураж, атм. смотреть

СРЕДА

СРЕДА

I ж. в разн. знач.milieu m окружающая среда — ambiance f, environnement m питательная среда биол. — bouillon m de culture охрана окружающей среды — pr. смотреть

СРЕДА

СРЕДА

1) вещество и/или пространство, окружающее рассматриваемый объект; 2) природные тела и явления, с которыми организм человека находится в прямых ил. смотреть

СРЕДА

I(1 ж); мн. сре/ды, Р. сред (окружение)II(1 ж), В. сре/ду; мн. сре/ды, Р. сред, Д. сре/да/м (день недели)Синонимы: антураж, атмосфера, биом, воздух, г. смотреть

СРЕДА

СРЕДА

1) окружающий мир; 2) (в биологии) все тела и явления (природные и антропогенные), с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях, так называемая среда обитания, жизненная среда, экологическая среда; 3) окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человека. Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону.В.Н. Савченко, В.П. Смагин.2006. Синонимы: антураж, атмосфера, биом, воздух, гиракс, день, климат, континуум, круг, микроклимат, микросреда, натура, недра, обстановка, общество, окружение, середа, середина недели, сеттинг, стихия, субстрат, сфера, третий день недели, трясина, условия, фитосреда, фон, эфир. смотреть

СРЕДА

. на среде; окружающая среда; температура окружающей среды; условия окружающей среды • Such systems provide models of how enzymes behave in their natu. смотреть

СРЕДА

среда любой материал, поддерживающий рост (воспроизводство) микроорганизмов. (Источник: «Микробиология: словарь терминов», Фирсов Н.Н., М: Дрофа, 2006. смотреть

СРЕДА

Заимств. из ст.-сл. яз. См. сердце, середина. Значение «средний день недели» считается семантической калькой (ср. нем. Mittwoch), однако может быть и и. смотреть

СРЕДА

I ж. ambiente m окружающая среда — ambiente внешняя среда — ambiente eserno питательная среда биол. — ambiente nutritivo географическая среда — ambiente geografico рабочая среда — ambiente operaio II ж. (день) mercoledì m по средам — il / di / ogni mercoledi Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: антураж, атмосфера, биом, воздух, гиракс, день, климат, континуум, круг, микроклимат, микросреда, натура, недра, обстановка, общество, окружение, середа, середина недели, сеттинг, стихия, субстрат, сфера, третий день недели, трясина, условия, фитосреда, фон, эфир. смотреть

СРЕДА

Питательная среда. Книжн. Источник обогащения. БМС 1998, 546.В эту среду сто годов кому. Пск. Шутл. О человеке преклонного возраста. СПП 2001, 72.Синон. смотреть

СРЕДА

1) Орфографическая запись слова: среда2) Ударение в слове: сред`а3) Деление слова на слоги (перенос слова): среда4) Фонетическая транскрипция слова сре. смотреть

СРЕДА

в широком смысле все факторы внешнего воздействия на развитие индивидуума. В психогенетике принято выделять среду общесемейную и индивидуальную. Общесемейная среда различна в разных семьях. Индивидуальная среда, наоборот, различна у разных членов семьи и потому снижает их сходство. Она делится на систематическую и несистематическую. К систематической индивидуальной среде относится, например, пол ребенка, номер (порядок) его рождения, отношения с другими членами семьи, внесемейные связи и т.д.; к несистематическойболезни, случайные события и т.д. смотреть

СРЕДА

жmeio m; (обстановка) ambiente m; (день недели) quarta-feira f, quarta fСинонимы: антураж, атмосфера, биом, воздух, гиракс, день, климат, континуум, к. смотреть

СРЕДА

сущ. (греч. тὸ μέσον, μέση) — середина.      (3 Цар. 14, 7).Синонимы: антураж, атмосфера, биом, воздух, гиракс, день, клим. смотреть

СРЕДА

1. окружающая обстановка, условия, совокупность людей, связанных этими условиями2. вещество, заполняющее пространство3. окружение, совокупность природн. смотреть

СРЕДА

(medium) 1. Любое вещество (обычно бульон, агар или желатин), используемое для культивирования микроорганизмов или клеток. Так, испытательная среда (assay medium) используется для определения концентрации фактора роста или какого-либо химического вещества путем измерения его количества, образовавшегося в результате жизнедеятельности какого-либо микроорганизма; все остальные питательные вещества присутствуют в количествах, необходимых для его нормального роста. 2. См. Вещество контрастное. смотреть

СРЕДА

I f1) ympäristöохрана окружающей среды — ympäristönsuojelu2) [seura]piiriв рабочей среде — työläispiirissäII fkeskiviikkoв среду — keskiviikkona

СРЕДА

среда מִיליֶיה ז’* * *אמצעותאמצעיבינוניביתיום רביעימדיוםסביבהСинонимы: антураж, атмосфера, биом, воздух, гиракс, день, климат, континуум, круг, микрок. смотреть

СРЕДА

СРЕДА

СРЕДА

СРЕДА

f.medium, surroundings, WednesdayСинонимы: антураж, атмосфера, биом, воздух, гиракс, день, климат, континуум, круг, микроклимат, микросреда, натура, н. смотреть

СРЕДА

— англ. environment; нем. Umurilt/Milieu. Совокупность явлений, процессов и условий, оказывающих влияние на изучаемый объект. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009 Синонимы: антураж, атмосфера, биом, воздух, гиракс, день, климат, континуум, круг, микроклимат, микросреда, натура, недра, обстановка, общество, окружение, середа, середина недели, сеттинг, стихия, субстрат, сфера, третий день недели, трясина, условия, фитосреда, фон, эфир. смотреть

СРЕДА

среда I = ж. 1. (окружение) environment; surroundings pl. ; географическая среда I geographical environment; рабочая среда I working-class environment/ surroundings; литературная, художественная среда I literary, artistic environment; в нашей среде in our circle(s)/set; в среде учёных among scientists, in the scientific world; охрана окружающей среды protection of the environment; 2. физ. хим. medium.

СРЕДА

Rzeczownik среда f środa f Fizyczny Chemiczny środowisko n ośrodek m

СРЕДА

СРЕДА

(старофр. – «то, что окружает») – 1. вещество, которое заполняет какое-либо пространство и обладает определёнными свойствами. Например, внутренняя среда организма; 2. совокупность природных условий жизнедеятельности организма; 3. совокупность социально психологических и бытовых условий жизни человека, социальной группы, класса; 4. середина недели (старославян. «середа» середина). смотреть

СРЕДА

miljø, onsdag, verdenСинонимы: антураж, атмосфера, биом, воздух, гиракс, день, климат, континуум, круг, микроклимат, микросреда, натура, недра, обстан. смотреть

СРЕДА

СРЕДА

— средина.Синонимы: антураж, атмосфера, биом, воздух, гиракс, день, климат, континуум, круг, микроклимат, микросреда, натура, недра, обстановка, общес. смотреть

СРЕДА

1. среда жсередина2. среда жсреда /окружение/

СРЕДА

СРЕДА

СРЕДА

Среда – агрессивная, разрушающе действующая на контактирующие с ней материалы, объекты; [Ушеров-Маршак А. В. Бетоноведение: лексикон. М.: РИФ Стр. смотреть

СРЕДА

СРЕДА

Среда (environment) — связь между синтаксисом и семантикой.[ГОСТ Р 54136-2010. Системы промышленной автоматизации и интеграция. Руководство по применен. смотреть

СРЕДА

среда круги, сферы, мир, общество, окружение, слои, обстановка, окружающая обстановка, материал, сфера, область, день, середа, середина недели, третий день недели, трясина, стихия, воздух, недра, эфир, гиракс, антураж, биом, условия, микроклимат, субстрат, микросреда, климат, фон, атмосфера

СРЕДА

среда сущ.жен.неод. (1)ед.род.как я, вознесен ввыспрь из среды обыкновенности!Студ. 3.10.

СРЕДА

СРЕДА

среда I ж. чөйрө; окружающая среда айланадагы чөйрө; из рабочей среды жумушчу чөйрөсүнөн; воздушная среда аба чөйрөсү; географическая среда географиялык чөйрө; питательная среда биол. азыктануу чөйрөсү, азыктандыруучу чөйрө. среда II ж. (день недели) шаршемби. смотреть

СРЕДА

ж I.1.тирәлек, (иск.мохит); воздушная с. һава тирәлеге; питательная с. туклыклы тирәлек 2.тирәлек, ара, (кит.даирә); рабочая с. эшчеләр арасы; студенческая с. студентлар арасы 3. (әйләнә-тирә) шартлар, тирәлек: социальная с. социаль шартлар II.среда чәршәмбе (көн). смотреть

СРЕДА

1) окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов, т. е. те из окружающих их условий, от которых зависит их существование и продолжение рода; 2) окружающий мир; пространство и материал для развития. смотреть

СРЕДА

СРЕДА

I ж.(день недели) Mittwoch m в среду — am Mittwoch по средам — mittwochsII ж.1) (социально-бытовая) Milieu n; Umgebung f (окружение) в своей среде — in seinem Milieu; unter sich (среди своих) 2) (природная) Umwelt f охрана окружающей среды — Umweltschutz m. смотреть

СРЕДА

I1. орта, жағдай;- воздушная среда әуе кеңістігі;- географическая среда георафиялық орта;- питательная среда биол. азық, қоректік орта;2. айнала, орта;- окружающая среда қоршаған орта;- из рабочей среды жұмысшы ортасынан шыққанII (день недели) сәрсенбі. смотреть

СРЕДА

I жен. в разн. знач. асяроддзе, ср.окружающая среда — навакольнае асяроддзеиз рабочей среды — з рабочага асяроддзявоздушная среда — паветранае асяродд. смотреть

СРЕДА

реальная действительность, в условиях которой происходит развитиечеловека; субстанция, которая в отличие от пустого, незаполненного пространства (вакуума) обладает определенными свойствами, влияющими на переносвзаимодействия между данными объектами. смотреть

СРЕДА

Iсреда Ι ж (окружение) το περιβάλλον ο κύκλος (φίλων, γνωστών); окружающая

το περιβάλλον защита окружающей

ы η προστασία του περιβάλλοντοςIIсреда II ж (день недели) η Τετάρτη- в среду την Τετάρτη; каждую среду κάθε Τετάρτη; по

СРЕДА

СРЕДА

medio, ambiente, medio ambiente среда, агрессивная среда, активная среда, влажная среда, внешняя среда, внутренняя среда, восстановительная среда, газовая среда, окружающая среда, охлаждающая среда, фильтрующая. смотреть

СРЕДА

сред||аI ϊ ж1. (окружение) τό περιβάλλον, ὁ περίγυρος: окружающая

τό περιβάλλον в нашей

е στό περιβάλλον μας, στον κύκλο μας· 2. биол.: питательная

τό θρεπτικό <ν>ὑλικό<ν>. средаII ж (день недели) ἡ Тетартт. смотреть

СРЕДА

СРЕДА

ж (окружение) environnement; (круг) milieu; (пространство) espace, univers институциональная средаконкурентная средаокружающая средапромышленная средасоциальная средахозяйственная средаэкономическая среда. смотреть

СРЕДА

Асяроддзе, окружающая среда — навакольнае асяроддзе из рабочей среды — з рабочага асяроддзя воздушная среда — паветранае асяроддзе питательная среда биол. — пажыўнае асяроддзе серада. смотреть

СРЕДА

среда (окружение)среда ж

СРЕДА

СРЕДА среды, вин. среду, мн. среды, средам и (разг.). середа, среды, вин. середу, мн. середы, серёд, середам, ж. Название среднего, четвертого дня семидневной недели.

СРЕДА

СРЕДА

• terpė (1) (окружающая)• aplinka (3b)

СРЕДА

Ударение в слове: сред`аУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: сред`а

СРЕДА

1) medium 2) millieu 3) relationship 4) universe

СРЕДА

СРЕДА

внешнее по отношению к системе пространство, во взаимодействии с которым в открытых системах осуществляются процессы диссипации и самоорганизации.

СРЕДА

1) (день недели) çarşenbe (künü)2) (окружение) müitокружающая среда — etraftaki müit

СРЕДА

СРЕДА

• kruh• medium• médium• prostředí• středa

СРЕДА

Название этого дня недели бьшо заимствовано из старославянского и восходит к той же основе, что и сердце, середина.

СРЕДА

среда’, сре’ды, среды’, сре’д, среде’, среда’м, сре’ду, сре’ды, средо’й, средо’ю, среда’ми, среде’, среда’х

СРЕДА

среда’, сре’ды, среды’, сре’д, среде’, сре’дам, сре’ду, сре’ды, средо’й, средо’ю, сре’дами, среде’, сре’дах

СРЕДА

среда’, сре’ды, среды’, сре’д, среде’, сре’дам, среду’, сре’ды, средо’й, средо’ю, сре’дами, среде’, сре’дах

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *