что такое специфика профессии
Значение слова «специфика»
[От лат. specificus — видообразующий]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
специ́фика
1. то же, что особенность; нечто характерное для данного конкретного объекта, области деятельности и т. д. ◆ Возможно, эта специфика российского консерватизма повлияла и на моё отношение к его психологии, замешанной на большевизме. Александр Яковлев, «Омут памяти», 2001 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Специфика работы финансового консультанта, если назвать профессию Кузнецовой так, как ей больше нравится, ещё и в том, что порой клиенты предпочитают платить взносы наличными. Пётр Акимов, «Плата за страх», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова баранчик (существительное):
Ассоциации к слову «специфика»
Синонимы к слову «специфика»
Предложения со словом «специфика»
Сочетаемость слова «специфика»
Какой бывает «специфика»
Понятия, связанные со словом «специфика»
Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «специфика»
В отдельных случаях с учётом специфики работы законом может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
При определении этого лимита учитывают специфику деятельности предприятия, поскольку он должен обеспечивать нормальную работу предприятия с утра следующего дня.
Использование штатных тренеров вроде бы снимает проблему учёта специфики клиентской работы банка, но создаёт иные трудности.
Понятие «Профессия»
Урок 1. Профориентация для классных руководителей 8–11 классы
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Понятие «Профессия»»
Часто можно столкнуться с подборками самых необычных профессий. Среди них можно встретить как просто редкие, например, валяльщик валенок, так и уникальные – слушатель пармезана, ревизор водных горок и даже… смотритель панд и переворачиватель пингвинов. Однако всем этим занимается очень ограниченный круг людей.
Остальное работающее населения мира занято в более привычных сферах. Но эти профессии, в свою очередь, не менее важные и интересные.
Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия, разберёмся в классификации профессий, а также узнаем о характеристике труда.
Работа занимает значительную часть жизни, поэтому найти себя в мире профессий – это возможность получать удовлетворение от работы, максимально проявлять свои способности, чувствовать себя нужным.
Чтобы не совершить ошибку и впоследствии заниматься тем, что действительно будет интересно, необходимо научиться разбираться в специфике профессий, а также в основных понятиях, связанных с профессиональной и трудовой деятельностью.
Профессия – род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ.
В свою очередь, труд – это осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий для осуществления работы.
Охарактеризовать любой профессиональный труд возможно при помощи обобщённых психологических признаков. Среди них: предмет труда; цель труда; средства труда; проблемность трудовых ситуаций; коллективность трудового процесса; самостоятельность в труде; особенность деловых контактов; ответственность в профессиональной деятельности; условия труда – всего девять.
При этом каждый из этих признаков делится на ряд частных признаков. Всего их насчитывается более пятидесяти. Теперь давайте рассмотрим эти признаки поближе.
Предметом труда принято называть то, на что направлен труд человека. Предмет труда – это чаще всего и предмет профессиональной деятельности. Так как профессий в мире огромное множество, то и предметы труда весьма разнообразны.
Их можно организовать по пяти группам: природа (предмет труда – это природные явления, процессы, которые совершаются во взаимодействии человека с живой и неживой природой); человек (предмет труда – сами люди, которых лечат, учат, обслуживают); техника (здесь предмет труда – разнообразные технические устройства, материалы, энергия); знаковые системы (предмет труда в данном случае – это знаковые системы и процессы взаимодействия человека с ними); художественный образ (предмет труда – разнообразные художественные образы литературы, живописи, графики, скульптуры, музыки и прочего).
Под целью труда принято понимать то, к чему человек стремится в процессе своей деятельности. Целей трудовой деятельности великое множество. Однако и их можно свести к трём большим группам:
Гностические (или познавательные); преобразующие: к ним будут относиться такие действия, как преобразование (например, продукта, здоровья, отношений), организация, упорядочение, оказание влияния, воздействие, обработка, обслуживание, перемещение.
И изыскательские цели. Порой по названиям целей деятельности употребляются и обобщённые названия профессий – гностические, преобразующие и изыскательские.
Специалисты из гностической группы профессий не участвуют в производстве новых продуктов, а в основном оценивают уже имеющиеся (те, которые были произведены другими специалистами) или оценивают отдельные параметры каких-либо изделий.
Примерами гностических профессий могут служить: контролёр-приёмщик изготовленной продукции, критик, корректор, санитарный врач, товаровед, эксперт-криминалист.
Деятельность специалистов преобразующих профессий направлена на вещи, виды энергии, информацию, устройство социальной жизни. Такие профессии связаны с изменением различных свойств или состояний предмета труда.
Примеры преобразующих профессий: бухгалтер, диспетчер, адвокат, слесарь, повар, строитель.
Специфика изыскательских профессий заключается в том, что специалист обязан находить наилучший вариант решения сложной практической задачи в ходе быстрого поиска. Это люди, чья работа связана с изобретением нового и преобразованием старого.
Изыскательские профессии: селекционер, архитектор, сценарист, инженер-конструктор, программист.
Средства труда – это орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Орудия труда можно разделить на две группы: вещественные и невещественные (или функциональные).
К вещественным орудиям труда относят: ручные и механизированные инструменты;
машины (механизмы); автоматы и автоматические средства; приборы и измерительные устройства.
Не секрет, что на протяжении всей своей истории люди боролись не с ручным трудом как таковым, а с тяжёлым, требующим не особых умений и творческого подхода, а силовых затрат. Если мышечные усилия человека заменить техническими средствами, скажем, каким-либо двигателем, то получится механизированный инструмент.
В качестве примеров профессий с ручным трудом можно взять следующие: ювелир, гитарист, хирург, скульптор.
Технические устройства, полностью или частично заменяющие человека по способам преобразования материалов, распределению энергии или информации, называются машинами (механизмами).
В основном действия машин зависят от человека. Профессии с преимущественно механизированным трудом – это водитель автомобиля, рабочий-станочник, машинист подъёмного крана.
Надо отметить, что выделить конкретные различия между машиной и механизированным инструментом достаточно трудно, так как часто первое постепенно переходит во второе. Например, электродрель – это инструмент, а сверлильный станок – уже машина.
Автоматические средства труда – это такие средства, которые, будучи запущенными, выполняют работу без вмешательства человека. На ряде этапов трудового процесса они полностью заменяют человека, автоматически управляя процессом.
Профессии с автоматическими средствами труда – это оператор ЭВМ, оператор станков с программным управлением и подобные.
Также надо сказать, что приборы и устройства являются отдельной группой средств труда. Они предназначены для усиления познавательных функций человека.
Профессии, где приборы и устройства выступают в качестве ведущих – это лаборант, звукорежиссёр.
Функциональные средства получили такое название, так как они связаны с проявлением человеческих функций: речь, жесты, мимика.
Их особенность состоит в том, что эти средства труда, по сути, невидимы и неосязаемы.
Функциональные орудия труда очень разнообразны. Они составляют большую группу психологических признаков профессиональной деятельности.
В неё входят: внутренние, функциональные органы чувств, физиологические органы человека. Примеры профессий: лётчик, врач-стоматолог, дегустатор.
Простая речь. Профессии: кассир, уборщик, доставщик товаров.
Выразительная, эмоциональная речь. Профессии: диктор, певец, учитель, экскурсовод.
Деловая, письменная речь. Профессии: инженер, прокурор, редактор, переводчик, социолог.
Поведение в простых формах проявления (на уровне мимики, жестов). Профессии: регулировщик, дирижёр, сурдопереводчик, комментатор.
Поведение в сложных формах проявления (здесь задействованы все мышечные системы организма. Здесь примеры профессий: артист балета, каскадёр.
Поведение деловое, беспристрастное, внешне абсолютно незаметное. Профессии: дипломат, министр, судья.
Сложные интеллектуальные средства, используемые для решения практических и теоретических задач. Профессии: капитан корабля, программист, профессор кафедры.
Теперь обратимся к такому признаку, как проблемность трудовых ситуаций.
Принято различать три уровня проблемности: низкий – работа чёткая, определённая правилами, инструкциями (чертёжник, санитар, оператор ЭВМ); средний – работа в основном чётко определена, но есть ситуации, требующие нестандартных решений (адвокат, оперуполномоченный, портной); высокий – в работе часто встречаются сложные ситуации, требующие нестандартного подхода (лётчик-испытатель, врач-реаниматор, авиадиспетчер, дрессировщик хищных зверей).
Что касается коллективности трудового процесса, то в зависимости от специфики организации труда различают две его разновидности: индивидуализированный труд (профессии: таксист, учитель, ювелир) и коллективный (зооинженер, сталевар, следователь).
Самостоятельность в профессиональной деятельности. Принято выделять три уровня самостоятельности.
Низкая. Представляет в основном труд исполнителя (кассир, санитар).
Средняя. Она требует самоорганизации (водитель автомобиля, врач-хирург, кондитер).
Высокая. Она направлена на организацию других людей (администратор, руководитель бригады, менеджер).
Ещё один признак – это особенности деловых контактов. Они отличаются по количеству: немногочисленные (слесарь, живописец, кулинар), многочисленные (логопед, учитель, психолог). По типу партнёра: с посетителями, клиентами; с сотрудниками по работе; с группой людей, аудиторией. По степени постоянства группы партнёров: с одними и теми же лицами, с меняющимся кругом лиц, с растениями, животными, микроорганизмами.
Ответственность в профессиональной деятельности. Как психологический признак труда ответственность может быть: повышенная материальная и моральная (заведующий складом, сторож, адвокат, учитель); за жизнь и здоровье людей, сохранность растений и животных (агроном, пилот, водитель автобуса, лоцман); средняя (или обычная) ответственность, которая не связана с каким-то последствием для окружающих, не требующая принятия каких-либо нестандартных решений (лаборант, артист оркестра).
Теперь обратимся к условиям профессионального труда. Данные условия можно разделить на виды: обычные микроклиматические (в помещении, на открытом воздухе); необычные, вызывающие психофизиологическую напряжённость, в частности: риск для жизни, сложные аварийные ситуации, общение с правонарушителями, нездоровыми психически, чётко заданный ритм и темп, физические нагрузки, длительное пребывание в одном положении, ночные смены, специфические условия (например, температура, влажность, химическая вредность, шум и прочее).
Надо помнить, что почти каждая профессия имеет несколько признаков, поэтому при выборе профессии важно выделить для себя предпочитаемые основные и второстепенные признаки.
В конце нашего занятия попробуйте ответить на вопросы: Какие примеры (о которых не говорилось в ходе урока) гностических, преобразующих и изыскательских профессий вам известны? Приведите свои примеры профессий с низким, средним и высоким уровнями самостоятельности. Попробуйте самостоятельно привести примеры профессий на каждый вид условий труда.
Что такое специфика профессии
Профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик человека. Работа занимает значительную часть нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность получать удовлетворение от работы, максимально проявлять свои способности, чувствовать себя нужным людям. Это верный способ оставаться в форме, сохраняя физическое и психическое здоровье.
Чтобы не совершить ошибку в предстоящем выборе и впоследствии заниматься тем, что действительно будет интересно, необходимо научиться разбираться в специфике профессий, а также в основных понятиях, связанных с профессиональной и трудовой деятельностью.
Что такое профессия?
Профессия – это род трудовой деятельности, предполагающий наличие определенных теоретических знаний, которые подкрепляются рядом практических навыков, приобретенных путем целенаправленной подготовки и опыта работы.
С точки зрения общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта. С точки зрения конкретного человека профессия – это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации.
Если рассматривать истоки слова «профессия», то необходимо обратиться к истории данного слова. Термин «профессия» происходит от латинского корня, который означает «говорить публично, объявлять, заявлять». Жители Древнего Рима называли словом «профессия» род занятия, которому человек посвящал всю свою жизнь и о котором заявлял публично. Профессия определяет, в какой сфере человек трудится, указывает на содержание его работы.
В древности у первобытных людей не было определенного разделения труда, также в то время не было и столь большого разнообразия профессий. Каждому необходимо было заниматься различными видами деятельности самостоятельно. Первое разделение труда осуществлялось по половому признаку: мужской и женский. Мужская часть населения занималась трудоемкими, опасными видами деятельности, такими как охота, рыболовство, строительство, создание орудий труда и средств передвижения. В свою очередь, женская половина занималась домом, семьей и хранением семейного очага.
Развитие общественного строя выделило торговлю и ремесло. В рабовладельческий период люди делились на крестьян, ремесленников и купцов. Разделение труда на профессии возникло с развитием мануфактуры, когда значительно расширился род занятий. Люди начинают распределять свою деятельность по интересам. Так появились гончары (производство глиняной посуды), бондари (изготовление бочек и другой деревянной посуды), винокуры (производство алкогольной продукции) и другие. Люди углублялись в отдельный вид деятельности, формировали и накапливали знания, передавали их по наследству. Существовали целые профессиональные династии.
В настоящее время профессий очень много, перечесть их невозможно. Меняется жизнь – меняются профессии. Одни становятся невостребованными и исчезают, другие появляются. Например, повсеместная компьютеризация вытеснила такую профессию, как секретарь-машинист, но стала причиной возникновения профессии «программист», на смену ямщиков-извозчиков пришли современные водители такси. Причиной таких изменений является стремительное развитие науки, техники и электроники.
Однако далеко не любой труд, выполняемый человеком, может считаться профессиональным. Если рассматривать присмотр за своим ребенком в домашних условиях, то эту деятельность нельзя назвать профессиональным трудом. А вот уход в детских учреждениях, который осуществляется определенно подготовленным человеком, считается профессиональным.
Любой труд человека можно считать профессиональным, если выполняются определенные условия. Первое – это присутствие определенного уровня квалификации, которая подтверждается мастерством человека. Вторым условием является то, что профессиональный труд человека должен приносить определенный доход.
Профессию человек приобретает в учреждениях высшего, среднего специального и профессионально-технического образования.
Наличие профессии требует целенаправленного и систематизированного обучения, наработки опыта, сдачи ряда экзаменов. Подтверждается все дипломом об окончании учебного заведения с присвоением квалификации.
Наименование профессии определяется характером и содержанием работы, служебными функциями, применяемыми орудиями или предметами труда. Многие профессии подразделяются на специальности.
Чем профессия отличается от специальности?
Специальность (от лат. species – род, вид) – вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся на родственный вид дисциплин. Например, профессия – токарь, специальности в рамках данной профессии – токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-полуавтоматчик и т.д. Профессия – учитель, специальности в рамках данной профессии – учитель физики, учитель иностранного языка, учитель русского языка и литературы и т. д.
Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретенных в процессе обучения и подтвержденных в соответствующем порядке. Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником или юрисконсультом.
Под специальностью чаще всего понимают специализацию или разновидность деятельности в рамках одной профессии. Например, врач-хирург, инженер-конструктор, психолог-консультант. Однако в документах об образовании специальностью называют отдельную отрасль науки, техники или искусства, по которой осуществляется подготовка в учреждениях высшего или среднего специального образования, тогда как в учреждениях профессионально-технического образования в соответствии с этими документами получают не специальность, а профессию. Таким образом, после окончания профессиональных лицеев и некоторых колледжей, как правило, в дипломах пишут названия профессий, а после окончания вузов – названия специальностей или направлений профессиональной подготовки.
Главное отличие – в объеме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объемы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки.
Отличие профессии от специальности
• Объем понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
• Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти профессиональное обучение, сдать экзамены. Специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и овладеть некоторыми профессиями можно и на практике (художник, писатель, строитель, спортсмен), если они требуют наличия определенных способностей либо физических навыков.
Подводя небольшой итог, можно сказать о том, что вышеописанная терминология отличается объемностью своих трактовок. Профессия – термин многокомпонентный и обширный, в его составе можно найти определенный набор специальностей.
На основе полученной специальности работнику присваивается та или иная квалификация.
Квалификация (от лат. qualis – какой, какого качества; facere – делать) – это степень профессиональной готовности работника к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности. Предполагает наличие у специалиста определенных профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им конкретной работы. Квалификация – это уровень профессионального мастерства, выраженный в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях.
Чем профессия отличается от должности?
Профессия и должность – понятия хотя и разные, но тесно связаны между собой. От профессии, как правило, зависит круг должностей, на которые человек может претендовать. В границах одной профессии можно занимать совершенно разные должности.
Должность – это совокупность трудовых обязанностей, которые работник выполняет на определенном рабочем месте. Названия должностей часто совпадают с названиями профессий. Например, инженер по профессии может занимать в структуре организации штатную должность инженера. Однако в некоторых случаях мы можем относить название исключительно к должности. На должность указывают такие прилагательные и приставки в названии, как главный, ведущий, старший, младший, ответственный, исполнительный, генеральный, вице-. Например, мы можем говорить о должности главного инженера, главного врача, главного бухгалтера, ведущего специалиста, старшего преподавателя, младшего научного сотрудника и пр. Руководящими являются должности директора, заведующего, начальника, руководителя, заместителя, администратора, организатора. В высших учебных заведениях имеются должности декана, профессора, доцента, преподавателя, ассистента. В научных учреждениях есть должности научного сотрудника, в том числе, младшего, старшего, ведущего. В различных организациях бывают должности специалистов второй и первой категории, ведущих и главных.
Должность является структурной единицей определенной организации (государственной, частной, международной). С ее помощью осуществляется четкое разграничение обязанностей на предприятии, формируется иерархия. Должность определяет права и обязанности сотрудника, его полномочия и степень ответственности в рамках трудовой деятельности, размер заработной платы. Все это документально закрепляется нормативными актами, как государственными, так и внутренними (корпоративными).
Должность – это трудовой пост, служебное место, связанное с выполнением рядя конкретных служебных обязанностей. Она определяет положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.
Например: должность «главный врач» имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть заведующий отделением, участковый врач, палатный врач и пр. Наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.
Существуют должности, занимать которые могут только представители конкретных профессий. Например, участковым врачом может быть только врач-терапевт. В то же время существуют должности, на которые подойдут различные специалисты. Например, менеджером по кадрам может стать как психолог, так и юрист.
По содержанию осуществляемой деятельности должности делятся на руководителей (выполняют функцию управления коллективом и организации деятельности), специалистов (квалифицированных рабочих) и технических исполнителей (выполняют работы под руководством специалистов).
Должность предполагает наличие определенных знаний и умений. Однако приобрести их можно не только в специализированном учебном заведении, но и путем прохождения стажировки на предприятии, в учреждении или организации.
Некоторые работодатели предъявляют к соискателю на конкретную должность такое требование, как опыт работы. Так что наличие профессионального образования еще не гарантирует получение работы. В таком случае на собеседовании стоит продемонстрировать свое умение применять полученные знания на практике.
Отличие профессии от должности
• Профессия – это род деятельности, а должность – это занимаемое место. Часто должность, которую занимает человек, значительно отличается от приобретенной им профессии.
• Наличие профессии подтверждает документ о высшем, среднем специальном или профессионально-техническом образовании. Должность закреплена корпоративным документом (приказом руководителя) и опирается на государственные нормативно-правовые акты.
• Занимаемая должность указывается в трудовой книжке. Профессия же не отмечается.
• Обретение профессии предполагает получение образования и сдачу ряда экзаменов. А должность можно занять всего лишь пройдя собеседование либо стажировку на предприятии.
• Понятие «профессия» шире, чем понятие «должность». Например, педагог – это профессия. Учитель русского языка и литературы в конкретной школе – это должность.
Таким образом, должность определяет социальный статус человека, его место в обществе. Получить должность можно не только на основании квалификации, но и за счет личностных качеств. Профессия же формирует круг знаний, умений и навыков, на которые человек опирается при устройстве на работу. Правильно выбранная профессия позволяет человеку максимально реализовать свои возможности и способности, ощутить себя нужным и полезным членом общества. Поэтому выбор профессии – очень важный этап в жизни каждого человека.
А теперь закрепим на примере: молодой человек окончил вуз по специальности «Психология» и, пройдя специализацию «Детская и возрастная психология», получил квалификацию «детский психолог», устроился на должность «детского психолога» по профессии «психолог».