что такое прославление в церкви
Значимость поклонения в жизни христианина
Из истории общего пения
Прежде чем обсуждать важность прославления, хотелось бы напомнить, откуда оно зародилось. Общее пение было возрождено во время Реформации. Лютер не согласился с идеей, будто петь может только хор и служители, и вернулся к ранней христианской практике, восходящей к поющей группе учеников во главе со Христом. В 1524 году Лютер издал первую брошюру с восемью гимнами для общего пения, и этот обычай распространился по Германии подобно пожару.
Кальвин подчёркивал важность пения общины, считая, что оно помогает душе войти в состояние поклонения. Правда, он ограничивал содержание гимнов библейскими текстами, в частности, Псалтырью.
Сохраняя новозаветные традиции, и мы всей церковью воспеваем Господу, с воодушевлением участвуем в славном «служении пением».
Библейский взгляд на прославление
Вспомните следующие места Писания:
Это малая часть примеров, говорящих, что воля Господа к нам — прославлять и возвещать Его имя. Изучая Писание, мы с вами можем видеть, как музыка и пение являются частью жизни Божьего народа на протяжении всего времени: в прошлом, настоящем и в будущем. Каждый христианин желает исполнить волю нашего Господа Иисуса Христа. И это мы соблюдаем не только вне церкви, но и внутри неё, собираясь вместе на богослужение.
Музыка, пение — это творение Божье. Читая Писание, мы замечаем, что прославление присутствовало и в Ветхом завете, и в Новом, и, что самое главное, на мой взгляд, оно присутствует на Небесах. Если прославление Бога в пении имеет место на Небе, то будучи здесь, на земле, стоит ли нам пренебрегать им? Если нам тяжело это делать тут, на земле, то как мы будем себя чувствовать на Небесах?
Также Бог заинтересован в нашей радости. Это мы можем видеть в Псалме 31:11: «Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте все правые сердцем». Когда церковь собирается, среди верующих должно присутствовать ощущение полной радости в Боге. Если мы не высказываем радость и удовлетворение в Боге, мы не только бесславим Его, но и оказываемся непослушными. У нас, как христиан, гораздо больше причин ликовать и радоваться, чем у кого бы то ни было. Пусть же именно это наполняет наше сердце.
Иногда можно услышать: «У меня нет голоса и слуха». Чтобы быть вовлечённым в прославление и поклонение Богу через пение, не обязательно иметь музыкальное образование и врождённый музыкальный слух. Ведь возвышать голос и попадать в мелодию, имея при этом красивый голос, — не самое главное в прославлении. Конечно, если у вас это получается, то хорошо. Но если нет, то это не причина не петь на воскресном богослужении.
Три вопроса, которые стоит задать себе во время прославления
К сожалению, общее пение нередко используется не по назначению: чтобы заполнить паузы между проповедями, дать возможность людям уступить друг другу место в продолжительном собрании, заглушить шум, когда дети отправляются в воскресную школу, «размять» слушателей после длинной проповеди или пения хора. Выходит, что пение становится своего рода физическим упражнением с религиозным названием.
Чтобы подобное не происходило, мы должны испытывать себя. Вот три вопроса, которые помогают мне сохранять правильный фокус.
1. Задействован ли мой ум?
Бог хочет, чтобы прославление было осмысленным и разумным. Поэтому при пении необходимо вникать в то, что мы поём. Важно понять: воспевая песнь, мы обращаемся к Богу. Если артисты этого мира поют для людей, чтобы приобрести славу, известность и любовь у своих слушателей, то мы с вами преследуем другую цель. «Какую?» — спросите вы. Неужели для того, чтобы просто встать и спеть гимн, нужна цель? Да! Прославление Бога не должно быть бессмысленным и являть только лишь физическую активность: встал, спел, сел. Оно требует осмысленного и разумного поклонения, где, обращаясь к Богу в пении, мы могли бы понимать, размышлять, о чём Ему поём. Есть и песни другого характера, например песня «Мы бодрей на жизненном пути пойдём, если будем доверять Иисусу». Здесь нет прямого обращения к Богу, но этот гимн ободряет нас самих, поющих, и если мы задействуем наш ум, то это действительно дарует нам понимание и убеждённость в том, что «Не смутит враг никогда, если будем доверять Иисусу».
2. Как проявляются мои эмоции?
Нам прекрасно известно, что музыка воздействует на эмоции. В этом нет ничего плохого и греховного. Музыка помогает нам прийти в состояние покоя или, наоборот, вдохновляет нас. Также она может прекрасно мотивировать — в военные времена музыка помогала и подкрепляла солдат и народ. Музыка вызывает у нас определённые чувства в зависимости от её жанра и характера. Повторюсь, что в этом нет греха. Нам необходимо научиться позволять музыке влиять на нас, но не оставлять этот процесс бесконтрольным. Это может быть опасно. Эмоциональное переживание и подъём — это ценные чувства, но они могут стать нашей целью, сместив Бога. Невнятное или неприемлемое выражение эмоций может создавать проблемы. Нужно позволить музыке влиять на нас, но не обладать нами. Необходимо направляться к чувствам, основанным на восприятии истины, которую поём.
Когда мы поклоняемся Богу, то ни библейская истина, ни глубокие эмоции не могут быть неуместными. Они предназначены для того, чтобы взаимно дополнять друг друга. Давайте стремиться к здоровому балансу!
3. Задействовано ли моё сердце?
Понимать и размышлять над тем, что мы поём, — мало. В этом процессе необходимо задействовать также и сердце. Почему это важно? Потому что во время пения нами могут двигать разные желания и мотивы. Например, показать всем, как хорошо я знаю эту песню, или петь так громко, чтобы обратить на себя внимание, или сетовать на стоящих вокруг людей, что они не поют. Можно ещё проявлять недовольство по отношению к музыкантам и ведущим голосам, а также стоять в суете, думая обо всём, но только не о поклонении. Можно не петь песню, потому что она вам не нравится, или расстроиться от того, что вашу любимую песню не спели в этот раз.
Мотивы, которые нами движут, и то, чем мы наполняем своё сердце перед тем, как начать петь, и уже в самом процессе пения, — имеют огромную важность. Пусть во время пения наши сердца трогает образ живого Бога, Которому и о Котором мы поём. Пусть Его святость побуждает нас сожалеть о грехе, взгляд на Его милость приводит к благодарности, а осознание Его всевластия вызывает ощущения полного покоя.
Апостол Павел в Послании Евреям 13:15 говорит о жертве хвалы. Хвала — это поклонение сердца. Поклонение — самое великое служение, которое мы можем нести на земле. Мы воздаём великому Иегове, единому живому и истинному Богу, всю славу и честь. Когда мы смотрим на дела Его рук, слушаем Его Слово, вкушаем Его благодать, радуемся Его провидению, размышляем о Его имени, тогда наши души склоняются перед Ним в смиренном почитании и возвеличивают Его, как Господа всей славы. Давайте постоянно будем пребывать в духе поклонения, ведь поклонение — это самая лучшая хвала.
Мы соединяемся в единое целое в хвале нашему Господу. Прославление — это духовный акт. Народ, любящий Бога, совместно славит Его великое имя, сонм поющих возвышает свои голоса, чтобы стать сопричастниками провозглашения Его милости и любви, великой жертве и воскресению из мёртвых. Давайте же не пренебрегать общим пением и прославлением, желая иметь в нём участие, меняя своё отношение к нему и познавать важность этой сферы взаимоотношений с Богом.
Впервые опубликовано на сайте «Баптисты Нижней Волги»
Таинство прославления
К 25-летию прославления святителя Иоанна (Максимовича)
Мощи св. Иоанна. Фото прот. Петра Перекрестова
Почитание архиепископа Иоанна (Максимовича) началось еще при его жизни. Известен случай, когда девочка в письменной форме задала «Сербскому Златоусту», святителю Николаю Жичскому (Велимировичу), вопрос: «Почему сейчас нет святых?!» Святой Николай ответил: «Есть, доченька!» – и указал на пример тогда молодого иеромонаха Иоанна. Можно сказать, что с этих слов святителя Николая и начался процесс народного прославления святителя Иоанна, который завершился его официальной канонизацией Русской Зарубежной Церковью 2 июля 1994 году, 25 лет тому назад.
Божией милостью, мне довелось быть очевидцем и участником этого события, и мне хотелось бы поделиться своими впечатлениями и в какой-то мере передать дух, который был присущ этому благодатному торжеству.
Ни один святой не был таким «глобально-вселенским», как свт. Иоанн
Сама канонизация была чудом – она была не только официальным актом высшей церковной власти, а движением снизу, импульс исходил от благочестивого церковного народа, не только русского, но практически от православных во всех странах их проживания. Прославление стало совершенно уникальным событием в жизни Русской Православной Церкви Заграницей, хотя бы потому, что прославляли «одного из своих» – иерарха, подвизавшегося в тяжелых условиях русской эмиграции, иерарха, ходившего по улицам Европы, США, Южной Америки, Китая, Канады… Ни один святой не был таким «глобально-вселенским», как свт. Иоанн – он вырос в Российской Империи, на Украине, был беженцем в Сербии, служил архиереем в Китае, был на Филиппинах (и даже единожды, в течение суток, был проездом в Японии), проходил архиерейское служение в Европе и США, навещал своих родителей в Южной Америке, посещал и русский приход в г. Ванкувере, в Канаде. Таким образом, он объехал и благословил почти все континенты земного шара и стал близок сердцам не только русских людей, находящихся в изгнании, но и местных жителей.
Епископ Мельбурнский Антоний (Медведев) и архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович) на кухне дома св. Тихона Задонского в Сан-Франциско
Поэтому, когда на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 2 мая 1993 года было вынесено постановление о прославлении архиепископа Иоанна, паства обрадовалась этой вести всем сердцем. По всей Зарубежной Руси церковные люди начали строить планы о поездке в Сан-Франциско на прославление владыки. В Западно-Американской епархии подготовка к прославлению стала главным церковным послушанием в течение 1993–1994 годов: правящему архиерею, архиепископу Западно-Американскому и Сан-Францисскому Антонию (Медведеву), предстояло подготовить службу святителю Иоанну, вместе с ближайшими помощниками из клира детально разработать порядок прославления – ведь впервые в истории Русской Зарубежной Церкви совершалось открытие мощей к прославлению, надо было составить чин прославления с целыми, нетленными мощами. На мне лежало послушание подготовить сам чин последования службы (места для архиереев и священства, убранство алтаря, положение чудотворных икон – а также следить за общим порядком в алтаре и всем, касающимся перенесения мощей и самого богослужебного чина). Организационному комитету предстояло подготовить все необходимое для принятия собора архипастырей и паломников-богомольцев, позаботиться, чтобы богослужения были всем доступны, чтобы всех можно было накормить, чтобы событие было запечатлено на видеопленку. Епархиальному совету надо было изыскать немалые средства для проведения масштабного торжества, оплаты сени и новой раки свт. Иоанну, для встречи и размещения прибывающих архипастырей. Приходскому совету кафедрального собора – позаботиться об убранстве храма, о достойном принятии трех чудотворных икон и сонма архиереев, об установлении сени и раки для мощей нового святого, о вопросах безопасности. Певчим собора – о подготовке репертуара, разучивании службы новому святому, порядке пения на двух хорах, за разными литургиями.
День прославления мы все ждали с чувством нарастающего трепета, волнения и ответственности. За несколько дней до предстоящего прославления начали прибывать паломники из разных стран и городов США. На ежедневных богослужениях в кафедральном соборе с каждым днем возрастало число молящихся, и уже в четверг, 30 июня, казалось, что соборная служба – не будничная, а праздничная, на литургии в этот день было около 1000 человек! Сан-Францисский аэропорт, благодаря постоянному потоку прибывающего духовенства и монашествующих в традиционном православном одеянии, стал скорее похож на аэропорт в Салониках близ Афона, нежели международный американский.
Несмотря на то, что приходы Русской Православной Церкви Заграницей разбросаны по всему миру, многие ее клирики и чада знакомы друг с другом. Большая часть духовенства Зарубежной Церкви с высшим богословским образованием училась в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвиле – впоследствии мы стали священниками в разных странах, но у нас общая alma mater, одни и те же наставники, одно восприятие богослужения, один «почаевский» дух, как любит говорить мой духовный отец. Благодаря этому мы фактически составляем одну большую семью. Это чувство родства многие ощущали во время прославления владыки Иоанна. Церковная семья прославляла не просто всем известного аскета, иерарха, учителя, архипастыря, богослова и молитвенника, но и знакомого, близкого, дорогого нам «своего» человека. Многие из собравшихся в Сан-Франциско в эти дни лично знали владыку Иоанна – либо по Китаю и Филиппинам, либо по Сербии и Западной Европе, либо по последним годам его служения в Сан-Франциско, другие знали о нем от своих родителей и наставников. Все мы в каком-то смысле прославляли своего духовного отца – или, если так можно выразиться, духовного дедушку.
Курская Коренная икона Богородицы
Церковная семья прославляла не просто всем известного аскета, архипастыря, богослова, но и близкого, дорогого нам человека
В четверг вечером, 30 июня, состоялись встречи трех чудотворных икон – Одигитрии русского зарубежья, Курско-Коренной, Монреальской Иверской-Мироточивой (ее из Монреаля в Калифорнию привез брат Иосиф Муньос-Кортес) и местной, Владимирской Харбинской; было совершенно заупокойное богослужение, парастас, по приснопамятному архиепископу Иоанну. На парастасе пело два мужских хора, а кондак «Со святыми упокой» и «Вечная память» были пропеты всеми молящимися.
В пятницу, 1 июля, в кафедральном соборе сонмом духовенства была совершена заупокойная литургия с поминовением приснопамятного архиепископа Иоанна, рукоположивших его архипастырей, его родителей и сродников (на торжество в Сан-Франциско прибыло несколько человек из рода Максимовичей) – к Святой Чаше на этой литургии приступило более 500 человек. В течение всего четверга и пятницы в усыпальнице непрестанно совершались панихиды – священники из разных стран (в том числе и из России) и городов со своими прихожанами-паломниками молились у гробницы архиепископа Иоанна и клали записочки с прошениями под его митру. Почти круглосуточно принимались Исповеди, чтобы каждый желающий имел возможность причаститься в день прославления.
К пятнице, 1 июля, к 3 часам дня, усыпальница была заперта – это отдаленно напоминало Великую Субботу, когда гроб Христов был закрыт, и в нем совершалась великая тайна. Здесь, в гробнице того, который всем сердцем, всем своим существом, всей своей жизнью служил Христу, ежедневно принимая Его Тело и Кровь, шла подготовка к общецерковному признанию членства архиепископа Иоанна в «семье Единородного», по выражению свт. Иоанна Златоустого. Это признание, конечно, не Богу нужно, а людям – в назидание, для надежды, для подкрепления, для доказательства благодатной силы Божией и возможности преображения тленного в нетленное. К этой «двери затворенной» спустился крестный ход из духовенства, ее открыли, и в усыпальницу-гробницу вошел вдохновитель прославления владыки Иоанна – архиепископ Антоний (Медведев). Святитель Иоанн был облачен в белое парчовое облачение работы матушки Татьяны Олеговны, супруги протоиерея Стефана Павленко. На голову свт. Иоанна была возложена митра, когда-то принадлежавшая епископу Бразильскому Никандру (Падерину).
Радосте-Скорбященский собор в Сан-Франциско
Это признание, конечно, не Богу нужно, а людям – в назидание, для надежды, для доказательства возможности преображения тленного в нетленное
Получилось так, что у меня был совершенно новый, сшитый в России подрясник (я его ни разу не надевал), – и я его «подарил» владыке, он доселе одет в этот подрясник. Тапочки на ногах свт. Иоанна прибыли из далекой Сибири, из мест, где подвизался его предок, святитель Иоанн Тобольский. Лицо свт. Иоанна было покрыто воздухом, вышитым монахинями Зарубежной Церкви в Иерусалиме. Все это оказалось весьма символичном, ибо свидетельствовало о вселенском значении святителя. Духовенство подняло закрытую раку с нетленными мощами и понесло ее в собор, в тот самый, где владыка Иоанн служил ежедневно и где было совершено некогда его отпевание: владыка Иоанн вернулся домой. Тогда, в 1966-м году, паства слезно прощалась с телом своего покойного архипастыря-человека, а сегодня – с радостью встречала мощи своего архипастыря-святого.
И в соборе, и снаружи стояла тишина, несмотря на множество богомольцев. Рака с мощами была покрыта мантией и поставлена на середину храма. После чтения правила ко Причащению, в 4 часа 30 минут дня, началась последняя панихида по владыке Иоанну. Во время панихиды рака с мощами стояла как гроб на отпевании, ногами к алтарю, однако при пении «Со духи праведных» мы гроб повернули на 90 градусов, чтобы он стоял так, как обычно стоит в храме Плащаница в Великий Пяток. За этой панихидой мы в последний раз молились об упокоении приснопамятного архиепископа Иоанна, молились за него. Через небольшой отрывок времени молитва за человека станет молитвой к святому – вместо «упокой, Господи, раба твоего» мы будем петь «Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас».
И вот настал час первого богослужения в честь нового святого – всенощного бдения. Архиепископ Антоний не служил, но, как настоятель собора, заботился о ходе службы, в особенности о богослужебных текстах, которые он составил. В самом храме, помимо верующих, молились многочисленные монашествующие и священнослужители из Джорданвиля, Франции, Иерусалима, Южной Америки, России, Австралии и даже Африки, а также епископы и духовенство разных православных юрисдикций. Некоторые сравнивали торжество с праздником Успения Пресвятой Богородицы, когда апостолы «от конец» собрались у гроба Пречистой. Действительно, со всего мира собрались люди на прославление свт. Иоанна, как будто бы владыка сам собрал всех нас, православных людей из разных стран – как русских, так и многочисленных чад разных национальностей, народностей и рас. У всех был один дух, единое сердце – всех объединяла любовь к владыке.
У всех был один дух, единое сердце – всех объединяла любовь к владыке
На стихирах на «Господи воззвах» мы впервые услышали песнопения в честь нового святого: «Воспоим святителя Христова Иоанна, Богом дарованного молитвенника нам…». На службе пело три хора: архиерейский, Свято-Кирилло-Мефодиевский и мужской. На литии духовенство подняло на плечи раку с мощами, она еще была закрыта крышкой, и обнесла ее вокруг собора снаружи, с остановками на каждой из четырех сторон храма. На первом прошении, во время перечисления святых, протодиакон провозгласил и имя владыки Иоанна: «Иже во святых отца нашего, ныне прославляемого, Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца!»
Подошел главный момент бдения, полиелей. На закрытой раке еще лежала покрытая белой пеленой икона свт. Иоанна. При антифонном пении 134 и 135 псалмов «Хвалите имя Господне» из алтаря начали выходить архиереи, священники и диаконы – их было около 200.
Прославление свт. Иоанна Шанхайского
В соборе стояла невероятная тишина. Сперва тогдашний Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, Митрополит Виталий, снял пелену с иконы святителя (икона была возложена на раку во время последней панихиды), и два высокого роста священника, игумен Агапит (ныне архиепископ Штутгартский) и протоиерей Григорий Науменко из Сиракузско-Троицкой епархии, ее высоко подняли. Затем ключом были открыты замки на крышке раки, и перед взором владыки Виталия предстали святые нетленные мощи свт. Иоанна. Я внимательно наблюдал за выражением лица Митрополита Виталия и увидел, что в первую секунду он как бы отпрянул от раки, словно от удара молнии. Очевидно, он был неожиданно потрясен видом нетленных мощей и ощущением благодати, которая от них исходила. Тысячи людей в соборе, в зале и снаружи, затаили дыхание. И тогда синодальный протодиакон Евгений Бурбело, стоявший рядом с Митрополитом, произнес: «Земной поклон» – и все упали на колени. И духовенство, хором в 200 голосов, громогласно запело Величание новому святому.
Прославление свт. Иоанна Шанхайского
После прокимна и чтения святительского Евангелия началось прикладывание к мощам. Люди подходили с двух сторон раки, и тем не менее это заняло более 4 часов. Люди клали земные поклоны перед ракой, со слезами целовали мощи и подносили к ним детей, прикладывали к стеклу иконки и четки. Многие из тех, кто родился и жил за границей, впервые видели перед собой это чудо – целые нетленные мощи, впервые имели возможность прикладываться к телу святого.
Молящихся прибыло столько, что в воскресный день было совершено три литургии – в 2 часа ночи, ранняя в 5 часов утра и поздняя в 7:30. Предполагалось, что больше всего людей придет на позднюю, и я решил служить ночью, чтобы утром иметь возможность помочь с организационными вопросами на поздней службе. За ночной литургией, которую возглавлял епископ Вевейский Амвросий (Кантакузен), молилось больше 1000 человек, весь храм пел Евхаристический канон в унисон знаменным распевом. После службы я вернулся домой (живем мы в приходском доме рядом с храмом) в полной уверенности, что пора разговляться – настолько сильно было ощущение пасхальной радости в эту ночь Апостольского поста.
Прославление свт. Иоанна Шанхайского
Составляя чинопоследования прославления, архиепископ Антоний перечитал огромное количество материалов на эту тему. В одном из источников говорилось, что во время прославления святителя Иоасафа Белгородского, на малом входе на литургии, рака с его мощами была внесена в алтарь. Этот момент был внесен владыкой Антонием и в чинопоследование литургии в Сан-Франциско. На малом входе духовенство подняло раку с мощами свт. Иоанна, – сам прославляемый владыка с этого момента как бы возглавил службу, – внесли ее в алтарь через царские врата и возложили на горнее место.
И последняя панихида, и всенощное бдение, и поздняя литургия транслировались в большой приходской зал и на огромный экран, установленный перед собором, чтобы все, кто не мог поместиться в храме, видели происходящее.
Крестный ход на прославление свт. Иоанна
Город Сан-Франциско, известный как своим вольнодумством и нравственными пороками, словно омывался и освящался этим крестным ходом
После поздней литургии был совершен крестный ход с мощами вокруг городского квартала. Не знаю, увидим ли мы когда-либо еще такой крестный ход в условиях русского рассеяния. Тысячи людей вышли из собора на улицу. Духовенство на носилках несло раку с мощами свт. Иоанна. Город Сан-Франциско, известный как своей необыкновенной красотой, так и своим вольнодумством и нравственными пороками, словно омывался и освящался этим крестным ходом. Вообще церковные люди в Сан-Франциско порой говорят, что наш город продолжает стоять, потому что в кафедральном соборе более 50 лет ежедневно совершается Божественная литургия, и потому, что здесь покоятся мощи святителя Иоанна.
Прославление свт. Иоанна Шанхайского
На английском языке есть книга о недавно прославленном старце Порфирии Кавсокаливите, называется она «Раненный любовью». Мне кажется, что это название можно спокойно отнести и к свт. Иоанну. Во многих воспоминаниях современников свт. Иоанна пишется об искре в глазах сего архипастыря, о пламенеющей в его сердце любви Христовой. Владыка Иоанн писал: «Самое важное для нас, самое драгоценное, самое великое – это святость… Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько исполняются благодати Божией, что она от них ТЕЧЕТ и на тех, кто с ними общается».
Святитель Иоанн 25 лет спустя вновь собрал богомольцев со всего мира
В прошедшую субботу, 29 июня (ближайшую к 2 июля), у нас в Сан-Франциско было отмечено 25-летие прославления свт. Иоанна. Нет с нами архиепископа Антония (Медведева), нет немалой части духовенства и богомольцев-участников службы канонизации: тех, кому в 1994-м году было за 60–70 лет, большей частью нет в живых. Однако наш храм на празднике был переполнен молящимися, в службе участвовали архипастыри из США, Канады, Румынии, Англии, Германии и России. Святитель Иоанн 25 лет спустя вновь собрал богомольцев со всего мира, совершенно разных национальностей и разных возрастов. Число паломников к мощам свт. Иоанна увеличивается, и просьбы о его молитвенной помощи стремительно растут. Люди жаждут святости, люди тоскуют по чему-то настоящему, люди ищут искры благодати Божией, ищут надежды, людям устали от умных слов, блестящих речей и рациональных аргументов, устали от формализма и сухости – они хотят сердца. И верующие, и духовенство, и даже те, кто не очень-то близок к Церкви, хотят быть раненными любовью, желают, чтобы капля истекающей из сердца святого благодати на них попала. В этом – тайна почитания сего «слабого телом, со светлыми очами и улыбающимся лицом» (по словам свт. Николая Сербского) великого святителя ХХ века, владыки Иоанна.
Завершая сей краткий очерк о прославлении свт. Иоанна, хочется сказать о радости и благодарности за то, что Господь сподобил нас в 1994-м году быть свидетелями Пасхи среди лета. Прославление свт. Иоанна – одно из главных событий в моей жизни. Я не устаю повторять, что наше поколение – самое благословенное, порой кажется, что ни на кого Господь не изливал столько милости. Мы не переживали войн. Мы стали свидетелями возрождения церковной жизни в России и прославления новомучеников. Мы были свидетелями прославления владыки Иоанна. Мы – современники и участники чуда восстановления единства двух частей многострадальной Русской Церкви, на Родине и за ее пределами. Слава Богу за все!