что такое стейкхолдеры простыми словами

Кто такие стейкхолдеры

что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть фото что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть картинку что такое стейкхолдеры простыми словами. Картинка про что такое стейкхолдеры простыми словами. Фото что такое стейкхолдеры простыми словами

Ведение крупных проектов – сложная задача, в которой участвует большое количество специалистов. И руководители, и подчиненные напрямую развивают сферы деятельности, помогающие продвигать компанию. Однако существуют и сторонние лица, которые не работают в организации, но могут принимать решения и менять производственные процессы. Кто они такие и какими полномочиями обладают?

Сегодня мы поговорим о стейкхолдерах.

Кто такие стейкхолдеры?

Большинство людей считают, что это акционеры, которые заинтересованы в успехе компании с финансовой стороны. Но на самом деле стейкхолдеры – все лица, причастные к проекту. К ним относятся даже целые организации, которые вовлечены в работу компании и способны влиять на процессы внутри нее.

У крупного предприятия огромное число стейкхолдеров. Для идентификации причастных к проекту лиц создаются целые отделы, в которых менеджеры анализируют заинтересованные стороны. Каждое лицо преследует свою цель, имеет личное видение и ощущает поставленные задачи по-своему, а значит, будет пытаться внедрять соответствующие решения.

что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть фото что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть картинку что такое стейкхолдеры простыми словами. Картинка про что такое стейкхолдеры простыми словами. Фото что такое стейкхолдеры простыми словами

Невозможно подстроить производство под желания всех заинтересованных сторон, поэтому требуется анализ стейкхолдеров для нахождения компромисса.

Это сложный процесс. Акции компании могут находиться в руках влиятельных людей, которые законодательно имеют большую власть над аналитическим отделом. Помимо угождения интересам крупных акционеров, менеджеры должны учитывать интересы сотрудников компании, эффективность производства, общественные настроения, тренды и прочие нюансы, влияющие на продуктивность проекта.

Аналитики используют специальные инструменты для правильного определения стейкхолдеров и дальнейшей работы с ними. В одной статье не уместить все тактики работы с заинтересованными лицами, поэтому рассмотрим основные позиции.

Нахождение стейкхолдеров

Перед анализом интересов необходимо определить участников. Для удобства стейкхолдеров делят на четыре категории, каждая из которых имеет свои особенности.

Зачем определять и изучать стейкхолдеров

Благодаря анализу внутренних стейкхолдеров можно определить настроения в самой компании, выявить проблемы и найти оптимальное решение для всех участников. Контроль над внешними стейкхолдерами поможет спроектировать алгоритм воздействия и вовремя обнаружить возможные преграды.

что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть фото что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть картинку что такое стейкхолдеры простыми словами. Картинка про что такое стейкхолдеры простыми словами. Фото что такое стейкхолдеры простыми словами

Легче выявить наиболее выгодных партнеров и акционеров, а также влиятельных союзников, которые смогут прийти на помощь в трудную минуту.

Помимо всего прочего, распределение стейкхолдеров подскажет, в каком направлении стоит двигаться компании.

Конкретные примеры стейкхолдеров

У многих людей понятие «стейкхолдер» ассоциируется с инвестором. И действительно, самый яркий пример заинтересованного лица – человек или организация, вложившая собственные средства.

Акционеры желают проекту самого лучшего, потому что должны с него заработать. Несмотря на полную лояльность, инвестор имеет собственное видение ситуации и стремится сильнее других влиять на фундаментальные решения.

Еще одни представители внутренних стейкхолдеров – руководители, топ-менеджеры и обычные сотрудники. Ответственные за рост компании делают все возможное для повышения продаж, производства и узнаваемости бренда. Однако простым работникам движение проекта вверх увеличивает нагрузки, рабочее время и требует перестройки в графике, что негативно сказывается на настроениях. Аналитический отдел должен найти компромисс между ростом компании и желаниями остальных сотрудников.

Поставщики сырья, офисных принадлежностей и прочих товаров относятся к внешним стейкхолдерам, которые неравнодушны к проекту (так как компания является их клиентом), но не способны влиять на остальные процессы.

С органами власти и общественными движениями гораздо сложнее. Формально государственные институты заинтересованы в крупном бизнесе, так как пополняется бюджет, образуются рабочие места и улучшается статистика города или района. Однако, принимая глобальные решения, правительственный орган может не рассматривать конкретное производство.

что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть фото что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть картинку что такое стейкхолдеры простыми словами. Картинка про что такое стейкхолдеры простыми словами. Фото что такое стейкхолдеры простыми словами

Общественные настроения – наиболее непримиримый соперник для любого бизнеса. От активистских движений страдают не только промышленные предприятия. В эпоху интернета может подняться резонанс из-за условий труда, подписанных договоров, информации о поставщиках и так далее. Последнее время влияние активистов на бизнес-индустрию продолжает неуклонно расти.

Покупатели также относятся к внешним стейкхолдерам. В эту категорию включаются не только конечные потребители, но и партнеры, дилеры и ритейл.

Матрица поддержки и влияния

Перед анализом стейкхолдеров важно изучить матрицу влияния и поддержки. Это визуальный инструмент, помогающий определить силу воздействия заинтересованного лица на проект.

Матрица делится на четыре квадранта. По горизонтали – сила влияния стейкхолдера, справа – большое влияние, слева – слабее. Вертикальная ось отображает отношение участника: чем выше показатель, тем наш партнер лояльнее, чем ниже – тем больше шанс, что он нам навредит.

что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть фото что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть картинку что такое стейкхолдеры простыми словами. Картинка про что такое стейкхолдеры простыми словами. Фото что такое стейкхолдеры простыми словами

Каждый квадрант отвечает за определенные показатели:

Инструкция по управлению стейкхолдерами

Сначала необходимо составить список всех участников. Если в компании много сотрудников, начинайте с главных инвесторов, руководителей, поставщиков, а заканчивайте начальниками отделов и группами работников.

После этого структурируйте список, распределив участников по конкретным заголовкам. Важно указывать подробную информацию о каждом лице: ФИО, род деятельности, должность, задачи, роль в проекте, влияние на компанию и влияние компании на него.

Затем начните оценивать влияние заинтересованных сторон по десятибалльной системе:

После этого размещайте участников в матрице влияния согласно описанным характеристикам. Техническая сторона: квадранты можно нарисовать самостоятельно в графическом редакторе/Excel или скачать готовый шаблон.

Теперь самая ответственная работа – разработать план влияния на стейкхолдеров. Сначала следует изучить влиятельных лиц (от семи баллов) из второго и третьего квадрантов, так как в них могут быть сотрудники компании.

Например, амбициозный начальник дизайнерского отдела может быть совершенно недоволен решениями высшего руководства. Следовательно, как только появится выгодное предложение, он покинет проект вместе со своей командой, оставив в коллективе большую дыру. Создаем план действий:

Тактики влияния на стейкхолдера граничат с психологией. В зависимости от положения человека в компании, можно использовать следующие способы:

После проведенных расследований остается только действовать. Эффективность стратегии покажет матрица влияния: участники будут постоянно «переезжать» по осям.

Заключение

Нахождение и работа со стейкхолдерами – важный процесс для большинства проектов. Разобравшись с интересами внутренних и внешних лиц, вы сможете выявить опасности, предугадать действия и увидеть скрытые перспективы.

Источник

Стейкхолдеры: зона особого внимания

Как только в мире рождается новый проект, у него сразу появляются друзья и враги. Объясняется это очень просто: любой проект влечет за собой изменения. Ну а люди на перемены реагируют по-разному – кто-то к ним готов и горячо приветствует, а кто-то перемен не любит и боится, потому что видит в них угрозу для своего статуса, образа жизни, стабильности или, что еще хуже, появление у себя дополнительной работы. И первые, и вторые могут оказаться в числе людей, способных повлиять на ход и результат проекта.

Люди и организации, оказывающие влияние на проект, называются стейкхолдерами. Прижившийся в среде отечественных менеджеров проектов термин «стейкхолдер» (от английского stakeholder, буквально – «владелец доли») в официальной литературе переводится по-разному. PMBOK предлагает вариант «заинтересованная сторона», наш ГОСТ 51897-2002 – «причастная сторона» (гостовский перевод, пожалуй, более точный).

Стейкхолдерами могут быть:
*Те, кто активно вовлечен в проект и работает в нем (проектная команда, спонсор, управляющий комитет, привлеченные сторонние компании и другие исполнители и т.д.)
*Те, на чьи интересы может повлиять проект и кто будет пользоваться его результатами (заказчики, руководители функциональных подразделений и их сотрудники, бизнес-партнеры, клиенты, покупатели и т.д.)
*Те, кто в проект не вовлечен, но кто, в силу своего положения или профессиональной деятельности, может на него влиять (топ-менеджеры компании, владельцы и инвесторы, акционеры, кредиторы, внешние и внутренние партнеры, регулирующие государственные органы и т.д.)

Но вернемся к нашим реалиям – никто не выделит нам отдельный офис и не перенесет на время проекта на необитаемый остров. Поэтому единственное что нам остается – пользоваться методикой работы со стейкхолдерами, суть которой состоит в следующем.

На первом шаге мы должны выявить всех стейкхолдеров. Садимся за стол, берем ручку и бумажку (ой, простите, конечно же iPad) и начинаем выписывать всех людей и организации, которые могут повлиять на проект. Результат – список стейкхолдеров. Хорошо на этом шаге подключить команду проекта и спонсора – вы можете просто не знать обо всех причастных сторонах, особенно в начале проекта.

На втором шаге классифицируем стейкхолдеров по их влиянию на проект и заинтересованности в нем. При этом удобно использовать вот такое графическое представление, которое называется матрицей поддержки и влияния:

что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть фото что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть картинку что такое стейкхолдеры простыми словами. Картинка про что такое стейкхолдеры простыми словами. Фото что такое стейкхолдеры простыми словами

На горизонтальной оси показано влияние стейкхолдера на проект, от сильного к слабому, а на вертикальной – отношение к проекту, от поддержки до противодействия. Оси делят плоскость на четыре квадранта.

В квадранте 1 находятся те, кто приносит в нашу жизнь радость и спокойствие. 🙂 Прежде всего, это спонсор. Если спонсор не попал в первый квадрант, у вашего проекта жизнь будет короткой и безрадостной. В этом же квадранте должна быть и команда проекта. Также там могут оказаться заказчики и другие заинтересованные стороны, например, топ-менеджер компании, в работу которого проект принесет положительные изменения. Менеджер проекта должен в первую очередь работать с этим квадрантом – ведь в нем сосредоточена движущая сила проекта, ей нужно активно управлять. Нельзя допустить перехода стейкхолдеров из этого квадранта в другие – от этого проект всегда проиграет. Стратегия работы с этим квадрантом – «активно управлять и не упустить!»

В квадранте 2 те, кто рад вашему проекту, но не имеет на него большого влияния. Возможно, они не очень влиятельны и в компании. Нужно регулярно информировать этих людей о ходе проекта – это поддержит их интерес и сохранит общий позитивный настрой. И кто знает, не перейдут ли они в квадрант 1 в будущем, например, сделав карьеру? Основная стратегия работы с этим квадрантом – «держать в курсе и в тонусе!».

В квадранте 3 слабые противники проекта. Их противодействие сильно, но влияние незначительно. Надо держать их в поле зрения, а то вдруг они станут сильными? Ну и хорошей стратегией будет перетащить их хотя бы в квадрант 2. Возможно, они просто не понимают своих выгод от проекта, помогите им их увидеть. Основное правило работы с этим квадрантом – «не пренебрегать!».

В четвертом квадранте притаились опасные враги проекта. Не исключено, что вам в одиночку с ними не справиться. Вот для таких случаев и нужно привлекать спонсора и других обитателей первого квадранта, чтобы через них влиять на противников. Стратегия работы с квадрантом 4 – «быть готовым к опасности и опережать!».

Обратите внимание на господина Флюгерова. Он у нас фигура довольно влиятельная, но по отношению к проекту почти нейтрален. Бывают случаи, когда стейкхолдеры располагаются на осях или близко к ним. Такое неустойчивое положение представляет собой потенциальные зоны риска для вашего проекта, надо поработать с этими стейкхолдерами дополнительно. Иначе, по всем законам подлости, нейтральные стейкхолдеры станут врагами проекта.

На третьем шаге вырабатываем план действий – как нам влиять на каждого стейкхолдера, в зависимости от того, в каком он квадранте, и с учетом внутренних условий проекта. По каждому стейкхолдеру у менеджера проекта должны быть готовы ответы на вопросы:
*В чем он заинтересован? Каковы его цели в проекте?
*Как изменится его жизнь, если проект будет успешен? А если неуспешен?
*Почему он в этом квадранте? Можно ли перетащить его в другие?
*Как он может помочь и навредить проекту?
*Как не дать навредить и, если это произошло, как нейтрализовать последствия?
*Как усилить его позитивное влияние?
Когда план действий готов, можно работать с каждым стейкхолдером и регулярно обновлять нашу матрицу, ведь жизнь на месте не стоит – появляются новые стейкхолдеры, старые переходят в другие квадранты. И очень хорошо, если это результат вашего воздействия, а не происки злодеев и негодяев.

Ну и последнее. Когда я говорю о влиянии стейкхолдера на проект, то, конечно, речь идет о влиянии на сроки, объем проекта, бюджет и качество. Это очень важно, но не это главное. Самое важное – это влияние на менеджера проекта, от которого во многом и зависят все эти параметры. Не абстрактные экономико-временные функции, а вы сами объект влияния стейкхолдеров. Именно вам будет (и должен) помогать спонсор, на вас будут давить противники проекта, как сильные, так и слабые.
Не столько отношением к каким-то экономическим показателям, сколько субъективным отношением к вам лично будет определяться отношение стейкхолдера к проекту.

В общем, как всегда, все в проекте зависит от его менеджера. Ну а вы-то как думали? 🙂

Источник

Кто такой стейкхолдер

В данном материале мы рассмотрим понятие стейкхолдер более подробно, опишем типы стейкхолдеров и приведем примеры их влияния на процессы внутри компании.

что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть фото что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть картинку что такое стейкхолдеры простыми словами. Картинка про что такое стейкхолдеры простыми словами. Фото что такое стейкхолдеры простыми словами

Кто такой стейкхолдер простыми словами

Фактом является то, что все люди являются стейкхолдерами. Каждое наше действие влияет на существование компаний и их внутренних процессов: покупка товаров, участие в опросах, работа в офисе, поездка на море. Все эти действия влияют на развитие бизнеса. Если говорить простыми словами, то все мы потребляем товары и услуги, а также являемся сотрудниками компаний, которые во многом зависят от деятельности конкурентов, государственных решений, СМИ и иных структур.

В контексте выполняющегося проекта — стейкхолдерам считаются лица, которые влияют на его успешное выполнение. Лица, которые никак не участвуют в конкретном проекте и не стимулируют его развитие — не стейкхолдеры.

Выявление и определение стейкхолдеров проектов — одна из задач маркетинговой стратегии. Эта информация позволяет выбрать оптимальные инструменты взаимодействия.

Типы стейкхолдеров

Для более легкого определения и анализа стейкхолдеров они были разделены на типы, зависящие от принципа взаимодействия, уровня влияния и по области интересов.

По принципу взаимодействия

Внутренние. Это те участники проекта, которые непосредственно заняты им, работают над результатом, финансируют его. К ним обычно относятся: основатели проекта, сотрудники, акционеры, совет директоров.

Внешние. Это лица, влияющие на реализацию конечного продукта и его результат: государственные органы, СМИ, банки, конкуренты и т.д.

В этих определениях могут появиться вопросы насчет роли инвесторов и банков. Они финансируют проект, но находятся в разных подтипах. Почему? Это связано с тем, что акционеры могут непосредственно участвовать в управлении компанией. Банки же ограничиваются только предоставлением кредитов.

По уровню влияния

Первичные. Это стейкхолдеры, которые принимают участие в проекте напрямую.

Вторичные. Они могут быть заинтересованы в самом процессе реализации косвенно или даже не проявлять никакого интереса. Но они все равно влияют на его работу. Например, банк со своими кредитными или налоговыми ставками. Эти элементы влияют на финансовую область проекта.

По области интересов

В этом типе нет строгой структуры. Он напрямую зависит от задач и целей проекта. Стандартные группы стейкхолдеров:

Важно понимать, что стейкхолдер — не отдельный человек, а роль. Благодаря этой роли и возможно влияние на проект.

Анализ стейкхолдеров

Для маркетолога важно определить заинтересованные в проекте стороны. В маркетинговой стратегии определяются лица, которые влияют на тот или иной проект. В процессе анализа важно учитывать всех возможных заинтересованных лиц. Это поможет улучшить качество проекта. Например, при разработке мобильного приложения нужно проводить тестирование интерфейса, чтобы понять удобен ли он для конечного пользователя.

Изучение стейкхолдеров необходимо для ценообразования продукта или услуги. Если пренебречь исследованием заинтересованных сторон, то может оказаться, что проект убыточен или у него появятся проблемы, которые можно было предвидеть заранее.

После этого процесса следует подробно описать каждую из групп. Ключевые факторы определяются исходя из особенностей проекта.

В итоге маркетолог получает информацию, которая преобразуется в стратегию по индивидуальному взаимодействуют с каждым из стейкхолдеров.

Инструменты для анализа заинтересованных сторон

Рассмотрим основные средства, которые помогают в анализе.

Таблица интересов

В таблицу вставляются критерии, которые определяются целями и задачами проекта, но есть говорить об универсальном варианте, то это — уровень воздействия проекта на стейкхолдера, вовлеченность, потребности, ожидания, заинтересованность, коммуникации, вероятные проблемы. Для каждой заинтересованной стороны ставиться оценка: H (высокий уровень), M (средний уровень), L (низкий уровень).

Карта стейкхолдеров

Этот инструмент помогает понять, каким образом основатель проекта может повлиять на заинтересованные стороны. Во время составления визуализируется близость стейкхолдеров к лидеру. Три основные области этой карты — полномочия/ответственность, прямое влияние, опосредованное влияние.

что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть фото что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть картинку что такое стейкхолдеры простыми словами. Картинка про что такое стейкхолдеры простыми словами. Фото что такое стейкхолдеры простыми словами

что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть фото что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть картинку что такое стейкхолдеры простыми словами. Картинка про что такое стейкхолдеры простыми словами. Фото что такое стейкхолдеры простыми словами

Матрица стейкхолдеров

Для построения матрицы проведите каждую группу заинтересованных лиц по системе координат «Важность — Влияние». Первая ось показывает уровень интереса, а вторая обозначает силу воздействия на проект.

что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть фото что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть картинку что такое стейкхолдеры простыми словами. Картинка про что такое стейкхолдеры простыми словами. Фото что такое стейкхолдеры простыми словами

Почему же стейкхолдеры так важны

Заинтересованные стороны оказывают вашему бизнес-проекту практическую и финансовую поддержку. Они расширяют круг людей, которым небезразлично благополучие вашей компании, делая вас менее одиноким в вашей предпринимательской деятельности. В лучшем случае отношения между компанией и ее стейкхолдерами являются симбиотическими и здоровыми. В худшем случае эти отношения зависят от противоречивых требований и интересов, делая процесс принятия решений напряженным и медленным.

Улучшение отношений между разными группами

Хорошие отношения между бизнесом и заинтересованными сторонами строятся на совместной работе над достижением общих целей. Сотрудники зависят от вашей компании в плане средств к существованию. И если вы хорошо к ним относитесь, то они будут вовлечены в работу как команда и семья, чтобы выйти за рамки своих должностных обязанностей ради наилучших интересов вашей компании. Если проект предоставляет продукт или услугу, которые действительно улучшают качество жизни ваших клиентов, то они будут распространять информацию о ваших предложениях. Инвесторы имеют финансовую долю в вашей компании и, конечно, хотят получить финансовую прибыль, но если ваши интересы совпадают и им действительно ваша работа, их отношения с вашим бизнесом могут выйти далеко за рамки желания заработать деньги.

Финансовая выгода

Компания, имеющая вовлеченное сообщество заинтересованных сторон, получает больше финансовой выгоды от этих отношений. Сотрудники, которые заботятся о своей работе и считают ее чем-то большим, чем просто работой, будут отдавать все силы, чтобы хорошо работать и показывать результат. Клиенты, которые верят в вашу компанию и ваши предложения, будут поддерживать вас покупками. Хорошие отношения с поставщиками обеспечат вас материалами, необходимыми для осуществления проектов и получения прибыли, и даже могут предложить гибкие условия. Привлеченные заинтересованные инвесторы помогут вам с оборотным капиталом и средствами для проектов по расширению.

Заключение

Теперь вы понимаете, что стейкхолдеры оказывают серьезное влияние на проект, в котором они задействованы. В статье мы рассмотрели самые эффективные инструменты по изучения лиц, которые заинтересованы в вашей компании. Обязательно анализируйте их во время составления маркетинговой стратегии.

Источник

Кто такой стейкхолдер?

Узнайте, какие типы стейкхолдеров существуют и что такое матрица стейкхолдеров

что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть фото что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть картинку что такое стейкхолдеры простыми словами. Картинка про что такое стейкхолдеры простыми словами. Фото что такое стейкхолдеры простыми словами

Стейкхолдер — это физическое или юридическое лицо, группа лиц, чьи действия и решения могут влиять на деятельность бизнеса, процессы в нем и прибыль. К стейкхолдерам относятся поставщики, сотрудники, акционеры, клиенты и другие стороны, которые напрямую заинтересованы в работе компании и ее результатах или имеют возможность воздействовать косвенно.

Содержание

Как определить стейкхолдеров

Иногда под понятием «стейкхолдер» ошибочно подразумевают исключительно вовлеченные в проект стороны. Однако, все немного сложнее. Помимо заинтересованных лиц, к стейкхолдерам относятся все, кто может в целом повлиять на проект и работу компании даже не имея к ней прямого отношения. Например, СМИ и госструктуры. Они не являются вовлеченными или заинтересованными в успехе проекта сторонами, но своей деятельностью могут помочь работе или наоборот — навредить ей.

Чтобы идентифицировать стейкхолдеров, можно воспользоваться прошлыми завершенными проектами и создать полный список всех, кто соприкасался с работой компании. В этом вопросе важно выйти за рамки круга сотрудников, бизнес-партнеров и инвесторов. Следует указать каждого, кто способен оказать влияние на процесс или результат. Все данные вносят в таблицу, которая зачастую содержит следующие столбцы:

Помимо этих данных, в таблицу добавляют и другую информацию, которую в будущем можно использовать для управления стейкхолдерами. Например, вероятность воздействия, проблемы, которые могут возникнуть, способы коммуникации с ними и прочее.

Посмотрите пример такой таблицы ниже. Обратите внимание, что в последнем столбце прописаны стратегии взаимодействия с каждым стейкхолдером.

что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть фото что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть картинку что такое стейкхолдеры простыми словами. Картинка про что такое стейкхолдеры простыми словами. Фото что такое стейкхолдеры простыми словами

Далее вы узнаете, зачем нужно тратить время на сбор, анализ и структурирование информации о заинтересованных сторонах.

Зачем нужно знать стейкхолдеров

Идентификация стейкхолдеров позволяет минимизировать риски и подготовить «подушку безопасности» на случай возникновения сложностей. Анализ заинтересованных сторон помогает выявить тех, на кого следует сделать ставку в достижении успеха, кто может помешать работе, как на это можно повлиять и кто способен помочь в случае появления тех или иных препятствий.

Все лица и организации, которые имеют отношение к компании и могут на нее воздействовать, распределяют на группы в соответствии с их уровнем лояльности. Затем продумывают план, который помогает минимизировать негативное влияние или вовсе его предотвратить. В следующем разделе вы больше узнаете о классификации стейкхолдеров.

Типы стейкхолдеров

Единого перечня стейкхолдеров не существует, поскольку все зависит от целей, сферы деятельности компании, специфики работы и других факторов. Вот наиболее распространенные типы:

После того, как стейкхолдеров классифицируют на основании интересов, их разделяют по типу взаимодействия и уровню влияния. По типу взаимодействия стейкхолдеры бывают внутренние и внешние.

По уровню влияния заинтересованные стороны делятся на первичные и вторичные. К первой категории относятся зачастую внутренние стейкхолдеры, а ко второй — внешние, то есть те, кто могут повлиять косвенно и не имеют прямого интереса к компании или продукту.

В следующем разделе вы узнаете, почему важно не только идентифицировать все заинтересованные стороны, но и выстраивать стратегию взаимодействия с ними.

Теория управления стейкхолдерами

Она представляет собой одно из теоретических направлений в менеджменте, помогающее сформировать маркетинговую стратегию развития компании и ее проектов на основании учета всех заинтересованных сторон. Основные принципы этой идеи начали формироваться еще в 60-х годах. Согласно теории стейкхолдеров, компанию необходимо рассматривать не как отдельную единицу, а как составляющий элемент той среды, в которой она ведет свою деятельность. Бизнес влияет на потребителей, поставщиков, спонсоров, а те в свою очередь влияют на бизнес.

Эдвард Фримен в середине 80-х вывел свою концепцию и предложил представлять компанию как набор заинтересованных в ее деятельности сторон. Такой подход подразумевает тщательное изучение внешнего и внутреннего окружения бизнеса, а также формирование и укрепление конкурентных преимуществ. Чтобы достичь этого, необходимо развить взаимоотношения и заручиться поддержкой как отдельных заинтересованных сторон, так и целых групп.

Читайте дальше и вы узнаете, как визуализировать стейкхолдеров с помощью специальных карт.

Карта стейкхолдеров

Карта стейкхолдеров помогает визуализировать уровень влияния заинтересованных сторон на проект или работу компании и отобразить приоритетность. Предположим, у вас уже есть таблица, в которой вы описали каждого стейкхолдера. Теперь, на основании уровня влияния разделите их на три сегмента:

Далее создайте карту. Для этого можно использовать три круга разного размера. Посмотрите на примере, как это будет выглядеть. Ниже вы видите карту стейкхолдеров холдинга «Байтерек».

что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть фото что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть картинку что такое стейкхолдеры простыми словами. Картинка про что такое стейкхолдеры простыми словами. Фото что такое стейкхолдеры простыми словами

Обратите внимание, что из-за длинного списка заинтересованных сторон и невозможности их полноценно разместить на карте, они были указаны рядом в отдельных блоках.

Теперь посмотрите, как выглядит более детализированная карта с цифровыми показателями важности, а именно уровня поддержки и уровня влияния. Линии, которыми соединены стейкхолдеры с лидером, отображают область влияния. Другой инструмент, который используют для работы со стейкхолдерами, — это матрица. Подробнее о ней вы узнаете далее.

Матрица стейкхолдеров

Матрица — это инструмент для отображения уровня влияния стейкхолдеров, их отношения к проекту и определения стратегии взаимодействия с ними. Для ее создания используют систему координат. Давайте рассмотрим несколько примеров.

Пример 1

На скриншоте ниже вы видите матрицу стейкхолдеров с использованием стандартной системы координат. Все заинтересованные стороны расположены согласно степени своего влияния и отношения. Например, наибольшее воздействие на работу может оказать спонсор Мешков Т.Г. Он же может предоставить и максимальную поддержку из всех.

что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть фото что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть картинку что такое стейкхолдеры простыми словами. Картинка про что такое стейкхолдеры простыми словами. Фото что такое стейкхолдеры простыми словами

Пример 2

Ниже вы видите матрицу «Сила/Заинтересованность‎» Джонсона. Она выглядит немного иначе, чем привычная система координат из предыдущего примера. В матрице ниже по вертикали расположена шкала уровня влияния, а по горизонтали — уровень важности. Образовавшееся поле разбито на четыре сегмента:

что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть фото что такое стейкхолдеры простыми словами. Смотреть картинку что такое стейкхолдеры простыми словами. Картинка про что такое стейкхолдеры простыми словами. Фото что такое стейкхолдеры простыми словами

В зависимости от группы, в которую попадает заинтересованная сторона, и выбирают стратегию взаимодействия с ней. Например, со стейкхолдерами с сильным уровнем влияния и низкой вовлеченностью следует выстраивать тесную коммуникацию. Для этого используют встречи, совещания, email рассылки и другие способы информирования касательно бизнес-процессов.

Анализ стейкхолдеров и работа с ними требует особого внимания и времени, однако усилия того стоят. С помощью правильно выбранной стратегии взаимодействия с ними вы можете влиять на результативность компании или бизнес-проекта. Выявляйте стейкхолдеров, управляйте ими, минимизируйте риски и укрепляйте свои конкурентные преимущества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *