что такое социокультурный проект

Примеры социокультурных проектов

Клуб менеджеров практиков в сфере культуры рассказывает об уже воплощенных социально-культурных проектах и о технологиях социокультурного проектирования!

Сейчас очень часто в ответ на вопрос о месте работы можно услышать: «Я работаю в проекте»!

Что это означает? А то, что нашлась группа энтузиастов, которая привлекла деньги для решения определенной проблемы, привлекла в команду профессионалов и работает по определенному плану. Если проблема социальная и решается она средствами культуры, такой план, изложенный в определенном порядке (с предполагаемым результатом) – это социокультурный проект.

Привлеченные финансовые средства, как правило, имеют грантовую основу. Грантодатель выделяет средства на решение круга очерченным им проблем, при условии, что будет достигнут нужный ему результат.

Подробнее.

Но получить грант далеко не просто: нужно выиграть конкурс и, зачастую, довольно жесткий. А выполнив все свои обещания, еще и отчитаться за каждую полученную копейку и за каждый пункт своих обязательств.

С другой стороны, такая деятельность дает определенную степень свободы: в выборе членов команды, в выборе методов и средств решения проблемы.

Если все сложилось: т.е. совпали ожидания грантодателей и возможности команды, тогда и возникает «работа в социально-культурном проекте».

Таким образом, если Вы можете ответить на вопросы:

Значит Вы готовы побороться за грант!

Внимательно прочитайте требования грантодателя, заполните его таблицы-анкеты и вперед, за средствами для решения тех проблем, которые Вы определили…

Итак, кто Вы? – частное лицо или представитель организации? Вы один или уже есть команда? По какому признаку вы объединились, чем вы сильны, чем уникальны, уверены в своих силах, что дает вам такую уверенность, имеете подобный опыт, умеете привлекать сторонников, нейтрализовать противников?

Для кого? Жизнь каких конкретных людей (целевых аудиторий) существенно улучшится после Вашего вмешательства, т.е. – кто благополучатели?

Почему? Какая проблема благополучателей требует Вашего вмешательства? Может им холодно или голодно? Что-то им мешает, не дает развиваться, наносит вред?

Что хотите сделать? Какие при этом сделаете реальные шаги? Так что же реально Вы сделаете? Выпустите информационные брошюры, построите баню, проведете конкурс частушек? Да, если это поможет решить обозначенную проблему! Не можете все сами – ищите партнеров-профессионалов.

Как Вы будете это делать? Какими средствами, формами, способами?

Т.е.: что будет сделано (список мероприятий), кто, как, когда и в какой последовательности будет это делать? Да, и какие ресурсы при этом будут задействованы: кадровые (человеческие), финансовые, законодательные и т.п.

Здесь главное – «изюминки», что же такого, что еще никто не делал, Вы можете предложить?

С каким результатом? Что получите на выходе? Обязательно – в конкретных цифрах: 5 брошюр, 50 участников конкурсов частушек, одна построенная баня, 500 жителей, которые сходят в эту баню.

Грамотно формулируйте цель социокультурного проекта (помните, цель это перевернутая проблема: не знают – научим, не хотят – заставим и т.п.).

И сколько Вам на это нужно денег? Смета проекта должна предусмотреть все Ваши затраты. Обидно, когда непредусмотренная мелочь вынуждает искать дополнительные средства для выполнения уже профинансированного социально-культурного проекта. Предусмотрите зарплату себе и основным членам команды, обязательно все начисления на зарплату. Как правило, это может составлять до 50% всего гранта. Пропишите все действия о обсчитайте их.

Не забудьте про расходные материалы, про тиражирование и пр. мелочи. Если привлекаете свои ресурсы – переведите их в деньги (экономисты умеют обсчитывать такие возможности). Кстати, не выпячивайте Ваши потребности, на первом плане – потребности целевых аудиторий! Вы же стараетесь для них!

Для отчета пригодятся все возможные доказательства Вашей активности: статьи в СМИ, скриншоты страниц инета, фотографии, Благодарственные письма, финансовые документы, пригласительные билеты, афиши и пр. Чем больше – тем лучше!

В любом случае грантодателей надо искать, гранты надо выигрывать, социокультурные проекты – писать и защищать!

В настоящее время в регионах России накоплен значительный опыт реализации социально-культурных проектов:

В настоящее время регионами РФ (в Белгородской и Калужской областях, в ЯНАО, в Красноярском крае, в Подмосковье) накоплен значительный опыт реализации социокультурных проектов, непосредственное отношение к которым имеет инициатор создания Клуба. Кроме того, есть опыт реализации собственных, авторских социокультурных проектов, подробное описание которых будет дано на сайте.

Усилиями автора проекта, администрации и членов Клуба составляется перечень социально-культурных проектов, наиболее интересных для менеджеров практиков в сфере культуры в плане обмена опытом. Приглашаем поделиться собственным опытом удачных (и НЕудачных) попыток получения грантов на реализацию своих социокультурных проектов.

Типы социокультурных проектов зависят от объявленных инициаторами проекта целей и организационных средств и могут быть:

В зависимости от места возникновения инициативы:

Возможными областями применения социокультурных проектов могут быть:

Подробнее.

Как одно из самостоятельных направлений создания социально-культурных проектов по созданию и развитие инфраструктуры может рассматриваться формирование индустрии досуга, на что потребуются проектные решения и соответствующие мероприятия другого рода:

Если социокультурные проекты имеют социально-педагогический, адаптационный, реабилитационный характер (т.е. носят ярко выраженную социальную направленность), то целевой ориентацией проекта может быть:

Следовательно, реализация социально-культурных проектов может помочь в решении следующих задач:

Возможные целевые аудитории на решение проблем которых направлены социально-культурные проекты, и которые практически всегда находят поддержку:

Источник

Социокультурное проектирование

Социокультурное проектирование — это технология решения социальных проблем средствами культуры, в условиях максимальной неопределенности задач и огромной вариативности их возможных решений.
Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает деятельность, способствующую разрешению конкретной ситуации:

Подробнее.

Таким образом, социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе социальных проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое конечное состояние объекта проектной деятельности, разработке путей и средств достижения поставленных целей.
Социокультурный проект – это проект, который позволяет не только найти проблему, которая есть в социуме, но и дать ответ, как ее можно решить средствами культуры. Такие проекты, по сути своей, призваны улучшить качество жизни людей. А их авторам (инициаторам) помочь реализовать свои творческие фантазии и обеспечить финансовые потребности.
Проекты всегда обладают следующими признаками:

Рабочая тетрадь №3 по теме «Оформление заявки в грантодающую организацию»

Рабочая тетрадь №2 по теме «Планирование»

Составление плана действий. Что, где, когда, сколько денег (других ресурсов) на это надо? Определение краткосрочных и долгосрочных действий.

План составляется для соблюдения порядка выполнения всех работ, определения необходимых ресурсов (материальных, финансовых, кадровых) разработки организационной структуры проекта и координации деятельности всех его участников (кто, что, когда и как будет делать).

Рабочая тетрадь №1 по теме «Инициация»

1 вариант: проектная идея (основной замысел проекта) определена, значит начата инициация проекта, затем нужно понять, для кого ее реализация нужна, полезна и выгодна, какие и чьи проблемы она поможет решить.

«Тренинг: работа над созданием социокультурного проекта» Методическое пособие.

В последнее время успешно используется система тренингов, включающая в себя освоение набора методов не только усвоения и активизации знаний, но и практику их применения и внедрения. Тренинги стимулируют процесс генерации идей, ориентируют на эффективное проецирование полученных в условной форме знаний на конкретную рабочую обстановку, позволяют учиться искусству общения. Выполняя в воображаемых ситуациях те или иные действия, сопоставляя их с собственным реальным опытом, анализируя и обобщая полученные результаты, участники формируют в своем сознании ряд психологических новообразований, приводящих к освоению качественно нового профессионального уровня.

«Глоссарий по социокультурному проектированию» Методическое пособие.

Глосса́рий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.

Настоящий глоссарий (терминологический словарь) раскрывает содержание основных понятий терминов, употребляемых в социокультурном проектировании и требующих комментариев и пояснений. Его задача – помочь взаимопониманию и коммуникации участников данного процесса.

«Постановка проблемы при разработке социокультурного проекта» Методическое пособие.

«Как написать заявку на финансирование проекта» Методическое пособие.

«Социокультурное проектирование: от идеи до реализации» Книга.

Книга, изданная малым тиражом еще в 2005 г., но не потерявшая актуальности по сей день. В 2007 г. переработана в электронный сборник-приложение к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры». Распространяемая с того времени в электронном виде, в разы превысила бумажный тираж. Тысячи работников культуры по всему СНГ начинали знакомство с социокультурным проектированием именно с этой книги.

Источник

Основные понятия социокультурного проектирования.

что такое социокультурный проект. Смотреть фото что такое социокультурный проект. Смотреть картинку что такое социокультурный проект. Картинка про что такое социокультурный проект. Фото что такое социокультурный проект что такое социокультурный проект. Смотреть фото что такое социокультурный проект. Смотреть картинку что такое социокультурный проект. Картинка про что такое социокультурный проект. Фото что такое социокультурный проект что такое социокультурный проект. Смотреть фото что такое социокультурный проект. Смотреть картинку что такое социокультурный проект. Картинка про что такое социокультурный проект. Фото что такое социокультурный проект что такое социокультурный проект. Смотреть фото что такое социокультурный проект. Смотреть картинку что такое социокультурный проект. Картинка про что такое социокультурный проект. Фото что такое социокультурный проект

что такое социокультурный проект. Смотреть фото что такое социокультурный проект. Смотреть картинку что такое социокультурный проект. Картинка про что такое социокультурный проект. Фото что такое социокультурный проект

что такое социокультурный проект. Смотреть фото что такое социокультурный проект. Смотреть картинку что такое социокультурный проект. Картинка про что такое социокультурный проект. Фото что такое социокультурный проект

Содержание.

2. Основные понятия социокультурного проектирования. 5

3. Технологии разработки социокультурных проектов на примере разработки социально-ориентированных проектов. 9

4. Финансирование социокультурных проектов и программ. 14

6. Список литературы. 20

Введение

Одной из основополагающих характеристик «человека культурного» является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе модели будущего. Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть, прежде всего, совокупность «проектных» (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира – природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) «предмета культуры» человек ориентируется на его совершенные, идеальные формы – идеальную структуру художественного продукта, идеальную форму социального устройства, идеальные отношения между людьми и т.д.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования.

Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда – умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование – это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.

Основные понятия социокультурного проектирования.

— проекты, носящие бизнес-характер. В данных проектах используются средства деловой организации. Цель – извлечение прибыли, организация коммерческих социальных проектов;

— проекты, носящие политический характер. Подразумевают выработку законодательных актов, которые обеспечат прозрачность деятельности фирм;

— социальные проекты. Проекты, направленные на улучшение ситуации в образовании, здравоохранении, экологии, социальная помощь детям, социально-незащищенным слоям населения, на профилактику безнадзорности и социально-значимых заболеваний, защиту прав граждан;

— социокультурные проекты ориентируются на выработку и сохранение культурных ценностей, новых ценностных отношений.

По организационной структуре проекты могут иметь разовое или постоянное существование. По культурной ценности могут иметь идеально-концептуальное, организационное и действенное выражения.

Создание социокультурных проектов позволяет:

— во-первых, получить ресурсную и финансовую поддержку государственных органов, спонсоров, деловых партнеров;

— участвовать в конкурсах на получение грантов;

— отладить схемы управления деятельностью общественной организации, методом четкого распределения обязанностей и ответственности повысить эффективность использования имеющихся ресурсов;[1]

что такое социокультурный проект. Смотреть фото что такое социокультурный проект. Смотреть картинку что такое социокультурный проект. Картинка про что такое социокультурный проект. Фото что такое социокультурный проект

Социокультурное проектирование – это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам.

Ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:

· создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;

· обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.

Задачи проектной деятельности:

· анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;

· поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

· выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

· разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.

Программа – это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

Проект может существовать в двух формах:

· как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;

· как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен:

· во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т.д.);

· во-вторых, иметь представление об идеальном состоянии целого и способах его поддержки. [2]

Таким образом, проектирование есть, прежде всего, идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области через формулировку целей к определению конкретных методов изменения ситуации. Объектные области проектирования – и социум, и культура – рассматриваются как некие теоретические (а значит, в определенной степени – искусственные) модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом: проблематизация, целеполагание, инструментализация.

Источник

Основные понятия социокультурного проектирования.

Содержание.

Одной из основополагающих характеристик «человека культурного» является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе модели будущего. Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть, прежде всего, совокупность «проектных» (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира – природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) «предмета культуры» человек ориентируется на его совершенные, идеальные формы – идеальную структуру художественного продукта, идеальную форму социального устройства, идеальные отношения между людьми и т.д.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования.

Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда – умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование – это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.

2. Основные понятия социокультурного проектирования.

— проекты, носящие бизнес-характер. В данных проектах используются средства деловой организации. Цель – извлечение прибыли, организация коммерческих социальных проектов;

— проекты, носящие политический характер. Подразумевают выработку законодательных актов, которые обеспечат прозрачность деятельности фирм;

— социальные проекты. Проекты, направленные на улучшение ситуации в образовании, здравоохранении, экологии, социальная помощь детям, социально-незащищенным слоям населения, на профилактику безнадзорности и социально-значимых заболеваний, защиту прав граждан;

— социокультурные проекты ориентируются на выработку и сохранение культурных ценностей, новых ценностных отношений.

По организационной структуре проекты могут иметь разовое или постоянное существование. По культурной ценности могут иметь идеально-концептуальное, организационное и действенное выражения.

Создание социокультурных проектов позволяет:

— во-первых, получить ресурсную и финансовую поддержку государственных органов, спонсоров, деловых партнеров;

— участвовать в конкурсах на получение грантов;

— отладить схемы управления деятельностью общественной организации, методом четкого распределения обязанностей и ответственности повысить эффективность использования имеющихся ресурсов;[1]

Социокультурное проектирование – это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам.

Ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:

· создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;

· обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.

Задачи проектной деятельности:

· анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;

· поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

· выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

· разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.

Программа – это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

Проект может существовать в двух формах:

· как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;

· как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен:

· во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т.д.);

· во-вторых, иметь представление об идеальном состоянии целого и способах его поддержки. [2]

Таким образом, проектирование есть, прежде всего, идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области через формулировку целей к определению конкретных методов изменения ситуации. Объектные области проектирования – и социум, и культура – рассматриваются как некие теоретические (а значит, в определенной степени – искусственные) модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом: проблематизация, целеполагание, инструментализация.

3. Технологии разработки социокультурных проектов на примере разработки социально-ориентированных проектов.

Социально-ориентированные проекты предполагает оптимизацию социальных и социально-психологических условий существования человека, группы. Целевой ориентацией проекта может выступать: содействие разрешению, минимизации или профилактики проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства жизнедеятельности человека (группы); создание условий для успешной самореализации личности.

Задачи-средства социально-ориентированных проектов можно свести к трем группам:

— оптимизация образа жизни человека (помощь в освоении культурных технологий, например, овладение новой профессией, новыми средствами коммуникации, видом культурно-досуговой или художественной деятельности и т.д.);

— изменение в социально-культурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности;

— оптимизация связей, форм и способов взаимодействия человека со средой.

Социально-ориентированные проекты имеют различный характер: художественно-творческая адаптация и реабилитация; социально-психологическая адаптация; духовной реабилитация; профессиональная ориентация и реабилитация; физическая реабилитация.

Структура и содержание разделов социально ориентированного проекта.

Предпочтение данному типу целевого проекта (и соответствующей логике разработки) отдается в том случае, если определен носитель социально-культурных проблем — вполне конкретная социальная группа, и при характеристике данной аудитории преобладает личностная проблематика.

1 раздел название проекта.

2 раздел аудитория. В этом разделе дается характеристика проблем, потребностей, интересов, особенностей той категории или социальной группы, которой адресована программа. В технологии разработки проектов данного типа весьма существенным является четкое определение аудитории проекта и ее соответствующая характеристика. Как показывает опыт, процесс и результат проектирования гораздо продуктивнее в том случае, если мы не опрашиваем абстрактную “аудиторию”, а изначально знаем типичные проблемы, потребности и интересы устойчивых социальных групп и социально-культурных общностей, умеем использовать эту информацию при разработке и реализации социально-культурных программ.

В этой связи возникают две взаимосвязанные задачи:

Во-первых, поиск критериев классификации и дифференциации социальных групп и общностей, которые позволили бы представить социальное «поле» проектирования как определенное и устойчивое множество групп и общностей (т.е. тех групп, в которые включен человек в силу ряда жизненных обстоятельств и социальных ролей).

Во-вторых, определение для каждой социальной группы круга типичных жизненных проблем, которые отличают ее от других групп, т.е. выступают в качестве дифференцирующего признака.

Критериями классификации в данном случае могут выступать различные социально-демографические и социально-культурные признаки, в частности, такие как:

Возраст. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие группы: дети; подростки; молодежь; люди зрелого возраста; пожилые люди. Приоритетными социальными группами здесь являются дети, подростки, лица пожилого возраста.

Семейное положение. Здесь особого внимания заслуживают три группы: многодетные семьи; неполные семьи; одинокие люди.

Степень социальной адаптированности. По этому критерию особой остротой проблематики отличаются инвалиды, мигранты (беженцы); лица некоренной национальности; бывшие военнослужащие; лица, вышедшие из мест заключения и др.

Сходство интересов и ценностных ориентаций (различные объединения, группы, клубы по интересам).

Дополнительными критериями характеристики аудитории проекта могут служить пол, уровень доходов, психологические особенности личности и т.д.

3 раздел сфера проектирования характеристика группы социально-культурных проблем и определение на этой основе приоритетных направлений и видов социально-культурной деятельности. Здесь необходимо учитывать, что одна и та же группа личностных проблем может разрешаться с помощью различных по форме и содержанию видов социально-культурной деятельности — последние определяются по критерию значимости социально-культурной проблематики (значимости с позиции проектировщика, субъекта социальной педагогики, культурной политики и т.д.), носителем которой является аудитория проекта.

4 раздел цели и задачи проекта, которые формулируются на основе анализа личностных и социально-культурных проблем.

Например, проект, адресованный семье и объединяющий родителей, испытывающих потребность в новых методах творческого развития личности ребенка, может быть направлен на повышение их педагогической культуры, кооперацию воспитательные усилий и возможностей семьи, создание условий для обмена педагогическим опытом, организацию воспитывающей и развивающей социокультурной среды.

Задачами проектов, аудиторией которых являются лица, нуждающиеся в социальной адаптации, могут быть: содействие социально-психологической адаптации человека; помощь в решении социально-психологических проблем, обретении социального статуса и чувства личностной значимости; укрепление социальных и межличностных связей, поддержка чувства социальной полноценности и причастности к жизни и делам района, города; социальная реабилитация инвалидов средствами искусства (за счет использования терапевтических возможностей различных видов и жанров искусства); создание условий для самореализации детей-инвалидов в сфере досуга; изменение отношений учреждений и властей к проблеме инвалидов; формирование оптимального общественного климата, создающего атмосферу психологического комфорта и благоприятного самочувствия; содействие средствами искусства процессу социальной реабилитации детей и подростков, имеющих личностные проблемы; обучение детей и взрослых навыкам социальной работы, искусству помогать людям.

Мы видим, что большинство задач проектов, адресованных группам населения, нуждающимся в социально-психологической адаптации, соответствует наиболее актуальным проблемам двух областей социокультурного проектирования: социально-психологической и духовно-нравственной.

5 раздел форма реализации проекта. Как и в первом типе, формой реализации проекта может быть, во-первых, та или иная форма самодеятельной общности (общественное объединение, фонд, клуб, ассоциация и т.д.). Но есть и специфические формы реализации, которые могут быть обусловлены спецификой аудитории и характером решаемых задач.

6 раздел содержание деятельности. Его можно оформить по следующей схеме:

Конкретизируя содержательную часть проекта, следует помнить, что она определяется, преимущественно, характером социально-психологических проблем (в отличие от проектов первого типа, где определяющим является социально-культурная проблематика).

7 раздел бюджет проекта.

8 раздел источники финансирования.

Несмотря на выраженную специфику социально-педагогического и оргпроектирвования, можно отметить единый алгоритм формирования соответствующих проектов:

Таким образом, можем отметить, что разработка социокультурного проекта сложный, многоэтапный процесс, включающий в себя различные виды деятельно и направления.

4. Финансирование социокультурных проектов и программ.

Возможными источниками финансирования социокультурных проектов и программ являются:

1. Государственный бюджет (как федеральный, так и местный). Как правило, бюджетное финансирование культурных программ осуществляется на основе социально-творческого заказа конкретному исполнителю отдельных разделов программы.

Заказчиком социально-культурных проектов и программ и, соответственно, распорядителем бюджетных средств выступают местные органы власти, в частности, отделы, комитеты и управления культуры. Они имеют право выходить с инициативой по льготному налогообложению предприятий и организаций, участвующих в финансировании социально-культурных проектов и программ.

Бюджетными источниками формирования Фондов развития культуры могу быть:

— Фиксированные платежи предприятий, учреждений, организаций, расположенных на исторических территориях, в охранных зонах;

— Процент отчислений от платы за землю исторической территории, охранных зон памятников, взимаемый с предприятий, учреждений, организаций, домовладений, расположенных на этих территориях;

— Часть целевых сборов с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;

— Сбор за право использования местной символики, связанной с памятниками истории и культуры;

— Часть налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы от объема реализации продукции (работ, услг);

— Доля специального налога с предприятий для финансирования поддержки важнейших отраслей народного хозяйства;

— Таможенные тарифы на импорт культурных ценностей зарубежного производства;

— Арендная плата за использование помещений памятников истории и культуры;

— Поступления от налога на добавленную стоимость по товарам культурно-досугового и информационного назначения (фонозаписи музыкальные инструменты) в размере их фактической величины в указанных товарах, реализованных на данной территории;

— Поступления всех видов налогов и сборов, взимаемых с предприятий, учреждений и организаций культуры, в т.ч. специализированный налог на прибыль от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий;

— Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в области культуры;

— Сбор за право торговли товарами культурного и информационного назначения;

— Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей, специализирующихся на культуре;

— Сбор за право проведения кино и видеосъемок памятников истории и культуры;

— Сбор за лицензирование деятельности, связанной с проведением культурно-массовых и зрелищных мероприятий, реставрацией, изготовлением репродукций, копий, экспонатов, издательской деятельности.

2. Фонды — некоммерческие организации, имеющие финансовые средства и программу деятельности. Реализация собственных программ осуществляется фондами, как правило, путем выдачи грантов по заявкам различных субъектов культурной жизни — организаций, учреждений, частных лиц, инициативных образований граждан.

Основным внебюджетным источником финансирования социокультурных программ являются Фонды, которых только на территории Российской Федерации насчитывается несколько десятков. В сфере культуры и искусства действуют такие известные фонды как Международный Фонд “Культурная инициатива” (Дж. Сорос); Фонд помощи творческой молодежи; Международный Евразийский Фонд “Демократические реформы. Средства массовой информации. Развитие негосударственных организаций”; Фонд Г.Вишневской; Фонд художников Белютина и Молевой; Фонд Фахтангова, 12-А”. Фонды в общественно-политической и социальной сфере: Институт “Открытое общество” (аккредитованное представительство расположенной в Нью-Йорке благотворительной организации “Открытое общество”, которая координирует работу независимых национальных фондов, действующих во многих странах мира. Основатель Джордж Сорос), Санкт-Петербургский центр “Стратегия” и др.

3. Коммерческие организации (фирмы, корпорации, банки и др.).

4. Индивидуальные предприниматели (спонсоры, меценаты).

Формы финансовой помощи со стороны фирмы, банка, общественной организации могут быть самыми различными — непосредственное финансирование проектов программ; предоставление фирмой или организацией товаров, услуг; предоставление льготных кредитов и др.

Мотивы личной благотворительности (спонсорства, меценатства) связаны, как правило, с налоговыми льготами (рациональная выгода); чувством социальной ответственности (чувством долга — перед обществом, культурой); личным искуплением (чувством вины, страха); стремлением адаптироваться к обществу, культуре, социальному окружению (снять личностный дискомфорт, вызванный неблагоприятным общественным мнением); потребностью в личностной самореализации (поиском в благотворительности дополнительных источников смысла жизни).

Таким образом, мотивы индивидуальной благотворительности могут быть связаны как с рациональной выгодой, так и продиктованы желанием избавиться от ряда проблем, стремлением удовлетворить актуальные для личности потребности.

5. Средства населения (доходы от коммерческих программ, благотворительные пожертвования граждан).

Как уже отмечалось, основным источником финансирования социально-культурных программ является бюджет (федеральный, местный) и фонды (централизованные, целевые, международные, благотворительные и др.).

Однако дефицит бюджетных средств делает весьма актуальным использование такого источника финансирования как средства населения. В идеальном варианте каждый проект должен предусматривать виды деятельности и определенного рода услуги, которые будут оплачиваться населением. Сегодня, когда культура испытывает значительный дефицит финансовых средств, этот участок работы является необходимым и занимает весьма существенный объем деятельности учреждений культуры, досуга, спорта.

Коммерческая деятельность культурно-досуговых учреждений может осуществляться по нескольким направлениям:

1. Организация досуга населения (и оказание соответствующих платных услуг). Наиболее распространенными формами здесь являются: дискотеки, дискоклубы; видеосалоны, видеотеки, видеоклубы; концертные (гастрольные) бюро, группы, организации; клубы атлетической гимнастики, аэробики, ушу и т.д.; компьютерные клубы; оздоровительные группы; студии звукозаписи, фотостудии, фотосалоны; игротеки, детские игровые комнаты; мастерские для бытового технического творчества; выставки самодеятельных авторов; кабельное телевидение; услуги по проведению различных торжеств и обрядов; консультации по вопросам культуры, истории, спорта, отдыха и быта. Коммерческие культурно-досуговые программы, преследующие цель извлечения прибыли, должны носить многопрофильный характер.

2. Помимо организации свободного времени, в качестве источника получения финансовых средств нередко используется производственная деятельность (создание ремонтно-строительных групп, ателье, мастерских, кооперативов, оказание информационных, рекламные и бытовых услуг населению, предприятиям и организациям). Здесь перечень работ может быть самый разнообразный: ремонт телерадиоаппаратуры, обслуживание автолюбителей, производство сувениров, светотехнических устройств, транспортные услуги, туристические бюро, юридические консультации, медицинское обслуживание, художественно-оформительские работы, организация туристских маршрутов; ремонт и реставрация произведений и изделий изобразительного и декоративно-прикладного искусства, печатных изданий, переплетные работы; разработка эскизов и оформление интерьеров квартир по заявкам населения и т.д.

3. Посредническая деятельность культурно-досуговых учреждений. Как уже отмечалось, содержание услуг каждый раз определяется в зависимости от местных условий. Поэтому в некоторых случаях культурно-досуговое учреждение может выступать в качестве посредника между заказчиком и исполнителем, оформляя отношения этих сторон юридически и обеспечивая их соответствующими организационными структурами и специфическими социокультурными технологиями (организация праздничных вечеров и программ по заказу различных организаций, проведение аукционов, презентаций, конференций, участие в предвыборных кампаниях и др.).[4]

Основная задача коммерческих мероприятий – общественность должна быть уверена, что учреждение культуры работает в интересах человека и общества, а не с целью извлечения прибыли.

5. Заключение.

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, т.е. образ «должного» доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации.

Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем как мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности — ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел — предваряющий действие проект.

6. Список литературы.

1) Дридзе Г.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. – М., 1995.

3) Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология. Теоретические основания культурной политики. – М., Рос. институт культурологии, 1993.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *