что такое специальные технические условия по пожарной безопасности
Основания для разработки специальных технических условий
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Статья 6. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности
1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
3. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.
4. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
5. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.
6. Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).
7. Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 78. Требования к проектной документации на объекты строительства
2. Для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Согласование СТУ для объектов
Согласование СТУ для объектов, в отношении которых отсутствуют требования ПБ, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами по ПБ, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их ПБ
Перечень типовых решений, согласованных главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей
Отсутствие требований
Типовые решения
Проектирование жилых зданий высотой до 100 метров.
Здание предусматривается не ниже I степени огнестойкости с повышенным пределом огнестойкости основных несущих конструкций до REI 180, класса конструктивной пожарной опасности С0, и разделяется на пожарные отсеки противопожарными преградами (стенами и перекрытиями) с пределом огнестойкости не менее REI 180.
Здание оборудуется комплексом систем противопожарной защиты:
системой противодымной защиты;
системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже 3-го типа;
наружным и внутренним противопожарным водопроводом
автоматической установкой пожаротушения во встроенных нежилых помещениях, внеквартирных коридорах и вестибюлях жилой части;
автоматической пожарной сигнализацией с выводом сигнала о срабатывании на пульт службы «01»;
лифтами с режимом работы «транспортирование пожарных подразделений»;
электроснабжением систем противопожарной защиты по особой группе первой категории надежности;
При делении здания на отсеки по вертикали на границе отсеков предусматривается устройство: в подземной части – техподполья, а в надземной части – технических этажей (технического пространства) без оконных проемов, за исключением оконных проемов заполненных противопожарными окнами с пределом огнестойкости не менее EI 30.
При этом, допускается устройство решеток для воздухозаборов приточной противодымной и общеобменной вентиляции на фасаде здания, при условии обеспечении предела огнестойкости конструкций воздухозаборов не менее EI 30 и установки в местах присоединения воздуховодов противопожарных клапанов с пределом огнестойкости не менее EI 30, а также устройство решеток выброса систем дымоудаления.
Эвакуация людей с этажей жилых секций предусмотрена по незадымляемым лестничным клеткам типа Н1 и Н2.
В жилой части объекта в качестве второго эвакуационного выхода с этажа допускается проектирование лестничных клеток типа Н2 без естественного освещения в наружных стенах, при выполнении перед ними тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре и оборудовании их искусственным эвакуационным освещением.
Лифты в жилых секциях, сообщающиеся с подземной автостоянкой, выполняются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к лифтам для пожарных. Выходы из них на этажи автостоянки предусматриваются через два последовательно расположенных тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре в каждый шлюз и с устройством дренчерной завесы над проемом со стороны помещений хранения автомобилей. Ограждающие конструкции тамбур-шлюзов и лифтовых холлов выполняются с пределом огнестойкости не менее EI 120 с заполнением проемов дверями с пределом огнестойкости EI 60.
Предусматривается комплекс объёмно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.
Проектированию многофункциональных объектов защиты.
Объект предусматривается не ниже I степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, разделяется в соответствии с функциональным назначением противопожарными преградами 1-го типа с пределом огнестойкости не менее REI 150 и оборудуется полным комплексом систем противопожарной защиты:
системой противодымной защиты;
системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 4-го типа;
наружным и внутренним противопожарным водопроводом;
автоматической пожарной сигнализацией, кроме помещений подземной автостоянки, адресного типа с выводом сигнала о пожаре на пульт пожарной охраны «01»;
лифтами для транспортирования пожарных подразделений.
Этажи подземной автостоянки с превышением площади пожарных отсеков разделяются на части площадью не более 3000 м 2 дренчерными завесами в сочетании со стационарными опусками из негорючих материалов или плотными вертикальными завесами из негорючих материалов, опускающимися от потолка (перекрытия) до отметки не менее 2,5 м от уровня пола либо пространствами шириной не менее 8 м, свободными от горючей нагрузки.
Представлено расчётное обоснование, подтверждающее соответствие пожарного риска на объекте допустимым значениям.
Проектирование автоматических установок сигнализации в зданиях с высотой складирования грузов более 5,5 м;
Объект оборудуется комплексом систем противопожарной защиты:
системой противодымной защиты;
системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже 3-го типа, предусматривающей одновременное оповещение во всех пожарных отсеках;
наружным и внутренним противопожарным водопроводом;
автоматической установкой пожаротушения, в том числе с повышением интенсивности орошения в помещениях склада с высотой складирования грузов более 5,5 м, а также в помещениях бытового и офисного блоков до 0,12 л/(с?м2);
автоматической пожарной сигнализацией адресно-аналогового типа, в том числе с применением линейных дымовых пожарных извещателей в складском помещении с высотой складирования грузов более 5,5м.
Стеллажи складского блока оборудуются горизонтальными экранами из материалов НГ с шагом по высоте не более 4 м, обеспеченных отверстиями диаметром 10 мм, расположенных равномерно.
В стеллажах предусматривается устройство поперечных проходов высотой не менее 2 м и шириной не менее 1,5 м через каждые 40 м и дверных проемов в наружных стенах в местах их устройства. Проходы в пределах стеллажей выделяются противопожарными перегородками 1-го типа.
Предусматривается комплекс объёмно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.
Представлено расчётное обоснование, подтверждающее соответствие пожарного риска на объекте допустимым значениям.
Объект предусматривается первой степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности – С0 и оборудуются:
системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже 4-го типа;
наружным и внутренним противопожарным водопроводом;
автоматической установкой пожаротушения по 1-й группе помещений, согласно СП 5.13130.2009, с применением спринклерных оросителей быстрого реагирования с колбой толщиной не более 3 мм;
автоматической пожарной сигнализацией адресно-аналогового типа с выводом сигнала на пульт «01»;
системой противодымной защиты.
Электроснабжение систем противопожарной защиты предусматривается не ниже 1-ой категории надёжности
Предусматривается комплекс объёмно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22июля 2008 года №123-ФЗз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.
Представлен расчёт по определению требуемого расхода воды на наружное пожаротушение.
Для организации пожаротушения на территории объекта предусмотрена передвижная пожарная техника
Проектирование в здании многосветного пространства (атриума).
Здание оборудуется комплексом систем противопожарной защиты, в том числе:
системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже 4-го типа;
автоматической установкой пожаротушения;
автоматической пожарной сигнализацией адресного типа с выводом сигнала о пожаре на пульт пожарной охраны «01»;
системой удаления продуктов горения при пожаре.
Проемы в межэтажных перекрытиях защищаются одним из следующих способов или их комбинацией:
устройство дренчерных завес по периметру проема в две линии на расстоянии 0,5 м и расходом 1 л/(с?м) в сочетании с противодымными экранами (шторами) 1-го типа, опускающимися или устанавливаемыми стационарно на расчетную высоту;
установка по периметру противодымных экранов (штор) с пределом огнестойкости не менее EI 45, опускающихся до уровня пола этажа;
спринклерными завесами по периметру проема в две линии на расстоянии 0,5 м в сочетании с противодымными экранами (шторами) 1-го типа, опускающимися или устанавливаемых стационарно на расчетную высоту.
Объект оснащается первичными средствами пожаротушения в количестве, в два раза превышающем нормативные требования.
Представлено расчётное обоснование, подтверждающее соответствие пожарного риска на объекте допустимым значениям.
Устройство дизель-генераторной в составе жилого комплекса
Дизель-генератор выделяется ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее REI 180. Выход из дизель-генераторной предусмотрен непосредственно наружу.
Покрытие пола в помещениях дизель-генераторной и хранения топлива предусматривается устойчивым к воздействию нефтепродуктов.
В дверных проемах выполняются пороги высотой не менее 15 см.
Резервуар выполняется двустенным с постоянным контролем герметичности межстенного пространства или одностенным, размещенным в металлическом герметичном коробе, рассчитанном на вмещение полного объема хранящегося в них топлива. Резервуар оснащается системой предотвращения его наполнения в автоматическом режиме более чем на 95%. Трубопровод налива расположен ниже минимально–допустимого уровня хранения топлива в резервуаре.
Под агрегатами дизель-генераторов предусматривается устройство поддонов, рассчитанных на пролив всего объема, находящегося в них горючих жидкостей.
Помещение ДГ оборудуется системой газоанализа с передачей сигнала о достижении 10% от НКПР в помещение ЦПУ СПЗ, автоматическими установками пожаротушения, первичными средствами пожаротушения, а также «сухотрубами» с установленными на них пеногенераторами и выведенными наружу патрубками для подключения передвижной пожарной техники, системой удаления выхлопных газов.
Помещения дизель-генераторной оборудуются обособленными системами общеобменной вентиляции, на воздуховодах устанавливаются огнезадерживающие клапаны с пределом огнестойкости не менее EI 90.
Представлены расчётные обоснования, подтверждающие соответствие пожарного риска.
Проектирование здания с двумя подземными этажами (более одного этажа).
Объект предусматривается I степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, и оборудуется комплексом систем противопожарной защиты:
системой противодымной защиты;
системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 4-го типа;
наружным и внутренним противопожарным водопроводом;
автоматической пожарной сигнализацией адресного типа с выводом сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты на пульт службы «01»;
электроснабжение систем противопожарной защиты по первой особой категории надежности.
В составе указанных лестнично-лифтовых узлов предусматривается устройство лифтов для транспортирования пожарных подразделений, предназначенных для спасания маломобильных групп населения.
Эвакуация людей с подземных этажей здания осуществляется по незадымляемым лестничным клеткам типа Н3, с этажей надземной части – по незадымляемым лестничным клеткам типа Н2.
В подземных этажах здания предусматривается размещение технических и функциональных помещений (без присутствия посетителей, амбулаторных и клинических больных).
Представлены расчётные обоснования, подтверждающие соответствие пожарного риска
Проектирование зданий офисов высотой до 75 м
Объект предусматривается I степени огнестойкости с повышенными пределами огнестойкости несущих строительных конструкций до R 150.
Здание разделяется по высоте противопожарным перекрытием с пределом огнестойкости REI 150 на вертикальные пожарные отсеки с высотой расположения противопожарного перекрытия от проезда для пожарной техники не более 50 м. По фасаду предусматривается устройство противопожарных окон с пределом огнестойкости не менее E 30 в наружных стенах этажей над и под противопожарным перекрытием с дополнительной защитой со стороны помещений спринклерными оросителями с расходом 0,5 л/с на погонный метр.
Здание оборудуется комплексом систем противопожарной защиты:
системой противодымной защиты;
системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 4-го типа;
наружным и внутренним противопожарным водопроводом;
автоматической установкой пожаротушения;
автоматической пожарной сигнализацией адресно-аналогового типа;
электроснабжением систем противопожарной защиты зданий офисов и гостиницы по 1-й особой категории надежности.
Помещения, расположенные со стороны фасадов, в объём которых ограничивается доступ пожарных подразделений, отделяются от коридора противопожарной преградой с пределом огнестойкости не менее REI 60 с дверью с доводчиком и уплотнением в притворе. Над данной дверью со стороны помещения предусматривается установка спринклерного оросителя.
Представлено расчётное обоснование, подтверждающее соответствие пожарного риска на объекте допустимым значениям.
Предусматривается комплекс объёмно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.
Что такое специальные технические условия по пожарной безопасности
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 ноября 2020 г. № 734/пр «Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства»
В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5; 2013, N 27, ст. 3477) и подпунктом 5.2.8 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2020, N 43, ст. 6799), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 сентября 2026 года.
3. Положения утверждаемого в соответствии с пунктом 1 настоящего приказа Порядка в части возможности подачи заявления и документов, необходимых для согласования специальных технических условий, получения результатов и информации о ходе рассмотрения заявления посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», вступают в силу 1 января 2022 года.
Министр | И.Э. Файзуллин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2020 г.
Регистрационный № 61581
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 30 ноября 2020 г. № 734/пр
Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства
I. Общие положения
2. В целях применения Порядка технические требования в области безопасности объекта капитального строительства считаются установленными в случае наличия соответствующей характеристики объекта капитального строительства в национальных стандартах и сводах правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, вне зависимости от значения такой характеристики.
II. Разработка специальных технических условий и требования к их содержанию
5. СТУ применительно к конкретному объекту капитального строительства являются обязательными для применения требованиями, обеспечивающими соблюдение требований Технического регламента, содержащими дополнительные к установленным или отсутствующим технические требования в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, демонтажа (сноса) объекта капитального строительства, а также содержащими отступления от установленных требований. Допускается разработка СТУ на единый недвижимый комплекс.
В случае необходимости дополнения новых требований и (или) отступлений от установленных требований в области безопасности при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, для строительства, реконструкции которого ранее были согласованы СТУ, в такие СТУ должны вноситься изменения в порядке, установленном для их принятия.
6. В техническом задании должны быть приведены обоснования необходимости разработки СТУ, включая указание риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства 2020, N 31, ст. 5007), на устранение которого направлено установление технических требований, содержащихся в СТУ, данные об уровне ответственности объекта капитального строительства в соответствии с требованиями национальных стандартов, сводов правил, а также требований в области безопасности, необходимых для разработки СТУ.
7. В пояснительной записке к СТУ должны содержаться:
а) детальное обоснование необходимости разработки СТУ, излагаемое в соответствии со структурой сводов правил в соответствующей сфере деятельности, необходимости разработки СТУ, включая указание риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление технических требований, содержащихся в СТУ;
б) обоснование невозможности (недостаточности) применения национальных стандартов и сводов правил, документов в области стандартизации, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, для устранения указанного риска;
в) обоснование возможности и достаточности применения технических требований, содержащихся в СТУ, для устранения указанного риска и соблюдения требований Технического регламента при строительстве и реконструкции конкретного объекта капитального строительства;
г) перечень вынужденных отступлений от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента;
е) сведения о заинтересованных лицах и разработчике (наименование, идентификационный номер налогоплательщика);
ж) описание объекта капитального строительства в целом, его идентифицирующих признаков и его важнейших элементов с изложением объемно-планировочных и конструктивных решений.
8. Технические требования в составе СТУ должны быть конкретизированы и обоснованы одним или несколькими способами, установленными частью 6 статьи 15 Технического регламента, а также должны обеспечивать возможность их контроля.
В случае наличия отступлений от требований национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, в состав СТУ должны быть включены требования, компенсирующие отступления.
9. Международные стандарты, региональные стандарты и своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств (полностью или частично) могут быть включены в состав СТУ при условии их соответствия Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5140; 2018, N 49, ст. 7521).
10. В СТУ не включаются положения, содержащиеся в стандартах и сводах правил, в том числе, содержащиеся в них формулы расчета в другом построении.
11. Наименования, обозначения, правила написания единиц величин, используемые в СТУ, должны соответствовать законодательству Российской Федерации в области обеспечения единства измерений.
12. СТУ утверждаются заинтересованным лицом после их согласования в соответствии с главой III настоящего Порядка.
III. Порядок согласования специальных технических условий
15. Для согласования СТУ заинтересованное лицо лично или через представителя направляет в Минстрой России (или в Корпорацию, в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) следующие документы и материалы:
а) заявление о согласовании СТУ с указанием в нем сведений о заинтересованном лице и его представителе, в случае, если от имени заинтересованного лица действует его представитель, сведений о разработчике (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес электронной почты (при наличии) либо место нахождения, если документы направляются не в электронном виде);
б) документы, подтверждающие полномочия представителя действовать от имени заинтересованного лица (в случае, если от имени заинтересованного лица действует его представитель);
в) СТУ, заверенные подписью разработчика;
г) пояснительную записку к СТУ, заверенную подписью разработчика;
д) техническое задание на разработку проекта СТУ, либо его копия, заверенная надлежащим образом;
е) в случае согласования изменений в ранее согласованные СТУ копию ранее согласованного СТУ.
16. Для согласования СТУ, содержащих одновременно технические требования, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ и технические требования, предусмотренные Техническим регламентом, к документам, указанным в пункте 15 Порядка, заинтересованное лицо прилагает документ по согласованию СТУ с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности.
При наличии в документации сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, такие документы представляются на бумажном и (или) электронном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
19. Срок рассмотрения документации и принятия решения о согласовании СТУ либо об отказе в согласовании СТУ составляет двадцать рабочих дней со дня поступления документации в Минстрой России (или в Корпорацию в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка).
20. В случае направления запроса, указанного в пункте 19 Порядка, по решению руководителя Минстроя России или его заместителя (или руководителя Корпорации или его заместителя в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка), срок рассмотрения документации и принятие решения о согласовании СТУ либо решения об отказе в согласовании СТУ может быть продлен на двадцать рабочих дней. Заинтересованное лицо или его представитель письменно информируется в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.
21. С целью подготовки квалифицированного заключения о возможности согласования СТУ Минстроем России создается постоянно действующий нормативно-технический совет.
На заседании нормативно-технического совета рассматриваются представленные заинтересованным лицом или его представителем материалы, а также аналитическая справка о наличии или отсутствии соответствующей характеристики объекта капитального строительства в Техническом регламенте, национальных стандартах и сводах правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, а также о достаточности обоснования возможности и достаточности применения технических требований, содержащихся в СТУ, для устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и соблюдения требований Технического регламента при строительстве конкретного объекта капитального строительства. С этой целью Минстрой России направляет представленные заинтересованным лицом или его представителем материалы в государственное учреждение, подведомственное Минстрою России, обладающее необходимой компетенцией в области технического регулирования в строительстве, для их анализа и подготовки указанной аналитической справки.
Для рассмотрения проекта СТУ в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка, Корпорацией создается постоянно действующий коллегиальный совещательный орган, состав, требования по организации деятельности, не предусмотренные настоящим Порядком, и обеспечение деятельности которого определяется локальным нормативным актом Корпорации.
22. Решение о согласовании СТУ либо решение об отказе в согласовании СТУ Минстроем России принимаются на основании решения Нормативно-технического совета (или Корпорацией на основании рекомендаций коллегиального совещательного органа, предусмотренного абзацем 3 пункта 21 Порядка, в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка).
23. В согласовании СТУ может быть отказано в случае:
а) отсутствия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление технических требований, содержащихся в СТУ;
б) отсутствия оснований для разработки СТУ, в том числе наличие соответствующей характеристики объекта капитального строительства в Техническом регламенте, национальных стандартах и сводах правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента;
в) отсутствия (недостаточности) обоснования возможности и достаточности применения технических требований, содержащихся в СТУ, для устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и соблюдения требований Технического регламента при строительстве конкретного объекта капитального строительства;
г) несоответствия СТУ, согласованных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, и СТУ, представленных на согласование в Минстрой России (или в Корпорацию в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка), в случаях, предусмотренных пунктом 16 Порядка.
24. При принятии решения о согласовании СТУ представленные на согласование СТУ подписываются соответственно руководителем Минстроя России либо уполномоченным им должностным лицом (или руководителем Корпорации либо уполномоченным им должностным лицом, в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ. В случае представления на согласование проекта СТУ на бумажном носителе в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 17 Порядка, СТУ визируются руководителем Минстроя России либо уполномоченным им должностным лицом (или руководителем Корпорации либо уполномоченным им должностным лицом, в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) и скрепляются печатью (при наличии) Минстроя России (или Корпорации, в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка).
25. Согласованные СТУ, оформленные в соответствии с требованиями, установленными в пункте 24 настоящего Порядка, либо отказ в согласовании СТУ, содержащий мотивированное обоснование причины отказа и рекомендации для доработки СТУ, оформленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ, а в случае содержания сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, на бумажном носителе, направляются заинтересованному лицу на адрес заинтересованного лица или его представителя, указанный в заявлении о согласовании СТУ, предусмотренном подпунктом «а» пункта 15 Порядка, либо в личный кабинет заинтересованного лица или его представителя в ЕПГУ, если заявление было подано посредством ЕПГУ, либо по адресу места нахождения лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, в случае отсутствия возможности направления вышеуказанными способами.
26. Заинтересованное лицо или его представитель могут повторно направить на согласование доработанные по замечаниям Минстроя России (или Корпорации, в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) СТУ с приложением документации.
28. Ранее согласованные СТУ признаются не действующими со дня принятия Минстрой России (или Корпорацией в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) решения о согласовании СТУ в измененной редакции.
29. Заинтересованное лицо или его представитель вправе в любой момент рассмотрения Минстроем России (или Корпорацией в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) документации отозвать ее путем направления соответствующего обращения в электронном виде либо в ЕПГУ, если заявление было подано посредством ЕПГУ.
В этом случае рассмотрение документации прекращается, о чем заинтересованное лицо или его представитель информируются Минстроем России (или Корпорацией в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) в порядке, установленном пунктом 25 Порядка.
IV. Порядок работы Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа)
30. Нормативно-технический совет является коллегиальным совещательным органом, в состав которого включаются представители органов государственной власти, научно-исследовательских, проектных, общественных и других организаций.
Нормативно-технический совет состоит не менее чем из 7 членов. Состав Нормативно-технического совета утверждается приказом Минстроя России и подлежит корректировке по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Состав Нормативно-технического совета размещается на официальном сайте Минстроя России в сети Интернет.
31. Нормативно-технический совет состоит из председателя, заместителей председателя, секретаря и членов Нормативно-технического совета.
32. Члены нормативно-технического совета принимают участие в его деятельности на безвозмездной основе.
33. Не допускается участие в рассмотрении СТУ для разработки проектной документации на объекты капитального строительства на предмет их соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и подготовка предложений по принятию решений об их согласовании или обоснований отказов в принятии таких решений члена Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) в случае наличия у него конфликта интересов (ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) члена Нормативно-технического совета (члена коллегиального совещательного органа) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им его обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью члена Нормативно-технического совета (члена коллегиального совещательного органа) и задачами Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) и (или) иных обстоятельств, препятствующих его объективности.
34. Организационно-техническое обеспечение деятельности Нормативно-технического совета осуществляет Минстрой России.
35. Член Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) может быть досрочно исключен из состава Нормативно-технического совета по собственному заявлению или решению Минстроя России, в случае, если его деятельность в качестве члена Нормативно-технического совета(коллегиального совещательного органа) не соответствует требуемому профессиональному уровню и (или) противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
36. По решению председателя Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) при необходимости к рассмотрению документов, представленных для согласования СТУ, могут привлекаться технические специалисты в области проектирования и строительства.
37. Время и место проведения заседания Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) устанавливается его председателем (заместителем председателя) с учетом необходимости соблюдения сроков, предусмотренных пунктами 19 и 20 Порядка. Заседание Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) может проводиться в онлайн режиме, за исключением случаев рассмотрения СТУ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, а также путем проведения заочного голосования.
38. Информация о дате и месте проведения заседания Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа), а также повестка заседания Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) доводятся до сведения его членов и приглашенных экспертов ответственным секретарем не позднее пяти рабочих дней до даты проведения заседания.
39. Заинтересованное лицо или его представитель вправе присутствовать на заседании Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа), на котором рассматривается подготовленные им СТУ. Информация о дате и месте проведения заседания Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) доводятся до заинтересованного лица или его представителя ответственным секретарем не позднее пяти рабочих дней до даты проведения заседания.
40. Не позднее трех рабочих дней до даты проведения заседания членам Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) и приглашенным экспертам по электронной почте направляются материалы по вопросам, включенным в повестку заседания Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа).
41. Информация, содержащаяся в представляемых к заседанию Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) материалах, не подлежит разглашению третьим лицам до вынесения Нормативно-техническим советом решения по существу рассматриваемых вопросов.
42. Задачами Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) являются:
а) оценка обоснованности и необходимости разработки СТУ, а также достаточности СТУ для соблюдения уровня надежности и безопасности, предусмотренного требованиями Технического регламента;
б) разработка предложений по совершенствованию Нормативно-правового регулирования в сфере СТУ для разработки проектной документации на объекты капитального строительства.
43. Нормативно-технический совет (коллегиальный совещательный орган) обязан:
а) обеспечить всестороннее квалифицированное рассмотрение представленных документов и подготовку по ним объективных заключений;
б) обосновывать свое мнение при подготовке решения по рассматриваемым вопросам.
44. По результатам рассмотрения СТУ Нормативно-технический совет (коллегиальный совещательный орган) принимает рекомендательное решение о возможности или невозможности согласования СТУ. Для принятия решения необходимо присутствие на заседании не менее половины членов Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа).
Решение Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) принимается открытым голосованием и считается принятыми, если за него проголосовали более половины присутствующих на заседании членов Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа). Член совета не может воздержаться от голосования. При равенстве голосов членов Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) голос председательствующего на заседании является решающим.
Решение Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) в течение двух рабочих дней со дня его принятия оформляется протоколом заседания, который подписывается председателем или лицом, председательствовавшим на заседании Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа), а также присутствовавшими на заседании членами Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа).
Члены Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа), которые не согласны с принятым решением, могут изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания.
45. Нормативно-технический совет на основе согласованных СТУ ежеквартально формирует рекомендации о внесении изменений в национальные стандарты и своды правил, в результате применения которых на обязательной или добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента.
46. Государственное учреждение, подведомственное Минстрою России и принимающее участие в разработке и внесении изменений в национальные стандарты и своды правил, рассматривает рекомендации, указанные в пункте 45 Порядка, в течение тридцати рабочих дней со дня поступления рекомендаций и информирует о результатах рассмотрения информирует Нормативно-технический совет и Минстрой России.
1 Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 (Собрание законодательства Российской Федерации 2011, N 44, ст. 6274; 2019, № 47, ст. 6675)
2 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации 2010, N 31, ст. 4179; 2020 № 31, ст. 5027)
Обзор документа
Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 сентября 2026 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок вступления в силу.